Что создал древний китай. Древние китайские изобретения. Предыстория появления пороха

Современные технологии достигли огромных успехов. Во всех отраслях науки повседневно делаются новые открытия. Друг за другом выпускаются новые и новые образцы техники разного назначения, которые облегчают жизнь человека.

Если где-то сто лет назад автомобиль был редким средством передвижения, которое считалось роскошью, и его могли себе позволить только состоятельные люди, то на сегодняшний день некоторые люди на свои средства уже летают в космос.

Такие же ошеломляющие успехи есть практически во всех областях научно-технического прогресса. Судя по всем этим революционным изменениям, человечество должно было жить в достатке и иметь много свободного времени, чтобы заниматься поклонением Своему творцу.

Также, несмотря на огромные успехи в развитии сельскохозяйственных технологий, человечество не смогло победить голод во всём мире. Как ни удивительно, на сегодняшний день целые страны имеют большие проблемы с продуктами питания и питьевой водой.

К сожалению, мы, живя в определённом достатке, не имея проблем с продуктами питания, водой и другими предметами первой необходимости, очень редко вспоминаем о людях, которым порой нечем отпустить свой пост, а некоторые и вовсе не думают о них. Более того, мы умудряемся жаловаться на простые проблемы, которые мы порою сами для себя и создаём.

Если не получается обращать внимания на тех, кто живёт в бедности или в нищете, вспоминайте хотя бы, как жил наш Пророк ﷺ , какие он терпел лишения. Вспоминайте, как жили сподвижники Посланника Аллаха ﷺ , их последователи и наши праведные предшественники (саляф ас-салих).

Передают со слов ‘Урвы, что Аиша (да будет доволен ею Аллах), говорила ему:

وَاللهِ، يَا ابْنَ أُخْتِي، إنْ كُنَّا نَنْظُرُ إِلَى الهِلاَلِ، ثُمَّ الهِلالِ: ثَلاَثَةُ أهلَّةٍ في شَهْرَيْنِ، وَمَا أُوقِدَ في أبْيَاتِ رسول الله صلى الله عليه وسلم - نَارٌ. قُلْتُ: يَا خَالَةُ، فَمَا كَانَ يُعِيشُكُمْ؟ قالت: الأَسْوَدَانِ التَّمْرُ وَالمَاءُ، إِلاَّ أنَّهُ قَدْ كَانَ لرسول الله - صلى الله عليه وسلم - جِيرَانٌ مِنَ الأَنْصَارِ، وكَانَتْ لَهُمْ مَنَائِحُ وَكَانُوا يُرْسِلُونَ إِلَى رسول الله - صلى الله عليه وسلم - مِنْ ألْبَانِهَا فَيَسْقِينَا

«Клянусь Аллахом, о сын моей сестры, бывало так, что мы видели молодую луну, потом ещё одну (, всего же мы видели) три молодых луны в течение двух месяцев, и за всё это время) в домах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не разжигали огня (то есть в течение этого времени там не готовили горячую пищу) ».

‘Урва сказал: «И я спросил: "О тётушка, что же поддерживало вас? " Она сказала: "Финики и вода, однако помимо этого по соседству с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) жили ансары, у которых были дойные верблюдицы, и они давали посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) их молоко, а он поил им нас "». (Бухари ; Муслим )

Посланник Аллаха любил неимущих и очень уважал их, всегда заботился о них и завещал делать это своим сподвижникам. В качестве примера можно привести группу неимущих сподвижников, которые постоянно находились в мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Для них Посланник Аллаха даже отвёл специальное место – Суффа. Потому их и называли «Асхаб ас-суффа».

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

لَقَدْ رَأَيْتُ سَبْعِينَ مِنْ أَهْلِ الصُّفَّةِ، مَا مِنْهُمْ رَجُلٌ عَلَيْهِ ردَاءٌ، إمَّا إزَارٌ وَإمَّا كِسَاءٌ، قَدْ رَبَطُوا في أعْنَاقِهِم مِنْهَا مَا يَبْلُغُ نِصْفَ السَّاقَيْن، وَمِنْهَا مَا يَبْلُغُ الكَعْبَيْنِ فَيَجْمَعُهُ بِيَدِهِ كَرَاهِيَةَ أَنْ تُرَى عَوْرَتُهُ

«Я видел семьдесят человек из числа живших под навесом (Асхаб ас-суффа), и ни у одного из них не было даже верхней одежды, а только платье или какая-нибудь другая единственная одежда, концы которой они завязывали у себя на шеях. У одних эти одежды доходили до середины голени, а у других – до щиколотки. Они придерживали их края руками, не желая, чтобы был виден аврат (то, что следует скрывать от чужих глаз » (Бухари ).

В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал о появлении в будущем людей, которые будут думать только о своём желудке.

Передают со слов Имрана бин Аль-Хусайна (да будет доволен ими обоими Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

خَيْرُكُمْ قَرْنِي، ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ، ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ قَالَ عِمْرَانُ: فَمَا أدْري قَالَ النبي - صلى الله عليه وسلم - مَرَّتَيْنِ أَو ثَلاَثًا «ثُمَّ يَكُونُ بَعْدَهُمْ قَوْمٌ يَشْهَدُونَ وَلاَ يُسْتَشْهَدُونَ، وَيَخُونُونَ وَلاَ يُؤْتَمَنُونَ، وَيَنْذِرُونَ وَلاَ يُوفُونَ، وَيَظْهَرُ فِيهمُ السَّمَنُ». متفقٌ عَلَيْهِ

«Лучшими из вас будут мои современники, затем – следующие за ними, а затем – следующие за ними ».

Имран сказал: «И я не знаю, сколько раз Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повторил эти слова – дважды или трижды ».

А потом он сказал: «А на смену им придут люди, которые будут готовы свидетельствовать, но их не будут принимать в качестве свидетелей, которые станут поступать вероломно и будут недостойны доверия, которые станут давать обеты, но не будут выполнять их, и будет среди них множество тучных, упитанных людей . (Аль-Бухари ; Муслим )

То есть на смену этим поколениям придут люди, которые будут предаваться излишествам в еде и питье и стремиться к накоплению мирских благ.

Вполне вероятно, что любой из нас может попасть под эту категорию людей, о которых говорится в хадисе. Да убережёт нас Аллах от этого. Однако те, кто живёт в полном достатке, умудряются ещё и жаловаться на жизнь, не говоря о том, что они не воздают хвалу Всевышнему за все эти блага.

От Убайдуллаха бин Михсана аль-Ансари аль-Хатми (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ أصْبَحَ مِنْكُمْ آمِنًا في سربِهِ، مُعَافَىً في جَسَدِهِ، عِنْدَهُ قُوتُ يَوْمِهِ، فَكَأنَّمَا حِيزَتْ لَهُ الدُّنْيَا بِحَذَافِيرِهَا

«Можно сказать, что весь мир достался тому из вас, кто встретил утро со спокойным сердцем, находясь в добром здравии и имея достаточно пищи, чтобы ему хватило её на день » (Тирмизи).

Если человек имеет пропитание на предстоящий день, имеет крышу над головой, то его семья и имущество, как и он сам, недосягаемы для врагов. Что ему ещё остаётся, кроме как воздать хвалу Всевышнему за все эти блага? Как говорится, в таком положении ему грех жаловаться.

Уважаемые братья и сёстры, когда у вас появляется какая-либо бытовая проблема, какой бы серьезной она ни была, не думайте, что весь мир отвернулся от вас, что земля уходит из-под ног. Просто вспомните, какой трудный был быт у нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижников и так далее.

Также вспомните, что где-нибудь в Африке кому-то нечего есть и порою даже нет воды, пригодной для питья. Уверен, тогда вам точно станет легче, и вы воздадите хвалу Всевышнему, ведь жалобы и переживания не увеличат ваш удел.

Нурмухаммад Изудинов

В прошлый раз я перевел (достаточно вольно) статью, в которой рассказывалось, почему люди попадают в секты, как удерживаются там, и почему людям бывает трудно понять тех, кто иначе мыслит. В качестве примера я упомянул, что богатому человеку трудно понять бедного.

Это, на самом деле, утверждение, которое уже давно вызывает бурные эмоции — особенно со стороны богатых. Мне постоянно встречаются высказывания типа «если ты такой умный, почему такой бедный», «бедным быть стыдно», «нищеброды сами виноваты в своей нищете, им нужно не жаловаться, а идти работать» и т.д. Причем говорят так не одни только миллионеры, а и люди среднего достатка.

Навстречу им несутся обвинения бедных. Они не менее разнообразны и не менее эмоциональны. И, хотя в подобных спорах, как правило, не бывает правых, в данном случае бедные все же ближе к истине, чем богатые. Не случайно пословица, ставшая заглавием этой статьи, гласит именно «Сытый голодного не разумеет». Голодный сытого разумеет намного лучше.

Главный довод богатых очевиден: «Я всего добился упорным трудом, следовательно, тот, кто беден, сам виноват в своей бедности. Он не желает трудиться, рисковать, что-то предпринимать, чтобы изменить свое положение. Если бы он был способен на все это, то был бы так же богат и успешен, как и я».

Это своеобразный извод протестантской этики, однако он упускает из виду именно то, что составляло основу этой самой протестантской этики: богатство и успешность — признак избранности Богом. Всевышний помогает праведникам. Именно поэтому все и должны упорно трудиться и стремиться к богатству, иначе как понять, избранный ты или нет?

Современные идеологи успеха выкинули Бога из уравнения, сменив его на вселенную безграничных возможностей, у которой нет избранных — она одинаково добра и щедра ко всем. Получилось то, что получилось.

Скажем сразу во избежание недоразумений. Никто не спорит с тем, что, не прикладывая усилий, ничего и не добьешься. Про рыбку из пруда все помним, правильно? Но тут, как говорится, есть нюанс. На самом деле даже два.

Чем ближе ты к полной нищете, тем больше усилий у тебя уходит на элементарное выживание. А ведь силы человека ограничены, и где-то на этой шкале есть роковая отметка, за которой выживание потребует всех сил, что у тебя есть. И даже больше. И тот, кто оказался на этой отметке, никогда и ни при каких обстоятельствах не вырвется оттуда своими силами. Вытащить его может только удача или преступление.

Откуда происходит такая несправедливость? На самом деле, правильнее будет сказать, что не бедные обделены, а богатые пользуются форой. И вот почему.

Ни один человек в мире — подчеркиваю, ни один — не имеет морального права говорить, что всего добился исключительно своими собственными усилиями. Собственные усилия — важная и чаще всего необходимая часть успеха, но далеко не самая значительная.

Я бы сказал, что из ста процентов успеха своими силами ты обеспечиваешь максимум пять-десять. Все остальное — результат действия сил и условий, которые от твоей воли, желания и поступков не зависят вообще никак.

Начнем с того, что миллионерами становятся по-разному. Кто-то начинал в бедности, кто-то вышел из среднего класса, кто-то преумножил родительское состояние. Но еще никто и никогда не мог стать миллионером на необитаемом острове. Для успеха нужна среда. Нужен социум, который и будет вознаграждать тебя за твои действия.

А это значит, что любому успешному человеку повезло в главном. Он родился в правильное время и в правильном месте: в той ситуации, которая особенно щедро — непропорционально щедро — вознаграждает именно то, что он умеет делать лучше всего.

Это, кстати, не только не моя личная мысль, но даже не моя формулировка. Это сказал один из богатейших людей планеты Уоррен Баффет. Он, в отличие от многих других, отлично понимает, что, живи он двести лет назад (или родись в наше время, но где-нибудь в Сомали), его таланты не помогли бы ему не только разбогатеть, но даже выжить.

Людей, которые были бы одинаково успешными в разных, не связанных между собой областях, крайне мало. Те, что есть, по большей части удачливы в другом: их талант настолько многогранен, что его можно применять разными способами.

Но даже из тех, кто обладает талантом, не все могут вырваться вперед. Обществу нужно не больше определенного количества предпринимателей, актеров, моделей, юристов. И обязательно нужны другие: сантехники, водопроводчики, уборщики. Они по определению никогда не будут такими же богатым — но богачам без них не обойтись. И если ты живешь в чистоте благодаря трудам уборщицы, то не имеешь права превозноситься над ней за то, что она зарабатывает меньше тебя. Доход — не мера полезности.

Если успех — это результат сложения «личные усилия плюс реакция социума», то и плоды успеха даны успешному человеку тем самым социумом. Это к вопросу о другом доводе богатых: «Зачем я должен делиться доходами с бедными? Я заработал все сам, пусть и они сами зарабатывают».

Зарабатывает тот, кто обменивает свой труд, свои физические усилия на деньги. Так богачом не стать, потому что усилия, которые ты можешь приложить, все равно конечны, им есть предел, и этот предел не так уж далек. Чтобы выделиться из толпы, нужно, чтобы кто-то другой отдавал тебе свои усилия добровольно.

Смысл разделения труда, создающего элиту, именно в этом. У каждого человека, стоящего выше роковой черты выживания, есть крохотный излишек свободных сил, и он отдает его кому-то из немногочисленных избранных, чтобы тот, свободный от необходимости выживать, мог тратить собственные силы на что-то, что принесет пользу всему обществу.

Любой миллионер получил свое состояние от тех самых бедняков. Это их деньги. Поэтому только логично, что частью своего состояния богатый должен поступиться, чтобы улучшить жизнь бедных. В конце концов, чем лучше они живут, тем больше отдают ему — даже шкурный интерес требует альтруизма и благотворительности.

На самом деле очень странно, когда перед тобой сидит человек, одетый в хороший костюм, сшитый для него другими людьми, в удобном кресле, сделанном другими людьми, в богатом доме, построенном другими людьми, и с гордым видом заявляет, что он этим людям ровно ничем не обязан.

Помимо всего прочего, он сам был когда-то ребенком, и другие люди растили, кормили, учили и лечили его. Он не прикладывал для этого усилий.

Даже сама концепция священной частной собственности, к которой так любят апеллировать сторонники Айн Рэнд, существует только потому, что общество ее поддерживает. В противном случае у любого человека была бы лишь та «собственность», которую он может своими силами отстоять от чужих притязаний — и ровно до тех пор, пока не появится кто-то, кто достаточно силен, чтобы отнять все.

Успешные люди любят говорить, что «нищеброды» ненавидят их из зависти. Действительно, зависть — штука страшная и вполне реальная. Но тем, кто считает, что это единственная причина неприязни бедных к богатым, я напомню про Бэтмена.

Не только про него, конечно, но и про него тоже. Возьмите список самых популярных людей мира, тех, кого обожают миллионы — реальных или вымышленных, сейчас неважно — и посмотрите, сколько среди них богачей. Скажу сразу — их очень много. И если им завидуют, то скорее в мечтательном ключе: «Вот бы таким стать!».

Весь англоязычный мир знает «Рождественскую песнь» Диккенса. Миллионы людей с детства читали и перечитывали эту историю, дружно ненавидели алчного и жестокого Скруджа в начале и проникались к нему сочувствием и симпатией в конце. А ведь в конце мистер Скрудж не раздает свое состояние нищим. Он просто перестает вести себя как бесчеловечный надменный говнюк.

Вот и ответ — простой и ясный, как все ответы на действительно важные вопросы. Люди любят успешных и богатых. Люди восхищаются ими, стремятся им подражать, берут с них пример. Но только при условии, что богатые и успешные и на словах, и на деле воздают обществу должное за его усилия, которые вынесли их на вершину. Иначе любовь сменится ненавистью, и зависть тут будет совершенно ни при чем.

Происхождение многих из современных технологий можно проследить в древнем Китае. Давайте посмотрим на некоторые изобретения древнего Китая.

Прямо с момента своего появления люди стремились к повышению качества их жизни. Это начиналось с нововведений и новшеств, которые помогали им получать продовольствие и защищать себя. Со временем люди изобрели много различных вещей, таких как одежда, оружие, колесо, порох, керамика и т.д. Таким образом, человеческая история усыпана многочисленными изобретениями и открытиями, большинство из которых или все еще используются человечеством, или рассматриваются как предшественники некоторых из современных технологий. Если мы посмотрим на такие изобретения, то увидим, что Древний Китай сыграл в этом очень важную роль, так как имеется много изобретений, сделанных в прошлом именно китайцами. Далее мы рассмотрим лишь несколько древних изобретений Китая.

Некоторые древние изобретения Китая

Хотя есть множество древних китайских изобретений, наиболее значимым являются производство бумаги, порох, компас и печать. Эти изобретения привели к значительным изменениям в человеческой истории.

Бумага для изготовления и печати

Бумага является одним из наиболее широко используемых и необходимых материалов. До второго века до нашей эры люди пользовались очень дорогими и не всегда качественными средствами для письма, такими как полосы бамбука, свитки из шелка, закаленные глиняные таблички, деревянные таблички и т.д. Современная бумага была изобретена впервые в древнем Китае в период правления династии Хань (202 до н.э.- 220 н.э.). Считается, что дворцовый евнух Цай Лунь изобрел процесс получения бумаги в 105 году н.э. Исследования показывают, что китайский народ использовал бумагу для упаковки и обивки и до второго века до нашей эры, но бумага как принадлежность к письму была применена именно в период династии Хань. Открытие бумаги привело к последующим открытиям, таким как бумажные деньги (во время правления династии Сун), печатные гравюры и керамические печати того же типа (примерно в то же период).

Порох и фейерверки

Одно из самых важных древних изобретений Китая – это изобретение пороха и фейерверков. Считается, что порох был открыт неким китайским поваром случайно. Но с этим можно поспорить, некоторые считают, что китайские алхимики обнаружили порох в девятом веке н.э. Предполагается, что порох был обнаружен где-то между 600 и 900 г. н.э. Фейерверки были также изобретены вскоре после открытия пороха. Исследователи утверждают, что происхождение фейерверков связано с периодом династии Сун (960-1279 н.э.). Вслед за изобретением пороха и фейерверков последовал ряд связанных с этим открытий, таких как так называемое копье огня, мины, в том числе военно-морские мины, пушка, взрывающиеся пушечные ядра, многоступенчатые ракеты и т.д.

Компас

Несмотря на то, что происхождение компаса в Китае можно проследить в четвертом веке до нашей эры, это всё-таки была только грубая форма компаса. Существовали различные формы компаса, которые использовались в древнем Китае, но магнитное устройство было изобретено во времена династии Сун, и именно этот компас был использован для навигации на море. Наиболее распространенным был компас, имеющий магнитную стрелку, которая плавала в воде. Существуют также сведения о том, что компас с подвесной магнитной стрелкой также использовался в течение этого периода.

Другие изобретения древнего Китая

Теперь вы знаете больше о самых важных изобретениях древнего Китая. Но есть много других изобретений, сделанных в прошлом китайским народом. Вот некоторые из них. К моменту правления династии Цинь (221 до н.э.-206 до н.э.) китайцы уже изобрели счеты, календарь, чугун, колокола, изготавливали посуду из керамики и металла, кинжалы и топоры из камня и металла, бумажные змеи, делали напитки путём брожения (предшественники вина), вилка из кости, лаки и лакированные изделия, выращивали и культивировали рис и просо, барабан, покрытый крокодиловой кожей, лапшу, палочки для еды, весла, тачки, сейсмоскоп (для обнаружения землетрясений) и т.д. Во время династии Цинь были изобретены таблица умножения, стандартизированные деньги, чай, руль судна, иглотерапия и т. д. Важными китайскими изобретениями, сделанными после этого периода, были буровые скважины, домино, газовый баллон, воздушный шар, фарфор, живопись, игры в карты, зубная щетка и т.д.

Четыре великие изобретения древнего Китая - так в одноименной книге знаменитый исследователь китайской культуры Джозеф Нидэм окрестил изобретённые в Средние века бумагу, книгопечатание, порох и компас. Именно эти открытия способствовали тому, что многие направления культуры и искусств, ранее доступные лишь богачам, стали достоянием широких масс. Изобретения древнего Китая сделали возможными и дальние путешествия, что позволило открывать новые земли. Итак, рассмотрим каждое из них в хронологическом порядке. Изобретение древнего Китая № 1 - бумага.Первым великим изобретением древнего Китая считается бумага. Согласно китайским летописям династии Восточная Хань, бумагу изобрел придворный евнух династии Хань - Цай Лун в 105 году н.э.

В глубокой древности в Китае до появления бумаги для записей использовали скрученные в свитки полоски из бамбука, свитки из шелка, деревянные и глиняные таблички и т.д. Наиболее же древние китайские тексты или «цзягувэнь» были обнаружены на черепашьих панцирях, которые датируются 2-м тысячелетием до н. э. (династия Шан).

В ІІІ веке бумагу уже широко применяли для письма вместо более дорогих традиционных материалов. Разработанная Цай Лунем технология производства бумаги состояла в следующем: кипящая смесь из пеньки, коры тутового дерева, старых рыболовных сетей и тканей превращалась в пульпу, после чего её растирали до пастообразного однородного состояния и смешивали с водой. В смесь погружали сито в деревянной раме из тростника, вычерпывали ситом массу и встряхивали, чтобы жидкость стекла. При этом в сите образовывался тонкий и ровный слой волокнистой массы.

Эту массу затем опрокидывали на гладкие доски. Доски с отливками клали одна на другую. Связывали стопку и укладывали сверху груз. Затем затвердевшие и окрепшие под прессом листы снимались с досок и сушились. Изготовленный по такой технологии бумажный лист получался легким, ровным, прочным, менее желтым и более удобным для письма.

Изобретение древнего Китая № 2 - книгопечатание

Изобретения древнего Китая: наиболее раннее художественное изображение порохового оружия, эпоха пяти династий и десяти царств (907-960 гг. н. э.). На картине изображено, как Мара тщетно пытается соблазнить Будду: в верхней части демоны угрожают Будде огненным копьем и другим оружием, тогда как демоны в нижней части обольщают его удовольствиями. Возникновение бумаги, в свою очередь, привело к появлению книгопечатания. Самый древний известный образец печати с деревянных досок - это сутра на санскрите, напечатанная на конопляной бумаге приблизительно между 650 и 670 годами н.э. Однако первой печатной книгой со стандартным размером считается сделанная во время династии Тан (618-907) Алмазная сутра. Она состоит из свитков длиной 5,18 м. Согласно исследователю традиционной культуры Китая Джозефу Нидэму, методы печати, которые использовались в каллиграфии Алмазной сутры, значительно превосходят по совершенству и изысканности миниатюрную сутру, напечатанную ранее.

Наборные шрифты: Государственный деятель и учёный-эрудит Китая Шень Ко (1031-1095) впервые изложил способ печати при помощи наборного шрифта в своей работе «Записки о ручье снов» в 1088 году, приписав данное новшество неизвестному мастеру Би Шэну. Шэнь Ко описал технологический процесс производства литер из обожженной глины, процесс печати и изготовление наборных шрифтов.

Переплетная техника: Возникновение печати в девятом веке существенно изменило технику переплетения. Под конец эпохи Тан книга из скрученных свитков бумаги превратилась в стопку листов, напоминающую современную брошюру. Впоследствии при династии Сун (960-1279) листы стали сгибать по центру, делая перевязку типа «бабочки», отчего книга уже приобрела вид современной. Династия Юань (1271-1368) ввела корешок из жесткой бумаги, а позже во времена династии Мин листы стали прошивать нитками.

Книгопечатание в Китае внесло большой вклад в сохранение формировавшейся веками богатой культуры.

Изобретение древнего Китая № 3 - порох

Считается, что порох был разработан в Китае в X веке. Вначале он использовался как начинка в зажигательных снарядах, а позже были изобретены пороховые снаряды взрывного действия. Пороховое ствольное оружие, согласно китайским летописям, впервые было применено в сражениях 1132 года. Это была длинная бамбуковая трубка, куда закладывался порох и потом поджигался. Этим «огнеметом» врагу наносились сильные ожоги.

Столетие спустя, в 1259 г., впервые было изобретено ружье, стреляющее пулями - толстая бамбуковая трубка, в которую помещался заряд пороха и пули.

Позже на рубеже 13-14 веков в Поднебесной распространились металлические пушки, заряжаемые каменными ядрами.

Помимо военного дела, порох активно применяли и в быту. Так, порох считался хорошим дезинфицирующим средством при лечении язв и ран, во время эпидемий, а также его использовали для травли вредных насекомых.Однако, пожалуй, наиболее «ярким» изобретением, которое появилось благодаря созданию пороха, являются фейерверки. В Поднебесной они имели особое значение. По древним поверьям, злые духи сильно боятся яркого света и громкого звука. Поэтому издревле на Новый китайский год существовала традиция во дворах жечь костры из бамбука, который шипел в огне и лопался с треском. А изобретение пороховых зарядов, несомненно, напугало «нечисть» уже не на шутку - ведь по силе звука и света они значительно превосходили старый способ. Позже китайские умельцы стали создавать разноцветные фейерверки путем добавления в порох различных веществ.

Сегодня фейерверки стали незаменимым атрибутом празднования Нового года практически во всех странах мира.

Изобретение древнего Китая № 4 - компас

Первый прототип компаса, как считается, появился во времена династии Хань (202 до н.э. - 220 н.э.), когда китайцы стали использовать магнитный железняк, ориентированный на север-юг. Правда, использовался он не для навигации, а для гадания. В древнем тексте «Луньхэн», написанном в 1 веке н.э., в главе 52 древний компас описывается так: «Этот инструмент напоминает ложку, и если его положить на тарелку, то его ручка укажет на юг».Описание магнитного компаса для определения сторон света впервые изложено в китайском манускрипте «Уцзин Цзунъяо» 1044 г. Компас работал на принципе остаточной намагниченности из нагретых стальных или железных болванок, которые отливались в форме рыбы. Последние помещали в чашу с водой, и в результате индукции и остаточной намагниченности появлялись слабые магнитные силы. В манускрипте упомянуто, что данный прибор использовали как указатель курса в паре с механической «колесницей, которая указывает на юг».

Более совершенную конструкцию компаса предложил уже упомянутый китайский ученый Шень Ко. В своих «Записках о ручье снов» (1088) он детально описал магнитное склонение, то есть отклонение от направления на истинный север, и устройство магнитного компаса с иглой. Использовать компас для навигации впервые предложил Чжу Юй в книге «Застольные разговоры в Нинчжоу» (1119 г.).

К сведению:

Помимо четырех великих изобретений древнего Китая, умельцы Поднебесной подарили нашей цивилизации следующие полезности: китайский гороскоп, барабан, колокол, арбалет, скрипку эрху, гонг, военные искусства «ушу», оздоровительную гимнастику цигун, вилку, лапшу, пароварку, палочки для еды, чай, соевый сыр тофу, шелк, бумажные деньги, лак, зубную щетку из щетины, туалетную бумагу, воздушного змея, газовый баллон, настольную игру Го, игральные карты, фарфор и многое другое.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?