Значение зырянов александр никифорович в краткой биографической энциклопедии

Место смерти:

возле с. Скатинское, Скатинская волость, Камышловский уезд Пермская губерния , Российская империя (ныне Камышловский район , Свердловская область)

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Алекса́ндр Ники́форович Зыря́нов (28 августа 1830 года - 12 ноября 1884 года) - русский краевед и просветитель. Автор более 60 работ по истории , археологии , экономике , этнографии , метеорологии , культуре и быту населения Шадринского уезда.

Биография

Александр Никифорович Зырянов родился 28 августа 1830 года в селе Верхний Яр Далматовской волости Шадринского уезда Пермской губернии (ныне в Далматовском районе Курганской области). В 1846 году окончил Далматовское духовное училище. В -1861 годах работал волостным писарем в Уксянской, затем в Батуринской, Каргапольской, Мехонской, Барневской и Иванищевской волостях Шадринского уезда. С 1861 года - адвокатом по крестьянским делам в Далматово . По его инициативе в 1859 году была открыта первая в уезде бесплатная школа для крестьянских детей в селе Иванищевском Иванищевской волости Шадринского уезда и публичная библиотека в Шадринске .

Из других его работ наиболее важны: «Материалы для истории заселения Зауральского края» (в «Пермских губернских ведомостях » за , 1871 и 1876 годы) и «Крестьянское движение в Шадринском у., в 1843 г.» («Др. и Н. Россия», г., № 11). В 1880-х Зыряновым было напечатано несколько статей о курганах и городищах Шадринского уезда и истории города Далматова («Пермские Губернские Ведомости») .

Будучи действительным членом Императорского географического общества , он, по его поручению, около 20 лет занимался метеорологическими наблюдениями в родном селе и Далматове; результаты их напечатаны в «Записках Уральского Общ. Любит. Естествознания». Награждён Серебряной медалью Русского географического общества () и Большой Серебряной медалью Русского вольного экономического общества .

После его смерти семья осталась почти нищей и всю его лич­ную библиотеку и архив вынуждена была продать купцу Дерюшеву на обёртки. По рассказам, Дерюшев увез три воза книг.

Память

Решением Далматовского райисполкома от 19 января 1973 г. именем А. Н. Зырянова назван народный краеведческий музей Дома пионеров. Портрет А. Н. Зырянова (в последний год его жизни) в 1927 году пожертвован Далматовскому музею внуком А. Н. Зырянова, сыном Антониды Александровны, Василием Дмитриевичем Ловыгиным.

В 1991 году Центральной городской библиотеке г. Шадринска Курганской области Постановлением президиума Курганского областного Совета народных депутатов от 19.09.1990 г. № П-91 было присвоено имя её основателя Александра Никифоровича Зырянова.

С 2003 года проводится научно-практическая конференция «Зыряновские чтения», в 2008 году мероприятие получило статус всероссийского. Тематические направления: археология и этнография, историческое краеведение, историография и источниковедение, музееведение, литературное Зауралье, географические науки, живая природа.

Напишите отзыв о статье "Зырянов, Александр Никифорович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Зырянов, Александр Никифорович

– Как так – не помнишь? – не поняла мать.
– Ну, вот смотрю, смотрю и не помню... Как же так, я же его очень люблю? Может, и правда его больше нет?..
– Простите, а вы можете его увидеть? – осторожно спросила у матери я.
Женщина уверенно кивнула, но вдруг что-то в её лице изменилось и было видно, что она очень растерялась.
– Нет... Я не могу его вспомнить... Неужели такое возможно? – уже почти испуганно сказала она.
– А вашего сына? Вы можете вспомнить? Или братика? Ты можешь вспомнить своего братика? – обращаясь сразу к обеим, спросила Стелла.
Мама и дочь отрицательно покачали головами.
Обычно такое жизнерадостное, личико Стеллы выглядело очень озабоченным, наверное, никак не могла понять, что же такое здесь происходит. Я буквально чувствовала напряжённую работу её живого и такого необычного мозга.
– Придумала! Я придумала! – вдруг счастливо заверещала Стелла. – Мы «оденем» ваши образы и пойдём «погулять». Если они где-то есть – они нас увидят. Правда же?
Идея мне понравилась, и оставалось только мысленно «переодеться» и пойти на поиски.
– Ой, пожалуйста, а можно я с ним побуду, пока вы не вернётесь? – упорно не забывала своего желания малышка. – А как его зовут?
– Пока ещё никак, – улыбнулась ей Стелла. – а тебя?
– Лия. – Ответила малышка. – А почему всё-таки вы светитесь? Мы один раз видели таких, но все говорили, что это ангелы... А кто же тогда вы?
– Мы такие же девочки как ты, только живём «наверху».
– А верх – это где? – не унималась маленькая Лия.
– К сожалению, ты не можешь туда пойти, – пыталась как-то объяснить, попавшая в затруднение Стелла. – Хочешь, я тебе покажу?
Девчушка от радости запрыгала. Стелла взяла её за ручку и открыла перед ней свой потрясающий фантастический мир, где всё казалось таким ярким и счастливым, что не хотелось в это верить.
Глаза у Лии стали похожими на два огромных круглых блюдца:
– Ой, красота-а кака-ая!....А это что – рай? Ой ма-амочки!.. – восторженно, но очень тихо пищала девчушка, как будто боясь спугнуть это невероятное видение. – А кто же там живёт? Ой, смотрите, какое облако!.. И дождик золотой! А разве такое бывает?..
– А ты когда-нибудь видела красного дракончика? – Лия отрицательно мотнула головой. – Ну, вот видишь, а у меня бывает, потому что это мой мир.
– А ты тогда, что же – Бог??? – Но ведь Бог не может быть девочкой, правда же? А тогда, кто же ты?..
Вопросы сыпались из неё лавиной и Стелла, не успевая на них отвечать, засмеялась.
Не занятая «вопросами-ответами», я стала потихонечку осматриваться вокруг и совершенно поразилась открывающимся мне необыкновенным миром... Это был и в правду самый настоящий «прозрачный» мир. Всё вокруг сверкало и переливалось каким-то голубым, призрачным светом, от которого (как должно было бы) почему-то не становилось холодно, а наоборот – он грел каким-то необыкновенно глубоким, пронизывающим душу теплом. Вокруг меня, время от времени, проплывали прозрачные человеческие фигуры, то уплотняясь, то становясь прозрачными, как светящийся туман... Этот мир был очень красивым, но каким-то непостоянным. Казалось, он всё время менялся, точно не зная, каким бы остаться навсегда...
– Ну что, ты готова «погулять»? – вырвал меня из моих мечтаний бодрый Стеллин голосок.
– А куда пойдём? – очнувшись, спросила я.
– Пойдём искать пропавших! – весело улыбнулась малышка.
– Милые девочки, а вы всё же разрешите мне постеречь вашего дракончика, пока вы будете гулять? – ни за что не желая его забыть, потупив свои круглые глазки, попросила маленькая Лия.
– Ну ладно, стереги. – Милостиво разрешила Стелла. – Только никому не давай, а то он ещё малыш и может испугаться.
– Ой, ну что-о вы, как можно!.. Я его буду очень любить, пока вы вернётесь...
Девчушка готова была просто из кожи лесть вон, только бы получить своего невероятного «чудо-дракона», а это «чудо» дулось и пыхтело, видимо стараясь изо всех сил понравиться, как будто чувствовало, что речь идёт именно о нём...
– А вы когда ещё придёте? Вы очень скоро придёте, милые девочки? – в тайне мечтая, что мы придём очень нескоро, спросила малышка.
Нас со Стеллой отделила от них мерцающая прозрачная стена...
– С чего начнём? – серьёзно спросила озабоченная не на шутку девчушка. – Такого я никогда не встречала, но я ведь здесь ещё не так давно... Теперь мы должны что-то делать, правда же?.. Мы ведь обещали!
– Ну, давай попробуем «надеть» их образы, как ты и предлагала? – долго не думая, сказала я.
Стелла что-то тихонько «поколдовала», и через секунду стала похожа на кругленькую Лию, ну а мне, естественно, досталась Мама, что меня очень рассмешило... А надевали мы на себя, как я понимала, просто энергетические образы, с помощью которых мы надеялись найти нужных нам, пропавших людей.
– Вот это есть положительная сторона использования чужих образов. А существует ещё и отрицательная – когда кто-то использует это в плохих целях, как та сущность, которая надела на себя бабушкин «ключ», чтобы могла меня бить. Это мне всё Бабушка объясняла...
Забавно было слышать, как эта малюсенькая девчушка профессорским голоском излагала такие серьёзные истины... Но она и впрямь относилась ко всему очень серьёзно, несмотря на её солнечный, счастливый характер.
– Ну что – пошли, «девочка Лия»? – уже с большим нетерпением спросила я.
Мне очень хотелось посмотреть эти, другие, «этажи» пока ещё хватало на это сил. Я уже успела заметить, какая большая разница была между этим, в котором мы находились сейчас, и «верхним», Стеллиным «этажом». Поэтому, было очень интересно побыстрее «окунуться» в очередной незнакомый мир и узнать о нём, по-возможности, как можно больше, потому что я совсем не была уверена, вернусь ли сюда когда-то ещё.

Зырянов Александр Никифорович , четвертый представитель крестьянского сословия среди памятных уроженцев Пермского края, после , Ф. и Ив. . Он родился в 1830 г. государственным крестьянином в селе Верхний Яр на р. Исети, шадринского уезда, в 7 верстах от заштатного города Далматова, известного своим успенским мужским монастырем. Рано лишившись отца, Зырянов поступил в Далматовское духовное училище, но пробыл учеником его всего несколько месяцев и, как сирота, должен быль выйти по неимению средств. Дальнейшим своим развитием он обязан своей врожденной любознательности, любви к чтению и трудолюбию. С 16 лет он стал служить волостным писарем в селе Уксянском, потом перешел в с. Батуринское, оттуда - в с. Каргопольское, Мехонское, Барневское, наконец с. Иванищевское, где занялся торговлею, а волостную службу бросил. Такое кочевание с места на место объясняется некоторой неуживчивостью в его характере. Будучи всем обязан только самому себе, Зырянов был человек очень самолюбивый, говорил правду в глаза и никогда не делал уступок недоброжелателям. В конце- концов, после разных неудач в жизни, потеряв почти все свое состояние, он приписался в мещане г. Далматова, где и провел последние 20 лет своей жизни, занимаясь ходатайством по делам; бедность и здесь преследовала его до конца жизни, последовавшего 16 ноября 1884 г. Похоронен в ограде Далматовского монастыря. Такова была внешняя сторона жизни Зырянова, ничем не выдающаяся, самая заурядная.

Но значение этого человека заключалось в его трудах по изучению родного шадринского края в самых разнообразных отношениях, - края, почти нетронутого наукой до А. Н. Зырянова. Это изучение продолжалось почти 40 лет при редком трудолюбии самоучки - крестьянина и его наблюдательности. Назовем только самые главные из его научных трудов, за которые в разное время он избран был членом Импер. русск. Географич. Общества, Вольного экономического и т. д. По этнографии он собрал в шадринском уезде много народных сказок, песен и загадок, поместив их во 2-м выпуске „Народных русских сказок”, изданных в 1859 г, в Москве под редакцией известного А. И. Афанасьева, и в двух книжках „Пермского Сборника” Д. Д. Смышляева (Москва 1859 - 1860 гг.).

За свои „Промыслы в Шадрин. уезде” (кустарные), напечатанные в т. ІѴ „Трудов Импер. вольного экономич. общества” в 1876 г., Зырянов был избран в члены этого общества и получил серебряную медаль от него. Из трудов по истории укажем „Крестьянское движение в шадринском уезде в 1843г.” в журнале „Древняя и Новая Россия” (1879 г. № 11) и целый ряд статей в „Пермских Губ. Ведомостях” о курганах, городищах и раскопках их в шадринском уезде. В 1 книге „Пермского Сборника" Смышляева помещена еще статья А. Н-ча Зырянова: „Пугачевский бунт в шадринском уезде и его окрестностях”. Далее достойны внимания статьи А. Н. Зырянова в „Перм. Губ. Вед.“ о свадебных обрядах в шадринском уезде, материалы для истории заселения зауральского края, для истории юридического быта зауральского края во время его заселения и т. д. Полный перечень трудов Зырянова был приведен Смышляевым в его „Сборнике статей о Пермской губернии” 1891 г., стр. 284 - 285.

Сведения о враче

Зырянов Александр Владимирович - доктор медицинских наук, профессор.

С 2011 года является директором клинических, исследовательских и образовательных онкологических программ в Евразийском Онкологическом Альянсе по Уральскому региону.

А.В.Зырянов является членом Российской и Европейской ассоциации урологов, входит в Президиум Российского общества онкоурологов и является членом редакционной коллегии журнала «Онкоурология».

В 1999 г. получил приз Европейской Ассоциации Урологов за лучшую презентацию.

В 2004 году Зырянов А.В. был приглашен в качестве лектора в Robert Wood Johnson Medical School, New Jersey, США.

C 2007 Зырянов А.В. является приглашенным профессором ведущего онкологического центра США Fox Chase Cancer Center.

В 2011 году признан лучшим врачом года России и получил диплом на 11 Всероссийском конкурсе МЗ России.

В 2012 году получил приз на конкурсе «Медицинский олимп» городского отдела здравоохранения г.Екатеринбурга в номинации «Спасение года».

В 2006 году Зыряновым А.В. совместно с коллегами разработана и внедрена губернаторская программа в Свердловской области «Урологическое здоровье мужчины», которая признана на федеральном уровне и является одной из составляющих Национальной программы «Здоровье».

В 1989 году окончил Свердловский государственный медицинский институт (Уральский государственный медицинский университет) по специальности «Лечебное дело».

С 2003 по 2014 гг. работал заведующим отделением онкоурологии в Свердловской областной клинической больнице №1.

В настоящее время Заведующий кафедры онкологии Тюменской государственной медицинской академии. Научный руководитель Многопрофильного клинического медицинского центра «Медицинский город» (Тюменский областной онкодиспансер в прошлом). Руководитель урологического центра Медсанчасти «Нефтяник» г. Тюмень.

В 1996 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Особенности диагностики и лечения камней средней трети мочеточника» в Московской медицинской академии им. Сеченова. В 2003 году защитил докторскую диссертацию на тему «Ретроперитонеальные малоинвазивные операции при стриктуре лоханочно-мочеточникового сегмента» в НИИ Урологии МЗ России (г. Москва).

В 2007 году впервые в России выполнил робот-ассистированную простатэктомию на роботизированном комплексе da Vinci. Выполняет весь спектр роботизированных онкоурологических операций на почке, мочевом пузыре, предстательной железе.

В 2006 году Зырянов А.В. впервые в регионе Урал – Сибирь – Дальний Восток внедрил современный метод лечения больных раком предстательной железы – брахитерапия, основанный на имплантации в предстательную железу короткоживущих радиоактивных источников на основе I-125. Является организатором и одним из учредителей Российского общества брахитерапевтов.

С 2007 по 2014 год работал на модели da Vinci S. В настоящее время работает на новой модели da Vinci SI. Выполняются: радикальная простатэктомия, резекция почки, радикальная цистэктомия.

Писатель-самоучка, родился в 1830 г. в селе Верхний Яр на реке Исети, Шадринского уезда, по происхождению государственный крестьянин.

Рано лишившись отца, он поступил в Далматское духовное училище, но, пробыв учеником его всего несколько месяцев, должен был выйти по неимению средств.

Дальнейшим своим развитием он обязан своей врожденной любознательности, любви к чтению и трудолюбию.

Удивительно, что, будучи 12-15 лет, он уже делал заметки о Шадринском уезде. Вскоре ему представилась возможность близко познакомиться с родным краем. Благодаря сметливости, некоторой начитанности и умению бойко писать, он 16-ти лет попадает на должность волостного писаря в село Уксянское, оттуда переходит в села: Батуринское, Каргопольское, Мехонское, Барневское и Иванищевское, где, бросив волостную службу, занялся мелкою торговлею.

Такое кочевание с места на место объясняется некоторою неуживчивостью в его характере.

Будучи всем обязан только самому себе, Зырянов был человек очень самолюбивый, имел привычку резко высказывать в глаза правду и никогда не делал уступок своим недоброжелателям.

Потеряв от разных неудач в практической жизни почти все свое состояние, он приписался в мещане гор. Далматова и здесь провел последние 20 лет своей жизни, занимаясь ходатайством по частным делам. Значение Зырянова заключается в его трудах по изучению в самых разнообразных отношениях родного Шадринского края, почти не затронутого до него. Первое время Зырянов увлекся почти исключительно изучением народного быта в Шадринском уезде и принялся с этою целью записывать произведения устного слова, как-то: песни, сказки, загадки и т. п. В результате получилось большое собрание памятников устной словесности, представляющее высокий научный интерес.

Значительное число записанных сказок Зырянов отправил в Имп. русское географическое общество, которое поручило их разбор известному знатоку русской народной поэзии, А. Н. Афанасьеву.

Большая часть второго выпуска "Народных русских сказок", изданных в 1859 г. в Москве Солдатенковым и Щепкиным, под редакциею Афанасьева, состоит из сказок, записанных Зыряновым в Шадринском уезде. Впоследствии он записал еще немало произведений народного творчества, поместив их в 2-х томах "Пермского Сборника" Д. Д. Смышляева: в 1-ом томе (М., 1859) помещены песни, загадки и 10 сказок, а во 2-ом (М., 1860) - 14 сказок и притч, из которых одна сказка ("Жена забыла мужа") вызвала статью проф. Благовещенского в "Русском Слове" (1860 г., № 9), а другая ("Крестьянин и незнакомый человек") была перепечатана в немецком переводе в журнале "Magazin fur die Literatur des Auslands". Такой характер имели ученые занятия Зырянова в 1850-х годах, в период его кочевания из одного села в другое, в звании волостного писаря.

В следующее десятилетие занятия Зырянова принимают другой характер.

Живя в селе Иванищевском и находясь под влиянием новых идей и великих реформ того времени, он основывает здесь библиотеку для народного чтения и принимает участие в устройстве народной школы. Но библиотека, по не зависевшим от него обстоятельствам, была закрыта, хотя впоследствии ему снова удалось открыть ее в Далматове, откуда она была переведена в 1875 г. в Шадринск.

Ученые занятия Зырянова в это время принимают другое направление: он занялся раскопкою курганов и городищ, сделался археологом.

Этой перемене способствовало следующее обстоятельство.

В 1860 г. Императорское русское археологическое общество исходатайствовало у правительства разрешение на раскопки с научною целью другу Зырянова, Д. Д. Смышляеву, но так как последний вскоре должен был отправиться по своим делам в Петроград, а оттуда за границу, то он дал Зырянову доверенность на раскопки в пределах Шадринского уезда. Неутомимый собиратель научных богатств взялся за это дело с обычным рвением и вполне оправдал ожидания своего доверителя.

Ученые труды Зырянова обратили на себя внимание Имп. русского географического общества, которое избрало его в свои члены-сотрудники.

То же Общество в 1860 г. оказало новый знак внимания, наградив его серебряною медалью "за постоянно доставляемые интересные сведения о Шадринском уезде Пермской губернии". В 70-х годах Зырянов занялся основательным изучением экономического быта Шадринского уезда и неустанным трудом достиг блестящих результатов и в этом отношении.

Плодом экономических исследований Зырянова явился прекрасный труд: "Промыслы в Шадринском уезде", напечатанный в "Трудах Имп. вольно-экономического общества" (1876 г., т. IV). За этот труд он был удостоен обществом серебряной медали и избран в члены его. Тем временем занятия археологией шли своим чередом.

Но Зырянов теперь занимался ею не по доверенности другого лица, а самостоятельно, имея разрешение на то от Имп. археологической комиссии.

Найденные вещи Зырянов препровождал каждый раз в комиссию, с приложением планов и с описанием хода работ. Некоторые из них, ненужные комиссии, были ему возвращаемы и поступали в собственность Уральского общества любителей естествознания в Екатеринбурге.

Среди столь разнообразных научных занятий Зырянов находил время заниматься и метеорологией, и местной историей.

Метеорологические его наблюдения обнимают собою 20-летний период времени и представляют богатый материал по климатологии местного края. За эти наблюдения, печатавшиеся в "Записках" названного Уральского общества, Зырянов был удостоен последним звания члена-корреспондента.

Плодом же занятий местной историей явился ряд статей его, из которых особенно выделяется статья под заглавием: "Крестьянское движение в Шадринском уезде Пермской губернии в 1843 году" ("Древняя и Новая Россия" 1879 г., № 11. Перепечатана в "Календаре Пермской губернии за 1885 г."). Немало интереса и научной важности представляют также его исторические очерки города Далматова, его материалы для истории заселения Шадринского уезда, собранные им предания и документы о пугачевщине и др. Напряженный умственный труд, с одной стороны, неприятности от многочисленных врагов, с другой, и в довершение недостаток средств к существованию - заставляли Зырянова все чаще и чаще вспоминать о "чарке", которая и привела его к роковой развязке.

Он скончался 16 ноября 1884 г. от апоплексического удара на пути в Далматов, куда возвращался из г. Камышлова после похорон близкого человека.

Заслуживает внимания тот факт, что несмотря на бедность, которая угнетала его, Зырянов подарил свою известную библиотеку Шадринскому уездному земству.

Кроме названных трудов, Зырянов поместил ряд следующих статей: I. В "Пермских Губернских Ведомостях": "Путевые заметки от Каменского завода до города Перми, составленные в 1853 году" (1856, №№ 11, 12); "Несколько слов о курганах в Шадринском у., Пермской губ." (1860, № 5); "Мурзинская гора" (№ 9); "Библиотека и училище в селе Иванищевском" (№ 50); "Заметка о мнимо серном ключе близ гор. Шадринска" (1862, № 10); "Женское безмездное училище в заштатном городе Далматове" (№ 17); "Предупреждение от Далматовской библиотеки" (№ 17); "Свадебные обряды в Шадринском у., Пермской губ." (№№ 30, 32; 1863, №№ 47-51); "Из Далматова и о Далматове" (1864, №№ 28, 29; 1865, №№ 20, 22-24, 26, 28-30, 40, 48, 57, 60); "Из Усть-Сылвенского села" (1864, № 34; 1880, № 14); "Из Далматова" (1864, №№ 38, 39; 1865, №№ 20, 22-24, 26, 28-30, 48, 57, 60; 1866, № 58; 1868, № 59; 1871, № 44; 1872, №№ 58, 100; 1875, № 60; 1876, № 80; 1877, № 11); "О городе Шадринске" (1865, №№ 63, 64); "Материалы для описания Шадринского у." (№№ 71, 73; 1866, № 1); "Выдержка из дорожных записок по Зауралью в 1865 г." (1866, №№ 7, 10, 21, 22; 1869, №№ 58, 78, 79); "Заметки о пребывании в Зауралье государя императора Александра Павловича в 1824 году" (1866, № 12); "Появление болезни на рогатом скоте в г. Далматове" (№ 24); "Замараевские курганы в Шадринском уезде" (1870, № 9); "Из Шадринска" (№№ 18, 39; 1873, №№ 39, 48; 1874, № 93; "Промыслы в Шадринском уезде" (1870, №№ 19-25); "Материалы для истории заселения Зауральского края" (№ 71; 1871, №№ 25, 26, 28-30, 32, 34; 1876, №№ 43, 49); "Указная память на заведение Шадринской слободы" (1870, № 72); "О климате села Иванищевского, Шадринского уезда" (1871, №№ 52-54); "Раскопки Кургана" (№ 92); "Медицинская заметка" (1875, № 66); "Материалы для истории юридического быта Зауральского края во время его заселения" (1876, №№ 30, 36, 37, 50, 61, 63); "Земская библиотека и читальня в Шадринске" (№ 34); "Чума в Далматове" (1877, № 28); "Курганы и городища" (1882, № 40; "Еще курганы и городища" (№ 42); "Обозрение заштатного города Далматова (1883, №№ 83, 84) и "Еще о курганах" (1884, № 33). II. В "Трудах Имп. вольно-экономического. общества": "О лошадях обвинской породы" (1872, т. II, вып. 3). III. В "Пермском Сборнике": "Пугачевский бунт в Шадринском уезде и его окрестностях" (т. I, отд. 3, стр. 46-88); "Шадринский уезд в апреле 1842 г. Из воспоминаний очевидца" (т. II, отд. 4, стр. 13-21); "Заметки о курганах в Шадринском уезде" (т. І, отд. 1, стр. 130-131); "Мурманская гора и окопы на ней" (т. II, отд. 4, стр. 21) и "Предание об Улугушской крепости (т. I, отд. 1, стр. 113-115). Наконец, известно, что в исходе 60-х годов Зыряновым собраны были обстоятельные сведения о судоходности реки Тобола и о торговле и промышленности в Янутаровском, Курганском и Ишимском округах Тобольской губ., вошедшие в "Записку к проекту Пермско-Уральской железной дороги" И. И. Любимова. "Волжский Вестник" 1885 г., № 224 (А. Дмитриев, "Писатель-самоучка" и отд. оттиск). - Пермск.

Губернск.

Ведом." 1886 г., № 10. - "Труды Пермской ученой архивной комиссии", вып. V, стр. 39-40. - "История Географич. общества". - "Сборник статей о Пермской губернии" 1891 г., стр. 284-285. С. Р. {Половцов} Зырянов, Александр Никифорович - писатель-самоучка (1830-1884), уроженец Шадринского уезда Пермской губернии; долго служил сельским писарем.

Самоучкой обученный даже грамоте, он в 50-х гг. занимался собиранием и записыванием народных песен и сказок Шадринского уезда, часть которых вошла во второй выпуск "Народных русских сказок" Афанасьева (1889), и в первый и во второй тома "Пермского сборника" Смышляева; в 1860-х гг. принялся за изучение археологии и истории края, не переставая интересоваться и этнографией его Результатом этих занятий были статьи: "Несколько слов о курганах в Шадринском у."; "Материалы для описания Шадринского у."; "О г. Шадринске"; "Свадебные обряды в Шадринском у." и мн. др., помещ. большей частью в "Пермских Губ. Ведом.". В 1870-х гг. З., кроме того, изучал экономический быт Шадринского уезда и написал прекрасный труд: "Промыслы в Шадринском у." (в "Трудах Имп. Вольн. Экон. Общ.", 1876 г., т. IV), за который награжден от общества серебряной медалью.

Из других его работ наиболее важны: "Материалы для истории заселения Зауральского края" (в "Пермских Губ. Ведомостях" за 1870, 71 и 76 гг.) и "Крестьянское движение в Шадринском у., в 1843 г." ("Др. и Н. Россия", 1879 г., № 11). В 80-х гг. З. было напечатано несколько статей о курганах и городищах Шадринского у. и ист. г. Далматова ("Перм. Губ. Вед."). Будучи членом Имп. геогр. общества, он, по его поручению, около 20 лет занимался метеорологическими наблюдениями в родном селе и г. Далматове; результаты их напечатаны в "Записках Уральского Общ. Любит. Естествознания". В. P-в. {Брокгауз}