Нашествие персидских войск на элладу урок. Презентация к уроку по истории (5 класс) на тему: Презентация. " Нашествие персидских войск на Элладу". IV. Изучение новой темы

Урок по обществознанию на тему «Гражданские правоотношения»

Цель: познакомиться с основным содержанием гражданских правоотношений.

Предмет: обществознание.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

I. Повторение пройденного материала.

    Беседа по вопросам:

    Какие стороны человеческой жизнедеятельности охватывает Всеобщая декларация прав человека и какие высшие ценности она утверждает и защищает?

    В чём состоят основные юридические гарантии защиты прав человека, закреплённые в главе 2 Конституции РФ?

    Почему права ребёнка отличаются от прав взрослого человека?

    Какой международный документ открыл «эпоху прав ребёнка»? Почему в поддержку этого документа необходимо было принять ещё один правовой документ и какой?

2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы

ВСПОМНИТЕ

Что понимается под правовыми отношениями? Какими отраслями права они регулируются? Что такое собственность? Какие формы собственности вам известны? В чём суть имущественных отношений?

ПОДУМАЙТЕ

Может ли в гражданских правоотношениях участвовать пятилетний ребёнок?

Гражданское право, как вам известно, является одной из отраслей права. Оно охватывает самый широкий круг отношений, в которые вступает гражданин. Многие даже не подозревают, что, покупая продукты в магазине, сдавая пальто в гардероб или беседуя с другом по телефону, совершают действия, которые регламентируются нормами гражданского права. В условиях рыночной экономики оно является главным регулятором товарно-денежных отношений, основанных на свободном предпринимательстве, имущественной самостоятельности и равенстве партнёров. Не случайно его называют фундаментом делового мира.

Сущность гражданского права. Рассмотрение данной подтемы начнём с определения: гражданское право – это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения.

Из определения видно, что гражданское право регулирует два вида общественных отношений: имущественные и личные неимущественные. Имущественные отношения возникают, как вы знаете, по поводу имущества – материальных благ. К ним относятся вещи, работы, бытовые услуги – словом, всё то, что имеет денежную оценку. Например, летом на отдыхе вы берёте напрокат лодку. Оплачивая эту услугу, вы распоряжаетесь своим имуществом – деньгами. Услуга собственника лодки (она обязательно кому-то принадлежит) является, как говорят юристы, возмездной, т. е. возмещённой в денежном эквиваленте. Напомним, что предпосылкой возникновения имущественных отношений является право собственности (владение, пользование и распоряжение имуществом).

Личные неимущественные отношения возникают по поводу нематериальных благ: изобретений, произведений науки, литературы, искусства, права на честь и достоинство личности, права на неприкосновенность частной жизни и пр. Эти отношения могут быть как связаны, так и не связаны с имущественными отношениями. Например, вы написали стихи, а издательство согласилось опубликовать их, вступив с вами в гражданские правоотношения. Вы как автор произведения имеете право на его обнародование под своим именем, а издательство – соответствующие этому праву обязанности (неимущественные правоотношения). Кроме того, вы вправе получить за свой труд денежное вознаграждение, а издательство обязано выплатить вам гонорар (имущественное правоотношение). Другой пример. Журналист местной газеты опубликовал статью, в которой содержатся ложные сведения, порочащие доброе имя вашей семьи. В связи с нарушенным правом на честь и достоинство личности ваши родители могут по суду требовать от редакции опровержения ложных сведений (неимущественное правоотношение), а также денежной компенсации (имущественное правоотношение) за причинение морального вреда – стыда и унижения, которые они испытали.

Но вернёмся к определению гражданского права. Обратите внимание: его нормами регулируются не все имущественные и личные неимущественные отношения, а только те, которые основаны на равенстве и автономии воли сторон. Равенство сторон означает отсутствие между ними властного подчинения, зависимости. Так, налоговые и таможенные отношения не подпадают под действие гражданского права, потому что основаны на властном подчинении гражданина государству. Автономия воли сторон выражается в том, что каждая сторона, будучи независимой, принимает решение свободно, по доброй воле.

Отметим, что нормы гражданского права содержатся в международных документах, Конституции РФ, федеральных законах, подзаконных актах и других источниках. Основным актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Особенности гражданских правоотношений. Под гражданским правоотношением понимается урегулированное нормами гражданского права имущественное или личное неимущественное общественное отношение. Оно представляет собой юридическую связь между участниками, которая выражается в наличии у них юридических прав и обязанностей.

Одна из особенностей гражданских правоотношений – превалирование имущественных отношений над отношениями личными неимущественными, что будет показано ниже.

Другая особенность. Участниками (субъектами) гражданских правоотношений являются физические лица (граждане) и юридические лица (предприятия, организации). К юридическим лицам приравниваются также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования – города, сёла, округа, районы и пр., если они вступают в гражданско-правовые отношения. (Вспомните, в чём сходство и различие юридических лиц и лиц физических, каким имуществом они располагают, как осуществляют экономические операции, в чём выражается равноправие различных форм собственности: частной, государственной, муниципальной.)

Итак, все участники гражданских правоотношений именуются лицами, подчёркивая тем самым принцип равенства и независимость воли сторон. В самом деле вы (физическое лицо), покупая продукты в магазине (юридическое лицо или физическое), не подчинены ему. Вас связывает лишь правоотношение купли-продажи. И если по каким-либо причинам вас не устраивает товар, то вы приобретаете его в другом магазине (государственном, частном, муниципальном).

Гражданские правоотношения характеризуются и особыми объектами, т. е. тем, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения. К объектам относятся, как мы выяснили, вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Объектами могут стать работы, услуги, информация. Видами объектов являются и результаты интеллектуальной деятельности, а также здоровье, честь и достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и пр.

Следующая особенность. Содержанием гражданских правоотношений являются закреплённые в гражданском законодательстве права и обязанности, выражающие юридическую связь участников. Например, если вы воспользовались услугами мастерской по ремонту обуви, то вступили с ней в гражданско-правовое отношение. У вас появилось законное право на качественное и своевременное выполнение услуги работниками мастерской, а также ваша обязанность оплатить её. Вероятно, вы обратили внимание на то, что в гражданских правоотношениях каждая сторона обладает как правами, так и обязанностями. Но бывают случаи, когда одна сторона имеет только права, а другая – только обязанности. Представьте, что вы дали в долг деньги своему другу. Он (должник) обязан возместить ваши убытки, а вы (кредитор) имеете право получить их возмещение.

К вопросу о юридических правах и обязанностях мы ещё вернёмся, а сейчас отметим, что гражданские правоотношения возникают чаще всего на основе сделок. Возможно, некоторые из вас удивятся, прочитав эти строки, так как слово «следка» в обыденной речи употребляется, как правило, с негативным оттенком. Говорят: «грязная сделка» или «я на сделку с собственной совестью не пойду». Между тем в правоведении сделки – это действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Ситуация. По завещанию дедушки его квартира перешла в собственность внука Петра. Уезжая в длительную командировку, Пётр сдал эту квартиру для временного проживания гражданину Б., а вернувшись, обменял на загородный дом.

Итак, налицо три действия (сделки) физических лиц:

      составление завещания дедушкой, что явилось основанием установления прав собственности внука Петра на квартиру и обязанностей по её содержанию – оплате коммунальных услуг, налога на собственность, обеспечению сохранности и надлежащего состояния;

      сдача Петром квартиры в наём, что привело к изменению его прав и обязанностей, например, права пользования квартирой;

      обмен квартиры на загородный дом как основание для прекращения прав собственности бывших владельцев и установления их прав и обязанностей на новую собственность.

Сделки, как видно из ситуации, бывают односторонними и двух- или многосторонними. Для заключения односторонних сделок достаточно воли одной стороны (завещание, т. е. распоряжение гражданина своим имуществом на случай смерти; выдача доверенности и пр.). Сделки, в которых выражается согласованная воля двух и более сторон, называются договорами.

Факт. По данным статистики, подавляющее большинство гражданско-правовых отношений имеет договорный характер.

Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. В Гражданском кодексе РФ фиксируется несколько десятков видов договоров (сделок). Те из них, в которых наиболее часто принимают участие граждане, вам уже знакомы (например, договоры купли-продажи, хранения, проката, найма жилья, мены (обмена), перевозки пассажиров, банковского вклада, дарения, бытового подряда, возмездного оказания услуг: коммунальных, информационных и пр.).

Договоры могут заключаться устно и в письменной (простой и заверенной нотариусом) форме. Так, наиболее распространена устная форма заключения договора купли-продажи с выдачей покупателю кассового или товарного чека. В устной форме может осуществляться и договор дарения, который, в отличие от других видов договоров, является безвозмездным. Иначе говоря, если вы подарили другу свою любимую футболку, то не вправе требовать от него денежной компенсации или возврата подарка. Иное дело – договор бытового подряда, скажем, ремонта квартиры. Он обязывает заказчика оплатить работу, выполненную подрядчиком, и подтверждается письменным документом об условиях сделки. К письменным документам относятся также квитанции, которые вы оплачиваете по договорам коммунальных услуг (энергоснабжение, отопление, телефонная связь и др.). А вот договоры обмена жилья и других сделок с недвижимостью требуют не только простого письменного подтверждения, но и нотариального удостоверения и, кроме того, государственной регистрации. Нотариальное удостоверение говорит о том, что сделка является честной и законной, а государственная регистрация – о её официальном, публично-правовом признании и сопровождается выдачей сторонам свидетельства о праве собственности. Советуем не терять документов, подтверждающих сделки. Они имеют первостепенное значение при защите ваших прав потребителя. Но об этом позже, а сейчас подчеркнём, что гражданско-правовой договор это всегда взятые на себя обязательства, умение распоряжаться своими правами и надлежащим образом исполнять обязанности. Неисполнение условий договора влечёт за собой гражданско-правовую ответственность: штраф, пени и пр.

С какого же возраста человек признаётся дееспособным, т. е. способным своими действиями приобретать и осуществлять юридические права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность? Полная дееспособность наступает по достижении совершеннолетия – 18 лет. Полностью недееспособными являются дети в возрасте до 6 лет. Все сделки за них осуществляют родители.

Дети в возрасте от 6 до 14 лет обладают частичной гражданской дееспособностью. Они вправе самостоятельно (без согласия родителей) совершать:

    мелкие бытовые сделки: покупку в магазине продуктов, книг, тетрадей и пр.;

    сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, скажем, принять в подарок компьютер;

    получать от родителей средства для определённых целей или для свободного распоряжения (карманные деньги).

Частичная дееспособность характерна и для детей от 14 до 18 лет, но объём её значительно возрастает.

    Кроме сделок, которые может совершать малолетний ребёнок, подросток вправе самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами. (Представьте, что папа вручил вам некоторую сумму денег на покупку в будущем мотоцикла. Эти деньги можно отнести к разряду «иных доходов» и лучше всего поместить в банк.)

    Подросток вправе вносить вклады в банк и распоряжаться своими вкладами. Банк, принимая от вкладчика денежную сумму, обязан возвратить её с процентами на условиях, предусмотренных договором. Договор оформляется выдачей клиенту сберегательной книжки.

    Подросток может самостоятельно осуществлять и права автора произведений своей интеллектуальной деятельности. Многие талантливые дети уже в подростковом возрасте имеют опубликованные повести, стихи, произведения музыки и живописи. (Приведите примеры.) С 16 лет подростки вправе быть членами кооперативов. Все другие сделки совершаются подростками с письменного согласия родителей.

    Вместе с тем (внимание!) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, о которых мы сказали выше. За причинённый ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность, предусмотренную ГК РФ.

Документ. Из Гражданского кодекса РФ:

      Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда».

Защита прав потребителя. Каждый из нас, делая покупки, заказывая работы или услуги, выступает в гражданских правоотношениях как потребитель. Напомним, что потребитель согласно закону «О защите прав потребителей» - это гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает услуги и работы либо имеет намерение приобрести, заказать или использовать их исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Представьте следующее:

Ситуация. 1. Вы обратились к продавцу с просьбой показать плейер и рассказать о его потребительских свойствах, а он вместо этого дал вам прилагающуюся к плейеру инструкцию, да ещё на иностранном языке. 2. Вы купили фирменные джинсы «Леви страус», а они на поверку оказались лжелевисами. 3. Вы купили мобильный телефон, а он после подключения на подзарядку загорелся, в результате чего в комнате возник пожар.

В этих случаях вы потребитель, права которого нарушены. Во-первых, право на необходимую и достоверную информацию о товаре (срок годности, срок службы, гарантийный срок и пр.), включая инструкцию, которая обязательно должна быть на русском языке. Во-вторых, право на качество товара, т. е. на его соответствие требованиям стандарта или условиям договора. Подтверждением этого является нередко (как в случае с джинсами) фирменный знак. В-третьих, право на безопасность товара (услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя, а также окружающей среды. Данное право включает в той или иной мере право на качество, а значит, предполагает соответствие стандарту. Документ, удостоверяющий соответствие товара стандарту, называется сертификатом. Поэтому покупатель, чтобы удостовериться в надлежащем качестве и безопасности товара, вправе требовать от продавца сертификат соответствия.

Как же защитить свои права потребителя? Сначала попытайтесь самостоятельно, без посредников, добиться от другой стороны (правонарушителя) оперативного выполнения ваших законных требований. Например, можно потребовать, чтобы в кратчайший срок инструкция, прилагаемая к товару, была переведена на государственный язык и доставлена вам на дом. В случаях продажи товара ненадлежащего качества (в том числе и упомянутых лжелевисов) вы вправе по своему выбору требовать замены одного товара на другой, соразмерного уменьшения цены товара, возвращения денег, безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на их исправление. (Ранее говорилось, что эти меры возможны только при наличии у покупателя кассового и товарного чеков.) Потребителю предоставляется также право на возмещение вреда, причинённого некачественным товаром, услугой или работой. Речь идёт не только об имущественном вреде (например, о материальном ущербе после пожара в комнате из-за возгорания мобильного телефона), но и о вреде неимущественном – моральном. Подчеркнём, что моральный вред – это физические или нравственные страдания гражданина (беспомощность, боль, страх, унижение, стыд и пр.), которые возникают в связи с действиями, нарушающими его личные неимущественные права, а также действиями, посягающими на другие принадлежащие ему нематериальные блага, например, здоровье. Размер компенсации морального вреда определяется в каждом конкретном случае судом на основании рассмотрения иска либо самого потребителя, либо общества по защите прав потребителей, либо органа местной власти (если потребитель вынужден был обратиться к ним за содействием в защите своих прав). Подчеркнём, что право обращаться в эти инстанции и, главное, в суд – важнейшие права потребителя. В заключение отметим, что закон не сможет защитить ни вас, ни ваших близких, если вы сами не предпримете для этого никаких усилий.

III. Итог урока.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

    В чём суть гражданского права?

    Каковы особенности гражданских правоотношений?

    Какие виды гражданско-правовых договоров вам известны?

    В чём проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних?

    Какие права имеет потребитель?

    Как он может защитить их?

В КЛАССЕ И ДОМА

    Какие из приведённых ниже сделок мог совершить 15-летний гражданин без согласия родителей (ответ поясните):

    стать членом кооператива;

    открыть свой счёт в банке;

    купить земельный участок;

    стать владельцем машины;

    получить патент на изобретение?

    Какому понятию соответствует следующее определение: «…вид сделки, выражающей согласованную волю двух и более сторон об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей»? Поясните свой ответ.

    13-летний В. явился в банк, чтобы заключить договор банковского счёта. Однако сотрудница банка отказала ему, предложив прийти с родителями. Права ли сотрудница банка? Аргументируйте свой ответ.

    Гражданин обратился в суд с иском к Муниципальному жилищному ремонтно-эксплуатационному предприятию, которое обслуживает его дом, о возмещении ему морального вреда. В обосновании иска гражданин указал, что недалеко от своего дома он упал в открытый люк, повредив ногу. Длительное время лечился, но по настоящее время ещё хромает. Выскажите аргументированное предположение, какое решение примет суд.

    Назовите услуги, которые оказываются лично вам и вашей семье. Какие из них порождают гражданские правоотношения, а какие нет? Ответ поясните.

Говорят мудрые

«Договор дороже денег».

Русская поговорка

Оценивание ответов учащихся.

Гражданские правоотношения – это имущественные (вещные и обязательственные) или...

  • Урок

    ... Урок по обществознанию на тему «Правоотношения и субъекты права» Цель: познакомиться с сущностью правоотношений , понятиями субъекта, объекта и содержания правоотношения . Предмет: обществознание ... ненависть, а Гражданский кодекс РФ предусматривает...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему «Международная защита прав человека» Цель: ... неимущественными отношениями, т. е. с гражданскими правоотношениями . Основная часть граждан связана также правоотношениями , основанными на нормах трудового...

  • Урок

    Урок по обществознанию на тему «Правовые основы предпринимательской... самостоятельной отраслью права. Предпринимательские правоотношения общественные отношения в сфере... ; минимальное число участников – 2. Гражданский кодекс РФ различает две формы...


  • Готовые работы

    ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

    Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
    Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
    Стоимость работы от 20 000 тенге

    КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

    Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
    Стоимость работы от 2 500 тенге

    МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

    В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
    Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
    Стоимость работы от 35 000 тенге

    ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

    После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
    Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

    Персия вот уже несколько десятков лет вела захватнические войны в Европе, Азии и Африке. Греки смогли отразить первый удар персидского войска в Марафонском сражении, но это не означало, что Персия откажется от планов по захвату Греции .

    События

    После Марафонского сражения персы стали готовить ещё один поход на Грецию.

    Подготовка похода затянулась на целых 10 лет.

    Царь Дарий умер, оставив Персидскую державу своему наследнику Ксерксу.Греки в свою очередь тоже готовились к будущим сражениям.

    480 г. до н.э. – переправа персов через Геллеспонт. На Грецию двинулось огромное войско во главе с Ксерксом, по морю его сопровождал персидский флот.

    480 г. до н.э. – битва при Фермопилах.

    Для обороны греки выбрали узкий Фермопильский проход (между Северной и Средней Грецией).

    Спарта отправила в войско для обороны Фермопил 300 спартанцев. Во главе с царем Леонидом.

    Несколько дней греки оборонялись в ущелье.

    С помощью хитрости (пройдя по тайной тропинке в обход) персы нанесли удар грекам с тыла.

    Все греки, кроме спартанцев, отступили: по спартанским законам отступать с поля боя нельзя, поэтому 300 спартанцев погибли.

    480 г. до н.э. – Саламинское сражение.

    На острове Саламин сконцентрировался греческий флот.В узком проливе у маневренных греческих триер было полное преимущество.Победа Греции.

    Ксеркс возвратился в Персию.

    Однако в Греции оставалась сухопутная армия персов.

    479 г. до н.э. – разгром персов при Платеях.

    479–449 гг. до н.э. – битвы с персами на море и в Малой Азии. Постепенное освобождение греческих полисов.

    Участники

    Дарий – персидский царь, участник греко-персидских войн.

    Ксеркс – персидский царь, предводитель похода персов на Грецию в 480–479 гг. до н.э.

    Фемистокл – афинский архонт, организатор сил сопротивления Греции во время нашествия Ксеркса.

    Леонид – царь Спарты, погибший в сражении при Фермопилах.

    Заключение

    Греция одержала победу в греко-персидских войнах, длившихся около 50 лет. Для персов это было тяжёлым ударом. Ведь Персия была гораздо больше Греции и по территории, и по населению. Однако греки, благодаря своему мужеству и отваге, совершили этот подвиг.

    Параллели

    В сражении при Фермопилах участвовало всего 7000 человек (из них 300 спартанцев), хотя греки могли собрать куда более внушительную армию. Почему они этого не сделали? Потому что в тот год проходили Олимпийские игры . Сейчас кажется невероятным, что греки не стали отменять игры даже в условиях борьбы с захватчиками-персами. Однако это не единственный случай. При Марафонской битве спартанцы не прислали своё войско сразу, так как не могли выйти раньше полнолуния. Слишком сильна была вера греков в богов, священные обычаи не отменялись ни при каких обстоятельствах.

    Нашествие персов на Элладу

    Многие греки считали поражение персов при Марафоне концом войны, но наиболее дальновидные из них думали иначе. В эти годы в Афинах выдвинулся умный и энергичный человек по имени Фемистокл (рис. 1). Он хорошо понимал, что вскоре персы вновь вторгнутся в Грецию. Выступая в Народном собрании, Фемистокл говорил: «Наша родина – Эллада – разделена на десятки государств, которые часто воюют друг с другом. Чтобы победить персов, греки должны забыть взаимную вражду и объединиться». Фемистокл ездил по разным городам Греции и, в конце концов, военный союз, к которому он призывал, был создан. Для борьбы с персами объединились Афинское, Спартанское и другие государства, всего тридцать. Командование объединённым войском поручили спартанцам, так как у них было лучшее сухопутное войско.

    С именем Фемистокла связано также создание афинского военного флота. Фемистокл предложил всю прибыль от добычи серебра на юге Аттики вложить в строительство военного флота. Народное собрание приняло предложение Фемистокла, и к началу новой войны с персами у афинян было 200 триер.

    После смерти Дария властителем Персидской державы стал его сын Ксеркс. В 480 году до н. э. царь Ксеркс повёл свои полчища на Элладу. Большая часть воинов Ксеркса была набрана из покорённых народов. Им были чужды интересы персидского царя и знати.

    Узкий пролив отделял Европу от Азии. По приказу Ксеркса навели мосты, соединившие оба берега, но разразилась буря и снесла эти мосты. Пришедший в ярость Ксеркс велел отрубить головы строителям, а морю назначил невиданное доселе наказание. Плачи стегали его кнутами, приговаривая: «О ты, горькая морская влага! Вот тебе от нашего владыки! Запомни хорошенько, царь перейдёт тебя, желаешь ты того или нет!» (рис. 2) Другие мастера выстроили новый мост. Семь суток длилась переправа на европейский берег.

    Огромное войско вторглось в Северную Грецию. За ним следовал обоз с продовольствием, гнали стада быков. Вдоль берега шёл персидский флот. Это случилось через 10 лет, в 480 г. до н. э., после Марафонской битвы. Переправившись через пролив Геллеспонт на европейский берег, войско двинулось по европейскому побережью, а вторгшись в Северную Грецию, стало занимать область за областью. Греки не отважились на открытый бой.

    Единственный путь, который вёл из Северной в Среднюю Грецию, был Фермопильский проход, который и решили защищать 300 спартанцев и 700 феспийцев под командованием Леонида, преградив персам дорогу. Отряд во главе с Леонидом героически защищал Фермопилы, но не смог устоять из-за предательства одного грека, который вывел персов в тыл к войскам царя Леонида. Желая спасти войско от разгрома, Леонид отдал приказ о немедленном отступлении греческих отрядов, а сам с отрядом отборной пехоты из 300 спартанцев пал на поле битвы. На месте сражения был установлен памятник в виде каменного льва с надписью: «Странник, весть отнеси всем гражданам Лакедемона: честно исполнив закон, здесь мы в могиле лежим»

    Завладев Фермопилами, полчища Ксеркса хлынули в Среднюю Грецию. Грабя её области, вытаптывая поля, вырубая виноградники и оливы, захватчики приближались к Афинам.

    По решению Народного собрания жители Аттики спешно покидали свои дома. Множество женщин, стариков и детей перебрались на остров Саламин под защиту флота. Способные носить оружие мужчины вступили на корабли. Вся Аттика опустела. Персы вошли в Афины , предали их огню, разрушили храмы. Военные суда персов встали на якорь в бухте близ Афин. Рядом, в узком проливе между Саламином и Аттикой, находился флот греков, насчитывавший около четырёхсот кораблей. Отсюда было видно, как пылал прекраснейший из городов Эллады.

    На общем совете военачальников многие командиры настаивали на отводе флота к Коринфскому перешейку для защиты Южной Греции. Лишь афинский стратег Фемистокл убеждал дать бой в Саламинском проливе, где эллинам знаком каждый подводный камень, все направления ветров. Он умолял подумать о судьбе афинских женщин и детей. Долго спорили греки, не зная, как поступить. Но на рассвете увидали, что выходы из пролива перекрыты персидским флотом. Сражение стало неизбежным.

    За его ходом, восседая на золотом троне, с высокого берега Аттики наблюдал Ксеркс. Превосходство в численности кораблей создавало уверенность в победе. Между тем, поднялся сильный ветер. Он раскачивал высокопалубные суда персов, однако не был опасен низким триерам. Греки нанесли врагам первые удары.

    Сражение описал его участник поэт Эсхил. «Был слышен громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады! Спасайте родину, спасайте жён, детей своих, богов отцовских храмы, гробницы предков: бой теперь – за всё!» …Сперва стояло твёрдо войско персов; когда же скучились суда в проливе, дать помощи друг другу не могли и медными носами поражали своих же – все тогда они погибли. И под обломками судов разбитых, под кровью мёртвых – скрылась гладь морская» .

    Саламинская победа стала решающей в ходе греко-персидских войн. После поражения Ксеркс покинул Грецию, оставив в ней часть сухопутной армии. А через год в битве при Платеях и она была разбита. Греки в тяжёлой и длительной борьбе отстояли свою независимость.

    Список литературы

    1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
    2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.



    Повторение: 1. Персы через послов потребовали у греков земли и воды. Что означало: А) участки возле водоемов Б) поесть и попить В) подчинения 2. Укажите причину греко-персидских войн: А) ненависть персов к грекам Б) завоевательная внешняя политика персов В) конфликт из-за Спарты 3. Кого Народное Собрание в Афинах избрало стратегом для борьбы с персами: А) Аминий Б) Мардоний В) Мильтиад














    После Марафонской битвы угроза со стороны Персии сохранялась. Это прекрасно понимал Фемистокл. По его предложению афиняне построили флот в 200 триер. Благодаря Фемистоклу 30 эллинских государств создали Союз тридцати эллинских государств для борьбы с персами. Подготовка к войне














    Бой в Фермопильском ущелье Царь Леонид и 300 спартанцев ценой своей жизни прикрыли отход основного греческого войска. Ни один спартанец ни сдался персам. Впоследствии на памятнике в ущелье была сделана надпись: «Путник, весть отнеси всем гражданам, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли»








    У персов было 800 кораблей, расположенных тремя группами, перекрывшие выход из пролива. У греков - 200, построенных в 2 линии. Начался сильный ветер. Фемистокл отдал приказ атаковать левый фланг персов. Греческие корабли таранили персидские, а те, прижатые друг к другу, не могли разогнаться и не причиняли грекам никакого вреда. Вскоре персов атаковали греческий центр и правый фланг. Персы в панике двинулись к проливам, забитым своими же судами. Битва при Саламине


    Персы в панике двинулись к проливам, забитым своими же судами. В итоге этой грандиозной битвы персы потеряли более 200 кораблей, а греки Битва при Саламине




    Греко-персидские войн ы Дата сражения Название сражения Результат сражения 490 г. до н.э.Марафонское победа греков (афинян) 480 г. до н.э. Фермопильское поражение греков 480 г. до н.э. Саламинское победа греков 479 г. до н.э. у г. Платеи победа греков, разгром остатков войска персов В тяжелой и длительной борьбе греки отстояли свою независимость


    Словарь: Фемистокл – греческий полководец. Леонид – спартанский царь. 480 г. до н.э. – сражегние у Фермопильского прохода. 480 г. до н.э. – Саламинское сражение. 479 г. до н.э. – битва при Платеи. Триера – греческий корабль с 3-ми рядами вёсел (180 гребцов). Ксеркс – царь Персии.


    Источники Вигасин А.А., Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.- М.: Просвещение, 2008 Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2 - М.: Просвещение, 2004 Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя - М.: Просвещение, 2009 Школьная энциклопедия. История Древнего мира.- М.: « ОЛМА - ПРЕСС »,2003 Интернет – ресурсы

    На сегодняшнем занятии вы узнаете, как греки, несмотря на численное превосходство противника, смогли отстоять свою независимость.

    После смерти Дария властителем Персидской державы стал его сын Ксеркс. В 480 году до н. э. царь Ксеркс повёл свои полчища на Элладу. Большая часть воинов Ксеркса была набрана из покорённых народов. Им были чужды интересы персидского царя и знати.

    Узкий пролив отделял Европу от Азии. По приказу Ксеркса навели мосты, соединившие оба берега, но разразилась буря и снесла эти мосты. Пришедший в ярость Ксеркс велел отрубить головы строителям, а морю назначил невиданное доселе наказание. Плачи стегали его кнутами, приговаривая: «О ты, горькая морская влага! Вот тебе от нашего владыки! Запомни хорошенько, царь перейдёт тебя, желаешь ты того или нет!» (рис. 2) Другие мастера выстроили новый мост. Семь суток длилась переправа на европейский берег.

    Рис. 2. Переправа через Геллеспонт ()

    Огромное войско вторглось в Северную Грецию. За ним следовал обоз с продовольствием, гнали стада быков. Вдоль берега шёл персидский флот. Это случилось через 10 лет, в 480 г. до н. э., после Марафонской битвы. Переправившись через пролив Геллеспонт на европейский берег, войско двинулось по европейскому побережью, а вторгшись в Северную Грецию, стало занимать область за областью. Греки не отважились на открытый бой.

    Единственный путь, который вёл из Северной в Среднюю Грецию, был Фермопильский проход, который и решили защищать 300 спартанцев и 700 феспийцев под командованием Леонида, преградив персам дорогу. Отряд во главе с Леонидом героически защищал Фермопилы, но не смог устоять из-за предательства одного грека, который вывел персов в тыл к войскам царя Леонида. Желая спасти войско от разгрома, Леонид отдал приказ о немедленном отступлении греческих отрядов, а сам с отрядом отборной пехоты из 300 спартанцев пал на поле битвы. На месте сражения был установлен памятник в виде каменного льва с надписью: «Странник, весть отнеси всем гражданам Лакедемона: честно исполнив закон, здесь мы в могиле лежим» (рис. 3).

    Рис. 3. Памятник Леониду и 300 спартанцам ()

    Завладев Фермопилами, полчища Ксеркса хлынули в Среднюю Грецию. Грабя её области, вытаптывая поля, вырубая виноградники и оливы, захватчики приближались к Афинам.

    По решению Народного собрания жители Аттики спешно покидали свои дома. Множество женщин, стариков и детей перебрались на остров Саламин под защиту флота. Способные носить оружие мужчины вступили на корабли. Вся Аттика опустела. Персы вошли в Афины, предали их огню, разрушили храмы. Военные суда персов встали на якорь в бухте близ Афин. Рядом, в узком проливе между Саламином и Аттикой, находился флот греков, насчитывавший около четырёхсот кораблей. Отсюда было видно, как пылал прекраснейший из городов Эллады.

    На общем совете военачальников многие командиры настаивали на отводе флота к Коринфскому перешейку для защиты Южной Греции. Лишь афинский стратег Фемистокл убеждал дать бой в Саламинском проливе, где эллинам знаком каждый подводный камень, все направления ветров. Он умолял подумать о судьбе афинских женщин и детей. Долго спорили греки, не зная, как поступить. Но на рассвете увидали, что выходы из пролива перекрыты персидским флотом. Сражение стало неизбежным.

    За его ходом, восседая на золотом троне, с высокого берега Аттики наблюдал Ксеркс. Превосходство в численности кораблей создавало уверенность в победе. Между тем, поднялся сильный ветер. Он раскачивал высокопалубные суда персов, однако не был опасен низким триерам. Греки нанесли врагам первые удары.

    Сражение описал его участник поэт Эсхил. «Был слышен громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады! Спасайте родину, спасайте жён, детей своих, богов отцовских храмы, гробницы предков: бой теперь - за всё!» …Сперва стояло твёрдо войско персов; когда же скучились суда в проливе, дать помощи друг другу не могли и медными носами поражали своих же - все тогда они погибли. И под обломками судов разбитых, под кровью мёртвых - скрылась гладь морская» (рис. 4).

    Рис. 4. Саламинская битва ()

    Саламинская победа стала решающей в ходе греко-персидских войн. После поражения Ксеркс покинул Грецию, оставив в ней часть сухопутной армии. А через год в битве при Платеях и она была разбита. Греки в тяжёлой и длительной борьбе отстояли свою независимость.

    Список литературы

    1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
    2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
    1. Historylib.org ()
    2. Ancienthistory.spb.ru ()
    3. Home-edu.ru ()

    Домашнее задание

    1. Как греки готовились к персидскому вторжению?
    2. Почему командование греческим войском доверили спартанцам?
    3. Почему греки одержали победу над превосходящей по численности армией персов?