Бату хан биография. Являлся ли хан Батый князем Ярославом? Место рождения – Бурятия

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это яд, тем более опасный, что он приятен.
Сократ

Большая часть мужчин требует от своих жён достоинств, которых они сами не стоят.
Л. Толстой

Женщины даже мужской пол делают более утончённым.
И. Кант

У женщины есть необыкновенная способность порождать иллюзии, быть не такими, каковы они на самом деле.
Н. Бердяев

Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собой.
И. Тургенев

Забудь покой, кто вздумал править женщиной.
Публий

Женщины больше всего любят, когда на них тратятся.
Мольер

Существует поговорка, что самая красивая женщина не может дать больше, чем имеет. Это кругом неверно: она даёт мужчине решительно всё, что он от неё ждёт, ибо в отношениях такого рода цену получаемому назначает воображение.
Шамфор

Предусмотрительность мужчины в том, чтобы покинуть женщину чуть раньше, чем ей придёт в голову сделать это самой.
Э. Севрус

Мы, мужчины, ненавидим переходящую всякую меру спесь и часто, даже не сказав с женщиной ни слова, начинаем ненавидеть её за один её взгляд.
Овидий

Женщина священна; женщина, которую любишь. — священна вдвойне.
А. Дюма — отец

Мужчине следует остерегаться женщины, когда она любит: ибо тогда она готова на любую жертву, и всё остальное не имеет никакой ценности в глазах её.
Ф. Ницше

Одна женщина никогда не признает прелесть другой.
Лессинг

Мужчина слушает ушами, женщина — глазами, первый — чтобы понять, что ему говорят, вторая — чтобы понравиться тому, кто с ней говорит.
В. Ключевский

Не красота всякой женщины — золото, но ум и молчание.
Менандр

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой,если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.
П. Бомарше

Нет ничего пагубней женщины
Гомер

Женщины и молодые люди умеют ценить лишь тех, к кому питают склонность.
Л. де Клапье Вовенарг

Из молодых людей лучше те, которые краснеют, а не те, которые бледнеют.
Катон

Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит.
В. Белинский

Мужчина с женоподобным характером есть самый ядовитый пасквиль на человека.
В. Белинский

Чтобы завоевать мужчину, женщине достаточно разбудить самое дурное, что в нём есть. Ты делаешь из мужчины бога, и он тебя бросает. Другая делает из него зверя, и он лижет ей руки и не отстаёт от неё.
О. Уайльд

Хорошая женщина, выходя за муж, обещает счастье, дурная — ждёт его.
В. Ключевский

Ты — женщина, и этим ты права.
В. Брюсов

Одного невозможно избыть человеку: стремления к женщине.
Григорий Богослов

Честные люди любят женщин, обманщики обожают их.
П. Бомарше

Царство женщины — это царство нежности, тонкости и терпимости.
Ж. — Ж. Руссо

Женщина любит или ненавидит: третьего у неё нет.
Публий

Женщина, которую все считают холодной, просто ещё не встретила человека, который пробудил бы в ней любовь.
Ж. де Лабрюйер

Не насладится муж, когда жене не любо наслаждение.
Аристофан

Есть женщины в которых никто не влюбляется, но которых все любят. Есть женщины, в которых все влюбляются, но которых никто не любит. Счастлива только та женщина, которую все любят, но в которую влюблён лишь один.
В. Ключевский

Если ты в здравом уме, не мечтай, что верна тебе будет та, что в объятья твои пала с такой быстротой.
Овидий

12 Фев 2019 admin

Среди множества знаменитых мужчин, которые меня любили, ни один - я подчеркиваю: ни один не предложил мне выйти за него замуж. Потому что в женщинах мужчины ценят не красоту, а покорность и смирение. Этого я им не могла предложить. (Джина Лоллобриджида)

Токующего глухаря легко подстрелить, пользуясь его невменяемостью. Токующего мужчину не стреляют, а в полубессознательном состоянии ведут к алтарю. (Магдалена Самозванец, польская писательница-сатирик.)

Женщины в своем большинстве считают мужчин негодяями и мерзавцами, но пока не нашли им подходящей замены. (Элизабет Тейлор)

Мужчина входит в жизнь женщины и устраивает в ней свою собственную. (Луиза Леблан)

А если честно - все мужчины ловятся на одно и то же. На то, что им недоступно. И если женщина достаточно умна и стервозна, а также сохранила целомудрие, рано или поздно мужчина поведет ее под венец. Главное - не поддаваться до свадьбы. Сладок запретный плод. Ну а любовь - дело техники. (Галина Гончарова. «Корни зла»)

Настоящий мужчина - это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет - это её муж. (Фаина Раневская)

Мужчина, если бы и смог понять, что думает женщина, все равно не поверил бы. (Дороти Паркер)


Поступок – это главное, что мужчина может сделать для женщины. Оценить этот поступок - это главное, что может сделать женщина для мужчины. (Татьяна Арнтгольц)

Все мужчины слабы, а слабее всех джентльмены. (Маргарет Тэтчер)

Мне никогда не нравились мужчины, в которых я была влюблена, и я никогда не была влюблена в мужчин, которые мне нравились. (Фанни Брайс)

Сильный мужчина – мужчина с жестким постельным характером. (Виктория Роа)

Не спорь с мужчинами - все равно они никогда не бывают правы. (Сари Габор)

Лучший способ заставить мужчину сделать что-либо - намекнуть ему, что он уже староват для таких дел. (Ширли Маклейн)


Мужчина, способный на поступки, обречен быть любимым. (Коко Шанель)

Вы спросите, насколько часто женщины имитируют оргазм? Часто. Но замечу, что мужчины намного чаще имитируют отношения. (Шэрон Стоун)

Мужчины питают искреннее уважение ко всему, что наводит скуку. (Мэрилин Монро)

Правильно брошенный мужчина возвращается как бумеранг. (Гертруда Стайн)

От мужчины нужно уйти до того, как он подумает, не уйти ли ему. (Эдит Пиаф)


Умный мужчина, который гордится своим интеллектом, похож на осужденного, который гордится своей большой тюремной камерой. (Симона Вейль)

Мужчины - всё равно что хищники в джунглях. Когда им удается поймать добычу, они сжирают её без остатка, а потом дрыхнут, довольные. (Софи Кинселла. «Брачная ночь»)

Мужчины вообще ближе к животному миру, чем женщины, сильным полом в основном управляют инстинкты. (Дарья Донцова. «Главбух и полцарства в придачу»)

Мужчины - странные существа, всегда уверенные в собственной правоте. Переубедить их практически невозможно, лучше даже и не начинать. (Дарья Донцова. «Филе из золотого петушка»)

Я могу быть с разными мужчинами, но любить всегда буду только одного. (Марлен Дитрих)

Имя: Батый (Бату)

Годы жизни: около 1209 года - 1255/1256 годы

Государство: Золотая Орда

Сфера деятельности: Армия, политика

Величайшее достижение: Стал правителем Золотой Орды. Провел ряд завоеваний на северо-западе, в том числе и Русь.

Хан Батый (приблизительно 1205-1255) был монгольским правителем и основателем Синей Орды. Батый был сыном Джучи и внуком Чингисхана. Его (или Кипчакское ханство), которая правила Русью и Кавказом около 250 лет, после того как уничтожила армии Польши и Венгрии. Батый был номинальным главой монгольского вторжения в Европу, при этом его генералу Субэдэю приписывают славу отличного стратега. Получив контроль над Русью, Волжской Булгарией и Крымом, он вторгся в Европу, выиграв битву при Мохи против Венгерской армии 11 апреля 1241 года. В 1246 году он вернулся в Монголию для избрания нового Великого Хана, по видимому, надеясь на первенство. Когда его соперник, Гуюк-хан стал Великим Ханом, он вернулся в свое ханство и построил на Волге столицу - Сарай, известный как Сарай-Бату, остававшийся столицей Золотой Орды, пока та не распалась.

Роль хана Батыя в российских и европейских кампаниях иногда преуменьшают, отводя ведущую роль его генералу. Тем не менее, заслуга Батыя в том, что он прислушался к совету своего генерала набираться опыта в военном деле. Возможно, самым важным результатом вторжения в Европу монголов Батыя-хана было то, что оно помогло привлечь внимание Европы к миру за ее пределами.

До тех пор, пока существовала монгольская империя, дававший развитие торговле, а также дипломатии: например, папский нунций смог прибыть на ассамблею 1246 года. В какой-то степени монгольская империя и монгольское вторжение в Европу, ответственность за которое, хотя бы и номинально, лежала на хане Батые, служили мостом между различными культурными частями мира.

Родословная Батыя

Хотя Чингисхан признал Джучи своим сыном, его происхождение остается под вопросом, так как его мать Бортэ, жена Чингисхана, оказалась в плену, и он родился вскоре после ее возвращения. Пока был жив Чингисхан, эта ситуация была известна всем, но публично ее не обсуждали. Тем не менее, она вбила клин между Джучи и его отцом; незадолго до смерти Джучи чуть ли не воевал с ним из-за упорного отказа жены, Юки, присоединиться к военным кампаниям.

Джучи также было дано только 4 тыс. монгольских солдат, чтобы основать свое собственное ханство. Сын Джучи Бату (Батый), описанный как «второй и самый способный сын Юки», получил большую часть своих солдат, вербовав их среди завоеванных тюркских народов, в основном из кипчакских турок. Позднее Батый сыграл важную роль в том, чтобы склонить своего дядю Удегея на сторону Толуя, его другого дяди. После того, как Джучи и Чингисхан умерли, земли Джучи были разделены между Батыем и его старшим братом Ордой. Орда правил землями примерно между Волгой и озером Балхаш - Белой Ордой, а Батый правил землями к западу от Волги - Золотой Ордой.

После смерти наследника Батыя, Сартака, брат Батыя Берке унаследовал Золотую Орду. Берке не желал объединяться со своими двоюродными братьями в монгольской семье, вступив в войну с Хулагу-ханом, хотя он официально признал только ханство Китая как своего теоретического повелителя. Фактически, к тому времени Берке был независимым правителем. К счастью для Европы, Берке не разделял заинтересованность Батыя в ее завоевании, однако он потребовал выдачи венгерского короля Белы IV и отправил своего генерала Боролдая в Литву и Польшу. У Батыя было не менее четырех детей: Сартак, хан Золотой Орды от 1255-1256, Тукан, Абукан, Улагчи (вероятно, сын Сартака). Мать Батыя Юка-фудж-хатун принадлежала к монгольскому клану Кунгират, а его главный хатун Боракчин был алчи-татаром.

Ранние годы Батыя

После смерти Джучи его территория была разделена между его сыновьями; Орда получил правый берег Сырдарьи и районы вокруг Сари Бу, Батый северное побережье Каспийского моря до реки Урал.

В 1229 году Угедей отправил трех туменов под Кухдей и Сундей против племен на нижнем Урале. Затем Батый присоединился к военной кампании Угэдэя в династии Цзинь в Северном Китае, когда они сражались с башкирами, куманами, булгарами и аланами. Несмотря на сильное сопротивление своих врагов, монголы завоевали множество городов чжурчженей и превратили башкир в своих союзников.

Вторжение Батыя в Русь

В 1235 году Батыю, который ранее руководил завоеванием Крыма, была поручена армия, возможно, 130 тыс., для наблюдения за вторжением в Европу. Его родственники и двоюродные братья Гуюк, Бури, Монгке, Хулген, Кадан, Байдар и известные монгольские генералы Субутай (Сүбэдэй), Бородал (Боролдай) и Менгюсер (Мнхсар) присоединились к нему по приказу своего дяди Угэдэя. Армия, фактически под командованием Субэдэя, пересекла Волгу и вторглась в Волжскую Булгарию в 1236 году. Им понадобился год, чтобы сокрушить сопротивление волжских булгар, кыпчаков и аланов.

В ноябре 1237 года Батый-хан отправил своих послов к рязанскому князю Юрию Игоревичу и потребовал его верности. Месяц спустя орды осадили Рязань. После шести дней кровавой битвы город был полностью уничтожен. Взволнованный новостями, Юрий послал своих сыновей задержать Орду, но был побежден. После были сожжены Коломна и Москва, затем 4 февраля 1238 года Орда осадила Владимир. Через три дня столица Владимиро-Суздальского княжества была взята и сгорела дотла. Княжеская семья погибла в огне, а сам князь поспешно отступил на север. Перейдя через Волгу, он собрал новую армию, которая 4 марта на реке Сить была полностью уничтожена монголами.

Впоследствии Батый разделил свою армию на несколько частей, которые опустошили еще четырнадцать городов Руси: Ростов, Углич, Ярославль, Кострому, Кашин, Кшнятин, Городец, Галич, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Волоколамск, Тверь и Торжок. Самым трудным оказался город Козельск, где княжил малолетний Василий - жители сопротивлялись монголам в течение семи недель. Только три крупных города избежали разрушения: Смоленск, который подчинился монголам и согласился отдать дань уважения, и Новгород с Псковом, которые оказались слишком далеко, да к тому же началась зима.

Летом 1238 года хан Батый опустошил Крым и покорил Мордовию. Зимой 1239 года он взял Чернигов и Переяслав. После нескольких месяцев осады в декабре 1239 года Орда ворвалась в Киев. Несмотря на яростное сопротивление Данилы Галицкого, Батыю удалось взять две главные столицы - Галич и Владимир-Волынский. Государства Руси стали вассалами, а не вошли в центральноазиатскую империю.

Батый решил пойти на центральную Европу. Некоторые современные историки полагают, что Батый заботился в первую очередь о том, чтобы его фланги были защищены от возможного нападения со стороны европейцев и отчасти обеспечили дальнейшие завоевания. Большинство полагает, что он намеревался завоевать всю Европу, как только его фланги укрепятся и его армия снова будет готова. Вероятно, он планировал поход на Венгрию, потому что русские князья и простолюдины нашли там убежище и могли бы представлять угрозу.

Монголы вторглись в Центральную Европу в три группы. Одна группа завоевала Польшу, победив объединенное войско под командованием Генриха Благочестивого, герцога Силезского и Великого Магистра Тевтонского ордена в Легнице. Вторая пересекла Карпаты, а третья выступила за Дунай. Армии вновь соединились и разгромили Венгрию в 1241 году, победив армию во главе с королем Белой IV в битве при Мохи 11 апреля. Войска прокатились по равнине Венгрии летом, а весной 1242 года они распространили свой контроль на Австрию и Далмацию, а также вторглись в Богемию.

Это нападение на Европу было запланировано и осуществлено Субэдэем, под номинальным командованием Батыя. Во время своей кампании в Центральной Европе Батый написал Фридриху II, императору Священной Римской империи, требуя его капитуляции. Последний ответил, что он хорошо знал охоту на птиц и хотел бы стать хранителем орла Батыя, если он когда-нибудь потеряет свой трон. Император и папа Григорий IX созвали крестовый поход против Монгольской империи.

Субэдэй добился, возможно, своей самой прочной славы победами в Европе и в Восточной Персии. Разоряя множество русских княжеств, он отправил шпионов в Польшу, Венгрию и Австрию, готовясь к нападению на центральную часть Европы. Имея четкую картину европейских королевств, он подготовил нападение с двумя «князьями крови» (дальними отпрысками рода Чингисхана), Кайду и Каданом, хотя фактическим командиром на поле был снова генерал Субэдэй. В то время как на севере Кайду выиграл битву при Легнице, а армия Кадана победила в Трансильвании, Субэдэй ждал их на венгерской равнине. Воссоединившаяся армия отошла к реке Саджо, где они нанесли поражение королю Беле IV в битве при Мохи.

К концу 1241 года, когда Батый и Субэдэй завершили вторжения в Австрию, Италию и Германию, их настигло известие о смерти Угэдэя-хана (умер в декабре 1241 года), и монголы ушли в конце весны 1242 года, поскольку «князья крови» и Субэдэй были отозваны в Каракорум, где был проведен курултай (съезд монгольской знати). Батый фактически не присутствовал на курултае; он узнал, что Гуюк получил достаточную поддержку, чтобы стать ханом и остаться в стороне. Вместо этого он развернулся, чтобы укрепить свои завоевания в Азии и на Урале. С ним не было Субэдэя - он остался в Монголии, где умер в 1248 году, и вражда Батыя и Гуюк-хана сделала невозможным дальнейшее европейское вторжение.

Начало вражды датируется 1240 годом: празднуя победу над Русью, Бату заявил, что победитель имеет право первым выпить из церемониального кубка. Но его двоюродный брат, по-видимому, считал, что это право принадлежит генералу Батыя. Ухудшение отношений между внуками Чингисхана в конечном итоге привело к распаду Монгольской империи.

После возвращения Батый-хан основал столицу своего ханства в Сарае в низовьях Волги. Он планировал новые кампании после смерти Гуюка, намереваясь воспользоваться первоначальными планами Субэдэя по вторжению в Европу, но умер в 1255 году. Наследником стал его сын Сартак, который решил не вторгаться в Европу. Предполагают, что если бы монголы продолжили свою кампанию, они достигли бы Атлантики, поскольку «никакая европейская армия не смогла бы противостоять побеждающим монголам».

Кипчакское ханство управляло Русью через местных князей в течение следующих 230 лет.

Кипчакское ханство было известно на Руси и в Европе как Золотая Орда. Некоторые думают, что названа она так из-за золотого цвета палатки хана. «Орда» происходит от монгольского слова «орда» (орду») или лагеря. Слово «золотой», как полагают, имело еще и значение «царский». Из всех ханств Золотая Орда правила дольше всех. После падения династии Юань в Китае и падения Илханата на Ближнем Востоке потомки хана Батыя продолжали управлять русскими степями.

Хотя Субэдэя описывают как настоящего вдохновителя кампаний, проводимых Батыем: «Возможно, что Батый был только верховным командующим, используя свое имя, и что реальное командование было в руках Субэдэя». Но Батый был достаточно мудр, чтобы «мастерски использовать рознь между различными королевствами Европы» для целей монгольской кампании. И неоспоримая заслуга Батыя была в том, что он слушал советы своего генерала и умело использовал свой многолетний опыт в этой области.

Возможно, самым значительным наследием Батыя и монгольского вторжения в Европу было то, что оно помогло привлечь внимание Европы к миру за пределами ее пространства, особенно к Китаю, который фактически стал доступным для торговли, поскольку сама Монгольская империя держалась за счет Шелкового пути и тщательно оберегала его. В какой-то степени Монгольская империя и монгольское вторжение в Европу послужили мостом между различными культурными мирами.

Хоть сотню проживи, хоть десять сотен лет,

Придется все-таки покинуть этот свет,

Будь падишахом ты иль нищим на базаре, -

Цена тебе одна: для смерти санов нет.

Конечно, смерть столь могущественного правителя просто должна была породить слухи и легенды. И они появились, причем исходили не от восточных историков, прославлявших наследника Джучи, а от его злостных хулителей - авторов русских летописей и иных сочинений. Наиболее широкое распространение получила так называемая «Повесть об убиении Батыя».

Согласно ее содержанию, Бату «достиже... до самаго великаго Варадина града Угорскато», когда в Венгрии правил «самодержец тоя земли краль Власлов». В то время как «окаяннейший царь Батый пришедъ в землю, грады разрушая и люди Божия погубляя», и «Краль же Владиславъ сия видевъ, и тако сугубый плачь и рыдание приложив, начатъ Бога молити», «сестра его помогаше Батыю». Благочестивый король Владислав сумел снискать божественную поддержку, обрел чудесного коня и секиру и «на кони седя и секиру в руце держа, ею же Батыя уби» вместе со своей сестрой-изменницей [Горский 20016, с. 218-221].

«Повесть» неоднократно привлекала внимание исследователей [см.: Розанов 1916; Наlperin 1983; Ульянов 1999; Горский 20016], и на сегодняшний день установлено, что она не только создана гораздо позже эпохи Бату, но и вообще является политическим, а не историческим произведением.

Тем не менее основой «Повести» послужили события, зафиксированные в исторических источниках!

Поскольку Бату во время своего похода в Венгрию даже не подходил к Варадину (город был взят и разрушен Каданом, сыном Угедэя) и, кроме того, в Венгрии в тот период правил король Бела IV, а не Владислав, по мнению исследователей, это произведение отразило неудачный поход в Венгрию хана Тула-Буги, правнука Бату, в 1285 г., когда монгольские войска и в самом деле понесли серьезные потери и фактически потерпели поражение [Вернадский 2000, (с. 187; Веселовский 1922, с. 30-37; Горский 20016, с. 198]. К тому же в это время в Венгрии правил король Владислав (Ласло) IV (1272-1290)...

Но в любом случае «Повесть» являлась вовсе не рассказом об историческом событии, а политическим памфлетом, созданным между 1440-ми и 1470-ми годами. Это был заказ московских государей, готовившихся к борьбе с ослабевающей Золотой Ордой и желавших показать своим подданным, что ордынцы не столь уж непобедимы. Авторство «Повести» приписывается Пахомию Сербу (Логофету), составителю «Русского Хронографа» [Лурье 1997, с. 114; Горский = 20016, с. 205-212]. Политическая и идеологическая заданность произведения позволяет объяснить многочисленные ссылки на божий промысел, апелляции к православным святым. Так, например, героем «Повести» является балканский святитель XII в. Савва Сербский, а в образе короля Владислава - победителя язычников угадывается не столько Владислав IV (который имел прозвище «Кун», то есть «Половец», и под конец жизни сам склонялся к отречению от христианства [см., напр.: Плетнева 1990, с. 180]), сколько Владислав I (1077-1095), имевший прозвище «Святой». Это позволяет сделать вывод, что при составлении «Повести», несомненно, были использованы материалы более древних центральноевропейских преданий [Горский 20016, с. 197-199].

Московским государям было очень важно перед решающей схваткой с Ордой (кульминацией которой стало «стояние на Угре» в 1480 г.) обосновать законность своего выступления против бывшего сюзерена, и они всеми силами старались дискредитировать ордынских «царей» в глазах своих подданных, подорвать веру в законность их правления с самого начала. Так, русские идеологи не пощадили даже память Джучи, вообще не имевшего никакого отношения к завоеванию Руси или установлению зависимости ее от монголов: «Сего убо мучителнаго народа оный царь Егухан... бяше поганий идолопоклонник., окаянный свою душу извергши, сниде во ад» [Лызлов 1990, с. 21].

Отсюда - и противопоставление православной Руси мусульманской Орде, причем летописцы ХУ-ХУ1 вв., а вслед за ними и более поздние авторы стали утверждать, что Бату «первый из того народа проклятаго Махомета учение прият и распространи» [Лызлов 1990, с. 21]. Более того, архиепископ Вассиан в своем послании Ивану III на Угру говорит про «окаянного Батыя, который пришел по-разбойничьи и захватил всю землю нашу, и поработил, и воцарился над нами, хотя он и не царь и не из царского рода» [ПЛДР 1982, с. 531]. Таким образом, «Повесть об убиении Батыя» очень четко вписывается в антиордынскую идеологическую кампанию, проводившуюся на Руси во второй половине XV в.: ордынские ханы, начиная с их родоначальника Бату, обвинялись в незаконном захвате власти, принятии «проклятой» веры, да еще и были представлены весьма неудачливыми воителями, которых побеждали христианские монархи, сражавшиеся за истинную веру. Не случайно и то, что летописцы вставляли «Повесть» сразу же после «Сказания об убиении Михаила Черниговского»: так они проводили идею о скором и неотвратимом возмездии язычнику-Бату за убийство князя, погибшего за православную веру [ср.: Горский 20016 с. 211].

С сюжетом «Повести» во многом перекликается «Слово Меркурии Смоленском» - еще одно произведение, соз-анное на рубеже ХУ-ХУ1 вв. В нем также повествуется о нашествии Бату на Русь, то есть дается вполне реальный исторический контекст; но сюжет о приходе Бату «с великою ратью под богоспасаемый город Смоленск» можно считать исторически достоверным с большой оговоркой: возможно, весной 1238 г. один из монгольских отрядов и вступил в пределы Смоленского княжества, но сам Смоленск при нашествии не пострадал. Смоленское княжество было единственным, которое, кажется, вообще не подвергалось набегам монголов ни во время походов Бату, ни при его преемниках. Единственное нападение ордынских войск на Смоленск фиксируется в летописях под 1340 г. [см. напр.: Московский 2000, с. 235], но и в этот период времени княжество входило в сферу влияния Орды. Соответственно, полностью вымышлен и сюжет «Слова» о гибели Бату: благочестивый житель Смоленска по имени Меркурий, ободренный явившейся к нему богородицей, «достигнув войск злочестивого царя, с помощью божьей и пречистой богородицы истребляя врагов, собирая плененных христиан и отпуская их свой город, отважно скакал по полкам, как орел в поднебесье летая. Злочестивый же царь, проведав о таком истребленье людей своих, великим страхом и ужасом был охвачен и, отчаявшись в успехе, быстро бежал от города с малой дружиной. И, когда он добрался до Угорской земли, то там злочестивый убит был Стефаном-царем» [ПЛДР 1981, с.205, 207]. Как видим, несмотря на некоторые различиях в Еюжете «Слова» и «Повести об убиении Батыя», обстоятельства «гибели» Бату в них очень похожи: он приходит в Венгрию, где и гибнет от рук местного короля Владислава («Повесть») или Стефана («Слово»). Несомненно, это сходство следует объяснить одинаковой причиной создания «Повести» и «Слова» - политическим заказом русских государей, гремившихся обосновать легитимность борьбы с Золотой Ордой и ее наследниками, а возможно, «Повесть» послужила источником для «Слова».

«Слово о Меркурии Смоленском» является самостоятельным произведением, тогда как «Повесть об убиении Батыя» вошла во многие летописные своды, что дало основание авторам более позднего времени считать ее отражением реальных событий. Так, например, Сигизмунд Герберштейн излагает сюжет «Повести» в «Записках о Московии», отмечая, что «так повествуют летописи» [Герберштейн 1988, с. 165-166], некоторые же современные авторы вообще склонны принимать ее за непреложную истину. Например, В. И. Демин пишет: «Существует даже предание, никем аргументированно не опровергнутое (sic! - Р. П.), о гибели Батыя... при осаде венгерского города» [Демин 2001, с. 212-213]. Наиболее курьезную, на мой взгляд, версию смерти Бату предлагает современный российский военный историк А. В. Шишов: «1255 год принес великому князю Александру Ярославичу Невскому хорошее во всех отношениях известие из Сарая. Хан Батый был зарублен во время завоевательного похода в Угорскую землю». Интересно, что дата смерти Бату (1255 г.), отмеченная в ряде источников, накладывается г-ном Шишовым на легендарное сообщение об «убиении Батыя» в Венгрии, причем сам автор под «Угорской землей» имеет в виду территории, населенные финно-угорскими племенами! [Шишов 1999, с. 261].

Любопытно, что кончина Бату не послужила основой для создания мифов и легенд на Востоке. Мусульманские историки, в отличие от русских и западноевропейских, не пытались как-то приукрасить (или тем более представить в невыгодном свете) обстоятельства смерти наследника Джучи. Ни у Джувейни, ни у Рашид ад-Дина, оставивших, пожалуй, самые подробные (по сравнению с другими) сведения о Бату, мы не находим ни слова об обстоятельствах и причинах его смерти: они сообщают о ней просто как о свершившемся факте . Аналогичным образом сообщают о его смерти другие рабские, персидские, тюркские, армянские авторы.

Косвенные сведения позволяют сделать вывод, что на самом деле истинная причина смерти Бату была весьма прозаичной: он умер от какой-то ревматической болезни. Болезнь эта была распространена среди Чингизидов, в чьих жилах текла кровь представительниц племени кунграт: «получившая известность болезнь ног племени кунгират обусловлена тем, что оно, не сговорившись с другими, вышло из ущелья прежде всех и бесстрашно попрало ногами их огни и очаги; по этой причине племя кунгират удручено» {Рашид ад-Дин 1952а, с. 154]. Бату, сын кунгратки Уки-хатун, неоднократно жаловался на боли в суставах и онемение ног. Например, Рашид ад-Дин пишет, что «Бату... уклонился от участия в курилтае, сославшись на слабое здоровье и на болезнь ног» (хотя, вполне вероятно, что когда Бату приводил такие отговорки, чтобы не ехать на курултай, возможно, его болезнь не была еще столь тяжелой, поскольку он, заявляя на словах о своих мучениях, на деле проявлял чудеса активности). Персидский автор XVI в. Гаффари также сообщает, что «у Бату в 639 г. появилась слабость членов и в 650 г. он умер» [Рашид ад-Дин 1960, с. 118; СМИЗО 1941, с. 210]. Отметим, что на опухание ног жаловался и его дядя Угедэй, сын Борте-хатун - также представительницы племени кунграт. Вильгельм де Рубрук, видевший Бату в последние годы его жизни, сообщает, что «лицо Бату было тогда покрыто красноватыми пятнами» [Вильгельм де Рубрук 1997, с. 117; Языков 1840, с. 141], что также является одним из симптомов ревматического заболевания.

Бату был погребен в соответствии с древними степными традициями. Джузджани сообщает: «Похоронили его по обряду монгольскому. У этого народа принято, что если кто из них умирает, то под землей устраивают место вроде дома или ниши, сообразно сану того проклятого, который отправился в преисподнюю. Место это украшают ложем, ковром, сосудами и множеством вещей; там же хоронят его с оружием его и со всем его имуществом. Хоронят с ним в этом месте и некоторых жен и слуг его, да (того) человека, которого он любил более всех. Затем ночью зарывают это место и до тех пор гоняют лошадей над поверхностью могилы, пока не останется ни малейшего признака того места (погребения)» [СМИЗО 1941, с. 16]. Вероятно, так же были похоронены и другие родичи Бату, не принявшие ни ислама, ни буддизма.

Второго поколения. Решением курултая 1235 года Бату было поручено завоевание территорий на северо-западе, и тот возглавил поход против половцев , Волжской Булгарии , русских княжеств , Польши , Венгрии и Далмации.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Бату был вторым сыном Джучи, старшего из сыновей Чингисхана. Джучи родился вскоре после возвращения его матери Бортэ из меркитского плена, и поэтому отцовство Чингисхана в данном случае могло быть поставлено под сомнение. Источники сообщают, что Чагатай в 1219 году назвал своего старшего брата «меркитским подарком» , но сам Чингисхан всегда признавал такие высказывания оскорбительными и безоговорочно считал Джучи своим сыном. Бату происхождением его отца уже не попрекали .

    Всего у старшего Чингизида было около 40 сыновей . Бату был вторым из них по старшинству после Орды-Ичена (правда, Буал и Туга-Тимур тоже могли оказаться старше, чем он ). Его мать Уки-хатун происходила из племени хунгират и была дочерью Ильчи-нойона; существует гипотеза, что деда Бату по матери следует отождествить с Алчу-нойоном, сыном Дэй-сэчена и братом Бортэ. В этом случае получается, что Джучи женился на своей двоюродной сестре .

    Имя

    При рождении сын Джучи и Уки-хатун получил имя Бату , образованное от монгольского «бат» - «крепкий, прочный, надёжный», - и ставшее традиционным именем-благопожеланием. В русских летописях закрепилась видоизменённая форма - Батый , перешедшая и в некоторые европейские источники, в том числе в Великопольскую хронику и в записки Плано Карпини ; она могла появиться под влиянием более знакомых летописцам тюркских имён - в частности, под 1223 годом в Тверской летописи упоминается половецкий хан Бастый .

    С 1280-х годов Бату начинают называть в источниках Бату-ханом .

    Биография

    Дата рождения

    Точной датировки рождения Бату нет. Ахмед Ибн Мухаммед Гаффари в «Списках устроителей мира» называет 602 год Хиджры , то есть период между 18 августа 1205 года и 7 августа 1206, но истинность этого сообщения оспаривается, поскольку тот же историк явно ошибочно датирует смерть Бату 1252/1253 годом . Рашид ад-Дин пишет, что Бату прожил сорок восемь лет, и называет ту же неверную дату смерти . Если предположить, что Рашид-ад-Дин не ошибся с общей продолжительностью жизни, то получается, что Бату родился в 606 году (между 6 июля 1209 года и 24 июня 1210) , но эта дата противоречит сообщениям источников о том, что Бату был старше своих двоюродных братьев Мунке (родился в январе 1209 года ) и даже Гуюка (родился в 1206/07 году ).

    В историографии мнения по этому вопросу расходятся. В. В. Бартольд относит рождение Бату к «первым годам XIII века» , А.Карпов в биографии Бату для «ЖЗЛ» называет 1205/1206 год в качестве условной даты , Р.Почекаев считает наиболее предпочтительным вариантом 1209 год , в цикле биографий «Цари ордынские» даже называя его без каких-либо оговорок . Отсутствие консенсуса наглядно демонстрирует «круглый стол», проведённый по случаю 790-летия Бату-хана 25 октября 2008 года .

    Ранние годы

    По условиям раздела, произведённого Чингисханом в 1224 году, его старшему сыну Джучи достались все степные пространства к западу от реки Иртыш и ряд сопредельных земледельческих территорий, включая уже завоёванный Хорезм , а также Волжскую Болгарию , Русь и Европу, которые ещё предстояло покорить. Джучи, находившийся в натянутых отношениях с отцом и некоторыми братьями, пребывал в своих владениях до самой смерти, которая произошла в начале 1227 года при до конца неясных обстоятельствах: согласно одним источникам, он умер от болезни, согласно другим - был убит .

    В. В. Бартольд в одной из своих статей написал, что после смерти отца «Батый был признан войсками на западе наследником Джучи, и этот выбор был впоследствии утверждён Чингиз-ханом или его преемником Угедеем» . При этом на какие-либо источники учёный не сослался, но его слова некритично повторили другие . В действительности никакого «выбора войсками», утверждённого позже верховной властью, не было: Чингисхан назначил Бату правителем улуса, а для реализации этого распоряжения отправил в Дешт-и-Кипчак своего брата Тэмугэ .

    О том, почему Чингисхан выбрал из многочисленных Джучидов именно этого, источники ничего не сообщают. В историографии встречаются утверждения о том, что Бату наследовал как старший сын , что его назначили как многообещающего полководца . Существует гипотеза, что ключевую роль сыграла влиятельная родня по женской линии: если дед Бату Ильчи-нойон - одно лицо с Алчу-нойоном, то зять Чингисхана Шику-гургэн приходился Бату родным дядей, а Бортэ - не только родной бабкой, но и двоюродной. Старшая жена Чингисхана могла добиться того, чтобы из её многочисленных внуков был избран один, являвшийся внуком ещё и её брата . При этом нет никаких оснований, чтобы говорить о старшинстве Бату, о его способностях к воинскому делу, проявленным до 1227 года , а также о том, чтобы на выбор наследников у Чингизидов влияли родственные связи царевичей по женской линии .

    Разделить власть в улусе Бату пришлось со своими братьями. Старшему из них, Орде-Ичену досталось всё «левое крыло», то есть восточная половина улуса, и основная часть отцовского войска; Бату осталось только «правое крыло», запад, причём он должен был ещё выделить доли остальным Джучидам .

    Западный поход

    В 1236-1243 годах Бату возглавил общемонгольский Западный поход, в результате которого вначале были завоёваны западная часть половецкой степи, Волжская Булгария , поволжские и северокавказские народы.

    Каракорумские дела

    Бату завершил поход на Запад в 1242 году, узнав о смерти хана Угэдея в конце 1241 года и созыве нового курултая. Войска отошли на Нижнюю Волгу, которая стала новым центром улуса Джучи. На курултае 1246 года каганом избрали Гуюка , давнего недруга Батыя. После того, как Гуюк стал великим ханом, произошёл раскол между потомками Угедея и Чагатая , с одной стороны, и потомками Джучи и Толуя , с другой. Гуюк выступил в поход против Батыя, но в 1248 году, когда его войско находилось в Мавераннахре близ Самарканда , он неожиданно умер. По одной из версий, он был отравлен сторонниками Батыя. Среди последних был и лояльный Батыю Мунке (Менгу), участник Европейской кампании 1236-1242 годов , который и был избран следующим, четвёртым, великим ханом в 1251 году. Для его поддержки против наследников Чагатая Бату прислал под Отрар своего брата Берке с 100-тысячным корпусом темника Бурундая . После победы Мунке Бату, в свою очередь, стал ака (то есть старшим в роде).

    Укрепление улуса

    В 1243-1246 годах все русские князья признали зависимость от правителей Золотой Орды и Монгольской империи. Владимирский князь Ярослав Всеволодович был признан старейшим на Русской земле, ему был передан разорённый монголами в 1240 году Киев . В 1246 году Ярослав был послан Бату в качестве полномочного представителя на курултай в Каракорум и там отравлен сторонниками Гуюка. Михаил Черниговский был убит в Золотой Орде (он отказался пройти между двух огней у входа в ханскую юрту, что говорило о злом умысле посетителя). Сыновья Ярослава - Андрей и Александр Невский также отправились в Орду, а из неё в Каракорум и получили там первый Владимирское княжение, а второй - Киев и Новгород (1249 год). Андрей стремился противостоять монголам, заключив союз с сильнейшим князем Южной Руси - Даниилом Романовичем Галицким. Это привело к ордынскому карательному походу 1252 года. Монгольское войско во главе с Неврюем разбило Ярославичей Андрея и Ярослава . Ярлык на Владимир решением Бату был передан Александру.

    У тестя и союзника Андрея - Даниила Галицкого отношения с Бату складывались по-другому. Даниил изгнал из своих городов ордынских баскаков и нанёс поражение ордынскому войску во главе с Куремсой в 1254 году.

    Бату умер в 1255 году. Причины его смерти неясны, что оставляет простор для разнообразных гипотез – от отравления до естественной кончины от ревматического недуга.