Мать читать краткое. — Да! — сказала она. — Это — страшнее. Слежка за Ниловной

Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы. В холодном сумраке они шли по немощеной улице к высоким каменным клеткам фабрики; она с равнодушной уверенностью ждала их, освещая грязную дорогу десятками жирных квадратных глаз. Грязь чмокала под ногами. Раздавались хриплые восклицания сонных голосов, грубая ругань зло рвала воздух, а встречу людям плыли иные звуки – тяжелая возня машин, ворчание пара. Угрюмо и строго маячили высокие черные трубы, поднимаясь над слободкой, как толстые палки.

Вечером, когда садилось солнце, и на стеклах домов устало блестели его красные лучи, – фабрика выкидывала людей из своих каменных недр, словно отработанный шлак, и они снова шли по улицам, закопченные, с черными лицами, распространяя в воздухе липкий запах машинного масла, блестя голодными зубами. Теперь в их голосах звучало оживление, и даже радость, – на сегодня кончилась каторга труда, дома ждал ужин и отдых.

День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно. День бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле, но он видел близко перед собой наслаждение отдыха, радости дымного кабака и – был доволен.

По праздникам спали часов до десяти, потом люди солидные и женатые одевались в свое лучшее платье и шли слушать обедню, попутно ругая молодежь за ее равнодушие к церкви. Из церкви возвращались домой, ели пироги и снова ложились спать – до вечера.

Усталость, накопленная годами, лишала людей аппетита, и для того, чтобы есть, много пили, раздражая желудок острыми ожогами водки. Вечером лениво гуляли по улицам, и тот, кто имел галоши, надевал их, если даже было сухо, а имея дождевой зонтик, носил его с собой, хотя бы светило солнце.

Встречаясь друг с другом, говорили о фабрике, о машинах, ругали мастеров, – говорили и думали только о том, что связано с работой. Одинокие искры неумелой, бессильной мысли едва мерцали в скучном однообразии дней. Возвращаясь домой, ссорились с женами и часто били их, не щадя кулаков. Молодежь сидела в трактирах или устраивала вечеринки друг у друга, играла на гармониках, пела похабные, некрасивые песни, танцевала, сквернословила и пила. Истомленные трудом люди пьянели быстро, во всех грудях пробуждалось непонятное, болезненное раздражение. Оно требовало выхода. И, цепко хватаясь за каждую возможность разрядить это тревожное чувство, люди из-за пустяков бросались друг на друга с озлоблением зверей. Возникали кровавые драки. Порою они кончались тяжкими увечьями, изредка убийством.

В отношениях людей всего больше было чувства подстерегающей злобы, оно было такое же застарелое, как и неизлечимая усталость мускулов. Люди рождались с этою болезнью души, наследуя ее от отцов, и она черною тенью сопровождала их до могилы, побуждая в течение жизни к ряду поступков, отвратительных своей бесцельной жестокостью.

По праздникам молодежь являлась домой поздно ночью в разорванной одежде, в грязи и пыли, с разбитыми лицами, злорадно хвастаясь нанесенными товарищам ударами, или оскорбленная, в гневе или слезах обиды, пьяная и жалкая, несчастная и противная. Иногда парней приводили домой матери, отцы. Они отыскивали их где-нибудь под забором на улице или в кабаках бесчувственно пьяными, скверно ругали, били кулаками мягкие, разжиженные водкой тела детей, потом более или менее заботливо укладывали их спать, чтобы рано утром, когда в воздухе темным ручьем потечет сердитый рев гудка, разбудить их для работы.

Ругали и били детей тяжело, но пьянство и драки молодежи казались старикам вполне законным явлением, – когда отцы были молоды, они тоже пили и дрались, их тоже били матери и отцы. Жизнь всегда была такова, – она ровно и медленно текла куда-то мутным потоком годы и годы и вся была связана крепкими, давними привычками думать и делать одно и то же, изо дня в день. И никто не имел желания попытаться изменить ее.

Изредка в слободку приходили откуда-то посторонние люди. Сначала они обращали на себя внимание просто тем, что были чужие, затем возбуждали к себе легкий, внешний интерес рассказами о местах, где они работали, потом новизна стиралась с них, к ним привыкали, и они становились незаметными. Из их рассказов было ясно: жизнь рабочего везде одинакова. А если это так – о чем же разговаривать?

Но иногда некоторые из них говорили что-то неслыханное в слободке. С ними не спорили, но слушали их странные речи недоверчиво. Эти речи у одних возбуждали слепое раздражение, у других смутную тревогу, третьих беспокоила легкая тень надежды на что-то неясное, и они начинали больше пить, чтобы изгнать ненужную, мешающую тревогу.

Заметив в чужом необычное, слобожане долго не могли забыть ему это и относились к человеку, не похожему на них, с безотчетным опасением. Они точно боялись, что человек бросит в жизнь что-нибудь такое, что нарушит ее уныло правильный ход, хотя тяжелый, но спокойный. Люди привыкли, чтобы жизнь давила их всегда с одинаковой силой, и, не ожидая никаких изменений к лучшему, считали все изменения способными только увеличить гнет.

От людей, которые говорили новое, слобожане молча сторонились. Тогда эти люди исчезали, снова уходя куда-то, а оставаясь на фабрике, они жили в стороне, если не умели слиться в одно целое с однообразной массой слобожан…

Пожив такой жизнью лет пятьдесят, – человек умирал.

Так жил и Михаил Власов, слесарь, волосатый, угрюмый, с маленькими глазами; они смотрели из-под густых бровей подозрительно, с нехорошей усмешкой. Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке, он держался с начальством грубо и поэтому зарабатывал мало, каждый праздник кого-нибудь избивал, и все его не любили, боялись. Его тоже пробовали бить, но безуспешно. Когда Власов видел, что на него идут люди, он хватал в руки камень, доску, кусок железа и, широко расставив ноги, молча ожидал врагов. Лицо его, заросшее от глаз до шеи черной бородой, и волосатые руки внушали всем страх. Особенно боялись его глаз, – маленькие, острые, они сверлили людей, точно стальные буравчики, и каждый, кто встречался с их взглядом, чувствовал перед собой дикую силу, недоступную страху, готовую бить беспощадно.

– Ну, расходись, сволочь! – глухо говорил он. Сквозь густые волосы на его лице сверкали крупные желтые зубы. Люди расходились, ругая его трусливо воющей руганью.

– Сволочь! – кратко говорил он вслед им, и глаза его блестели острой, как шило, усмешкой. Потом, держа голову вызывающе прямо, он шел следом за ними и вызывал:

– Ну, – кто смерти хочет?

Никто не хотел.

Говорил он мало, и «сволочь» – было его любимое слово. Им он называл начальство фабрики и полицию, с ним он обращался к жене:

– Ты, сволочь, не видишь – штаны разорвались!

Когда Павлу, сыну его, было четырнадцать лет, Власову захотелось оттаскать его за волосы. Но Павел взял в руки тяжелый молоток и кратко сказал:

– Не тронь…

– Чего? – спросил отец, надвигаясь на высокую, тонкую фигуру сына, как тень на березу.

– Будет! – сказал Павел. – Больше я не дамся… – И взмахнул молотком.

Отец посмотрел на него, спрятал за спину мохнатые руки и, усмехаясь, проговорил:

– Эх ты, сволочь…

Вскоре после этого он сказал жене:

– Денег у меня больше не спрашивай, тебя Пашка прокормит…

– А ты всё пропивать будешь? – осмелилась она спросить.

– Не твое дело, сволочь! Я любовницу заведу…

Любовницы он не завел, но с того времени, почти два года, вплоть до смерти своей, не замечал сына и не говорил с ним.

Была у него собака, такая же большая и мохнатая, как сам он. Она каждый день провожала его на фабрику и каждый вечер ждала у ворот. По праздникам Власов отправлялся ходить по кабакам. Ходил он молча и, точно желая найти кого-то, царапал своими глазами лица людей. И собака весь день ходила за ним, опустив большой, пышный хвост. Возвращаясь домой пьяный, он садился ужинать и кормил собаку из своей чашки. Он ее не бил, не ругал, но и не ласкал никогда. После ужина он сбрасывал посуду со стола на пол, если жена не успевала вовремя убрать ее, ставил перед собой бутылку водки и, опираясь спиной о стену, глухим голосом, наводившим тоску, выл песню, широко открывая рот и закрыв глаза. Заунывные, некрасивые звуки путались в его усах, сбивая с них хлебные крошки, слесарь расправлял волосы бороды и усов толстыми пальцами и – пел. Слова песни были какие-то непонятные, растянутые, мелодия напоминала о зимнем вое волков. Пел он до поры, пока в бутылке была водка, а потом валился боком на лавку или опускал голову на стол и так спал до гудка. Собака лежала рядом с ним.

О Матерях можно рассказывать бесконечно. Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо; по ночам зажигались костры, и огонь смотрел из черной тьмы на стены города множеством красных глаз — они пылали злорадно, и это подстерегающее горение вызывало в осажденном городе мрачные думы. Со стен видели, как всё теснее сжималась петля врагов, как мелькают вкруг огней их черные тени; было слышно ржание сытых лошадей, доносился звон оружия, громкий хохот, раздавались веселые песни людей, уверенных в победе, — а что мучительнее слышать, чем смех и песни врага? Все ручьи, питавшие город водою, враги забросали трупами, они выжгли виноградники вокруг стен, вытоптали поля, вырубили сады — город был открыт со всех сторон, и почти каждый день пушки и мушкеты врагов осыпали его чугуном и свинцом. По узким улицам города угрюмо шагали отряды солдат, истомленных боями, полуголодных; из окон домов изливались стоны раненых, крики бреда, молитвы женщин и плач детей. Разговаривали подавленно, вполголоса и, останавливая на полуслове речь друг друга, напряженно вслушивались — не идут ли на приступ враги? Особенно невыносимой становилась жизнь с вечера, когда в тишине стоны и плач звучали яснее и обильнее, когда из ущелий отдаленных гор выползали сине-черные тени и, скрывая вражий стан, двигались к полуразбитым стенам, а над черными зубцами гор являлась луна, как потерянный щит, избитый ударами мечей. Не ожидая помощи, изнуренные трудами и голодом, с каждым днем теряя надежды, люди в страхе смотрели на эту луну, острые зубья гор, черные пасти ущелий и на шумный лагерь врагов — всё напоминало им о смерти, и ни одна звезда не блестела утешительно для них. В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в черный плащ. Люди, увидав ее, спрашивали друг друга:

— Это она? — Она!

И прятались в ниши под воротами или, опустив головы, молча пробегали мимо нее, а начальники патрулей сурово предупреждали ее: — Вы снова на улице, монна Марианна? Смотрите, вас могут убить, и никто не станет искать виновного в этом... Она выпрямлялась, ждала, но патруль проходил мимо, не решаясь или брезгуя поднять руку на нее; вооруженные люди обходили ее, как труп, а она оставалась во тьме и снова тихо, одиноко шла куда-то, переходя из улицы в улицу, немая и черная, точно воплощение несчастий города, а вокруг, преследуя ее, жалобно ползали печальные звуки: стоны, плач, молитвы и угрюмый говор солдат, потерявших надежду на победу. Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец; еще недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рожденную ею в помощь людям города — гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его. Сотни неразрывных нитей связывали ее сердце с древними камнями, из которых предки ее построили дома и сложили стены города, с землей, где лежали кости ее кровных, с легендами, песнями и надеждами людей — теряло сердце матери ближайшего ему человека и плакало: было оно подобно весам, но, взвешивая любовь к сыну и городу, не могло понять — что легче, что тяжелей. Так ходила она ночами по улицам, и многие, не узнавая ее, пугались, принимали черную фигуру за олицетворение смерти, близкой всем, а узнавая, молча отходили прочь от матери изменника. Но однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, подняв скорбное лицо к звездам, а на стене, над головой ее, тихо переговаривались сторожевые и скрежетало оружие, задевая камни зубцов. Мать изменника спросила: — Муж? — Нет. — Брат? — Сын. Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот — сегодня. И, поднявшись с колен, мать убитого покорно сказала: — Мадонна всё видит, всё знает, и я благодарю ее! — За что? — спросила первая, а та ответила ей: — Теперь, когда он честно погиб, сражаясь за родину, я могу сказать, что он возбуждал у меня страх: легкомысленный, он слишком любил веселую жизнь, и было боязно, что ради этого он изменит городу, как это сделал сын Марианны, враг бога и людей, предводитель наших врагов, будь он проклят, и будь проклято чрево, носившее его!.. Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на другой день явилась к защитникам города и сказала: — Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему... Они ответили: — Ты — человек, и родина должна быть дорога тебе; твой сын такой же враг для тебя, как и для каждого из нас. — Я — мать, я его люблю и считаю себя виновной в том, что он таков, каким стал. Тогда они стали советоваться, что сделать с нею, и решили: — По чести — мы не можем убить тебя за грех сына, мы знаем, что ты не могла внушить ему этот страшный грех, и догадываемся, как ты должна страдать. Но ты не нужна городу даже как заложница — твой сын не заботится о тебе, мы думаем, что он забыл тебя, дьявол, и — вот тебе наказание, если ты находишь, что заслужила его! Это нам кажется страшнее смерти!

— Да! — сказала она. — Это — страшнее.

Они открыли ворота пред нею, выпустили ее из города и долго смотрели со стены, как она шла по родной земле, густо насыщенной кровью, пролитой ее сыном: шла она медленно, с великим трудом отрывая ноги от этой земли, кланяясь трупам защитников города, брезгливо отталкивая ногою поломанное оружие, — матери ненавидят оружие нападения, признавая только то, которым защищается жизнь. Она как будто несла в руках под плащом чашу, полную влагой, и боялась расплескать ее; удаляясь, она становилась всё меньше, а тем, что смотрели на нес со стены, казалось, будто вместе с нею отходит от них уныние и безнадежность. Видели, как она на полпути остановилась и, сбросив с головы капюшон плаща, долго смотрела на город, а там, в лагере врагов, заметили ее, одну среди поля, и, не спеша, осторожно, к ней приближались черные, как она, фигуры. Подошли и спросили — кто она, куда идет? — Ваш предводитель — мой сын, — сказала она, и ни один из солдат не усумнился в этом. Шли рядом с нею, хвалебно говоря о том, как умен и храбр ее сын, она слушала их, гордо подняв голову, и не удивлялась — ее сын таков и должен быть! И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, пред тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца, — в шелке и бархате он пред нею, и оружие его в драгоценных камнях. Всё — так, как должно быть; именно таким она видела его много раз во сне — богатым, знаменитым и любимым. — Мать! — говорил он, целуя ее руки. — Ты пришла ко мне, значит, ты поняла меня, и завтра я возьму этот проклятый город! — В котором ты родился, — напомнила она. Опьяненный подвигами своими, обезумевший в жажде еще большей славы, он говорил ей с дерзким жаром молодости: — Я родился в мире и для мира, чтобы поразить его удивлением! Я щадил этот город ради тебя — он как заноза в ноге моей и мешает мне так быстро идти к славе, как я хочу этого. Но теперь — завтра — я разрушу гнездо упрямцев! — Где каждый камень знает и помнит тебя ребенком, — сказала она. — Камни — немы, если человек не заставит их говорить, — пусть горы заговорят обо мне, вот чего я хочу! — Но — люди? — спросила она. — О да, я помню о них, мать! И они мне нужны, ибо только в памяти людей бессмертны герои! Она сказала: — Герой — это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть... — Нет! — возразил он. — Разрушающий так же славен, как и тот, кто созидает города. Посмотри — мы не знаем, Эней или Ромул построили Рим, но — точно известно имя Алариха и других героев, разрушавших этот город. — Который пережил все имена, — напомнила мать. Так говорил он с нею до заката солнца, она всё реже перебивала его безумные речи, и всё ниже опускалась ее гордая голова. Мать — творит, она — охраняет, и говорить при ней о разрушении значит говорить против нее, а он не знал этого и отрицал смысл ее жизни. Мать — всегда против смерти; рука, которая вводит смерть в жилища людей, ненавистна и враждебна Матерям, — ее сын не видел этого, ослепленный холодным блеском славы, убивающим сердце. И он не знал, что Мать — зверь столь же умный, безжалостный, как и бесстрашный, если дело идет о жизни, которую она, Мать, творит и охраняет. Сидела она согнувшись, и сквозь открытое полотнище богатой палатки предводителя ей был виден город, где она впервые испытала сладостную дрожь зачатия и мучительные судороги рождения ребенка, который теперь хочет разрушать. Багряные лучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стекла окон, весь город казался израненным, и через сотни ран лился красный сок жизни; шло время, и вот город стал чернеть, как труп, и, точно погребальные свечи, зажглись над ним звезды. Она видела там, в темных домах, где боялись зажечь огонь, дабы не привлечь внимания врагов, на улицах, полных тьмы, запаха трупов, подавленного шёпота людей, ожидающих смерти, — она видела всё и всех; знакомое и родное стояло близко пред нею, молча ожидая ее решения, и она чувствовала себя матерью всем людям своего города. С черных вершин гор в долину спускались тучи и, точно крылатые кони, летели на город, обреченный смерти. — Может быть, мы обрушимся на него еще ночью, — говорил ее сын, — если ночь будет достаточно темна! Неудобно убивать, когда солнце смотрит в глаза и блеск оружия ослепляет их — всегда при этом много неверных ударов, — говорил он, рассматривая свой меч. Мать сказала ему: — Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя... Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза, говоря: — Я люблю только славу и тебя, за то, что ты родила меня таким, каков я есть. — А женщины? — спросила она, наклонясь над ним. — Их — много, они быстро надоедают, как всё слишком сладкое. Она спросила его в последний раз: — И ты не хочешь иметь детей? — Зачем? Чтобы их убили? Кто-нибудь, подобный мне, убьет их, а мне это будет больно, и тогда я уже буду стар и слаб, чтобы отмстить за них.

— Ты красив, но бесплоден, как молния, — сказала она, вздохнув. Он ответил, улыбаясь: — Да, как молния...

И задремал на груди матери, как ребенок. Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер — ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города: — Человек — я сделала для родины всё, что могла; Мать — я остаюсь со своим сыном! Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна. И тот же нож, еще теплый от крови его — ее крови, — она твердой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, — если оно болит, в него легко попасть.

    Россия, где-то начало 1900х годов. Небольшая слобода, где живут неустанные работники фабрики. С самого утра, с гудом на все улицы, толпы работников шагают почти строем на свои рабочие места, а потемну, неспешно общаясь друг с другом, покидают фабрику, чтобы с утра вновь приступить к работе.

    Даже в праздничные деньки и в выходные все разговоры, как они не пытаются, сводятся о спорах на фабрике, а иногда дело доходит даже до драк. Но лишь матушка Пелагея задумчива, она все чаще замечает, что один работник Павел Власов, ее сын, затевает совсем другую, новую для всего народа жизнь.

    У семьи Власовых начинают все чаще и чаще сходиться друзья Павла: Находка Андрей, мужчина который совсем недавно начал работать не фабрике, но уже сдружился с Пашей, девушка Наташенька - странная девушка, родом она из богатой семьи, но предпочла от них уйти и работать учительницей, Николай Иванович и девушка Александра, которая, кстати, тоже была родом из благополучной и весьма обеспеченной семьи.

    Саша и Паша были очень давно влюблены друг в друга, но жениться они совсем не желают, так как считают, что заниматься революционными действиями после свадьбы времени не будет, а какое там время, пойдут дети, надо будет налаживать быт, заниматься работой, чтобы иметь хоть какой то достаток для будущего детей.

    Все эти люди очень часто собираются в компании для прочтения странных по содержанию книг и обсуждений солидарности рабочих, так как эти люди были и будут самыми незащищенными. До этих дней мать никогда еще на слыхала новое слово, «социалисты».

    Прошло немного времени, на рабочих местах на фабрике появляются вывески и бумаги о несправедливости и неравенстве к работающим людям, приходят известия со всех краев о забастовках в главном городе Петербурге. Кажется все вокруг начинает призывать работников к мыслям бороться за себя, за справедливость.

    Мать крайне внимательно наблюдает за всем вокруг происходящим, отчетлива понимая, что это все сделал ее сын Павел, ей становится очень страшно за ребенка, но она старается не подавать виду. В скором времени жандармы заходят со своей проверкой к семье Власовых. Но, как они не старались, найти ничего не смогли, да и не могли вовсе.

    Молодых вовремя предупредили, и они успели спрятать все бумаги, вывески, листовки. Но, несмотря ни на что, товарищ Паши Андрей был арестован жандармами.

    Тем временем на фабрике руководители начинают вновь придумывать новые сборы денежных средств. На этот раз они собирают деньги, для того что бы осушить болота. Работники фабрики все чаще начинают подходить с вопросами и расспросами к Павлу. Он умоляет матушку Пелагею дойти до ближайшего города и постараться отдать новость о денежных поборах в редакцию, чтобы все увидели несправедливость, и смогли поддержать рабочих, а сам собирает огромное количество людей на фабрике прямо на рабочих местах.

    Вместе с рабочими фабрики он требует запрета всяческих и в том числе финансовых поборов. Начальники и руководители отказывают всем, кто присутствует, и работники, не понимая необходимости отстаивания своих прав, уходят. Павел опечален слабохарактерностью и

    безволием людей, он считает, что бороться надо во что бы то не стало.

    Как только на улице стемнело, а Павел вернулся домой, пришли жандармы и забрали Пашу с собой под арест. Прошло пару суток а может и немногим больше, к матушке Пелагеи Ниловне наведался Егор Иванович и сообщил матери, что на данный момент были арестованы сорок восемь человек, которые пришли на забастовку к фабрике, и теперь некому проносить листовки на фабрику.

    Мать, недолго думая, решает сама взять на себя эту нелегкую и опасную работу, и как только появляется возможность она, устроившись помощницей к торговке обедами, ловко проносит бумаги, и ни один проверяющий даже не задумывается кто это может быть.

    Товарищи Андрей и Павел возвращаются с места ареста домой, начиная праздничные сборы к Первому мая, они все больше задумываются как объяснить людям, что они должны защищать свои права. Паша желает гордо идти со знаменем, он знает насколько это опасно, и что вновь он окажется за решеткой и в этот раз уже на более долгий срок.

    Утром они направляются к месту сбора, людей немного уже набралось, но и этого народа уже достаточно. Павел, гордо держа знамя перед собой, говорит, что это социал-демократическая партия, заявляют о разуме, правде и свободе, что только так можно видеть дальнейшую жизнь, которая будет более прогрессивна.

    Павла и Андрея мгновенно арестовывают жандармы и увозят. Ниловна теперь точно хочет донести до людей, она наконец то и сама поняла за что борется его сын и все его товарищи, что они все должны идти и бороться за правду и лучшую жизнь. Мама Пелагея Ниловна быстро приезжает к Николаю Ивановичу, так как он обещал сыновьям постараться приглядеть за ней, если они будут под арестом, а в этом не сомневался никто. У него она с головой погружается в работу, осознавая все больше и больше необходимость решительных действий, работы сына.

    Она и сестра Николая Ивановича, найдя одеяния монахинь, проникают все в новые заведения и раздают запрещенные тексты, взывая к их прочтению и поддержки в достижении цели. Возвращаясь, матушка, навещает сына. Она передает сыну передачки и каким-то невероятным образом, умудряется передать записку о побеге.

    Он от идеи отказывается. Настал день суда, на него допустили родственников. Судьям плевать на это дело, свидетелям тоже. Паша не пытается себя защитить, он говорит, что он не нарушитель, а социалист-революционер. Мать горда своим сыном. Судья приговаривает арестованных в колонию поселение. Его любимая просится к нему, а Пелагея приедет когда появятся внуки.

    Николай решает напечатать речь Павла, которую он сказал в суде. Мать решает ее распространить. Но все оказалось не так просто, она замечает знакомое лицо и понимает, что она попалась. Но жандармы решили, что она воровка. Задохнувшись от обиды, она кинула прокламации людям. Жандармы пытаются всех разогнать, а один схватившись за горло, не дает говорить матери.

    Год издания книги: 1906

    Роман «Мать» читать сейчас не менее актуально, чем и на момент его написания. Недаром это произведение считают одним из самых сильных в творчестве Горького. И если во времена советского прошлого он являлся знаковым в контексте борьбы за коммунистическое будущее, то сейчас «Мать» читать следуют исходя из значимости произведения в мировой литературе. Ведь роман «Мать» Горького был переведен практически на все основные языки, а сила прописанных образов поражает читателей во всем мире. Во многом именно благодаря этому роман «Мать» попал в наш список .

    Роман «Мать» краткое содержание

    Действие книги «Мать» Горького разворачиваются в начале двадцатого века в России. Мать – Палагея Ниловна и сын – Павел Власов, живут в фабричной слободе. Жизнь здесь однообразна с утра работа на фабрике, вечеров водка и пьяные драки. Только Павел выбивается из общей картины жизни в слободе. Он много читает особенно запрещенной литературы и постепенно вокруг него собираются его единомышленники. Многих из них Палагея Ниловна знает по работе на фабрике, но есть и новые лица. Особенно выделяется Андрей Находка, который впоследствии перебирается жить в дом Палагеи Ниловны, Сашенька, которая ушла из богатой семьи и питает теплые чувства к Павлу, а также молодая учительница Наташа.

    Излагая роман «Мать» кратко можно рассказать, что со временем на местной фабрике начинают появляться листовки, раскрывающие несправедливость фабриканта к своим рабочим. Палагея Ниловна понимает, что это дело рук ее сына с соратниками. Поэтому когда в их дом приходят с обыском жандармы, женщина ведет себя мужественно. Тем не менее, несмотря на то, что в доме Палагеи нечего найти не удалось, арестовывают Находку. Павел же возглавляет стихийный митинг рабочих вызванный новым побором на фабрике. И несмотря на кажущуюся принципиальность собравшихся рабочих, после команды директора все идут по рабочим местам. А Павла вечером арестовывают жандармы.

    В романе «Мать» Горького дабы отвести подозрения на Павла, Палагея Ниловна начинает лично носить листовки на фабрику. Это помогает ее сыну, его выпускают из-под ареста. Но первомайская демонстрация делает эту свободу недолгой. Павла несшего красное знамя и Андрея шедшего рядом жандармы хватают одними из первых во время разгона демонстрации. Им грозит суд.

    Тем временем один из соратников Павла забирает Палагею Ниловну в город, как и обещал Павлу в случае его ареста. Здесь Палагея приобщается к подпольной работе и ей это нравится. Тем более что идеи, пропагандируемые ее сыном, ей очень даже привлекательны. Тем временем Сашенька предлагает организовать заключенным побег, но они отказываются от этого. В день суда Власов произносит пламенную речь, которую даже решают напечатать в газете. Но Павла и Андрея, как и , отправляют в ссылку, а Сашенька просится вместе с ними. Палагея обещает приехать нянчить внуков.

    Далее в романе «Мать» читать вы можете, как Палагея Ниловна отправляется с речью своего сына в другой город, где ее должны издать. На вокзале она видит молодого человека и понимает, что это жандарм. Ее пытаются обвинить в воровстве, но Палагея начинает раздавать листовки окружающим людям. Появляются еще жандармы. Один из них хватает Палагею за горло, не давая ей говорить. На перроне слышен плач. На этом роман Горького»Мать» оканчивается.

    Роман «Мать» на сайте Топ книг

    Роман Горького «Мать» читать сейчас настолько популярно, что книга заняла высокое место в нашем рейтинге . При этом в последнее время отмечается незначительный рост интереса роман «Мать» читать не только среди школьников, для которых это обязательно согласно школьной программы, но и обычных читателей. Это позволяет предположить более высокие позиции книги «Мать» уже в следующих рейтингах нашего сайта.

    Действие романа происходит в России в начале 1900-х гг. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из своих каменных недр; по праздникам, встречаясь друг с другом, говорят они только о фабрике, много пьют, напившись - дерутся. Однако молодой рабочий Павел Власов, неожиданно для своей матери Пелагеи Ниловны, вдовы слесаря, вдруг начинает жить иной жизнью:

    По праздникам ходит в город, приносит книги, много читает. На недоуменный вопрос матери Павел отвечает: \"Я хочу знать правду и поэтому читаю запрещенные книги; если у меня их найдут - меня посадят в тюрьму\".

    Через некоторое время в доме у Власовых субботними вечерами начинают собираться товарищи Павла: Андрей Находка - \"хохол из Канева\", как он представляется матери, недавно приехавший в слободку и поступивший на фабрику; несколько фабричных - слободских парней, которых Ниловна знала и раньше; приходят люди из города: молодая девушка Наташа, учительница, уехавшая из Москвы от богатых родителей; Николай Иванович, который иногда приходит вместо Наташи заниматься с рабочими; худенькая и бледная барышня Сашенька, тоже, как и Наташа, ушедшая из семьи: её отец - помещик, земский начальник. Павел и Сашенька любят друг друга, однако пожениться они не могут: они оба считают, что женатые революционеры потеряны для дела - нужно зарабатывать на жизнь, на квартиру, растить детей. Собираясь в доме у Власовых, участники кружка читают книги по истории, беседуют о тяжкой доле рабочих всей земли, о солидарности всех трудящихся, часто поют песни. На этих собраниях мать впервые слышит слово \"социалисты\".

    Матери очень нравится Находка, и он её тоже полюбил, ласково зовет её \"ненько\", говорит, что она похожа на его покойную приемную мать, родной же матери он не помнит. Через некоторое время Павел с матерью предлагают Андрею переселиться к ним в дом, и хохол с радостью соглашается.

    На фабрике появляются листовки, в которых говорится о стачках рабочих в Петербурге, о несправедливости порядков на фабрике; листовки призывают рабочих к объединению и борьбе за свои интересы. Мать понимает, что появление этих листков связано с работой её сына, она и гордится им, и опасается за его судьбу. Через некотороевремя в дом Власовых приходят жандармы с обыском. Матери страшно, однако она старается подавить свой страх. Пришедшие ничего не находят: заранее предупрежденные об обыске, Павел и Андрей унесли из дому запрещенные книги; тем не менее Андрей арестован.

    На фабрике появляется объявление о том, что из каждого заработанного рабочими рубля дирекция будет вычитать копейку - на осушение окружающих фабрику болот. Рабочие недовольны таким решением дирекции, несколько пожилых рабочих приходят к Павлу за советом. Павел просит мать сходить в город отнести его записку в газету, с тем чтобы история с \"болотной копейкой\" попала в ближайший номер, а сам отправляется на фабрику, где, возглавив стихийный митинг, в присутствии директора излагает требования рабочих об отмене нового налога.