Брюсов каменщик. Анализ стихотворения брюсова "каменщик". Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение «Каменщик» было написано Брюсовым в 1901 г. и опубликовано в сборнике «Urbi et orbi» в 1903 г. в цикле «Картины. На улице».

Литературное направление и жанр

Стихотворение по форме представляет собой жанровую сценку: любопытствующий прохожий беседует с каменщиком. Сценка очень реалистична и проявляет социальное неравенство и разные условия жизни каменщика и прохожего господина. Но стихотворение стало знаменитым благодаря своему символическому подтексту.

Жанр стихотворения – гражданская лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 строф, оно написано как диалог из 4 реплик прохожего и 4 ответов каменщика. Прохожий спрашивает каменщика вежливо, пытаясь разобраться в сути его деятельности и подталкивая его к размышлениям. Но каменщик отвечает довольно грубо и с досадой.

Тема стихотворения – особенности менталитета русского народа, его созидательная и разрушительная силы. Основная мысль: народ трудолюбив и долготерпелив, но физические и моральные лишения довели его до крайности. Перейдя эту черту, он станет опасным.

Тропы и образы

В стихотворении Брюсов использует риторическую фигуру анафору (единоначатие). Каждое обращение лирического героя начинается с дважды повторённого «каменщик». В первом и во втором обращении лирический герой прибавляет к обращению яркую характеристику рабочего: в фартуке белом и с верной лопатой. Брюсов ошибается дважды. Белые фартуки носили пекари, продавцы, а у каменщиков фартуки были тёмные, чтобы не видно было грязи. Кроме того, рабочий инструмент каменщика – вовсе не лопата, а мастерок.

Белый фартук и верная лопата (эпитеты) нужны Брюсову как символы рабочей профессии на благо общества и мирного созидательного труда.

Каменщик быстро отвечает на вопрос, что он строит (тюрьму), но затруднятся ответить, для кого. Лирическому герою приходится спрашивать об этом трижды (во второй раз он спрашивает, кто в ней будет рыдать, а в третий – кто в ней проведёт ночь без сна).

Каменщик трижды пытается отделаться от болтуна. Каждый его ответ – обобщение, глухой и недовольный ропот народа, который всё же не оставляет своего непосильного и унизительного труда. Каменщик – образ собирательный, он символизирует весь народ. Недаром Брюсов использует местоимение нам .

Во-первых, каменщик сообщает, что «мы заняты делом». Труд – постоянное состояние народа. Но, сколько бы он ни трудился, его положение не улучшается. Это символически выражено в образе тюрьмы, овеществление фразеологизма «Россия – тюрьма народов».

Каменщик не отвечает на первый вопрос о том, кому предназначена тюрьма, а на второй вопрос отвечает отрицанием: не тебе и не твоему брату-богачу, потому что богатым незачем воровать. Каменщик выражает точку зрения народа, который не мог проверить, что люди, не нуждающиеся в куске хлеба, могут воровать, что человеческая природа не удовлетворяется никаким богатством и хочет ещё.

В третьей строфе каменщик, наконец, отвечает на вопрос прохожего. Его ответ содержит сразу несколько особенностей менталитета русского народа. Он не верит в лучшее, хотя и надеется (это выражено вводным словом может быть ). Каменщик не верит в то, что его сын будет жить не только лучше, но и по-другому, сможет преодолеть сословный барьер (такой же рабочий). Философское обобщение каменщика – «тем наша доля полна» - это не только констатация факта, но и смирение.

В четвёртой строфе возникает образ другого каменщика – угрожающего. Его собеседник проявляет бестактность, настаивая на ненормальности поступка каменщика – строить тюрьму собственному сыну, который вспомнит, что это сделал родной отец. Но каменщик и сам страдает от своего рабского положения: «Знаем всё сами». Поэтому он даже угрожает прохожему, прогоняя его: «Отойди, под ногами не балуй».

Стихотворение Брюсова написано в лучших некрасовских традициях. Речь каменщика содержит междометия (эй) и просторечия (верно, не балуй), что приближает её к живой разговорной. Угрозы каменщика от грубого «не мешай» вначале усиливаются до «берегись» и «молчи», которые он готов привести в исполнение.

Стихотворение заканчивается на точке лирической и эпической кульминации. Если богач продолжит расспросы, каменщик перейдёт к делу. Это символ критической точки народного кипения, которое готово выплеснуться стачками, восстаниями и революциями.

Как и любое произведение символизма, стихотворение «Каменщик» имеет множество прочтений. Одно из них связано с масонами, называющими себя вольными каменщиками. Их идея состоит в преобразовании мира к лучшему (как они это понимают). Так что каменщик может быть символом такого преобразователя, зажатого в тиски обстоятельств. Или народ Брюсов наделяет функцией преобразователя, предупреждая об опасности таких преобразований «снизу».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано передающим разговорную речь разностопным дактилем (четырёхстопный чередуется с трёхстопным). Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова

От редакции : Этот текст редакция РЛ получила по e-mail из Барнаула. Его автор обвиняет правящего архиерея епископа Барнаульского и Алтайского Максима (Дмитриева) ни много ни мало - в масонстве. Мы отдаЈм себе отчет, что обвинения в принадлежности к масонству - вещь абсолютно бездоказательная, хотя в патриотической публицистике используется сплошь и рядом. Мы бы и не подумали публиковать эту статью, если бы она не была подписана. Однако автор не скрывает своего имени, а значит - готова нести ответственность перед Богом и людьми за свои слова. Кроме того, помимо обвинений в масонстве в статье содержится ряд не конспирологических, а совершенно реальных претензий к архиерею со стороны православных мирян. Напомним, что РЛ в июне сего года публиковала открытое обращение православной общественности Барнаула "Почему Вы отвернулись от Вашей паствы, Владыко? ".

В добрые старые времена, когда наша Россия была еще православной, и люди, "любя свое, живя своим", чтили традиции, тогда о человеке, чье поведение непонятно обществу, говорили, как в "Евгении Онегине": "Он фармазон".

И тогда становилось ясным, почему этот человек совершает поступки, возмущающие окружающих, нарушает установленные веками правила, абсолютно пренебрегая мнением сограждан, никак не объясняя мотивы своих - часто чудовищных - действий.

"Фармазоны", то есть франкмасонство, по постановлению греческого собора иерархов Церкви от 12.10.1933, "есть религия, совершенно отличная от религии христианской и чуждая ей".

"В семье не без урода",- говорит русская пословица. Довольно часто христиане попадали в масонские организации. Но как-то не укладывается в сознании, что "вольным каменщиком" может быть православный епископ.

Нет, Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский, - верное чадо Русской Православной Церкви! Он не может принадлежать к организации, "имеющей собственные церемонии, ритуальные посвящения, иерархический порядок и дисциплину". Изыди, сатана, и не смущай народ! Подумаешь - третий год барнаульцы ищут объяснение его оригинальных - чтобы не сказать кощунственных - поступков!

Задумываться жители Барнаула и Алтайского края стали довольно давно, когда поняли, что почему-то очень сложно, почти невозможно попасть на прием к владыке. Об этом писали и "Вечерний Барнаул", и "Свободный курс". Как тут не вспомнить классическое:

Сначала все к нему езжали,
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Чуть только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги,-
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним...
("Евгений Онегин")

Но с христианским смирением люди постарались найти оправдание: владыка очень занят, у него масса неотложных дел, и как-то неприлично, кроме "Прямых линий" в газетах, обращаться к епископу со своими нуждами. Хотя - "я только в скобках замечаю", что даже светский руководитель такого уровня следит за тем, чтобы слова о внимании к ближнему не слишком расходились бы с делами. А уж архипастырю, на непросвещенный - непосвященный взгляд, положено хотя бы изредка быть открытым для всех страждущих.

Однако владыка не принял даже монахиню, о чем рассказала газета "Свободный курс" от 11.09.03. Безрезультатными были три попытки инокини Ольги уладить внутрицерковную проблему. "Владыко, Вы своим бездействием вынуждаете меня обратиться в гражданский суд, чего мне очень не хотелось бы делать",- цитирует газета обращение монахини к правящему архиерею. В статье "Монахиня выиграла два суда" говорится, что даже "судебная коллегия краевого суда, рассмотревшая жалобу инокини Ольги, была обескуражена инцидентом. Этот судебный процесс, невольно брызнув грязью в Церковь, немало позабавил недоброжелателей. Странно, что епископ не предотвратил этого.

Вопрос: заинтересован ли епископ Максим в том, чтобы возможно большее количество людей, через общение с архипастырем в том числе, было привлечено к Церкви? Заинтересован ли он в том, чтобы внутрицерковные нестроения не были в обществе предметом насмешек? Или - как раз наоборот? Пусть все, кому не лень, высмеивают Православную Церковь? Ответа нет.

Далее, летом 2003 года из уст в уста передавалось шокирующее известие о том, что "без соблюдения законных норм, без получения согласия матери, без оповещения священнослужителей епархии и верующих барнаульцев был перезахоронен епископ Антоний - в нарушение требований ст.4,15,16 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", п.4.10 САНПИН 2.1.1279-03. Священный Синод вынес епископу Максиму порицание, а алтайская пресса пожелала владыке "открытости, доверия, уважения к пастве, совета с нею во всех последующих делах" ("Св. курс" от 13.11.03)

Лично мне все же абсолютно непонятно: зачем все-таки потревожен прах епископа Антония? Как это соответствует православному мироощущению - "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам"? Не напоминает ли это надругательство, устраиваемое на кладбищах вандалами?

Кстати, интересно, самому Преосвященнейшему Максиму хотелось бы вот так быть "перезахороненным"?

"Что же это такое творится на белом свете?"- задавали себе вопрос все, кто узнал о перенесении могилы.

Каменщик, каменщик в фартуке белом,
Что ты там строишь? Кому?...

В плоскости нормальной человеческой логики ответа нет. Но - "ищите, и обрящете", ответы могут обнаружиться в самых неожиданных местах. "Собственные церемонии" имеет масонство, и вторичное перезахоронение, по материалам Интернета http://antropology.ru/ru/texts/safonov/tanatos5.html - одна из этих церемоний. "Ритуал вторичного захоронения напоминает инсценировку главной масонской легенды об Адонираме, являющейся основой церемоний "вольных каменщиков". В чем смысл перезахоронения епископа Антония, спросим Преосвященнейшего Максима. Вдруг ответит? Хотя вряд ли по существу, скорее всего фразой типа: "Кто досаждает епископу, да будет извергнут".

Владыко, вновь досаждая Вам, приведу цитату из того же постановления греческих иерархов: "Масонство принимает в свои ряды не только христиан... Поэтому верные сыны Церкви, обладая истиной явления Господа Нашего Иисуса Христа, должны масонства избегать и не отпадать от благодати Христовой".
Как писала газета "Московский комсомолец" (7-14 апреля 2004), епископ Барнаульский и Алтайский не верит в реальность "барнаульского чуда", явленного Господом, чтобы Вера наша жила,- воскресения из мертвых Клавдии Устюжаниной.

А как же многочисленные книги о православных чудесах, имеющиеся в библиотеках православных храмов? Как владыка относится к этим книгам? Или нет в нашей реальности никаких чудес?

Владыко, а как же святыня земли Алтайской - обновившаяся Коробейниковская Казанская икона Божией Матери? Слышали Вы о чудесах исцелений, происходящих по молитвам у иконы? Веруете ли Вы в это?

Хочется услышать ответ православного епископа: "Верую!" И тогда задать еще несколько вопросов.

Почему, удалив - без всяких понятных причин! - из Коробейниковской обители Божией Матери и.о. наместника монастыря иеромонаха Никандра, Вы, Владыко, сорвали все работы по благоустройству и укреплению монастыря, разорив тем самым обитель?

Почему - без всяких понятных причин! - запрещен в служении иеромонах Никандр, который, имея авторитет среди верующих, мог многое сделать для дальнейшего устроения Коробейниковской обители.

Почему - без всяких понятных причин!- не состоялся весной крестный ход с чудотворной Коробейниковской иконой по границам Алтайского края? Кто заинтересован в том, чтобы Свет Православия не доходил до отдаленных уголков края? Вы, Владыко?

Почему в местных СМИ почти нет информации о жизни Церкви, не печатаются как ранее уважаемые пастыри, тем более в преддверии очередного архиерейского собора? Отсутствие этого порождает самые невероятные слухи. Например, поговаривают, что наш владыка хочет вообще закрыть Коробейниковский Богородице-Казанский мужской монастырь, а величайшую его святыню чудотворную икону Божией Матери, ежегодное празднование которой в с. Коробейниково благословлено Святейшим Патриархом перенести в Бийск.

Может быть, владыка не знает, сколько Радости приносят людям эти праздники в Коробейниково?

Что ж, прогуляемся по городу...

Гулять же по городу, видеть автобус,
Лицо проститутки, трамвай...
Ведь это же гадость!
Тогда я взял глобус
И в грезах поехал в Китай.
(И.Северянин)

И прежде всего мы увидим людей, пьющих пиво. Как много их стало в последнее время! Уже не только компании молодых людей на лавочках пьют пиво - и женщины "бальзаковского возраста", и школьники, подражая взрослым, и даже молодые мамы, везущие колясочки! Если так пойдет и дальше, то скоро и в маленькой ручке ребенка окажется банка с пивом. Упаси, Господи!

Пиво в придачу к современному телевидению - это такая ловушка для наших детей, вырваться из которой они могут только чудом.

Еще в 1991 году врач-подвижник Ф.Углов в книге "Ломехузы" задавал вопрос: "Как прикажете понимать такую политику, когда государство наполняет и наполняет стаканы алкоголем?" И далее утверждал: Употребление алкоголя - не вредная привычка, а наркомания со всеми вытекающими последствиями. Просветительная работа без законодательных мер неэффективна. Только законодательное положение по ограничению выпуска и покупки спиртных напитков, вплоть до сухого закона, может оказать серьезное влияние на здоровье общества"

"Зеленое вино скотинит и зверит человека", - говорил Достоевский. "Городская межведомственная комиссия подчеркивает, что приобщение молодежи к пиву ведет к психическим и соматическим заболеваниям пишет "Вечерний Барнаул" (N88 от 18.06.04). В этом же номере на вопрос о выручке от пивных бутылок приемщица стеклотары отвечает, что эта выручка не радует, так как у нее "два сына тоже пьют пиво".

А Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский, благословляя заместителя директора пивзавода "В.Б."(N69 от 14.05.04), говорит, что на эти "пивные деньги" строятся храмы, и даже сравнивает предпринимателя, заливающего пивом нашу Родину, с "собирателями земли Русской Сергием Радонежским и Даниилом Московским"!

Во-первых, Владыко, не надо кощунствовать, сравнивая православных светочей с бражником-пивником. Во-вторых, для кого в перспективе строятся эти храмы, когда спаиваемая молодежь будет думать только о том, как бы "оттянуться со вкусом"? В-третьих, не о таких ли храмах пророчествовали старцы, говоря, что в них нельзя будет молиться? Впрочем, все это не правда. Прихожане одного из Барнаульских храмов, который по утверждению владыки Максима, построен на пивные деньги, с возмущением рассказывают, что никаких средств от этих "благодетелей" на его строительство и благоукрашение не поступало и не поступает.

Да и вся публикация о том, как пивной деятель "имеет непосредственное отношение к Православию, помогает ему, стремится к святости", сопровождается замечанием: "Оплачено из избирательного фонда Николая Нечаева". Широким массам тут неясно, что именно оплачено: газетное пространство, выступление епископа или его благословение на балотирование, кстати, никуда не избранного кандидата в депутаты?

"Мы одурачим и развратим гоевскую молодежь",- сказано в "Протоколах". И вот наши едва подросшие дети тянутся к бутылке, а епископ Максим, используя авторитет Русской Православной Церкви, способствует этому!

А мы не будем пить, Владыко! Мы будем воспитывать наших детей по христианским образцам, в трезвости и чистоте. И будем защищать их от развратителей! И если Вы в их числе - то и от Вас!

Русская земля - Божия обитель,
Льется на заре несказанный Свет.
Русская земля, кто тебя обидел?
Недругам твоим прощенья нет!

"Масонство - непримиримый враг христианства. Оно поставляет своей целью разрушение Церкви, потрясения национальной христианской государственности",- говорил митрополит Антоний (Храповицкий)

"Бомбы в Сербии - секты в России!"- было написано на одном из плакатов, с которыми в 1999 году православная молодежь с иеромонахом Никандром (Речкуновым) пикетировала сектантов, собравшихся на стадионе.

В 2002 году Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский, в интервью "Свободному курсу", от 30.05.2002 говорил: "Сектанты не уважают наши законы. Мне это оскорбительно". Владыка изрекал: "Мы боремся за достоинство своего Отечества. Мы отстаиваем интересы Родины", - и тогда еще люди верили в эти слова. Архиерей проинформировал: "В епархии есть миссионерский отдел, который борется с сектантами". К сожалению, о конкретных действиях этого отдела более ничего слышно не было. Мало того...

В мае-июне 2004 года адвентисты седьмого дня в самых крупных залах города вели пропаганду своего учения, устроив при этом "крещение" в бассейне "Обь". В итоге, по сообщению агентства " ", "в городе после этой акции зарегистрированы две новых общины адвентистов седьмого дня". Каково отношение к этому Преосвященнейшего Максима, епископа Барнаульского и Алтайского?

Во-первых, епископ не благословил пикет против сектантов; во-вторых, назвал пикетчиков "отщепенцами", а в пикете принимали участие прихожане православных храмов Барнаула, Алтайский отдел Союза казаков России, Барнаульское отделение Петровской академии наук и искусств, Общественный Родительский комитет, молодежный клуб "Пересвет". В-третьих, проповедник адвентистов утверждал, что владыка дал свое согласие на проведение "мероприятия" сектантов! А на вопрос: "Почему Вы отвернулись от своей паствы, Владыко?"", как говорит " ", ответа нет. В полном соответствии с масонским правилом не оправдываться.

Газета "Московский комсомолец" от 11-18 августа 2004 констатирует: "Алтай становится столицей сектантства": "Адвентисты и кришнаиты, хлысты, виссарионовцы, муниты, белые братья и т.д., и т.п. - по самым скромным подсчетам сегодня на Алтае порядка 70 различных религиозных образований, чью деятельность можно считать тоталитарной.... Число сект значительно уменьшилось в Красноярском крае, Новосибирской и Омской областях. На Алтае же количество сект, наоборот, выросло. Представителям сект удается вполне легально контролировать как минимум две частные телекомпании, радиоканал и еженедельную газету. Естественно, этот мощный пропагандистский рупор используется на полную катушку. Реакции властей - никакой". "Ох, ох, бедная Русь!"- как говорил протопоп Аввакум.

И все-таки - что же это творится на белом свете? Организатор пикетов против сектантов, инициатор крестных ходов в Барнауле и в Алтайском крае, почетный член "Союза ветеранов Афганистана", воспитатель молодежи, любимый многими иеромонах Никандр запрещен епископом Максимом в служении! Вот так и "укрепляется" Православие на Алтае...

Да, Владыко, заслуги Ваши перед "братьями-каменщиками" трудно переоценить. Своей деятельностью в Барнауле вы подтверждаете, что "христианство и масонство абсолютно непримиримы друг с другом, что долг у масона один - сражаться с триумфом Галилеянина, длящимся двадцать веков".

Масоны считают, что двадцати веков достаточно. И для православных строится тюрьма.

- Каменщик, каменщик, долгие ночи
Кто ж проведет в ней без сна?
- Может быть, сын мой, такой же рабочий,
Тем наша доля полна.
- Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй,
Тех он, кто нес кирпичи!...

Наверное, в страхе, что когда-нибудь придется отвечать за свои действия, прячется от людей владыка. Иногда, даже жалко его. Как у Некрасова:

Бедняк! И из чего попрал
Ты долг священный человека?

В сане епископа мог бы столько сделать для Родины, для Православия! Мог бы быть вместе со всеми. Но не захотел. Выбрал другой путь: разрушение Традиции. И вот, облеченный властью, Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский, не противодействуя врагам Православия, препятствует в служении именно тем священникам, чей авторитет в народе высок. Так предписывают ему масонские правила. Ну что ж!

Тут система, ну а мы - стихия!
А за нами - матушка-Россия,
А за нами - Божия гроза...

Упал крест с Коробейниковского храма. Упал крест с храма в Бийске. Но не даст Пресвятая Богородица разорить свою Коробейниковскую обитель! И мы, с Божией помощью, тоже сделаем все, что в наших силах. Ведь "если не мы - то кто? Если не сейчас - то когда?" Перестанет действовать старый масонский принцип "разделяй и властвуй". Им хочется, чтобы все мы были порознь. А мы объединимся, как хорошо сказала православная поэтесса Нина Васильевна Карташева:

Русский русского да не покинет,
И в беде своего пожалеет,
Не забудет и не отринет.
Ни за то, что он стал безродным,
Ни за то, что он пьет да курит,
Ни за то, что он стал неугодным,
Что его только бьют да дурят.

А иначе возьмут всех даром,
А иначе России не будет,
Продадут всех дешевым товаром...
И пусть Бог нас за это судит.

"О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай нам со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь."
Татьяна Карпова , учитель русского языка и литературы средней школы 52 г.Барнаула

В. Брюсов

"Каменщик"

- Каменщик, каменщик в фартуке белом,
Что ты там строишь? кому?

- Эй, не мешай нам, мы заняты делом,
Строим мы, строим тюрьму.

- Каменщик, каменщик с верной лопатой,
Кто же в ней будет рыдать?

- Верно, не ты и не твой брат, богатый.
Незачем вам воровать.

- Каменщик, каменщик, долгие ночи
Кто ж проведет в ней без сна?

- Может быть, сын мой, такой же рабочий.
Тем наша доля полна.

- Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй,
Тех он, кто нес кирпичи!

- Эй, берегись! под лесами не балуй...
Знаем всё сами, молчи!

1901

Стихотворение написано Валерием Брюсовым в начале прошлого века, когда в воздухе витала, поддерживаемая интеллигенцией, идея необходимости революции.

В стихотворении затронута общественно–политическая тема : покорность народа, который сам себе строит тюрьму.

Основная идея : народ чувствует ненормальность деления общества, но смирился и предпочитает молчать.

Стихотворение имеет четко выраженный сюжет, который развивается в диалоге между работающими каменщиками и богатым прохожим, бередящим душу вопросами.

Стихотворение «Каменщик» состоит из 4 строф.

В первой строфе прохожий спрашивает каменщика, что он строит, и получает ответ - тюрьму.

Во второй и третьей строфах выясняется, что тюрьма для своего брата-рабочего, т.к. богатым воровать незачем.

В последней строфе после фразы о том, что арестанты вспомнят строителя тюрьмы недобрым словом, каменщик прерывает неудобный разговор.

В стихотворении вырисовывается образ каменщика - ладного мастерового, в чистом фартуке, с хорошим инструментом. Он все понимает, за словом в карман не лезет, но предпочитает молчать и это же советует собеседнику. Работа – его единственный источник дохода, он держится за нее. За этим образом стоит рабочий люд России.

Образ прохожего менее ясный. Это человек не из рабочих, каменщик ставит четкую социальную грань между ними. Я думаю, вопросы задает он не из-за любопытства. Скорее всего, это агитатор, подбивающий народ на выступления протеста. Он четко и логично строит свою речь, подводя собеседника к неутешительным выводам. Возможно, прохожий пытался также вмешаться в строительство тюрьмы, но каменщик его предупредил, чтобы он не лез в опасное дело. Агитация не удалась.

Рифмовка четырехстишной строфы перекрестная (АВАВ).

Размер стихотворения – дактиль(трехсложный, с ударением на первой стопе) - соответствует разговорной речи. Нечетные стихи имеют 4 стопы с женской рифмой в последней (укороченной) стопе. Четные стихи имеют две полные дактильные стопы и еще одну неполную. От нее остается только ударный слог, на нем и делается смысловой акцент.

Лексика простая, встречаются просторечные слова: не балуй, доля полна, обращение «эй». Оно употребляется еще раз с предостережением. Вопрос «кому?» можно считать риторическим, т.к. ответ на него известен вопрошающему. Лексические повторы «каменщик, каменщик» начинающие каждую стопу, создают образ беседы и усиливают впечатление назойливости спрашивающего.

Звук «Щ» в повторяемом слове "каменщик" дает представление об работе: плеск цемента, прикосновение кирпича к раствору, скольжение подравнивающего его инструмента каменщика. «Щ» вызывает также ощущение шепота, прокрадывающегося в голову рабочего, шуршание собственных мыслей.

Художественных средств мало, но тем не менее стихотворение очень выразительное. Страдания будущих узников обозначены, в основном, глаголами, их в стихотворении много. Можно отметить метафору «нес кирпичи», т.е. строил тюрьму. Да и сама тюрьма, похоже, не конкретное здание, а символ страданий, отсутствия свободы, нищеты и бесправия. Эти общественные отношения постоянно воссоздаются в обществе.

Стихотворение «Каменщик» я знаю давно. И оно постоянно наводит меня на тягостные раздумья.

«Каменщик» Валерий Брюсов

— Каменщик, каменщик в фартуке белом,
Что ты там строишь? кому?

— Эй, не мешай нам, мы заняты делом,
Строим мы, строим тюрьму.

— Каменщик, каменщик с верной лопатой,
Кто же в ней будет рыдать?

— Верно, не ты и не твой брат, богатый.
Незачем вам воровать.

— Каменщик, каменщик, долгие ночи
Кто ж проведет в ней без сна?

— Может быть, сын мой, такой же рабочий.
Тем наша доля полна.

— Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй,
Тех он, кто нес кирпичи!

— Эй, берегись! под лесами не балуй…
Знаем всё сами, молчи!

Анализ стихотворения Брюсова «Каменщик»

Рубеж 19 и 20 веков ознаменовался революционными брожениями в обществе, которые поддерживали многие русские литераторы. Среди них оказался и Валерий Брюсов, который в тот момент считал себя декадентом и видел мир исключительно в мрачных тонах. Как и , Валерий Брюсов был убежден, что России необходима революция, которая смогла бы коренным образом изменить ситуацию и уравнять людей в своих правах. Позже поэт переменит свое мнение, равно как и литературные пристрастия, став символистом. И первые попытки объединить два литературных направления хорошо прослеживаются в стихотворении «Каменщик», написанном в 1901 году.

От декадентства в произведении присутствует мрачность и безысходность, что прослеживается и в самой работе каменщиков, и в их мыслях по поводу того, что именно они строят. С другой стороны, образы героев этого стихотворения весьма символичны, так как олицетворяют собой весь русский народ, угнетенный и добровольно загоняющий себя в кабалу. Автор пытается показать, что люди прекрасно осознают безвыходность собственного положения, но при этом не пытаются что-то изменить в своей жизни. Стремление уйти от проблем, которые очевидны, поэт считает настоящим бичом современного общества. Он убежден, что такой путь развития является тупиковым, он неизбежно ведет к пропасти.

Образ каменщика в произведении является собирательным, и под ним Брюсов подразумевает весь простой народ. Обратившись к своему герою с вопросом о том, что он делает, автор получает характерный и очень символичный ответ: «Эй, не мешай нам, мы заняты делом, строим мы, строим тюрьму». Причем, подразумевается, что она предназначена для простых людей, у которых нет всемогущественных покровителей, денег и положения в обществе. Сами каменщики прекрасно это осознают и даже пытаются шутить по поводу всего происходящего. И именно в этих шутках проявляется вся безысходность и обреченность так милого сердцу поэта декадентства.

С точки зрения поэта строить собственными руками тюрьму для своих же детей – абсурдно и совершенно неприемлемо. Ведь никто из людей, которые беспокоятся о будущем, не желает подобной участи новым поколениям. Однако каменщики не видят иного пути развития общества и продолжают добровольно возводить тюрьму, которая в стихотворении олицетворяет бесправие в обществе, его коррумпированность и четкое разделение на сословия. Гораздо больше людей волнуют мелкие насущные проблемы, и они с большим вниманием относятся к случайным проходим, чем к собственным потомкам. Предостерегая поэта от случайно упавшего камня, они не замечают, что общество уже накрывает лавиной отчаяния и безысходности.