Ты помнишь что было тогда фет. Стихотворение "ты помнишь, что было тогда" фет афанасий афанасьевич. Песенка для поднятия настроения;-)

«Я не предал белое знамя…» Александр Блок

Я не предал белое знамя,
Оглушенный криком врагов,
Ты прошла ночными путями,
Мы с тобой — одни у валов.

Да, ночные пути, роковые,
Развели нас и вновь свели,
И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли.

Крест и насыпь могилы братской,
Вот где ты теперь, тишина!
Лишь щемящей песни солдатской
Издали несется волна.

А вблизи — всё пусто и немо,
В смертном сне — враги и друзья.
И горит звезда Вифлеема
Так светло, как любовь моя.

Анализ стихотворения Блока «Я не предал белое знамя…»

Произведение, датированное концом 1914 г., увидело свет в составе сборника «Стихи о России», а затем было включено в послереволюционную редакцию знаменитого цикла «Родина». Текст размещен среди стихотворений, завершающих поэтическую книгу. В них тема трагических судеб соотечественников, окруженных безнадежными «глухотой и чернотой», осложняется военными мотивами.

Зачин произведения выводит на первый план знаковую деталь - белое знамя, в верности которому присягает лирический герой. Образ отличается сложной символикой. Она опирается на традиционную трактовку, расценивающую колористическую характеристику как признак чистоты и святости, причастности к небесному гармоничному началу. В рамках блоковской поэтики белый оттенок ассоциируется с обликом Прекрасной Дамы, и субъект речи выступает преданным защитником своего идеала.

Долгожданная встреча героя и лирического адресата происходит во время затишья, сменившего грохот боевых действий. Паре, которой посчастливилось миновать опасности военного времени, повезло дважды: случайное свидание состоялось после долгой разлуки. Земляная насыпь, ночь - автор указывает конкретные пространственно-временные обстоятельства лирического сюжета.

Иносказательный характер второго катрена контрастирует с реалистичным содержанием первой строфы. Нечаянная встреча обусловлена влиянием «роковых», судьбоносных причин, которые метафорически уподоблены путям. Символическую трактовку получает женский образ, соотносимый с образом Родины.

Драматические события привели героя на чужбину, где сражаются русские воины. Над свежим братским захоронением царят оцепенение и зловещая тишина, которые нарушаются отдаленной мелодией тоскливой солдатской песни. Последнюю характеризует метафора «волна»: троп передает колебания интенсивности звуков. Пессимистичная оценка будущего, подкрепленная мотивами смерти, порождает безнадежные интонации, звучащие в концовке.

Показателен художественный прием, при помощи которого замыкается стихотворный текст. Сияние звезды, озаряющей ночную мглу, сравнивается с патриотическими чувствами лирического субъекта. Их возвышенный смысл обозначен известной библейской аллюзией. Любовь к Родине - единственный жизненный ориентир, сакральная ценность, остающаяся неизменной среди «кровавого отсвета» апокалиптической атмосферы эпохи.

Я не предал белое знамя,
Оглушенный криком врагов,
Ты прошла ночными путями,
Мы с тобой - одни у валов.

Да, ночные пути, роковые,
Развели нас и вновь свели,
И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли.

Крест и насыпь могилы братской,
Вот где ты теперь, тишина!
Лишь щемящей песни солдатской
Издали" несется волна.

А вблизи - всё пусто и немо,
В смертном сне - враги и друзья.
И горит звезда Вифлеема
Так светло, как любовь моя.

План анализа стихотворения
1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.
3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам)
4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая.
5. Какая строка становится толчком для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо)
6. Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение.
7. Роль звуков в стихотворении.
8. Цвет стихотворения.
9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего) .
10. Категория пространства (реального и астрального)
11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?
12. Особенности композиции стихотворения.
13. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада)
14. Литературное направление, если можно определить.
15. Значение художественных средств. (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон)
16. Мое восприятие этого стихотворения.
17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.

Ты помнишь, что было тогда,
Как всюду ручьи бушевали
И птиц косяками стада
На север, свистя, пролетали.

И видели мы средь ветвей,
Еще не укрытых листами,
Как, глазки закрыв, соловей
Блаженствовал в песне над нами.

К себе зазывала любовь
И блеском и страстью пахучей,
Не только весельем дубов,
Но счастьем и ивы плакучей.

Взгляни же вокруг ты теперь:
Все грустно молчит, умирая,
И настежь раскинута дверь
Из прежнего светлого рая.

И новых приветливых звезд,
И новой любовной денницы,
Трудами измучены гнезд,
Взалкали усталые птицы.

Не может ничто устоять
Пред этой тоской неизбежной,
И скоро пустынную гладь
Оденет покров белоснежный.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Тогда мне было десять лет. За речкой — синих гор громады, Не знал я, счастлив или нет, В лапту играя у ограды… Пылал закат. Вставал рассвет. Над головой синело небо....
  2. …И тогда, и тогда, в кровь кусая Обожженное жаждой струпье, Я промолвлю: Сестрица косая, Все, что было — то было мое! Все, что было — то было и было, Даже...
  3. То было на Валлен-Коски. Шел дождик из дымных туч, И желтые мокрые доски Сбегали с печальных круч. Мы с ночи холодной зевали, И слезы просились из глаз; В утеху нам...
  4. Ты помнишь, как, забившись в «музыкальной», Забыв училище и мир, Мечтали мы о славе идеальной… Искусство было наш кумир, И жизнь для нас была обвеяна мечтами. Увы, прошли года, и...
  5. Помнишь, мы над тихою рекою В ранний час шли детскою четой, Я — с моею огненной тоскою, Ты — с твоею белою мечтой. И везде, где взор мой замедлялся, И...
  6. Дым поднимается снизу, медленный, плавный, долгий… «Лизанька, Лизочка, Лиза» — кто-то кричит над Волгой. Кто-то живет иначе: правильно, просто, мудро. Дверь открываю настежь в это туманное утро....
  7. Это было поутру В день больших потерь. Я остался на ветру, Ты закрыла дверь. Я собрал свои куски — Головы мешок, Крючья глаз, кирпич тоски, Взял и поволок. Взял вины...
  8. Январская луна. Огромный снежный сад. Неслышно мчатся сани. И слово каждое, и каждый новый взгляд Тревожней и желанней. Как облака плывут! Как тихо под луной! Как грустно, дорогая! Вот этот...
  9. Ошибаешься, мальчик! Зла — нет. Зло сотворить Великий не мог. Есть лишь несовершенство. Но оно так же опасно, как то, что ты злом называешь. Князя тьмы и демонов нет. Но...
  10. Уж теперь не то, что было прежде! Грустно мне, как вспомню о былом: Раскрывалась сладко грудь надежде И мечтам о счастии земном. В горе я вдавалась безотчетно, Без сознанья радостна...
  11. Будь я из золота, тогда — и если б был из серебра, тогда полночная пора мне б показалась недобра. Но ты — земля, и я земля (заелисейские поля), я на...
  12. Ах, если б лошадь мне тогда, я б донеслась до переправы!.. Но от копыт отвыкли травы… Ах, если б лошадь мне тогда!.. Ах, если б выстрел за спиной, да окрик...
  13. Помнишь ли ты, помнишь ли ты? Здесь по весенним долинам цветы, В полдень торжественный шум водопада, Звуки рожка и бродящее стадо, Легкий румянец вечерних небес, Звездную ночь и задумчивый лес,...
  14. Ты помнишь ли, Мария, Один старинный дом И липы вековые Над дремлющим прудом? Безмолвные аллеи, Заглохший, старый сад, В высокой галерее Портретов длинный ряд? Ты помнишь ли, Мария, Вечерний небосклон,...
  15. Помнишь, как залетела в окно синица, Какого наделала переполоху? Не сердись на свою залетную птицу, сама понимаю, что это плохо. Только напрасно меня ты гонишь, Словами недобрыми ранишь часто: я...
Вы сейчас читаете стих Ты помнишь, что было тогда, поэта Фет Афанасий Афанасьевич

Ты помнишь, что было тогда,
Как всюду ручьи бушевали,
И птиц косяками стада
4 На север, свистя, пролетали.

И видели мы средь ветвей,
Еще не укрытых листами,
Как, глазки закрыв, соловей
8 Блаженствовал в песне над нами.

К себе зазывала любовь
И блеском и страстью пахучей,
Не только весельем дубов,
12 Но счастьем и ивы плакучей.

Взгляни же вокруг ты теперь:
Все грустно молчит, умирая,
И настежь раскинута дверь
16 Из прежнего светлого рая.

И новых приветливых звезд,
И новой любовной денницы,
Трудами измучены гнезд,
20 Взалкали усталые птицы.

Не может ничто устоять
Пред этой тоской неизбежной,
И скоро пустынную гладь
24 Оденет покров белоснежный.

Ty pomnish, chto bylo togda,
Kak vsyudu ruchyi bushevali,
I ptits kosyakami stada
Na sever, svistya, proletali.

I videli my sred vetvey,
Yeshche ne ukrytykh listami,
Kak, glazki zakryv, solovey
Blazhenstvoval v pesne nad nami.

K sebe zazyvala lyubov
I bleskom i strastyu pakhuchey,
Ne tolko veselyem dubov,
No schastyem i ivy plakuchey.

Vzglyani zhe vokrug ty teper:
Vse grustno molchit, umiraya,
I nastezh raskinuta dver
Iz prezhnego svetlogo raya.

I novykh privetlivykh zvezd,
I novoy lyubovnoy dennitsy,
Trudami izmucheny gnezd,
Vzalkali ustalye ptitsy.

Ne mozhet nichto ustoyat
Pred etoy toskoy neizbezhnoy,
I skoro pustynnuyu glad
Odenet pokrov belosnezhny.

Ns gjvybim, xnj ,skj njulf,
Rfr dc/le hexmb ,eitdfkb,
B gnbw rjczrfvb cnflf
Yf ctdth, cdbcnz, ghjktnfkb/

B dbltkb vs chtlm dtndtq,
Tot yt erhsns[ kbcnfvb,
Rfr, ukfprb pfrhsd, cjkjdtq
,kf;tycndjdfk d gtcyt yfl yfvb/

R ct,t pfpsdfkf k/,jdm
B ,ktcrjv b cnhfcnm/ gf}