Культура времени упадка римской империи (iii-v вв. н.э.)

События III в. в Римской империи получили в науке название «кризис III века». Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гражданские войны, «варваризация» Империи, растущий сепаратизм провинций, все усиливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов и т. д. В экономическом отношении к середине III в. империя пришла в состояние полной разрухи.
Кризисные явления затронули и культуру. Практически пропал интерес к философии и науке. Вместо философии все чаще наблюдается обращение к религии, к различным мистическим культам и суевериям.
Римская историография III в. представлена главным образом сочинениями автора, писавшего по-гречески, - Диона Кассия. Он составил обширную «Римскую историю» в 80-ти книгах - исчерпывающий свод знаний о прошлом Рима. В изобразительном искусстве практически единственным замечательным явлением был реалистический скульптурный портрет - одно из величайших достижений римского искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он достиг своего высшего расцвета в эпоху Империи. Очень выразительны портретные бюсты императоров: Филипп Аравитянин, Каракалла, Веспасиан, Домициан, Вителлий - целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете. Если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театральности.
В конце III в. вступивший на императорский трон Диоклетиан, уроженец римской провинции Иллирии, и его преемник Константин провели ряд реформ, которые смогли ненадолго вывести империю из кризиса и продлить ее существование еще более чем на 100 лет.
Сильная императорская власть позволила добиться некоторых успехов в сохранении единства империи. Союзницей государства теперь выступала христианская церковь, признавшая императора наместником Бога на земле. Медиоланский эдикт Константина (313 г.) признал равноправие христианства с другими религиями. В IV-V вв. жили виднейшие представители христианского богословия, отцы церкви - Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин (создатель христианской философии истории). Христианство начало превращаться в господствующую религию: языческим храмам оставалось стоять в империи уже недолго. Часть их была превращена в христианские церкви, часть разрушена. При императоре Феодосии I (конец IV в.) христианство сделалось государственной религией Рима.
Культ императорской власти способствовал созданию колоссальных по размерам величественных сооружений. Огромные термы Диоклетиана превзошли своими размерами термы Каракаллы, колоссальным был и дворец Диоклетиана в окрестностях нынешнего Сплита. Пластическое искусство сознательно следовало эстетике Плотина, согласно которой художник должен был отображать не реальное, а только нечто внутреннее, т.е. душу. Та же тенденция проявляется и в знаменитых фаюмских портретах из Египта - она свидетельствует о скором приближении искусства византийских икон. Позднеримское искусство символично - статуи императоров воплощают нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающих душу.
После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними противоречиями Римская империя, теснимая со всех сторон внешними врагами, неуклонно шла к своему концу. В 395 г. Римская держава была окончательно разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался г. Рим, а столицей Восточной Римской империи (будущей Византии) стал г. Константинополь, основанный Константином на месте бывшей греческой колонии Византии.
В 410 и 455 гг. Рим подвергся страшному разгрому - сначала от готов, а затем - от вандалов (отсюда понятие вандализм). В середине V в. под властью императора осталась лишь Италия. В 476 г. командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом Западной Римской империи.
Что касается Восточной Римской империи, то она не погибла под ударами варваров, а просуществовала еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской империи погибла и античная культура.

Контрольные вопросы

1. Своеобразие греческой культуры.
2. Проблема крито-микенской культуры.
3. Периодизация культуры Древней Греции.
4. Мифология и литература Древней Греции.
5. Античный театр.
6. Архитектура Древней Греции.
7. Скульптура и театр Древней Греции
8. Какие из семи чудес света находились в Древней Греции?
9. Слияние каких народностей, проживавших на Аппенинском полуострове, породило римлян?
10. Какие эпохи можно выделить в истории Древнего Рима?
11. Что заимствовали римляне у эллинов?
12. На каких холмах был образован Рим?
13. Основные достижения античной римской культуры.
14. Что унаследовали от древних римлян современные наука и техника?
15. Назовите выдающихся деятелей культуры Древнего Рима, что ими было создано?
16. Архитектура и литература Древнего Рима.

1. Античная литература. Греция. Антология / сост. : Н.А. Федоров, В.Н. Мирошенкова. - М., 1989. - Т. 1-2.
2. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. - М., 1988.
3. Виппер, Б.Р. Искусство Древней Греции / Б.Р. Виппер. - М., 1972.
4. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий. - М., 1990.
5. Ривкин, Б.И. Античное искусство / Б.И. Ривкин. - М., 1972.
6. Боннар, А.С. Культура Древнего Рима / А.С. Боннар. - М., 1985. - Т. 1.
7. Лосев, А.Ф. История античной эстетики / А.Ф. Лосев. - М., 1963 - 1988.
8. Надточиева, А.С. Философия и наука в эпоху античности / А.С. Надточиева. - М., 1990.

С конца IX века и вплоть до середины Х века (с 882 по 963 год, то есть до вмешательства Оттона I) на римском престоле побывали 24 папы, которых историография католической церкви обобщенно назвала «плохими папами». Но папы были плохими не как личности, таковы были обстоятельства для папства. Империя распалась, практически прекратила существование. В Италии возник политический вакуум, который привел папство к упадку. Заметно укрепились местные феодальные силы, в первую очередь аристократические партии Сполето и Тосканы, расположенные по соседству с Римом. Они захватывали папские владения и в соответствии со своими партийными интересами избирали или смещали, возвышали или убивали пап. Все крупные должности папской бюрократии (занимаемые чиновниками или высшим духовенством) со времен правления папы Сергия III (904−911) захватили давние враги Святого престола — аристократия. Итальянское королевство не могло обеспечить защиту папства, ибо итальянские короли с местопребыванием в Павии обладали не большей властью, чем герцоги и маркграфы. Они приезжали в окруженный со всех сторон врагами Рим только для того, чтобы короноваться в императоры и тем самым возвыситься над своими соперниками. Церковная дисциплина ослабла, папский двор стал местом распутства, убийств и интриг, церковный сан оказался предметом купли-продажи. Светская власть пап, становившаяся все более номинальной, вновь ограничилась лишь двумя римскими провинциями.

Кризисной точкой была эпоха феодальной монархии, называемая по ее главному герою эпохой Формоза. Формоз был кардиналом-епископом Порто и на протяжении десятилетий являлся главным советником при папах и одновременно руководителем архиерейской курии. Формоз был близок к возвысившейся на фоне других итальянских аристократических семей семье герцогов Сполето. Нескрываемое стремление стать папой привело его к конфликту с папой Иоанном VIII, который на одном соборе лишил Формоза церковного сана и отправил в изгнание. По всей вероятности, сторонники епископа из Порто не были безвинными в убийстве папы Иоанна VIII. Новый папа Марин I (882−884) полностью реабилитировал Формоза, вернул ему кардинальский титул и епископство в Порто, и тот снова приобрел влияние в Риме.

В 880−890-х годах папы находились под перекрестным огнем маркграфа фриульского Беренгара и герцога сполетского Гвидо, соперничавших между собой. Папа Стефан V (885−891) был креатурой герцогов Сполето; после его смерти Формоз наконец вступил на столь желанный папский престол, который он занимал с 891 по 896 год. Стремясь освободиться от рабской зависимости от сполетских герцогов, Формоз вступил в союз с германским королем Арнульфом. Тем самым он навлек на себя неукротимую ненависть главы сполетанской партии, вдовы скончавшегося Гвидо Агильтруды. Однако Формоз скончался в 896 году, и таким образом сполетанцы вернули в Риме власть себе.

С именем папы Стефана VI (896−897) связано осуждение извлеченного из могилы его предшественника, Формоза, на так называемом «трупном соборе». В 896 или 897 году в одной из римских церквей состоялось заседание собора, и над трупом скончавшегося за 8−9 месяцев до того Формоза был вынесен приговор. Труп одетого в полное епископское облачение Формоза посадили на папский трон. Затем против него был организован настоящий судебный процесс: с обвинителями, защитником, судебными речами. Самое серьезное обвинение, предъявленное ему, состояло в следующем: смена епископской кафедры в Порто на римскую. Осуждение Формоза показалось недостаточным для жаждавших мести сполетанцев, они подвергли труп поруганию: с него сорвали одежду высшего иерарха и переодели в светское платье в знак того, что он исторгнут из священнического сословия. Затем из-за якобы ложной клятвы у него отрубили три пальца на правой руке. Оскверненный труп Формоза вытащили из церкви и закопали в землю, однако папе Стефану и этого показалось мало, труп был выкопан из земли и сброшен в Тибр.

Стефан VI, так расправившийся со своим предшественником, тоже не смог избежать своей судьбы: уже в 897 году против него вспыхнул мятеж, его схватили, свергли с папского престола и задушили в тюрьме. С 897 по 903 год на папском престоле побывало шесть пап, почти все они умерли насильственной смертью.

Более умеренным, чем во времена Формоза, периодом этого мрачного века были годы господства так называемой «порнократии», правившей Римом. Местные властители Италии с помощью родственных связей старались стабилизировать, упрочить свое положение. Наилучшим средством для этого оказались видные члены семей по женской линии. В их орбиту вовлекались и папы, не способные устоять перед женщинами. В первой половине Х века жаждущие власти женщины из некоторых римских аристократических семей сажали своих фаворитов на папский престол.

В самом начале Х века власть в Риме захватило в свои руки семейство бывшего папского казначея, а затем консула по имени Теофилакт. Во времена правления папы Сергия III (904−911) эта семья, главным образом благодаря своим красивейшим женщинам, имела большое влияние на папский престол. Жена Теофилакта Теодора, а также две ее дочери, Марозия и Теодора Младшая, — предшественницы Лукреции Борджа, но из эпохи средневековья. Эти богатые и влиятельные, жаждущие власти женщины сажали на папский престол своих друзей, любовников, родственников. Не понравившихся им пап они без всяких проволочек убирали с дороги.

Теодора Старшая, в частности, сделала папой Иоанном Х (914−928) архиепископа Равеннского. Папа Иоанн Х был скорее деятельным воином-политиком, чем первосвященником, он лично руководил военными действиями против сарацин и во время битвы сам возглавлял войска. Марозия находилась в любовной связи с папой Сергием III. После него она стала женой могущественного сполетского маркграфа, а после его смерти вышла замуж за тосканского маркграфа. Она приняла римский титул патриция и сенатора, и вся полнота власти в городе оказалась в ее руках. Ставшего на ее пути папу Иоанна Х она велела убить, а затем после двух пап, которых постигла та же участь, что и Иоанна X, возвела на папский престол под именем Иоанна XI (931−935) восемнадцатилетнего сына, родившегося от внебрачной связи с Сергием III. Вскоре Марозия вышла замуж в третий раз, теперь уже за итальянского короля. К тому времени уже стал взрослым ее сын от первого брака Альберих, который изгнал и заточил в тюрьму свою мать, нового отчима и папу, а сам захватил власть в Риме. На протяжении последующих двадцати лет назначаемые им папы не могли ни в политическом, ни в общественном аспекте проявить свою волю, но он не ограничивал их церковно-административную власть. В соответствии с завещанием, после смерти его последней креатуры Агапия (946−955) папой был избран родной сын Альбериха, едва достигший 18 лет Октавиан, который правил под именем Иоанна XII. Таким образом, в одном папе объединилась светская и церковная власть над Римом.

2 Германо-римская империя (X век)

Из анархии Х века папству помогла выйти возвышающаяся германо-римская имперская власть. К этому времени в Западной Европе уже сложились феодализм и феодальные государства. Во второй половине Х века германскому королю Оттону I Великому (936−973) удалось, опираясь на зависимых от него представителей высшего духовенства, преодолеть феодальную анархию, инспирируемую герцогами, и укрепить центральную государственную власть. Высшее духовенство оказывало ему помощь потому, что получало от короля крупные вассальные владения и взамен вассальной клятвы ожидало от государства защиты своих владений от посягательств светских властителей. Но германского короля избирали герцоги, и его титул не был наследственным. Для того чтобы укрепить свою власть, королю необходимо было стать императором, а путь к этому шел через церковь, Рим и Италию.

Германский король мог бы и впредь властвовать над феодальной анархией и подпавшим под его влияние высшим духовенством лишь в том случае, если и глава церкви, папа, окажется под его влиянием. Однако для этого было необходимо ввести в рамки местную итальянскую феодальную анархию. Этим устремлениям короля пошел навстречу и сам папа, чтобы от далекого императора получить защиту против местных феодалов. В середине Х века папа находился в таком же стесненном положении, как и во время вторжения франков. Существовала угроза нападения со стороны итальянского короля Беренгара II. Папа Иоанн XII обратился за вооруженной помощью в борьбе против итальянского короля к германскому королю Оттону I. Оттон после быстрого завоевания Северной Италии в 962 году вступил в Рим, где был коронован папой в качестве римского императора. Оттон в соответствии с грамотой Лотаря от 824 года обеспечил за собой преимущественные права над Римом и Папским государством. Избранного папу не могли интронизировать до тех пор, пока император не утвердит результаты выборов, а сам папа не принесет присягу на верность императору. Оттон на время освободил папу от влияния аристократии, но одновременно вынудил его подчиниться своей власти.

Однако итальянские феодальные государства (находившиеся в союзе с папой или враждовавшие с ним) оказались еще довольно сильными для того, чтобы сделать чужеземную власть в Риме неустойчивой. Как только Оттон удалился из Рима, пришлось бежать и папе. Даже более того, в 963 году сам папа, приверженец германского императора, испугавшись власти своего мецената, искал союза с прежними своими врагами против германского императора. В 963 году Оттону пришлось во второй раз войти в Рим, он низложил папу Иоанна XII и организовал формальный процесс против него. По желанию императора новым папой стал светский чиновник, римлянин, который назвался Львом VIII (963−965). Однако римляне подняли против него бунт еще тогда, когда император находился в пределах города. Бунт был подавлен, но, как только императорское войско ушло, пришлось бежать и Льву. Участники бунта были рассеяны Иоанном XII и его сторонниками, которые в 964 году легко вновь захватили Рим и снова признали Иоанна достойным папского звания. Теперь они организовали судебный процесс против папы Льва и его приверженцев. Однако расправа приняла чересчур большие размеры, и Иоанн XII до конца своей жизни страшился мести императора (этот папа умер в 964 году от апоплексического удара, который якобы настиг его во время прелюбодеяния, что современники восприняли как Божью кару). Римляне вместо Иоанна избрали папой Бенедикта V, но летом 964 года вновь вернувшийся с войском император Оттон низложил Бенедикта V и отправил его в изгнание в далекий Гамбург. Император, естественно, привез с собой своего протеже. Льва VIII, и посадил его на папский престол. Эти смуты свидетельствуют о том, что удаленная Германская империя не служила надежной защитой для пап в их борьбе против местных феодальных партий.

Однако нельзя не отметить один из результатов действий императорских войск. Когда в 965 году скончался Лев VIII, римляне направили в Саксонию к императору свою делегацию, чтобы тот назвал своего кандидата. Намеченный императором Иоанн XIII (965−972) благодаря этому получил большинство голосов, таким образом, избрание было каноническим.

Император Оттон II (972−983) не очень занимался Италией, ибо дома его донимали свои противники. Это способствовало тому, что в Риме вновь к власти пришла партия аристократов. Почти полвека семейство Кресченциев распоряжалось папским престолом. Сын уже упоминавшейся выше Теодоры Младшей, Кресченций, велел заточить в Замок Святого Ангела и убить выдвинутого императором папу Бенедикта VI (973−974). Папу, Бонифация VII из рода Кресченциев (973--984) войска императора в свою очередь изгнали из Рима, и Бонифаций, захватив церковные ценности, бежал, не останавливаясь до самой Византии. Вновь папство на протяжении многих десятилетий оказалось между молотом и наковальней, воюющими между собой германским императором и римской аристократией. В 983 году в Германии скончался Оттон II, и на троне оказался 3-летний Оттон III. Воспользовавшись этим, Кресченции путем убийства новых пап восстановили свою власть.

Положение изменилось лишь тогда, когда в 996 году Оттон III взял власть в свои руки и вновь навел порядок в Риме. Оттон, как только получил церковный сан его дальний родственник — немецкий епископ, возвел его на папский престол. Григорий V (996−999) был первым немцем, ставшим папой. Уверовавшая в поддержку Византии римская аристократия, возглавляемая Кресченцием, не хотела мириться с немецким господством. Папа, ставленник Оттона, был вновь изгнан, и на папский престол возведен антипапа. Но за это император страшно отомстил. В 998 году Кресченций был обезглавлен на крыше Замка Святого Ангела, антипапа (Иоанн XVI) — низложен, изувечен и, привязанный к спине осла, изгнан из города.

Оттон III полностью подчинил пап своей власти. Он сделал попытку ликвидировать также власть крупных феодалов, но с небольшим успехом. В 999 году Оттон возвел на папский престол под именем Сильвестра II своего приближенного, учителя и друга, француза Герберта, архиепископа Реймсского. Однако в 1002 году бунт римской аристократии побудил к бегству молодого императора и папу: их власть была еще недостаточной, чтобы держать в узде римлян. После смерти Оттона III (1002) род Кресчёнциев восстановил свое господство в Риме. В первой половине XI века вновь последовала череда пап, которые в гораздо большей степени зависели от аристократических партий, чем от германских императоров.

КУЛЬТУРА ВРЕМЕНИ УПАДКА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (III-V вв. н.э.)

События III века в Римской империи получили в науке название “кризис III ве-ка”. Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гра-жданские войны, “варваризация” Империи, растущий сепаратизм провинций, все уси-ливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов и т.п. В экономическом отношении к середине III в. империя пришла в состояние полной разрухи.

Кризисные явления затронули и куль-туру. Практически пропал интерес к фило-софии и науке. Вместо философии все чаще наблюдается обращение к религии, к раз-личным мистическим культам и суевериям.

Языческая историография III в. пред-ставлена главным образом сочинениями ав-тора, писавшего по-гречески -- Диона Кассия. Он составил обширную “Римскую исто-рию” в 80-ти книгах -- исчерпывающий свод знаний о прошлом Рима.

В изобразительном искусстве практиче-ски единственным замечательным явлением был реалистический скульптурный портрет - одно из величайших достижений римско-го искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он дос-тиг своего высшего расцвета в эпоху Импе-рии. Очень выразительны портретные бюс-ты императоров: Филипп Аравитянин, Каракалла, Веспасиана, Домициан, Вителлий -целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете, если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театрально-сти.

В конце III в. вступивший не импера-торский трон Диоклетиан, уроженец рим-ской провинции Иллирия, и его преемник Константин провели ряд реформ, кото-рые смогли ненадолго вывести империю из кризиса и продлить ее существование еще более чем на 100 лет.

Сильная императорская власть позво-лила добиться некоторых успехов в сохра-нении единства империи. Союзницей госу-дарства теперь выступала христианская цер-ковь, признавшая императора наместником Бога на земле. Медиоланский эдикт Кон-стантина (313 г.) признал равноправие хри-стианства с другими религиями. В IV--V вв. жили виднейшие представители христиан-ского богословия, отцы церкви - Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Мелиоланский, Аврелий Августин (создатель христи-анской философии истории). Христианство начало превращаться в господствующую религию: языческим храмам оставалось стоять в империи уже недолго. Часть их была превращена в христианские церкви, часть раз-рушена. При императоре Феодосии I (конец IV в.) христианство сделалось го-сударственной религией Рима.

Искусство.

Культ императорской власти способст-вовал созданию колоссальных по размерам, величественных сооружений. Огромные термы Диоклетиана превзошли своими раз-мерами термы Каракаллы, колоссальным был и дворец Диоклетиана в окрестностях нынешнего Сплита. Пластическое искусство домината сознательно следовало эстетике Плотина, согласно которой художник должен был отображать не реальное, а только нечто внутреннее, т.е. душу. Та же тенденция проявляется и в знаменитых фаюмских портретах из Египта -- она свидетельствует о скором приближении искусства византий-ских икон. Позднеримское искусство символично - статуи императоров воплощяют нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающим душу.

После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис антич-ных порядков. Усилились нападения варва-ров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними противоречиями, римская Империя, теснимая со всех сторон внешними врагами, неуклонно шла к своему концу. В 395 г. Римская держава была окончатель-но разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался г. Рим, а столицей Восточной римской импе-рии (будущей Византии) стал г. Константи-нополь, основанный Константином на мес-те бывшей греческой колонии Византии.

В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страш-ному разгрому -- сначала от готов, а затем -- от вандалов (отсюда понятие вандализм). В середине V в. под властью императора оста-лась лишь Италия. В 476 г. командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки импера-торского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом За-падной Римской Империи.

Что карается Восточной Римской им-перии, то она не погибла под ударами варваров, а просуществовала еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской Импе-рии погибла и античная культура. Истории древних цивилизаций Азии, Африки и Европы позволяет проследить особенности и основные этапы развития мировой культуры того времени - от ран-неклассовых и достаточно примитивных культур Востока- до поражающих своей гар-монией и совершенством культур античного мира,

Культура древних цивилизаций оказала огромное влияние на последующее культур-ное развитие человечества. Многообразные культурные ценности, выработанные древ-неегипетской и древне месопотамской циви-лизациями, были восприняты, осмыслены и творчески переработаны более поздними обществами, прежде всего античными Гре-цией и Римом. В свою очередь античный мир и его культура легли в основу европей-ской цивилизации, которая периодически обращалась к идеям и мотивам греко-римского культурного наследия. Выдающие-ся астрономы средневековья -- Галилео Галилей, Николай Коперник, Иоганн Кеплер -- опирались на труды Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой школьного обучения в феодальной Европе.

Христианство, впитавшее в себя ценно-сти античной культуры, стало ведущей ми-ровой религией.

Римское право легло в основу всех сис-тем права западноевропейских государств.

Современные виды и жанры литерату-ры также восходят к античности. К ней по-стоянно обращались европейский театр, драматургия и литература.

Послесловие.

Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и оказала огромное влияние на последующее культурное развитие человечества.

Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалось основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков.

Римская строительная техника и архи-тектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Ис-пании, Франции, Италии. В основе архитектуры христианских церквей лежала рим-ская базилика.

Понятие “неумирающие культурные ценности” нуждаются в доказательстве на практических примерах. Каждая последующая эпоха либо воспринимает достижения предшественников, либо пренебрегает ими, иногда случается и то, и другое сразу. Влияние культурных традиций можно проследить именно на основании связей, существующих между предшественниками и потомками.

Античность, этот забытый мир, являлся последующим эпохам, как древняя сказочная птица феникс. Колоны начинают служить опорой, в скульптуре намечается рост пластического начала, в живописи возникает трехмерное пространство и светотень. Все это придает образам больше красочности и жизненности. Обретение этих качеств наполняло во все века людей гордостью.

Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами, полководцами мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями.

объясняет ничего, потому что лишь отодвигает необъяснимый парадокс возникновения жизни в далёкое прошлое.

Примерно в таком же положении находятся историки Римской империи. Даже если ликвидировать канаву средневековья, всё равно поле неизвестности останется – оно только будет отодвинуто ко временам возникновения Рима. Если непонятно как конкретно новое время возникло из античной римской империи, то точно также непонятно как возникло само римское государство.

Легенду о семи древних царях не стоит и рассматривать. Это такая же фантазия, как многочисленные сказания о «централизованных раннефеодальных государствах», которыми благоприлично щеголять любой европейской державе нового времени.

Юг Апеннинского полуострова густо заселяли греки, он назывался «Великой Грецией» и по ряду признаков настоящей Грецией и был. По крайней мере, полезной для заселения площади там гораздо больше, чем в Греции классической. Север и центр Апеннинского полуострова населяли этруски (тосканцы), очень хорошо вписывающиеся на роль варварских предтеч римлян. И по оставленным памятникам культуры, и по месту обитания (Рим находился на их территории), и по просматривающимся обычаям. Собственно официальная легенда возникновения Рима прямо утверждает этрусское происхождение римских царей. Проблема в том, что этрусский язык не только не похож на латинский, а вообще не индоевропейский. Считается, что этруски пришли в Италию из Малой Азии, причём через Грецию. Но тогда непонятно, что с ними стало. Если это проторимляне, то всё понятно – они просто превратились в римлян. А если это особый народ, то как он мог без остатка раствориться? Гораздо более близкие к римлянам греки не растворились. Сведений о каких-либо масштабных репрессиях по отношению к поздним этрускам нет. Просто как-то сошли на нет. Это ПРОБЛЕМА.

Фигуры с этрусского саркофага. Если фальсификация, то очень талантливая, т.к. удивительно точно передаёт предполагаемый культурный уровень цивилизации этрусков и её западно-эллинистический характер

Любую историческую проблему решить можно, но только гипотетически. Можно, например, пожертвовать этрусской письменностью, предположив, что найденные надписи (их много, но все они почему-то очень короткие) просто карго не умеющих писать проторимлян.

С точки зрения самих римлян признание этрусского происхождения было унизительно, так как этруски были народом, находившимся под влиянием греческой культуры. Римляне же любили изображать себя потомками греческих героев или равными соперниками греков, установившими с ними паритетные отношения.

Наконец для европейских историков нового времени полузапретной темой является тема раннего проникновения греков на территорию западного Средиземноморья. Греческая колонизация Южной Франции или Восточной Испании признаётся, но предполагается, что по сравнению с Римом она была достаточно незначительной. Таким образом, римляне де имели дело не с эллинизированными полукультурными народами, а с абсолютными варварами. В свою очередь культурные достижения этих варваров, полученные из-за греческого влияния, местными националистами объявляются автохтонными.

Вероятно, римляне длительное время были данниками греков и может быть даже наёмниками, а затем проделали с местными греками такую же операцию, какую над самими римлянами проделали 500 годами позднее немцы. Культура римлян не то чтобы сформировалась под влиянием греков, а была греками сделана, причём часто на пустом месте. Отсюда дуализм греко-римских богов и полное единство искусства и науки. Единственное отличие римлян это развитие юриспруденции, и то если принять на веру позднейшее происхождение кодекса Юстиниана.

Но предположим, что мы разобрались с генезисом римского государства. И что дальше? А дальше мы точно так же упрёмся в генезис эллинистических государств. Считается, что мир эллинизма возник в результате нашествия Александра Македонского, личности явно полумифической.

Если рассуждать здраво, то и здесь будет та же петрушка. Вначале греки были данниками и (хотя это ими почти не признаётся) учениками ближневосточных народов. Потом, будучи более молодой и современной силой, они подчинили Восток своему влиянию и наступила эпоха греко-персидско-сирийско-египетского синкретизма.

Вот это очень важно, потому что тут произошло то же, что позже произошло с греко-римскими богами. То есть из-за языческого политеизма возникли пары греко-восточных богов. Разумеется, греки, как потом римляне, настаивали на автохтонности своих божеств. Это частично было так, но в гораздо меньшей степени, чем хотелось бы молодым завоевателям.

Я веду к тому, что перед тем как говорить о греко-римской мифологии смерти следует посмотреть такую же мифологию греко-восточную. Как мы выяснили, римская мифология не соответствует реальному размаху тогдашних погребальных церемоний и явно или вымарана или задавлена другим вымаранным культом.

Как с этим обстоят дела у греков? Как я уже говорил, у них есть достаточно прорисованное божество смерти и загробного мира – Аид. При этом погребальные церемонии греков и римлян, в общем, идентичны. Их основа захоронение в земле и сожжение. Но не только. У римлян в поздний период наблюдается мумификация и захоронение в подземных склепах. А у греков? У греков тоже.

Причем интересный момент – мы не нашли в римском пантеоне достойной пары Аиду. Точно также такая пара отсутствует в случае восточных божеств. НО ОНА ЕСТЬ.

В одном из постов я упомянул про огромный храм Серапеум, от которого в Александрии на поверхности осталась одна колонна. Этот храм был посвящён богу Серапису. Слышали ли вы о нем? Думаю мало. Он не упоминается ни в контексте греческих богов, ни в контексте богов египетских. А ему был посвящён самый большой храм в Александрии.

Очень характерная цитата из вики:

«Серапис отождествлялся со многими египетскими и греческими богами - с Осирисом, Дионисом, Зевсом, Агатодемоном, Асклепием, Гераклом и др. В римский период он стал не только покровителем Александрии, но и божеством врачевателем, способным решать вопросы жизни и смерти, у него можно было испросить оракул или обратиться с просьбой о повышении по службе. Это привело к тому, что Серапис стал восприниматься не просто как верховное, а как высшее трансцендентное божество, к которому можно обратиться с любой просьбой».

Всё это хорошо, только Серапис был не Осирисом, не Дионисом, не Зевсом и т.д. и т.п., а был АИДОМ.

Статью «Аид» в Википедии украшает вот такое изображение. Проблема в том, что это не Аид, а Серапис. Античных изображений Аида НЕТ. Практически всё, что атрибутируется как изображение Аида, на самом деле является Сераписом. Серапис, как и Аид, изображается в виде величественного старца с бородой, с Цербером (сторожем ада), часто с двузубцем и всегда с т.н. модиумом на голове – ведёрком, которым мерили зерно. Это его характерный признак, т.к. умирание и прорастание зерна при посеве отождествлялось с мистерией жизни и смерти.

Нетрудно заметить что модиум похож на клобук восточнохристианского священника.

И один из главных храмов его стоял ни где-нибудь, а в египетской Долине Мертвых, рядом с пирамидами и кладбищами мумий.

Более того, как справедливо сказано в выше приведенной цитате, это было трансцендентное божество или, точнее, существовала формула "Серапис - единый Зевс". И понятно почему. Аид это бог-невидимка, царь загробного мира теней-идей. Это идеальный и универсальный бог платонизма. Бог, который мог оживлять мёртвых.

Считается, что культ Сераписа возник после эллинизации Египта при первых Птолемееях. Это было ГЛАВНОЕ БОЖЕСТВО египетского пантеона, символизирующее симбиоз греко-египетской культуры. Со стороны греков Серапис происходил от Аида. А со стороны египтян? Серапис это Осирис-Апис, т.е. египетский бог смерти и возрождения, изображаемый как зомби с зелёной кожей, и чёрный бык, считавшийся его воплощением. Аиду тоже жертвовали чёрного быка. Осирис имел свою Персефону, которую звали Исида. А у них был сын Гарпократ. Вместе они образовывали ТРОИЦУ, и идея троичности пронизывала весь культ Сераписа. Например, жрецы носили чёлку, расчёсанную на три косички и т.д.

Типичное изображение пары Изида-Гарпократ. Такое же эллинизированное изображение всегда интерпретируется как «Мадонна с Христом».

Культ Гарпократа (маленького Гора-солнышка) был КРАЙНЕ распространён в Египте, и очень удивителен показной не интерес к нему христианской европейской египтологии. Найдена масса скульптур и статуэток Гарпократа, похоже это был главный малышовый бог. Он изображался с оселедцем, который в Египте носили дети и с пальцем во рту – потому что дети сосут пальцы.

Вот тут есть очень интересный нюанс. Дело в том, что греки не поняли этот жест и стали его интерпретировать как знак молчания.

Эллинизированное изображение Гарпократа. Этот жест используется масонами для обозначения ложности сообщаемой информации.

То есть для греков усвоенная ими египетская мифология была КАРГО. Или, иными словами, современное христианство это карго ВТОРОГО (или даже третьего) порядка.

И понятно почему. Если греки и римляне были людьми однотипной полисной цивилизации, то Древний Египет был аквадеспотией с совершенно другой ментальностью. Например, жрецы там были профессиональной высокопоставленной кастой, а не муниципальными Дедами Морозами. И египетские храмы были не клубами по интересам, больницами и театрами, а Церковью со строгой иерархией.

Парные статуи это аллегории Тибра и Нила. Т.е. Рим равен Египту.

Поэтому быстро проиграв грекам в военном, социальном и экономическом отношении, с т.з. идеологической египтяне были существами гораздо более опытными. И их физически было гораздо больше. Аквадеспотия это другая плотность населения. Египет был выделен в особую провинцию со специфическим самоуправлением и в античности Египет понимался как нечто соразмерное всей остальной империи. По численности населения и сельскохозяйственной производительности так и было. В момент присоединения это ½, а позже 1/3 или в крайнем случае ¼ всей Империи. Поэтому надо отдельно рассмотреть вопрос о культурной интервенции Египта в другие провинции и в саму метрополию. Вспомните, например о египетских обелисках в Риме и других городах. В Риме же находился один из крупнейших Серапеумов, построенный императором Адрианом (то есть понтификом). При этом считается, что в коллегии понтификов Серапис не был представлен. Хотя если подумать, то сам Серапис это и есть бог-понтифик, и если уж кому конкретно посвящать пантеон, то именно этому всеобщему богу-невидимке. Молясь невидимому богу теней, можно было молиться любому богу.

Интересно, что культ Сераписа был очень распространён в воинских частях, что учитывая символику Аписа, делает его идентичным знаменитому митраизму. Митраизм это походная модификация культа Сераписа или что-то в этом роде.

Жертвоприношение быка - основной обряд митраизма. Некоторые источники прямо уподобляют культ Митры и Сераписа.

Интересно также отношение к культу Сераписа христианской археологии. Как сказано в Брокгаузе:

«Со второго века по Р. Х. культ Сераписа вступил в борьбу с христианством и хотя не устоял в ней, но успел заимствовать от него некоторые нравственные принципы, влияя на него, в свою очередь, в смысле образования ересей, а может быть, и в смысле распространения аскетизма».

Согласитесь, замысловатая формула. Про аскетизм это потому, что при храмах Сераписа жили монахи-отшельники.

Наверно стоит подробнее рассказать о римских кладбищенских коллегиях, на примере которых довольно отчётливо видно реальное формирование христианства, но я думаю, что и так сказал слишком много.

Напоследок хочу вас немного развлечь. Этот корабль я видел с Везувия в конце прошлого года . Жёлтая труба ничего не напоминает?

С другой стороны, сказал много, но не доказал ничего, ибо в этом посте произошло резкое увеличение объёма рассматриваемого явления. Для решения достаточно локальной задачи (проблема скачка времени между античностью и новым временем) я был вынужден дважды изменить систему координат. Нетрудно понять, что это приводит к общей дегенерации доказательной базы. Объём спекуляции резко увеличивается, чтобы подтвердить одну спекуляцию, приходится прибегать к спекуляции новой. Поэтому эти темы и являются запретными для академической науки. Можно легко рассматривать разные космогонические гипотезы, потому что космогония составляет лишь малую часть нашего культурного контекста. Не то история и религия. Последовательно подрубая одно основание за другим, человек оказывается в культурном вакууме. Мало того, что его перестают понимать, он разрушает понятийный аппарат языка, на котором говорит.


А это тот же корабль после катастрофы 13 января. Если кликните, немножко иначе услышите песенку, которую я вспомнил на крыше Миланского собора.

Солженицын, будучи глубоко советским человеком, решил уничтожить советскую культуру как таковую. И превратился в вымученного кривляку с «продуманным поведением» и выдуманным языком, при помощи которых изводил вокруг себя все ростки живой жизни. Живя в Америке он, вместо того чтобы выучить английский язык и читать местную прессу, стал читать русские дореволюционные газеты. В которых мало что понял, потому что это были газеты умершей эпохи и чужой страны. И провалился Пселдонимовым в тартарары.

(Кликабельно.)

Считается, что древние римляне приветствовали друг друга возгласом «мементо мори», т.е «помни о смерти». По этому поводу наворочены многоразличные размышлизмы о обострённом чувстве сиюминутности бытия, вывернутом наизнанку гедонизме и т.д. и т.п. Но думаю, что римляне не были дураками, и друг другу в хари кипятком не плескали. Выражение это придумано в новое время, так друг друга приветствовали монахи-трапписты, специализировавшиеся на производстве гробов и алкоголя.

А древние говорили «мементо морЕ», то есть «помни обычай». Это было выражение понтификов, следящих за очередностью ритуалов. Обычай это и есть культура. Разрушая обычаи, мы разрушаем культуру. А человек без культуры теряет смысл своего существования.

Так что на этом я закончу свои размышления. Буду рад, если кого-то заставил задуматься и посмотреть на некоторые вещи под другим углом зрения. Это забавно. А иногда и полезно. В разумных пределах.

Процветала рождённая в смешанном браке галло-романская Лютеция ровно два с половиной века (примерно). Удачное местоположение на пересечении важных торговых путей (разумеется, какой город без этого?) и удобства для римских легионеров делали город хоть и слишком важным, но всё-таки заметным. К концу II века Лютеция связана со всеми главными дорогами римлян, здесь проживает около 10.000 жителей на площади в 100 гектар. Могущественная корпорация судовладельцев контролирует речную и морскую торговою по Сене и её притокам, распространяя своё влияние на всю Галлию. «То была база коммерции и обмена между Лютецией и всем античным миром» . Основа благосостояния.

Увы, в середине III мирному благополучию приходит конец. С севера и востока «набегают» варвары (Алеманны и Франки). Римляне воюют, Паризии скрываются на остров Сите. Открытый левый берег Сены защите не подлежит. «Великолепные сооружения» и добротные дома превращаются в «карьеры строительного материала», камни Форума и Арен Лютеции идут на строительство мощной крепостной стены вокруг Сите. Островная Лютеция становится «бастионом» (хотя некоторые поселения на левом берегу всё ещё сохраняются).

На картинке: положение дел в середине III века.

Сосредоточившись на Сите, город потерял три четверти своих площадей, но всё-таки не исчез. Являясь важным перекрёстком торговых и водных путей, Лютеция приобретает значение «опорного военного пункта» северной Галлии. Здесь стоят римские гарнизоны и римская боевая флотилия. Юлиан II (Отступник, Flavius Claudius Julianus Augustus 331/332 - 363) останавливается здесь в 360 г. и пишет в своих записках: «Дорогая Лютеция и ясные её воды» (примерно так). Чуть позже, 365-366 гг, местом своей временной резиденции выбирает Лютецию и император Флавий Валентиниан (Flavius Valentinianus, 320/321 - 375). В некоторых источниках можно прочитать, будто «местом стоянки» римских императоров был не наш с вами Дворец острова Сите (с которого начали нынешнюю рассказку), но «Дворец Терм» (там, где теперь «Термы Клюни», «Le palais des Thermes»). Однако другие авторы уверенно заявляют: «Нет! Королевским Дворцом был и оставался именно Дворец Сите»! Спорить не будем. Но ради красоты изложения согласимся с последними….

Примерно в это же время название «Лютеция» постепенно уступает наименованию «Город Паризиев» (Civitas Parisiorum ). Дабы превратиться вскоре в краткое – Париж (Paris). И примерно в это же время язычество окончательно уступает Христианству.

Первым епископом Парижа (Лютеции), традиционно и безоговорочно называют Святого Дионисия. 250 год. Папа Римский (по преданию) послал Дионисия с сотоварищами в Галлию распространять Слово Божие. Дионисий обосновался в Лютеции. Язычники римляне схватили, пытали, и на горе Монмартр обезглавили. 9 октября. То ли в том же 250 году, то ли в 272. Название «Монмартр» можно перевести как – «Холм Мученика» (Mons Martyrium ). Или же как «Марсов Холм» (Mons Martis ). Или «Холм Меркурия» (Mons Mercori ). В римские времена здесь находилось два римских храма – один в честь Марса, второй – в честь Меркурия. Именно поэтому, как говорят, Дионисия и отвели сюда дабы голову отрубить. Согласно агиографии Святого, Дионисий поднял отрубленную голову, омыл её в источнике и пошёл с головой в руках (или под рукой) на север, по той дороге, что ныне названа «Улица Мучеников» (rue des Martyrs ). Через шесть километров, дойдя до римского поселения Катуллиак (Catulliacus ), Дионисий передал свою голову благочестивой женщине из римской аристократии по имени Катулла (Catulla ). После чего упал замертво. На месте смерти Святого возвели часовню-мавзолей. Современные археологи подтверждают: уже в галло-римские времена здесь действительно находилось кладбище. В 475 году, покровительница Парижа, Святая Женевьева, велит выстроить над могилой Святого церковь. Превратившуюся впоследствии в усыпальницу французских королей и могущественное аббатство Сен-Дени (ныне наиболее «неблагополучный» пригород Парижа, жуткий Saint-Denis )... А первого документально «засвидетельствованного» эпископа Парижа звали Victorinus (Victorin), 344-346.

На фото: Святой Дионисий на портале Собора Парижской Богоматери.

313 год. Император Константин I (сын Святой Елены, Constantin I, Flavius Valerius Aurelius Constantinus, 272 – 337) издаёт Миланский Эдикт, чем прекращает преследования христиан, провозглашает «свободу культа» и, собственно, возводит Христианизм в ранг государственной религии. Париж становится резиденцией епископата. В истории Парижа начинается новая эра. Но не так скоро, не так скоро…

На картинке: голубой цвет – христианские области Римской Империи при Константине + портрет самого Константина.

Пятый век. Римская Империя «времени упадка» медленно, но неизбежно приближается к своему закономерному концу. В Галлии римский magister militum (военачальник), Эгидий Афраний Сиагрий (Ægidius, Aegidius Afranius Syagrius; ? - 464) пытается всеми силами защитить северную провинцию против варваров. Оставленный и/или непризнанный собственными единоплеменниками, Эгидий «на собственный счёт» принимает борьбу с Вестготами, побеждает при Орлеане (463 г), но в итоге погибает от рук «романизированного» германского генерала Рисимера (464 г.). Сын Эгидия, Сиагрий (Afranius Syagrius; 430-487) оказывается «последним сколько-нибудь влиятельным римским полководцем, а также последним римским наместником в Северной Галлии. Именно после его гибели можно говорить о полном крахе римской государственности в Западной Европе». В битве при Суассоне (Soissons) в 486 г. побеждает предводитель франков Хлодвиг (Clovis I, Chlodovechus, 466? – 511). Всё. Теперь судьба Парижа решена окончательно и бесповоротно. Хотя, опять же, не так скоро, не так скоро…

Продолжение следует…