На что указывают ь и ъ. Употребление ъ и ь знаков: правила, особенности и упражнения. Ищем в стихотворных строках слова с Ь и Ъ знаками

Разделительный Ъ пишется после согласных перед буквами Я, Ю, Ё, Е , передающими сочетания [ j ] с гласными, в следующих случаях.

1. После приставок, оканчивающихся на согласный .

Например:

а) в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий .

Буква ъ по традиции пишется также в слове изъян, хотя из - не является в нем приставкой.

б) в словах с приставками иноязычного происхождения : контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский .

Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб- , которые в языке?источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный .

2. В сложных словах:

а) после начальных частей двух-, трёх-, четырёх- , например: двухъякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный ;

б) в словах панъевропейский, фельдъегерь .

После начальных частей сложносокращенных слов разделительный ъ по традиции не пишется, например: военюрист, госязык, детясли, партячейка, продярмарка, спецеда, хозединица, иняз, Инюрколлегия, Минюст .

3. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, перелающих парные твердые согласные), например: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии).

В этом случае разделительный ъ возможен также и перед буквой и , например: Дзюнъитиро (японское имя).

Обратите внимание!

1) Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы .

Например: межатомный, контрудар, трансокеанский, трёхэтажный.

2) Буква ъ не пишется в середине слова (не после приставки!), например: платье, дьяк. Исключение фельдъегерь.

3) Буква ъ не пишется на стыке частей сложного слова.

Например: детясли (детские ясли), Иняз (Институт иностранных языков).

4 ) Буква ъ не пишется в существительном подьячий (в этом слове нет приставки под- !). В середине слова пишется разделительный ь , поскольку здесь выделяется приставка по- и корень дьяк (-дьяч-).

5) В середине слова (в корне) арьергард пишется разделительный ь , а не ъ , поскольку приставки ар- в русском языке нет.

6) В слове изъян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять.

Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е , и , передающими сочетания [ j ] с гласными.

Например:

- ья : дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян;

-ью : вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють (междометие);

- ьё : соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём;

-ье : премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье;

-ьи : воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи .

1) Разделительный Ь пишется в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я , если после согласного перед гласным звучит [ j ]; например: вВьёт [в’jот], вьюн [в’jун], дьяк [д’jак]).

2) Разделительный Ь пишется в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о .

Например: бульон [бул’jон], синьор [син’jор], миньон [мин’jон].

Введение

После согласного перед гласным обозначать звук [й"] буквам е, ё, ю, я (и) помогают Ь и Ъ. В этом случае знаки называют разделительными.

На уроке вы узнаете, как выбрать из двух разделительных знаков нужный.

Тема урока: «Правило употребления разделительного Ъ и Ь знаков».

Наблюдаем за строением слов с Ь и Ъ знаками

Понаблюдаем за строением слов с Ь знаком. Чтобы найти корень, подберём однокоренные слова.

Веселье, веселиться, весело (корень -весель-),

медвежья, медвежонок, медведица (корень -медвежь-, -медвед-),

воробьи, воробышек, воробьиный (корень -воробь-).

Понаблюдаем за строением слов с Ъ знаком.

Съеду, еду, едет (корень -ед-, приставка с-),

подъезд, ездят (корень -езд-, приставка под-),

объявление, заявление, объявить (корень -явл-, приставка об-).

Формулируем правило употребления разделительного Ъ и Ь знаков

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.

Разделительный Ъ пишется между приставкой и корнем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами е, ё, ю, я.

Как пользоваться правилом

1. Произнеси слово, послушай, есть ли в нём звук [й"] после согласного звука перед гласным.

2. Выдели в слове корень.

3. Посмотри, где нужно писать разделительный знак - в корне или между приставкой и корнем. Если в корне - пиши Ь, если между приставкой и корнем - пиши Ъ.

Применяем новые знания

Пользуясь правилом, определи, что нужно написать на месте пропусков - разделительный Ь или Ъ.

Ул_и, солов_и, пред_юбилейный, раз_езд, с_едобный, брат_я.

Ульи - корень -уль-, пишем Ь;

соловьи - соловушка, корень -соловь-, пишем Ь;

предъюбилейный - юбилей, корень -юбилей-, приставка пред-, оканчивается на согласный, пишем Ъ;

разъезд - ездить, корень -езд-, приставка раз-, оканчивается на согласный, пишем Ъ;

съедобный - еда, корень -ед-, приставка с-, оканчивается на согласный, пишем Ъ;

братья - братишка, корень -брать-, пишем Ь.

Примени новые знания, правильно запиши слова с корнем -ЕХ-, не попадись в ловушки.

с?ехал, по?ехал, в?ехал, до?ехал, под?ехал, от?ехал, за?ехал

съехал, поехал, въехал, доехал, подъехал, отъехал, заехал

В словах поехал, доехал, заехал приставки по-, до-, за- оканчиваются на гласный звук, поэтому Ъ знак писать не нужно.

В словах съехал, въехал, подъехал, отъехал приставки с-, в-, под-, от- оканчиваются на согласный звук, поэтому нужно писать Ъ.

Запиши слова буквами.

[с й"э л] - съел. После согласного [с] перед гласным [э] обозначать звук [й"] букве Е помогает Ъ. С- приставка, корень -е-. [вй"ун] - вьюн. После согласного [в] перед гласным [у] обозначать звук [й"] букве Ю помогает Ь. Корень -вьюн-. [п"эр"й"а] - перья. После согласного [р"] перед гласным [а] обозначать звук [й"] букве Я помогает Ь. Корень -перь-. Послушай себя и запиши слова звуками.

крылья - [крыл"й"а], 6 б., 6 зв. съеду - [сй"эду], 5 б., 5 зв. Вы заметили, что количество звуков и букв в словах одинаковое.

Ь, Ъ звуков не обозначают, а буквы е, ё, ю, я обозначают два звука [й"э], [й"о], [й"у], [й"а].

Ищем в стихотворных строках слова с Ь и Ъ знаками

Найдите в стихотворных строках слова с Ь и Ъ.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах -

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём.

Е. Трутнева

У кого возможность будет

Съездить в жаркие края,

Прокатитесь на верблюде!

Право, здорово, друзья!

С. Баруздин

Дождь, дождь льёт,

В барабаны бьёт. А. Барто

Улетела злая вьюга.

Принесли тепло грачи.

Побежали друг за другом

Беспокойные ручьи.

А. Усанова

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля. (Песня)

Серый заяц под сосной

Объявил, что он портной…

Заяц режет, заяц шьёт,

А медведь в берлоге ждёт.

С. Михалков

Платье (корень -плать-),

листья (корень -листь-),

съездить (корень -езд-, приставка с-, оканчивается на согласный),

друзья (корень -друзь-),

вьюга (корень -вьюг-),

ручьи (корень -ручь-),

приволье - простор, вольная жизнь (корень -воль-),

раздолье - дол, долина (корень -доль-),

объявил (корень -яв-, приставка об-, оканчивается на согласный).

Обратите внимание : в словах шьёт, льёт, бьёт и в родственных словах сошьёт, прольёт, побьёт в корне пишется Ь (корни: -шь-, -ль-, -бь-).

Ищем в тексте слова с разделительными Ь и Ъ знаками

Найдите слова в тексте с разделительными Ь и Ъ знаками.

Над рекой в морозной дымке вьётся маленькая пичуга. Она стремительно ныряет в воду. Через мгновение - подъём. Это оляпка, гостья из северных лесов. Пёрышки птички смазаны жиром. Вот чем можно объяснить, почему оляпка не боится воды. (см. Рис. 1)

Вьётся - вить, вью, корень -вь-, пишем ь,

подъём - можно увидеть в книгах два варианта выделения корня: корень -ём-, приставка под-, корень -подъём-, пишем ъ,

гостья - гостиная, погостить, корень -гость-, пишем ь,

объяснить - ясно, ясный, разъяснить, корень -ясн-, приставка об-, оканчивается на согласный, пишем ъ.

Объясняем, какие буквы пропущены

Родина русского самовара - город Тула. На Руси издавна делали разные по форме и об_ёму самовары. Были даже самовары со с_ёмными ручками. Русская сем_я любит посидеть у самовара. В пословице говорится: «Кто чай п_ёт, сто лет проживёт».

Объёму - раньше выделяли приставку об-, сейчас выделяют корень -объём-;

съёмными - съёмка, раньше выделяли приставку с-, сейчас выделяют корень -съём;

семья - семейный, корень -семь-;

пьёт - пить, корень -пь-.

Наблюдаем за словами, которые отвечают на вопрос чьи?

Послушайте диалог.

Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

- Э-э, что мне клыки да когти?

Душа-то у меня всё равно заячья.

В словах, которые отвечают на вопрос чьи? : лисьи, волчьи, рысьи, заячьи, оленьи, беличьи, птичьи в корне пишется Ь.

Слушаем пословицы

Послушайте пословицы, найдите слова с Ь и Ъ знаками.

Ручьи сольются - река будет. Люди объединятся - силу их не победить.

Счастье не рыбка, удочкой не поймаешь.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Ручьи - ручей, в корне -ручь- после согласного перед буквой и пишется ь.

Сольются - лить, лью, в корне -ль- после согласного перед буквой ю пишется ь.

Объединятся - объединение, единый, корень -един-, после приставки, оканчивающейся на согласный, перед корнем, начинающимся на букву е , пишется ъ.

Счастье - счастливый, в корне -счасть- после согласного перед буквой е пишется ь.

Лестью - в корне -лесть- после согласного перед буквой ю пишется ь.

Честью - в корне -честь- после согласного перед буквой ю пишется ь.

Запоминаем иноязычные слова.

Запомни иноязычные слова с Ъ:

объект, субъект, адъютант, инъекция (впрыскивание лекарства, укол)

Запомни слова с Ь:

бульон - отвар из мяса

батальон - подразделение в войсках

павильон - небольшая постройка в саду, в парке

почтальон - разносчик почты по адресам

шампиньон - съедобный гриб

Заключение

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и .

Разделительный Ъ пишется между приставкой и корнем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами е, ё, ю, я.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Запишите слова в два столбика: в левый - с разделительным мягким знаком, в правый - с разделительным твёрдым знаком.
    Ш.ёт, п.ют, л.ют, б.ют, с.ел, здоров.е, об.явление, под.ём, из.ян, об.ятие, вороб.и, от.езжать, счаст.е, ненаст.е, весел.е, пред.явить, об.единение, раз.яснение.
  2. Вставьте Ь или Ъ. В словах с разделительным твёрдым знаком выделяйте приставки.

    Зимой в лесу синичке Зин?ке понравилось. Столько дерев?ев! Она прыгала по веткам. Тюк острым носиком в трещину коры. Вытащит букашку и с?ест.

    Смотрит Зин?ка: лесная мышь из-под снега выскочила. Дрожит, вся вз?ерошилась. Об?яснила она Зин?ке свой страх. Провалилась мышь в медвеж?ю берлогу.

    (По В. Бианки)

  3. Прочитайте записи. Какая из них не является загадкой? Почему? Отгадайте загадки. Решите орфографические задачи.

    1. Б.ют его, а он не злится,

    Он поёт и веселится,

    Потому что без бит.я

    Нет для мячика жит.я. (В Берестов)

    2. Сама, как коромысло,

    В воздухе повисла.

    Крыл.ями стрекочет,

    Комара с.есть хочет.

    3. Пылит под ногами, петляет и в.ётся.

    Лежит, и бежит, и кружит. Как зовётся?

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru ().
  2. Интернет-портал Gramota.ru ().
  3. Интернет-портал Festival.1september.ru ().
  4. Интернет-портал Dictionary.liferus.ru ().

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 17. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ъ И Ь ЗНАКОВ. Таблица 17 Разделительный Ъ: Разделительный Ь: Ь для обозначения мягкости: 1. После приставок на согласный (русских и заимствованных) перед корнем, который начинается на Е, Ё, Ю, Я: съел, подъём, объяснил, предъюбилейный, адъютант, субъект. 2. В сложных словах после первой части двух-, трёх-, четырёх-, сверх-, меж-: двухъярусный, трёъязычный, межъярусный. 3. В корне иноязычного слова фельдъегерь (vojenský kurýr). 1. Пишется всегда в середине слова (т. е. в корнях, суффиксах и окончаниях) после мягкой согласной буквы перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: пьеса [ п йэсъ], бельё [ б и э л йо], листья [ л ист йя], лью [ л йу], воробьи [ върλб йи], 2. В заимствованных для русского языка словах в сочетании ЬО (не ЬЁ!!!): бульон, павильон, медальон, почтальон, шампиньон. 1. На конце слов как показатель мягкости согласных: огонь, словарь, дверь, боль 2. В середине слова: А) После мягкого Л, стоящего перед любым согласным (твёрдым или мягким) львица, льняной, вальс, только Б) После мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным: КузЬма, борьба, просьба, письмо. 3. В числительных только один раз: пять, шесть, одиннадцать, пятьдесят, семьдесят, шестьсот, девятьсот. 4. В некоторых формах творительного падежа (7. р.) имён существительных: мать матерью, лошадь лошадью, 5. В инфинитиве глагола: читать, писать, ехать, петь, сидеть, учиться, умываться. 109

2 18. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. Таблица 18 Ь ПИШЕТСЯ: На конце сущ. ж. р. в Им. (1.р.) и Вин. (4.р.) пад. ед.ч.: молодёжь, сушь, тишь, рожь, мелочь, В инфинитиве глаголов: беречь, беречься, стричь, стричься, развлечь, развлечься, жечь, печь, лечь, В глаг 2-го л. ед. ч. наст. и буд. прост. вр.: пишешь напишешь, рисуешь нарисуешь, читаешь прочитаешь, вернёшь - вернёшься. В повелительном наклонении: спрячь, спрячьте, прячься, спрячьтесь, намажь, намажьте, намажься, намажьтесь. В наречиях после шипящих Ж, Ш, Ч: точь-в точь, навзничь, прочь, настежь. наотмашь. Исключение: уж, замуж, невтерпёж. На конце частиц: лишь, бишь, вишь. Ь НЕ ПИШЕТСЯ: 1. В сущ. м. р. 2-го склонения: ключ, кирпич, ландыш, товарищ, багаж. 2. В форме род. п. мн. ч. (2. р.) сущ. с основой на шипящий: крыша (без) крыш, туча (без) туч. 3. В форме род. п. мн. ч. (2. р.) сущ. на ня: песня без песен, бойня без боенн, НО: няня без нянь. Исключения: барышня без барышень, деревня без деревень, боярышня без боярышень, кухня без кухонь. 4. В кратких прилагательных: колючий колюч, свежий свеж, тощий тощ, горячий горяч. 5. В прилагат. с суффиксом -СК-, если они образованы от сущ. на Ь: Тюмень тюменский, зверь зверский, Казань казанский, НО: день-деньской. 6. В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН, НН, ЖН, РЧ, РЩ: девочка, ночной, нянчить, погонщик, помощница, сапожник, ранний, перчик (от перец), фонарщик. 110

3 ИСКЛЮЧЕНИЕ: слово январский. ЯнварЬ ЯНВАРСКИЙ ФевралЬ февральский Март мартовский АпрелЬ апрельский Май майский ИюнЬ июньский ИюлЬ июльский Август августовский СентябрЬ сентябрьский ОктябрЬ октябрьский НоябрЬ ноябрьский ДекабрЬ - декабрьский У П Р А Ж Н Е Н И Я. Упражнение 1. Вставьте, где нужно буквы Ъ или Ь, объясните свой выбор. Феврал ские в юги и январ ские морозы, под ёмный кран, с ездит в деревню к бол ной бабушке, написат об явление, п ю чай, сер ёзный почтал он, медал он упал в бул он, сем я неизвестного растения, здоров е всей сем и, очен сил ный звер, в воскресен е состоит ся с езд учител ей, нел зя отложит прем еру, счаст е в несчаст е, обез ян и меха, прос ба, об яснениe, трет е с ёмочное об единение, Олен ка, бол ной получил ин екцию. Упражнение 2. Вставьте, где нужно Ь после шипящих в имена существительные. Объясните правописание. Глупый малыш, пришёл на помощ, купили мяч, хороший врач, теч в лодке, привезли кирпич, испекли калач, устная реч, стальной меч, заехали в гараж., душистый ландыш (konvalinka), тёмная ноч, чёрная туш, оркестр играл туш (fanfárу), тяжёлый багаж, новая вещ, красный карандаш, красивая доч, густой плющ (břečťan), первый палец, старый сторож, непролазная глуш (divočina, zapadlé místo), русская печ, верный товарищ, золотая рож, солнечный луч, разменять рубль на мелоч, современная молодёж, чёрный уж (užovka), степная пустош (pustina), густой камыш (rákosí), белая мыш, острый нож, больного бьёт дрож (zimnice), строительный чертёж. Упражнение 3. Спишите, вставляя, где необходимо, Ъ или Ь. Объясните правописание Ад ютант генерала, об ективная рецензия, без ядерная зона, в огороде бур ян (plevel), автомобильный гон щик, интерв ю для радио, из ян материала, клян чить (prosit) сладости, компан он фирмы, почтовый кур ер, восем сот милл онов, необ ятные просторы, об егорить (napálit důvěřivé) покупателя, от явленный (notorický) лгун, пред являть документы, всё пред усмотреть, об ёмный портфел, пред осенний 111

4 период, п едестал почёта, пред юбилейные приготовления, пан европейская трасса, раз ярённый лев (rozzuřený), сверх ядовитое вещество, с экономить деньги, сверх естественные явления, трех язычный словарь, двух этажный дом. Упражнение 4. Объясните написание слов и составьте с ними словосочетания. В случае затруднений справляйтесь в словарях. Объяснение обязательство, трёхъярусный трёхэтажный, волчьи волчий, безатомный безъядерный, контригра контръярус, обучить объявить, разобщить разъединить, межъярусный межэтажный, семья семя, двухъякорный двуязычный, инъекция инструкция, межинститутский межъязыковой, панамериканский панъяпонский, развязать разъярить Упражнение 5. Перепишите, раскрывая скобки и образуя новые слова (прилагательные, глаголы и т. д.) с приставками. Употребите, где необходимо, Ъ или Ь. Объясните написание. Без - (авария, язык, апелляция, ядро); об - (явиться, учить, ехать, юлить*); от - (экзаменовать, учиться, ездить); раз - (единить, ездить, общение, ярый, украсить); сверх - (яркий, естественный, штатный, урочный). *объюлить - (разг., ošálit, ošidit) Упражнение 6. Слова в скобках поставьте в творительном падеже (7. р.). Объясните правописание образованных слов. Увлечься игрой с (дети), прийти поздней (ночь), встретиться с интересными (люди), остановиться перед закрытой (дверь), часы пробьют (полночь), поговорить с (дочь), бочка с солёной (сельдь), обратиться к врачу с зубной (боль), встреться с (мать), обратиться за (помощь), встретить гостей с (радость), платье с (брошь), уехать в отпуск с (семья). Упражнение 7. Измените слова по образцу и запишите их. Объясните отсутствие буквы Ъ или Ь в словах. Образец: дочь дочка. В слове дочка Ь не пишем, так как мягкость Ч на письме не обозначаем, и в сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН, НН, НЧ, НЩ, РЧ, РЩ мягкий знак (Ь) не пишется. Дочь дочка; ночь, печь. Век вечный; восток, удача. Гонки гонщик; камень, обман. 112

5 Упражнение 8. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите слова в три колонки: 1) с твёрдым знаком; 2) с мягким знаком; 3) без Ъ и Ь знаков. Объясните свой выбор. Необ ятный, нян чить, печ ник, медал он, замуж, клян чить, могуч (от могучий), плащ, обреж те, ткач, неот емлемый, сем надцат, сем десят, лис ий, (без) собач его, мыш, пан европейский, р яный (horlivý), об ездчик, раз ярённый, фонар щик, сверх естественный, казан ский, добав те, трёхъязыч ный, ил люминатор. Ъ Ь Без Ъ и Ь Упражнение 10. Объясните, почему в одних словах пишется, а в других не пишется Ь. Тишь, купаешь, ключ, обливаешься, глушь, (без) жилищ, жечь, рожь, наотмашь, бульон, с детьми, восемь, кирпич, ешь, декабрьский, спрячьте, сборщик, замуж, лишь, сплошь, плач, не плачь, невтерпёж, вишь, банщик, развлечься, молодёжь, говоришь, лечь. Упражнение 13. Замените выражения одним словом. Объясните его правописание. 1. Сильная метель с ветром 2. Впрыскивание лекарства в живой организм 3. Драматическое произведение для театрального представления 4. Шейное украшение с подвесками спереди 5. Отвар мяса (а также рыбы, овощей, грибов) 6. Животное, наиболее близкое человеку по строению тела 7. Текст, написанный на бумаге и посланный кому-то 8. Показать чиновнику по требованию документы 9. Полоса суши вдоль берега моря 10. Общее название высоких сорных трав 11. Повреждение, недостаток 12. Очень большой, необозримый Слова для справок: побережье, колье, изъян, обезьяна, предъявить, бурьян, необъятный, вьюга, пьеса // спектакль, бульон, письмо, инъекция. 113


Разработал учитель-логопед Александр Александрович Лементуев 2014 год 0 Ошибки в изображении схем слов. Записать слово. Начертить правильную звуковую схемы слова, закрасив все части. Ошибки в подборе синонимов.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Русский язык. Работа над ошибками 1. Большая буква в начале предложения Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную буква.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ Учитель начальных классов: В. А. Шейко Предмет: Русский язык Тема урока: «Мягкий знак (ь) после букв шипящих в конце имён существительных женского рода» Тип урока: Урок открытия

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку. Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова. 1. Ошибки в построении и записи предложений. Записать без ошибок

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Объем требований по русскому языку На вступительных испытаниях по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих

П/п Наименование оборудования Кол-во 1 Опорные схемы 59 1.Сложноподчинённые предложения. 2.Фонетика. 3.Сложносочинённые предложения. 4.Лексика. 5.Сложное предложение. 6.Члены предложения. 7.Синонимы, антонимы,

Урок а 1 Собеседники. Диалог 2 Собеседники. Диалог 3 Собеседники. Диалог 4 Собеседники. Диалог. Входящее ное списывание. Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс Тема урока Контроль

1 А, Г, Д неверны. Проверяем каждое утверждение Пети. А) На конце слова «калач» надо писать Ь, так как звук [ч] мягкий. Есть правило: Ь знак на конце слова после шипящих пишется у существительных женского

Урока Тема урока Наша речь (4 ч) Кол-во часов Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи? 3 Как отличить диалог от монолога? 4 Проверка знаний Текст (5ч) 5 Что такое

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Экспериментальные материалы для учащихся 4 классов РУССКИЙ ЯЗЫК (1) Вариант 2 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы

Демонстрационный вариант итоговой работы по русскому языку для 4 класса Приложение 7 Часть 1 Итоговый диктант Стоит чудесный май. Как хорошо кругом в эту весеннюю пору! Ласковое солнце греет землю своим

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой

Примерное планирование уроков русского языка в 7 классе Учебное пособие: «Русский язык. Учебник для 7 класса» (авторы составители Наталья Береснева, Наталья Нечунаева). * Планирование составлено с учётом

Паспорт Учебного кабинета 132 2013-2014 учебный год Ф.И.О. заведующего кабинетом Гомершмидт Инга Николаевна Опись имущества и документации кабинета п/п Наименование Кол-во п/п Наименование 1 Стол учительский

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА (2012/2013 учебный год) Вариант 1 Школа Класс 3 Фамилия, имя В работе тебе встретятся разные задания: в одних тебе нужно будет выбрать ответы из нескольких

Пояснительная записка. Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой по предмету «Грамматика, правописание

Министерство образования и науки Российской Федерации Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Камский институт» Приемная комиссия Утверждаю Ректор ЧОУ ВПО «Камский институт»

Разработка урока русского языка Ф.И.О. учителя Рыбаконенко Е.А. Класс 3 УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных» Цель урока вывести алгоритм

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Карлова Т.А. РУССКИЙ ЯЗЫК Программа вступительных испытаний для поступающих в Московскую академию экономики и права Тематический план по Русскому языку 2 Наименование

Урок русского языка. Тема: «Мягкий знак после шипящих в глаголах». Цель: Формировать умение писать ь после шипящих во всех глагольных формах. Задачи: 1.Совершенствовать знания учащихся о глагольных формах

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК Вариант 1 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 40 минут. В работе тебе встретятся разные

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Общие требования Основой данной программы является примерная программа вступительных экзаменов по русскому языку, разработанная Министерством образования России. Вступительные испытания на филологический

«ЗАТВЕРДЖУЮ» О. Гончара М. В. ПРОГРАМА ІСПИТУ З РОСІЙСЬКОЇ МОВИ дну ім. О. Гончара Фонетика. Графика Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки. Сильная и слабая позиции

«Русский язык» Первоклассник различать, сравнивать: -звуки и буквы; -ударные и безударные гласные звуки; -твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки; -звук, слог, слово; -слово

МБОУ «Иваново- Эсинская СОШ» Ковровского района Контрольная работа по русскому языку для учащихся 4 класса начальной школы (УМК «Школа России») составлена учителем начальных классов Ивановой Жанной Владимировной

П/п 1-4 5-7 Культура устной и письменной речи. Календарно-тематическое планирование 3 класс Тема урока Элементы содержания Примечания Речевое общение. Повторяем узнаем новое (16 ч) Диалог. Собеседники.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Основные требования по русскому языку к уровню подготовки учащихся 1 класса: называть, приводить примеры: названия букв русского алфавита; признаки гласных и согласных

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт

Зовнішнє незалежне оцінювання 2015 року з російської мови Правильні відповіді до завдань сертифікаційної роботи 1 Зміст завдання та правильна відповідь Відповідність завдання Програмі зовнішнього незалежного

Мороз невелик, а стоять не велит Вышел второй выпуск Альманаха на тему: «Образовательная и оздоровительная работа с детьми в зимний период на участке детского сада», в котором воспитатель, Котова Ирина

Составила Фаизова Д.А., учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (КАРТОЧКИ) - это пособие с частью информации, заданий, вопросов, она содержит основные

Разработка открытого урока по русскому языку в 3 классе Класс: 3 «А» Тема: Изменение имен прилагательных по родам и числам. Тип урока: комбинированный Форма урока: урок-аукцион Технологии: технология имитационного

Тематическое планирование по русскому языку на 20 202 учебный год Предмет: русский язык Класс: 3, количество часов в неделю 5 за год 70. Программа: УМК «Перспективная начальная школа» Чуракова Н.А. Русский

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ)

Рабочая программа по русскому языку 10 класс 68 часов (2 часа в неделю) Пояснительная записка Необходимость в создании программы возникла в связи с тем, что в учебном плане МОУСОШ 61 на преподавание русского

Тема: Употребление и правописание разделительного твердого знака. Цель: Ознакомить с правилами употребления и правописание разделительного твердого знака; совершенствовать соответствующие орфографические

1 Программа по русскому языку 5-й класс (дети 10-11 лет), (соотносится 2/3 материала из программы для 5 класса русской школы учебник Т.А. Ладыженской) Грамматика и правописание Синтаксис. Пунктуация (при

Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе КОД Проверяемые умения 1. РАЗДЕЛ «ТЕКСТ» 1.1.

КОНСПЕКТ УРОКА «Текст. Признаки текста». Цель урока: Повторить, что такое текст, каковы его признаки Повторить типы и стили высказывания и их признаки Закрепить умение определять абзац Задачи урока. 1.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова» МАТЕРИАЛЫ К ФОНЕМНОМУ И МОРФЕМНОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ Методические

РУССКИЙ ЯЗЫК Вариант 4 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 45 минут. В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ УЧЕНИК В КОНЦЕ ПЕРВОГО КЛАССА. Памятка для учеников и их родителей. РАЗДЕЛ I. Русский язык. ТЕМА. Фонетика. Звуки и буквы. 1. Что вы знаете о русском алфавите? Сколько в нѐм букв?

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» Программа вступительных испытаний «Культура речевого общения» (русский язык) Улан-Удэ 2015 Раздел 1. Речь и речевое

Конспект открытого урока по русскому языку. Способы связи слов в словосочетании. Место в учебном процессе: 8класс, I четверть Дата: 08.10.2015. Тема урока: Связь слов в словосочетании. Цели урока: 1.Закрепить

2 Настоящая рабочая программа учебного предмета «русского языка» составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования, на основе Сборника рабочих программ «Школа России»,

35 Урок Сделай уроки! Повелительное наклонение (Tryb rozkazujący) Основа глагола и ударение в 1м л. ед. ч. настоящего (несов. в.) или будущего (сов. в.) Temat słowa i akcent w 1os. l. poj. czasu teraźniejszego

Проект «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» (русский язык, 7 класс) Потехина Зинаида Евсеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Тимирязевская СОШ» Городецкого района. Предметная

МКОУ «Чиркейский многопрофильный лицей им. А. Омарова» Рассмотрено: Согласованно Утверждено На заседании ШМО зам. директора по УВР директор лицея Учителей нач. классов Бартиханов М.М Протокол 201 г От

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет»

Приложение 4.. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» Рабочая программа по русскому языку для -4 общеобразовательных классов Составили учителя начальных

Урок русского языка 4 класс Дудинкина Елена Викторовна Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов» Цель урока: закрепление, коррекция изученных способов действий при написании безударных

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Предмет Русский язык Уровень образования Начальная школа (1 4 классы) Разработчики программы Иванов С. В., Кузнецова М. И., Евдокимова А. О. Нормативно-методические - Стандарты

УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ И УПОТРЕБЛЯТЬ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ МОЙ И МОЯ 1. Чтобы Маша и Петя не ссорились, помоги им поделить игрушки. Если про игрушку можно сказать моя «отдай» ее Маше (соедини линией). А

1. Звуки речи, слоги и ударение изучает фонетика (фон «звук»). Обозначение звуков на письме изучает графика (графо «пишу»). 3. В транскрипции мягкость согласного звука обозначается значком. Например: [сол

Урок 8. Грамматика: склонение личных местоимений; глагол иметь и конструкция обладания; инфинитивные конструкции (продолжение); сочетания, h +, в глагольных основах; употребление уменьшительных суффиксов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г. 273-ФЗ; федеральным государственным образовательным стандартом

Буквы ъ и ь .

Свод 1956

§ 70

Буква ъ пишется только перед е , ю , я в следующих случаях:

  1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд , объём , сверхъестественный , волеизъявление , межъярусный .
  2. В сложных словах после числительных двух- , трёх- , четырёх- , например: трёхъярусный .
  3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб- , ад- , диз- , ин- , интер- , кон- , контр- , об- , суб- , транс- и после начальной частицы пан- , например: адъютант , дизъюнкция , инъекция , интеръекционный , конъюнктура , контръярус , объект , субъект , трансъевропейский , панъевропейский .

§ 71

Буква ь пишется внутри слова не после приставок для отделения в произношении согласной от следующих за нею и , е , ю , я , например: карьер , вьюн , бурьян , подьячий , семья , ружьё , ночью , рожью , воробьиный , курьёзный , лисье , лисью , лисьи , чья , чьё , чью , пью , шью .

Примечание . Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон , бульон , гильотина , карманьола , компаньон , миньон , павильон , почтальон , шампиньон .

§ 72

Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной, кроме ч , щ (см. ), в конце слова, например: пить , темь , конь , и в середине слова перед твёрдой согласной, например: молотьба , просьба , нянька , меньше .

Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:

  1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).
  2. Для обозначения мягкости л , например: сельдь , льстить , мельче , пальчик .

Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч , щ , буква ь не пишется, например: кости , ранний , нянчить , кончик , каменщик .

Примечание . Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: иллюзия , гулливый .

§ 73

Буква ь пишется также в следующих случаях:

§ 74

Буква ь не пишется:

  1. В прилагательных с суффиксом -ск- , образованных от существительных на ь , например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь). Примечание . Прилагательные сентябрьский , октябрьский , ноябрьский , декабрьский , июньский , деньской (день-деньской) пишутся с ь ; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь , например: юньнаньский (от Юньнань).
  2. В род. пад. множ. ч. от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к- уменьшительных, например: вишня - вишен , вишенка ; бойня - боен ; читальня - читален ; но: баня - бань , банька ; яблоня - яблонь , яблонька ; также деревня - деревень , деревенька ; барышня - барышень ; кухня - кухонь , кухонька .

§ 75

После шипящих (ж , ч , ш , щ ) буква ь пишется только в следующих случаях:

Справочник Розенталя

§ 29. Употребление ъ

Разделительный ъ пишется перед гласными буквами е, ё, ю, я:

1) после приставки, оканчивающейся на согласную, например: подъезд, разъём, предъюбилейный, межъядерный; перед другими гласными ъ не пишется: подоблачный, разукрашенный, межотраслевой, безаварийный, собезьянничать, сэкономить;

2) в иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную (аб- , ад-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-), или частица пан-, например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, конъюнктура, объект, субъект, трансъевропейский, панъяпонский (но: трансатлантический, суборбитальный);

3) в сложных словах, первую часть которых образуют числительные двух-, трёх-, четырёх-, например: двухъярусный, трёхъязычный (но: двухатомный, четырёхэтажный).

Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: спецёмкость, Госюриздат, детясли.

§ 30. Употребление ь

Разделительный ь пишется:

1) перед е, ё, и, ю, я внутри слова, не после приставки, например: портьера, серьёзный, соловьиный, вьюга, крестьянин, подьячий (ср. дьяк);

2) в некоторых иноязычных словах перед о, например: карманьола, медальон, почтальон, шампиньон.

Школьные правила

1 (№ 6). Разделительный ъ пишется только после приставок на согласную перед буквами е , ё , ю , я , обозначающими два звука.

Исключения : адъютант , субъект , объект .

Разделительный ь перед теми же буквами и перед буквой и пишется не после приставок.

Объявление (после приставки). Шью (не после приставки). Воробьи (не после приставки). Адъютант (искл.).

2 (№ 9). Мягкий знак после нешипящих соласных пишется: 1) на конце слов для обозначения мягкости согласных; 2) в стечении согласных после л , перед м , б , г , к ; 3) у возвратных глаголов в неопределённой форме; 4) в прилагательных, образованных от названий месяцев (кроме январский ).

Мягкий знак не пишется: 1) в стечении согласных чн , чк , чт , чш , нч , нщ , рч , рщ ; 2) в числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 на конце слова.

Конь [н"]. Пять [т"]. Скользить . Письмо . Возьму . Кончить (в сочет. нч ). Июньский (от назв. месяца). Январский (от назв. месяца; исключ.). Восемьдесят .

3 (№ 23). Если глагол на -тся , -ться отвечает на вопросы настоящего или будущего времени, то перед -ся мягкий знак не пишется. Если глагол отвечает на вопросы неопределённой формы, то мягкий знак пишется.

Купается (что делает ? - наст. вр.). Купаться (что делать ? - неопр. ф.).

4 (№ 8, 20, 22, 48, 64). Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется: 1) у существительных 3-го склонения; 2) у глаголов во всех формах; 3) у наречий на ш и ч и в одном слове на ж (настежь ).

Пустошь (сущ. 3-го скл.). Режешь (глаг.). Стеречь (глаг.). Спрячь (глаг.). Навзничь (нареч. на ч ). Настежь (наречие на ж - искл.).

Мягкий знак на конце слова после шипящих не пишется: 1) у существительных не 3-го склонения; 2) у кратких прилагательных; 3) у наречий на ж (кроме настежь ).

Рощ (сущ. не 3-го скл.). Плющ (сущ. не 3-го скл.). Горяч (кр. прилаг.).

5 (№ 42). В именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900 , после первого корня пишется мягкий знак.

Семьдесят . Семьсот .

Альтернативные варианты школьных правил

Наталия Никитина

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК

Пишется перед только буквами Е, Ё, Ю, Я

  • а) после русских приставок на согласный звук: разъезд, съезд, объём, подъём, предъюбилейный, подъюбник, объявление, отъявленный;
  • б) после иностранных приставок: инъекция, субъективный, контръякорь, адъютант,

панъевропейский;

  • в) после числительных ДВУХ –, ТРЕХ –, ЧЕТЫРЕХ – и СВЕРХ –

двухъярусный, трехъякорный, четырехъязычный, сверхъестественный;

В остальных случаях употребляется разделительный мягкий знак: листья, вьюга, вьюн, пью, братья, колья, перья.

ЗАПОМНИТЬ: ПОДЬЯЧИЙ (ДЬЯК), ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ

У мягкого знака можно выделить три функции:

  • а) он используется как разделительный (см. выше);
  • б) для обозначения мягкости предшествующего согласного: конь, пень, сельдь, эльф, гель, соль;
  • в) для обозначения грамматических форм: дочь, печь, ночь, стоишь, бежишь, настежь, прочь, лишь, вскачь, испечь, спрячь

МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ

«Лига Школ»

В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:

  • в существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
  • в прилагательных (ГОРЯЧ),
  • в глаголах (ПИШЕШЬ),
  • в наречиях (НАСТЕЖЬ),
  • местоимениях (НАШ),
  • частицах (ЛИШЬ).

Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.

Предложения Орфографической комиссии РАН

Распространить написания с ъ на все сложные слова без соединительных гласных; писать с ъ не только слова с первыми компонентами двух- , трех- , четырех- и слова панъевропейский , фельдъегерь (написания, предусмотренные действующими правилами), но писать также: артъярмарка (новое слово с первой частью арт- в значении "художественный", ср. артсалон , артрынок и др.), гиперъядро (где гипер- не приставка, а часть слова гиперон ), гитлеръюгенд .

  1. меньше, тоньше и т. п. Яндекс: "+тонше"=5903, "+менше"=304 тыс. (в страницах на русском языке).
  2. тратьте, верьте и т. п. Ситуация усугубляется диалектным произношением "поверте" (Лиса-строитель 1936 03:00).

Грот описывает произношения перьсть, средьний, сверьстник, следьствие, церьковь, Серьгий, четверьг, верьх, перьвый (Грот РП 70-71/). Школьные правила не отсеивают неправильное написание в этих случаях. Справочник Розенталя в этом отношении ещё слабее: он вообще не рассматривает правописание ь в группах согласных. Написание сосиська (по произношению) не отсеивается ни по одной из систем правил, хотя в словаре указано сосиска .

Предложения по реформе

Писать ь после ч , ш на конце всех союзов, наречий и частиц (чтобы не приходилось угадывать часть речи), но не писать после ж . Это изменит орфографию следующих слов: допрежь , попрежь , настежь (Google: 218 000 для "настежь", 126 000 для "настеж"). Исчезнут следующие негласные исключения из правила: допрежь , попрежь , ж , аж , уж , даж . Оканчиваться на -ч , -ш после этого будут только существительные мужского рода и местоимения, что сильно оптимизирует правило.

Буквы Ъ и Ь

§ 70. Буква ъ пишется только перед е, ю, я в следующих случаях:

1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объем, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный .

2. В сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех- , например: трехъярусный .

3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной частицы пан- , например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский .

§ 71. Буква ь пишется внутри слова не после приставок для отделения в произношении согласной от следующих за нею и, е, ю, я , например: карьер, вьюн, бурьян, подьячий, семья, ружье, ночью, рожью, воробьиный, курьезный, лисье, лисью, лисьи, чья, чье, чью, пью, шью .

Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, миньон, павильон, почтальон, шампиньон .

§ 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной, кроме ч, щ (см. § 75), в конце слова, например: пить, темь, конь , и в середине слова перед твердой согласной, например: молотьба, просьба, нянька, меньше .

Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:

1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твердой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).

2. Для обозначения мягкости л , например: сельдь, льстить, мельче, пальчик .

Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч, щ , буква ь не пишется, например: кости, ранний, нянчить, кончик, каменщик .

Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: иллюзия, гулливый .

§ 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:

1. В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девятьсот , но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т. п.

2. В формах твор. пад. множ. ч., например: детьми, людьми , также четырьмя .

3. В неопределенной форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те , например: пить – напиться; исправь – исправься, исправьте; взвесь – взвесься, взвесьте .

§ 74. Буква ь не пишется:

1. В прилагательных с суффиксом -ск- , образованных от существительных на ь , например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).

Примечание. Прилагательные сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, июньский, деньской (день-деньской) пишутся с ь ; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь , например: юньнаньский (от Юньнань) .

2. В род. пад. множ. ч. от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к- уменьшительных, например: вишня – вишен, вишенка; бойня – боен; читальня – читален; но: баня – бань, банька; яблоня – яблонь, яблонька ; также деревня – деревень, деревенька; барышня – барышень; кухня – кухонь, кухонька .

§ 75. После шипящих (ж, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:

1. На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч., например: рожь, ночь, мышь .

2. В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш , например: несешь – несешься, носишь – носишься, примешь – примешься .

3. На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причем буква ь сохраняется и перед -ся , например: мажь – мажься; спрячь – спрячься; ешь .

4. Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те, -тесь , например: мажьте – мажьтесь; спрячьте – спрячьтесь; ешьте .

5. На конце глагола в неопределенной форме, причем буква ь пишется и перед -ся , например: стричь, стричься .

6. Во всех наречиях после конечных ш и ч , например: сплошь, вскачь, прочь , а также в наречии настежь .

7. На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь .