Кто такой в древнем риме. Интересные факты о риме. Кризис III века

Обычно Древний Рим у обывателей ассоциируется с известными мифами и античной архитектурой. Героические мужчины в золотых доспехах и на колесницах, очаровательные дамы в туниках и императоры-демократы, вкушали виноград в креслах для отдыха. Но реальность в Древнем Риме, как свидетельствуют историки, была не такой радужной и гламурной. Санитария и медицина находились на зачаточном уровне, а это не могло не отражаться на быте римских граждан.

1. Полоскание рта

В Древнем Риме малая нужда было настолько развитым бизнесом, что правительство ввело специальные налоги на продажу мочи. Были люди, которые зарабатывали на жизнь только сбором мочи. Некоторые собирали ее в общественных писсуарах, а другие ходили по домам с большим чаном и просили людей заполнить его. Способы использования собранной мочи сегодня даже трудно представить себе. Например, ей чистили одежду.

Рабочие заполняли чан одеждой, после чего заливали ее мочой. После этого один человек залезал в чан и топтался по одежде, чтобы отстирать ее. Но это ничто по сравнению с тем, как римляне чистили зубы. В некоторых районах люди использовали мочу в качестве жидкости для полоскания рта. Утверждалось, что это делает зубы блестящими и белыми.

2. Общая губка

На самом деле, римляне при походе в туалет брали с собой специальные гребни, предназначенные для вычесывания вшей. А самое худшее случалось после того, как люди справляли большую нужду. В каждом общественном туалете, который обычно одновременно посещали десятки других людей, была только одна губка на палке, которую использовали для подтирания. При этом губку никогда не чистили и использовали все посетители.

3. Взрывы метана

Каждый раз, когда человек заходил в римский туалет, он рисковал умереть. Первая проблема заключалась в том, что существа, живущие в канализационной системе часто выползали наружу и кусали людей в то время, как те справляли свои потребности. Еще более худшая проблема заключалась в накоплении метана, который иногда скапливался в таких количествах, что воспламенялся и взрывался.

Туалеты были настолько опасными, что люди прибегали к магии, чтобы попытаться остаться в живых. Стены многих туалетов были испещрены магическими заклинаниями, предназначенными, чтобы отпугивать демонов. Также в в некоторых туалетах стояли статуи богини удачи Фортуны, которой при входе внутрь молились люди.

4.Кровь гладиаторов

В римской медицине было немало чудачеств. Несколько римских авторов писали о том, что после гладиаторских боев зачастую собирали кровь мертвых гладиаторов и продавали ее как лекарство. Римляне считали, что гладиаторская кровь могла вылечить эпилепсию и пили ее как лекарство.

И это был еще относительно цивилизованный пример. В других случаях и вовсе вырезали печень мертвых гладиаторов и ели ее в сыром виде. Как ни странно, некоторые римские врачи фактически сообщают, что это лечение работало. Они утверждают, что видели людей, которые пили человеческую кровь и излечивались от эпилептических припадков.

5. Косметика из мертвой плоти

В то время, как побежденные гладиаторы становились лекарством для эпилептиков, победители становились источником афродизиаков. В римские времена мыло было довольно редким явлением, поэтому спортсмены чистили себя, покрывая тела маслом и соскабливая отмершие клетки кожи, а также пот и грязь с помощью инструмента, называемого стригиль.

Как правило, эту всю грязь просто выбрасывали, но только не случае с гладиаторами. Их соскобы грязи и отмершей кожи расфасовывали в бутылки и продавали женщинам в качестве афродизиака. Также часто эту смесь добавляли в крем для лица, которым пользовались женщины в надежде, что станут неотразимыми для мужчин.

6. Эротическое искусство

Извержение вулкана, которое похоронило Помпеи, оставило этот город прекрасно сохранившимся для археологов. Когда ученые впервые начали проводить раскопки в Помпеях, они нашли вещи, которые были настолько непристойными, что их скрыли от общественности на долгие годы. Город был полон эротического искусства в самых сумасшедших формах.

К примеру, можно было увидеть статую Пана, который совокупляется с козлом. Кроме того, в городе было полным-полно проституток, что нашло отражение на... тротуарах. И сегодня можно посетить развалины Помпей и увидеть то, что римляне видели каждый день - пенисы, высеченные в дорогах, которые указывали путь к ближайшему борделю.

7. Пенисы "на удачу"

Тема пенисов была довольно популярна в Риме, в отличие от современного общества. Их изображения можно было встретить буквально везде, их даже часто носили на шее. В Риме считалось модным среди юношей носить медные пенисы на ожерелье. Считалось, что они не только модные и стильные, но и могли "предотвратить вред", который могли нанести людям, которые носили их.

Также пенисы "на удачу" рисовали в опасных местах, чтобы обезопасить путешественников. К примеру, на ветхих и шатких мостах в Риме почти везде были нарисованы изображения пенисов.

8. Обнажение ягодиц

Рим уникален в том, что в нем первый раз в истории было зафиксировано письменное свидетельство обнажения ягодиц. Еврейский священник Иосиф Флавий впервые описал демонстрацию ягодиц во время бунта в Иерусалиме. Во время Песаха римских солдат направили к стенам Иерусалима, чтобы они наблюдали, не случится ли восстания.

Один из этих солдат, по словам Иосифа Флавия, "повернулся задом к стене города, приспустил штаны, нагнулся и испустил бесстыдный звук". Евреи были в ярости. Они потребовали, чтобы солдата наказали, а затем начали бросать камни в римских солдат. Вскоре в Иерусалиме вспыхнули беспорядки, а жест так и сохранился на тысячи лет.

9. Искусственная рвота

Римляне вывели понятие избытка во всем на новый уровень. По словам Сенеки, римляне на банкетах ели до тех пор, пока в них просто "не лезло больше", а потом искусственно вызывали рвоту, чтобы продолжать есть. Некоторые люди тошнили в миски, которые они держали возле стола, но другие не "заморачивались" и рвали прямо на пол рядом со столом, после чего продолжали есть.

10. Напиток из козьего навоза

У римлян не было бинтов, но они нашли оригинальный способ останавливать кровотечение из ран. По словам Плиния Старшего, люди в Риме замазывали свои ссадины и раны козьим навозом. Плиний писал, что лучший козий помет собирали в течение весны и сушили, но в чрезвычайных ситуациях подходил и свежий козий помет. Но это далеко не самый отвратительный способ, которым римляне использовали этот "продукт".

Колесничие пили его в качестве источника энергии. Они или разводили вареный козий помет в уксусе или размешивали его в своих напитках. Причем, это делали не только бедные люди. По словам Плиния, самым большим фанатиком питья козьего помета был император Нерон.

История Древнего Рима сравнительно хорошо известна, благодаря огромному количеству летописей и археологических находок (и фильму «Гладиатор»). Однако существуют интересные факты из жизни древних римлян, которые незнакомы большинству из нас.

Римляне пили кровь любимых гладиаторов

Римляне были уверены в том, что кровь является носителем живительной силы и энергии. Конечно, кровь могучих и непобедимых гладиаторов считалась чуть ли не волшебным эликсиром, вплоть до того, что ее продавали после боев в небольших пузырьках как лекарство от различных болезней.

Римляне жили достаточно долго

Несмотря на то что средняя продолжительность жизни римлян не превышала 30 лет, немалое число граждан Рима благополучно доживало до старости. Дело в том, что в империи была высокая смертность легионеров из-за войн и младенцев из-за отсутствия контрацепции. Продолжительность жизни среднестатистического гражданина, не участвующего в войнах, была более близка к современным показателям.

Час редко равнялся 60 минутам

Несмотря на то что сутки всегда содержали в себе 24 часа (12 часов — день и 12 — часов ночь), количество минут в часе зависело от того, насколько темное время суток было длиннее светлого. Так, зимой один дневной час мог продолжаться всего 40 минут, в то время как ночной час был около 80 минут.

Строгий выбор одежды

Основным типом одежды в Риме были тога и туника. Туника была доступна всем, а тогу могли носить лишь свободные и полноправные граждане Рима. Что касается цвета, тут выбор определялся финансовым состоянием. Естественные шерстяные оттенки носили бедные люди. Более дорогие ткани, тем более окрашенные в яркие цвета, такие как красный, желтый, зеленый, требовали дорогой обработки, поэтому их могли себе позволить лишь аристократы и состоятельные жители. Одежду фиолетового цвета имели право надевать лишь представители императорской семьи, нарушение этого правила строго каралось.

Монобровь указывала на высокий интеллект

Эта примета перекочевала в Рим из Древней Греции, где женщины с густыми сросшимися бровями считались красивыми и умными. Некоторым римским женщинам приходилось идти на хитрости, чтобы сделать брови гуще, некоторые даже приклеивали смолой к собственным бровям шерстинки животных.

Развитая стоматология и медицина

Некоторые археологические находки говорят о том, что стоматология была очень развита у древних римлян. Они практиковали использование металлических скоб для выравнивания зубов, а также вставляли «протезы» из кости. В местах военных действий медики врачевали раны смесью меда, уксуса и паутины, что является крайне эффективным методом обработки, дезинфекции и лечения.

Римляне не любили философию

В отличие от Греции, где философы были в большом почете среди простого населения, в Риме недолюбливали представителей этой профессии. По сути, здесь даже не считали философию достойным занятием и профессией как таковой. Римляне были гораздо приземленнее и практичнее греков, поэтому уважали тех, кто приносил прямую пользу обществу.

Древние римляне боялись левшей

Предрассудок, сопровождающий левшей, достиг апогея в Древнем Риме. Их считали несчастливыми, злыми и недостойными доверия людьми. Большинство правшей всеми силами старалось их избегать. Даже слово sinister, изначально означающее в латинском языке «левый», со временем приобрело еще одно значение — «зловещий» или «страшный». Греки и римляне даже стали носить обручальное кольцо на левой руке, чтобы оградить себя от зла, связанного с этой стороной.

Императоры и аристократы пили яд

Добровольное принятие коктейля из небольших доз всех известных ядов набрало популярность в Риме в начале нашей эры. Люди, которые боялись отравления, подобным образом пытались выработать в себе иммунитет к ядам. Коктейль принимали из специального сосуда, сделанного из рога однорогого животного, будь то корова или баран. Также считалось, что вода в этом сосуде становится противоядием.

В Риме проводились массовые гонения и казни христиан

Римские власти оправдывали массовые казни, многие из которых устраивались перед толпой зевак или в амфитеатрах как часть представления, тем, что Рим был основан на принципе политеизма. Христианство отвергало существование римских богов, поэтому римляне преследовали первых христиан потому, что боялись разозлить своих богов.

Римляне намеренно вызывали рвотный рефлекс во время пира

Богатые пиры устраивались с огромным количеством блюд. Чтобы попробовать все, недостаточно было одной трапезы, поэтому римляне ели до отвала, затем вызывали рвотный рефлекс, обычно с помощью длинного пера, чтобы освободить желудок для следующей порции. Эта практика считалась комплементом хозяевам пиршества.

Римские женщины носили парики и красили волосы

Изначально окрашенные волосы были признаком женщин легкого поведения, однако затем носить парики и красить волосы начали римские куртизанки, а за ними последовали аристократки и обычные женщины.

Верные кони были в большом почете

Всем известна история императора Калигулы и его коня Инцетата, для которого был возведен дворец и выделено место в сенате. Такое отношение явно переходило границы разумного, однако являлось показателем того, насколько в Риме ценили верных коней. Например, Цезарь считал, что верный конь предсказал ему восхождение на трон. После этого Цезарь никому не позволял садиться верхом на этого коня и возвел ему статую перед храмом Венеры.

Римляне не пользовались мылом

В Риме зажиточные люди принимали ванну ежедневно, но при этом не использовали мыло. Они пользовались различными маслами и настойками, которыми натирали кожу. Чтобы очистить грязь, люди, которые не могли позволить себе ежедневные водные процедуры, пользовались скребками.

В Риме моча использовалась как чистящее средство

Из общественных и частных туалетов Рима вели специальные акведуки, сливающие жидкость в чаны, где мочу и остатки фекалий перерабатывали и очищали. Из-за высокого содержания аммиака в моче ее использовали для обработки шкур животных и для стирки шерстяной одежды. Также мочой полоскали ротовую полость, чтобы отбелить зубы.

Все, что мы знаем о Древнем Риме и римлянах до нас донесли либо занятия в школе, либо, что ближе к истине, Голливуд, наснимавший кучу исторически неточных фильмов, вроде «Гладиатора», «Спартака», «Последнего легиона» или «Калигулы».

Поэтому сложившиеся мнение об этих людях у нас не всегда совсем верное. Нет, они не только предавались оргиям, завоевывали все, что видели, и в итоге настолько погрязли в роскоши, что хватило кучки варваров, чтобы этот самый Рим разрушить.

Давайте развеем хотя бы некоторые мифы , а заодно узнаем то, что никогда прежде нам даже в голову не приходило.

1. И самое распространенное заблуждение: поднятый вверх палец мог спасти поверженного гладиатора от неминуемой смерти на арене. На самом деле во всем виноват художник Жан-Леон Жером, написавший в 1872 году картину Pollice Verso, где беснующаяся толпа показывает опущенные вниз пальцы.

Ничего общего с реальностью:
во-первых, решать, убивать или нет проигравшего, имел только император;
во-вторых, он показывал большой палец, направив его параллельно земле и указывая на сердце, что в любом случае означало лишь одно - «добей его»; а вот жизнь бедняге мог даровать лишь сжатый кулак, что означало - «убери меч в ножны и оставь его».

Уже в наши дни полотно Жана-Леона Жерома вдохновило кинорежиссера Ридли Скотта снять блокбастер «Гладиатор», в котором император Коммод показывает этот жест, наполненный неверным содержанием.

2. Второе по значимости распространенное заблуждение: римляне во время пиров жрали, как подорванные, до такой степени, что не могли после проглотить и крошки. Чтобы облегчить желудки и продолжить пиршество, они уходили в специальную комнату и там вызвали искусственную рвоту, после чего вновь возвращались за стол. Комната, якобы, называлась «вомиториум». И эта ошибка пришла к нам из английского языка, где «vomit» - означает рвоту.

На самом деле, вомиториум означает ни что иное, как проход между рядами в амфитеатрах, позволяющий зрителям, как и в современных кино- и просто театрах, поскорее достигнуть своего места. Реальных подтверждений неуемному обжорству римлян нет. К примеру, вомиториумы в римском Колизее были настолько удачно спроектированы, что зал на 50000 человек мог быть заполнен всего за 15 минут (80 выходов на уровне земли, из них 76 – для всех категорий зрителей и 4 специальных – для семьи императора).

Кстати, места в амфитеатре часто закреплялось за зрителями на большой период, это тоже помогало избегать суматохи и давки.

Гладиаторами были только мужчины.

На самом деле, на развалинах Помпеи были обнаружены рисунки, на которых на арене в гладиаторском снаряжении сражались женщины. Первые в истории гладиаторские бои в честь смерти женщины были проведены после смерти любимой дочери Цезаря Юлии. Существует также информация, что эти игры сопровождались женскими ритуальными танцами, в ходе которых женщины имитировали бой. Но до времен Нерона появление женщины-гладиатора на арене было редкостью.

Тацит утверждал, что в 63 году император Нерон подписал разрешение выходить на арену даже женщинам-аристократкам, попирая таким образом правила жизни высшего социального слоя Рима. Правда, не существует свидетельств того, что патрицианки принимали участие в боях, а не просто тренировались или соревновались в фехтовании. Большинство гладиаторш были известные своим мощным телосложением пленницы-северянки.

Император Поццуоли позволил выходить на арену и женщинам-эфиопкам. А император Домициано в 89 году выводит на арену и гладиаторов-карликов. Римский историк Светоний, описывал гладиаторские бои времен Домициано, рассказывая, что тот любил смотреть бои как мужчин, так и женщин, особенно ночью, при свете факелов.

Домициан, соперничавший с Нероном в эксцентричности и жестокости, позволял сойтись в бою не только женщине с женщиной, мужчине с мужчиной, карлику с карликом, но и любой категории этих гладиаторов с представителем другой категории.

Бои женщин-гладиаторов были запрещены в Риме только в 200 году, причем не императором Септилием, а римскими юристами. В 2004 года британскими археологами на территории Лондона, в квартале Саутверк на южном берегу Темзы во время раскопок обнаружили захоронение, возраст которого совпадает с присутствием на этих землях древних римлян.

В могиле, помимо дорогой посуды и драгоценностей, находились останки женщины, возраст которой определили в 20-25 лет. Женщина умерла от многочисленных повреждений, и возможно предполагать, участвовала в схватке с животным, кроме того, вся найденная посуда была украшена символами, принадлежащими гладиаторам. Возможно, это первые в мире найденные останки женщины-гладиатора.

Плебеи были беднотой.

По римской традиции древнейшее население Рима длилось на три трибы (три племени) – латиняне , сабиняне , этруски (Рамны, Тиции, Луцеры).

Сначала в каждую трибу входило по 100 родов, потом по 300, и все вместе они составляли римский народ, то есть патрициев. Пришлое же население уже не включалось в трибы, то есть не могло входить в состав древних родов и считаться «римским народом», называли эту часть населения плебеями, они не могли пользоваться общинной землёй, принимать участие в религиозных обрядах, хотя плебеи тоже были свободным населением Рима.

Конечно, исключительное право на общинную землю, которым обладало патрицианство, намного легче позволяло им добиваться финансового благополучия. Безземельные же плебеи занимались в основном ремеслом и мелкой торговлей, при этом среди них были очень и очень богатые люди. Видимо, именно финансовая состоятельность части плебеев позволила им со временем получить и некоторое влияние на патрицианские магистраты – избранные из числа плебеев в сенат плебейские трибуны обладали правом накладывать вето на решение этих органов власти.

В результате долгой борьбы права патрициев и плебеев были уравнены. В середине 5 века до н. э. на центральной площади Рима были выставлены 12 медных досок с новыми законами, вполне лояльными по отношению к плебеям, хотя среди них присутствовал и закон, запрещающий плебеям занимать некоторые жреческие должности, а также закон, запрещающий браки между патрициями и плебеями, последний, кстати сказать, просуществовал всего в течение года.

В 3 веке до н.э. патрицианская и богатая плебейская верхушки слились в одно сословие - нобилитет, следом фактически все патриции и плебеи перестали быть различными классами. И, хотя, в Риме «плебей» не было синонимом «бедный», уже в средневековой Европе так часто называли именно городскую бедноту.

Рабы, о которых написано так много слезовыжимательных историй и снято не меньше печальных фильмов, на самом деле, почти ни в чем себе не отказывали. Более того, внешне ничем не отличались от свободных граждан: носили ту же одежду, в свободное время ходили в термы, театры, на стадионы. В начале, рабы имели специальные ошейники с именем владельца, которые были быстро отменены. Сенат даже вынес на этот счет специальное положение, смысл которого был в том, чтобы рабы не выделялись среди граждан, чтобы они (рабы) не видели и не знали, как их много. Не то, чтобы они жили в свое удовольствие, но и ничего трагического в их существовании не было.

Самым пышным праздником в Древнем Риме были Сатурналии - фестиваль в честь бога земледелия Сатурна, который начинался 17 декабря по юлианскому календарю. В этот день рабы получали много свобод. Согласно одним источникам, они обедали за праздничным столом вместе с хозяевами, согласно другим - рабы обедали первыми, и хозяева даже накрывали им на стол, хотя в любом случае приготовление пищи оставалось за слугами. Также рабы в этот праздник имели право свободно критиковать хозяев без страха наказания.

Римляне надевали тогу только по большим праздникам, или при необходимости похода в сенат. Она была просто банально неудобна и мешала ходить. В остальное время они носили разновидность греческой туники - столу, менее красивую, но более практичную.

Разница между туникой и тогой заключалась в том, что тогда состояла из одного куска ткани и наматывался на тело, туника же (как разновидность длинной блузы) надевалась через голову, заканчивалась ниже колен и подпоясывалась на бедрах. По груди и спине шли пурпурные полосы - по одной или по две (они могли обозначать, например, ранг сенатора). Целиком в пурпурный цвет, как вам известно еще с уроков истории, могли окрашиваться лишь одежды императора.

На самом деле, Гай Юлий Цезарь не произносил своей сакраментальной фразы «И ты, Брут? » Светоний утверждает, что он сказал следующее: Και συ Τέκνον (kai su teknon). Это древнегреческий, между прочим. А Цезарь говорил свободно на обоих языках - и греческом, и латыни. Вообще же, в контексте, фраза, скорее, означает: «И тебя тоже, дитя (постигнет та же участь)».

Многие историки утверждают, что Цезарь прекрасно знал о готовившемся на него покушении и всех участников заговора поименно, но сознательно отправился в Сенат на встречу своей гибели. Удивленным предательством Брута, являвшимся его сводным братом, Цезаря сделал Шекспир своей знаменитой фразой: «And thou, Brutus?», имевшей мало отношения к реальности.

Нерон не поджигал Рим! И уж тем более не любовался тем, как он горит, стоя на одном из холмов с изумрудным моноклем. На самом деле Нерон в тот момент вообще находился в Антиуме (город в Лации, где он родился), и услышав о пожаре, начавшемся на складах с легковоспламеняющимися товарами, незамедлительно вернулся в Рим.

Проведя недолгое расследование, Нерон обвинил в поджоге «секту, называющую себя христианами», и велел «побить их камнями, как собак, распять и сжечь». Многочисленные историки подтверждают, что он не был так уж неправ.

Нерон смотрит на горящий Рим. Карл Теодор фон Пилоти, ок. 1861

Римляне изобрели центральное отопление! Нет, правда, не то, чтобы оно было так нужно в их теплом климате, но иногда даже в солнечной Италии зимой бывает промозгло. Собственно, отапливался пол. Богатые граждане строили свои дома так, чтобы под ними было что-то вроде подполья, куда загружали угли, качественное и ровное горение которых обеспечивали, само собой, рабы.

В Древнем Риме изобрели бетон . Точнее, его прообраз, в состав которого входила вулканическая пыль, лимонный сок, яйца и вода. Строили быстро, потому что у состава была неприятная особенность мгновенно застывать. Кстати, сооруженный во времена императора Адриана (118-125 гг.) Пантеон, был построен именно из бетона, без единого камня. И стоит до сих пор. И был самым крупной бетонной постройкой вплоть до 19 века.

И придумали уже давно ставшие нам привычными таблички. Одни, выложенные мозаикой у порога, гласили: «Cave Canem» (Осторожно, собака!), вторые вешали на паланкины: «Infantia en Carrus», ну, типа - «Ребенок в машине».

Первый брачный договор тоже был придуман в Риме. Точнее, даже не договор, а роспись брачующихся в специальной книге. Не удивительно, что именно римляне начали первыми носить кольца, как знак того, что они женаты.

А вот мыло , к сожалению, изобрели вовсе не римляне. Известные своим нежным пристрастиям к термам (баням), куда древние итальянцы, в зависимости от статуса и благосостояния наведывались почти каждый день, мылись римляне следующим образом: обмазывались оливковым маслом, а потом соскребали его со своего тела, часто с помощью рабов, при помощи деревянной палочки из оливкового же дерева. Таким образом удалялась и грязь и отмершие клетки. Что, поверьте, намного лучше традиционного мыла, которое сушит кожу и вызывает ее преждевременное старение.

Бронников Федор Андреевич. В римских банях. 1865

Почти все римские акведуки , щедро разбросанные, скажем, по всей Западной Европе, очень-очень высокие - минимум 20-метровые. Тому есть множество причин, но самые главные: воду, питьевую и для прочих нужд, не могли просто так воровать, а враги не могли ее отравить. Кстати, некоторые из римских акведуков действуют до сих пор, и если в других местах и не могут удовлетворить потребность жителей в воде, то в испанской Сеговии справляются с этим в полном объеме.

Акведук в Сеговии (I в. н.э.)

В самый расцвет Римской Империи в столице проживало более миллиона человек, что делает Рим первым мегаполисом на Земле, население которой в те годы вряд ли превышало 50 миллионов. Кстати, миллион человек, проживал, скажем в Лондоне, самом крупном городе Европы, в 19 веке. По последней переписи населения, в Риме живет 2,7 миллиона. В общем-то, глобально ничего не поменялось.

О возникновении Рима есть легенда, которую знают почти все, но которая не имеет под собой особых оснований.

По легенде, дедушкой Ромула и Рэма был император Альба , их матерью - весталка (жрица Весты , богини очага, вечно остающаяся девственной - если весталка лишалась девственности, даже в процессе изнасилования, ее зарывали в землю заживо, после чего, сами понимаете, получался труп), а отцом, предположительно, бог войны Марс.

Девушку, учитывая ее высокий ранг, заживо не закопали, она благополучно родила сыновей-близняшек, которых, однако, незамедлительно бросили в реку Тибр. Младенцев волна выбросила на берег, и они выжили, вскормленные молоком волчицы, оставшейся без щенков, и тем, что приносил им в своем клюве дятел. Это все знают, как и то, что, находясь в отрочестве, два брата взобрались на холм, и решили, что здесь будет город.

А потом Ромул замочил Рэма. Чтобы под ногами не мешался. А потом украл сабинянок, потому что на холмах жили только пастухи и беглые рабы, а женщин не водилось вовсе. Красивая и общепринятая сказка. На самом деле, что, скорее всего, название поселению дали этруски, их слово rhome - означает и «силу», и «реку».

Первый супермаркет тоже открыли в Риме. По указанию императора Траяна, правившего в 97-117 годах нашего века. Супермаркет был самым настоящим - здание с несколькими этажами и 150 магазинами, где продавали все, начиная от еды и заканчивая лошадями и повозками.

Древние римляне верили, что увидеть сову - к несчастью, вдыхание аромата цикламенов спасет от облысения, а звон колокольчиков облегчает роды.

Если вы думаете, что сурово с новорожденными обращались только спартанцы, сбрасывавшие с утеса слабых и хилых младенцев, то будете в корне неправы. Римляне детей тоже не сильно долюбливали.

Новорожденного младенца, через несколько часов после появления на свет, приносили отцу. Если он брал его на руки, его растили дальше. Если, по какой-то причине (плохое настроение, похмелье, просто не понравилось), отец отказывался усадить своего отпрыска на колени, ребенка относили подальше от города и там оставляли умирать.

В те времена бытовало мнение, что ребёнка можно считать человеком только в том случае, если он доживёт до шести месяцев, а до тех пор, по словам, например, Аврелия Августина , ребёнок был неодушевлённым предметом, и его убийство не могло быть наказуемо, так как у него ещё не было души.

Человек мог лишиться Римского гражданства , если дезертировал из армии, наносил себе сознательные увечья, дабы не служить, и уклонялся от уплаты налогов.

Развод у римлян происходил довольно быстро. Да, да, развод существовал, но это было еще до появления на территории Италии города Ватикана со всеми вытекающими. По закону, «Tuas res tibi habeto », все, что твое, остается тебе. Если в браке родились дети, они оставались с отцом, женщине же полагались «отступные» и все, что она принесла (и привнесла) в дом мужа.

И бонус факт: Рим сгубили не варвары, а инфляция . В период с 200 по 280 года нашей эры, стоимость меры зерна подскочила в цене с 16 до 120 000 драхм.

Рим был назван именем главенствующего города - Roma, который в свое время быт назван именем своего основателя - Ромула. Центральная часть Рима находится на равнинной местности окруженной Палатином, Капитолием и Квириналом. Древнеримская цивилизация была основана под влиянием древнегреческого и этрусского народа.

Вершиной превосходства Древнего Рима был период во втором веке нашей эры, тогда римскому правлению подчинялась территория современной Шотландии.

Современный мир перенял от Древнего Рима его правовые устои, определённые архитектурные решения (к примеру сооружение купола и символ креста), также большое количество инноваций другого плана, взять к примеру мельницы в виде колеса, работающие под действием воды

Римская империя была родиной возникновения христианского религиозного направления. Родным языком этого могущественной империи была латынь. Герб Римской империи олицетворял золотого орла, но это было неофициально. А когда было принято христианство на нем появились лабарумы вместе с хризмой.

История

Древнеримская история представляет собой периоды основанные формами правления. Они являлись отражением социальной и политической обстановки: от времен правления царей, к империи домината, которая приходится на конец существования.

История периодизации:

  • период царствования.
  • появление Республики:

Республика раннего периода.

Республика позднего периода.

  • возникновение Империи.
  • принципат - ранняя Империя.
  • кризисный период третьего века.
  • доминант - поздняя Империя.

Исследователи считали цивилизацию Рима эксклюзивной и основанной на присущих ему ценностях, сложившихся во времена римского гражданского общественного строя, благодаря неповторимости их историческому развитию. Нюансами, повлекшими подобные развития можно считать: появление, из-за сражений плебеев и патрициев и непрерывных военных действий на территории Рима, а так же республиканский стиль управления. Эти события сделали из маленького городка Италии Великую столицу Римского государства. Благодаря влиянию подобных моментов сложилась ценностная идеологическая система граждан Рима.

Определяющей чертой выступал патриотизм. Он представлял собой некую избранность Богом народа Рима, которая предзнаменовала судьбоносные победы. Рим выступал самой высокой ценностью народа и любой гражданин обязан был положить все силы на службу империи. Чтоб служить, человек обязан был обладать следующими качествами:

  • большая отважность;
  • непоколебимая стойкая воля;
  • правдивость;
  • абсолютная преданность;
  • чувство личного достоинства;
  • умеренный стиль проживания;
  • дисциплинарное соблюдение правил;
  • чтение своих богов.

Культура

Основными необходимыми и важными для римлянина делами, в особенности выходцев из знатных кругов, считались политические деяния, направления военного и земельного плана, а также историография и разработка права. Этим и было основано развитие ранней Римской культуры. Влияние иноземных стран принималось римлянами только потому, что их ценности и приоритеты совпадали с римскими устоями, или же они их подстраивали под себя. В свой черед, Рим еще на пике расцвета оказывал большое влияние на близ лежащие страны и на все последующее развитие Европы в целом.


Человеку ранней Римской эпохи свойственно было считать себя свободным человеком, но он в то время чувствовал себя принадлежащим к своей общине. Приоритетом для римлянина всегда были интересы государственного правления нежели свои. Таким образом они следовали общепринятым нравственным понятиями, а также обычаями которые воздвигли их предки. Ко второму и первому веку еще до н. э. случился некий переворот всех установок внедренных прежде. Теперь личные идеалы и традиционности противопоставлялись государственным.

Сейчас немногим необразованным членам современного социального общества кажется, что педерастия и гей-культура являются выходцами из Древней империи. На самом же деле Рим не имеет ничего общего с этой культурой и уж точно не является родиной таких направлений.

Структура общества в Риме

К V и IV вв. до нашей эры общественный строй империи воплощала в себя:

  • излишки образований родовых строев, времен отошедших в древность.
  • остатки гражданского общинного сектора, представленный патрицианской и плебейской стороной власти.

Люди низшего общества начали формироваться в некие классовые и сословные группировки, занимающие особенное место на производственном и общественном уровне. Они имели некие права и обязательства.

Научное развитие

Научное развитие в Римской империи переняла часть изысканий у греков. Но отличалась то них переняв в принципе только прикладной характер. Именно благодаря этому во всеобщее пользование вошла конкретно нумерология римлян, а также календарь юлианского образца. В этот период, изюминкой науки римлян был перевод в форму литературного чтива различных научных вопросов. Во многом, большой успех пал на долю юриспруденции, ну и науки сельскохозяйственного направления. Огромное количество работ посвящались военной тематике, ну и посчастливилось еще архитектурному промыслу. Представляли естественные знания следующие деятели: Марк Теренций Варрон, Гай Плиний Секунд Старший и Луций Анней Сенека.

Ведение римского быта

Развитие общественного строя Рима изначально исследовалась Г.Б. Нибулом - ученым германии. В те времена быт римлян осуществлялся исключительно по религиозным и обрядным убеждениям и с учетом семейного законодательства. Представители женского пола имели право на свободное появление в общественных местах, пусть даже высшее положение в семье занимал муж, чего не скажешь о представительницах греческого происхождения. Римлянки не подвергались произволу со стороны мужского пола.


Жители Рима старались рационально использовать свет дня, и для этого им приходилось очень рано вставать (около четырех часов), чтоб более плодотворно выполнять обыденные дела. Подобно греческому населению, число трапез у них проходило трижды на день:

  • в утреннее время - первый завтрак;
  • в полдень - завтрак номер два;
  • в вечернее время - обед.

В период первых веков римские жители питались преимущественно плотной сваренной пищей, но ближе к заре римского правления в домах начали выпекать хлебные продукты (лепешки). Кулинария начинает набирать обороты в третьем веке до н. э., а во времена Рима поднимается на новый уровень.

Армия

Римское войско, как доказывает время и практический опыт, было одним из лучших среди других государств. Римские воины прошли путь ополчения народа до образования пехоты. Здесь уже формируются различные вспомогательные подразделения и союзы. Но все же главенствующая роль всегда доставалась пехоте. Благодаря профессиональной образованности, а также универсальности и выносливости, войско спокойно справлялось с заданиями в любой местности и при различных погодных и рельефных условиях.


Во время наступления возможной угрозы итальянской земле, были приостановлены все рабочие действия и производился забор людей в армейские ряды. В состав венных войск входил каждый, способный удержать оружейный предмет. Поскольку процедура наполнения армии зачастую отбирала много времени, то главнокомандующий таким войском просто выносил из здания Капитолия знамена: красного цвета (означающее отбор людей в пехоту) и зеленое (набор в конницу). После этого, но призывал людей следовать за ним дабы спасти республику. В обязательном порядке произносилась и присяга, но уже в групповом, а не в индивидуальном порядке.

Историография

Заинтересованность историей римского существования появилось уже во времена Просвещения на территории Франции. В те времена было издано произведение описывающее "Рассуждения о причинах величия и упадка римлян". Автором этого творения был Монтескьё. Однако первым серьёзным произведением считается " История упадка и крушения Римской империи", написанное Эдуардом Гиббоным. В ней захватывается период упадка Византии в 1453 г. Подобно Монтескьё, Гиббон отдавал должное римлянам, наряду с тем раздоры в его сторону произошли во времена Коммоде. В тот час, как христианское верование становилось неким катализатором распада Рима, нейтрализовавшее устоявшиеся порядки внутри империи.

Причастным к этому направлению был Нибур. Им была написана " Римская история", которая привела состоянию Первой Пунической войны. Действия Нибура сводились к установлению факта образования традиционных устоев Рима. Он полагал, что римские жители следовали эпосу своей истории, который сохранившийся в родах знати. Много сил было положено на рассмотрение им общественного образования.

В период наполеоновской эпохи возникла " История римлян", написанная В Дюрюи. Здесь автор акцентировал внимание на период правления цезарей. Также труды Теодора Моммзена, позволили ознакомиться с новой историей империи. Он являлся одним из самых ведущих исследователей населения Рима. Огромное значение отыграли его работы, а именно: "Римская история", "Римское государственное право", а так же "Собрание надписей на латыни". Спустя некоторое время увидело мир творение иного автора - Г. Ферреро. Это история о "Величие Рима и его падение". Тут же опубликовался работы И. М. Гревса. В ней автор освятил факты о владении Помпония Аттика, самого главного земледельца во время заката Рима. Примером же образца среднего уровня выступало поместье Горация.

В качестве отрицания гиперкритицизма описанного в книгах итальянского деятеля Э. Пейса, который отрицал правильность традиционных устоев римлян почти до III века нашей веры, были созданы работы Де Санктис. В своих трудах "История Рима", он показывает совершенно противоположную суть происходящего, и совершенно не приемлет творения касающиеся периода царствования.


Западная Римская империя

Дре́вний Рим - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира , величайшее государство Античности , получила своё название по главному городу (Roma - Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя - Ромула . Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием , Палатином и Квириналом . Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказали культуры этрусков и древних греков . Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э. , когда под его контролем оказалось пространство от современной Англии на севере до Эфиопии на юге и от Ирана на востоке до Португалии на западе. Современному миру Древний Рим подарил римское право , некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский . Религия в течение большей части периода существования была политеистична , неофициальным гербом империи был Золотой орёл (aquila ), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином для своих войск) с хризмой (монограмма Иисуса Христа - скрещённые буквы Хи и Ро).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Древний Рим за 20 минут

    ✪ Древний Рим: от города к республике

    ✪ 6 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ДРЕВНЕМ РИМЕ

    ✪ Древний Рим. Рассвет и закат империи. История Рима. Документальный фильм

    ✪ Спартак. История Римской империи Древний Рим

    Субтитры

История

Периодизация истории Древнего Рима

Основана на формах правления, которые, в свою очередь, отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.

Царский период и республика

Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация - области проживания племени латинов . В период Ранней Республики Рим значительно расширил свою территорию благодаря многочисленным войнам. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом , хотя вертикальная система управления подчинёнными территориями в то время ещё не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье , что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном - крупным государством, основанным финикийцами в северной Африке. В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию , Грецию, а затем Малую Азию, Сирию и Иудею .

Римская империя

В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август , сформировал основы системы принципата и основал династию Юлиев-Клавдиев , которая, однако, не продержалась у власти и века. Расцвет Римской империи пришёлся на относительно спокойное время II века, однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке под ударами гуннов разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи. В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племён , что окончательно подорвало единство государства. Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа германским вождём Одоакром 4 сентября 476 года считается традиционной датой падения Римской империи.

Магистраты могли вносить законопроект (rogatio) в сенат, где он обсуждался. Первоначально в сенате было 100 членов, во время большей части истории Республики их насчитывалось около 300 членов, Сулла удвоил численность сенаторов, позднее их численность варьировалась. Место в сенате доставалось после прохождения ординарных магистратур, однако цензоры имели право проводить люстрацию сената с возможностью исключения отдельных сенаторов. Сенат собирался по календам, нонам и идам каждого месяца, а также в любой день в случае чрезвычайного созыва сената. При этом существовали некоторые ограничения на созыв сената и комиций в случае, если назначенный день объявлялся неблагоприятным по тем или иным «знамениям».

Чрезвычайными полномочиями и, в отличие от ординарных магистратов, неподотчётностью обладали диктаторы , избиравшиеся в особых случаях и не более чем на 6 месяцев. За исключением чрезвычайной магистратуры диктатора , все должности в Риме были коллегиальными.

Общество

Законы

Что до римлян, то для них задачей войны была не просто победа над врагом или установление мира; война только тогда завершалась к их удовлетворению, когда бывшие враги становились «друзьями» или союзниками (socii) Рима. Целью Рима было не подчинение всего мира власти и imperium (владычество - лат.) Рима, но распространение римской системы союзов на все страны земли. Римскую идею и выразил Вергилий , и это была не просто фантазия поэта. Сам римский народ, populus Romanus, был обязан своим существованием такому рождённому войной партнёрству, а именно, союзу между патрициями и плебеями , конец внутреннему раздору между которыми был положен известными Leges XII Tabularum . Но даже этот освящённый древностью документ своей истории римляне не считали боговдохновенным; они предпочитали верить, что Рим послал комиссию в Грецию для изучения тамошних систем законодательства. Таким образом, Римская Республика, сама основывающаяся на законе - бессрочном союзе между патрициями и плебеями - использовала инструмент leges главным образом для договоров и управления провинциями и общинами, принадлежавшими к римской системе союзов, иными словами, к беспрестанно расширяющейся группе римских socii, которые образовывали societas Romana.

Социальная структура римского общества

На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий - патрициев и плебеев . Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции - это коренные жители Рима, а плебеи - пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями , что обеспечивало замкнутость сословия патрициев . Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев (в этом случае патриций выступал по отношению к клиенту в роли патрона) и рабы .

С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники - лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет .

В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.

Римляне заботились и о том, чтобы женщины получили образование в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В Римском государстве уже в I веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть всё более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.

Грамотный раб стоил дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы. Образованные рабы назывались главной ценностью римского богача Марка Лициния Красса .

Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемлёнными и проявляли упорство в борьбе за своё место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.

Войско

Римское войско почти за всё время своего существования было, как доказала практика, самым передовым среди остальных государств Древнего мира, пройдя путь от народного ополчения до профессиональной регулярной пехоты и конницы с множеством вспомогательных подразделений и союзническими формированиями. При этом главной боевой силой всегда была пехота (в эпоху Пунических войн фактически появилась прекрасно показавшая себя морская пехота). Основными преимуществами римской армии были мобильность, гибкость и тактическая обученность, что позволяло ей действовать в условиях различного рельефа местности и в суровых погодных условиях.

При стратегической угрозе Риму или Италии либо достаточно серьёзной военной опасности (tumultus ) прекращались все работы, останавливалось производство и в армию набирались все, кто мог просто нести оружие - жители этой категории назывались tumultuarii (subitarii ), a войско - tumultuarius (subitarius ) exercitus . Так как обычная процедура набора занимала больше времени, главнокомандующий этим войском магистрат выносил из Капитолия специальные знамёна: красное, обозначающие набор в пехоту, и зелёное - в конницу, после чего традиционно объявлял: «Qui respublicam salvam vult, me sequatur» («Кто хочет спасти республику, пусть последует за мной»). Военная присяга также произносилась не индивидуально, а вместе.

Система наград

Рим смотрел на земли завоёванных им провинций, как на свои родовые поместья (praedia populi Romani), и почти все классы римского населения стремились извлечь из этого собственную выгоду: нобилитет - управляя провинциями, всадники - занимаясь в них откупами, простые граждане - служа в легионах и обогащаясь военной добычей. Лишь столичный пролетариат, свободный от воинской повинности, не участвовал в общем дележе; впрочем государство гарантировало всем своим верноподданным продажу завозимого из провинций хлеба за более низкую цену. Это положение не касалось лишь рабов и иностранцев.Также оно не касалась вольно отпушеных.

Культура

Делами, достойными римлянина, особенно из знати , признавалaсь политика , война, земледелие , разработка права (гражданского и сакрального) и историография . На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие , проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии , воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы .

Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во - вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслялись даже некоторые традиционные идеалы. В итоге, в эпоху императоров родилась новая формула управления римским обществом - хлеба и зрелищ должно быть в достатке. Ну а определённое падение нравов среди толпы горожан всегда воспринималось деспотичными властителями с некоторой степенью благосклонности.

Язык

Латинский язык, появление которого относят к середине III тыс. до н. э. составлял италийскую ветвь индоевропейской семьи языков. В процессе исторического развития древней Италии латинский язык вытеснил другие италийские языки и со временем занял господствующее положение в западном Средиземноморье. В начале I тыс. до н. э. на латинском языке говорило население небольшой области Лаций (лат. Latium ), расположенной на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению Тибра . Племя, населявшее Лаций, называлось латинами (лат. Latini ), его язык - латинским. Центром этой области стал город Рим , по имени которого объединившиеся вокруг него италийские племена стали называть себя римлянами (лат. Romans ).

Разделяют несколько этапов развития латыни:

  • Архаическая латынь.
  • Классическая латынь.
  • Постклассическая латынь.
  • Поздняя латынь.

Религия

Древнеримская мифология во многих аспектах близка греческой , вплоть до прямого заимствования отдельных мифов. Однако в религиозной практике римлян большую роль играли также анимистические суеверия, связанные с почитанием духов: гениев , пенатов , ларов , лемуров и манов. Также в Древнем Риме существовали многочисленные коллегии жрецов.

Хотя религия играла значительную роль в традиционном древнеримском обществе, ко II веку до н. э. значительная часть римской верхушки уже относилась к религии индифферентно. В I веке до н. э. римские философы (прежде всего Тит Лукреций Кар и Марк Туллий Цицерон) в значительной степени пересматривают или подвергают сомнению многие из традиционных религиозных положений.

Искусство, музыка, литература

Одежда

Нравы

Однополые отношения в древнеримском обществе нельзя характеризовать с точки зрения современной западной культуры. В латинском языке отсутствуют слова для обозначения понятий, соответствующих сегодняшним понятиям гетеросексуальности или гомосексуальности . Любые сексуальные отношения характеризовались биполярностью - активной, доминирующей, «мужской» ролью с одной стороны и пассивной, подчиняющейся, «женской» ролью - с другой.

Однополые отношения между женщинами менее документированы. Хотя римские женщины с высоким социальным статусом также получали образование, писали стихи и переписывались с родственниками-мужчинами, в целом до наших дней дошло очень мало литературных источников, написанных женщинами. Мужчины же мало интересовались сексуальными переживаниями женщин.

Кухня

Социальная эволюция римского общества была впервые исследована немецким учёным Г. Б. Нибуром . Древнеримский быт и жизнь базировались на развитом семейном законодательстве и религиозных обрядах.

Для лучшего использования дневного света римляне обычно вставали очень рано, часто около четырёх часов утра, и, позавтракав, начинали заниматься общественными делами. Как и греки, римляне ели 3 раза в день. Ранним утром - первый завтрак, около полудня - второй, ближе к вечеру - обед.

В первые века существования Рима жители Италии ели в основном густую, круто сваренную кашу из полбы , проса , ячменя или бобовой муки, но уже на заре римской истории в домашнем хозяйстве варилась не только каша, но и выпекались хлебные лепёшки. Кулинарное искусство начало развиваться в III в. до н. э. и при империи достигло небывалых высот.

Наука

Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно в сфере математики и механики) имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь . В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший , Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека .

Древнеримская философия развивалась преимущественно в фарватере греческой , с которой она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии получил стоицизм .

Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины . Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида - фармаколога и одного из основателей ботаники , Сорана Эфесского - акушера и педиатра , Клавдия Галена - талантливого анатома , раскрывшего функции нервов и головного мозга .

Написанные в римскую эпоху энциклопедические трактаты оставались важнейшим источником научных знаний в течение большей части Средневековья.

Наследие Древнего Рима

Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона и справедливости в жизни общества дополнила древнегреческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Античная культура, как совокупность этих двух культур, стала основой европейской цивилизации.

Культурное наследие Древнего Рима прослеживается в научной терминологии, архитектуре, литературе. Латинский язык долгое время был языком международного общения всех образованных людей Европы. До сих пор он используется в научной терминологии. На основе латинского языка в бывших римских владениях возникли романские языки , на которых говорят народы значительной части Европы. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданное ими римское право , сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии юридической мысли. Именно в римских владениях возникло, а затем и стало государственной религией христианство - религия, объединившая все европейские народы и в огромной степени повлиявшая на историю человечества.

Историография

Интерес к изучению римской истории возник, помимо трудов Макиавелли , также в период Просвещения во Франции.

Первым капитальным трудом стало произведение