Психологическая и бытовая адаптация людей потерявших зрение. Жизнь после травмы глаза. Повязка на глаз, темные очки или протез

Заметно, что власти всех уровней в России напряглись: прошедшие неделю назад акции протеста, оказавшиеся сверхмолодёжными , подняли градус нервозности у «слуг народа». Неожиданно власти поняли, что прозевали появление в стране серьёзной протестной общности. Что, несмотря на патриотическую идеологию, «неправильно» воспитали детей. «Антигосударственно». В результате этого прозрения страна в течение недели наблюдала, как официальная журналистика, провластные публицисты и политологи, депутаты, чиновники и «примкнувшие» всех мастей разглагольствуют о том, как вредно для молодёжи митинговать, протестовать и бороться с коррупцией.

На этом жарком дискуссионном фоне каждый изощряется в меру своего ума и желания попиариться. Например, политолог Максим Жаров на круглом столе ИА REGNUM заявил, что группы протестных акций и суицидальные группы могут вести одни и те же люди.

Ну а губернатор Самарской области Николай Меркушкин, о чьём рублёвском особняке, кстати, Алексей Навальный тоже снял разоблачительный ролик, решил «лизнуть» вышестоящим властям с настоящим размахом.

Гони студентов, нужна массовка!

Николай Меркушкин, к которому теперь, похоже, прочно приклеилась кличка «Коленька убогенький», решил перещеголять Навального. Мол, раз тот вывел толпу молодёжи – я выведу ещё больше. Вот только сбор «массовки» губернатор провёл в традиционной для «Единой России» манере: в порядке добровольно-принудительном. С использованием административного ресурса. Ну, как в классике: «а кто не будет брать, отключим газ» (с).

От вузов города потребовали «массовку». Согнали 2 000 человек, усадили. Поругали оппозиционера Навального. Похвалили губернатора Меркушкина. Защитили «оклеветанного» Дмитрия Медведева. Показали фильм, в котором оппозиционные митинги сравнили с украинским Майданом. Заодно проехались по коммунистам:

— В толпе видны красные флаги: уникальность Самарской области проявилась в том, что представители парламентской партии заняли антигосударственную позицию.

В головы студентам попытались вбить идею о том, что любые протесты, любое публичное высказывание недовольства действиями властей – это «антигосударственная позиция». Это экстремизм.

«Коленька, Коленька, ты такой убогенький»

Видимо, губернатор Меркушкин решил, что все студенты, опасаясь репрессий со стороны деканатов и ректоратов, будут молчать и кивать. Но внезапно в зале раздалась частушка:

Коленька, Коленька, ты такой убогенький.

Коленька, Коленька, эх, какой убогенький.

Зачем ты, Коля, нахимичил, мне безлимитку ограничил.

Коленька, Коленька, какой же ты убогенький!

Охрана бросилась отбирать гитару у Валерия Ремизова – незрячего студента юрфака Самарского госуниверситета с I группой инвалидности. Но тот «затыкаться» не стал и вывел губернатора на дискуссию. Меркушкин был вынужден отвечать на вопросы.

Но честной дискуссии всё равно не получилось: студента-инвалида выволокли из зала полицейские. Напоследок он послал губернатора по конкретному адресу… в отставку.

Пенсии по 70 – 100 тыс. рублей и шапочка из фольги

Николай Меркушкин попытался взять ситуацию под контроль, отвечая на выпады студента, но получилось это у него на «двойку». Оказалось, по словам губернатора, что безлимитный проезд ограничили пенсионерам, которые получают… 70 – 100 тысяч рублей пенсии.

Это высказывание Меркушкина вызвало шквал возмущения в соцсетях: губернатор так оторван от народа, что просто не понимает, какой бред несёт. Лишний нолик к пенсиям приписал. Видимо, для обладателя особняка на Рублёвке стоимостью в несколько сотен миллионов рублей (если верить расследованию Алексея Навального) разница между 7 и 70 тысячами пенсии несущественна…

Вообще на форуме, судя по отзывам присутсвующих, прозвучало немало высказываний, за которые в психиатрической клинике вполне могли бы поставить диагноз «параноидальный бред». Тут и роботы-жучки, которые будут присасываться к американским ракетам и похищать «начинку», и личное участие американского посла в организации самарского митинга, и внимание ЦРУ непосредственно к губернатору Меркушкину… только шапочки из фольги не хватает.

Похоже, не зря всё-таки Навальный назвал ролик о Меркушкине «Пролетая над гнездом сумасшедшего губернатора».

А ещё Госдеп пытается сорвать проведение в Самаре чемпионата по футболу мира в 2018 году и тормозит строительство стадиона. Это даже комментировать невозможно.

Вот такие в России губернаторы. Надеемся, в Москве по достоинству оценят резонансную инициативу «Коленьки» и глубокую мудрость его высказываний.

Справка «Русской Прессы»: Николай Меркушкин прославился, возглавляя Мордовию, обеспечением «Единой России» на выборах в 2012 году 95% голосов . На посту губернатора Самарской области отобрал льготы у пенсионеров и инвалидов, стал участником дела, возбуждённого ФАС в связи с лоббированием интересов «Газпрома».

Среди набора высказываний, принёсших Меркушкину неувядаемую славу, выделяется ответ бывшей работнице предприятия «АвтоВАЗагрегата». На вопрос, когда предприятие выплатит долги по зарплате, губернатор ответил: если вы будете «разговаривать в таком тоне», то долги не выплатят никогда .

Фото: meduza.io, htltplus.info, BBC, samara.mk.ru

Очередное выступление губернатора Меркушкина стало поистине триумфом языкового деконструктивизма. Счастье присутствовать при этом умопомрачительном художественном явлении выпало участникам первого этапа августовской областной конференции работников образования в здании самарского театра оперы и балета. Даже «Засекин», который вот уже три последних года дословно расшифровывает произносимое гражданином Меркушкиным, справедливо полагая, что фанаберический, завиральный и контуженный язык высокопоставленного оратора разоблачает его гораздо точнее, чем любые критические инвективы, был нешуточно потрясён. Любители сенсаций и политических скандалов на этот раз могут взять паузу. Вчерашнее выступление губернатора представляет выдающийся, но сугубо эстетический, художественно-культурный и медицинский интерес. Только Меркушкину удалось в полной мере воплотить на практике мечты литераторов-постмодернистов о непосредственном речевом деконструктивизме. То, что не удалось гениальному Владимиру Сорокину, демонстрирующему распад смыслов и фонетических мыслеформ посредством зауми и обсценной лексики, неотразимо и вполне цензурно творит губернатор Самарской области. Впрочем, наслаждайтесь сами. «Засекин» предлагает предельно дословную расшифровку девяти стартовых минут «оперно-балетной речи» Николая Меркушкина.

Уважаемые друзья, коллеги! Мы не в первый год уже с вами встречаемся на августовских конференциях. Конечно, само мероприятие имеет исключительно важное значение для будущего нашей области, города Самары, да и не только нашей области. Первые мои впечатления от августовских конференций здесь в Самарской области были очень-очень, скажем, может быть, печальны, так даже я хочу сказать. Это было в Тольятти, в двенадцатом году, когда я приехал на тольяттинскую конференцию. Я уже это говорил, но хочу сказать ещё раз. Почему? Потому что я вчера снова был в Тольятти не на конференции. Завтра мы будем там на конференции в Тольятти.

Мы это мы вот говорил, конечно, пока ещё мы в педагогической среде нашей такого вот ну полного понимания роли, задачи учителя в современном обществе до конца, может быть, не осознано. И вот когда вот та конференция четырёхлетней давности в зале было тысяча триста человек через пятнадцать минут там первые тридцать человек ушли, а через час, через час, ещё там и доклада до конца не было, потом там доклад был не первым, были выступления, ушло, примерно, из этих тысячи трёхсот треть участников конференции. И для меня показалось это абсолютно диким явлением. И я потом, когда в конце выступал, сказал, ну если учитель, дающий урок, и с его урока будут уходить пачками дети, вообще что в принципе это означает. И к чему это всё может привести. И я долго после этого осмысливал всё-таки причины вот этого явления, что как считается повсюду августовская конференция - это главный урок ввода для учительства, да, и с этого главного урока ввода через пятнадцать минут массами уходят учителя, то вот очень о многом говорит.

Ну и почему я снова этот пример привожу. Вчера была встреча, была встреча, просто тоже хочу сказать. Уместно или не совсем уместно, но мы просто эти вещи, видимо, должны учитывать. Учитывать и понимать базовые вещи, то без чего просто невозможно выстроить правильно потом работу и в школе, и сориентировать там учащегося, студента и так далее. Это исключительно важно. Когда выскакивает учительница и говорит: вот я такая патриотка страны, я за страну, кто должен патриотов воспитывать - школа, вы согласны, Николай Иваныч, говорит. Конечно, согласен, школа в первую очередь должна воспитывать патриотов. А почему такое отношение к школе у государства? Почему ничего вообще не делается? Я её остановил и спрашиваю: вы про новую программу модернизации школы знаете? Она: какую программу? Ну вот ту, которую приняли в том числе, о той о которой я говорил вот в послании. И сегодня многовато, может, о послании говорили, почти целый доклад, вот, ну как раз об этом говорилось, модернизация школ, значит, слова Владимира Владимировича Путина, что мы должны от двухсменки уйти, мы должны современные новые школы создать, мы новые стандарты должны и под эти новые стандарты оборудовать все школы страны. Все школы, которые не соответствуют этим стандартам. И для на эти цели в программе определено три триллиона рублей. Это самая, самая дорогостоящая программа страны. Самая. И когда ей сказали, вы об этом знаете, конечно, она ничего не знает. И более того, подают на весь зал, а зал тот же на тысячу триста мест, огромный зал, больше, чем этот, она подаёт вещи абсолютно, значит, непрофессиональные. Не зная тех базовых вещей, которые делают стране и то, на что по большому счёту мы должны быть сориентированы и максимально в итоге, значит, использовать возможности этой программы в интересах нашей области. Города Самары, города Тольятти, других городов и поселений области.

Или хочу другой факт, ну, может быть, это к нам прямого отношения не имеет - как быстро была немножко искажена и поддержана высказывание председателя правительства страны в Дагестане. В том числе наши, наши, значит, есть в педагогической среде работающие, есть, которые считают, что они главные защитники педагогов, педагогов, вовсю подписывались под этой петицией. А хочу сказать, он, Медведев, был инициатором национального проекта «Образование», он инициатор Сколкова, он один из инициаторов вот этой новой программы. Я очень хорошо знаю его отношение к образованию. Как и президент, и он, абсолютно у них мнение такое, что только образованный человек, только школа в итоге приведёт наше государство к конкурентоспособности, и, может, сохраним мы своё государство. Если будет современная школа, готовящая очень образованных, воспитанных, понимающих, с высокой культурой выпускников. Ну, кому-то очень надо, потому что это, эта учительница выскочила, тоже потом выяснилось, её заказали. Понимаете? Заказали политические оппоненты для того, чтобы она выскочила и посеять смуту в зале. Посеять смуту в зале!

То же самое, то же самое, что касается председателя правительства. Конечно, его очень хотели бы сейчас сбить. Есть такое выражение - сбить. Да? Чтобы со строя один из ключевых звеньев президентской команды выпал. Выпал, и тем самым сажать и сажать, значит, возможности для созидательных процессов страны.

Поэтому, конечно, нам на этом этапе, а ещё раз и вот на конференциях, нам, как бы власти в том числе, между вами надо достичь такой, таких взаимоотношений, чтобы мы были как на самом деле единое целое и единая команда. Если мы такими будем, мы точно преодолеем всё, мы точно будем побеждать, мы точно будем конкурентоспособными и мы точно сохраним свою страну.

Если будут вещи те, которые вот исходят в том числе от учительства, может, правда, она и не учительница, хоть, правда, вечером мне сказали, что она точно учительница, что я вынужден был сказать, что там дальше разговор был, детали не буду говорить, мы проверим, и мы тут же проверили, то, что она сказала, что зарплата снизилась у учителей города Тольятти значительно. Что это абсолютно не так. Абсолютно не так. И если это не подтвердится, то мы будем ставить вопрос по поводу статуса. Может ли учитель вообще себя так вести. Дезинформировать общество, специально создавать те вещи, которые создают хаос, хаос и так далее.

Расшифровал и прокомментировал Глеб Райт

Если человек из-за проблем со зрением перестает узнавать в подъезде своих соседей, не может даже с помощью самой сильной лупы прочесть газету или уследить за перемещениями футболистов на телевизионном экране - он смиряется с этим. Но вот наступает момент: он подходит к зеркалу и… не узнает своего лица. Вместо себя слепнущий видит только странно-размытое, невнятно-туманное изображение, напоминающее картины некоторых «особо продвинутых» современных художников. И ему становится по-настоящему страшно и даже жутко.

У человека, полностью потерявшего зрение, ситуация складывается еще более тяжелая. Тифлологи (специалисты по реабилитации слепых и слабовидящих) говорят в этом случае о психологическом эффекте «исчезновения зеркала». Невозможность взглянуть на собственное отражение - пожалуй, наиболее болезненное последствие слепоты. С этим смириться тяжелее всего.

«Когда пациент теряет зрение, для него эта ситуация является не просто стрессовой, а поистине шоковой. Избежать депрессивного состояния в первые несколько месяцев слепоты почти никому не удается», - рассказывает психолог Санкт-Петербургского центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению Юлия Ломакина .

«Не сочтите меня за сумасшедшего, но иногда я ловлю себя на мысли, что как бы отделяюсь от собственного тела, становлюсь просто незрячим и незримым духом», - написал в одном из своих очерков ослепший журналист и писатель из Ставрополя Дмитрий Гостищев.

Не только люди, потерявшие зрение, но и, например, узники, помещенные в светонепроницаемый карцер, уже через несколько дней начинают испытывать странные ощущения - как будто бы они растворяются в окружающей темноте. В первые дни, недели и даже месяцы слепота нередко ассоциируется у пациента с собственной смертью.

Дать возможность перестроиться!

«Острая, болезненная реакция на потерю зрения совершенно естественна и нормальна, - поясняет Юлия Ломакина. - Важно, чтобы и сам «потерпевший», и его родственники сохраняли спокойствие и присутствие духа. Необходимо дать организму возможность перестроиться, привыкнуть к «жизни в темноте».

Человеку нередко кажется, что его страдания будут продолжаться вечно, до конца жизни. На самом же деле даже в самых тяжелых случаях период адаптации к слепоте обычно длится не более года. За это время пациент способен не просто привыкнуть к своему новому положению, но и фактически вернуться к прежней жизни. Уже через год незрячие люди способны без посторонней помощи обслуживать себя, следить за чистотой в доме, стирать и гладить свои вещи, пришивать пуговицы, готовить простые блюда на электрической или газовой плите.

Когда человек научился хорошо ориентироваться в собственном жилище, самое время «выходить в большой мир», перемещаться по своему родному городу или селу. Выучить 10-15 маршрутов за год вполне реально.

Домашняя работа - лучшая терапия

Разумно ли показывать ослепшему близкому человеку свое сочувствие? Поможет ли это в процессе реабилитации? Или только вызовет горечь и отчаяние?

Вопрос не простой. В первые дни, недели и даже месяцы слова сопереживания уместны. Но «оплакивать» слепого всю жизнь неверно. Задача родственников, друзей и близких в том, чтобы показать попавшему в беду: он может вести гармоничную, успешную, благополучную и даже счастливую жизнь.

Не нужно путать инвалидность с беспомощностью. Инвалиды по зрению, если слепота не сопряжена с другими тяжелыми заболеваниями или преклонным возрастом, в уходе обычно не нуждаются. Более того, выполнение домашней работы для них - один из эффективных способов реабилитации.

Ослепший человек часто не может продолжать работать по специальности. Это приводит к чувству невостребованности. Проблему можно решить очень просто: необходимо пересмотреть и перераспределить семейные обязанности. При этом не стоит разделять работу на мужскую и женскую.

Часто встает вопрос: нужно ли проводить какую-то перепланировку или реконструкцию жилья, чтобы слепой член семьи чувствовал себя уютно? В этом нет необходимости. Для незрячего человека не нужно создавать какие-то «особые условия». Важно лишь не переставлять мебель и не переносить вещи с места на место, не проинформировав об этом слепого родственника.

Моя жена - самая красивая!

Ослепший человек порой теряет уверенность в собственной привлекательности, в притягательности для противоположного пола. Особенно это касается женщин. В этой ситуации очень важно, чтобы зрячий муж поддержал свою слепую жену, чаще говорил ей: «Ты у меня самая красивая! Ты у меня лучшая!»

Вполне реально без визуального контроля научиться пользоваться косметикой. Незрячий человек при желании может выглядеть не просто опрятно и аккуратно, а нарядно и элегантно. Это тоже важная часть терапии.

В отношениях между людьми очень важен зрительный контакт, возможность «посмотреть в глаза и увидеть душу». В супружестве с незрячим такая возможность отсутствует. Иногда это приводит к досадным недоразумениям. Например, во время разговора слепой может неожиданно начать качать головой или повернуть голову в другую сторону. Зрячему человеку такое поведение кажется проявлением невнимания. Но злого умысла здесь нет. Деликатно попросите своего собеседника всегда держать голову строго по направлению к говорящему - и общение станет более приятным для обеих сторон.

Происходят и другие казусы. Во время посещения общественных мест незрячие люди порой воспринимаются как «бессловесные создания». Например, зрячая жена сопровождает своего слепого мужа к врачу. А эскулап и не думает обращаться непосредственно к пациенту. Он спрашивает у поводыря: «Что случилось с вашим мужем?». Так же часто ведут себя официанты. Им не приходит в голову, что «особенный» посетитель хочет и может сам сделать заказ. В этой ситуации сопровождающему лучше не высказывать недовольства, а вместо этого вежливо, но четко попросить «официальных лиц» обращаться непосредственно к инвалиду по зрению.

Магические прикосновения

Как влияет отсутствие зрения на интимную жизнь? Во время посиделок в Обществе слепых можно услышать немало примечательных историй. Нередко рассказывают о том, что женщины, испытавшие наслаждение в объятиях «слепого рыцаря», уже никогда не смогут встречаться со зрячими мужчинами. Даже если они расстанутся с нынешним возлюбленным, то все равно будут искать нового кавалера только в «слепецкой» среде. Дело, мол, в особых магических прикосновениях, которыми владеют только незрячие.

Верить этому или нет - каждый решает сам. Но факт остается фактом: среди инвалидов по зрению немало успешных донжуанов. Да и незрячие красавицы не отстают. Секрет этой привлекательности прост. Человеческий организм щедро компенсирует недостаток одного из чувств: при отсут-ствии зрения усиливается осязание. С помощью кончиков пальцев слепой мужчина или незрячая женщина доставляют партнеру такое наслаждение, на которое не способен ни один «глазастый» Казанова. Разумеется, «ослепление» одного из супругов является огромным ударом для всей семьи. Но произошедшая трагедия парадоксальным образом помогает супружеской паре по-новому открыть друг друга.

А еще психологи говорят об «эффекте человека-невидимки». При общении со слепым «глазастик» может видеть своего собеседника, а противоположная сторона лишена этой возможности. В психологическом плане такая ситуация очень комфортна для зрячих людей. Она помогает им расслабиться, раскрыться, чувствовать себя увереннее, избавиться от комплексов и внутренних страхов, поэтому общение получается более доверительным и душевным.

Психология больного с утратой зрения. Как отмечается в литературе, зрение имеет несколько психологических сторон: а) оно включает в себя круг актуального взаимодействия с непосредственной действительностью; б) отделяет субъекта от окружающей сред («я» – «другие и мир»); в) дает возможность воспринимать других и сравнивать себя с другими; г) позволяет воспринимать вместе с другими те же явления – общие впечатления . Психологические особенности зрения находятся в непосредственной зависимости от органа зрения – глаза, который является орудием познания внешней среды, а его функции лежат в основе трудовой и творческой деятельности [Ерошевский Т. И., Бочкарева А. А., 1977]. Слуховой и зрительный анализаторы обеспечивают не только по­ступление, но и переработку идущей из внешней среды информации.

В психологии любого человека, страдающего заболе­ванием глаз, независимо от степени угрозы потери зрения, всегда выступает опасение и даже страх стать слепым [Николенко Т. М., 1977]. Так, блефароспазм, практически лишая больных зрения, порождает слож­ную систему переживаний, ведущих к нарушению при­вычного жизненного стереотипа, затруднению адаптации. Сила психотравмирующего воздействия в таких случаях определяется индивидуальной значимостью болезни для данного пациента. Типы реагирования раз­личны: истерический, тревожно-депрессивный, фобический, ипохондрический [Вышлов В. Ф., 1977].

У некоторых больных глаукомой после ознакомле­ния их с диагнозом, с серьезностью заболевания, при­водящего иногда к потере зрения, сразу же возникают состояние угнетенности, тревога, страх. Эти психоло­гические сдвиги носят довольно затяжной характер: от нескольких недель до месяцев, 2-3 лет [Вострокнутов Н. Н., Михеева Е. Г., Успенский Б. А., 1973].

Прогрессирующее снижение зрения обычно сопро­вождается глубокими переживаниями. Настроение у больных, как правило, сниженное, нередки жалобы на бесперспективность, одиночество, беспомощность. При подготовке к операции и после нее, при ношении повязки на глазах интенсивность этих переживаний значительно ослабевает, уступая место надежде на благоприятный исход. В случаях же, когда оперативное вмешательство не приводило к улучшению зрения, наблюдалось усиление этих психологических сдвигов [Никитина Г. Ф., 1975]. У некоторых больных с нало­женной повязкой после удаления катаракты на фоне приподнятости настроения с недооценкой тяжести и серьезности заболевания наблюдалось оживление, нарушение режима, стремление снять повязку [Зискинд Ю., 1963], т. е. имеет место проявление гипосоматонозогнозии.

Личностная реакция на внезапную потерю зрения являлась предметом исследования у раненых во время Великой Отечественной войны. Наблюдения в глазных отделениях военных госпиталей показали, что почти каждый раненый с потерей зрения под влиянием внезап­но на него обрушившегося увечья - слепоты - переживает тяжелый «кризис личности» [Мерлин В. С., 1945]. Конечный выход из него - приспособление к сле­поте, примирение с ней, возвращение в семью и включе­ние в трудовую деятельность, иждивенческие установки и проч.- обусловливается в значительной мере преморбидно-личностными особенностями. В подавляющем большинстве случаев этот кризис не выходит за пределы психологических реакций, преимущественно в виде сниженности настроения, ослабления двигательной активности. В отдельных случаях наблюдается «двигатель­ная буря» с суицидальными высказываниями [Ракитина П. А., 1947]. По нашим наблюдениям, дело не ограничивается только высказываниями, иногда такие больные совершают суицидальные действия. Выключение зрения, вызывая полный отказ от прежнего жизненного стереотипа или значительно изменяя его, приводило к «реконструкции» личности [Матвеев В. Ф., Семенов А. И., 1973, 1975].

При оценке качественных параметров психологической реакции на слепоту следует учитывать их зависи­мость не только от преморбидно-личностных особенностей, но и от биологических возможностей организма, его способности компенсировать потерю функции. При­нято считать, что у слепых наступает изменение порога анализаторов слуха, осязания, обоняния, хотя пороги и не выше нормы, но они достигают высокой степени дифференцированности.

Реакция больных на слепоту, по данным А. И. Семе­нова (1974), проходит следующие три этапа. Первый - этап острой реакции, сопровождающийся ситуационно- тревожным состоянием, страхом слепоты, подавленным настроением, ослаблением двигательной активности. Второй - этап снижения настроения, энергии и инициа­тивы с сохранной надеждой на эффективность опера­тивного лечения. Иногда эти психологические проявления могут принимать характер патологической формы реагирования в виде депрессии. Третий - патологи­ческое развитие личности. Обычно же субъективная оценка слепоты в конечном счете ограничивается сохранением идей ущербности, развитием аутистических тенденций, погруженности в мир внутренних пережи­ваний [Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К., 1976].

Психологические сдвиги у больных со снижением зрения, слепотой в диагностическом периоде свидетель­ствуют о различной степени выраженности стресса. Нор­мосоматонозогнозии преобладают. Переоценка сим­птомов, как и их игнорирование, встречаются редко В период лечения (как медикаментозного так и хирургического) адаптация к болезни неустойчива. В переживаниях и представлениях больного ведущее место принадлежит надежде на эффективность лечения Нормосоматонозогнозии, занимая главенствующее положение, отличаются известной устойчивостью ослаблением эмоциональной окрашенности. Гиперсоматонозогнозии встречаются редко. В реабилитационно-восстановительном периоде личностные реакции обычно нормосоматонозогнозического типа. Чаще вст­речается переоценка утраты зрения с идеями ущерб­ности. Во всех трех периодах болезни, помимо психоло­гических форм реагирования, наблюдаются и депрес­сивные реакции.

Итак, формирование соматонозогнозий при пора­жениях зрительного и слухового анализаторов определяется в основном затруднениями поступления инфор­мации извне и ее переработки. Они не идентичны при той или иной стадии заболевания. Наступающие при этом нарушения межличностных отношений указывают на предпочтительную заинтересованность социально- психологического уровня в становлении соматонозог­нозий. Утрата слуха и зрения в диагностической стадии болезни всегда сопровождается состоянием стресса. В стадии лечения адаптация к болезни отличается неустойчивостью, незавершенностью в связи с сохране­нием некоторых надежд на благоприятный исход за­болевания. В реабилитационно-восстановительной ста­дии выработка психологических механизмов приспо­собления к изменившимся условиям жизни и деятельности в связи с наличием физических дефектов происходит замедленно. Гиперсоматонозогнозии - не столь уж редкое явление. Значительно реже встречаются гипо- и диссоматонозогнозии. Из патологических форм от­ношения к болезни преобладают депрессивные реакции. При поражении органов зрения и слуха, естественно, страдают отношения с окружающими, что указывает на заинтересованность прежде всего социально-психологического уровня личности больного.