Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Что такое непроверяемые гласные в корне слова? Какие примеры слов? Перечень слов, не поддающихся проверке

ЕГЭ. Русский язык. Как легко выполнить задание № 8?

Задание № 8 имеет 3 варианта.

1 вариант задания № 8

Алгоритм ответа:

    Исключите все слова с чередующейся гласной в корне. Как их определить, читайте ниже (в данном примере это слова заМЕР еть и наКЛОН иться)

    Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне. Как их найти, читайте ниже.(В данном примере это слово ФЕ ДЕРАЛЬНЫЙ)

    Не путайте букву, пропущенную в корне, с буквой, пропущенной в суффиксе (в данном примере это НЕПРАВИ ЛЬНО)

    Обязательно проверьте гласную в корне, в которой, по вашему мнению, есть безударная проверяемая(прими рять –мИ р).

    Трудно. Не путайте чередующуюся гласную с проверяемой. Главное отличие чередующегося корня - это то, что у такого корня есть всегда пара с другой буквой , причём это однокоренные слова, поэтому значение корня у них примерно одинаковое.

Сравните:

уМИР ать- уМЕР еть – это пара слов с разными буквами в корне, в них смысл корня примерно одинаковый.

НО !!! прМИР ять друзей - данный корень со значением «мир» никогда не будет писаться с гласной Е.

    Трудно. Правильно находите корень. Например, в слове НАСЛАЖД АТЬСЯ корень не лаж (вы тогда спокойно могли бы написать ЛОЖ), а СЛАЖД , поэтому никакого корня с чередованием здесь нет. Это проверяемая гласная в корне слов- СЛАДК ий.

    ОТВЕТ в данном примере: примИрять врагов.

    Ответ записывайте только тогда, когда вы смогли подобрать слово, в котором данная буква стоит под ударением. Правильно найденное слово, но написанное с ошибкой,- это неверный ответ !

2 вариант задания № 8

Алгоритм ответа:

    Исключите все слова с чередующейся гласной в корне (возРАСТ ,расСТЕЛ ить)

    Исключите слова с проверяемой гласной в корне (дрО бить – дрО бь. развЕ вающийся флаг- вЕ ет)

    Помните, что чаще всего слова с непроверяемой гласной - это иноязычные слова, то есть их значение нужно объяснять, оно может быть непонятно (кО нституционный).Однако бывают слова и не иноязычного происхождения (опрЕ делить)

    Ответ: кОнституционный

3 вариант задания № 8

Алгоритм ответа:

    Исключите слова с проверяемой гласной в корне (встрЕ чая- встрЕ ча)

    Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне (аплО дировать, артИ ллерия, дИ ректор)

    Чередующиеся корни запоминайте зрительно, просто выучите их и помните, что у них всегда есть пара , значение корня в них примерно одинаковое (соБИР ать- соБЕР ёт)

    В задании необходимо не только найти данное слов, но и ВЕРНО его написать. Поэтому учите правила , запоминайте исключения.

    Ответ: собИрать

Запомните корни с чередованием:

Без ударения - О

гар-гор

клан-клон

твар-твор

Без ударения - А

зар-зор

плав-плов

Зависит от последующей буквы в корне

раст-ращ-рос

лаг-лож

скак-скоч

Зависит от суффикса А, стоящего после корня

кас+А - кос

Зависит от значения

равн-ровн

мак-мок

Завис т от суффикса А.

Если после корня суффикс А, то в корне пишется И

бер-бир

дер-дир

мер-мир

пер- при

тер-тир

бест-блист

стел-стил

жег-жиг

чет-чит

Буквы в корне им

(занять- занИмать)

ин

(начать- начИнать)

Запомните исключения и пишите их правильно

Разберём примеры

Пример 1

Образец рассуждения

    Нахожу проверяемые корни : опИ сание- опИ шет, развлЕ чение- рзвлЕ чь, вычИ слять- чИ сла

    Нахожу чередующиеся корни: вытвОр ять

    Ответ: лЕ леять

Пример 2

Образец рассуждения

    Нахожу проверяемые корни (в данном варианте их нет)

    Нахожу непроверяемые корни (экО лгия, гИ мназист,сИ мпатия, этИ кетка)

    Нахожу чередующиеся корни (начИ нающий)

Пример 3

Образец рассуждения

    Нахожу чередующиеся корни (предлО жение, расстИ лать)

    Нахожу непроверяемые корни (фИ лология, опрЕ делить)

    Нахожу проверяемые корни (изготО вление- изготО вит)

Желаю удачи!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Одно из существенных отличий гласных звуков от согласных связано с сильной и слабой позицией в слове. Если сомнительный согласный встанет перед так называемым сонорным звуком (то есть перед л, м, н, р ), в или перед гласным — это значит, что согласный в сильной позиции.

Важно! У гласных звуков есть только одна сильная позиция – под ударением.

Неопытный школьник может подумать о том, что проверка – инструмент на все случаи жизни.

Чтобы легко расстаться с этим заблуждением, нужно запомнить несколько нюансов:

  • Проверять лишь нуждающиеся в проверке безударные гласные в корне.
  • Если в слове есть безударная непроверяемая гласная, нужно заглянуть в орфографический словарь.
  • В корнях с чередованием применить другое правило.

Если знать эти нюансы, непроверяемые перестанут казаться неодолимой проблемой.

Опасные и безопасные звуки

Какую опасность таит в себе звук в безударной позиции? Способность превращения в двойника. Например, в слове тяжелый сомнительный звук я , в безударной позиции его легко спутать с е . Есть слова, где э или е звучит как и , а и неожиданно «надевает маску» своего «родственника» е . Столь же легко перепутать в безударной позиции гласные а и о .

Интересный факт! Звуки у , ю , ё безопасны.

Например, ё всегда стоит под ударением, то есть в сильной позиции, а значит вряд ли можно сделать ошибку. А у и ю не с чем перепутать, потому что у них нет двойников. Благодаря этому у всегда стоит в сильной позиции, и его незачем ставить под . Поэтому при проверке слова уголок нужно проверить стоящую в слабой позиции о (неопытные школьники порой забывают об этом).

Проверка

В русском языке много слов, где лишь одно ударение и несколько звуков в слабой позиции. В таких случаях недалеко и до ошибки. Учитывая, что сомнительные гласные можно проверить лишь с помощью ударения, школьники часто сталкиваются с трудностями и задают вопрос: можно найти проверочное слово или нет?

В одних случаях удается подобрать одно, а то и два проверочных слова, и проблема правописания трудных звуков решится.

Как быть в случаях с непроверяемой , например, э в слове экватор ? Неопытный школьник может написать «икватор». В таких случаях лучшим другом школьника будет орфографический словарь, где собраны слова с непроверяемыми безударными гласными. Проверив по нему правописание, нужно запомнить словарные слова с сомнительными звуками, например, солдат , раздевание , велосипед .

Но есть и другие правила, и здесь попытка применить проверочное слово напрасна: подчас получается ситуация, когда оно может вводить в заблуждение. Это значит, что нужно хорошенько запомнить правило, чтобы узнавать его и избегать возможных ошибок.

Корни с чередованием

Вот одно из правил: в корнях гор , клон , твор в безударном положении нужно писать букву о , а в зар , плав должна быть а . Под ударением пишется то, что слышится. Если, например, попытаться сделать традиционную проверку о в слове наклониться , результат – кланяться и поклон . Данные корни проверять с помощью не нужно.

Если же твердо помнить правило о корнях с чередованием, сомнений нет: конечно же, наклониться нужно писать через о , а в слове озарился а . И, конечно же, нужно помнить исключения.

Есть еще одно правило. Если школьник не знает его, то наверняка напишет вырастить через о , так и не сумев проверить сомнительную а . Правило несложное: в раст, ращ должна быть буква а , а в корне рос нужно писать о .

И нужно помнить об исключениях: росток, отрасль, Ростов . Аналогично в корне лож пишется о , а в корне лаг соответственно а .

В скак пишется а , а скоч пишется через о . Есть и исключения из правила – скачок , скачи.

Интересное правило, где чередованием командует суффикс а .

Вот варианты таких чередований:

  • буквосочетание ир;
  • иные буквосочетания;
  • чередование двух звуков с одним;
  • корни с чередованием о и а.

Важно! В первом случае получается необычная орфограмма: часть корня вместе с суффиксом превращается в женское имя.

В двух первых случаях правило звучит так: если есть суффикс а , в корне нужно писать и , а если суффикса нет, появляется е .

С одновременным и согласных мы уже знакомы. Но есть и такие случаи, когда «по команде» властного суффикса получается чередование а или я с им или ин . Например, занятие пишется через я , а в слове заниматься появляется суффикс, а перед ним звукосочетание им (получается има ). Похожая ситуация с чередованием в словах смять сминать .

А в корне кос-кас чередуются о и а . Без суффикса пишется кос , а с суффиксом – каса . Пример чередований: касаться – коснуться .

Полезное видео

Подведем итоги

При возникновении сомнений, нужно либо заглянуть в орфографический словарь и запомнить правильное написание, либо нужно применить правило о чередовании корней. В двух правилах гласная в корне чередуется вместе с согласной. Есть несколько правил, где чередование связано с появлением или исчезновением суффикса а .