Cuso4 уравнение диссоциации. Электролитическая диссоциация. А) выделение теплоты

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Al 2 (SO 4) 3 в воде.

Сульфат алюминия является сильным электролитом и в водном растворе подвергается полному распаду на ионы. Уравнение диссоциации:

Al 2 (SO 4) 3 + (2x + 3y)H 2 O 2 3+ + 3 2 - ,

или (без учета процесса гидратации ионов):

Al 2 (SO 4) 3 2Al 3+ + 3SO 4 2 - .

2. Чем является ион HCO 3 - с позиций теории Бренстеда-Лоури?

В зависимости от условий ион HCO 3 – может как отдавать протоны:

HCO 3 - + OH - CO 3 2 - + H 2 O (1),

так и присоединять протоны:

HCO 3 - + H 3 O + H 2 CO 3 + H 2 O (2).

Таким образом, в первом случае ион HCO 3 - является кислотой, во втором - основанием, т. е. является амфолитом.

3. Определить, чем с позиций теории Льюиса является ион Ag + в реакции:

Ag + + 2NH 3 +

В процессе образования химических связей, который протекает по донорно-акцепторному механизму, ион Ag + , имея свободную орбиталь, является акцептором электронных пар, и, таким образом, проявляет свойства кислоты Льюиса.

4. Определить ионную силу раствора в одном литре которого находятся 0,1 моль KCl и 0,1 моль Na 2 SO 4 .

Диссоциация представленных электролитов протекает в соответствии с уравнениями:

Na 2 SO 4 2Na + + SO 4 2 -

Отсюда: С(K +) = С(Cl -) = С(KCl) = 0,1 моль/л;

С(Na +) = 2×С(Na 2 SO 4) = 0,2 моль/л;

С(SO 4 2 -) = С(Na 2 SO 4) = 0,1 моль/л.

Ионную силу раствора вычисляем по формуле:

5. Определить концентрацию CuSO 4 в растворе данного электролита с I = 0,6 моль/л.

Диссоциация CuSO 4 протекает по уравнению:

CuSO 4 Cu 2+ + SO 4 2 -

Примем С(CuSO 4) за x моль/л, тогда, в соответствии с уравнением реакции, С(Cu 2+) = С(SO 4 2 -) = x моль/л. В данном случае выражение для расчета ионной силы будет иметь вид:

6. Определить коэффициент активности иона K + в водном растворе KCl с С(KCl) = 0,001 моль/л.

который в данном случае примет вид:

.

Ионную силу раствора найдем по формуле:

7. Определить коэффициент активности иона Fe 2+ в водном растворе, ионная сила которого равна 1.

В соответствии с законом Дебая-Хюккеля:

следовательно:

8. Определить константу диссоциации кислоты HA, если в растворе этой кислоты с концентрацией 0,1 моль/л a = 24%.

По величине степени диссоциации можно определить, что данная кислота является электролитом средней силы. Следовательно, для расчета константы диссоциации кислоты используем закон разведения Оствальда в его полной форме:

9. Определить концентрацию электролита, если a = 10%, K д = 10 - 4 .

Из закона разведения Оствальда:

10. Степень диссоциации одноосновной кислоты HA не превышает 1%. (HA) = 6,4×10 - 7 . Определить степень диссоциации HA в ее растворе с концентрацией 0,01 моль/л.

По величине степени диссоциации можно определить, что данная кислота является слабым электролитом. Это позволяет использовать приближенную формулу закона разведения Оствальда:

11. Степень диссоциации электролита в его растворе с кон-центрацией 0,001 моль/л равна 0,009. Определить константу диссоциации этого электролита.

Из условия задачи видно, что данный электролит является слабым (a = 0,9%). Поэтому:

12. (HNO 2) = 3,35. Сравнить силу HNO 2 с силой одно-основной кислоты HA, степень диссоциации которой в растворе с С(HA) = 0,15 моль/л равна 15%.

Рассчитаем (HA), используя полную форму уравнения Оствальда:

Так как (HA) < (HNO 2), то кислота HA является более сильной кислотой по сравнению с HNO 2 .

13. Имеются два раствора KCl, содержащие при этом и другие ионы. Известно, что ионная сила первого раствора (I 1) равна 1, а второго (I 2) составляет величину 10 - 2 . Сравнить коэффициенты активности f (K +) в данных растворах и сделать вывод, как отличаются свойства этих растворов от свойств бесконечно разбавленных растворов KCl.

Коэффициенты активности ионов K + рассчитаем, используя закон Дебая-Хюккеля:

Коэффициент активности f - это мера отклонения в поведении раствора электролита данной концентрации от его поведения при бесконечном разведении раствора.

Так как f 1 = 0,316 сильнее отклоняется от 1, чем f 2 = 0,891, то в растворе с большей ионной силой наблюдается большее отклонение в поведении раствора KCl от его поведения при бесконечном разведении.


Вопросы для самоконтроля

1. Что такое электролитическая диссоциация?

2. Какие вещества называют электролитами и неэлектролитами? Приведите примеры.

3. Что такое степень диссоциации?

4. От каких факторов зависит степень диссоциации?

5. Какие электролиты считаются сильными? Какие средней силы? Какие слабыми? Приведите примеры.

6. Что такое константа диссоциации? От чего зависит и от чего не зависит константа диссоциации?

7. Как связаны между собой константа и степень диссоциации в бинарных растворах средних и слабых электролитов?

8. Почему растворы сильных электролитов в своем поведении обнаруживают отклонения от идеальности?

9. В чем заключается суть термина «кажущаяся степень диссоциации»?

10. Что такое активность иона? Что такое коэффициент актив-ности?

11. Как изменяется величина коэффициента активности с разбавлением (концентрированием) раствора сильного электролита? Каково предельное значение коэффициента активности при бесконечном разведении раствора?

12. Что такое ионная сила раствора?

13. Как вычисляют коэффициент активности? Сформулируйте закон Дебая-Хюккеля.

14. В чем суть ионной теории кислот и оснований (теории Аррениуса)?

15. В чем состоит принципиальное отличие протолитической теории кислот и оснований (теории Бренстеда и Лоури) от теории Аррениуса?

16. Как трактует электронная теория (теория Льюиса) понятие «кислота» и «основание»? Приведите примеры.


Варианты задач для самостоятельного решения

Вариант №1

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Fe 2 (SO 4) 3 .

НА + H 2 O ⇄ Н 3 O + + А - .

Вариант №2

1. Написать уравнение электролитической диссоциации CuCl 2 .

2. Определить, чем с позиций теории Льюиса является ион S 2 - в реакции:

2Ag + + S 2 - ⇄ Ag 2 S.

3. Вычислить молярную концентрацию электролита в растворе, если a = 0,75%, а = 10 - 5 .

Вариант №3

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Na 2 SO 4 .

2. Определить, чем с позиций теории Льюиса является ион CN - в реакции:

Fe 3 + + 6CN - ⇄ 3 - .

3. Ионная сила раствора CaCl 2 равна 0,3 моль/л. Рассчитать С(CaCl 2).

Вариант №4

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Ca(OH) 2 .

2. Определить, чем с позиций теории Бренстеда является молекула H 2 O в реакции:

H 3 O + ⇄ H + + H 2 O.

3. Ионная сила раствора K 2 SO 4 составляет 1,2 моль/л. Рассчитать С(K 2 SO 4).

Вариант №5

1. Написать уравнение электролитической диссоциации K 2 SO 3 .

NH 4 + + H 2 O ⇄ NH 3 + H 3 O + .

3. (CH 3 COOH) = 4,74. Сравнить силу CH 3 COOH с силой одноосновной кислоты HA, степень диссоциации которой в растворе с С(HA) = 3,6×10 - 5 моль/л равна 10%.

Вариант №6

1. Написать уравнение электролитической диссоциации K 2 S.

2. Определить, чем с позиций теории Льюиса является молекула AlBr 3 в реакции:

Br - + AlBr 3 ⇄ - .

Вариант №7

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Fe(NO 3) 2 .

2. Определить, чем с позиций теории Льюиса является ион Cl - в реакции:

Cl - + AlCl 3 ⇄ - .

Вариант №8

1. Написать уравнение электролитической диссоциации K 2 MnO 4 .

2. Определить, чем с позиций теории Бренстеда является ион HSO 3 - в реакции:

HSO 3 - + OH – ⇄ SO 3 2 - + H 2 O.

Вариант №9

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Al 2 (SO 4) 3 .

2. Определить, чем с позиций теории Льюиса является ион Co 3+ в реакции:

Co 3+ + 6NO 2 - ⇄ 3 - .

3. В 1 л раствора содержится 0,348 г K 2 SO 4 и 0,17 г NaNO 3 . Определить ионную силу этого раствора.

Вариант №10

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Ca(NO 3) 2 .

2. Определить, чем с позиций теории Бренстеда является молекула H 2 O в реакции:

B + H 2 O ⇄ OH - + BH + .

3. Вычислить концентрацию электролита в растворе, если a = 5%, а = 10 - 5 .

Вариант №11

1. Написать уравнение электролитической диссоциации KMnO 4 .

2. Определить, чем с позиций теории Льюиса является ион Cu 2+ в реакции:

Cu 2+ + 4NH 3 ⇄ 2 + .

3. Вычислить коэффициент активности иона Cu 2+ в растворе CuSO 4 c С(CuSO 4) = 0,016 моль/л.

Вариант №12

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Na 2 CO 3 .

2. Определить, чем с позиций теории Бренстеда является молекула H 2 O в реакции:

K + + xH 2 O ⇄ + .

3. Имеются два раствора NaCl, содержащие и другие электролиты. Значения ионной силы этих растворов соответственно равны: I 1 = 0,1 моль/л, I 2 = 0,01 моль/л. Сравнить коэффициенты активности f (Na +) в данных растворах.

Вариант №13

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Al(NO 3) 3 .

2. Определить, чем с позиций теории Льюиса является молекула RNH 2 в реакции:

RNH 2 + H 3 O + ⇄ RNH 3 + + H 2 O.

3. Сравнить коэффициенты активности катионов в растворе, содержащем FeSO 4 и KNO 3 , при условии, что концентрации электролитов составляют, соответственно, 0,3 и 0,1 моль/л.

Вариант №14

1. Написать уравнение электролитической диссоциации K 3 PO 4 .

2. Определить, чем с позиций теории Бренстеда является ион H 3 O + в реакции:

HSO 3 - + H 3 O + ⇄ H 2 SO 3 + H 2 O.

Вариант №15

1. Написать уравнение электролитической диссоциации K 2 SO 4 .

2. Определить, чем с позиций теории Льюиса является Pb(OH) 2 в реакции:

Pb(OH) 2 + 2OH - ⇄ 2 - .

Вариант №16

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Ni(NO 3) 2 .

2. Определить, чем с позиций теории Бренстеда является ион гидроксония (H 3 O +) в реакции:

2H 3 O + + S 2 - ⇄ H 2 S + 2H 2 O.

3. Ионная сила раствора, содержащего только Na 3 PO 4 , равна 1,2 моль/л. Определить концентрацию Na 3 PO 4 .

Вариант №17

1. Написать уравнение электролитической диссоциации (NH 4) 2 SO 4 .

2. Определить, чем с позиций теории Бренстеда является ион NH 4 + в реакции:

NH 4 + + OH - ⇄ NH 3 + H 2 O.

3. Ионная сила раствора, содержащего одновременно KI и Na 2 SO 4 , равна 0,4 моль/л. С(KI) = 0,1 моль/л. Определить концен-трацию Na 2 SO 4 .

Вариант №18

1. Написать уравнение электролитической диссоциации Cr 2 (SO 4) 3 .

2. Определить, чем с позиций теории Бренстеда является молекула белка в реакции:


БЛОК ИНФОРМАЦИИ


Похожая информация.


Урок химии в 8 классе. «___»____________ 20___г.

Электролитическая диссоциация.

Цель. Сформировать понятие «электролитическая диссоциация» на примере соединений с ионной и ковалентной полярной связью.

Образовательные задачи:

Показать сущность диссоциации и роль воды в этом процессе; сформировать понятие «электролиты» и «неэлектролиты», раскрыть зависимость электропроводимости растворов от вида химической связи и типа кристаллической решетки растворяемого вещества; раскрыть сущность и механизм процесса электролитической диссоциации на примере веществ с ионной и полярной ковалентной связями.

Развивающие задачи:

Развитие умения вести наблюдения опытов, анализировать схемы и рисунки, вести конспектирование; продолжить формирование мировоззрения о зависимости свойств веществ от состава и строения.

Воспитательные задачи:

Продолжить формирование мотивации учебной деятельности; продолжить формирование представлений о положительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе.

Ход урока.

Тест по теме «Растворение веществ».

А) выделение теплоты;

Б) выделение газа;

В) поглощение теплоты;

Г) изменение окраски.

А) CuSO4. 5H2O и FeSO4 ;

Б) FeSO 4 и CuSO 4 ;

В) CuSO4 и FeSO4. 7H2O;

Г) FeSO4. 7H2O и CuSO4. 5H2O.

А) физическая;

Б) химическая;

В) физико-химическая.

А) хорошо растворимое;

Б) малорастворимое;

Определение

Ненасыщенный раствор

Кристаллогидрат

А) выделение теплоты;

Б) выделение газа;

В) поглощение теплоты;

Г) изменение окраски.

А) CuSO4. 5H2O и FeSO4 ;

Б) FeSO4 и CuSO4 ;

В) CuSO4 и FeSO4. 7H2O;

Г) FeSO 4 . 7 H 2 O и CuSO 4 . 5 H 2 O .

А) физический;

Б) химический;

В) физико-химический.

Сульфат бария - по растворимости в воде, вещество-

А) хорошо растворимое;

Б) малорастворимое;

В) практически не растворимое .

Установите соответствие между понятием и его определением.

Определение

Насыщенный раствор

Пересыщенный раствор

А) раствор, в котором приданной температуре вещество больше не растворяется;

Б) это раствор, в котором вещество может еще растворяться только при повышении температуры;

В) непрочные соединения, существующие в растворе;

Г) однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия;

Д) раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе;

Е) соль, в состав которой входит вода.

Объяснение новой темы.

Демонстрационный опыт по рис. 129 стр. 217

При каких условиях лампочка прибора, служащего для определения электропроводности веществ и их растворов, будет загораться?

Вещества

Электролиты неэлектролиты

Тип химической связи:

При растворении веществ в воде, они распадаются на ионы.

Электролитическая диссоциация - это процесс распада электролита на ионы.

Распад вещества на ионы с ионной связью (рисунок и механизм) стр. 219 рис.130

Распад вещества на ионы с ковалентной полярной связью (рисунок и механизм) стр. 220 рис. 131

Степень диссоциации - это отношение число части, распавшихся на ионы (Nд), к общему числу растворенных частиц (Np):

Сильные электролиты - α →1 (все растворимые соли, сильные кислоты, все щелочи)

Слабые электролиты α → 0 (слабые кислоты, водный раствор аммиака).

Закрепление.

Даны вещества: оксид меди(II), гидроксид натрия, серная кислота, сахар, соляная кислота, парафин, нитрат калия, глюкоза, гидроксид бария, крахмал, хлор, сульфат калия, кислород, сера, oксид серы(VI), нитрат цинка, бромид меди (II), йод. Распределите данные вещества, на две группы: электролиты и неэлектролиты.

Домашнее задание. § 36

Эффект, сопровождающий растворение хлорида натрия в воде:

А) выделение теплоты;

Б) выделение газа;

В) поглощение теплоты;

Г) изменение окраски.

Пара формул соединений, не содержащих кристаллизационную воду:

А) CuSO4. 5H2O и FeSO4 ;

Б) FeSO4 и CuSO4 ;

В) CuSO4 и FeSO4. 7H2O;

Г) FeSO4. 7H2O и CuSO4. 5H2O.

Теория растворов, принятая Вант- Гоффом, Аррениусом, Оствальдом,-

А) физическая;

Б) химическая;

В) физико-химическая.

Сульфат кальция - по растворимости в воде, вещество-

А) хорошо растворимое;

Б) малорастворимое;

В) практически не растворимое.

Установите соответствие между понятием и его определением.

Определение

Ненасыщенный раствор

Кристаллогидрат

А) раствор, в котором приданной температуре вещество больше не растворяется;

Б) это раствор, в котором вещество может еще растворяться только при повышении температуры;

В) непрочные соединения, существующие в растворе;

Г) однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия;

Д) раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе;

Е) соль, в состав которой входит вода.

Эффект, сопровождающий растворение серной кислоты в воде:

А) выделение теплоты;

Б) выделение газа;

В) поглощение теплоты;

Г) изменение окраски.

Пара формул соединений, содержащих кристаллизационную воду:

А) CuSO4. 5H2O и FeSO4 ;

Б) FeSO4 и CuSO4 ;

В) CuSO4 и FeSO4. 7H2O;

Г) FeSO4. 7H2O и CuSO4. 5H2O.

Процесс растворения, по мнению Д.И. Менделеева:

А) физический;

Б) химический;

В) физико-химический.

Сульфат бария- по растворимости в воде, вещество -

А) хорошо растворимое;

Б) малорастворимое;

В) практически не растворимое.

Установите соответствие между понятием и его определением.

Определение

Насыщенный раствор

Пересыщенный раствор

А) раствор, в котором приданной температуре вещество больше не растворяется;

Б) это раствор, в котором вещество может еще растворяться только при повышении температуры;

В) непрочные соединения, существующие в растворе;

Г) однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия;

Д) раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе;

Е) соль, в состав которой входит вода.

«Реакции ионного обмена» - Условия протекания реакций ионного обмена. Нерастворимые вещества. Реакция. Реакцией нейтрализации является реакция между парой веществ. Укажите уравнение реакции ионного обмена. Тест. Вода. Электролитом является каждое вещество в ряду. Составить полное ионное уравнение. Реакции обмена. Реакции. Убери лишнее.

Ионы (по составу). Положительно заряженные ионы. Основания. Многоосновные кислоты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Катионы. Процесс распада электролита. Электролиты, которые диссоциируют на катионы и анионы. Ионы. Уравнения электролитической диссоциации. Уравнения электролитической диссоциации веществ.

«Электролитическая диссоциация солей» - Применение солей. Химические свойства солей. 1. Металл + соль 2. Соль + щелочь 3. Соль + кислота 4. Соль + соль. NaOH, Ba(OH)2, NH4OH, Al(OH)3. Что такое основание в свете теории электролитической диссоциации? Классификация солей по составу. Раствор фенолфталеина Запишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакций.

«Электролитическая диссоциация» - Механизм диссоциации веществ. Во вторую пробирку налить воды и добавить часть раствора из первой пробирки. Соли диссоциируют на ионы металла и кислотного остатка + - NaCI = Na + CI + -2 Na2SO4 = 2Na + SO4. Основания диссоциируют на ионы металла и гидроксид-ионы + - Na OH = Na + OH +2 - Ca(OH)2 = Ca + 2OH.

«Анод и катод» - t – время электролиза, сек. Анионы не окисляются. Анод растворимый (активный), изготовлен из Cu, Ag, Zn, Ni, Fe и др. F – постоянная Фарадея = 96500 Кл. Металлы. Анионы F. Процессы на аноде 3-4. Электролиз. Электроды. Процессы на катоде 2. Анод растворимый. Применение электролиза. Э – эквивалентная масса вещества.

«Теория электролитической диссоциации» - Типы ионов. Неэлектролиты (водные растворы не проводят эл. ток). Все растворимые кислоты, основания (щёлочи) и соли. Современное содержание ТЭД можно свести к четырем основным положениям. Сванте Аррениус. Теория электролитической диссоциации (ТЭД). Процесс распада электролита на ионы называется электролитической диссоциацией (ЭД).


Правила составления уравнений электролитической диссоциации веществ

Процесс разрушения или распада электролита на ионы называется электролитической диссоциацией. Составные части распавшихся молекул или кристаллов представляют собой частицы, имеющие заряд. Их называют ионы.

Ионы бывают отрицательные и положительные. Положительные ионы называются катионами, отрицательные — анионами.

Растворы веществ, молекулы или кристаллы которых способны распадаться на ИОНЫ (диссоциировать), могут проводить электрический ток. Именно поэтому их называют электролитами. Часто процесс электролитической диссоциации называют просто: диссоциация.

Процесс растворения вещества отличается от диссоциации тем, что при растворении частицы вещества равномерно распределяются между молекулами растворителя (воды) по всему объему раствора, а в процессе диссоциации частицы вещества (кристаллы или молекулы) распадаются на составные части.

Поэтому при хорошей растворимости вещество не всегда хорошо диссоциирует.

Существуют вещества, молекулы или кристаллы которых хорошо распадаются на ионы. Их называют сильными электролитами.

Сильные электролиты:

Диссоциация сильных электролитов происходит необратимо

Существуют вещества, молекулы или кристаллы которых плохо распадаются на ионы. Их называют слабыми электролитами.

Слабые электролиты:

Диссоциация слабых электролитов происходит обратимо, т. е. ионы, образовавшиеся при распаде молекулы, соединяясь снова, образуют исходную молекулу. Обратимость реакции показывают разнонаправленными стрелками: ↔для слабых электролитов обратная реакция (ассоциация) преобладает над распадом молекул на ионы.

1. Диссоциация сильных электролитов

При диссоциации кислот их молекулы распадаются всегда на положительно заряженные ноны водорода Н и отрицательно заряженные ионы кислотных остатков.

Рассмотрим уравнение диссоциации кислоты сильного электролита. (видео урок)

При диссоциации оснований их молекулы распадаются всегда на положительно заряженные ноны металла и отрицательно заряженныегидроксид-ионы (ОН -).

2. Рассмотрим уравнение диссоциации основания — сильного электролита.(видео урок)

3. При диссоциации солей их молекуль распадаются всегда на по ложительно заряженные ионы металла и отрицательно заряжен ные ноны кислотньтх остатков.

Рассмотрим уравнение диссоциации соли — сильного электролита. (видео урок)

4. Составление уравнения диссоциации соли, в которой кислотный остаток состоит из одного элемента (хлорид (С1), сульфиды ( S ), отличается от тех уравнений, в которых молекулы солей имеют в кислотном остатке два элемента. (видео урок)

5. Диссоциация слабых электролитов (видео урок)

диссоциация многоосновных кислот слабых электролитов на ионы происходит постепенно (ступенчато). При этом на каждой стадии диссоциации образуется один ион водорода Н и отрицательно заряженные ионы кислотных остатков. Рассмотрим уравнение диссоциации кислоты— слабого электролита (Н 2 СО 3)

6 Вторая стадия диссоциации HCO 3 - ↔ H + + CO 3 -

Число стадий диссоциации кислоты — слабого электролита равно числу атомов водорода Н в его молекуле.

Диссоциация слабых электролитов многокислотных оснований на ионы происходит постепенно (ступенчато). При этом на каждой стадии диссоциации образуется 1 гидроксид-ион (ОН-).(видео урок)

Такие основания, как правило, содержат несколько групп ОН. Рассмотрим уравнение диссоциации основания — слабого электролита Mg (OH ) 2

Первая стадия диссоциации

Mg (OH ) 2 ↔ MgOH + + OH -

Число стадий диссоциации основания — слабого электролита равно числу групп ОН в его молекуле. (видео урок)

Уравнения диссоциации солей слабых электролитов на ионы записывают в одну стадию. При этом образуются положительно заряженные ИОНЫ металла и отрицательно заряженные ИОНЫ кислотного остатка. Рассмотрим уравнение диссоциации соли — слабого электролита Са 3 (РО 4) 2

Са 3 (РО 4) 2 ↔ 3Са 2+ + 2РО 4 3- (видео урок)

Реакции на опыты (видео урок)

1. Реакции ионного обмена, идущие с выделением газа

Na 2 CO 3 + 2HCl = CO 2 + H 2 O + 2NaCl

2. Реакции ионного обмена, идущие с образованием ярко-окрашенных солей

FeCl 3 + 3KNCS= Fe(NCS) 3 + 3KCl

BaCl 2 + K 2 CrO 4 = BaCrO 4 ↓+ 2KCl

NiSO 4 + 2NaOH = Ni(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

CuSO 4 + 2NaOH = Cu(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

3. Реакция нейтрализации

NaOH + HCl = NaCl + H 2 O

4. Изменение диссоциации электролитов при различных температурах

Комплексные соединения диссоциируют на ионы внутренней и внешней сферы, например:

Cu 3 [ Cr (CN) 6 ] 2 = 3Cu 2+ + 2 [ Cr (CN) 6 ] 3-

I 2 = 2+ +2I -

rУпражнение для самостоятельного решения:

Напишите уравнения диссоциации для комплексных соединений:

H 2 , 2 (SO) 4 , Ca ,Mg 3 [ Al (CN) 6 ] 2 .

[ Cr (CN) 4 ] - 0 + CN - (1 ступень)

[ Cr (CN) 3 ] 0 + + CN - (2 ступень)


[ Cr (CN) 2 ] + 2+ + CN - (3 ступень)

[ Cr (CN)] 2+ Cr 3+ + CN - (4 ступень)

________________________________________________________________

Суммарное уравнение:

[ Cr (CN) 4 ] - Cr 3+ + 4CN -

Об устойчивости комплексных ионов (комплексов) судят по константе устойчивости или константе нестойкости комплексного иона:

для 2-ой ступени константа нестойкости будет иметь вид:

[ + ] * · [ CN - ] *

[[ Cr (CN) 3 ] 0 ] *

· здесь величины в квадратных скобках - равновесные молярные концентрации ионов (моль/л).

Чем больше величина константы нестойкости, тем менее прочный комплексный ион.

Величина обратная константе нестойкости называется константой устойчивости. Чем больше ее значение, тем устойчивее ион:

[ [ Cr (CN) 3 ]] 0

[ + ] ·

II.8. Получение некоторых комплексных соединений:

1. AgBr + 2 Na 2 S 2 O 3 à Na 3 + NaBr

натрия дитиосульфатоаргенат (I)

К осадку бромида серебра прилить раствор тиосульфата натрия. Наблюдается растворение соли. Получается комплексное соединение.

2. К свежеприготовленному осадку хлорида серебра прилить раствор 10 %-го раствора гидроксида аммония. Осадок растворяется. Реакция протекает по уравнению:

AgCl + 2 NH 4 OH à Cl + 2 H 2 O

хлорид тетраамминсеребра (1)

Данное комплексное соединение можно разрушить, например, при помощи азотной кислоты:

Cl + 2 HNO 3 à 2 NH 4 NO 3 + AgCl I

Cl - + 2 H + à 2 NH 4 + + AgCl I

p Катион аммония, который может быть представлен как комплекс, является более устойчивым, чем комплекс тетраамминсеребра (I). Его константа нестойкости меньше, а константа устойчивости больше последнего.

3. При растворении бурого осадка оксида серебра (I) в растворе аммиака происходит образование бесцветногораствора комплексного соединения гидроксида тетраамминсеребра (I) гидроксида:

Ag 2 О + 4 NH 4 OH à 2 ОН + 3 H 2 O

4. Получение комплексных соединений меди (+2) – аммиакатов из нерастворимых гидроксида меди (+2) и гидроксосульфата меди (+2) . Цвет полученных растворов - темно-синий, очень насыщенный. В реакцию берут свежеприготовленные осадки:


A) CuSO 4 + 2 NaOH à Cu(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

Cu(OH) 2 + NH 4 OH à (OH) 2

тетраамминмеди(+2) гидроксид

Б) 2 CuSO 4 + 2 NH 4 OH à (CuOH) 2 SO 4 ↓ + (NH 4) 2 SO 4

гидроксосульфат меди (+2)

(CuOH) 2 SO 4 + 6 NH 4 OH + (NH 4) 2 SO 4 à 2 SO 4 + 8 H 2 O

Суммарно: CuSO 4 + + 4 NH 4 OH à SO 4 + 4 H 2 O

тетраамминмеди(+2) сульфат