Лысенко иван дмитриевич участник войны. Иван Лысенко: искупил «вину» кровью и стал легендой. Герой с улицы лысенко

*** Преподобного Афанасия Афонского (1000). ** Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца (обретение мощей, 1422). * Преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918).
Мучеников Анны (Агнии) (304), Кириллы, Лукии и Иарои (310); Василия и с ним 70-ти, Скифопольских. Преподобных Лампада Иринопольского (X); шести учеников преподобного Афанасия Афонского (XI). Священномученика Стефана, епископа Ригийского и дружины его, мучеников Суера епископа, Агна, Фелицитата и Перпетуя. Преподобномученика Киприана Константинопольского (1679). Иконы Божией Матери, именуемой "Домостроительница" ("Экономисса", X).

Преподобный Афанасий Афонский

Афанасий, подвижник Афонский, был родом из г. Трапезунд. Лишившись родителей, он воспитывался у монахини и потому был серьезен и благочестив. В юношеском возрасте он учился в Константинополе. Однажды, когда Афанасий плыл по Эгейскому морю, он был поражен видом Афонской горы, и гора показалась ему подходящей для благочестивого уединения. Скоро поселился он в Кименской обители, близ Афона, и подвизался под руководством святого Михаила Малеина (память 12 июля), настоятеля этого монастыря. Когда Михаил перед своей смертью хотел передать ему должность игумена, он тайно удалился из Кименского монастыря и поселился в одной из обителей на Афоне. Император Никифор полюбил Афанасия и помог ему в устроении новой обители. Чрезмерные труды и подвиги изнурили его тело, и он начал болеть. Умер в 1000 г., будучи задавлен камнями, когда осматривал постройку, и здание обрушилось. Когда откопали его, то тело оказалось невредимым. У гроба совершались чудеса.

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. Св. Сергий родился в 1314 г. Родителями его были именитые ростовские
бояре Кирилл и Мария. Еще до рождения и в самом младенчестве обнаружилось, что Варфоломей (имя св. Сергия в миру) будет не простым человеком. Однажды во время литургии, будучи еще во чреве матери, он три раза в важные моменты богослужения воскликнул, а когда кормила его мать, то по средам и пятницам не вкушал ее молока. В детстве и отрочестве не занимали св. Святой Сергий принял постриг в 24 года вместе с братом своим Стефаном. В 12 верстах от Радонежа нашли они в дремучем лесу место для пустынножительства; тут устроили они для себя жилище и даже церковь. Трудна и опасна была здесь жизнь св. Сергия: вокруг жилища дремучий лес со зверями; питаться можно было только лесными кореньями и травами; воды поблизости не было; диавол многократно запугивал его, посылая против него свои полчища в разных видах. Но св. Сергий, при помощи Божией, все превозмог. Через два года начали приходить узнавшие о его святой жизни и желавшие духовного совершенства и стали просить его принять их к себе. Св. Сергий долго отговаривал каждого, указывая на трудности, лишения и неудобства пустынной жизни. Но те неотступно просили его, обещая переносить все со смирением. Таких пришельцев собралось более 10 человек. Выстроили они себе кельи и обнесли оградой. Так в 1338 г. положено было основание достославной обители св. Сергия, именуемой ныне Свято-Троицкой Сергиевой лаврой. Собравшиеся братья избрали игуменом св. Сергия, хотя он по своему смирению долго не решался принять на себя этот сан. Став игуменом, св. Сергий не только не изменил своего образа жизни, но еще более увеличил свои подвижнические труды. В храм являлся он первым, братии не переставал служить, как служил прежде, сам готовил свечи для храма и пек просфоры. Немало лишений терпели братья вместе с настоятелем в своей пустынной обители. Так, однажды кончился у них весь хлеб, просить же подаяния не дозволял им монастырский устав. Братия уже начинали роптать, но св. Сергий ободрял их надеждой на Бога. И что же? - явились в обитель неизвестные с большим пожертвованием хлеба и других съестных припасов.
За свои великие подвиги св. Сергий еще при жизни был удостоен великой благодати от Бога и уважения от людей. Так, когда братья его обители сетовали на отдаленность воды, молитвой он извел в ближайшем лесу источник, который существует до сих пор; воскресил сына одного из окрестных жителей; предсказал великому князю Димитрию Донскому победу над татарским ханом Мамаем; однажды явилась ему в келье Пресвятая Богородица со святыми апостолами Петром и Иоанном; слышен был ему голос Божий, что обитель его не будет оставлена Богом, и всегда будет в ней великое множество иноков. Народ, вельможи и князья спешили к преподобному Сергию принять от него благословение и просить его молитв. Патриарх Константинопольский Филофей прислал ему дар (наперсный крест) и послание; митрополит Московский и всея Руси Алексий желал назначить его своим преемником, и только смирением своим Сергий отклонил от себя это назначение. «Ты хочешь возложить на меня бремя выше моих сил», - сказал он святителю. Прп. Сергий скончался в преклонных летах - 77 лет, в 1391 г. Он провидел день своей кончины и заранее назначил себе преемника. Во время кончины лицо его просияло, и от тела его распространилось необыкновенное благоухание. Через 32 года мощи св. Сергия были открыты совершенно нетленными, - даже одежда не истлела, и над самым гробом его воздвигнут каменный храм. Святой сам явился во сне одному благочестивому мужу со словами: «Скажи игумену этой обители: напрасно так долго оставляют меня под землей». От мощей св. Сергия совершилось множество чудес.

Преподобномученица Елисавета

Преподобномученица Елисавета родилась 1 ноября 1864 г. в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери королевы Англии Виктории. Дети воспитывались в любви и одновременно приучались делать всю домашнюю работу; они ездили с матерью в больницы, приюты, дома инвалидов.
В 1884 г. принцесса вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III, и переехала в Россию. Встреча с Православной Церковью преобразила всю ее жизнь. После посещения вместе с мужем в октябре 1888 г. Святой Земли великая княгиня приняла решение о переходе в православие. 13/25 апреля 1891 г., в Лазареву субботу, над ней было совершено таинство миропомазания. В том же году великий князь был назначен Московским генерал-губернатором. На Елисавету Феодоровну легли официальные обязанности супруги одного из высших должностных лиц, но кроме них великая княгиня взяла на себя заботу о московских приютах, богадельнях, больницах для бедных; раздавала деньги, одежду, еду неимущим; во время русско-японской войны организовала пошивочные мастерские. 5/19 февраля 1905 г. великий князь Сергей Александрович был убит террористом Каляевым. Великая княгиня нашла в себе силы не только собственноручно собрать останки мужа, но и навестить в госпитале и утешить смертельно раненного кучера князя, а затем посетить убийцу в тюрьме с целью убедить его покаяться, а также обратиться к императору Николаю II с просьбой помиловать преступника. Все свои средства великая княгиня Елисавета Феодоровна решила употребить на постройку обители милосердия. 10 февраля 1909 г. в Москве на Большой Ордынке была основана Марфо-Мариинская обитель. 9/22 апреля того же года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил 17 первых насельниц и саму великую княгиню в крестовые сестры любви и милосердия. В числе первых сестер была Варвара Яковлева, келейница настоятельницы.
Обитель оказывала медицинскую помощь неимущим, воспитывала сирот, помогала с работой безработным и за несколько лет получила всероссийскую известность. Во время германской войны Елисавета Феодоровна с сестрами обители ухаживала за ранеными. Важно отметить, что все свои начинания великая княгиня совершала по благословению священноначалия и подвижников Православной Церкви. Среди ее собеседников были старцы схиархимандрит Гавриил (Зырянов), схиигумен Герман (Гомзин) и иеросхимонах Алексий (Соловьев), Оптинские старцы.
После революции новые власти неоднократно угрожали великой княгине и ее обители, но Елизавета Александра отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков. Весной 1918 года она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера» (в настоящее время в здании расположено управление ФСБ и ГУВД по Свердловской области, современный адрес - перекресток улиц Ленина и Вайнера), а затем, через два месяца, в город Алапаевск. Не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестер, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева.
В ночь на 5 (18) июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибла сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. Они, были сброшены в шахту живыми. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв. В 2004-2005 мощи новомучениц находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более 7 млн человек. По словам Патриарха Алексия II, «длинные очереди верующих к мощам святых новомучениц - это еще один символ покаяния. Затем мощи были возвращены в Иерусалим.
Преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара были причислены к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 31 марта - 4 апреля 1992 г..

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -
16.03.2019 -
17.03.2019 -

Глубоко почитаются православными христианами нашей страны такие известные святые, как Николай Чудотворец , Спиридон Тримифунтский , Пантелеимон исцелитель, Иоанн Воин, мученик Трифон. Мы настолько привыкли считать их «своими», русскими, что часто совершенно забываем об их иноземной принадлежности. Впрочем, это не имеет никакого значения: святой на то и святой, что помогает всем истинно верующим без привязки к национальности. Однако стоит помнить и об отечественных слугах Господних. К примеру, Сергий Радонежский – очень сильный святой. 18 мая Церковь отмечает один из праздников, ему посвященных: обретение честных мощей преподобного.


Детство подвижника

Сергий Радонежский, в миру Варфоломей появился на свет в селе Варницы, что под Ростовом Великим, 3 мая 1314 года. Его родители Кирилл и Мария были знатного происхождения благочестивые бояре. Новорожденный с первых дней своей жизни стал постничать: по средам и пятницам мать не могла накормить малыша – тот попросту не принимал грудь. То же самое происходило, когда Мария ела мясо.


В семь лет Варфоломей начал учиться грамоте. Вместе с ним образование получали также братья мальчика: младший Петр и старший Стефан. Последние весьма успешно постигали премудрости науки, а Варфоломею учение давалось с большим трудом. Посему будущий святой часто становился предметом насмешек сверстников. В связи с этим обстоятельством Варфоломей то и дело молился Богу о даровании ему разумения в учебе.


И просил не зря. Как-то раз мальчик выполнял поручение отца: шел в поле за лошадьми. На пути ему повстречался молящийся под дубом старец-инок – то был Ангел Господень, посланный Варфоломею в ответ на мольбы отрока. Мальчик, завидев монаха, остановился, совершил поклон и стал дожидаться окончания молитвы. Ангел сотворил над ребенком благословение, поцеловал его и произнес такие слова: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». После старец дал отроку частицу просфоры и хотел уже пойти своей дорогой. Но Варфоломей стал просить нового знакомого встретиться с его родителями. Инок не отказал мальчику и, придя в дом Кирилла и Марии, велел будущему святому читать Псалтирь. Варфоломей к удивлению родителей стал читать быстро, без ошибок, не спотыкаясь. Перед уходом монах сказал: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа».

С тех пор жизнь Варфоломея совершенно переменилась. Теперь он получал от своего обучения полноценную отдачу в виде отличных результатов, не испытывал трудности в понимании содержания книг, в том числе духовных. Мальчик стал еще ближе к Богу, чем был до знаменательного случая, произошедшего с ним. Он усердно молился, ел только хлеб да пил воду, а в постные дни вовсе отказывался от пищи.

Духовный путь

После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился в лес. Там они возвели келию, после - церковь. Спустя короткое время Стефан оставил брата и ушел в монастырь. Варфоломей же продолжал свою отшельническую жизнь в одиночестве, а в 1337 году постригся в монахи с именем Сергий в Хотьковской обители «у Покрова». Чуть позже о святом узнали другие иноки. Они избрали Сергия своим руководителем. Так появилось братство из 12-ти монахов, которое положило начало основанию знаменитой Троице-Сергиевой Лавры.



В 1354 году преподобный был посвящен епископом Волынским Афанасием в иеромонахи, а чуть позже – в сан игумена. Это еще более укрепило Сергия на его духовном пути. Он также заботился о братии своей обители, еще более ревностно служил Господу. Вскоре о святом прослышали в Царьграде, и тот получил от самого патриарха Филофея грамоту с благословением превратить обитель в общежительный монастырь. По совету святителя Алексия Московского был введен строгий устав. Инокам это не понравилось, и преподобный Сергий покинул свою обитель. На реке Киржач его усилиями вырос монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако монахи Троице-Сергиевой Лавры вскоре уразумели, что натворили, и взмолились к святителю Алексию о возвращении прежнего настоятеля. Так преподобный Сергий вновь очутился в своей обители, оставив в новом монастыре за главного одного из учеников.

Много совершил святой чудес при жизни. Он воскрешал мертвых, исцелял больных, помогал мудрыми советами отчаявшимся. Слава о божественной силе подвижника быстро распространилась далеко от места пребывания преподобного Сергия. К нему шли толпы нуждающихся, и никто не уходил от подвижника не утешенным. К слову, восхищение, которое выказывали святому люди, никак не отразилось на поведении и мировоззрении праведника: Сергий оставался кроток, смиренен и чист помыслами.

В свое время подвижник благословил князя Димитрия Донского на сражение с татарским полчищем. Он дал в помощь правителю двух своих иноков и предрек князю победу. Так и случилось: 8 сентября 1380 года недруги проиграли русским в Куликовской битве.

Смерть святого

За 6 месяцев до кончины Бог открыл преподобному Сергию время завершения им земного существования. Тогда святой собрал своих учеников и при свидетелях поручил правление обителью преподобному Никону. В сентябре 1391 года он заболел и слег. Перед самой смертью Сергий вновь собрал своих подопечных и произнес назидательную речь. Она была наполнена простотой, добротой, силой, светом и главное – любовью. Любовью к тем, кого он оставил на грешной земле. Иноки со скорбью и душевной болью внимали речам старца. Им было особенно горько услышать отказ наставника в просьбе устроить могилу преподобного в храме монастыря.

Перед самым исходом души старец причастился Христовых Тайн. Он умер с молитвой на устах. Это случилось 25 сентября 1392 года. Сразу же после кончины праведника братия ощутила разлитое по келии благоухание. Старшие из иноков сообщили о горестном событии митрополиту Киприану. Тот разрешил братии похоронить преподобного вопреки его воле в храме. В последний путь праведника провожало большое количество народа. Люди плакали и молились, не желая сдерживать чувства.


Обретение мощей

Прошло 30 лет. Как-то раз одному благочестивому христианину, жившему недалеко от места предполагаемого возведения храма во имя Живоначальной Троицы, явился святой Сергий. Преподобный велел передать инокам своей обители и настоятелю следующее: «Вскую мя остависте толико время во гробе, землею покровена, воде утесняющей тело мое?». Игумен Никон расценил эти слова как желание старца явить людям свои мощи. Перед возведением уже упомянутого храма во время копания рвов им в присутствии духовенства были обретены останки святого. Данное событие свершилось 5 июля 1422 года. Когда открыли гроб с телом, все почувствовали благоухание. Мощи были обнаружены совершенно нетленными, одежда – целой. На время тело поместили в деревянной Троицкой церкви. В 1426 году был освящен каменный Троицкий собор, над росписью которого работали

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: "Святая святым".

Преподобный Сергий Радонежский

Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: "Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: "Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: "Возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания". Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: "Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа". С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским, память 12 февраля).

Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.

Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: "Мир тебе, духовный брат". В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: "Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную..."

Мощи Преподобного Сергия († 1392; память его 25 сентября) были обретены 5 июля 1422 г. при преподобном игумене Никоне († 1426; память его 17 ноября). В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в "Житии Преподобного Сергия": "По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть". Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Молитвы

Тропарь преподобному Сергию, игумену Радонежскому, глас 8

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобному Сергию, игумену Радонежскому, глас 8

Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре.

Величание преподобному Сергию, игумену Радонежскому

Ублажаем тя, преподобне отче Сергие, / и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Молитва преподобному Сергию Радонежскому

О, священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велия имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим - утешение, недугующим - исце­ление, падшим - возставление, заблудшим - на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся - укрепление, благоделаю­щим - в делах благих преспеяние и благословение, младенцем - воспитание, юным - наставление, неведущим - вразумление, сиротам и вдовицам - заступление, отходящим от сего временного жития к вечному - благое уготовление и напутствие, отшедшим - блаженное упокоение, и вся мы споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Святые мощи преподобного Сергия, игумена земли Русской, были обретены через 30 лет после его блаженной кончины, в 1422 году. Преподобный явился во сне одному благочестивому мирянину и велел известить лаврского игумена и братию: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?». При большом стечении народа святые мощи были подняты из земли и все увидели, что не только тело, но и одежды преподобного остались нетленными, хотя гроб действительно находился в воде.

В своей проповеди на праздник Обретения мощей преподобного Сергия Радонежского архимандрит Кирилл (Павлов) отметил, что имя радонежского чудотворца стоит особо в ряду величайших подвижников Православной Церкви. Он был выразителем идеалов Святой Руси, национального духа и истинного патриотизма: «Преподобный Сергий жил в XIV веке, жил в те тяжелые времена, когда наше Отечество, наши предки несли ужасное иго иноземного татарского порабощения и испытывали великие скорби. Вопли и мольбы людские дошли до Господа, и Он, Милосердный, для спасения нашей земли воздвиг преподобного Сергия, который для русского народа был таким же вождем, каким был в свое время святой пророк Моисей для израильтян. Своим нравственным влиянием и молитвой преподобный вдохнул в народ силу и веру и воодушевил его на подвиг национального освобождения от татарских поработителей, вписав тем самым в его историю светлую страницу. Поэтому-то наш народ так чтит преподобного Сергия и нескончаемой вереницей идет в его святую обитель, чтобы поклониться мощам его.

Но преподобный был не только покровителем нашей земли и молитвенником о ней. Он известен православным людям и как добрый, любвеобильный, смиренный старец, готовый за ближнего отдать и душу свою. Его отличала простота нрава, доступность и ровное, ласковое отношение ко всем, святость и воздержание во всём, и эти качества привлекали к нему людей еще во дни его земной жизни.

Несмотря на то что преподобный Сергий поселился в глухой, непроходимой лесной чаще, свет его добрых дел и оттуда сиял и распространялся во все уголки нашей необъятной Родины. К нему шли люди с разными скорбями и прошениями, и любвеобильное сердце его было особенно отзывчиво к народному горю. У него искали утешения и отрады в горестях, просили его советов и молитв, и он, как добрый и нежный отец, не оставлял без утешения никого, кто к нему с верою прибегал.

Когда скончался преподобный, народ наш оплакал его кончину, но он твердо верил, что Преподобный Сергий не умер, что он только переселился от земли на Небо и там не забудет своих соотечественников. И действительно, после кончины угодника Божия токи чудес изливаются на землю Русскую от молитвенного призывания имени его и от нетленных его святых мощей. Прошло уже шесть столетий, как жил, подвизался преподобный Сергий, и во все это время он всегда был покровителем Русской земли.

Его по праву считают Ангелом-Хранителем нашего Отечества. Действительно, во времена крайних опасностей для нашей Родины, когда уже все надежды на свои силы пропадают, тогда восстает на помощь нам преподобный Сергий и своим молитвенным предстательством и предстательством по его ходатайству Пресвятой Богородицы спасает нашу землю».


Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: [email protected] или [email protected]

История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Накануне праздничного дня в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ г. Калуги торжественное Всенощное бдение возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова при диаконе Вадиме Роговцеве.

На полиелее в центре храма духовенство пропело величание преподобному:

Ублажаем тя, преподобне отче Сергие, / и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

В сам праздничный день, в Никитском храме иереем Максимом Картуесовым при диаконе Вадиме Роговцеве была совершена Божественная Литургия. На сугубой ектенье возносились молитвы и прошения о мире на Украине. Далее, был совершен праздничный молебен.

По окончании молебна отец Максим произнес проповедь и поздравил прихожан с праздником.

Проповедь на день памяти преподобного Сергия игумена Радонежского.

Сегодня день памяти преподобного Сергия Радонежского. И день этот очень значительный для нашей церкви, для нашей страны и для нашей истории. В сонме святых преподобный Сергий занимает совершенно особое место, ибо его жизненный подвиг во многом преобразовал жизнь не только русской церкви, но и благоприятно повлиял на ход гражданской истории.

Он жил в далеком XIV веке, трудное для страны время. Более чем трудное. Вот нам иногда кажется, что мы сейчас живем в какое-то особое трудное время. Но если сравнить с теми годами, то и никаких сравнений-то и быть не может.

Представьте себе, огромная страна разделена, разделена на междоусобные княжества, родные братья, близкие по крови и по вере люди, находятся не просто во вражде, а вступают в кровавое соперничество, убивают друг друга, и над всем этим иноземное господство иноверных, которые разорили страну, берут с нее дань, препятствуют экономическому развитию, невозможно никакое культурное развитие, скована возможность образования. Под боком Европа, которая развивается, встает во весь рост, а Россия скована, скована иноземным порабощением и внутренними неурядицами. Откуда придет спасение, никто не знает. Власть князей слаба, общество раздроблено и не может оказать сопротивления. Но спасение пришло. И оно пришло от Бога.

Но от Бога оно пришло через людей. И одним из таких людей был святой преподобный Сергий, игумен Радонежский. Он с детства полюбил Господа и, будучи сыном боярина, он оставляет все и уходит в дремучие тогда леса Радонежа под Москвой. Рубит келью, и остается там один. Он долгое время пребывает в молитве, труде и посте.

Но вы знаете, добрая молва тоже распространяется, к счастью, по земле. Хотя мы знаем, что злая молва распространяется быстрее, и стоит нам сделать что-то некрасивое или злое, как люди знающие или даже мало знающие нас, сразу же оказываются в курсе дела. А вот если сделать что-то по-настоящему доброе, оторвать от сердца своего или поступиться своими удобствами, то такая добрая молва пойдет медленнее. Поскольку нам, к великому сожалению, куда приятнее распространяться о недостатках других людей, чем о их добродетелях. Ведь когда говоришь о грехах другого, то сам на его фоне возвышаешься.

Но, тем не менее, добрая молва о преподобном Сергии стала постепенно распространяться. И вокруг него стали собираться люди, жаждущие любви, совершенства и восхождения по ступеням этого совершенства. Постепенно возник монастырь, который очень скоро стал знаменитым на всю страну. Монастырь получил наименование в честь Святой Троицы.

Братия избирают преподобного Сергия своим игуменом, поскольку видят в нем духовный авторитет, поддержку и помощь. Но игуменство преподобного Сергия заключалось не в том, что он сидел в кресле и раздавал благословения. Он трудился больше всех, молился больше всех и служил братии своей.

Житие преподобного Сергия наводит на очень многие размышления. Но, пожалуй, первое, что приходит на мысль, когда знакомишься с его житием, это то, что преподобный Сергий Радонежский, подвижник и молитвенник, был удивительно гармоничным человеком.

Все у него было соразмерно. Людей церкви всегда волновал такой вопрос, как соотнести наше отношение к этой жизни, к земле, к отечеству, в котором мы живем, с одной стороны; и наше отношение к Богу, к церкви, к тому вожделенному Небесному Отечеству, гражданином которого когда-то станет каждый из нас. Какие же должны быть соотношения между двумя этими устремлениями человека? С одной стороны, взор на небо, с другой, взор на землю.

Некоторые говорили, что все земное надо отринуть абсолютно, все устремления человека должны быть только к небу: смотри вверх и иди по жизни. Это, конечно, может быть, и очень привлекательно, но вот только вы попробуйте ходить по улице, задрав голову. Далеко не уйдете. Упадете, расшибетесь или машина собьет.

Другие наоборот, призывали держаться только за землю, только за сегодняшний день, как будто они и умирать не собираются, и не придется им никогда.

И та, и другая идея, доведенная до крайности, является неправильной и не спасительной для человека. И вот преподобный Сергий удивительно умел сочетать в себе эти два устремления. Да, он полностью посвятил себя Богу, ушел от мира. И, казалось бы, какое ему дело до того, что творится в этом мире, который во зле лежит. Его дело – молитва.

Но ведь земля-то русская под игом стонет, и не первое столетие уже. А беда вся в том, что народ разъединился, князья, вместо того, чтобы объединиться и вместе дать отпор внешнему врагу, интригуют друг друга, и готовы подчиниться иноземцу, иноверцу, чем признать над собой власть родного брата, а иногда даже и отца родного.

И вот не в княжеских палатах и не в государственных советах и не в шумных городах, а в дремучих Радонежских лесах, в монастыре Святой Троицы игумен Сергий начинает пробуждать в сознании людей необходимость объединения. Это объединение началось вокруг города Москвы. И преподобный всячески поддерживает эту тенденцию.

Он отправляется в путешествие, посещает удельных князей, уговаривает их объединиться вокруг Москвы. Когда Рязанский князь Олег выступает против, и заявляет о своей готовности поддержать даже врагов Москвы, то преподобный Сергий запрещает совершать Божественную литургию в храмах этого города. И такого наказания князь Олег, будучи человеком православным, верующим, конечно, не мог вынести. И он смиряется и объединяется вокруг Москвы.

И когда настает время нанести сокрушительный удар по врагу, преподобный Сергий благословляет на подвиг князя Димитрия, названного впоследствии Донским, чтобы он возглавил наше русское воинство на поле Куликовом. И в знак своего благословения дает ему двух монахов, Пересвета и Ослябю, которые должны были бы по всем монашеским канонам быть в кельях и молиться. Но они воссели на боевых коней и вступили в единоборство с врагом.

Мы знаем, что битва на поле Куликовом перевернула историю нашей страны. Затем преподобный Сергий способствовал созданию многих и многих монастырей, которые стали центрами духовного и интеллектуального просвещения нашего народа. Именно из этих монастырей началось духовное и интеллектуальное возрождение России.

Мы слышали с вами сегодня апостольское чтение, Послание к Галатам апостола Павла, где кратко вообще сказано об идеале христианина. Сказано о том, что воздействие Святаго Духа на человека не бывает невидимым и не бывает бесплодным. А что оно приносит определенные плоды, которые и перечисляет апостол Павел.

Он говорит: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». И вот преподобный Сергий Радонежский в жизни своей принес все эти вышеперечисленные плоды Духа Святаго. И он действительно явился живым, духоносным источником для окружающих его людей.