Анализ произведения детство толстого. Сочинение на тему анализ произведения детство, толстой читать бесплатно. Сочинения по темам

Идею рассказа «Собака», написанного в 1864 году, автору подсказало повествование мещанина, услышанного во время ночевки на одном из постоялых дворов. С 1859 года идея не давала Тургеневу покоя, он рассказывал о ней хорошим знакомым. При этом повествование было настолько ярким и красочным, что завладело умами многих слушателей.
Слухи о скором выходе нового рассказа великого писателя распространились очень быстро. Однако с публикацией Тургенев не спешил. Только после трех последовательных правок и долгих размышлений, Иван Сергеевич дал разрешение на публикацию рассказа в «Санкт-Петербургских новостях» в 1866 году.

В один из вечеров на постоялом дворе зашел разговор о сверхъестественном. Верить ли, нет... Как вдруг мужчина средних лет, до этого сидевший молча, объявил, что с ним самим произошло сверхъестественное.

Мужчину звали Порфирий Капитоныч. Раньше он служил гусаром, однако, со временем уволился и переехал жить в деревню. Там дела его пошли не очень хорошо, и в поисках лучшей жизни отправился он в Петербург, надеясь на помощь старинного друга, который занимал весомое положение, да и обязан был Порфирию Капитонычу, так как тот в свое время спас его от шулера. И тут разорившемуся помещику очень повезло. Устроили его на место надзирателя над казенными магазинами, которые были еще только в планах.

Из рассказа Порфирия Капитоныча следовало, что жил он в Козельском уезде, имел небольшое имение, но не было у него ни семьи, ни детей. И вот однажды, возвратившись от соседа, где весь вечер велась карточная игра, но не было выпито ни капли спиртного, устроился рассказчик спать. Как вдруг из-под кровати послышались шорохи. Надо сказать, что собак у помещика никогда не было, а звук был очень похож именно на собачью возню.

Крайне недовольный, Порфирий Капитоныч позвал слугу. Но когда Филька вошел со свечой, возня прекратилась и в комнате не обнаружилось никакой собаки. Следующим вечером все повторилось. Но, когда Филька задул свечу, и сам услышал звуки собаки. Напуганный помещик долгое время спал при свете лампадки, а потом привык.

В один из дней к Порфирию Капитонычу в гости заехал тот самый сосед. За игрой в карты засиделись до ночи и хозяин уговорил гостя остаться ночевать. При этом постелить ему велел именно в своей спальне. Как только погасили свет, собака не только зашевелилась, но и стала по комнате ходить, и стул толкать. Только обещаниями положить соседа спать в другой комнате и удалось уговорить перепуганного остаться до утра. Во время утреннего чаепития Василий Васильич, человек очень умный, грамотный и начитанный, посоветовал Порфирию Капитонычу покинуть дом на некоторое время. Тот послушал мудрого совета и тут же уехал в город, где остановился на постоялом дворе.

Однако в первую же ночь, как только погасили свечи и лампады, все повторилось заново. Собака скреблась, чесалась, хлопала ушами. Хозяин, Федул Иваныч, услышав шум, потребовал убрать животное, поскольку собак он никогда не любил. На рассказ постояльца о странных звуках, возникающих только в темноте, посоветовал ему обратиться к одному старцу в Белеве.

На следующий же день Порфирий Капитоныч отправился на поиски старца, нашел его и рассказал свою историю На что Прохорыч ответил, что звуки эти далеко не наказание помещику, а скорее предупреждение. Поэтому стоит ему купить собаку и тогда все пройдет. Понравился рассказчику этот совет, тут же выдвинулся он к рынку, но уже по пути выкупил у солдата щенка, которого назвал Трезором. Как только собака поселилась в доме, ночной шум сразу прекратился.

Трезор вырос в красивого охотничьего пса, ни на шаг не отходившего от хозяина. Будучи небольшим любителем охоты, пришлось Порфирию Капитонычу и это дело освоить, бродить по полям, по лесам, в поисках добычи, зайцев да уток стрелять.

В один из жарких дней решил рассказчик сходить к своей знакомой, молодой и привлекательной соседке. Уже возле дома на помещика вдруг набросилась огромная страшная собака. Только благодаря тому, что Трезор кинулся на защиту хозяина, тот смог вырваться и проскочить в дом. Однако Трезор был тяжело ранен, а бешеному псу графа удалось сбежать.

Приняв решение завтра везти пса к местному лекарю, Порфирий Капитоныч на ночь устроился спать на улице возле своего дома, поскольку жара стояла невыносимая. Всю ночь он не мог уснуть. То мысли мешали, то месяц слишком ярко светил. Как вдруг увидел он огромную страшную собаку, ту самую, которая бросилась на него днем. И снова Трезор бросился на врага, защитил хозяина, а сам погиб. А бешеную собаку на следующий день в деревне застрелил какой-то солдат.

Мистика в жизни Тургенева

Произведения Ивана Сергеевича Тургенева, написанные в 60-годы XIX века, отличаются некоей склонностью к мистицизму. Это сбивало с толку друзей и критиков, которые считали писателя реалистом, человеком, с удивительной точностью описывающим все тонкости реального мира. Произведения позднего периода творчества писателя отличаются наличием сверхъестественного в жизни обычного человека. Критики назвали их «Таинственные повести». В этот цикл входят:

Призраки (1863);

Собака (1864);

Стук... Стук... Стук!... (1870);

Часы (1875);

Рассказ отца Алексея (1877);

Сон (1877);

Песнь торжествующей любви (1881);

После смерти (Клара Милич) (1883).

Современники предполагали, что «Таинственные повести» стали результатом личного опыта, полученного писателем в собственной жизни.

Столкнувшись с критикой, автор называл свои мистические произведения не более чем «пустячками». Возможно, именно поэтому идею написания «Собаки» он вынашивал на протяжении пяти лет. При этом его устные рассказы вызывали бурный восторг и одобрение слушателей. Но конечная рукопись, полученная в результате трех последовательных правок, не имела таких живописных описаний и увлекательного сюжета как устное повествование.

В письмах к Полине Виардо Тургенев признается, что рассказ был написан быстро, за два дня. И при этом автор не делал перерыв ни на сон, ни на прием пищи. Он писал увлеченно, запоем. Первое прочтение рукописи имело большой успех. Однако сам автор внес множество поправок в первоначальный вариант в процессе обсуждения после прочтения. Вторая рукопись имеет только две вставки. Третья представляет собой чистовой вариант.

Перед писателем стоял сложный выбор касательно издательства, в котором впервые должна быть опубликована «Собака». Так и не приняв окончательного решения, на протяжении всей весны 1864 года Тургенев читал рассказ с рукописи.

Решающим отзывом для автора стала критика В.П. Боткина, высказанная в Баден-Бадене летом 1864 года. Хотя письменный отзыв Анненкова, который имел весомое влияние на автора, был положительным, Боткин высказался резко негативно. Не обнаружив в рассказе ничего трагического или комического, смутившись общим тоном повествования, литературный критик посоветовал Тургеневу не публиковать произведение. Писатель прислушался к критике и, удрученный провалом «Призрака» надолго спрятал рассказ.

Произведение «Собака» в печати

Однако слухи о «Собаке» ширились. Ф.М. Достоевский несколько раз обращался к Тургеневу с настоятельной просьбой опубликовать рассказ в «Эпохе», на что автор отвечал резким однозначным отказом. И только повторное прочтение произведения в Ницце, в кружке А.Д. Блудовой, и настоятельные просьбы В.Ф. Корша, главного редактора «Санкт-Петербургских ведомостей», побудили автора разрешить публикацию, что и произошло 31 марта 1866 года. Критики расходятся в оценке рассказа «Собака» от резкого негативизма до полного восхищения.

В ноябре 1866 года произведение было переведено на французский язык и опубликовано в газете «Le Nord». В 1870, в газете «Temple Bar» был напечатан англоязычный вариант, который получил самые восхищенные и положительные отзывы.

Согласно мнению критиков, рассказ Тургенева «Собака» сочетает в себе повседневную реальность со сверхъестественным и фантастическим. Многие отмечают акцентирование внимания автора на образе главного героя, рассказчика Порфирия Капитоныча. Писатель красочно описывает его внешность и внутренний мир, сложившийся под влиянием народного мировоззрения. При этом сверхъестественному, образу собаки и мистическому старцу, отводится лишь второстепенная роль.

Главная мысль рассказа состоит в том, что странные и непонятные явления, которые могут случится в жизни каждого - это, возможно, знаки, которых не стоит пугаться. А использование полученной информации и предостережения полученные, пусть и не обычным путём, способны решить некоторые жизненные проблемы.

Стихотворение написано в свободной форме, в 1878 году, в холодный месяц февраль. Автор ведет повествование от первого лица, представляет читателю на обозрение свои мысли, взгляды на жизнь и мировоззрение. Каждая строка заключает в себе отдельную, законченную мысль, связанную с другой смыслом, эмоцией, общим настроением стихотворения.

Автор и его собака сидят в комнате во время сильной, страшной для обоих, бури. Их взгляды направлены друг на друга, только собака не понимает своих эмоций, она в теле животного, она просто боится, но слишком обусловлена своим положением, чтобы понять и выразить их. Автор же мыслит, и понимает не только себя и свои чувства, но также эмоции своей собаки. Ему не нужна ее речь, проявленная в движениях тела или звуках. Хозяин видит в глазах собаки искру, и разумом своим понимает, что жизнь заключается именно в этой искре.

Эта, по словам автора, искра или огонек, делает тождественными животное и человека. И в этой тождественной реальности нет необходимости в объяснениях, разных языках, условностях, связанных с разными формами тел, строения мозга, общественных порядках и мировоззрениях. Они едины. У автора возникает сомнение, что если сейчас настанет смерть, и придет конец всему, кто сможет разобрать, - где была искра собаки, а где человека, - сможет ли кто-то различить их. Впоследствии автор сам отвечает на своей вопрос, - никто не отличит, какой именно горел огонек в собаке, и какой в нем.

Из подобного равенства, уже не между человеком и собакой, а из равенства двух живых существ, автор делает вывод, что между ним и его собакой нет разницы. Это две души, две искорки, две пары одинаковых глаз, испуганных и одиноких, жмутся друг к другу, чувствуя тепло и понимание, размывая границы реальности до такой степени, что она превращается в волшебство.

Это стихотворение учит читателя не ставить себя выше других живых существ, состраданию и сочувствию. Оно объясняет, что во всех есть нечто живое, - искорка, огонек, маленький кусочек света, - они делают всех равными в своих глубинных устремлениях, страхах и чаяниях. А все, что не связано с этой искоркой, - просто исчезнет, умрет, испарится со временем.

Анализ стихотворения Собака по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Сумерки Брюсова
  • Анализ стихотворения Андрея Белого На горах

    Произведение одного из поэтов-символистов полно многозначных образов, с помощью которых Андрей Белый рисовал свою картину реальности.

  • Анализ стихотворения В полном разгаре страда деревенская Некрасова

    Поэтическая работа Николая Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» вышла из-под пера автора во второй половине XIX века. Произведение принадлежит к лирике философского жанра

  • Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова 5, 6 класс

    Николай Алексеевич Некрасов всегда относился к простому люду с уважением, пониманием и состраданием. Эти уважение и заботу он передаёт во многих своих стихотворениях

  • Анализ стихотворения Первый ландыш Фета 8 класс

    Название стихотворения А. А. Фета «Первый ландыш» подготавливает читателя к тому, что скрывается в его содержании. О тонкой связи автора с природой говорит его трепетное отношение к отдельным явлениям природы родного края

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Филологический анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Собака». Автор разработки: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №60 Авиастроительного района г.Казани Садртдинова Айсылу Шаймардановна

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Стихотворение в прозе – это стихи без рифмы и размера. Особенности жанра “стихотворение в прозе”: миниатюрность формы, краткость текста; богатое использование изобразительно-выразительных средств; эмоциональность повествования; ритмизированность, музыкальность прозы; лирический герой – субъект переживания и объект изображения.

5 слайд

Описание слайда:

Тема урока: Тема жизни и смерти в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Собака». Филологический анализ.

6 слайд

Описание слайда:

Цель урока: 1) обучать основам художественного мышления: вдумчиво читать, находить в текстах скрытые художественные детали, авторскую позицию, определить эстетическую ценность произведения; 2) выработать умения и навыки филологического анализа текста; 3) воспитать любовь и бережное отношение к жизни - величайшей ценности человечества.

7 слайд

Описание слайда:

Тема урока: Тема жизни и смерти в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Собака». Филологический анализ. Эпиграф: Жизнь – величайшая ценность.

8 слайд

Описание слайда:

И.С.Тургенев: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое–нибудь из них, может быть, заронит тебе что–нибудь в душу».

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Неистовый - необычайно сильный,буйный, безудержный. Буйный - непокорный, своенравный. Плеоназм - оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям.

12 слайд

Описание слайда:

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака.

13 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Какая основная тема стихотворения в прозе?

14 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Завязка? Тема жизни и смерти

15 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Кульминация? Завязка

16 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Эпитеты? Кульминация

17 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Метафоры? Эпитеты

18 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Анафора? Метафоры

19 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Эпифора? Анафора

20 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Плеоназм? Эпифора

21 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Плеоназм Восклицательные предложения?

22 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Восклицательные предложения Риторический вопрос?

23 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Риторический вопрос

24 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. многоточие

25 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. несколько раз повторяется «один и тот же»

26 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. тавтология

27 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. звукопись

28 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака.

В своих сочинениях Иван Сергеевич Тургенев обращался к различным жанрам лирики, эпоса и драматургии. Цикл под названием «Стихотворения в прозе» вобрал в себя одни из самых ярких и необычных его творений. Эти миниатюры были созданы в конце творческого пути автора. Они несут читателю жизненную мудрость художника слова, накопленную годами постоянного творчества и философского осмысления бытия.

«Собака» занимает одно из ключевых мест в цикле «Стихотворения в прозе». В небольшом тексте автор откровенно делится с читателем своими размышлениями о жизни и смерти. Тургенев с грустью говорит о том, что жизнь быстротечна, она мгновенно появляется и столь же стремительно исчезает со всеми нашими чувствами, мыслями и переживаниями.

Автор предельно кратко и емко показывает читателям, что у всех живых существ много общего. Грустные глаза человека и собаки так похожи. Жизнь пролетела, скоро финал... А сколько воспоминаний, сколько интересных периодов в ней было. И все это канет в пустоту. Очень страшно представить, что нашим исканиям, стремлениям, надеждам неизбежно придет конец. И в этой безнадежности человек ничем не отличается от собаки и любого живого существа. Все мы связаны между собой в круговороте времени и бытия.

Очень показательна буря, что разыгралась за окном. Она символизирует бурную жизнь, а также стихийность, непредсказуемость и абсолютную беззащитность перед ней всего живого. Эта буря одинаково страшна для человека и собаки.

Мысли и чувства автора переданы в произведении чрезвычайно ярко. Они звучат искренне, эмоционально и открыто, как могут звучать только стихотворные строки, пусть даже без рифм. Тургенев умел прикоснуться к тем струнам души человека, которые глубоко спрятаны под рутиной будней. Ни один читатель не может остаться равнодушным к этому произведению, написанному простыми словами, но затрагивающему тему вечной и неподвластной человеку силы.

Смерть забирает и уносит с собой радостные и грустные фрагменты жизни. И остается лишь один вопрос: а ведь правда, что все это было?

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева