Какие загадочные чудеса сережу особенно привлекали. Сказка про то, как казак сереже совет дал. сергей васильковский. Роды матери и общение с бабушкой

Знаменитое произведение Александра Грина «Алые паруса» сделало добрыми романтиками уже несколько поколений читателей. С 1922 года прекрасная феерия вызывает слезы восхищения у девочек во многих странах мира, так как она переведена на большинство европейских языков.

История создания произведения

Чтобы понять суть феерии, можно изучить ее краткое содержание («Алые паруса») по главам. В этом произведении всего 7 глав. В первой находится завязка всей истории и знакомство с главной героиней.

«Предсказание»

Большой плюс для развития ребенка, если в его список авторов для обязательного прочтения входит Грин («Алые паруса»). Краткое содержание по главам начинается с главы «Предсказание», которая сразу заинтриговывает юного читателя.

Матрос Лонгрен, вернувшись из плавания, узнает, что его жена умерла из-за жадности и коварства Меннерса, владельца трактира и лавочника. После ее смерти их маленькая Ассоль остается на попечении Лонгрена, который стал мастерить детские игрушки, чтобы прокормить себя и дочку.

Ассоль была милой и доброй девочкой, когда случилось событие, навсегда сделавшее изгоями ее и отца в поселке, где они жили. Во время сильного ветра у Меннерса отвязалась лодка, и он решил вернуть ее к берегу. Усиливающийся ветер погнал лодку в открытое море. Меннерс кричал Лонгрену, чтобы он ему кинул веревку и помог, но тот молча курил трубку и смотрел, как лодку уносит все дальше.

Спустя 6 дней умирающего Меннерса нашли, он рассказал, что сделал Лонгрен. Жители Каперны были поражены тем, что бывший матрос молча смотрел, как лодку уносит в море. С тех пор их с дочерью стали сторониться, а Ассоль дети перестали принимать в свои игры.

Подросшая девочка стала самостоятельно носить игрушки, сделанные отцом, в соседний городок Лисс. Во время одного из таких «походов» в город Ассоль увидела в корзинке новую яхту с алыми парусами. Игрушка ей так понравилась, что она решила пустить ее поплавать по небольшому ручью, который тек вдоль ее тропинки.

Яхта от нее «убежала», Ассоль нашла ее у ног собирателя сказок, который предсказал девочке, что когда-нибудь на яхте с алыми парусами за ней приплывет принц. После возвращения девочка рассказа об этой встрече отцу, ее рассказ услышал отдыхавший неподалеку нищий. Он передал разговор отца с девочкой людям в таверне, и с тех пор появилось прозвище «корабельная Ассоль».

«Грэй»

Грэй родился в богатой аристократической семье, но с самого раннего детства знал, что хочет стать капитаном. Он был необычным мальчиком, так как чувствовал боль других людей, был любопытным, умным и веселым, что не соответствовало канонам строгого аристократического воспитания.

Имея родителей, Грэй был совершенно один, так как они мало времени уделяли своему ребенку. Он много времени проводил в семейной библиотеке, изучал фамильный замок, общался со слугами и служанками, прогуливал домашние занятия с учителями, а в 15 лет сбежал из дома, чтобы стать капитаном.

Для этого он нанялся юнгой на судно «Ансельм». Книга, а именно ее краткое содержание («Алые паруса», Грин А.), не может во всей полноте передать ту силу воли, которая потребовалась выросшему в роскоши мальчику для достижения его цели.

Из него получился сильный и мужественный молодой человек, который в возрасте 20 лет купил корабль и стал на нем капитаном.

«Рассвет» и «Накануне»

Продолжают повествование две следующие главы феерии, автор которой - Грин А. С. («Алые паруса»). Краткое содержание по главам переносит читателей дальше в главу «Рассвет». Грэй оказался на своем корабле «Секрет» в Лиссе, бросив якорь неподалеку от Каперны. В течение 10 дней на «Секрете» разгружали товары, а на 11-й день Грэй заскучал и решил сходить на рыбалку с матросом Летикой.

Чтобы развеяться, капитан «Секрета» решил пройтись на рассвете и обнаружил спящую на поляне Ассоль. Краткое содержание («Алые паруса») по главам трудно передает полное впечатление о Грэе в момент, когда он увидел спящую девушку.

Внешность Ассоль так поразила его, что он воспринял происходящее как прекрасную картину неизвестного автора. Решив стать частью этой картины, движимый каким-то непонятным чувством, он оставил на мизинце Ассоль старинный фамильный перстень. После этого он вместе с Летикой ушел в Каперну, чтобы разузнать о том, кто эта девушка.

Они нашли трактир, которым управлял сын покойного Меннерса. Когда Грэй описал ему девушку, тот сказал, что это полоумная «корабельная Ассоль». Он поведал много грязных сплетен о ней и ее отце, но капитан увидел в окне трактира идущую по дороге девушку, и ее глаза сказали ему больше, чем все россказни Меннерса-младшего. После этого Грэя не покидало чувство, что он сделал невероятное открытие в своей жизни.

Игрушки Лонгрена перестали пользоваться спросом, и он решил снова наняться служить матросом. В этой части произведения автор рассказывает о том, какой стала взрослая Ассоль. Изучив только краткое содержание («Алые паруса») по главам, трудно не проникнуться явной симпатией автора к своей героине. Если передать его одним словом, то это «очарование».

Чтобы помочь отцу, Ассоль занялась шитьем. Устав от работы, она прилегла, но проснувшись в предрассветных сумерках, решила прогуляться к своему любимому месту, где у нее были друзья - деревья, ежи, цветы и весь окружающий мир. На рассвете она опять прилегла поспать прямо на траве, где ее и застал Грэй.

«Боевые приготовления» и «Ассоль остается одна»

В пятой главе капитан Грэй готовится совершить чудо, это доставляет ему огромное наслаждение. Он покупает 2000 метров алого шелка и заказывает сшить из них паруса. В Лиссе он встретил группу знакомых музыкантов и пригласил их на борт «Секрета». Когда все приготовления закончены, а алые паруса натянуты, корабль взял курс к Каперне.

В шестой главе Лонгрен прощается с Ассоль и отправляется в рейс, а девушка поглощена предчувствием чуда, так как увидела Грэя и приняла его как знак. Читая (Грин, «Алые паруса») краткое содержание по главам, сложно понять душевное состояния Ассоль. Она чувствует, что скоро наступит долгожданный день, ее принц приплывет за ней.

«Алый "Секрет"»

В последней главе Грэй совершает чудо - осуществляет детскую мечту Ассоль, приплыв за ней на корабле с алыми парусами. Жить в ожидании чуда и творить чудеса своими руками - вот главная тема этой прекрасной феерии.

Лонгрен, человек замкнутый и нелюдимый, жил изготовлением и продажей моделей парусников и пароходов. Земляки не очень жаловали бывшего моряка, особенно после одного случая.

Как-то во время жестокого шторма лавочник и трактирщик Меннерс был унесен в своей лодке далеко в море. Единственным свидетелем происходящего оказался Лонгрен. Он спокойно курил трубку, наблюдая, как тщетно взывает к нему Меннерс. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его Мери просила односельчанина о помощи, но не получила её.

Лавочника на шестой день подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью рассказал о виновнике своей гибели.

Не рассказал он лишь о том, как пять лет назад жена Лонгрена обратилась к нему с просьбой дать немного взаймы. Она только что родила малютку Ассоль, роды были нелегкими, и почти все её деньги ушли на лечение, а муж еще не вернулся из плавания. Меннерс посоветовал не быть недотрогой, тогда он готов помочь. Несчастная женщина в непогоду отправилась в город заложить кольцо, простудилась и умерла от воспаления легких. Так Лонгрен остался вдовцом с дочерью на руках и не мог уже больше ходить в море.

Что бы там ни было, а весть о таком демонстративном бездействии Лонгрена поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Недоброжелательство перешло чуть ли не в ненависть и обратилось также на ни в чем не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами и как будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков.

Однажды, когда Ассоль было восемь лет, он отправил её в город с новыми игрушками, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шелковыми парусами . Девочка спустила кораблик в ручей. Поток понес его и увлек к устью, где она увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был старый Эгль, собиратель легенд и сказок. Он отдал игрушку Ассоль и поведал о том, что пройдут годы и за ней на таком же корабле под алыми парусами приплывет принц и увезет её в далекую страну.

Девочка рассказала об этом отцу. На беду, нищий, случайно слышавший её рассказ, разнес слух о корабле и заморском принце по всей Каперне. Теперь дети кричали ей вслед: «Эй, висельница! Красные паруса плывут!» Так она прослыла полоумной.

Артур Грэй, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии, рос не в хижине, а в родовом замке, в атмосфере предопределенности каждого нынешнего и будущего шага. Это, однако, был мальчик с очень живой душой, готовый осуществить свое собственное жизненное предназначение. Был он решителен и бесстрашен.

Хранитель их винного погреба Польдишок рассказал ему, что в одном месте зарыты две бочки аликанте времен Кромвеля и цвет его темнее вишни, а густое оно, как хорошие сливки. Бочки сделаны из черного дерева, и на них двойные медные обручи, на которых написано: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю». Это вино никто не пробовал и не попробует. «Я выпью его, - сказал Грэй, топнув ногой, и сжал ладонь в кулак: - Рай? Он здесь!..».

При всем том он был в высшей степени отзывчив на чужую беду, и его сочувствие всегда выливалось в реальную помощь.

В библиотеке замка его поразила картина какого-то знаменитого мариниста. Она помогла ему понять себя. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». Капитан Гоп был добрым человеком, но суровым моряком. Оценив ум, упорство и любовь к морю молодого матроса, Гоп решил «сделать из щенка капитана»: познакомить с навигацией, морским правом, лоцией и бухгалтерией. В двадцать лет Грэй купил трехмачтовый галиот «Секрет» и плавал на нем четыре года. Судьба привела его в Лисс, в полутора часах ходьбы от которого находилась Каперна.

С наступлением темноты вместе с матросом Летикой Грэй, взяв удочки, отплыл на лодке в поисках подходящего для рыбной ловли места. Под обрывом за Каперной они оставили лодку и развели костер. Летика отправился ловить рыбу, а Грэй улегся у костра. Утром он пошел побродить, как вдруг в зарослях увидел спящую Ассоль. Он долго разглядывал поразившую его девушку, а уходя, снял с пальца старинное кольцо и надел на её мизинец.

Затем они с Летикой дошли до трактира Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Он рассказал, что Ассоль - полоумная, мечтающая о принце и корабле с алыми парусами, что её отец - виновник гибели старшего Меннерса и ужасный человек. Сомнения в правдивости этих сведений усилились, когда пьяный угольщик заверил, что трактирщик врет. Грэй и без посторонней помощи успел кое-что понять в этой необыкновенной девушке. Она знала жизнь в пределах своего опыта, но сверх того видела в явлениях смысл иного порядка, делая множество тонких открытий, непонятных и ненужных жителям Каперны.

Капитан во многом был и сам таким же, немного не от мира сего. Он отправился в Лисс и отыскал в одной из лавок алый шелк. В городе он встретил старого знакомого - бродячего музыканта Циммера - и попросил к вечеру прибыть на «Секрет» со своим оркестром.

Алые паруса привели в недоумение команду, как и приказ продвинуться к Каперне. Тем не менее утром «Секрет» вышел под алыми парусами и к полудню уже был в виду Каперны.

Ассоль была потрясена зрелищем белого корабля с алыми парусами, с палубы которого лилась музыка. Она бросилась к морю, где уже собрались жители Каперны. Когда появилась Ассоль, все смолкли и расступились. От корабля отделилась лодка, в которой стоял Грэй, и направилась к берегу. Через некоторое время Ассоль уже была в каюте. Все совершилось так, как предсказывал старик.

В тот же день открыли бочку столетнего вина, которое никто и никогда еще не пил, а наутро корабль был уже далеко от Каперны, унося поверженный необыкновенным вином Грэя экипаж. Не спал только Циммер. Он тихо играл на своей виолончели и думал о счастье.

Если вы хотите обновить свои знания по произведению «Алые паруса», то предлагаем вашему вниманию его краткое содержание.

Повесть отличает совершенство формы, духовное богатство и возвышенность, глубокое погружение в особый мир юношеской фантазии.

О повести Александра Грина «Алые паруса»

Алые паруса Александр Грин написал в Петрограде. Идея повести возникла в 1916 году, а окончательный вариант феерии появился в 1922 году. Автор упорно и кропотливо трудился над текстом, внося правки в сюжет и переписывая отрывки.

Александр Степанович Грин (1880-1932)

Плодом многолетнего труда стала удивительная, душевная и пронзительная история, возрождающая веру в мечту и стремление творить чудеса собственными руками.

Главные герои

Герои книги – люди, наделенные яркими и романтическими характерами:

  • Лонгрен – моряк, оставивший ради дочери морское дело и посвятивший себя воспитанию единственного ребенка;
  • Ассоль – дочь Лонгрена, очаровательная невысокая девушка, смотрящая на мир особым добрым взглядом, погруженная в мир мечты;
  • Артур Грэй – сын богатых родителей, взявший на себя с малых лет, по словам автора, «роль провидения».

Второстепенные персонажи

Второстепенные персонажи сказки играют непосредственную роль в судьбе главных героев:

  • Меннерс – состоятельный житель деревни, владеющий лавкой и трактиром. В образе трактирщика представлен хитрый, злобный скряга, лишенный человечности и сострадания;
  • Меннерс Хин – сын трактирщика, унаследовавший от отца все отрицательные качества;
  • Эгль – старый собиратель песен и легенд, представившийся Ассоль волшебником;
  • Лионель Грэй – отец Артура, занятый бесчисленными фамильными процессами и делами, не принимал активного участия в воспитании сына;
  • Польдишок – погребщик в семействе Грэй, рассказавший маленькому Артуру легенду о старом вине;
  • Бетси – молодая служанка в замке, подруга детства Артура;
  • Лилиан Грэй – знатная дама, любящая мать Артура, прощавшая сыну все причуды;
  • Гоп – капитан шкуны «Ансельм», принявший четырнадцатилетнего Грэя юнгой на корабль и обучивший юношу тонкостям ремесла;
  • Летика – проворный матрос на корабле Грэя, выражающийся книжно и порой в рифму;
  • Пантен – помощник капитана «Секрета»;
  • Циммер – выпивоха, музыкант, скрипач и виолончелист, собравший оркестр для Грэя;
  • Атвуд – боцман на корабле «Секрет».

Краткий пересказ повести «Алые паруса»

Глава I. Предсказание

Матрос брига «Орион» Лонгрен возвращается домой, но не встречает на пороге жену Мери. Соседка, три месяца следившая за маленьким ребенком матроса, рассказывает печальную историю о болезни и смерти Мери. Во время отсутствия мужа бедная женщина осталась совсем без денег. Она обратилась к Меннерсу, но тот требовал взамен любви.

От отчаяния Мери идет поздним вечером в Лисс, чтобы заложить обручальное кольцо. Промозглая погода и пронизывающий ветер приводят к воспалению легких, и пятимесячная девочка остается без матери на попечении доброй соседки.

Лонгрен берет расчет и остается с дочерью один. Чтобы заработать на жизнь, бывший матрос занимается изготовлением игрушечных моделей лодок и парусников. Отец с ребенком живут отшельниками, избегая общения с жителями Каперны.

Однажды суровой весной, когда буйствовал береговой норд, Лонгрен, прогуливаясь по молу, стал свидетелем как лодку с Меннерсом отнесло в океан. Матрос не пришел на помощь трактирщику, помня, как Мери тоже взывала к помощи.

Через шесть дней Меннерса привезли еле живого в деревню, и он со злобой рассказал о поведении Лонгрена. Жители деревни, не понимая молчания матроса, навсегда перестали замечать его, запретив детям общаться с Ассоль.

Однажды отец отпустил восьмилетнюю Ассоль с игрушками на продажу в город. Девочка, присев перекусить, перебирала поделки Лонгрена и наткнулась на прекрасную яхту с алыми парусами. Играя, ребенок пустил судно в ближайший ручей. Течение понесло игрушку, и Ассоль пустилась вдогонку через лес. Яхта попала к старику Эглю, залюбовавшемуся искусно выполненным макетом.

Подняв глаза на девочку, старик прочитал в ее удивительном лице «невольное ожидание прекрасного». Эгль, склонный к мифотворчеству, поведал девочке сказочную историю о корабле с алыми парусами, на котором приплывет за Ассоль принц. Он будет отличаться храбростью и неземной красотой.

Придя домой, ребенок передает рассказ отцу. Лонгрен решает не разрушать сказку, думая, что «вырастет, забудет». Молодой нищий подслушивает разговор и передает историю в трактире. Глупые люди начинают насмехаться над наивным ребенком.

Глава II. Грэй

Артур Грэй родился в огромном мрачном и величественном доме в семье знатных родителей. Ребенок отличался живой душой. В восемь лет он замазал на картине распятого Христа гвозди, говоря, «я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь».

Грэй все детство стремился к познанию, изучив содержимое чулана, погреба, библиотеки, бывая даже на кухне. Однажды он стал свидетелем, как служанка Бетси обварила руку. Желая понять насколько это больно, мальчик плеснул себе горячий суп на кисть.

Мать, проживая «в полусне обеспеченности», с сыном становилась другим человеком, «делалась простой мамой», прощавшей непослушание и причуды. Отец мало занимался Артуром, ограничил лишь дурное влияние сверстников, удалив из замка детей служащих.

Неизгладимое впечатление на мальчика произвела картина в библиотеке, изображавшая фигуру человека на баке корабля, вздымающегося на высокой морской волне. Он перечитал все книги о морских странствиях и отважных капитанах.

В четырнадцать лет Грэй тайно покидает замок и попадает на шхуну «Ансельм». Под строгим руководством капитана корабля Грэй закалился морально и физически, не потеряв «своей странной летящей души».

Гоп, видя успехи юнги, взялся обучать его морским премудростям.

Через пять лет Грэй, пользуясь остановкой в Дубельте, отправляется домой. Пробыв с матерью семь дней и взяв дома крупную сумму денег, Артур пускается в плавания на собственном корабле в роли капитана.

Глава III. Рассвет

Пытаясь развеять тоскливую и задумчивую рассеянность, Артур Грэй, капитан корабля «Секрет», отправляется с проворным жуликоватым матросом Летикой на рыбную ловлю. Они причаливают к берегу вблизи Каперны. Грэй в ночи отдыхает у костра, а матрос удит рыбу.

Незаметно уснув и очнувшись под утро, капитан прогуливается. На живописной поляне он замечает уснувшую Ассоль. Залюбовавшись прелестной картиной, он оставляет на мизинце девушки старинное драгоценное кольцо.

В деревенском трактире Артур расспрашивает Хина Меннерса о таинственной незнакомке и узнает историю про алые паруса. Трактирщик называет Ассоль полоумной, а Лонгрена убийцей своего отца. Гнусную ложь разоблачает угольщик, выпивающий в трактире.

Грэй уходит, оставляя Летику разузнать побольше. Теперь Артура уже не покидает «чувство поразительных открытий».

Глава IV. Накануне

Накануне описанного дня, Ассоль безуспешно пытается продать игрушечные лодочки в городских магазинах. О своих мытарствах она рассказывает отцу. Лонгрен задумывается о том, чтобы вновь поступить на какое-нибудь судно. Он уходит на берег, а девушка остается дома и усаживается за шитье. Закончив шитье, Ассоль ложиться спать, но неуловимое предчувствие чуда долго не дает ей уснуть.

Пробудившись на рассвете с чувством новизны и необъяснимого вдохновения, девушка идет на улицу. Замечтавшись, глядя на морскую даль, Ассоль засыпает, а очнувшись, обнаруживает на мизинце кольцо. Ее охватывает тихая радость.

Глава V. Боевые приготовления

Грэй, возвратясь на корабль, дает Пантену команду отправляться в устье Лилианы. Артур решительно и покойно приступает к делу. В различных лавках он просматривает тюки шелка, пока не находит ткань требуемого оттенка. По дороге из лавки капитан встречает знакомого музыканта и предлагает ему и товарищам работу. Он снабжает музыкантов деньгами и наказывает явиться на «Секрет».

Возвращается хмельной Летика с донесением. Атвуд сообщает, что корабль ошвартовался у дамбы, и прибыли музыканты. Грэй возвещает команде, что направляется к жене. Все поздравляют любимого капитана.

Пантен все еще думает, что проделка с алыми парусами выполняется для перевозки контрабанды, но Артур заверяет, что помощник ошибается.

Глава VI. Ассоль остается одна

Ассоль возвращается домой в возбужденном состоянии, но отец, занятый своими мыслями, не допытывается в чем дело. Лонгрен покидает дом, оставляя дочь в одиночестве.

Девушке не сидится на месте, и она отправляется в Лисс бродить по городу. На обратном пути она встречает угольщика Филиппа, говоря ему доверительно, что скоро уедет.

Глава VII. Алый «Секрет»

В утренний час среди деревьев на берегу охотнику слышится музыка. Пробравшись к берегу, он замечает на морской глади удивительный корабль под алыми парусами на белых мачтах среди белизны снастей.

Военный крейсер приказывает странному судну лечь в дрейф и направляет лейтенанта узнать в чем дело. Грэй объясняется с ним в каюте. После чего улыбающийся лейтенант покидает «Секрет».

К полудню Артур с палубы в подзорную трубу наблюдает Каперну.

Ассоль читает у окна. По страницам упорно пробирается жук и останавливается у слова «Смотри». Девушка, подняв глаза, замечает белоснежное судно, гонимое алыми парусами. Она в волнении бежит к морю. И все жители Каперны впопыхах мчатся к берегу, угрюмо проговаривая ее имя.

При появлении Ассоль, женщины и мужчины со страхом расступаются. А она, протягивая руки, устремляется в воду навстречу лодке, отчалившей от корабля.

Слышится музыка. Грэй подхватывает счастливую Ассоль и доставляет на украшенный коврами «Секрет».

Сначала Артур, а потом и весь экипаж пьют столетнее святое вино.

На следующий день корабль оставляет далеко позади Каперну.

Заключение

«Алые паруса» — это прекрасный образец творчества Александра Грина. Жизнеутверждающая и воспевающая силу человеческого духа повесть погружает читателя в ослепительный и сказочный мир, заставляя действовать, творить волшебство своими руками и следовать за мечтой.

В книге, в сущности мемуарной, описываются первые десять лет жизни ребенка (1790-е гг.), проведенные в Уфе и деревнях Оренбургской губернии.

Все начинается с бессвязных, но ярких воспоминаний о младенчестве и раннем детстве - человек помнит, как его отнимали от кормилицы, помнит долгую болезнь, от которой он чуть не умер, - одно солнечное утро, когда ему стало легче, странной формы бутылку рейнвейну, висюльки сосновой смолы в новом деревянном доме и т. д. Самый частый образ - дорога: путешествия считались лекарством. (Подробное описание переездов в сотни верст - к родным, в гости и т. п. - занимает большую часть «Детских годов».) Выздоравливает Сережа после того, как ему становится особенно плохо в большом путешествии и родители, принужденные остановиться в лесу, постлали ему постель в высокой траве, где он и пролежал двенадцать часов, не в силах пошевелиться, и «вдруг точно проснулся». После болезни ребенок испытывает «чувство жалости ко всему страдающему».

С каждым воспоминанием Сережи «сливается постоянное присутствие матери», которая его выходила и любила, может быть поэтому, больше других своих детей.

Последо­ва­тельные воспоминания начинаются с четырех­летнего возраста. Сережа с родителями и младшей сестрой живут в Уфе. Болезнь «довела до крайней восприим­чивости» нервы мальчика. По рассказам няньки, он боится мертвецов, темноты и проч. (разнообразные страхи будут мучить его и дальше). Читать его научили так рано, что он даже не помнит об этом; книга у него была только одна, он знал её наизусть и каждый день читал вслух сестре; так что когда сосед С. И. Аничков подарил ему «Детское чтение для сердца и разума» Новикова, мальчик, увлекшись книгами, был «точно как помешанный». Особенное впечатление произвели на него статьи, объясняющие гром, снег, метаморфозы насекомых и т. п.

Мать, измученная болезнью Сережи, боялась, что сама заболела чахоткой, родители собрались в Оренбург к хорошему доктору; детей же отвезли в Багрово, к родителям отца. Дорога поразила ребенка: переезд через Белую, собранная галька и окаменелости - «штуфы», большие деревья, ночевки в поле и особенно - рыбная ловля на Деме, которая сразу свела мальчика с ума не меньше чтения, огонь, добытый кремнем, и огонь лучины, родники и т. п. Любопытно все, даже то, «как налипала земля к колесам и потом отваливалась от них толстыми пластами». Отец радуется всему этому вместе с Сережей, а любимая мать, наоборот, равнодушна и даже брезглива.

Встреченные в пути люди не только новы, но и непонятны: непонятна радость родовых багровских крестьян, встретивших семью в деревне Парашине, непонятны отношения крестьян со «страшным» старостой и т. п. ; ребенок видит, между прочим, жатву в жару, и это вызывает «невыразимое чувство сострадания».

Патриар­хальное Багрово не нравится мальчику: дом маленький и печальный, бабушка и тётушка одеты не лучше слуг в Уфе, дед суров и страшен (Сережа был свидетелем одного из его безумных припадков гнева; позже, когда дед увидел, что «маменькин сынок» любит не только мать, но и отца, их отношения с внуком внезапно и резко изменились). Детей гордой невестки, «брезговавшей» Багровом, не любят. В Багрове, до того негосте­приимном, что даже кормили детей плохо, брат и сестра прожили с лишком месяц. Сережа развлекается, пугая сестру рассказами о небывалых приключениях и вслух читая ей и своему любимому «дядьке» Евсеичу. Тётушка дала мальчику «Сонник» и какой-то водевиль, сильно подействовавшие на его воображение.

После Багрова возвращение домой так подействовало на мальчика, что он, опять окруженный общей любовью, вдруг повзрослел. В доме гостят молодые братья матери, военные, окончившие Московский универси­тетский благородный пансион: от них Сережа узнает, что такое стихи, один из дядей рисует и учит этому Сережу, отчего кажется мальчику «высшим существом». С. И. Аничков дарит новые книги: «Анабасис» Ксенофонта и «Детскую библиотеку» Шишкова (которую автор очень хвалит).

Дяди и приятель их адъютант Волков, играя, дразнят мальчика, между прочим, за то, что он не умеет писать; Сережа обижается всерьез и однажды кидается драться; его наказывают и требуют, чтобы он просил прощенья, но мальчик считает себя правым; один в комнате, поставленный в угол, он мечтает и, наконец, заболевает от волнения и усталости. Взрослые пристыжены, и дело кончается общим примирением.

По просьбе Сережи его начинают учить писать, пригласив учителя из народного училища. Однажды, видимо, по чьему-то совету, Сережу посылают туда на урок: грубость и учеников и учителя (который был так ласков с ним дома), порка виноватых очень пугают ребенка.

Отец Сережи покупает семь тысяч десятин земли с озерами и лесами и называет её «Сергеевской пустошью», чем мальчик очень горд. Родители собираются в Сергеевку, чтобы лечить мать башкирским кумысом, весной, когда вскроется Белая. Сережа не может думать ни о чем другом и с напряжением следит за ледоходом и разливом реки.

В Сергеевке дом для господ не достроен, но веселит даже это: «Окон и дверей нет, а удочки готовы». До исхода июля Сережа, отец и дядька Евсеич удят на озере Киишки, которое мальчик считает своим собственным; Сережа впервые видит ружейную охоту и чувствует «какую-то жадность, какую-то неизвестную радость». Лето портят только гости, правда нечастые: посторонние, даже ровесники, тяготят Сережу.

После Сергеевки Уфа «опостылела». Сережу развлекает только новый подарок соседа: собрание сочинений Сумарокова и поэма «Россиада» Хераскова, которую он декламирует и рассказывает родным разные выдуманные им самим подробности о любимых персонажах. Мать смеется, а отец беспокоится: «Откуда это все у тебя берется? Ты не сделайся лгунишкой». Приходят известия о смерти Екатерины II, народ присягает Павлу Петровичу; ребенок внимательно слушает не всегда понятные ему разговоры обеспокоенных взрослых.

Приходит известие о том, что дедушка умирает, и семья сразу собирается в Багрово. Сережа боится видеть умирающего дедушку, боится, что маменька от всего этого захворает, что зимой они замерзнут в пути. В дороге мальчика мучают печальные предчувствия, и вера в предчувствия укореняется с этих пор в нем на всю жизнь.

Дедушка умирает через сутки после приезда родных, дети успевают попрощаться с ним; «все чувства» Сережи «подавлены страхом»; особенно поражают его объяснения няньки Параши, почему дед не плачет и не кричит: он парализован, «глядит во все глаза да только губами шевелит». «Я почувствовал всю бесконечность муки, о которой нельзя сказать окружающим».

Поведение багровской родни неприятно удивляет мальчика: четыре тетки воют, повалившись в ноги брату - «настоящему хозяину в доме», бабушка подчеркнуто уступает власть матери, а матери это противно. За столом все, кроме Матери, плачут и едят с большим аппетитом. И тогда же, после обеда, в угловой комнате, глядя на незамерзающий Бугуруслан, мальчик впервые понимает красоту зимней природы.

Вернувшись в Уфу, мальчик опять переживает потрясение: рожая ещё одного сына, чуть не умирает мать.

Став хозяином Багрова после смерти деда, отец Сережи выходит в отставку, и семья переезжает в Багрово на постоянное житье. Сельские работы (молотьба, косьба и пр.) очень занимают Сережу; он не понимает, почему мать и маленькая сестра к этому равнодушны. Добрый мальчик пытается жалеть и утешать быстро одряхлевшую после смерти мужа бабушку, которую он до того, в сущности, не знал; но её обыкновение бить дворовых, весьма обычное в помещичьем быту, быстро отвращает от нее внука.

Родителей Сережи зовет в гости Прасковья Куролесова; отец Сережи считается её наследником и потому ни в чем не перечит этой умной и доброй, но властной и грубоватой женщине. Богатый, хотя и несколько аляповатый дом вдовы Куролесовой поначалу кажется ребенку дворцом из сказок Шахерезады. Подружившись с матерью Сережи, вдова долго не соглашается отпускать семью назад в Багрово; между тем суетливая жизнь в чужом доме, вечно наполненном гостями, утомляет Сережу, и он с нетерпением думает об уже милом ему Багрове.

Вернувшись в Багрово, Сережа впервые в жизни в деревне по-настоящему видит весну: «я […] следил за каждым шагом весны. В каждой комнате, чуть ли не в каждом окне, были у меня замечены особые предметы или места, по которым я производил свои наблюдения…» От волнения у мальчика начинается бессонница; чтобы он лучше засыпал, ключница Пелагея рассказывает ему сказки, и между прочим - «Аленький цветочек» (эта сказка помещена в приложении к «Детским годам…»).

Осенью по требованию Куролесовой Багровы гостят в Чурасове. Отец Сережи обещал бабушке вернуться к Покрову; Куролесова не отпускает гостей; в ночь на Покров отец видит страшный сон и утром получает известие о болезни бабушки. Осенняя дорога назад тяжела; переправляясь у Симбирска через Волгу, семья чуть не потонула. Бабушка умерла в самый Покров; это страшно поражает и Сережиного отца, и капризную Куролесову.

Следующей зимой Багровы собираются в Казань, помолиться тамошним чудотворцам: там никогда не был не только Сережа, но и его мать. В Казани предполагают провести не больше двух недель, но все складывается иначе: Сережу ожидает «начало важнейшего события» в его жизни (Аксакова отдадут в гимназию). Здесь кончается детство Багрова-внука и начинается отрочество.

Текущая страница: 3 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859)

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в старинной дворянской семье. Детство провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Учился в Казани, сначала в гимназии, затем в университете. Аксаков жил в Петербурге, Москве и в подмосковной усадьбе Абрамцево (сейчас там литературно-художественный музей). Служил в Комиссии по составлению законов и Московском цензурном комитете.

В памяти потомков Аксаков останется как переводчик, театральный и литературный критик и прежде всего самобытный писатель.

В 1834 году был опубликован очерк «Буран», который считают предвестием автобиографической прозы Аксакова. Затем были созданы «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». Так создалась своеобразная «охотничья» трилогия, в которой писатель сочетал «дельные охотничьи заметки и наблюдения, живописные картины природы, интересные анекдоты и поэзию», как отмечал Н. А. Некрасов.

Главное место в творчестве С. Т. Аксакова занимают автобиографические произведения – «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука».

Детские годы Багрова-внука (Фрагмент )
(С. Т. Аксаков)

При первом удобном случае начал я читать арабские сказки, надолго овладевшие моим горячим воображеньем. Все сказки мне нравились; я не знал, которой отдать преимущество! Они возбуждали мое детское любопытство, приводили в изумление неожиданностью диковинных приключений, воспламеняли мои собственные фантазии. Гении, заключенные то в колодезе, то в глиняном сосуде, люди, превращенные в животных, очарованные рыбы, черная собака, которую сечет прекрасная Зобеида и потом со слезами обнимает и целует… сколько загадочных чудес, при чтении которых дух занимался в груди! С какою жадностью, с каким ненасытным любопытством читал я эти сказки, и в то же время я знал, что все это выдумка, настоящая сказка, что этого нет на свете и быть не может. Где же скрывается тайна такого очарования? Я думаю, что она заключается в страсти к чудесному, которая более или менее врождена всем детям и которая у меня исключительно не обуздывалась рассудком. Мало того, что я сам читал по обыкновению с увлеченьем и с восторгом, – я потом рассказывал сестрице и тетушке читанное мной с таким горячим одушевлением и, можно сказать, самозабвением, что, сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретенья и говорил обо всем, мною читанном, точно как будто сам тут был и сам все видел. Возбудив вниманье и любопытство моих слушательниц и удовлетворяя их желанью, я стал перечитывать им вслух арабские сказки – и добавления моей собственной фантазии были замечены и обнаружены тетушкой и подтверждены сестрицей. Тетушка часто останавливала меня, говоря: «А как же тут нет того, что ты нам рассказывал? стало быть, ты все это от себя выдумал? Смотри, пожалуй, какой ты хвастун! тебе верить нельзя». – Такой приговор очень меня озадачил и заставил задуматься. Я был тогда очень правдивый мальчик и терпеть не мог лжи; а здесь я сам видел, что точно прилгал много на Шехеразаду. Я сам был удивлен, не находя в книге того, что, казалось мне, я читал в ней и что совершенно утвердилось в моей голове. Я стал осторожнее и наблюдал за собой, покуда не разгорячался; в горячности же я забывал все, и мое пылкое воображение вступало в безграничные свои права.

Вопросы и задания

1. Почему все сказки «Тысячи и одной ночи» нравились Сереже?

2. Какие «загадочные чудеса» его особенно привлекали? Назовите некоторые из них.

1. Как Сережа пересказывал эти сказки своим родным? Что он особенно подчеркивал в своих пересказах?

2. Как вы объясните, почему Сережа, «сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретения»?

3. Сережа «говорил обо всем… точно как будто сам тут был и сам все видел». Бывает ли и с вами такое состояние при пересказе интересной книги?

Герой литературного произведения как читатель


Каждый писатель, конечно, бывает активным читателем. Бывает и так, что мы узнаем о чтении писателя, когда знакомимся с его дневниками. Так Лев Толстой, вспоминая о своем детском чтении, составил списки произведений, которые оказали на него самое большое влияние. Первый список касается возраста до 14 лет.



С. Т. Аксаков, как вы теперь знаете, рассказывает о своем детском чтении в автобиографическом произведении «Детские годы Багрова-внука». Но мы часто встречаемся с литературными героями-читателями и в книгах о вымышленных героях. Наверное, у вас нет сомнений, что Том Сойер прочел много книг, которые помогали его буйной фантазии, и в том, что Аня попала в Страну чудес прежде всего потому, что была увлеченной читательницей.

Вспоминая литературных героев-читателей, вы замечаете за ними способность, которую с таким удивлением описал Сережа Багров – он стремился дополнять рассказы автора «многими подробностями своего изобретения». Тетушка и сестричка очень стыдили его за это и называли хвастуном, да и сам Сережа был удивлен этим обстоятельством, зная точно, что «был тогда очень правдивый мальчик и терпеть не мог лжи». Но даже тщательное наблюдение за собой ему не помогало. Он так пишет об этом состоянии: «Я стал осторожнее и наблюдал за собой, покуда не разгорячался; в горячности же я забывал все, и мое пылкое воображение вступало в безграничные свои права». Так мы узнаем, каким читателем был литературный герой. Наблюдения за тем, как читают литературные герои, помогут отточить ваше собственное мастерство читателя.

Вопросы и задания

1. Припомните «Правила для читателя». Как они помогают вам организовать собственное чтение?

2. Назовите таких литературных героев, которым вы хотели бы подражать в своем чтении.

1. Дайте характеристику Сережи Багрова как читателя.

1. Расскажите о том, каким вы представляете себе идеального читателя.

2. Как вы считаете, способность добавлять свои выдумки к тому, что вы прочли в книге, – это достоинство или недостаток читателя?

Буран
(С. Т. Аксаков)

Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но неясное солнце своротило с невысокого полдня к недалекому закату. Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жег все живое. Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза.

Небольшой обоз тянулся по узенькой, как ход крестьянских саней, проселочной неторной дорожке, или, лучше сказать, – следу, будто недавно проложенному по необозримым снежным пустыням. Пронзительно, противно для непривычного уха скрипели, визжали полозья. Одетые в дубленые полушубки, тулупы и серые суконные зипуны, нахлобученные башкирскими глухими малахаями, весело бежали мужики за своими возами. Запушенные инеем, обмерзшие ледяными сосульками, едва разевая рты, из которых белый дым вылетал, как из пушки при выстреле, и не скоро расходился, – они шутили, припрыгивали, боролись, толкали, будто невзначай, друг друга с узенькой тропинки в глубокий сугроб; столкнутый долго барахтался и не скоро вылезал из мягкого снегового пуха на твердую дорогу. Тут-то сыпались русские остроты, по природе русского человека, всегда одетые в фигуру иронии. «Не больно болтай, – говорил один другому, – язык обожжешь: вишь зной какой, так и палит!» – «Шути, шути, – отвечал другой, – самого-то цыганский пот прошибает!» Все хохотали. Так греются на морозе дух и тело русского мужичка.

Подвигаясь скорым шагом, а под изволок и рысью, обоз поднялся на возвышение и въехал в березовую рощу – единственный лесок на большом степном пространстве. Чудное, печальное зрелище представляла бедная роща! Как будто ураган или громовые удары тешились над нею долгое время: так все было исковеркано. Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах и как будто силились вытащить их. Деревья постарее, пополам изломанные, торчали высокими пнями, а иные, разодранные надвое, лежали, развалясь на обе стороны. «Что за чертовщина! – сказал молодой мужик, – какой леший исковеркал березник?» – «Не леший, а иней, – отвечал старик, – глядь-ка, сколько его нальнуло к сучьям… тяга смертная! Ведь под инеем-то лед, толщиной в руку, и все к одной стороне, все к полуночи. Это бывает после оттепелей, случается не каждый год и вещует урожай: хлеба будет вволю». – «Да куда с ним деваться?..» – подхватил молодой крестьянин и хотел продолжать, но старик, с некоторого времени внимательно озиравшийся на все стороны, с прищуренным глазом припадавший к дороге, сурово крикнул: «Полно калякать, ребята. До умета6
Так называются один или два двора, поселенных на степной дороге для ночевки или кормежки обозов. (Примечание С. Т. Аксакова. )

Далеко, ночь близка, дело негоже. Бери вожжи, садись погоняй лошадей!..» Безмолвно повиновались строгому голосу старика, умудренного годами опытов, проницательный взор которого провидел в ясности тьму, в тишине бурю. Все струсили, хотя ничего страшного не видали. Проворно повскакали на воза, крикнули, тронули вожжами мочальные оброти7
О́броть – часть упряжи лошади, конская узда с одним поводом для привязи.

Невзнузданных лошадей, и обоз, выбравшись из рощи на покатую равнину, побежал шибкою рысью.

Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле. Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою, а изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своем уборе, представляла издали чудные и разновидные обелиски, осыпанные также алмазным блеском. Все было великолепно… Но стаи тетеревов вылетали с шумом из любимой рощи искать себе ночлега на высоких и открытых местах; но лошади храпели, фыркали, ржали и как будто о чем-то перекликались между собою; но беловатое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба; но едва заметный, хотя и резкий, ветерок потянул с востока к западу – и, наклонясь к земле, можно было заметить, как все необозримое пространство снеговых полей бежало легкими струйками, текло, шипело каким-то змеиным шипеньем, тихим, но страшным! Знакомые с бедою обозы знали роковые приметы, торопились доезжать до деревень или уметов, сворачивали в сторону в ближнюю деревню с прямой дороги, если ночлег был далеко, и не решались на новый переезд даже немногих верст. Но горе неопытным, запоздавшим в таких безлюдных и пустых местах, где нередко, проезжая целые десятки верст, не встретишь жилья человеческого!

В таком именно положении находился незадолго перед сим веселый обоз, состоявший из осьмнадцати подвод и десятерых возчиков. Они ехали с хлебом в Оренбург, где надеялись, продав свои деревенские избытки хотя недорогой ценою, взять из Илецкой Защиты каменной соли, которую иногда удается сбывать весьма выгодно на соседних базарах, если по распутице мало бывает подвозу. Они выезжали на большую Оренбургскую дорогу, перебивая поперек так называемый Общий Сырт, плоское возвышение, которое тянется к Яику, нынешнему Уральску, и по которому лежит известная яицкая казачья дорога. Хотя опытный старик приметил грозу заблаговременно, но переезд был длинен, лошади тощи, на кормежке обоз позамешкался, и беда пришла неминучая…

Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца – уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах; уже закипели степи снегов; уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка. «Поздно, ребята! – закричал старик. – Стой! нечего гнать и мучить понапрасну лошадей. Поедем шагом. Если не собьемся с дороги, авось Бог помилует. Петрович, – сказал он, оборотясь к высокому плотному мужику, также немолодому, – поезжай сзади: твой гнедко хоть не боек, зато нестомчив, не отстанет, да и ты не задремлешь. Гляди в оба, чтобы кто не отстал да в сторону по дровяной или сенной дороге не отбился, а я поеду передовым!» С большим трудом перетащили стариков воз вперед, а лошадь Петровича, столкнув с дороги в сторону, объехали, потом вытащили ее из сугроба, и Петрович стал задним. Старик снял рысий малахай8
Малаха́й – кафтан без пояса.

Выменянный у башкирского кантонного9
Канто́н – округ.

Старшины на жирную молодую лошадь, в осеннюю гололедицу переломившую ногу, помолился Богу и, сев на воз: «ну, серко! – сказал хотя невеселым, но твердым голосом, – выручал ты меня не один раз, послужи и теперь, не сшибись с дороги…» – и обоз поехал шагом.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь… наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.

Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет… и вот причина гибели многих несчастных жертв.

Долго тащился наш обоз с своими двадцатипудовыми возами. Дорогу заносило, лошади беспрестанно оступались. Люди по большей части шли пешком, увязали по колено в снегу; наконец, все выбились из сил; многие лошади пристали. Старик видел это, и хотя его серко, которому было всех труднее, ибо он первый прокладывал след, еще бодро вытаскивал ноги, старик остановил обоз. «Други, – сказал он, скликнув к себе всех мужиков, – делать нечего. Надо отдаться на волю Божью; надо здесь ночевать. Составим возы и распряженных лошадей вместе, кружком. Оглобли свяжем и поднимем вверх, оболочем их кошмами10
Оболо́чем… ко́шмами – обернем войлоком.

Сядем под ними, как под шалашом, да и станем дожидаться свету Божьего и добрых людей. Авось не все замерзнем!»

Совет был странен и страшен; но в нем заключалось единственное средство к спасенью. По несчастью, в обозе были люди молодые, неопытные. Один из них, у которого лошадь менее других пристала, не захотел послушаться старика. «Полно, дедушка! – сказал он. – Серко-то у тебя стал, так и нам околевать с тобой? ты уже пожил на белом свету, тебе все равно; а нам еще пожить хочется. До умета верст семь, больше не будет. Поедем, ребята! Пусть дедушка останется с теми, у кого лошади совсем стали. Завтра, Бог даст, будем живы, воротимся сюда и откопаем их». Напрасно говорил старик, напрасно доказывал, что серко истомился менее других; напрасно поддерживал его Петрович и еще двое из мужиков: шестеро остальных на двенадцати подводах пустились далее.

Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги делались высокими буграми… Наконец, стало понемногу затихать волнение снежного океана, которое и тогда еще продолжается, когда небо уже блестит безоблачной синевою. Прошла еще ночь. Утих буйный ветер, улеглись снега. Степи представляли вид бурного моря, внезапно оледеневшего… Выкатилось солнце на ясный небосклон; заиграли лучи его на волнистых снегах. Тронулись переждавшие буран обозы и всякие проезжие.

По самой этой дороге возвращался обоз порожняком из Оренбурга. Вдруг передний наехал на концы оглобель, торчащих из снега, около которых намело снеговой шиш, похожий на стог сена или на копну хлеба. Мужики стали разглядывать и приметили, что легкий пар повевал из снега около оглобель. Они смекнули делом; принялись отрывать чем ни попало и отрыли старика, Петровича и двоих их товарищей: все они находились в сонном, беспамятном состоянии, подобном состоянию сурков, спящих зиму в норах своих. Снег около них обтаял, и у них было тепло в сравнении с воздушной температурой. Их вытащили, положили в сани и воротились в умет, который точно был недалеко. Свежий, морозный воздух разбудил их; они стали двигаться, раскрыли глаза, но все еще были без памяти, как бы одурелые, без всякого сознания. В умете, не внося в теплую избу, растерли их снегом, дали выпить вина и потом уложили спать на полати. Проспавшись настоящим сном, они пришли в чувство и остались живы и здоровы.

Шестеро смельчаков, или, лучше сказать, глупцов, послушавшихся молодого удальца, вероятно, скоро сбились с дороги, по обыкновению принялись ее отыскивать, пробуя ногами, не попадется ли в мягком снегу жесткая полоса, разбрелись в разные стороны, выбились из сил – и все замерзли. Весною отыскали тела несчастных в разнообразных положениях. Один из них сидел, прислонясь к забору того самого умета…

Вопросы и задания

1. Как изображен зимний день в Оренбургской степи? Дайте его описание.

2. Что помогает представить силу зимнего мороза в описаниях степной дороги и березовой рощи?

1. Почему зимняя степь предстает не как спокойное описание картины природы, а как рассказ о схватке человека с суровой природой?

3. Проследите за изменением описания снеговой тучи.

2. Подготовьте выразительное чтение и выучите наизусть описание самых грозных моментов бурана.

Пейзаж. Мир природы вокруг нас


Стоит вспомнить о любом времени года, как на память нам приходят знакомые с дошкольного детства строки стихов. Будь это весна или осень, лето или зима, сразу же вспоминаются стихотворные строки и помогают нарисовать знакомую картину.

Знаем мы и о пристрастиях писателей. Так, мы знаем, что Пушкин очень любил осень, а Есенин – весну. И конечно, мы всегда замечаем такие пристрастия авторов при чтении.

В книгах, которые мы читаем, встречая героев и наблюдая за событиями их жизни, мы часто не задумываемся, зима или лето перед нами, лес или степь, улица города или околица деревни. И все-таки мы постоянно ощущаем фон событий, видим то, что окружает героев.

Писатели часто целиком посвящают страницы своих художественных произведений изображению природы.

Когда волнуется желтеющая нива…
(Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841 ))
1
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива,
Под тенью сладостной зеленого листка;
2
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
3
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он;
4
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!..

Стихотворение говорит о близости поэта и природы. Его четыре строфы объединены в одно предложение. Три части этого большого предложения рисуют картины природы, четвертая – убеждает нас, что мир вокруг прекрасен.

Вопросы и задания

1. Посмотрите, какие картины родной природы радуют поэта? Перечислите их.

2. Как объяснить, почему 4 части стихотворения поэт объединил в одно большое предложение?

1. Какими красками нарисован мир природы?

2. Три первые строфы стихотворения начинаются со слова «когда», и только в четвертой строфе поэт говорит нам «тогда». И что же мы видим «тогда»? Что помогает поэту убедить нас в том, что мир прекрасен?

1. Как показал поэт свою любовь к родной природе и тесную связь с ней?

Помню – долгий зимний вечер…
(Иван Алексеевич Бунин (1870–1953 ))
Помню – долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, – шепчет мама, -
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, -

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез -
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

Вопросы и задания

1. Попробуйте рассказать о грустном зимнем вечере, который мама поэта так умело превратила в воспоминание о теплом лете. Сохраните при рассказе те приемы, которые использовал поэт.

1. Какие приемы помогают почувствовать контраст между зимой и летом, грустным настроением и подсказанной мамой мечтой?

2. Какую роль играет повторение слова «позабудь» в ласковых уговорах матери?

1. Какие картины можно было бы нарисовать, читая строки этого стихотворения?

2. Что вы могли бы рассказать об отношениях матери и сына, прочитав это стихотворение?

3. Найдите рифмы в строках стихотворения. Все ли строки имеют рифмы?

4. Вспомните знакомые вам стихотворения Бунина. Какой из приемов, которыми он рисует мир окружающей природы, проявляется ярче всех других?

Белой ночью месяц красный…
(Александр Александрович Блок (1880–1921 ))
Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.

Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум.
В вас ли доброе таится,
Красный месяц, тихий шум?..

Вопросы и задания

1. В какие цвета окрашена ночь в этом стихотворении Блока?

Поет зима – аукает…
(Сергей Александрович Есенин (1895–1925 ))
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная,
Красавица весна.

Вопросы и задания

1. Какие беды связывает поэт с грозной зимой?

2. Как описал поэт жизнь воробышков в зимнюю пору?

1. Найдите все эпитеты, связанные с изображением воробышков. Как вы объясните то, что их так много?

1. Найдите в тексте стихотворения фольклорные приемы.

2. Сравните описание зимы у Бунина и других поэтов.

Я воспитан природой суровой…
(Николай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958 ))
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Вопросы и задания

1. Какие приметы «природы суровой» назвал поэт в своем стихотворении? Назовите самые яркие из этих примет.

2. Расскажите о герое этого стихотворения.

1. Какие чувства пробуждают у поэта обыкновенные растения одуванчик и подорожник?

1. Подготовьте краткий рассказ о «природе суровой», используя только образы одуванчика, подорожника и ромашки. Почему сразу же вам станет недоставать небосвода с его звездами?

Способность чувствовать природу и откликаться на ее жизнь свойственна каждому человеку и житейски необходима. Так строки произведений, в которых мы встречаемся с природой, рисуют нам и счастливые и мирные мгновения и бурные и трагичные события этого могучего и независимого мира.

Описание природы в литературном произведении называется пейзажем.

Грозные явления природы часто вторгаются в судьбы людей. В своем очерке Аксаков показывает, как опасно неуменье замечать все оттенки изменений в природе. Об этом повествует судьба погибшего обоза в очерке «Буран».

Некоторые юные читатели считают такие описания неинтересными, в них они не умеют видеть связи с жизнью героев. Однако такая связь есть, даже если вы ее пока не сумели заметить. Мы все – из мира природы и это нужно постоянно чувствовать – тогда мы точнее и ярче будем воспринимать окружающий мир.

Вопросы и задания

1. Вспомните строки описания любого времени года, которые быстрее всего всплывут в вашей памяти. Проверьте себя: какое время года вспомнилось первым?

2. Какие поэты создали много стихотворений о природе?

1. Вспомните приметы осени, которые описал Пушкин. Какая из них ярче всего воспроизводит это время года?

2. Какие приметы зимы более всего запомнились вам при чтении «Бурана»?

1. Рисуют ли поэты в своих пейзажных описаниях связь человека и природы? Попробуйте порассуждать на эту тему.

2. Создайте словарик из десяти слов, включающих приметы одного из времен года. Какие произведения помогли вам в составлении этого словарика?

3. Проведите конкурс на лучшего знатока стихотворений о родной природе.

4. Подготовьте концерт «Любимые времена года русских поэтов».