«Старая яблоня» И. Бунин. Анализ стихотворения Бунина «Старая яблоня»

Из приведенного ниже текста выписать все простые словосочетания, выполнить их грамматический разбор: 1) определите главное и зависимое слово, 2)

задайте вопрос от главного слова к зависимому, 3) определите тип словосочетания по главному слову, 4) определите тип подчинительной связи, составьте схему словосочетания. Лиловые длинные тени лежат на сугробах. Вот с вершины высокого дерева упала белой пылью и рассыпалась снежная шапка. С тихим свистом прилетели, закачались на шишках хлопотливые клесты. Пестрым платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на высокую сухую вершину и пустил весеннюю звонкую трель лесной барабанщик дятел. Потоки ясного солнечного света заливают лесные поляны, отражаются в ослепительной скатерти снегов. Высоко в небе застыли, не движутся весенние прозрачные облака. (По Соколову-Микитову)

1)Море гудело под ними грозно, выделяяс

1)Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. 2)Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. 3)Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье.4) Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью.5) Одно море гудело ровно, победно и, казалось, все величавее в сознании своей силы.6) Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.

Задание:1.выписать все прилагательные и разобрать их морфологически

Помогите пожалуйста! Нужно из этого текста выписать все средства выразительности речи и указать их тип(метафора, эпитеты, инверсии и т.д.)

Изобретательность О. Генри в создании новелл просто поразительна. Иногда кажется, что все усилия писателя направлены на то, чтобы поразить нас неожиданным финалом. Построение новелл у О. Генри определяется задачей такого изложения событий, которое делало бы для читателя невозможным разгадать их исход. Секрет этой композиции в сущности прост, хотя по ходу повествования писатель кое-где сообщает обстоятельства, подготавливающие развязку, но при этом какой-то существенный факт утаивается и мы узнаем о нем только в финале. Концовка новеллы у О. Генри, подобно яркой вспышке молнии, озаряет все то, что раньше таилось во мраке, и картина сразу становится ясной. Финал рассказа раскрывает не только смысл всего происшествия, но и всю жизненную реальность характера и поведения героев

Иван Бунин вошел в мировую литературу как замечательный прозаик, тонкий и остроумный публицист, пейзажист и переводчик. Однако мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал со стихов, которыми увлекался еще в юности. Бунин получил прекрасное домашнее образование, занимаясь под руководством старшего брата. Однако он никогда не питал склонности к точным наукам. В итоге уже в 18 лет Бунин решает связать свою жизнь с литературой, дебютируя в качестве молодого поэта. Впоследствии его судьба сложится таким образом, что поэзия уступит место прозе. Тем не менее, время от времени Бунин все же будет возвращаться к стихам, считая, что они – плод его сиюминутной прихоти, отражение настроения и душевных порывов.

В 1916 году появляется в печати короткая пейзажная зарисовка Бунина под названием “Старая яблоня” , в которой присутствует элемент философских размышлений. Из окна своей московской квартиры поэт наблюдает за старой яблоней, которая весной преображается до неузнаваемости. “Вся в снегу, кудрявом, благовонном, вся-то ты гудишь блаженным звоном”, – отмечает автор с некоторым снисхождением и удовлетворением. Все дело в том, что только деревья могут так преображаться, черпая силы в природе для того, чтобы вновь выглядеть молодо и привлекательно на зависть “пчел и ос”, которых поэт считает потребителями и уничтожителями этой естественной красоты.

Мысленно обращаясь к старой яблоне, Бунин Восхищается ее красотой и ведет с ней скрытый от посторонних ушей монолог, наполненный сочувствием и пониманием. Ведь и сам автор уже далеко не молод, поэтому он видит свое сходство со старым деревом, которое каждую весну находит в себе силы для цветения. Подобной живучестью и оптимизмом сам поэт, к сожалению, похвастаться не может, поэтому втайне радуется за старую яблоню и даже завидует ей. Раскрывают истинный смысл этого стихотворения его последние строки, в которых автор задается вопросом: “Вот будет ли такая молодая старость у других?”. Ему еще трудно представить, что чувствует человек, переступивший порог зрелости. Однако жизненный опыт подсказывает Бунину, что далеко не каждому удается в преклонном возрасте сохранить бодрость духа, жизненные силы, оптимизм и способность находить утешение в окружающем мире. Старой яблоне это удается в полной мере, чего не скажешь о людях, разучившихся ценить то, что дается им судьбой.

(No Ratings Yet)

  1. В 1920 году Иван Бунин навсегда покидает Россию, охваченную революцией. Это решение далось литератору очень непросто, и перед тем, как отправиться в Париж, Бунин несколько месяцев прожил в Одессе, которая...
  2. Раннее творчество Ивана Бунина окрашено романтизмом, который носит оттенок восторженности и преклонения перед совершенством окружающего мира. У поэта и начинающего писателя еще свежи воспоминания об удивительной красоте лесов и полей...
  3. И. А. Бунин – певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. Мир у поэта всегда прекрасен, но иногда он жесток к человеку или...
  4. Бунин-поэт – это восторженный романтик, который не устает восхищаться красотой окружающего мира, но при этом не оставляет надежды понять его и постичь величие того, что создано самой природой. В лирических...
  5. Иван Бунин – один из немногих русских литераторов, который после Октябрьской революции решил покинуть Россию, считая, что та страна, в которой он родился и вырос, попросту перестала существовать. Отважиться на...
  6. Стихи Николая Заболоцкого наделены глубинным философским смыслом. Этот поэт умел не только подмечать наиболее важные моменты жизни, но и проводить параллели меду событиями и явлениями. Именно по этой причине над...
  7. Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками. Однако любовь к литературе все же взяла вверх, поэтому в...
  8. Далеко не все знают о том, что свой путь в литературу Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Впоследствии он нередко возвращался к стихам, считая их наиболее точной...
  9. В 1907 году Бунин Много путешествовал, побывав на Ближнем Востоке. Впечатление от этой поездки он пронес через всю жизнь, не переставая удивляться экзотической красоте южных стран и тем мгновениям счастья,...
  10. Ранний период творчества Ивана Бунина связан отнюдь не с розой, а с поэзией. Начинающий литератор был убежден в том, что стихи являются наиболее точной и образной формой передачи своих мыслей...
  11. Поэзия Ивана Бунина в наше время не так известна широкой публике, как его прозаические произведения, в частности, рассказы о любви. При этом писатель успел выпустить около десятка стихотворных сборников. В...
  12. В рассказе “Антоновские яблоки” Иван Алексеевич Бунин описывает жизнь и уклад русской усадьбы. Согласно задумке автора, именно в этом месте переплетается прошлое с настоящим, культура золотого времени и периода на...
  13. Почетное место в живописи русского народа занимают картины Поленова Василия Дмитриевича. Его знаменитые портреты и пейзажи не оставляют равнодушными многих ценителей искусства. Любимой и самой удивительной для меня есть его...
  14. Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет...
  15. С сестрой Александрой Сергея Есенина связывали очень непростые отношения. Эта молодая девушка сразу и безоговорочно приняла революционные новшества и отказалась от прежнего уклада жизни. Когда поэт приезжал в родное село...
  16. Валерий Брюсов с юности увлекался символизмом, поэтому неудивительно, что его первые литературные эксперименты были связаны именно с этим направлением. Позже уверенность в том, что произведения с двойным смыслом представляют несомненную...
  17. В начале 20 века Валерий Брюсов открыл для себя такое литературное течение, как символизм, и был настолько им восхищен, что, не долго думая, примкнул к немногочисленной группе литераторов, которые разделяли...
  18. Произведения И. А. Бунина о деревне. Проблема национального характера Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским...
  19. У Николая Заболоцкого довольно много лирических произведений, однако в большинстве своем они имеют социальный либо политический подтекст. Исключение составляет “Поэма весны” , созданная поэтом в 1956 году, за несколько лет...
  20. Жанры и стили произведений И. А. Бунина Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романическое начало – в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя (“Чаша жизни”), Бунин...
  21. В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период упадка. Это своеобразные “унесенные ветром” – люди, которые не смогли...
  22. В 1837 году Михаил Лермонтов, потрясенный гибелью Пушкина И возмущенный тем, как общество отреагировало на столь значительную утрату, написал стихотворение “Смерть поэта” , из-за которого был вынужден провести несколько месяцев...
  23. Николай Рубцов не был поэтом-диссидентом, однако не считал нужным скрывать свои взгляды на те вопросы, которые считал для себя важными. Одним из краеугольных камней в его многочисленных дискуссиях с друзьями...
  24. Можно ли утверждать, что в творчестве И. А. Бунина “большая любовь словно бы несовместима с обычной нормальной жизнью”? Можно ли утверждать, что в классической литературе есть все ответы на сегодняшние...
  25. Брюсов считал себя настоящим патриотом России, поэтому начало первой мировой войны он воспринял с воодушевлением. Однако очень скоро оно сменилось депрессивностью, в творчестве поэта вновь стали проскальзывать нотки декадентства, к... В юности Валерий Брюсов пережил бурный роман, который закончился весьма трагически. Его возлюбленная Елена Краскова, с которой поэт рассчитывал сочетаться узами законного брака, в 1893 году скончалась от оспы. Однако...

255. Найдите в приведённых стихотворениях русских поэтов тропы и стилистические фигуры. Проведите наблюдение над существительными в словосочетаниях житейский вихрь, сокрушительным набегом, струны рвал, заносил холодным снегом (в 1-м стихотворении); над прилагательными в словосочетаниях нивы печальные, с улыбкою странной, небо широкое (во 2-м стихотворении). Как изменяется их обычное значение в стихотворении? Сделайте вывод о своеобразии обычных слов в поэтической речи (письменно). Подводя итоги лингвистического эксперимента, оформите результаты в виде презентации. Подготовьте чтение, передающее настроение и мысли автора, красоту стихотворной речи.
***
Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась ты -
Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна,
Житейский вихрь её терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
Твоя же речь ласкает слух,
Твоё легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье...
(А. К. Толстой)
В ДОРОГЕ
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая ропот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
(И. Тургенев)
СТАРАЯ ЯБЛОНЯ
Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчёл и ос, завистливых и злых...
Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая
Молодая старость у других!
(И. Бунин)
Поясните художественный образ, созданный в стихотворении «Старая яблоня» словосочетанием молодая старость. Как он связан с содержанием стихотворения в целом, с другими художественными деталями стихотворения?
ГЛАЗА
Привычные к степям - глаза,
Привычные к слезам - глаза,
Зелёные - солёные -
Крестьянские глаза!

Была бы бабою простой -
Всегда б платили за постой -
Всё эти же - весёлые -
Зелёные глаза.

Шёл мимо паренёк с лотком...
Спят под монашеским платком
Смиренные - степенные -
Крестьянские глаза.

Привычные к степям - глаза,
Привычные к слезам - глаза...
Что видели - не выдадут
Крестьянские глаза!
(М. Цветаева)
Какие другие, кроме названных в задании, изобразительно-выразительные средства вы находите в стихотворении М. Цветаевой?

Найдите в приведённых стихотворениях русских поэтов тропы и стилистические фигуры. Проведите наблюдение над существительными в сло-восочетаниях житейский вихрь, сокрушительным набегом, струны рвал, заносил холодным снегом (в 1-м стихотворении); над прилагательными в словосочетаниях нивы печальные, с улыбкою странной, небо широкое (во 2-м стихотворении). Как изменяется их обычное значение в стихотворении? Сделайте вывод о своеобразии обычных слов в поэтической речи (письмен¬но). Подводя итоги лингвистического эксперимента, оформите результаты в виде презентации. Подготовьте чтение, передающее настроение и мысли автора, красоту стихотворной речи.
* * *
Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась ты -
Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна,
Житейский вихрь её терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом.
Твоя же речь ласкает слух,
Твоё легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье...
(А. К. Толстой)
В ДОРОГЕ
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая ропот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
(И. Тургенев)
СТАРАЯ ЯБЛОНЯ
Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчёл и ос, завистливых и злых...
Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая
Молодая старость у других!
(И. Бунин)

Поясните художественный образ, созданный в стихотворении «Старая яблоня» словосочетанием молодая старость. Как он связан с со­держанием стихотворения в целом, с другими художественными деталями стихотворения?

ГЛАЗА
Привычные к степям - глаза,
Привычные к слезам - глаза,
Зелёные - солёные -
Крестьянские глаза!
Была бы бабою простой -
Всегда б платили за постой -
Всё эти же - весёлые -
Зелёные глаза.
Шёл мимо паренёк с лотком...
Спят под монашеским платком
Смиренные - степенные -
Крестьянские глаза.
Привычные к степям - глаза,
Привычные к слезам - глаза...
Что видели - не выдадут
Крестьянские глаза!
(М. Цветаева)

Какие другие, кроме названных в задании, изобразительно-выразительные средства вы находите в стихотворении М. Цветаевой?

Я спросил у тополя.
Владимир Кершон
Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчел и ос, завистливых и злых…
Старишься, подруга дорогая?
"Старая яблоня",И.Бунин
Но,cher enfant,от красивой свежей женщины яблоком пахнет.
"Подросток",Ф.Достоевский

Я спросил у яблони:
7, лишь, дней цветения,
семь лишь* дней красивою!
Этого не мало ли?
Это не обидно ли?

Море восхищения: запахи и взгляды
женственность на выданье
- родственность романная**.
А потом – обычные и простые будни.

Засмеялась вздохами пряного волнения:
красоте цветочной - нужно исполнение.
Пчелы, осы, шмели - слуги опыленья
жизни, репродукции, оплодотворенья.

Не помадно-лабутенно, но глубоки
корни красоты высокой,
корни тысячей цветов,
в вечности, в корнях веков***.
Это непосредственно.
Это над-осознанно.

Есть заветность сказки или знание****:
яблоко разломим пополам,
и съедим с возлюбленным по половинке
для скрепления любви вовеки и поныне.
______________________
Примечания.
(*)http://sadyrad.ru/jablonja/cvetenie-jabloni.html
(**)Но,cher enfant,от красивой свежей женщины яблоком пахнет."Подросток",Ф.Достоевский
(***)Ходит Ева средь райских роз,
Светит яблоко из ветвей.
Прямо с яблони змей-завхоз
Искушающе шепчет ей:
- Слушай, я же не укушу,
Скушай яблочко задарма,
Я в усушку его спишу -
Мы ведь тоже не без ума.
Ева яблоко сорвала....
"Лилит",В.Шефнер

(****)http://herbalogya.ru/library/Malus.php
Например -выборка.
Славянские традиции, связанные с яблоками:
яблоко выступало в функции любовного знака: парень и девушка, обменявшись плодами, выражали взаимную симпатию, публично объявляли о своей любви. Яблоко, принятое девушкой во время сватовства считалось согласием на брак.
яблоневая ветка используется при изготовлении свадебного деревца; яблоки укрепляют также в венке невесты.
идя на венчание, невеста брала с собой яблоко, а в костеле после венчания она бросала яблоко за алтарь, чтобы иметь
под яблоней у южных славян совершалось обрядовое бритье жениха перед свадьбой; при смене головного убора невесты на головной убор замужней женщины покрывало с ее головы снимали яблоневой веткой и бросали его на яблоню.
чтобы все были здоровы, на Рождество, Новый год умывались водой, в которой лежало яблоко
чтобы дети были здоровыми и красивыми, беременная должна была подержаться за яблоню и посмотреть на ее ветки (зимой) или на яблоки (летом).

Одним из замечательных свойств яблока, подтверждающего его огромную магическую силу, является то, что в некоторых ритуалах соком яблока можно заменить вино или даже кровь.
Еще один любовный яблочный приворот можно совершить с помощью свежего яблочного сока. Для того чтобы магия сработала, надо выбрать чистое, без изъянов, яблоко, выжать из него сок и произнеси: "Яблоко румяное, румяное, дай силы моей любви! Венера, свяжи-освежи этим соком чувства (имя возлюбленного), чтобы наливалась наша любовь, как яблоко на солнце, чтоб не сгубили ее злые черви неверности и ревности".
Испокон веков к яблоне обращались и за помощью в исполнении желаний. Сначала надо выбрать яблоню, ту, которая покажется наиболее привлекательной. С собой под яблоню надо взять лист бумаги, карандаш, шнурок из натурального материала и монетку. Необходимо сесть под яблоню, нарисовать символ своего желания. После этого надо обойти вокруг дерева 9 раз, повторяя: «Древнее дерево древней Земли, старое как сам мир, даруй мне силу по твоему приказу, чтобы зарядить мое заклинание». После этого надо обернуть лист вокруг ствола и привязать его шнурком. А монетку надо закопать рядом с яблоней, поблагодарив дерево за помощь.

Приметы.
Если на Рождество солнце светит сквозь ветви яблонь - жди богатого урожая в этом году.
Плоды должны были получить благословение дождем в Петров день или в день св. Свитина, и в некоторых областях без этого они считались непригодными в пищу.