Нарисуй одного из чудаков генрих сапгир сны. Детские стихи генриха сапгира

Конспект урока литературного урока в 3 класса
Тема урока

Тип урока комбинированный
Цель урока
Учить наблюдать и обнаруживать красоту стихотворений через произведения
Г.Сапгира, используя художественные приемы.
Место урока по теме
4 урок из раздела «Поэтические страницы»
Формы, приемы, методы: Фронтальный опрос, самостоятельная работа в парах, группах,
индивидуальные задания, творческое задание
Задачи урока
Предметные:
­развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения,
воображения.
­ Формировать умение вести диалог с автором, учить читать выразительно.
­Учить наблюдать и обнаруживать красоту стихотворений. Расширить словарный запас.
Знать
Уметь
Предполагаемый результат
­ учащиеся научатся находить в тексте примеры использования приемы: сравнения,
анализировать средства художественной выразительности.
­ уметь настраивать себя на работу;
­уметь выразительно читать
­ уметь работать в парах и оценивать
­ уметь самостоятельно ставить цель урока
­уметь анализировать достижения поставленной цели урока
­ анализировать средства художественной выразительности..
­уметь подводить итог своей деятельности на уроке.
Педагогические технологии
Метод проблемного обучения,
Обучение в сотрудничестве
Компетенции/УУД
Метапредметные:
познавательные УУД:
­развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста.
­развития умения находить ответы на вопросы, используя текст произведения
­развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.
коммуникативные УУД
­Формирование умения работать в группах,
­умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли, представлять работу
своей группы.
­умение читать выразительно.
регулятивные УУД
­учиться оценивать свои мысли и высказывания.
Личностные:
­ формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека,
Оборудование
ИКТ. Презентация раздаточный
материал.

его заботы и переживания.
1. ФИО __Муджикова Киштя Алексеевна
2. Класс: __3 Дата 10.11.17г.Предмет _ литературное чтение
3. Тема урока: __Г.Сапгир «Сны»
Технологическая карта урока
Этап
урока

й
ы
н
н
о
и
ц
а
з
и
н
а
г
р
О
я
и
ц
а
з
и
л
а
у
т
к
А
й
и
н
а
н
з
а
т
с
о
П
и
л
е
ц

ы
м
е
т

а
к
в
о
н
а
к
о
р
у
Вре
мя,
мин
3
5
3
Цель
Содержание учебного материала
Проверка
готовности
обучающихся, их
настроя на работу
Проверка знаний по
пройденному
Подведение детей к
формулированию
темы и постановке
задач урока.
Составление плана
работы
– Сегодня на уроке у нас гости,
поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь
друг другу Послушайте и посмотрите
на экран. Понравилось вам
стихотворение. Если это
стихотворение подняло вам
настроение, то поднимите желтые
карточки­ солнышко, а если нет­ тучки.
Надеюсь, что ваше настроение будет
отличным!
задание выразительное
­_Какой раздел мы изучаем?
+ «Поэтические страницы» Что в этом
разделе? Кто такой поэт? Каких поэтов
знаете?
Домашнее
чтение.
Ребята если вам понравилось как они
читали, то поднимите желтые карточки,
а если что­то не понравилось тучку.
­ Вспомните стих­е, с которого начали
наш урок.
­ Знаете ли вы кто его автор? +Сапгир
­ Хотите познакомиться с его
творчеством? Правильно ребята, а
название этого стихотворения вы
попробуете угадать сами.
Посмотрите, на экран, какие ассоциации
возникают у вас, когда вы их видите?
Как вы думаете, о чем пойдет речь в
стихотворении?(о сне)
Методы
и приемы работы
Просмотр слайдов и
прослушивание
стихотворения
«Нарисованное
солнце» Г.Сапгира
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Приветствует обучающихся,
проверяет их готовность к уроку
СЛАЙД 1­2 презентации
Аудиозапись стихотворения.
Приветствуют учителя,
проверяют свою готовность к
уроку,
Слушают и смотрят, оценивают
Опрос по разделу
Задаю вопросы, проверяю
домашнюю работу.
Отвечают,
Оценивают друг друга
Наблюдение,
проблемная
ситуация.
Работа по плану
урока
Организует диалог с
обучающимися, в ходе которого
конкретизирует тему и цель
урока,
СЛАЙД 3­5
формулирует некоторые задачи
урока, составляет совместно с
обучающимися план урока
Формулируют тему и задачу
урока

9
Знакомство с
биографией
Физминутка­
Артикуляционная
разминка

а
л
а
и
р
е
т
а
м
о
г
о
в
о
н

е
и
н
е
о
в
с
О
Как вы думаете, о чем пойдет речь?
Вы правы название этого стих­я «Сны»
автор Сапгир
Назовите тему и цель урока.
Задачи: узнать об авторе и его стихах,
научиться красиво, выразительно читать
стихи
­ С его биографией вас познакомят
Женя и Аида.
Релаксация и дыхательная гимнастика.
­ Вокруг себя повернитесь и в дубы
превратитесь. Представьте, что вы
превратились в дубы. Крепко упритесь
ногами в пол, сожмите в кулаки.
Сильный ветер едва­едва раскачивает
большие дубы. Они стонут низким
голосом: “ы –ы –ы”.
­ Вокруг себя повернитесь в берёзы
превратитесь. Берёзы раскачивает даже
легкий
Поднимите
расслабленные руки, покачайте ими.
Берёзы поют высоким голосом: “и – и”.
Речевая гимнастика:
слетающие, задумчивый, пасмурный.
магнитофон,

ветерок.
Наблюдение,
работа с текстом
Речевая разминка
Смотрят и читают биографию
Сапгира
Выполняют действия в
соответствии с текстом
СЛАЙД 6 (магнитофон,
слетающие, пасмурный,
задумчивые)
Читают слова со слайда

Наблюдение,
работа со словарём
(толковым) или
учебником (сноски)
(с.88)
СЛАЙД 7 Организует
подводящий диалог, уточняет
значение слов
СЛАЙД 8­9
Ищут в словаре или в учебнике,
обсуждают в паре, делают вывод,
работают в парах, читают
стихотворение в учебнике с.88
про себя и
Работа с текстом
стихотворения
Отвечают на вопросы,
Готовятся к чтению вслух
СЛАЙД 10
Читают вслух выразительно
5
Обогащение
словарного запаса
5
Знакомство с
произведением

Проверка понимания
прочитанного и
повторное чтение
весельчак,
Предлагаю объяснить значение слова
"пенсне"
Подбери синонимы к словам
Чудак­шутник,
чудик
Пасмурный­хмурый, темный, мрачный,
дождливый, невеселый
Лукавый­
притворный
Эти слова встретятся в тексте.
затейник,

коварный,
­Ребята, давайте прослушаем
стихотворение «Сны»
­Прочитайте стихотворение «СНЫ»
самостоятельно и ответьте, почему так
называется?
­Кто ответит? Как нужно читать?
о чем говорят короткие строчки?
+делаем паузы
­Почему поэт называет своих героев
чудаками?
Чтение вслух по столбику, по цепочке
­Как Сапгир относится к чудакам?
­ Какие же стихи у Сапгира? Ответьте на
вопрос
,прочитав отрывок из
стихотворения.
Откуда прилетали сны к чудакам?
Что прячет под подушкой бородач и
зачем?
Как ложился спать старик? Какие сны
ему снились?
Для чего чудаки брали с собой
карандаши?
Для чего брали магнитофон?

о
г
о
в
о
н

е
и
н
е
л
п
е
р
к
а
з

е
о
н
ч
и
в
р
е
П
а
л
а
и
р
е
т
а
м

.
я
и
с
к
е
л
ф
е
Р
в
о
г
о
т
и

е
и
н
е
д
е
в
д
о
П
10
Продолжение
изучения
произведений
Сапгира
3
Осознание каждым
обучающимся
степени овладения
е 2
и
н
а
в
и
н
е
ц
О
Соотнесение
поставленных задач
с достигнутым
результатом,
­Как вы думаете, какие это люди, помог
ли вам их сон понять какие это герои?
­А чтобы увидеть вашими глазами этих
героев вы поработаете иллюстраторами
оформим это стих­е вашими работами.
­Кто такой иллюстратор? (художник­
оформитель) Он должен внимательно
прочитать и понять все особенности
этого героя.
­Ребята у вас такое задание, вам
необходимо внимательно прочитать
текст и нарисовать портрет героя.
­Вам понравились стихи?

Сегодня я узнал…
 Было интересно…
 Я выполнял задания…
 Я хорошо…
 Мне захотелось…
Помните в начале урока мы показывали
карточки с вашим настроением, так в
конце урока хотелось узнать изменилось
ли оно.
Сегодня все активно работали.
(выставление оценок)
Домашнее
чтение.
задание выразительное
Самостоятельная
работа,
рефлексия,

СЛАЙД11
Проводит инструктаж
обучающихся.
Раздаю стихи каждому
Организует выступление групп,
обмен мнениями
По очереди читают стихи,
озаглавливают.

Наклеивают на странички
, рефлексию
Защита мини­проектов.
Проверяет знания детей,
СЛАЙД 12­­13
Озвучивают своё мнение,
впечатление об уроке
Подводят итог.
Производят предварительную
оценку работы
Рефлексия,
самооценка
Прошу определить, как читали и
работали
Проговаривают

Ответ оставил Гость

Мотив сна и забвения в творчестве М. Ю. Лермонтова (по стихотворению «Сон»
В творчестве М. Ю. Лермонтова наряду с мотивами тоски и одиночества присутствуют темы сна, забвения как способы уйти от той безысходности и как душевное состояние, ставшее приметой современной поэту эпохи. Попытке проанализировать состояние человека, находящегося между жизнью и смертью, представить читателю тему сна в форме потока сознания посвящено стихотворение Лермонтова «Сон» .

В произведении нет четкого указания на конкретного рассказчика: с одной стороны, повествование может вестись от лица человека, видящего сон, с другой стороны, в роли повествователя может выступать умирающий человек, которого постепенно оставляет жизнь.

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Состояние человека между жизнью и смертью, испытание жизни «в минуты роковые» характерно для творчества Лермонтова. И в данном произведении сон тоже выступает словно бы предтечей смерти, это так называемый сон в кубе, как бы 3 сна: сон умирающего, в нем еще один сон о девушке (следующие две строчки третьей строфы и четвертая строфа) и сон самой девушки (последняя строфа) . Все эти три сна несут в себе значение видения или предвидения происходящего где-то очень далеко, поэтому сон обретает новый смысл, становясь грезами утомленного сознания раненого человека.

Стихотворение «Сон» новеллистично: в нем есть сюжетная линия чувств, действий и поступков. Все происходящее настолько выпукло прорисовано поэтом, что трудно провести тонкую грань между реальностью и грезой человека, спящего «мертвым сном» . Героиня произведения тоже находится и в реальности, и во сне:

И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена…

Из одной реальности, в которой мы видим лирического героя, возникает другая, существующая параллельно: это «долина Дагестана» , с одной стороны, и «вечерний пир в родимой стороне» – с другой. Персонажи этих двух реальностей, тоже параллельно существующие, мысленно поддерживают друг с другом связь, один видит то, что происходит сейчас с другим, и наоборот.

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той,
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

Пониманию содержания стихотворения способствует и кольцевая композиция: в первой и последней строфах почти полностью совпадают детали. Если в первой строфе мы встречаем словосочетания «кровь точилася» (в значении «еле-еле») , «дымилась рана» , то во втором – «кровь лилась хладеющей струей» , «дымясь, чернела рана» . Это совпадение мироощущения лирических героев позволяет любящим преодолеть расстояние.

Форма стихотворения позволяет дойти до самой сути в понимании его смысла. Так, первая строфа представляет собой описание происходящего, здесь довольно своеобразная экспозиция; вторая строфа вводит нас в действие, изобилующее реалиями: здесь мы ясно видим местность, где умирает лирический герой. Тире в последней строке этой строфы как бы сообщает читателю о выходе действия за пределы реальности: герой «спал мертвым сном» . В третьей строфе уже сон героя, и точка, заключающая строфу, своеобразно соединяет два сна.

В стихотворении почти нет возвышенной лексики, немногочисленные примеры таковой («хладеющий» , «увенчанных» , «младая») создают контраст между возвышенным и конкретным, сном и реальностью, а детальность описания – весьма зримую картину происходящего.

Данное стихотворение отнюдь не выбивается из общей концепции творчества Лермонтова. Напротив, оно продолжает излюбленную тему поэта об отчужденности героя, который уходит из жизни в гордом одиночестве, и лишь одна душа это чувствует. Герой лежит в долине один, в жару, и это еще один контраст: день – символ жизни, а герой уже уходит из нее, его уже как бы и нет.

Я очень люблю творчество Генриха Сапгира, наверное, поэтому у нас в доме оказалось целых шесть его книг. Про них я и расскажу подробнее.

Мне сложно назвать Генриха Сапгира – взрослым писателем и поэтом, ведь для меня он в первую очередь детский автор. А на мой взгляд, сочинять стихи для детей в чем-то гораздо труднее, чем писать для взрослых. В любом случае, детские стихи позволили Генриху Сапгиру не уезжать из Советского Союза, так как другие его работы до перестройки не печатались.

СЕГОДНЯ, ЗАВТРА И ВЧЕРА

Пробудился я сегодня -
На дворе сияет солнце.
Я подумал:
«Как вчера.
Если завтра будет то же,
Если завтра будет солнце,
Замечательно! Ура!»

А вчера что я подумал?
Я подумал про сегодня:
«Если завтра будет солнце,
Замечательно! Ура!»
Значит, я вчера подумал,
Что сегодня - это завтра.
Но когда пройдёт сегодня,
Назовут его «вчера».

Стихи у Сапгира очень разные, иногда даже не верится, что у них, таких непохожих, один автор. Есть у него стихи абсурдные, есть нравоучительные, есть серьезные, есть шутливые, есть даже целая азбука, но перечислять бессмысленно, надо читать.

Рано-рано
Выпал снег.
Удивился человек:
«Это снег?
Не может быть.
На дворе?
Не может быть!
На траве?
Не может быть!!
В октябре?
Не может быть!!
Неужели это снег?»
Не поверил человек.

А если вы еще не читали его стихов, то обязательно их смотрели – Генрих Сапгир был сценаристом более 50 мультфильмов («Паровозик из Ромашково», «Небылицы в лицах», «Принцесса и людоед» — вот, пожалуй, самые известные из них).



Однажды я yвидел Змея
и сам себе задал вопрос:
где
у него кончается
шея
и начинается
хвост?

Рyлеткой я измерил Змея.
Ответ был абсолютно прост:
где
у него кончается
шея,
там начинается
хвост.

Книга стихов Генриха Сапгира от издательства «Дрофа плюс»

Книга стихов, вышедшая в 2008 году у «Дрофа плюс», на мой взгляд, по содержанию одно из лучших изданий Сапгира, вышедших за последнее десятилетие. Поэтому очень жаль, что на сегодняшний день весь тираж раскуплен. Надеюсь, книга будет переиздана. В нее вошло более 40 стихотворений, а главное в ней напечатаны почти все самые лучшие стихи Сапгира. Иллюстрации к ним получились интересные, яркие.




ВЕЛИКАН И ВЕЛИКАНЧИК

Был у маленького сына
Добрый папа — Великан.
Был у папы великанский
Подстаканник и стакан.

У него была подушка,
Точно снежная гора.
Великанскую газету
Он прочитывал с утра.

С великанским бутербродом
Пил он кофе. А потом
Набивал большую трубку
«Капитанским» табаком.

Был у папы Великанчик.
Очень маленький сынок,
В очень маленькую кружку
Наливал томатный сок.

Великанчик Великану
До колена доставал
И за папой на прогулке
Еле-еле поспевал.

Но сажал его на плечи
Добрый папа — Великан.
И тянулся сын навстречу
Солнцу, птицам, облакам.

«Садовник»

Очень хорошая тоненькая книжка вышла у издательства «Нигма». В книге «Садовник» всего 7 стихотворений, но зато все они замечательно подобраны друг к другу.

От иллюстраций и от содержания остаются светлые и добрые ощущения. Книга получилась по-хорошему «советской», искренней и ностальгической.

НАШЕ И МОЁ

Наше встретило Моё:
— Все моё!-
Кричит Моё. –
Мячик мой,
Ножик мой,
Стул хромой
Тоже мой.
Книга куплена –
Моя.
Для меня –
Моя семья
И на мне
Всё моё:
Мой костюм,
Моё бельё.
Нет на свете
Ничего
Кроме
Мо-е-го!

Но ему сказало Наше:
— Есть моё,
Но есть и наше.

Наш дом,
Наш двор,
Наш с тобою разговор.
Кроме этого, у нас —
Наша школа,
Наш класс.
Наша дружба,
Наша честь…
И всего не перечесть.
Это наша
Страна!
Светит наша
Луна!
Наше солнце
Горит! —
Вот что Наше говорит.

А Моё твердит своё:
— Всё моё, моё, моё!
А Моё пищит своё,
Как у речки комарьё.
К сожаленью, до сих пор
Не окончен этот спор.

А еще в «Садовника» вошло мое любимое стихотворение Сапгира — «Осень в зоопарке».

ОСЕНЬ В ЗООПАРКЕ

Осень сегодня
Пришла в Зоосад.
Жёлтые листья
Летят и летят
В клетки к верблюдам,
Лисицам,
Енотам
И залетают
В бассейн к бегемотам.

Кричит Какаду,
Кувыркаясь на рейке:
-Смотри,канарейки!
Летят канарейки!

Слушает Львёнок:
Листья шуршат,
Трогает лапой
Странных мышат.
И отступает,
Пугается Львёнок…

Жирафы глядят
С высоты
Удивлённо.
Все эти деревья
С их пёстрыми листьями
Им кажутся тоже
Зверями пятнистыми.

А со скалы
Смотрят орлы.
И нет у орлов
Никакого сомненья:
Деревья
Теряют своё оперенье.

Гуси поднялись
В строгом порядке:
-Мы улетаем…
Близки холода…
И,
Точно лапок их
Отпечатки,
Кленовые листья
Лежат у пруда.

Если вы еще пока не уверены, нравится ли вам творчество Генриха Сапгира, то я бы посоветовала начать с этой книги – это отличный бюджетный вариант для первого знакомства.

«Нарисованное солнце»

Еще более бюджетная книга Сапгира – «Нарисованное солнце» вышла в издательстве «Астрель». Причем вышла в двух вариантах с разными обложками: одна тоненькая в мягкой обложке, а другая плотная книжка-картонка.

В книгу вошли 9 коротких стихотворений. Среди них любимый стих моего сына – «Робот», ради которого книга и приобреталась.

РОБОТ

На голове -
Ведро дырявое,
На шее - две
Жестянки ржавые:

Я - говорящий робот!
Производите опыт.

Встать! - Встаю.
- Сядь! - Сижу.
- Пой! - Пою.
- Ходи! - Хожу.

Им, конечно, ничего.
Они - изобретатели.
А мне, машине, каково?
Командуют приятели:

Встать! - Встаю.
- Сядь! - Сижу.
- Пой! - Пою.
- Ходи! - Хожу.

Я шагаю с грохотом,
С топотом.
Надоело мне всё это!
Не хочу быть роботом.

Встать! - Сижу.
- Сядь! - Встаю.
- Пой! - Хожу.
- Ходи! - Пою.

Не удался опыт.
Поломался робот.

Иллюстрации Э.Булатова и О.Васильева минималистичны и условны, напоминают аппликацию.

Стихи в «Нарисованном солнце» и «Садовнике» не повторяют друг друга, так что можно покупать обе книги вместе.

«Леса-чудеса»

«Леса-чудеса» вышли в издательстве «Речь». Книга тонкая, но в твердой обложке и большого формата с чудесными сказочными иллюстрациями Виктора Пивоварова на плотной мелованной бумаге. Издание получилось очень качественное. Правда, на мой вкус, стихи в книгу вошли не самые интересные.


Всего в книге четыре стихотворения («Леса-чудеса», «Морозкин сон», «Ночь и день», «Про смеянцев»), зато три из них очень длинные – целые сказки в стихах.

ПРО СМЕЯНЦЕВ
(отрывок)

В страну Хохотанию
Прибыл Дракон.
На трех самолетах
Пожаловал он.

Над Смехоградом
Ударил гром.
Дракон опустился
На смеходром.

Солидный Дракон,
Трехголовый,
Блестит
Чешуею лиловой.
Сбежались смеянцы:
— Скажите, откуда
Такое смешное,
Нелепое чудо? —

Дымом дохнули
Три головы:
— Слушайте,
Вы!

Отныне
Смеянцы,
Смеяться не смейте,
Иначе вы будете
Преданы смерти!
Испепелю!
Мое слово закон.
Я, как известно,
Ужасный Дракон. —

Смеются смеянцы
Дракону в ответ:
— Драконов на свете
Давно уже нет!
И вовсе не так
Они рты разевают!
— Какой там дракон —
Трехголовый жираф!
— Хо-хо,
Да ведь это
Пожарный рукав!



Но если бы я заранее знала, какие стихи включены в это издание, скорее всего книгу бы не купила, даже несмотря на прекрасное оформление.

«Звездная карусель»

Честно говоря, книгу «Звездная карусель» я покупала скорее больше для себя, чем для сына. Не думала, что он оценит черно-белое оформление, графичные рисунки. А в итоге книга оказалась одной из любимых у сына, он долго может рассматривать ее иллюстрации, вспоминая по ним сюжет стихотворений.

СКАЗКА О МЕДВЕДИЦАХ

Вон Медведица Большая
Кашу звёздную мешает
Большим
Ковшом
В котле
Большом.

Рядом ковшик светится.
Малая Медведица
Маленьким ковшичком
Подбирает крошечки.


Автор иллюстраций – Виталий Казимирович Стацинский – главный художник журнала «Веселые картинки». Благодаря ему книга наполнена загадочными существами, причудливыми узорами, фантастическими зверями. Качество издания просто великолепное, книгу приятно держать в руках, у нее есть свой стиль, свое настроение.



Все рисунки в книге черно-белые, кроме яркой выпуклой обложки и трех разворотов с картами звездного неба.

СОЗВЕЗДИЕ ВЕСОВ

На небесных Весах
Мы решили
Взвеситься —
Не нашли
В небесах
Гири
Больше месяца.

ГОНЧИЕ ПСЫ

У небесных Гончих Псов
Нет
Ни лап,
Ни хвостов.
Только есть
Глаза-огни.
Вон, гляди,
Горят они!