Что значит свобода для поэтического творчества. Тема свободы в лирике Пушкина: сочинение. Эволюция темы свободы в лирике Пушкина. Тема свободы и рабства в лирике Пушкина. Молодой поэт возводит свободу в принцип творчества

Старый гений Лескова — это произведение, которому суждено остаться в веках. Оно повествует о силе разума и смекалки русского человека. Писатель повествует о старом гении, который смог решить проблему, неодвластную никаким властям.

Вопросы и задания

1. В чем смысл эпиграфа к рассказу? Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?

Эпиграф к рассказу говорит о том, что возраст человека не имеет значения в развитии ума. Человек с необыкновенными способностями способен преодолеть любые препятствия на пути к цели.

При чтении рассказа «Старый гений» в озникает чувство гордости за талантливость и смекалку простых, необразованных, не имеющих чина и звания людей. Также появляется легкое чувство жалости к тем, кто не может противостоять чиновничьей «машине», погрязшей в бюрократии и не замечающих людей, которые стоят за бумажками.

2. Почему рассказ назван «Старый гений»?

Название рассказа наиболее точно отражает его суть. Человек, который помог обманутой старушке, действительно являлся гением. Он смог уладить дело, неподвластное ни одному высшему чиновнику во всем Петербурге. Его понимание мира также говорит о сильном и широком уме - «В России невозможности нет».

Почему «старый» гений? Рассказ так назван потому, что мышление главного героя очень совпадает с мышлением человека, который прожил долгую жизнь. У него есть своя такса на услуги — он не берет ни меньше, ни больше. Его схемы и идеи опробованы не на одном человеке, а некоторые люди знают его очень давно (например, Саечник).

3. Как вы думаете, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал читателям автор?

События описанные в рассказе « Старый гений» , могут произойти в любой эпохе. В современном мире тоже есть множество случаев «неуплаты долгов», обмана и использования служебного положения в личных целях.

4. В каких произведениях Ле с кова проявляется историзм писателя?

Историзм проявляется в таких произведениях как «Левша» и «Человек на часах». Старый гений освещает неповоротливость и бессмысленность бюрократическог аппарата, существующего в 19 веке.

Какое историческое время «проживают» персонажи рассказа «Старый гений»? Какие проблемы общества затрагиваются в произведении?

Персонажи «Старого гения» живут в 19 веке — общение осуществлялось только письмами, а чиновники делились на 14 рангов.


5. Рассмотрите иллюстрацию И. Пчелко. Такими ли вы представляли себе героев рассказа «Старый гений»?

Образ основного действующего лица рассказа «Старый гений» — старушки, передан художником очень точно. Она нерешительна, ошарашена и напугана. Ее внешний вид не говорит о большом богатстве. Франт, который занял у нее денег, как и его спутница, изображены также искусно, как и струшка.

Пьяный вояка, мне казалось, будет больше. Однако его подвыпитый вид, самодельная сигарка и рваные одежды показаны в точности такими, какими и должны были быть. Идеально передан образ старого гения. Мудрый взгляд, седые волосы, борода и уверенная поза — именно таким мне видится образ простого русско го человека.

Старый гений — это не только не только идеализированное представление о талантивой русской душе, но и предупреждение будущим поколениям.


Николай Семенович Лесков был писателем, который искренне и от всей души любил Россию. Но он всегда был против того, чтобы свобода личности как-либо угнеталась и подавлялась. Один из своих рассказов он окрестил, на первый взгляд, странным названием: «Старый гений». Почему?

Старый гений русской души

Прежде, чем удивляться, стоит понять, почему так, другими словами, на чем основано такое название. Итак, этот рассказ повествует о том, как находчивость, а также изобретательность одного человека стала средством помощи бедной и беззащитной старушке. Это повесть о человечности и доброте в людях. Главный герой является самым, что ни есть, типичным жителем, с ничем не примечательным именем Иван Иванович. Так автор подчеркивает, что главным героем, по сути дела, является каждый читатель.

Великосветский стиляга и франт при помощи хитрости и обмана выманил, якобы занял деньги у несчастной, пожилой женщины. Но отдавать и не собирался. А ведь у той калека-дочь и внучка на попечении. Как результат, все трое могут остаться без крыши надо головой, без своего единственного пристанища – домика.

Иван Иванович тут по сюжету – обыкновенный, мелкий чиновник, о нем вообще мало что известно, но зато он, доброй души человек, берется помочь пострадавшим женщинам. И надо сказать, у него это отлично выходит, правда, приходится помозговать. Так появляется название: «Старый гений». Он более порядочный, чем все те, кто отказал старушке и даже не попробовал. Ивану Ивановичу тоже пришлось изрядно попотеть, чтобы заставить чиновника вернуть долг.

Передача, посвященная жизни и творчеству писателя:

А знаете ли вы?

  • Жираф считается самым высоким животным в мире, его рост достигает 5,5 метров. В основном за счет длинной шеи. Не смотря на то, что в […]
  • Многие согласятся с тем, что женщины в положении становятся особенно суеверными, они больше других подвержены всяческим поверьям и […]
  • Редко можно встретить человека, который бы не находил розовый куст красивым. Но, при этом, общеизвестно. Что такие растения довольно нежны […]
  • Кто с уверенностью скажет, что не знает о том, что мужчины смотрят порнофильмы, самым наглым образом соврет. Конечно же, смотрят, просто […]
  • Нет, наверное, в просторах всемирной паутины такого сайта автомобильной тематики или такого автофорума, на котором бы не задавали вопрос о […]
  • Воробей является довольно распространенной в мире птицей небольшого размера и пестрого окраса. Но ее особенность заключается в том, что […]
  • Смех и слезы, а точнее, плач, являют собой две прямо противоположные эмоции. О них известно то, что обе они являются врожденными, а не […]
  • Многие парни и даже зрелые мужчины живут полноценной, нормальной, в меру веселой и умеренно серьезной жизнью, но время от времени задаются […]

Николай Семенович Лесков – один из признанных классиков русской литературы. Герои его произведений – простые русские люди. Писатель восхищался их мастерством, изобретательностью, умом. Осуждал злоупотребление властью, взяточничество, чиновничью «тупость и непроходимость». Есть у него небольшой рассказ «Старый гений». Жалостливая история обычной старушки-помещицы. И все мысли писателя, которые он хотел донести до читателя, вроде бы на поверхности. Но остается вопрос: почему рассказ назван «Старый гений»? Давайте разбираться.

Краткое содержание

Начинается рассказ с того, что помещица едет в Петербург с «вопиющим делом». По доброте душевной она выручила молодого франта деньгами. Для этого ей пришлось заложить свой небольшой домик, где жила помещица с увечной дочерью и маленькой внучкой. Когда-то знавала мать юноши и по старой памяти помогла. Оказалось, себе на беду.

Вот-вот помещица потеряет дом по закладной. Сначала она писала письма «франту». Но ответа не получала. Причем злые мысли не закрадывались ей в голову. Нет времени у человека, занимающего высокий пост. Пришлось ехать в Петербург.

И все шло сначала хорошо. Суд решил в пользу старушки. И франту полагалось вернуть весь долг сполна. Но исполнить сие решение оказалось невозможным. Какие-то связи или родственники мешали приструнить молодого человека. Никто не мог вручить ему судебное решение под роспись.

С этого момента начинаются настоящие мытарства помещицы. А читатель может сопоставить поведение тогдашних и нынешних чиновников. Старушку пытаются убедить оставить это дело, забыть обо всем. Обманул так обманул. Мало ли кого он еще обманул. Не утешил сей факт помещицу.

Она попыталась «подмазать», где нужно. Мол, «сухая ложка рот дерет». Не получилось. Сама поймала должника. Пыталась вразумить, обращалась к общественности. Отволокли ее. Да еще и привлекли за нарушение порядка в людном месте.

Кажется, что эта ситуация не решится законно и правильно. Но тут появляется «гений».

Гениальное разрешение сложной проблемы

Старушке предложил свои услуги некий человек. Он обещал, что все сделает. И, действительно, сделал.

Сидит франт в кафе со своей богатой дамой. Поезда ждут, чай пьют. Какой-то человек проходит мимо. Раз, другой, третий. Подходит к франту. «Почему на меня так смотрите?» - «Не смотрю, чай пью».- «Ах, чай пьете? Так я заставлю на меня смотреть!»

Ударил по лицу. Завязалась драка. И франта, и человека арестовали. А в полиции молодой человек был вынужден подписать бумагу и вернуть деньги. Не хотелось ему становится невыездным.

Все это описано в одной главе. Кратко, емко. Все остальные главы посвящены мытарствам помещицы. И читатель понимает, что придумать разрешение проблемы мог только гений.

Только настоящие мастера слова закладывают в название рассказа глубокий смысл. Почему произведение Лескова называется «Старый гений»? Оно о гении? Не совсем. Почему Тургенев назвал рассказ «Муму»? Он повествует о собачке Муму? Тоже не совсем. Писатель приглашает читателя к размышлению, анализу. И в этом – настоящий талант.

Вопросы для размышления:

Что о гении рассказывает Лесков? Практически ничего.

Как имя этого человека? Старушке говорит: «Называйте Иван Иванычем».

Какую должность занимает? «Чин из четырнадцати овчин». И только помещица объясняет, что это «чиновник четырнадцатого класса».

Какие действия предпринял? Только денег попросил у старушки. Пятьсот рублей. Двести – себе, за идею. Триста – исполнителю, за исполнение и согласие посидеть в тюрьме три месяца.

Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из основных источников вдохновения.

Пушкин прошел несколько этапов в осознании своего идеала свободы, о чем свидетельствует его творчество. Смена этих этапов в целом совпадает с поворотными моментами в его личной судьбе, первый из которых – время учебы в Царскосельском лицее.

Это действительно поворотный момент, потому что в Лицее Пушкин впервые проявил свой талант. Молодость – время веселья, радости, а потому не удивительно, что в лицейский период в творчестве Пушкина появляются эпикурейские мотивы, связанные со стремлением к веселью, радости, наслаждению жизнью. Так возникает понимание свободы в духе эпикурейской проповеди свободы проявления человеческих чувств:

Наслаждайся, наслаждайся;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

С другой стороны, в это время огромное влияние на Пушкина оказывали просветительские идеи его преподавателей, а потому не удивительно, что в его ранней лирике появляются стихотворения, в которых свобода понимается как общественно-политическая категория. Так в стихотворении 1815 года «Лицинию» в качестве идеала свободы выступает Римская республика: «Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода». Рабство Пушкин представляет как всеразрушающее явление, способное уничтожить даже великий Рим: «Предвижу грозного величия конец». Разоблачая человеческие пороки, в конечном счете, ведущие к рабству, поэт предостерегает от повторения прежних ошибок. Свой суровый приговор он произносит в финале стихотворения: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен».

Подобные идеи разделяли те пушкинские современники, которые потом вошли в декабристские общества. Показательно, что среди них были и ближайшие друзья поэта, его товарищи по Лицею – Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и другие. Можно сказать, что молодое поколение мечтало о свободе, делало все возможное, чтобы приблизить ее, сделать реальной для России. Вот почему с таким воодушевлением молодежь принимала стихи Пушкина, которые в столь яркой и удивительно точной поэтической форме отражали настроения молодого поколения.

Выйдя из Лицея, в Петербурге Пушкин продолжает развивать тему гражданской свободы. Тесное общение с представителями тайных обществ окончательно формирует пушкинский идеал свободы в этот период его творчества. В 1817 году он пишет оду «Вольность», где напрямую обращается к «Владыкам». Поэт восхваляет закон как надежную гарантию справедливых взаимоотношений между народом и правительством. Закон должен, по мнению Пушкина, побороть «неправедную власть» и «преступную секиру». Поэт обращается к истории, рассказывая о гибели Людовика и Павла как пример того, что происходит, если законы попираются – не важно, какие мотивы при этом движут людьми, результат всегда будет ужасен. Вот почему он призывает государей первыми склониться перед законом, дабы стали «вечной стражей трона / Народа вольность и покой».

В стихотворении «Лицинию» и оде «Вольность» Пушкин говорит о свободе и деспотизме вообще. Но в дальнейшем он концентрирует свое внимание на ситуации в России, то есть его идеал свободы приобретает патриотический характер. Например, создание стихотворения «Сказки. Ноэль» 1818 года связано с разочарованием в политике Александра 1. В основе стихотворения лежит речь Александра на польском сейме и его обещание дать народу конституцию, которое он впоследствии так и не выполнил. Стихотворение написано в сатирическом жанре, а сама фигура Александра обрисована с едкой иронией.

Примечательно, что именно в это время у Пушкина появляются стихотворения, в которых он высказывает крайне радикальные идеи, что вообще было для него не очень характерно. Так в стихотворении того же года «К Чаадаеву» присутствует мысль о возможности насильственного свержения царской власти. В последних строчках стихотворения речь идет об «обломках самовластья», и более того, в качестве непосредственных участников слома государственной системы выступает сам поэт и его друзья:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

В то же время стихотворение «К Чаадаеву» очень интересно и по форме выражения его идеи. Гражданские мотивы соединяются в нем с самыми личными чувствами человека. Здесь прослеживаются тенденции к соединению понятия свободы как политической и романтической категорий:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Вот почему стало возможным стихотворение, обращенное к другу, реальному человеку – Петру Яковлевичу Чаадаеву, – сделать призывом ко всем молодым людям, разделяющим идеи свободомыслия.

В основе этих идей лежала мысль о необходимости провести в России скорейшие преобразования и прежде всего избавить страну от позора крепостного рабства. Этой теме также посвящает свои стихи Пушкин. Наиболее известное из них – стихотворение «Деревня» 1819 года. Оно очень интересно по своей композиции. Оно резко делится на две части: в первой представлен элегический деревенский пейзаж, на фоне которого «друг человечества» предается поэтическому вдохновению. Вторая часть написана как политический памфлет, в котором точными и яркими красками рисуются ужасные приметы крепостного права: «рабство тощее», «барство дикое», которое присваивает себе «насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».

Вид столь плачевного состояния народа «омрачает душу» поэта, вызывает гневные строки и стремление привлечь внимание к этой ужасной стороне российской действительности: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» – восклицает поэт. Хотя он понимает, что освободить страну от крепостного права может воля царя, поэт вряд ли верит в Александра, и чувство безысходности выливается в печальные строки:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Этот заключительный вопрос так и остается безответным, что вызывает пессимистические настроения у поэта, особенно тогда, когда он за свои вольнолюбивые стихи был сослан в ссылку на Юг. Именно здесь в поэзии Пушкина начинают преобладать романтические тенденции, а вместе с ними меняется и представление о свободе.

Именно на юге, в период расцвета романтизма в поэзии Пушкина, свобода становится едва ли не основной темой его творчества. Но теперь на первый план выходит идея свободы отдельной романтической личности, а не гражданская или политическая свобода, необходимая всему обществу. Причиной тому служит разочарование в своих прежних идеалах и главное – неверие в возможность их осуществления.

Уже в стихотворении «Деревня» звучали слова сожаления поэта о том, что он не может разбудить в сердцах людей чувство долга перед своим народом и перед собой. Печальным осознанием истинных причин этого наполнено стихотворение «Свободы сеятель пустынный…» 1823 года. Пушкин признает несвоевременность своих призывов к борьбе за свободу: «Я вышел рано, до звезды». Более того, поэт сомневается в том, что «дары свободы» вообще нужны людям:

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Вольнолюбивые мотивы теперь становятся у Пушкина романтической мечтой о воле, стремлением вырваться из тюрьмы – ведь он сам ощущает себя изгнанником, узником. В стихотворении «Узник» поэт сравнивает себя с «вольной птицей», молодым орлом, который сидит за решеткой и мечтает вырваться на свободу, улететь

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер … да я!..

Так поэт находит романтические символы свободы: то придает ей вид орла, то растворяет ее в «свободной стихии» или среди пейзажей Кавказа.


Страница: [ 1 ]

«Лирика Пушкина представляет нам автора таким, каков он есть, в самых разных качествах и проявлениях, в падении и взлетах; она представляет его человеком, который, может быть, умеет молчать, но лгать и прикидываться - никогда», - пишет В. Непомнящий в 1994 году в книге «Лирика Пушкина». Лирика Пушкина сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, гармонию формы. В лирических произведениях поэта проявляется духовное богатство его внутреннего мира. Его лирика настолько многогранна и многожанрова, что, кажется, она охватывает весь творческий потенциал поэта. Все жанры представлены в творчестве поэта: оды, элегии, песни, романсы, эпиграммы, послания, сонеты и т. д. В то же время лирика Пушкина объединяет общечеловеческие ценности, является воплощением гуманности и красоты. Еще одной особенностью пушкинской лирики является ее тематическое многообразие. Но преобладающими в ней стали темы свободы, поэта и поэзии, любви и дружбы, патриотизма, философская проблематика.
Стихи о назначении поэта и поэзии занимают в творчестве Пушкина значительное место. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина тесно связана с темой свободы в аспекте свободы творчества. Вслед за Ломоносовым, Державиным и Радищевым Пушкин продолжает искать ответ на вопрос о предназначении поэта и о высокой роли творчества. Этой теме посвящены стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Памятник» (1836).
В «Разговоре книгопродавца с поэтом» поэт-романтик вступает в диалог с книгопродавцем. Диалогическая форма стихотворения передает конфликтность точек зрения на вопросы искусства. Книгопродавец становится носителем идеологии «века-торгаша», «века железного», в котором «без денег и свободы нет». Поэт пытается, в свою очередь, сохранить бескорыстность, свободу творчества. Но чтобы быть свободным, надо продавать свой труд:

Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать...

И если путник опустошен и лишен определенной цели (он "на перепутье"), он бессилен ("влачился"), то серафим в своем желании преобразовательной деятельности стремителен и энергичен ("явился"). Явление шестикрылого серафима на перепутье можно рассматривать как спасение путника от незнания, куда идти. Действия серафима поначалу носят осторожный бережный характер:

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он...
……………………………………………
Моих ушей коснулся он...

Процесс превращения человека в поэта-пророка продолжается. Но теперь действия серафима становятся более решительными и беспощадными:

И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

Все эти преобразования должны привести к достижению цели: поэт становится пророком. Назначение пророка - не быть равнодушным, учить других быть неравнодушными. Строки стихотворения "глаголом жги сердца людей" можно истолковать именно так: очищать мир " от скверны, лжи, предательства, низменных желаний. Слово поэта должно служить добру, пробуждать лучшие чувства в душах людей.
Стихотворение "Эхо" написано А. С. Пушкиным в 1831 году и занимает особое место.
В основу этого стихотворения положен миф о гневной богине Гере, которая велела нимфе Эхо молчать и отзываться на вопросы лишь повторением последних слов.
Поэт переосмыслил содержание мифа. Стихотворение построено как развернутое сравнение: поэт - эхо. Поэту и эху доступна связь с миром: легкость отклика, влюбленность во все голоса жизни. Нет предметов презираемых, отброшенных, все - поэзия. Способность поэта к восприятию многоликости мира объясняется любовью к миру, отзывчивостью. Поэт готов принять мир во всех его проявлениях:

Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом…
……………………………………………………
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских петухов...

Трагедия поэта состоит в том, что поэт влюблен в мир, открыт каждому его движению, но мир к нему равнодушен.
Пушкин приходит к выводу, что поэзия - трудное и ответственное дело, поэт отличается от простых людей тем, что ему дано видеть, слышать, понимать, предчувствовать и предвидеть то, что не может простой смертный. Своим даром поэт воздействует на простых людей, поэтому велика его ответственность перед обществом за то, о чем он будет писать и как будет воздействовать на умы и души своих читателей.
В сонете "Поэт" (1827) Пушкин высказал парадоксальное мнение о природе поэта: душа поэта не чужда ничему человеческому, он может быть погружен в суету мира. Но могучая сила вдохновения, действию которой подчиняется поэт, переводит его жизнь в другое русло, отрывает поэта от суеты. Само начало творческого процесса вдохновлено божеством, сопровождается пробуждением спавшей души поэта:

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел...

Еще одно условие для творчества - одиночество. В своем стремлении к одиночеству поэт не случайно выбирает "берега пустынных волн" - там легче претворять в стихи звуки и чувства, которые переполняют поэта.
В стихотворении "Поэт, и толпа" А. С. Пушкин поднимает проблему взаимоотношений: поэт - толпа. Поэтому для этого стихотворения выбрана диалогическая форма. В стихотворении вновь звучит тема творческой свободы. "Толпа" в стихотворении названа поэтом "чернью". Но это не "простонародье", не "черный народ", это светская чернь - петербургское окружение поэта в 1827-1837 годах. Именно они пытаются диктовать свою волю поэту, пытаются его заставить "петь" под их диктовку. "Чернь" ждет от поэта "смелых уроков":

Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны,
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки...

Поэт не берет на себя миссию исправления. К концу стихотворения цель поэзии, назначение поэта становятся очевидными:

Не для житейского волненья
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

"Свободный ум" - гарантия верности пути поэта, он не должен обращать внимание на оценку его творчества.
В 1836 году А. С. Пушкин пишет стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", который принято называть "Памятником".
В конце жизни А. С. Пушкин осознает себя народным поэтом. Его "Памятник" в некоторой степени продолжает традиции Горация "Exigi monumentum" (то есть "Я воздвиг памятник"), Ломоносова и Державина.
Пушкин начинает свое стихотворение со сравнения: поэзия, нерукотворный памятник - и памятник, воздвигнутый в честь Александра I - Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Различие не только в том, что созданное поэтом является нерукотворным творением в отличие от созданного монумента, но и в том, что поэзия является "непокорной" чьей-либо воле, она обладает независимостью, свободолюбием:

Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

В то же время Пушкин дает конкретные характеристики настоящему творчеству, свою поэзию он называет "заветная лира", придавая ей тем самым любовь и задушевность. Не менее важным становится и мотив бессмертия поэтического наследия. Главную причину своей долгой жизни в памяти народа Пушкин видит в добре "…чувства добрые я лирой пробуждал". Другим источником посмертной славы поэта становится прославление свободы: "восславил я свободу". И совершенно особое место занимает тема милосердия. Это милосердие к согрешившим, оступившимся, падшим.
Последняя строфа стихотворения подводит итог раскрытию темы поэта и поэзии во всем творчестве А. С. Пушкина. В конце стихотворения есть призыв поэта к его музе. Он просит ее быть послушной "веленью Божию", научиться не реагировать ни на обиды, ни на десть, ни на несправедливый суд. Таким образом, в конце своего творческого пути поэту удалось сформулировать основные требования к подлинной поэзии: свобода, независимость от мнения толпы, исполнение воли Бога.
Все творчество А. С. Пушкина можно назвать солнечным, светлым. Все темы и мотивы, нашедшие отражение в творчестве Пушкина, существуют в гармоничном единстве, создавая богатый художественный мир его лирики. И если после прочтения стихотворений А.С. Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище, достойнее, это значит, что "чувства добрые" возобладают над злыми, а душа читателя, как и душа самого поэта, "встрепенется, как пробудившийся орел".