Люди которые унижают других людей. Как избавиться от обидчивости? Зачем избавляться от чувства обиды

Да, да, я не оговорилась. Хотя обычно классиками называют тех, чьи портреты висят в кабинетах литературы и чьи книжки включены в школьную программу, – но Кейт ДиКамилло можно без преувеличения назвать современным, здравствующим классиком в области детской литературы.

И нравятся вам ее книги или нет, но нужно признать, что они изрядно выделяются на фоне остальной современной детской литературы.

И кто бы ни был там главным героем, улыбчивый пес Уинн-Дикси или маленький и влюбчивый мышонок Десперо, фарфоровый кролик Эдвард или слониха, упавшая с неба, – читатели не остаются равнодушными.


Мышата и крысы, повара и принцессы, фокусники и гадалки, солдаты и дети, – никогда не угадаешь, какими будут персонажи следующий книги писательницы.

И вот пожалуйста, «Флора и Одиссей», – кто эти двое?

Пойдет на этот раз речь о сурикатах или бенгальских тиграх? Будет дело происходить в средневековом замке или на улицах обычного современного городка?

Оказывается, на этот раз речь пойдет о девочке и белке. И один из них – супергерой.

Комикс? Вы что, серьезно?

Книги Кейт ДиКамилло – это классические сказки, с отличной, нигде не провисающей композицией, с хитроумно выстроенным сюжетом, продуманные до мелочей.

Здесь, образно говоря, стреляет каждое ружье, здесь никогда не останется персонаж, чья линия не доведена до финала, чья судьба не прояснена. Здесь нет случайностей, здесь все традиционно и добротно.


Тем удивительнее было, открыв новую книгу ДиКамилло, обнаружить, что это – комикс. И по исполнению, по иллюстрациям книга довольно сильно отличается от всех предыдущих.

Конечно, это не классический комикс в исходном его понимании. Но почти на всех иллюстрациях персонажи разговаривают, прыгают, куда-нибудь бегут или летят.


Почему же писательница выбрала такую необычную технику иллюстрирования? Ответ прост: этого попросил сюжет.

Главная героиня книги, девочка Флора, очень любит комиксы.

Она мыслит фразами из комиксов и смотрит на мир не так, как остальные люди, воображая себя чуточку героиней какого-нибудь увлекательного повествования.


И когда в жизни Флоры появляется супергерой Одиссей, девочка почти не удивляется. Ведь она твердо знает, что «невозможное возможно».

И с этого момента жизнь Флоры и ее окружения в самом деле начинает напоминать комикс – череду событий, о которых слишком долго рассказывать. Проще нарисовать.

К чему приводят неудачные подарки

С чего же начинается эта история?

С рассказа о том, как одиноко живется девочке Флоре, чьи родители разошлись? О папе Флоры, который чрезвычайно скромен и вежлив, и тоже очень любит комиксы? Или о маме Флоры, писательнице, которая выбирает для своих любовных романов названия наподобие «На пернатых крыльях восторга»? И любит свою красивую лампу-пастушку больше, чем родную дочь, а уж белок и вовсе терпеть не может?


Нет, как это часто бывает у ДиКамилло, начинается повествование с совершенно второстепенных персонажей. И с какой-то незначительной мелочи, которая и запускает всю дальнейшую цепочку событий.

Все начинается с того, что Тути Тикхем – большая любительница поэзии – получила в подарок на день рожденья большой и мощный пылесос.

«Самый лучший пылесос в мире». Вся загвоздка в том, что Тути Тикхем совершенно равнодушна к пылесосам. Новой книге она бы обрадовалась. А пылесос? Он так громко гудит и мешает читать!


Что же было дальше?

Что стало с белкой, засосанной в пылесос?

Кто стал супер-злодеем в этой истории? Удалось ли белке Одиссею спастись от мешка и лопаты, призванных «избавить белку от страданий»? Какую тайну хранит мальчик в темных очках и осталась ли Флора «прирожденным циником» к финалу этой увлекательной истории?

На все эти вопросы можно найти ответы в книге, у которой только один недостаток: она слишком быстро заканчивается.

О расширяющейся вселенной и пончиках с глазурью

Мне почему-то кажется, что автору было очень весело писать эту повесть. Тут в каждой строчке чувствуется искренняя любовь к своим персонажам (ко всем, даже к злобному коту Мистеру Клаусу и к Филлис Бакмен, большой нелюбительнице белок), и добрая усмешка, и желание пошалить.

А еще – сильное нежелание писать книги для детей упрощенным языком, не выходя за рамки лексикона, понятного детям по умолчанию.

О нет! «Флора и Одиссей» – книга, некоторые слова в которой знает и не каждый взрослый.


Тут между делом упоминается все, что угодно, от Афродиты до сырных подушечек и пончиков-великанов, от расширяющейся Вселенной до Десятитысячерукой тьмы, от Южного Полюса до стихотворений Рильке…

Читатель узнает, кто такой антагонист и что такое ворвань, что любят прирожденные циники и почему пациенту с сотрясением мозга нельзя спать.

Я читала эту книгу со смесью восхищения и постоянного ожидания: что еще придумает автор, о чем еще вычитает Флора в своих любимых комиксах с названием «Эти ужасы грозят любому из нас», какую умную мысль изречет мудрый не по годам Уильям Спивер и какие стихи еще напишет белк-супергерой.


Книжку «Флора и Одиссей», как и другие книги ДиКамилло, я читала с искренним интересом. И с улыбкой.

И не раз думала о том, что если б мне попалась такая история лет -дцать назад, о, сколько интереснейших игр можно было бы устроить по ее мотивам! Преступники, супергерои, злодеи, похищения, погони, тайны, драмы, – все здесь создано для того, чтобы с первой и до последней страницы увлечь юного читателя. Я не очень-то юная, и то увлеклась.

Это настоящий талант: написать детскую книгу так, чтобы и взрослым она не показалась пресной и скучной, как манная каша без варенья.

Кейт ДиКамилло считается детским писателем. Хотя, на мой взгляд, ее книги имеют предельно широкую возрастную адресацию ‒ как «Маленький принц» или «Властелин колец». Взрослым тут, может быть, еще интереснее, чем детям. Недаром ДиКамилло начинала как «взрослый» автор.

Но ее книги хорошо воспринимают даже дошкольники («Кролика Эдварда» и «Мышонка Десперо» я читала вслух пятилетней дочке). Во-первых, благодаря динамичному сюжету, который на каждом повороте обманывает читательские ожидания, поворачивая совсем не туда, и закручивается так лихо, что не отпускает до самого финала. Во-вторых, во всех историях ДиКамилло есть элементы сказки: говорящие звери, принцессы, рыцари... Эта внешняя событийная канва проста, насыщена приключениями, смешными эпизодами и абсолютно понятна маленькому ребенку.

Но внутри этих сказочных декораций всегда разворачивается параллельный сюжет: предельно реалистичное «взрослое» повествование о любви и одиночестве, добре и зле, предательстве и прощении.

Это сочетание детского и взрослого может стать хорошей почвой для самого первого разговора о сложности жизни, в которой все далеко не так однозначно, как в волшебной сказке.

Например, у Кейт ДиКамилло почти никогда нет антигероев. То есть изначально они, конечно, есть, иначе сюжет не построишь. Но по ходу действия оказывается, что у каждого из «злодеев» - свои мотивации, своя затаенная боль, порой объясняющая даже самые отталкивающие поступки.

Такие несказочные сказки могут послужить мостиком между двумя этапами постижения мира: черно-белым и оттеночным.

А вообще, эта пограничность, одновременное присутствие и в детском и взрослом смысловом поле делает, на мой взгляд, тексты ДиКамилло идеальными для подростков, тоже находящихся «между».

Главный сюжет и главный герой книг ДиКамилло - это чудо. Оно, как и положено чуду, невероятно, неожиданно, незаслуженно. Является, ломая логику привычной жизни. Это чудо победы любви над отчуждением, грубой силой, непреодолимыми обстоятельствами, ненавистью и даже смертью.

Персонажи, с которыми в мир входит любовь, всегда подчеркнуто негероичны, нелепы, слабы, зачастую смешны. Это всевозможные чудики, изгои, неудачники, надеяться на победу которых - полное безумие. И все-таки они побеждают.

Если бы мне надо было рассказать о сути христианства, не употребляя ни одного религиозного термина (например, человеку, который их на дух не переносит), я бы дала ему книги Кейт ДиКамилло. В первую очередь, две из них: «Мышонка Десперо» и «Флору и Одиссея».

Есть множество произведений, в том числе великих и гениальных, в которых финальное торжество добра носит чисто риторический характер. У Кейт ДиКамилло победа любви никогда не выглядит авторским произволом, чем-то надуманным и чужеродным. Этому чуду - веришь. Даже если ты прирожденный циник, как Флорабелла Бакмен, героиня «Флоры и Одиссея».

Честно говоря, сама я - совсем не циник. Но хорошо помню те времена, когда им была в подростковом возрасте. И помню, в чем больше всего на свете (часто тайком от себя самого) нуждается «прирожденный циник»: конечно, в чуде. Не в эльфах и единорогах, хотя многие соглашаются довольствоваться и этим, а в оглушительном и несомненном чуде преображения привычной безотрадной жизни, когда до боли в суставах жаждешь, чтобы все эти серые многоэтажки и вытоптанный двор, знакомый до оскомины, все это бедное, некрасивое, унылое «здесь и сейчас» - вдруг затопило невероятным, невымышленным, непобедимым светом...

Эта жажда слишком сильна, а подросток, как ему кажется, слишком хорошо знает жизнь и ее законы, чтобы на что-то надеяться. В таком случае спасение только одно: неустанно убеждать себя и других, что ты - прирожденный циник.

«Не надейся, только наблюдай», - бесконечно повторяет Флора, когда чудо врывается в ее жизнь.

«Не надейся, только наблюдай» - совет, почерпнутый из комиксов, которые Флора читает тоннами. Особенно ‒ рубрику «Грозящие нам ужасы». Ведь настоящий циник должен быть готов ко всему.

Кстати, некоторые, наиболее динамичные эпизоды «Флоры и Одиссея» тоже рассказаны с помощью комиксов. И этот ход абсолютно оправдан с художественной точки зрения. Это не иллюстрация литературного вкуса героини-подростка и уж тем более не заигрывание с читателем-подростком. Комиксы использованы в сценах потасовок и там, где события развиваются так стремительно, что словесное описание сильно тормозило бы их.

Любовь подростков к всевозможным супергероям, спасающим мир, можно рассматривать как одно из проявлений скрытой жажды чуда. У Флоры, конечно, тоже есть свой супергерой: персонаж комиксов по имени Инкадесто - скромный одинокий уборщик, который в момент опасности преображается в сияющий столп света и побеждает своего антогониста - Тысячерукую Тьму.

Чего-то подобного Флора ждет и от Одиссея - героя, с появлением которого в ее жизни меняется все. Ее ожиданиям не суждено сбыться, потому что сбудется нечто гораздо более важное и единственно нужное. То, о чем Флора и не мечтала, считая заведомо невозможным.

В начале истории Флора бесконечно одинока. Родители в разводе, мама-писательница целыми днями строчит любовные романы, при этом Флора уверена, что ее саму мама совсем не любит. И надо сказать, до определенного момента мамино поведение действительно наводит на такие мысли. Например, когда Флора заявляет, что переезжает к отцу, то в ответ слышит: «Это сильно упростит мне жизнь».

Свое одиночество Флора осознает только по ходу действия. И не успевает толком ему ужаснуться, затосковать «по себе подобным», а вокруг уже начинают стремительно возникать близкие по духу люди. Такие же «чудики, которых мир не жалует», как выражается мама-писательница.

Финал - классический хэппи-энд: все заливаются счастливыми слезами, держась за руки. Семья воссоединилась, конфликты разрешены, обиды прощены…

Звучит отвратительно, согласитесь? Особенно, если ты прирожденный циник.

А именно для них, в первую очередь, и написана книга. И написана так мастерски, с таким знанием психологии этих самых циников, что ни один из них, даже прочитав финальную сцену, не скажет, скривившись: «Не верю!» или «Патока!» (этим словечком Флора характеризует стиль материнских романов).

В чем же секрет? Во-первых, повествование у Кейт ДиКамилло - насквозь иронично. Она постоянно, особенно в самых патетических сценах, как бы отступает на шаг и смотрит на происходящее со стороны. Во «Флоре и Одиссее» это отстранение особенно наглядно. В наиболее эмоциональные моменты Флора начинает видеть мир как комикс: с облачками слов или мыслей, висящими над головой собеседника.

Во-вторых, ДиКамилло - мастер бытового сюрреализма. Выныривая из повествования, она умеет увидеть и подчеркнуть прекрасную абсурдность происходящего, выловив в потоке жизни какую-нибудь оригинальную и смешную деталь, которая вмиг разрушает и инерцию восприятия, и излишний пафос (там, где есть опасность в него соскользнуть).

Во «Флоре и Одиссее» устойчивый абсурдный фон создают не только второстепенные детали, но и основная сюжетная коллизия. Главный герой, Одиссей - это белка (точнее, белк, существо мужского пола), которую засосало в пылесос. Флора, случайно оказавшаяся рядом, спасла его, сделав искусственное дыхание (умение, почерпнутое из «Грозящих нам ужасов», разумеется).

После возвращения к жизни у Одиссея, названного так в честь марки пылесоса, который его чуть не убил, пробуждается сознание. Он становится мыслящим существом. Вместе со способностью мыслить в нем зарождается совершенно невероятная, сияющая любовь к бытию и в особенности к спасшей его Флоре, которая, кстати, на первой же странице этой истории категорически заявляет, что «ненавидит любовь».

Забавно, но читая Кейт ДиКамилло, почему-то постоянно ловишь себя на ассоциациях с русской классикой, особенно с Достоевским. Возможно потому, что ДиКамилло часто помещает своих героев в очень непростые жизненные ситуации (в «Мышонке Десперо» - девочка, которую собственный отец продал за пачку сигарет и красную скатерть, во «Флоре и Одиссее» - мальчик, ослепший от того, что родная мать выгнала его из дома), но из этой безусловной, безнадежной тьмы умеет выходить к свету...

В вихрь этой любви, как в сверхмощный пылесос, с удивительной скоростью втягиваются все окружающие, даже, в конце концов, мама писательница, которая на протяжении всей книги стремится убить Одиссея лопатой, но в финале вместе с остальными тоже заливается счастливыми слезами. И читает вслух стихи. Которые написал Одиссей.

Да-да. Кейт ДиКамилло сделала Одиссея еще и поэтом. Добравшись до компьютера или печатной машинки, он немедленно принимается писать стихи.

И это, конечно, настолько повышает всеобщий градус абсурда, что нестрашен уже никакой пафос и даже никакие разговоры о вечных вопросах, которые ДиКамилло всегда успевает под шумок протащить в текст и вставить где-нибудь в наименее заметном месте ‒ например, между старушкой, улыбающейся «во весь свой зубной протез», и диваном из конского волоса, с которого «слезы скатываются на пол».

На этот сюжетный стержень (белка-поэт) ДиКамилло нанизывает массу бесконечно смешных сценок. То домохозяйка Тути читает белке стихи Рильке и приглашает на поэтический вечер. То слепой мальчик Уильям Спивер критикует беличьи стихи, ведь «нельзя хвалить их лишь за то, что они написаны белкой»…

Но помимо смешного здесь есть и прекрасное, которое этим смешным надежно защищено и поэтому может позволить себе быть откровенно и беззащитно прекрасным. Вот, например, момент рождения поэта:

«Мир со всеми ароматами и вонью, предательством и радостью… нахлынул на Одиссея, прошил его насквозь, наполнил до краев… в голове звучат слова из стихотворения Тути: “Пламенем стой за вещами, сгорай...”

Да, ‒ думает он. ‒ Я так и сделаю. Я вспыхну, сгорю, а потом все это запишу...»

И возможно, именно благодаря стихам все и кончается хорошо. Да и люди, которые, на первый взгляд, случайно оказываются вовлечены в орбиту Одиссея, практически все так или иначе связанны с пространством культуры, что тоже влияет на благополучный исход.

При всей абсурдности и фантастичности сюжетных ходов книги Кейт ДиКамилло никогда не производят впечатления сказки. Они настолько реалистичны, погружены в узнаваемую повседневность, что порой даже кажутся чем-то выходящим за пределы литературы. ДиКамилло не боится насыщать свои тексты бытовыми подробностями, имеющими подчеркнуто нелитературную природу.

Этим же приемом пользуется в своих стихах и Одиссей, для которого мир целостен, не разделен на высокое и низкое, и одинаковым чудом кажется и любовь, и яичница-глазунья, и непрерывно расширяющаяся вселенная. Любая информация, попадающая в сознание белки поэта, немедленно превращается в стихи, будь то пончики с глазурью, строки Рильке или тоска по себе подобным.

При этом каждая бытовая деталь, мощно «заземляющая» текст, обладает не менее сильным символическим потенциалом. Кейт ДиКамилло умеет незаметно сдвигать оптику (часто ‒ внутри одного предложения) и превращать любую мелочь в метафору, быт - в бытие. Она может так сказать о сломанной лампе, которая «разбилась, но светится», что всем станет ясно: это уже не совсем о лампе. Совсем не о лампе. А о каждом из нас.

Отдельно можно было бы написать о символизме (и психологизме) имен. Так Флорабелла отзывается только на Флору, отвергая прекрасное («белла» ‒ по-итальянски значит «прекрасная») как опасное, чреватое чувствами, той самой ненавистной любовью. А Уильям Спивер ни в какую не соглашается становиться Биллом, как называет его новый муж матери. Ему даже Уильяма недостаточно, только Уильям Спивер, ведь «Уильямов много, а Уильям Спивер - один».

Но это все вопросы мастерства. А самое главное в книгах Кейт ДиКамилло - то, чего никакими приемами не достигнуть, нечто из области чистого дара. ДиКамилло - писатель, обладающий абсолютным слухом. В ее книгах нет ни одной фальшивой интонации.

Этот дар и позволяет ей говорить о таких серьезных вещах, где малейшая неосторожность грозит полным крахом. Браться за темы, с которых, как с ледяного гребня, так легко соскользнуть либо в пафос, либо в сентиментальность, либо в проповедь. И она не соскальзывает. Вообще, ни разу не оступается, что удивительно.

Во «Флоре и Одиссее» таких тем много: вера и неверие, одаренность и банальность, одиночество подростка и одинокая старость, непохожесть на других и мимикрия, дающаяся ценой потери души… О чем-то она говорит вскользь, о чем-то ‒ в лоб (но и это не вызывает раздражения), где-то использует совершенно неожиданные образы, проникающие сквозь защитные барьеры и надолго остающиеся в сознании (например, гигантский черный кальмар как символ разрушительного одиночества).

И при этом всегда остается собой: ироничной, предельно серьезной, смелой, настоящей. Собеседником, с которым неизменно интересно вступать в диалог. И детям, и подросткам, и взрослым.

Наталья Ключарева

Кейт ДиКамилло
«Флора и Одиссей. Блистательные приключения»
Художник Кит Дж. Кэмпбелл
Перевод с английского Ольги Варшавер
Издательство «Махаон», 2015

Достоинства:обожаем книги ДиКамиллы и эта не исключение! Дочери 9лет завлек сюжет в виде комикса, книга интересна! Недостатки: не заметили, все понравилось!

Достоинства: Хорошая книга. Хороший перевод. Хорошее оформление.

Ника Гаркалина0

Мне очень нравятся книги Кейт ди Камилло, в них все как в жизни. Я видела отзыв "не детские", видимо, потому, что мы даем детям все доброрафинированное. До какого-то возраста, согласна, это так должно быть, а потом дети все равно видят жизнь такой, какая она есть. Они видят грубость учителей, предательство родителей, они переживают одиночество, страх. И очень полезно в каой-то момент осознать, что ты не один, что кто-то также как и ты чувствует все это и думает: это я плохой или жизнь такая? Книга очень позитивная, она рассказывает историю 10-летней девочки, родители которой развелись, мама ее не понимает и не разделяет ее увлечения. Но внезапно в ее жизни появляется белка, которая меняет все и все попадают в череду захватывающих приключений. Все заканчивается хорошо. Очень рекомендую детям 8-10 лет и подросткам. Моя 5-летняя дочь тоже очень увлеклась.

Кузьминых Ольга, 46, Москва

Книги ДиКамилло написаны для детей, но назвать их детскими сложно: они взрослые. Я к ее сказкам всегда относилась как-то двояко – и нравятся вроде бы, и слишком мрачноваты, но финал всегда счастливый. В общем, непонятные чувства… Но читаю всегда с интересом, она очень своеобразно пишет. «Флора и Одиссей» - не совсем обычная ее книга. Она очень современная. И сделана отчасти в виде комикса. Мне понравился там, во-первых, мальчик Уильям Спивер, изъясняющийся на прекрасном и сложном языке, а во-вторых, понравилось мышление девочки Флорабеллы, которая зачитывалась комиксами «Преступники среди нас» и «Эти ужасы могут произойти с каждым» и на мир смотрела исключительно вот в таком свете. И сама себя называла циником, чтоб не переживать по поводу мамы и папы, которые развелись. В общем, смешная книжка. Несерьезная и серьезная. Очень необычная. И очень наполненная всякой всячиной вроде гигантских кальмаров, расширяющейся вселенной, пончиков с глазурью, стихов Рильке, а также самых невероятных фактов и советов по обращению с преступниками среди нас. Подросткам точно понравится. Взрослым – на любителя.

На протяжении жизни мы все встречаем людей, чьё отношение к нам считаем недобрым и оскорбительным. В детстве они дразнили нас, кричали на нас, запугивали, наказывали и даже били нас. В более старшем возрасте – они судачили про нас, унижали, злословили, обвиняли и строили интриги.

И мы думали – почему? Почему люди так жестоки к нам и друг к другу? Большинство из нас отвечали себе: «Потому что они плохие люди» , «Потому что они злые» , «Потому что они психопаты» и т.д.

В нашем обществе преобладают 2 типа реакций на оскорбление:

  1. Придти в ярость – и нанести ответный удар своими гневными атаками.
  2. Придти в замешательство – что я сказал или сделал не так? И затем наблюдать, как внутри нарастает печаль и обида: «Как они могут так плохо относиться ко мне?»

Думаю, вам приходилось реагировать и первым способом, и вторым. И мне тоже.

Мы включаемся в ситуацию – и становимся либо тираном (1 тип реакции), либо жертвой (2 тип реакции). Потому что чувствуем себя обиженными. А своих обидчиков считаем психопатами или истеричками.

Мы глубоко оскорблены, и нам нет дела до того, кем являются эти люди на самом деле . Мы реагируем в ответ на их поведение в данный момент.

Однако мы можем научиться по-настоящему понимать , почему «плохие люди – плохие». И польза от этого понимания безгранична, и лично для нас, и для нашего окружения.

Почему же одни люди оскорбляют других

Почему «плохие люди – плохие»? Что находится за завесой их поведения?
Большинство из «плохих» людей не являются психопатами. На самом деле эти люди глубоко ранены .

Мы отказываемся это понимать, потому что глубоко обижены на них. Мы даже придумываем для себя отговорку: «Ну и что? Каждый человек страдает, но это не оправдывает такое поведение!»

Тем не менее, если вы проявите осознанность, то поймёте, что:

Любое недоброе, жестокое, порочное и оскорбительное поведение имеет свои корни в боли.

Я это чувствую и наблюдаю во время . Вы же можете проанализировать поведение знакомых вам людей, которые вели себя нехорошо по отношению к вам. Если вы знаете историю их жизни, то вы можете проследить и понять, что их нехорошее поведение основывается на какой-то боли.

Эта боль может быть вызвана ссорами в семье, стрессами на работе, разводом, какой-то личной трагедией, депрессией, низкой самооценкой или страхом неудачи. Не так уж важно, чем она вызвана. Важно то, что эти люди НЕ знают, как справиться со своей болью, – и направляют её на других.

И эта боль умножается. Потому что теперь больно ещё и вам. Теперь эта боль питается энергией эмоций от вас обоих. И пойдёт дальше.

Однако вы можете остановить её распространение и умножение, если постараетесь понять причины оскорбительного поведения людей.

И в следующий раз, когда кто-то будет перекладывать на вас свою боль и плохо относиться к вам, остановитесь. Позвольте себе прочувствовать свои эмоции ярости, гнева или обиды – и отпустите их. Не выплёскивайте на своего собеседника.

Лучше спросите себя: «Какую боль испытывает этот человек? Что заставляет его сейчас так действовать?»

Таким образом:
– вы не позволите его боли множиться за счёт ваших бурных эмоций и распространяться дальше вовне;
– вы впустите в свою жизнь сочувствие и прощение .

Возможно, кто-то из окружающих проявит такую же милость и по отношению к вам – когда у вас возникнет желание направить свою боль на другого человека.