Называл ли Гитлер чеченцев арийцами? В тяжелом положении

Считалось, что национальный вопрос в СССР был решен, а конфликты на этнической почве – это «пережитки» прошлого, которым не место в «прогрессивном» социалистическом обществе. В реальности национальные проблемы никуда не делись, более того, они лишь усугубились из-за не совсем справедливого административно-территориального деления, проведенного большевиками. Много точек напряжения было создано на Кавказе. Одна из них – Чечено-Ингушская АССР – вспыхнула еще задолго до перестройки.

В тяжелом положении

Первая автономная советская республика чеченцев и ингушей была создана в 1936 году, однако была упразднена во время Великой Отечественной войны из-за уклонения представителей вайнахов от призыва в армию, дезертирство и «пособничество оккупантам». Восстановлена она была в 1957 году. Параллельно происходило возвращение чеченцев и ингушей из Средней Азии, куда они были сосланы в конце войны.

Вместе с воссозданием государственности двух народов было проведено новое национально-территориальное деление. При этом в состав Чечено-Ингушетии не был включен Пригородный район, доставшийся Северной Осетии. Ингуши считали эту землю своей территорией и требовали ее возвращения.

На эту проблему наслаивалось тяжелое социально-экономическое положение большей части ингушского народа по сравнению с осетинами и чеченцами. Места исторического проживания ингушской национальности – Сунженский, Магобекский и Назрановский районы республики – были настоящей периферией, на которую власти республики обращали внимание по остаточному принципу.

Примечательно, что с 1957 года, то есть с момента восстановления Чечено-Ингушетии, на территории трех вышеуказанных районов было построено всего лишь два предприятия: трикотажная фабрика в Назрани и завод «Электроинструмент». Поэтому ингушам приходилось или батрачить на отсталых сельхозпредприятиях, или в поисках заработка покидать пределы республики.

Нарастание напряжения

Некоторые представители партийных органов из числа ингушей, а также часть местной интеллигенции пыталась достучаться до руководства республики и потребовать решения проблемы, но безуспешно. Тогда было решено обращаться напрямую в Москву.

Весной 1972 года группа из 27 коммунистов-ингушей написала письмо в ЦК КПСС, пытаясь привлечь внимание к проблемам их народа. Пленум Чечено-Ингушского обкома Компартии воспринял письмо как «чернение советской действительности». Авторов обращения обвиняли в национализме и желании «раздуть проблему». Начались гонения на тех, кто поддержал письмо.

Несмотря на развернутую травлю, пятеро представителей ингушской интеллигенции – Ахмед Гадзиев, Султан Плиев, Идрис Базоркин, Ахмед Куштов и Джабраил Картоев – направляют в Москву новое обращение. В 80-страничном письме «О судьбе ингушского народа» они требуют возвращения Пригородного района, а также принятия мер по улучшению социально-экономического положения вайнахов.

Отсутствие внятного ответа заставляют пятерку лично отправиться в Москву к генсеку Леониду Брежневу. В столице их принимает помощник секретаря ЦК КПСС Евгений Разумов. Он прямо заявляет ингушам, что из требования расходятся с линией партии.

После этого кампания травли «ингушских националистов» развернулась с новой силой. Как отмечал один из составителей письма «О судьбе ингушского народа» Беслан Костоев, его грозили уволить с работы, исключить из партии и комсомола, если он не отречется от своих убеждений.

В едином порыве

Давление на ингушей заставило их рано утром 16 января 1973 года выйти на митинг в центре Грозного. Митингующих поддержали во всех уголках Чечено-Ингушетии, в город начали прибывать другие ингуши. Власти старались препятствовать их передвижению: перекрывали дороги, запрещали поездам останавливаться на железнодорожных станциях в пределах республики. Но люди жертвовали собой, чтобы попасть на митинг.

Протестующие требовали либо передачи Пригородного района в состав Чечено-Ингушетии, либо отмены ограничений на поселение там ингушей. С трибуны то и дело доносились выступления. Некоторые из митингующих предлагали свои варианты решения вопроса: к примеру, создание Осетино-Ингушской или отдельной Ингушской АССР.

Собравшиеся на митинг получили поддержку горожан: протестующих кормили, поили горячим чаем. Несмотря на то, что зима, по свидетельству очевидцев, была в январе 1973 года на редкость суровой, расходиться по домам никто не собирался.

Стоит отметить, что протестующие вели себя максимально корректно: за все три дня не зафиксировано ни единого случая хулиганства, не говоря уже о более серьезных противоправных деяниях. Все хотели только одного – восстановления нарушенной, по их мнению, исторической справедливости. В толпе мелькали портреты Владимира Ленина и восхваляющую советскую власть лозунги.

Жесткие меры

Несмотря на мирный характер протеста, в Грозный были стянуты войска. В ночь на 19 января протестующих атаковали вооруженные стрелковым оружием и дубинками солдаты. Кроме того, разгонять ингушей прислали пожарных, которые поливали людей холодной водой. И это в морозную январскую ночь.

После того, как митинг был разогнан, началась очередная волна гонений на «националистические элементы» и дискредитация организаторов и рядовых участников митинга. Многие потеряли работу, были отчислены из учебных заведений.

Но напуганные произошедшим власти все-таки вынуждены были принять меры по исправлению положения ингушей в Северной Осетии и самой Чечено-Ингушетии. Однако кардинально улучшить ситуацию они не могли, к тому же вопрос Пригородного района партия рассматривать категорически отказывались.

Волна насилия

Попытка выступления ингушей настроила против них осетин, которые считали Пригородный район своей территорией. В 1979 году в Северной Осетии прошли первые антиингушские погромы. Только благодаря своевременной реакции КГБ удалось предотвратить большое чисто жертв.

Спустя два года массовые волнения произошли в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Поводом стало убийство ингушом осетина-таксиста и его семьи. Собравшая около пяти тысяч человек похоронная процессия переросла в интиингушский митинг в центре города. Его участники требовали выселения всех ингушей из республики, громили магазины, сжигали автомобили.

Порядок в городе был восстановлен лишь прибывшими в подмогу милиции войсками. Солдаты и правоохранители остановили начавшееся беспорядочное избиение ингушей. Всего было задержано более 800 осетин.

В Москве всплеск межнациональной розни между двумя соседними народами объяснили «недостатками идейно политического и интернационального воспитания трудящихся». Как обычно власти пытались решить давно назревший вопрос административными методами, увольняя «козлов отпущения» и назначая на их место новых. Но напряжение от этого не спадало.

В 1987 году, уже во времена перестройки, в партийном руководстве вынуждены были констатировать безрезультатность принятых мер. Так, за 1984-1986 годы между ингушами и осетинами было зарегистрировано более ста конфликтов на национальной почве.

Зажила ли рана

В январе следующего года исполнится 45 лет с момента январского митинга в Грозном и 26 лет с основания Республики Ингушетия. Образованная в 1992 году, она так и не получила Пригородный район, который остался в Северной Осетии.

Кажется, что вражда между двумя народами ушла в прошлое, однако при недостаточном внимании из центра ситуация может повториться. Главное – вовремя реагировать и в корне пресекать любые попытки раздуть пожар межнациональной ненависти в регионе.

Чеченцы против Афганцев. August 18th, 2017

В Вене в очередной раз обострился конфликт между афганской и чеченской диаспорами. После избиения чеченского мальчика его сородичи готовились отомстить выходцам из Афганистана, однако до открытого противостояния дело не дошло из-за вмешательства влиятельных представителей диаспоры.

Несколько дней назад между чеченцами и афганцами произошла ссора. Афганцев подозревали в торговле наркотиками на территории венского парка "Пратерштерн". Ссора двух диаспор привела к тому, что группа афганцев избила 12-летнего чеченского мальчика, сообщает "Кавказ.Реалии".

Как только весть об избиении ребенка распространилась в социальных сетях и мессенджерах, в закрытых группах начались рассылки с призывом к чеченской молодежи собраться на акцию возмездия.

Однако новые столкновения удалось предотвратить, так как о них стало известно представителям общественной организации "Совет чеченцев и ингушей в Австрии". В итоге к разрешению ситуации были привлечены и представители афганской диаспоры в Вене, а также местная полиция.

Как сообщил председатель Совета чеченцев и ингушей в Австрии Шайхи Мусалатов, в ночь на четверг представители обеих диаспор провели экстренную встречу с молодежью и представителями правоохранительных органов Австрии, чтобы выработать совместный план по предотвращению дальнейшей эскалации конфликта.

Затяжное противостояние афганской и чеченской молодежи в Австрии, время от времени переходящее в драки, началось несколько лет назад. Весной 2016 года большой резонанс вызвало избиение многочисленной толпой афганцев нескольких чеченских подростков.

По данным полиции, в драке принимали участие не менее 25 афганцев, вооруженных холодным оружием и бейсбольными битами, в то время как чеченцев было не больше пяти. Двое чеченцев тогда получили тяжелые ножевые ранения.

Афганцы подкараулили чеченцев у выхода из местного центра досуга молодежи, где подростки проводят свободное время под присмотром социальных работников.

Хотя часть нападавших и была задержана полицией, осуждены они были лишь на условные сроки тюремного заключения, что породило среди чеченской молодежи недовольство и чувство обиды.

В январе 2009 года в центре столицы Австрии средь бела дня несколькими выстрелами в упор был убит Умар Исраилов, бывший охранник президента Чечни Рамзана Кадырова. Полиция задержала троих киллеров, один смог скрыться. Все оказались по национальности чеченцами.

В прессе тогда много писали о том, что за показательным расстрелом якобы стояли чеченские власти, ведь Исраилов, обвинив лично Кадырова в организации тайных тюрем и расправах со своими противниками, подал на него заявление в Страсбургский суд.

Австрийское следствие также придерживалось этой версии. Однако в ходе судебного процесса не удалось доказать, что заказ на убийство поступил напрямую из Грозного. Тем не менее, непосредственный исполнитель получил пожизненный срок, двое других - от 15 до 20 лет тюремного заключения.

Вообще в Австрии проживает около 30 тысяч выходцев из Чечни, основная масса которых прибыла в Альпийскую республику в 2003-2004 годах. Их интеграция, по признанию миграционных служб, столкнулась с трудностями и до сих пор фактически не состоялась.

Примерно около половины чеченских мигрантов продолжают получать социальное пособие Mindestsicherung — в Вене его размер колеблется от 900 до 1250 евро на человека плюс по 150 евро на каждого ребенка.

Только около 5 тысяч зарегистрировались на рынке труда в качестве наемной рабочей силы, и лишь чуть более 500 открыли собственное дело.

При этом социологи отмечали, что чеченцы практически не развивали горизонтальные социальные связи, предпочитая вести замкнутый образ жизни в рамках семьи и близкого круга родственников.

Два-три года назад особое беспокойство австрийской полиции доставляли подростковые и молодежные чеченские группировки. Они возникали по территориальному признаку в местах компактного проживания чеченцев.

Занимались мелкими кражами и разбоем в парках и зонах отдыха, приторговали наркотиками и воевали за сферы влияния с другими этническими бандами, главным образом, с афганцами.

Иногда стычки перерастали в настоящие побоища, когда в ход шло холодное и огнестрельное оружие. Пострадавшие в полицию не обращались. Стражей порядка вызывали местные граждане, которые очень нетерпимы ко всяким нарушителям порядка.

Более серьезные проблемы австрийским правоохранителям создали радикальные исламисты - вербовщики и добровольцы, отправляющиеся воевать в Ирак и Сирию на стороне Исламского государства (запрещенная в Россия организация).

Из почти 300 сторонников ИГ, находящихся под постоянным наблюдением полиции Австрии, почти половину составляют чеченцы.

Однако в последнее время для австрийцев чеченская тема заметно отошла на задний план. Страну накрыла небывалая миграционная волна.

Только в 2015 году через Альпийскую республику прошли транзитом более миллиона беженцев с Ближнего Востока, Афганистана и Северной Африки, почти 200 тысяч мигрантов запросили австрийского убежища.

Теперь полицейская криминальная статистика пестрит афганскими и арабскими именами. Из-за всплеска мигрантской преступности стражи порядка порой просто не успевает во время прибыть на место преступления.

Так бывает, что только из района венского вокзала Пратерштерн в день поступает 15-20 звонков о правонарушениях.

Согласно информации полиции, почти совсем прекратились разборки чеченских группировок с афганцами или арабами в виду их значительного численного превосходства. Хотя все еще случаются резонансные преступления, в которых замешены чеченцы.

В ноябре 2016 года в одном из венских пригородов 9 мужчин из двух чеченских семей затеяли между собой перестрелку из-за бытовой ссоры. В результате четверо были ранены, двое из них тяжело.

Что характерно, следствию не удалось установить зачинщиков - все участники, строго соблюдая молчание, отказались дать показания на соотечественников.

Подобное повторилось и при задержании чеченцев 3 февраля этого года. Они, упорно твердя о совместной прогулке на свежем воздухе, не раскрыли истинные причины того, зачем 22 мужчины с оружием (два пистолета, автомат Калашников и нож) встретились в уединенном месте на берегу Дуная. Обыски на квартирах также не внесли ясность.

Оснований для ареста установить не удалось, чеченцев через сутки отпустили. Только двоих задержанных оставили под стражей из-за нарушения миграционного режима и еще в отношении одного начали проверку на предмет незаконного ношения им пистолета. Кому принадлежало остальное оружие, пока не выяснено.

Из-за общественного ажиотажа вокруг инцидента слово взял лично австрийский министр внутренних дел Вольфганг Соботка. В данном случае, по его словам, имела место обычная криминальная разборка, а не встреча террористов. В заявлении министра чувствовались нотки облегчения.

Исламская религиозная община Австрии осуществляет контроль над многими сообществами мечетей, рассказывает издание. Однако некоторые из них не сотрудничают с организацией.

Большая часть радикалов выходит именно из этих, в частности чеченских, боснийских и албанских сообществ, говорится в отчёте Ведомства по охране Конституции. При этом зачастую «проблемной диаспорой» номер один в Австрии называют именно чеченскую, отмечает Die Presse.


23 февраля 1944 года в Среднюю Азию с Кавказа отправились эшелоны, набитые людьми. В течение нескольких месяцев на Восток была депортирована основная масса чеченцев и ингушей — более полумиллиона человек. Для них депортация стала сильнейшей коллективной травмой, едва ли не самым страшным сюжетом их истории. Однако и для всего Советского Союза эта история имела далеко идущие последствия.

В ХХ веке Чечня и Ингушетия оставались беспокойным краем, в котором никогда не прекращались волнения, а то и вооружённые восстания. Разоружать Чечню советские власти пытались чуть ли не ежегодно, однако затишье никогда не длилось дольше нескольких лет. Одни и те же аулы прочёсывались много раз, однако успокоения не наступало. Речь идёт не столько о политически мотивированном насилии, сколько об обычной уголовщине. Обычай набега для обогащения, существовавший в этих краях с давних времён, воскрес и процветал. В Кабардино-Балкарии, Осетии и даже бурливой Ингушетии бандитов постепенно удалось в основном переловить, а местные жители вернулись к мирным занятиям. Однако в Чечне о покое не приходилось и мечтать.

Для борьбы против банд ОГПУ и Красная армия были вынуждены использовать в горах полноценные воинские контингенты с тысячами людей, с артиллерией и даже авиацией. Командование 9-го стрелкового корпуса, отвечавшего, в частности, за борьбу с вооружёнными группами в Чечне, резюмировало: "Чечня является букетом бандитизма". Причём налёты и грабежи совершались в основном за пределами самой горной области.

Парадоксальным образом 20-е и 30-е годы также стали временем интенсивного развития Чечено-Ингушской автономии. Целые отрасли хозяйства создавались буквально с нуля, довольно быстро распространялась грамотность. Однако "хищничество", как именовали обычай набега в царские времена, пустило слишком глубокие корни, чтобы можно было искоренить его за несколько лет. Советская программа модернизации худо-бедно работала и через несколько десятилетий, скорее всего, дала бы свои плоды. Однако десятилетий ни у СССР, ни у Чечено-Ингушской автономии не было.


В 1941 году началась Великая Отечественная война. Поначалу мобилизация в Чечено-Ингушской АССР шла в рамках приемлемого, и мобилизованные в первый год войны жители республики в подавляющем большинстве отправились воевать. Однако затем ситуация резко изменилась. В 1942 году подавляющее большинство призывников из ЧИАССР либо уклонились от призыва, либо дезертировали, уже будучи призванными. Мобилизация практически сорвалась, призыв был отменён.

А вот уровень вооружённой активности был не настолько высоким, как можно подумать. К 1942 году на территории республики было зарегистрировано 54 банды, однако их общая численность составляла только 359 человек. На пике численность вооружённых групп составляла две-три тысячи боевиков. Эти группы действовали активно и доставляли властям много проблем, однако в сообщениях с мест степень угрозы дополнительно преувеличивалась. В целом с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1944-го в результате бандитских нападений было убито 56 военнослужащих и сотрудников НКВД, более 140 человек погибли в боевых операциях против них. То есть говорить о крупномасштабной партизанской войне не приходится.

В Чечено-Ингушетию забрасывались немецкие кадровые военные, сколачивавшие из разбойничьих отрядов диверсионные группы. Их общей целью была организация полномасштабного восстания. Всего в Чечню забросили 77 парашютистов, из которых более 40 были убиты или захвачены органами правопорядка. Эти события происходили в 1942 году, когда вермахт прорывался к Кавказу. К тому же Чечня на тот момент была важным районом нефтедобычи, и сложившаяся ситуация не только раздражала Кремль, но и вызывала вполне конкретные опасения.


Фото: РИА Новости/Игорь Михалев

В 1943 году вермахт уже был отброшен от Кавказа, прямая угроза нефтепромыслам отсутствовала. Вопрос о том, насколько чеченцы действительно поддерживали вермахт, был гораздо более спорным, чем можно подумать: партизанщине в горах предавалась очень небольшая доля населения — до трёх тысяч боевиков. Кроме того, десятки тысяч чеченцев и ингушей уже воевали — и воевали честно — в рядах РККА. Однако принципиальное решение по поводу чеченцев и ингушей уже было принято. Свою роль сыграли раздувавшие угрозу доклады с мест: так, уклонившиеся от призыва и скрывающиеся скопом записывались в организованные бандиты, а сама организованность местного криминала традиционно преувеличивалась. Как бы то ни было, предстоящая депортация становилась самым массовым одновременным принудительным перемещением народов в рамках СССР.


Кадр видео: youtube/vainakh38

Операция получила кодовое наименование "Чечевица". В её рамках основную массу вайнахов переселяли главным образом в Казахскую и Киргизскую ССР. Для этой акции выделялись более 14 тысяч вагонов, автотранспорт, более 120 тысяч солдат и офицеров НКВД и НКГБ. Кроме того, привлекались дагестанские и осетинские колхозные активисты — для охраны жилья, скота и имущества депортируемых. Войска ввели в Чечено-Ингушскую автономию заблаговременно, однако официально речь шла об учениях. Лишь немногие из будущих изгнанников догадывались, что произойдёт.

23 февраля 1944 года внезапно для чеченцев и ингушей началось их перемещение. Рано утром солдаты начали обход домов. Людям давали два часа на сборы, затем собирали, грузили в автомобили и свозили к станциям, где переводили в теплушки. Скорость, с которой провели захват и погрузку, поражает: в первые сутки 333 тысячи человек были уже вывезены из населённых пунктов, из них 176 тысяч человек — погружены в эшелоны. В 11 часов утра нарком госбезопасности Лаврентий Берия сообщил Сталину: "Выселение проходит нормально, заслуживающих внимания происшествий нет". В течение какой-то недели 478 тысяч человек — основная масса чеченцев и ингушей — уже отправили к новым местам проживания. Общее число депортированных доходит до полумиллиона.


Актёры Чеченского государственного театра им. Ханпаши Нурадилова показывают сцену депортации чеченского и ингушского народов в Казахстан и Киргизию. Фото: РИА Новости/Саид Царнаев

Такая чёткость действий была обусловлена скрупулёзной подготовкой. Дороги, состояние переправ, мостов, пропускная способность станций изучались предельно тщательно. На горных тропах устраивались засады на возможных беглецов. Детально разрабатывались инструкции по обыску.

Депортация шла в жёстких условиях. Формально было разрешено взять до полутонны имущества на семью, однако в каждый вагон должно было поместиться 45 человек со всеми вещами, так что большая часть имущества осталась на месте.

Сопротивление переселению было слабым. Тем более солдаты получили инструкцию действовать жёстко и пресекать попытки к бегству огнём без предупреждения. Однако бандиты, и "политические", и обычные преступники, часто отбивались отчаянно: им грозило нечто худшее, чем простое переселение. Во время облав и перед погрузкой было убито около 50 человек.

Избежать отправки в Среднюю Азию удалось немногим. С некоторых вайнахов статус спецпереселенцев снимался за заслуги перед страной. Так, герои войны лишались права проживать на Кавказе, но в остальном могли выбирать место жительства. Не трогали также замужних чеченок и ингушек, чьи супруги были других национальностей. Некоторые избежали депортации, сменив национальность в документах. Более того, национальность задним числом менялась даже погибшим на войне солдатам — героям СССР, вайнахам по национальности.


Направления переселённых чеченцев и ингушей в Советском Союзе. Фото: wikipedia.org/Дагиров Умар

Говоря об обстоятельствах депортации, нельзя не коснуться одной громкой истории. До сих пор в печати регулярно упоминается трагедия села Хайбах, население которого якобы было поголовно уничтожено. Вне зависимости от отношения к самой депортации следует придерживаться фактов. Вывоз чеченцев документировался крайне тщательно, однако никакого отражения в документации такое событие не нашло. Между тем речь идёт о сотнях людей (якобы до 750), и такое событие не могло пройти мимо глаз компетентных органов. Единственное "документальное" свидетельство представлено "рапортом полковника Гвишиани".

Однако этот текст является очевидной позднейшей и очень грубо сделанной фальшивкой. "Рапорт" составлен с нарушением всех норм документооборота своего времени, фигурирующие в нём офицеры носят не те звания, что в реальности, и как венец всего — используемый в нём гриф секретности "Только для ваших глаз" не применялся в НКВД, зато использовался (и используется)… в документообороте США. В начале 90-х была предпринята попытка провести независимое расследование этой истории, однако она производит просто смехотворное впечатление: показания "свидетелей" опровергают друг друга, а ключевой очевидец трагедии — ранее судимый за бандитизм — сообщал фантастические подробности о стрельбе по его дому из тяжёлых орудий и о собственном расстреле двадцатью пулями. Дальнейшее расследование истории Хайбаха не состоялось по причине начавшейся в Чечне войны. В реальности в этом селе, конечно, не произошло ничего хорошего, но массового убийства не случилось: население Хайбаха депортировали на общих основаниях.

Между тем депортированные вайнахи отправлялись к месту ссылки. Условия жизни в дороге были откровенно скверными. Горячую пищу выдавали раз в сутки, на дворе была зима, и многие болели. От холода и лишений в пути умерло около полутора тысяч человек.


Ингушская семья оплакивает смерть своей дочери в Казахстане. Фото: wikipedia.org

Чечня не полностью обезлюдела. Там уже проживали представители других национальностей, в частности русские, составлявшие подавляющее большинство городского населения. Кроме того, на место изгнанных частично поселили осетин, некоторые территории достались другим народам. Так, Новолакский район современного Дагестана получил название после того, как в покинутый чеченцами район переселили лакцев. Современные осетино-ингушские трения также восходят к временам депортации.

На новом месте спецпереселенцев распределяли по колхозам. Работоспособное население использовали в качестве рабочей силы, причём воспрещался уход с места проживания. К тому же в конце войны и сразу после неё в СССР многие голодали, многие переселенцы оказались выброшены в голую степь. Интересно, однако, что на новом месте чеченцы оказывались зачастую более образованными и квалифицированными работниками, чем сами жители затерянных в глубине Азии краёв. Вообще, образ "народа-бунтаря" в ссылке несколько померк. Наиболее свирепые боевики так и остались в Чечне и Ингушетии, кто-то ушёл ещё глубже в горы и леса, кто-то погиб. К тому же комендатуры поддерживали очень строгий режим жизни поселенцев. Поэтому основная масса людей провела годы в глубине Азии в тяжёлом труде за скудное вознаграждение.


Вайнахцы вернулись на Кавказ в 1957 году. Фото: wikipedia.org

В 1957 году, после смерти Сталина, началось возвращение чеченцев и ингушей на родину. Однако отмена запрета на выезд в Чечню и Ингушетию не означала, что всё пройдёт гладко. Многие дома и даже сёла были уже разрушены, вдобавок часто возвращающиеся вайнахи обнаруживали новых людей на старом месте. Само собой, межнациональному миру это также не способствовало. В Чечне и до депортации жило много людей не чеченской национальности, но к моменту возвращения в новой Грозненской области проживало 540 тысяч человек. Теперь в край вернулось ещё 432 тысячи. Предстояло найти им жильё и трудоустроить. Благо за время отсутствия вайнахов в республике было построено много промышленных объектов, которым требовались рабочие руки.


Памятник жертвам депортации 1944 года в городе Назрани. Фото: РИА Новости/Саид Царнаев

Депортация оказалась сомнительным решением чеченской проблемы. Годы изгнания неизбежно озлобили переселенцев, но и люди, встретившие возвращающихся домой вайнахов в Чечне, со смешанными чувствами наблюдали этот процесс. К тому же тема депортации по понятным причинам мало обсуждалась в советском обществе. Между тем она стала сильнейшим ударом для групповой психологии некогда изгнанных народов и впоследствии оказала очень серьёзное влияние на их мировосприятие. Однако, как мы знаем теперь, депортация стала не самым большим потрясением, которое приготовил этой земле ХХ век.

После завоевания Китая и Хорезма верховный владыка монголов Чингизхан послал на разведку «западных земель» сильный кавалерийский корпус под командованием Джэбэ и Субедея. Они прошли по южному берегу Каспийского моря, затем, после разорения Северного Ирана, проникли в Закавказье, разбили грузинскую армию в 1222 году и, продвигаясь на север вдоль западного берега Каспийского моря, встретили на Северном Кавказе объединённое войско вайнахов (чеченцев и ингушей), половцев, лезгинов, черкесов и аланов. Произошёл бой, который не имел решительных последствий

Тогда завоеватели внесли раскол в ряды неприятеля. Они одарили половцев и обещали их не трогать. Последние стали расходиться по своим кочевьям. Воспользовавшись этим, монголы легко разбили аланов, лезгинов и черкесов, а затем разбили по частям и половцев, вайнахам же удалось избежать полного поражения, найдя убежище в горах.

Плано Карпини, побывавший на Кавказе в 1246 году, указывает на «некую часть аланов, оказавших мужественное сопротивление и доселе не подчиненных им (монголам)». Далее он говорит, что монголы уже 12 лет ведут осаду «одной горы в земле аланов» и не могут её взять.

Французский посол в Монгольскую империю Гильом Рубрук, в 1253-1254 годах побывавший проездом на Северном Кавказе, писал, что живущие в горах черкесы, аланы и лесги «всё ещё не покорены», и, что на блокирование ущелий аланов выделена пятая часть войска Сартака (сына Бату). Согласно арабским источникам, в «стране асов» постоянно находился 10-тысячный монгольский тумен.

Ряд чеченских преданий говорит об ожесточенных схватках с монголами, пытавшимися проникнуть в ущелья. Предки ауховских чеченцев зафиксировали факты борьбы с захватчиками в арабоязычных хрониках. Указываются и имена предводителей ауховцев - Таймасха, Янбек, Маьда.

Борьбу предков чеченцев против золотоордынских феодалов возглавили, по народной памяти, Махцур, Идиг из Нохч-Мохка, Алдаман Гlеза из Ч1ебарлоя и др.

Одним из лидеров чеченцев был Идиг (13 в.). Чеченцы не покорялись отрядам монгольских полководцев Субедея и Менгу. Так, из Плано Карпини известно, что горцы в течение 12 лет удерживали позиции в горах Тюллой Лам (Тебулос Мта). Оборону возглавлял Идиг.

Таймасхан (Таймасха) был главным главным руководителем ауховских сил в войне с монголами. Первые столкновения вооружённых отрядов ауховцев с монголами произошли в притеречных землях Ауха. По хронике (Ауховский общеродовой тептар) Таймсахан погиб в битве на реке Терек.

Русские летописи сообщают под 1278 год о крупном восстании на Северном Кавказе в 1277 году и осаде монголами, с привлечением дружин русских князей, аланского города Дедякова. Вероятно, сюда были привлечены силы со всей Золотой Орды, и командовал ими сам хан Менгу-Тимур (1266-1280).

«Славный ясский город Дедяков» пал в феврале 1278 года. Он был сожжён и разграблен. Ряд исследователей полагают, что под Дедяковым надо понимать Верхне-Джулатское городище в Северной Осетии, другие считают, что Дедяков надо искать на реке Сунжа.

Янбек - также аккинский вождь в войне против войск Золотой Орды. В конце 14 в. Янбек и его сын Маадий (Майда; Маьда) в союзе с дагестанским правителем шамхалом Казикумухским, сумели нанести ряд ощутимых ударов по вторгшимся на Кавказ войскам среднеазиатского завоевателя Тимура Тамерлана. Янбек погиб в сражений под Амарка и руководство перешло к его сыну Маадию.

Из ауховской исторической Хроники известно о пяти отдельных боях с монгольскими регулярными войсками, последний из которых датирован периодом конца 14 в. (последние 25 лет). Наиболее жестокими и кровопролитными стали третья и пятая битвы, произошедшие около гор «Амир-Куьрте» (выше с. Кешне) и «Гебак-Г1ала» (у с. Дылым). В них помощь ауховским силам оказывали кумухские отряды. Перед последней битвой к сражающимся ауховцам прибыл некий «расул» (посланец, гонец) от «мусульманского государства» (очевидно: от Тимура, враждовавшего тогда со своими монгольскими «родственниками» - золотоордынцами в лице хана Тохтамыша). В этой битве монгольские ордынцы понесли тяжелое поражение и «больше в Аухе не появлялись».

В 1961 году впервые в Чечено-Ингушетии были открыты памятники эпохи палеолита (древнекаменного века), свидетельствующие о том, что жизнь здесь появилась очень давно. Следует также напомнить, что палеолит — древнекаменный век, начинается примерно 1,75 млн. лет назад с появлением человека и древнейших орудий и продолжается в течение большей части ледникового периода плейстоцена до окончательного отступления ледников около 8300 г. до н. э. Он обычно подразделяется на нижний Палеолит, период древнейших людей (австралопитек и Номо ерестус) и преобладания адрищных галечных орудий, ручных рубил и чопперов, средний Палеолит (мустье), эру неандертальского человека и преобладания орудий на отщепах на большей части Евразии, и верхний Палеолит (начинается около 38000 лет до н. э.); к нему относится распространение Ном сапиенс, пластинчато-резцовых индустрии и пещерного искусства в Европе. Во время последней фазы человек заселил Новый Свет и Австралию. He хотелось бы забегать вперед, говоря о скифах. Но важно отметить и то, что на территории Чечено-Ингушетии еще до скифов существовала жизнь — жизнь первобытного человека. Кремневые орудия, найденные В. И. Марковиным и В. П. Любиным в окрестностях озера Кезеной-Ам и в долине р. Назранка, со всей убедительностью говорят, что эти места были заселены человеком еще в глубочайшей древности. Исключительную научную ценность представляет двуслойное поселение у селения Сержень-Юрт. Несколько раскопочных сезонов (с 1958 по 1962 г.) показали, что нижний, более древний слой в поселении относится к концу эпохи энеолита — началу ранней бронзы. Материал, добытый здесь, очень богат (каменные орудия труда, керамика, очажные подставки, остатки очагов и какого-то здания, сложенного из обожженных глиняных блоков и пр.). Он близок к одновременным комплексам соседних областей Кавказа и особенно — к памятникам т. н. куро-араксского неолита, а отчасти и к майкопской культуре. Продуктивно шли работы и по исследованию бронзового века на территории республики. Кроме нескольких десятков захоронений в курганах у ст. Мекенской, селения Бамут и в других местах, главным достижением явились раскопки В. И. Марковиным обширного могильника у селения Гатын-Кале (ныне Асланбек-Шерипово). Каменные ящики могильника дали обильный материал и набор вещей, показавших принадлежность памятника к северокавказской культуре и отразивших тесные контакты местного населения с племенами горного Дагестана. Активно разрабатывались и вопросы местной истории начала раннего железного леса. Второй (верхний) слой Сержень-Юртского поселения стал поистине всеобъемлющим источником по этой эпохе. И хотя раскопки памятника еще не завершены и окончательные выводы о нем еще к опубликованы, ясно, что Сержень-Юртское поселение — один из самых важных объектов на Кавказе. Его изучение даст возможность разрешить многие вопросы, касающиеся проблемы этногенеза народов Предкавказья, в том числе — чеченцев и ингушей. Прогресс был сделан в последнее время и в накоплении археологических источников по наименее изученной на территории Чечено-Ингушетии сарматской эпохе (III в. до н. э. — IV в. н. э.). Специальных исследований в этом направлении еще не производилось, но во многие местах были обнаружены отдельные захоронения как самих сарматов (курганы у ст. Мекенской, у хут. Новые Аршты и пр.), так и местных племен на рубеже н. э. (могильники у селений Бети-Мохк, Зондак и др.). А сарматы, как известно, были родственны скифам. «Армянская география» Моисея Хоренского В начале1990 году в СССР одной редколлегией, состоящей из известных ученых-историков, был подготовлен перевод на русский язык "Археологического словаря" Уорвика Брея и Дэвида Трампа. Этот словарь включает около 1600 статей и охватывает археологию всего мира, он выдержал на Западе несколько изданий на разных языках. У. Брей и Д. Трамп сумели дать необходимые сведения о всемирной археологии, охарактеризовать важнейшие археологические эпохи, периоды, культуры и наиболее известные памятники; в словарь включены статьи о древних народах, сведения о которых зафиксированы в исторических источниках. В этом словаре, который при русском издании был дополнен материалами, фотографиями и таблицами российских ученых, нет ни одного слова о нахах. Я нашел в словаре только краткое упоминание о кавказской мезолитической этнокультурной области. И все, даже ни слова о вайнахах. Вот такой пример своеобразного исторического замалчивания. Однако ученые Кавказа и Закавказья, других национальностей, проживающих рядом с чеченцами и ингушами, с пристальным вниманием рассматривали и рассматривают вопросы, касающиеся происхождения вайнахов. Так, например, о предках нахах упоминает "Армянская география", приписываемая Моисею Хоренскому, но относящаяся к VII веку нашей эры. Из перечисленных в ней народов часть относится к историческим, точно жившим на Кавказе народам:

2. сарматы

Другая часть названия относится к народам, и ныне живущим на Кавказе:

2. нахчаматяны

5. цховаты

6. гудомакарцы

7. дидойцы

8. Леки (лаки)

9. ширваны и другие

Интересны в этом плане названия трех народов:

1. нахчаматяны

3. цховаты

Несомненно, это названия трех нахских народов.

"Нахчаматяны" - чеченцы, "кусты" - кисты, или ингуши, и цховаты — бацбийцы, некогда выселившиеся из района Владикавказа в регион Алазнистави, где образовали поселение под названием Цовата (Горная Тушетия), а затем в Кахетию, где создали село Земо-Алвани. С местностью Цовата, как со своей прародиной, бацбийцы-цовтушины до сих пор не теряют связи. Вместо имени "схаматы", бывшего в тексте греческого оригинала, находит слово "нахчаматяны". Патканов разбил это слово на три части: "на-хча", "мат", "яны" (суффикс множественного числа древнеармянского языка).Рассматривая составные части термина "нахчаматяны", К. П. Патканов считает, что "нахча" соответствует вайнахам. К такому заключению он пришел вследствие того, что чеченцы сами именуют себя "нахчи". Академик И. А. Джавахишвили указывает, что догадка К. П. Патканова должна соответствовать действительности. Этим самым подтверждается давность данного национального имени. Употребление второй части "мат" — в армянском эквиваленте греческого "хаматон" — "нахчаматяны" очень распространено на Кавказе. Академик И. А. Джавахишвили по этому поводу пишет: "Слово "Матий" в различных фонетических разновидностях является распространенным на всей территории Северного Кавказа и даже южнее, в самой Грузии". Надо полагать, что значение "мат" имеет прямое отношение к вайнахским языкам, в которых слово "мат" означает "язык". Это предположение впервые было высказано в 1922 году Н. Я. Марром. Оно настолько убедительно, что не требует каких-либо доказательств, пишет академик И. А. Джавахишвили.

«Свод странных обычаев» Николая Дамасского и «География» Страбона.

Рассмотрим древние племена жившие на территории современного Кавказа. И попытаемся сравнить их с вайнахами. Анализ архивных материалов, археологических раскопок говорит о том, что чеченцы и ингуши произошли от скифских племен, а точнее, от скифов — одного из древнейших и загадочных народов, обитавших в Северном Причерноморье и на Кавказе. Нравы этого народа, его обычаи, верования, обряды и военные действия очень близки. Скифы никогда и никому не уступают в храбрости, они всегда готовы на совершение великих подвигов, любят заниматься военными делами, отличаются мужеством и силою. При этом они очень справедливы, ценят дружбу. Они сверхсправедливы, отмечает Николай Дамасский в "Своде странных обычаев". Они почитают старших и старших себя считают отцами, младших — сыновьями, а сверстников — братьями. Из них вышел великий философ мира Анахарсис. За честность и мужество скифов воспел Гомер. Скифы питаются только кобыльим молоком, из которого делают сыры, едят и пьют. С ними трудно бороться, так как они всегда имеют с собою пищу. В рукопашном бою им нет равных. У них неизвестен ни завидующий, ни ненавидящий, ни боящийся благодаря общности жизни и справедливости. У них женщины не менее воинственны, чем мужчины, и в случае надобности воюют вместе с ними. И поэтому их женщины-амазонки чрезвычайно мужественны и дошли походом до Афин и Киликии. Как отмечает Страбон в "Географии", Гомер называет справедливейшими и дивными мужами тех, которые совсем не занимаются торговыми делами или составлением капитала, но всем владеют сообща, кроме мечей и чаш для питья. Скифы были очень прямодушны, совсем бесхитростны и гораздо более других народов умеренны и довольны своим положением. Скифы из всех племен своего времени обладали наиболее благородными качествами, и все другие народы они превосходили справедливостью. О них очень много упоминают поэты. Гомер, сказавший, что Зевс созерцает и любит землю "доителей кобылиц и справедливейших людей", в этих своих словах он имел в виду скифов и преклонялся перед ними, но не преклонялся перед другими племенами того времени. Отмечая успехи, достигнутые исторической наукой в деле изучения древней истории Чечено-Ингушетии в период после окончания войны до 1957 года, приходится констатировать, что такой важный период, как средневековье, почти совершенно не был затронут научными исследованиями. Мало того, и это следует признать как неопровержимый факт, все воссоздание далекого прошлого вайнахского края сильно страдало от искусственного отрыва древнейших эпох от средневековья. Этот отрицательный для исторической науки факт объяснялся, по мнению многих ученых, полным замалчиванием всего, что было связано с настоящим и прошлым вайнахских народов. Однако, несмотря на все трудности, ученые, накапливая и анализируя беспристрастные и правдивые археологические источники, вносили ясность в историю развития местного населения с древнейших эпох, изучая историю отдаленных предков нынешних вайнахов, подготавливая тем самым базу для глубокого подхода к проблеме этногенеза коренного населения Чечено-Ингушетии. И здесь нередко упоминают скифов. Одни ученые называют их пришлыми народами, к которым относили также и сарматов, и аланов, и вайнахов, не говоря при этом от кого они произошли, не считали их коренными народами. Затем активно разрабатывалась точка зрения, в соответствии с которой связи между вайнахами и скифами были очень близкими, при этом раскрывалось все богатство их взаимоотношений и связей.