Боже царя храни год создания гимна. Литературно-исторические заметки юного техника. Из истории европейских гимнов

Плацкартный вагон большинство знает не по фото, так как не раз пользовались услугами железной дороги . Его можно считать «народным» по популярности среди населения. Статистика подтверждает, что большая часть купленных билетов, наполняемость пассажирами, приходится именно на плацкарт. Соотношение доступной цены и удобств - основные достоинства путешествия этим видом вагона.

Как устроен плацкартный вагон

В процессе развития железнодорожного транспорта, плацкартный вагон прошел множество этапов усовершенствований . Основная задача которых, была модернизация подвижного состава для улучшения качественных характеристик обслуживания пассажиров. Принцип устройства в целом оставался неизменным.

Общая конструкция:

  • Кузова, который представляет собой каркасную конструкцию, состоящую из основания (рамы с полом), двух боковых стен и крыши. Цельнолитая кузовная часть, в зависимости от модели вагона, длиною от 23 м до 25 м . Две боковые стены, крыша изготовлены из нескольких слоев материала: литого металлического каркаса, деревянных плит, фанеры. Между слоями материалов пола и стен проложен утеплитель, пенополистирол, который сохраняет тепло. Кузов является основной частью конструкции, в котором осуществляется перевозка пассажиров, сосредоточено все оборудование для их обслуживания.
  • Рама кузова устанавливается на две тележки с колесными парами. Движение вагона обеспечивает ходовая часть с тормозным оборудованием.
  • Сцепление между вагонами и локомотивом, амортизацию по ходу поезда обеспечивают ударно- тягловая конструкция, прикрепленная к раме кузова.

На корпусе вагона промаркирована и отражена следующая информация (табличка между 6 и 7 окном): знак, код железной дороги, маркировочный номер. В последнем отображается вид вагона (ПЛ - плацкарт).

Основные изменения, модернизацию претерпевало внутренне оснащение вагона, так как является главной функциональной частью, предназначенной для перевозки пассажиров.

Внутреннее наполнение

Габаритные размеры моделей могут несколько варьироваться , но в целом расположение основных элементов остается одинаковым.

Оно включает:

  • В одной части располагается тамбур с дверью. За ним идет небольшой скошенный коридор, который переходит в общий по всему вагону.
  • По сторонам небольшого коридора находятся:
  • туалет;
  • служебное помещения для проводников и купе для их отдыха;
  • напротив - оборудование для подогрева воды (титан).
  • Затем идет основная часть, состоящая из 9 купе открытого типа. В конце вагона находится второй туалет и тамбур с дверью.

Порою, покупая билет, трудно сориентироваться, какое место вам досталось. Для этого необходимо знать, как обозначаются места.

Нумерация

Общее количество спальных мест рассчитано на 54 человека , их нумерация идет по ходу часовой стрелки. С 1 по 37 место - полки основного купе, которые считают более удобными, с точки зрения пользования, в сравнении с боковыми. Они начинаются с 37 и заканчиваются 54 номером . Самым неудачным по расположению считают последнее купе (с 33 по 38 место ), так как они расположены возле второго туалета. Этот доставляет определенные неудобства , с точки зрения беспокойства для пассажиров и возможного неприятного запаха. В тамбуре напротив туалета расположен общий бак для мусора. Именно по этой причине на многих железных дорогах существуют на эти места скидки от 10 % до 30 %.

Для того чтобы определить, какое место вам досталось, нижнее или верхнее, нужно знать, что нижние места обозначены нечетными числами, соответственно верхние - четными. При покупке билета для людей с ограниченными возможностями, пожилых, с детьми, важно учесть этот факт.

В вагоне предусмотрены аварийные выходы через окна. При возникновении внештатной ситуации их либо выбивают, или, при помощи специального механизма, демонтируют в пространство стенки. Такие окна не открываются. Находятся они в третьем отделении (места с 9 по 12) и шестом (с 21 по 24). В летний период доступ свежего воздуха в них будет ограничен.

Купе плацкартного вагона

Длина одного отделения от 2,9 м до 3 м , высота внутренней части вагона до 2,6 м . Состоит из 6 мест. В каждом купе расположено 4 полки поперек и две боковые.

Полукупе из 4 мест имеет длину до 1,8 м , шириной от 1,67 до 1,7 м . Длина полок до 1,73 м , ширина в среднем 0,58 м , проход между ними до 0,6 м . Между местами для отдыха, у окна, расположен стационарный столик. Под нижними полками находятся ниши для хранения багажа (рундук), открытого или закрытого типа.

Боковые полки: ширина от 0,57 до 0,61 м (в месте сложенного стола). Длина может быть чуть короче полок в полукупе. Нижние спальные места трансформируются: в столик и 2 места для сидения. Под ними расположены багажные ниши.

Проход между отделениями купе - от 0,55 до 0,57 м.

Отдельные типы вагонов оборудованы третьей полкой для багажа, в модифицированных моделях их убрали, для более комфортного отдыха на верхних местах.

Оборудование вагона

Для нормального функционирования плацкартный вагон оборудован системами жизнеобеспечения.

Она включает:

  • горячее и холодное водоснабжение;
  • отопление;
  • электроснабжение, освещение;
  • вентиляцию, новые модели оборудованы кондиционерами.

Эксплуатационные возможности всех систем рассчитаны, исходя из того, что будут сформированы поезда дальнего следования.

Водоснабжение

В среднем вагон заправляется водой на объем от 1000 до 1200 литров , в расчете на 20-22 литра на день . Основные баки расположены в верхней части вагона, откуда она самотеком поступает в систему. Дозаправка происходит на обозначенных станциях через специальные патрубки. Зимой их прогревают, предохраняя от обмерзания. Вестовая труба страхует от перелива воды. Когда баки полные загорается лампочка контроллера, возле наливного крана. В отделении котла находится запасная головка для наполнения и бак, которые не замерзнут в случае низких температур.

Для приготовления чая используют титан (бойлер). По правилам железнодорожных перевозок вода в нем должна быть постоянно горячая . В летний период его разогревают с помощью твердого топлива (брикетов, дров, реже угля). В зимнее время обогрев происходит от змеевика системы отопления.

Отопление

В пассажирских вагонах отопление бывает электрическое , если есть в составе поезда вагон, который выполняет функцию электростанции. При его отсутствии используют твердотопливные котлы и водяное отопление.

Кроме основной, система выполняет следующие функции: подогревает вентиляционные каналы, титан зимой, головки заливных труб. Радиаторы расположены вдоль боковых стенок вагона.

Вентиляция

Когда в плацкарте нет системы кондиционирования, вентиляция осуществляется через дефлекторы , расположенные на крыше, открытые форточки окон. Мощность циркуляции воздуха зависит от скорости движение состава, температуры внутри и снаружи, скорости ветра. При высоких температурах, когда недостаточно естественного проветривания, дополнительно включается принудительная вентиляция. В этом случае регулируемые дефлекторы служат для удаления отработанного воздуха.

Открывать окна можно, только с одной стороны (правой), так как могут возникнуть завихрение ветряных потоков, при этом скорость состава не должна превышать 120 км/ч.

Электроснабжение

Система подачи электричества комбинированная . Низковольтное напряжение обеспечивает аккумуляторная батарея, которая подзаряжается от вращения колесных пар . Высоковольтный ток - от линии электроснабжения, подсоединенной к локомотиву.

От системы электроснабжения работают:

  • вентиляция;
  • циркуляционные насосы;
  • освещение;
  • электрическое отопление, (если оно установлено);
  • пульт управления вагоном;
  • розетки, расположены во втором и предпоследнем купе.

На боковой стороне выводы электроточек расположены на местах: 39, 40, 51, 52 . Сторона полукупе: с 29 по 32, с 5 по 7 места.

Освещение

Используется два вида: люминесцентное и лампы накаливания. Кроме основного освещения предусмотрена аварийная система, на случай отсоединения от центрального электроснабжения.

Пакетное переключение осуществляется в нескольких режимах: вечернем, ночном, дневном . Регулируется в зависимости от времени суток.

Отдельно включают освещение: каждого из тамбуров, малого и большого коридора.

Права пассажиров

Довольно часто возникают разночтения и спорные ситуации в том случае, когда пассажиры перевозят габаритный багаж.

В плацкарте действуют следующие правила багажных перевозок:

  • вес до 36 кг;
  • размер до 1,8 м (в общем: ширина, длина, высота);
  • свыше лимита - дополнительная оплата по тарифу, с выдачей квитанции;
  • домашних животных можно перевозить в специально устроенных контейнерах.

До 5 лет дети путешествуют без билета, если спят вместе с родителями (на 1 человека - один ребенок). На отдельные места покупают детский проездной документ со скидкой. Он дешевле взрослого на 35 % - 50 %.

Наличие проездного документа дает право бесплатно пользоваться общественным туалетом на вокзалах.

Набор принадлежностей для пользования:

  • Постельное белье, если вошло в стоимость билета. Его отдельно можно приобрести у проводника с сопроводительной квитанцией. В него входят: две простыни, либо одна и пододеяльник, наволочка, 1 или 2 полотенца . Дополнительно может содержать одноразовый гигиенический набор (мыло, салфетки). При отказе покупать бельевой набор, проводник вправе отказать в пользовании матрасом, одеялом, подушкой. По желанию пассажира проводник должен заправить спальное место бельевым комплектом. В обязанности пассажиров не входит сдача белья перед высадкой.

  • При необходимости можно потребовать у персонала ремни безопасности.
  • В туалетах должны присутствовать постоянно туалетная бумага, мыло.
  • По просьбе пассажира проводник должен выдать стакан с ложкой, иглу с нитками, аптечку.

Обслуживающий персонал обязан оповестить бригадира поезда в случаях, если одному из пассажиров станет плохо , ему требуется медицинская помощь. Он в свою очередь передаст вызов бригады медиков на ближайшую станцию. Проводник должен по возможности оказать первую медицинскую помощь, сопроводить больного, помочь ему собрать и вынести вещи.

Обязанности пассажиров

Предоставить проводнику весь пакет проездных документов с удостоверением личности.

Пассажир обязан не нарушать порядок, принятый в общественных местах. Запрещено курение, распитие спиртных напитков, некорректное, шумное поведение.

За преднамеренную порчу имущества ЖД накладывается штраф . Проводник может обратиться в полицию, в случае возникновения конфликтной ситуации.

Обязанности проводника

При посадке он должен проверить наличие и соответствие проездных документов. Если остановка на линейной станции короткая, проводник обязан принять человека в любой вагон, с последующим переходом на указанное место. Билеты после посадки собираются и хранятся у проводника . Выдаются перед высадкой пассажира. На двери служебного тамбура закрепляется информация об обслуживающем персонале, дублируется она бейджиком на фирменной одежде.

По правилам РЖД в обязанности проводника входят:

  • Помощь пассажиру, если он желает поменять место на лучшее. Решает вопрос бригадир поезда, к которому его сопровождает проводник
  • Обеспечивать технический режим работы вагона. Вовремя включать освещение, вентиляцию, другие системы. Поддерживать отопление в зимнее время, если в плацкартном вагоне установлен твердотопливный котел.
  • Оповещать пассажира о прибытии на станцию за полчаса до назначенного времени. В дневное время можно оповещать через радиоузел. По требованию разбудить пассажира.
  • Уборка. Влажная, проводится 2 раза (за сутки). Туалет убирается не менее 4 раз.
  • Очищать наполненные мусорные контейнеры.
  • Разносить чай три раза в день (утром, в обед, вечернее время). Вода в титане постоянно должна подогреваться.
  • Разносить постельное белье, менять его по требованию (за дополнительную оплату).
  • Следить за тем, чтобы во время движения состава, входные двери были закрыты.
  • Во время остановки подготовить выход: очистив от снега, грязи ступеньки, протереть страховочные поручни.
  • Плацкартные вагоны старого образца зачастую не оборудованы биотуалетом. В этом случае за 30 минут до прибытия на станцию его закрывают (правило о санитарной зоне).

Важный момент. Что делать, если человек отстал от поезда. Пассажира должен обратиться к начальнику станции, который оповестит об этом бригадира состава. Проводник обязан собрать вещи пассажира, описать их в присутствии свидетеле (2 человек, с их росписями) и передать вещи дежурному на ближайшей станции.

Оформление проездных документов

Приобретают билет на поезд только при наличии документов, которые удостоверяют личность. Для взрослых - паспорт, военный билет, детям, которым нет 14 лет, - свидетельство о рождении.

Правильность заполнения входных данных документа нужно проверить. При наличии ошибки в них вас могут не пустить в вагон.

В проездном талоне указываются: ФИО, представленный документ и его данные.

Если у пассажира есть льготы, то нужно представить документ, на основании которых оформляется скидка. Эти данные тоже вносятся в информацию проездного документа.

При посадке при себе пассажир должен иметь:

  • Правильно оформленный проездной документ.
  • Удостоверение личности с теми данными, которые вписаны в билет.
  • При наличии льгот, подтверждающие свидетельства.
  • На ребенка предъявляют свидетельство о рождении.

Перед отъездом проверьте наличие всех необходимых документов.

Электронный билет на проезд

В период всеобщей компьютеризации большой распространение получило оформление электронных билетов. Данные о его покупке автоматически попадают в базу данных РЖД.

Как его оформить?

Войти на сайт Ticket.rzd.ru и пройти регистрацию. Для этого нужно правильно оформить все разделы предложенной анкеты, указав:

  • контактный телефон;
  • электронный адрес;
  • логин, пароль, который будет нужен для личного кабинета в дальнейшем;
  • ваш пол и возраст;
  • для подтверждения, контрольный вопрос и ответ на него.

В дальнейшем достаточно будет ввести логин с паролем, чтобы открыть свой личный кабинет.

В разделе «Покупка билетов» вводится станция отправления и конечного прибытия. В отрезке времени 45 суток выбираем необходимую дату, нажимаем «купить» . Система электронной регистрации выдает информацию обо все поездах, которые осуществляют данный маршрут, данные о наличии свободных мест с ценой, временем отправления, прибытия.

Ознакомившись с информацией, переходим на вкладку «выбор билета» . Маршрутизатор укажет поезда по выбранному вами пути следования, а так же тип вагона, свободные места. Дополнительно можно просмотреть схему, как располагаются места в вагоне. Вводятся ФИО, серия, номер паспорта (без пробелов). При заказе билетов на детей или несколько человек (до 3) кликните кнопку дополнительно. Введите в том же порядке данные.

Детское свидетельство о рождении заполняется следующим образом: Первая буква - аналог кириллице из латинского алфавита, далее обычные русские знаки.

Тут же вводятся данные о тарифе (полный, льготный, детский).

Обязательно проверьте все заполненные данные. Подтверждаете (ставят галочку), что ознакомились со всеми правилами РЖД по оформлению электронных проездных документов.

Оплата билета

Вам высвечивается сумма, которую необходимо перевести с карточки в течение 10 минут. Расчет производится с карточек: Maestro, Visa, MasterCard . В платежную систему ТрансКредитБанка вводятся: ФИО владельца (латинским шрифтом), данные с лицевой стороны карточки, номер, срок действия . С обратно стороны есть код, подтверждающий подлинная карта или нет. Его тоже необходимо заполнить в соответствующем окне (в противном случае платеж не пройдет). Дождитесь сообщение об успешной оплате.

В том случае, когда поезд не оборудован системой электронной регистрации, нужно распечатать посадочный талон. Второй вариант - оформить в кассе перед посадкой обычный билет на основании электронного кода (в кассах, терминалах для самообслуживания).

При наличии посадочного купона в электронном виде проводнику предоставляют только документ, удостоверяющий личность.

Обмен и возврат билетов плацкарта

Обмен и возврат билетов осуществляется только через кассы РЖД, в том числе электронных.

Условия обмена:

  • только на ФИО, указанные в проездном документе;
  • не позднее суток до отправления поезда;
  • на аналогичный маршрут;
  • можно поменять с доплатой на другой класс вагонов;
  • вместо детского проездного документа приобрести взрослый.

Если кардинально меняется маршрут, перевозчик (другая линия ЖД), то билет сдается, при этом взимается комиссия.

При обмене электронного билета в кассе вам придется заново оплатить новый проездной документ. Деньги за старый билет поступит на карточку, когда пройдет через электронную систему обмена (по правилам до 30 дней). Дополнительные комиссионные сборы, оплаченные ранее за услуги, не возвращаются, при любом способе оформления.

Не обмениваются билеты на скоростные, международные поезда, оплаченные через платежные системы другой страны.

Нельзя поменять детский билет, в котором не указано место, на взрослый.

Возврат и обмен производится в кассах РЖД. В электронном варианте в личном кабинете на сайте poezd.ru (раздел «возврат билетов»).

Отправляясь в путешествие на поезде, пассажиры могут самостоятельно выбрать нужные места в вагоне. Удобнее всего это делать, заранее имея перед глазами схему вагона.

При покупке билета на сайте Туту.ру пассажиры выбирают места или на схеме вагона поезда, или указывая только диапазон мест. При выборе можно заранее увидеть, какие места уже заняты, а какие - свободны. Начало нумерации мест в вагоне начинается от купе проводника.

Самый популярный способ путешествия на поезде - в плацкарте. В нем 54 места, из которых 18 - боковые. Традиционно четные места - верхние, а нечетные - нижние. Большой нелюбовью пассажиров пользуются места 37 и 38. Мало того, что это сомнительные по комфорту «боковушки», так они еще и расположены около туалета. Однако направление популярное или ехать недолго, то эти места активно раскупаются наравне с другими.

В купейном вагоне 36 мест, распределенных по 9 «отсекам». В одном купе 4 полки: две нижние и две верхние. Расположение мест в вагоне здесь организовано по тому же принципу, что и в плацкарте: четные - верхние, нечетные - нижние. Верхние полки в купе часто продаются со скидкой и иногда даже сравниваются по стоимости с проездом в плацкарте. Розетки в вагоне есть не только около туалетов, но и в коридоре, поэтому подзарядить мобильный телефон можно будет без проблем.

Путешествие в СВ или люксе можно назвать одним из самых комфортных. В одном спальном вагоне одновременно могут ехать 18 человек, в каждом отсеке по два. Схема расположения мест здесь простая - верхних полок нет.

В международных поездах можно встретить двухместные, трехместные и четырехместные купе. Такие поезда ходят в страны Балтии и Евросоюза. Принцип нумерации здесь такой же, как и в других поездах. Однако в трехместных купе она отличается: средними будут места, заканчивающиеся на «3» и «4» - например, 13 и 14.

Скоростные поезда «Сапсан», «Ласточка» и «Стриж» оборудованы сидячими вагонами разных классов. При выборе места пассажира в первую очередь интересует, как он будет сидеть - против или по направлению движения поезда. Чаще всего можно заранее выбрать интересующее расположение в вагоне, однако иногда при формировании поезда вагоны могут «перевернуться». В сидячем вагоне при выборе места нужно быть особенно внимательным, чтобы потом не быть всю дорогу придавленным соседскими коленями. Чаще всего на схеме указать нужные места в поезде не получится, поэтому нужно заранее знать «диапазон комфорта». Как правило, это середина.

Схема вагона с местами обычно висит около кассы на вокзале. Это не значит, что теперь придется туда ехать - при покупке билета на Туту.ру вы сможете выбрать комфортное расположение мест в поезде на интерактивной схеме, где видны свободные полки, их ярус, а также перечислены услуги, которые получает пассажир того или иного типа вагона.

Вряд ли кто-то из нас не знает, что такое плацкартный вагон. Это самый популярный в СНГ тип железнодорожного транспорта. Кроме того, это уникальное явление, которое не встретишь больше ни в какой другой стране мира. Плацкарты были изобретены в Советском Союзе под советскую действительность и надолго остались в нашей жизни.

Немного истории

Как и много чего в постсоветском пространстве, плацкартный вагон получил свое название от иностранного слова. Оно обозначало талон (плацкарту), дающий право занимать конкретное место в вагоне. Бесплацкартные билеты обозначали то, что пассажиру приходилось самому искать свободное место, либо стоять до тех пор, пока оно не освободится.

Со временем бесплацкартные вагоны получили название общих. Но от плацкартных они отличаются только увеличенным количеством сидячих мест. К тому же сегодня часто практикуются и ночные лежачие вагоны, в билетах в которые не указывается место.

В общем, позволяет разместить 54 лежачих пассажира либо предоставляет 81 сидячее место.

Как располагаются места в плацкартном вагоне

По своему строению вагоны этого типа представляют собой большие пассажирские салоны, которые поделены перегородками на 9 отсеков. Они соединены между собой общим сквозным коридором.

Каждый такой отсек состоит из 6 мест: это три верхние и три нижние полки. Нумерация идет по часовой стрелке от рабочего тамбура. Места 1-36 находятся в его левой части. В то же время боковые имеют нумерацию в обратном порядке: 37-54 от нерабочего тамбура. Все непарные числа располагаются на нижних полках, а парные - на верхних.

В дополнение к спальным местам купе оборудованы багажными полками и отсеками. Над верхним местом располагается так называемая третья полка, на которой хранятся матрасы, а пассажир может оставить свой багаж. Под нижним сидением также находится отсек, куда можно спрятать свои вещи.

Внутри четырехместного отсека также есть сравнительно большой столик, за которым можно перекусить или поиграть в настольные игры, чтобы скоротать время. На боковых сидениях роль столика выполняет центральная часть нижней полки в разложенном положении.

Инфраструктура вагона

Кроме пассажирских мест, плацкартный вагон имеет 2 туалета, купе проводников, служебный отсек, нагреватель воды, отделение для контроля над системой отопления.

В обеих сторон вагона располагаются одноместные туалеты. В них есть металлические унитазы и раковины. Пассажир с относительным комфортом может здесь справить естественную нужду, умыться, побриться, почистить зубы. В фирменных поездах в туалетах есть бумажные полотенца, мыло и туалетная бумага. В обычных поездах всего этого может и не быть.

Проводники - это люди, которые следят за комфортом пассажиров в дороге. Поэтому для них выделено специальное купе с дверью, где они могут отдохнуть и восстановить силы. Спальных мест в купе - два. При этом схема плацкартного вагона рассчитана так, что за соседней стенкой находится служебное помещение со щитовой, которая управляет системами жизнеобеспечения в вагоне.

Системы обеспечения комфорта в вагоне

Следует отметить, что места в плацкартном вагоне, схема которых довольно специфическая, в одинаковой мере должны быть обеспечены комфортными условиями. Для этого в вагоне есть несколько важнейших систем.

Первая из них - электроснабжение. У каждого вагона оно индивидуально. Электричество поступает от генератора, который работает от парных колес вагона. Этого достаточно, чтобы освещать все места, питать электрический водонагреватель и давать 12 вольт тока во внутривагонные розетки.

Также в плацкартных вагонах есть система охлаждения воды. Мало кто знает, но каждый пассажир имеет право на бесплатную холодную питьевую воду в жаркое время года. При этом ее количество не ограничено, как и кипятка зимой.

Также в вагонах есть обязательное отопление на осенне-зимний период. Температура воздуха внутри не должна быть ниже 20 градусов по Цельсию. Также все вагоны имеют принудительную вентиляцию, а модернизированные - систему кондиционирования.

Обязанности проводника вагона

Не всем известно, что места в плацкартном вагоне, схема которых подобрана особенным образом, должны обслуживаться проводниками. В их служебные обязанности входит поддержание чистоты в вагоне и других помещениях.

Также проводники выдают постельное белье, стоимость аренды которого входит в цену билета, и следят за тем, чтобы пассажир вовремя его вернул обратно. За дополнительную плату работник вагона может сделать горячие напитки или обед. Но совершенно бесплатно они выдают медикаменты из аптечки, настольные игры и чистую холодную/горячую воду.

Обязанности проводников в постсоветских поездах намного шире, чем в европейских. Например, в Германии забота о пассажире полностью возлагается на него самого, а работник вагона только проверяет наличие билета и помогает разобраться с местом, если возникает такая необходимость.

Споры о современности вагонов

Многие скептики называют плацкартный вагон пережитком прошлого. Конечно, уровень комфорта в нем не на самом высоком уровне. Но и купейные вагоны ненамного лучше. Отсутствие возможности уединиться, посторонние шумы, храп и разговоры соседей, неприятные запахи есть везде. А вот уровень безопасности в плацкарте выше.

За закрытыми дверями купе преступнику легче совершить ограбление, изнасилование или убийство. В плацкартах все у всех на виду. Поэтому мало найдется отпетых бандитов, которые решатся на преступление в таких условиях.

Конечно, расположение плацкартного вагона в иерархии комфортных поездок не самое высокое. В то же время пассажиры выбирают его чаще всего. Места в таких вагонах дешевле, а количество получаемых услуг достаточное для того, чтобы с относительным удобством провести несколько часов путешествия.

Поэтому еще рано говорить о том, что есть достойная альтернатива плацкартным вагонам. Их эффективность доказана высоким уровнем популярности среди пассажиров среднего уровня достатка.

В плацкартный вагон входят 9 основных отсеков, называемых «купе», по 4 места в каждом и боковые – по 2 рядом с каждым отсеком. Ровно половина мест в каждой зоне – 2 купейные полки и 1 место сбоку – расположены на верхнем ярусе. Всего в вагоне 54 пронумерованных места.

ВНИМАНИЕ: места в купе для проводников в это число не входят.

Отсчет начинается от входа (там, где находится купе для работников) и идет по часовой стрелке. Первая полка – это та, что находится слева от окна в первой зоне. Последняя – боковая верхняя полка в той же зоне.

Какие места относятся к:

  • нижним – все с нечетными числами (1,3,5 и т.д.);
  • верхним – все с четными числами (2,4,6 и т.д.).

Боковые места

«Боковушки» имеют № с 37 по 54.

Место с самым маленьким численным обозначением находится рядом с тамбуром для курения в нижнем ярусе.

По мере продвижения ко входу порядковые номера боковых мест возрастают.

Полка, которая расположена сверху, пронумерована большим числом, чем место под ней.

Основные отделения

С 1 по 36 – это места в огороженных отсеках. Плацкартные места нумеруются по зонам: в каждом следующем отделе нижняя, самая близкая ко входу полка получает номер на единицу больше номера последнего места в предыдущем.

Рассмотрим схему нумерации на примере первого отдела. Первый номер получает нижнее место со стороны рабочего тамбура. Место над ним помечено цифрой 2. Напротив второго – полка № 4. Нижняя «лежанка» напротив первой – по порядку третья. Тот же принцип действует и для остальных отсеков.

«Особые» поезда

Фирменные составы

СПРАВКА: фирменными называют составы с улучшенными условиями. Обычно у них есть собственные имена и они снабжены сидячими местами.

В сидячих вагонах купейного типа (с отсеками – в каждом из них ряды располагаются друг напротив друга) нумерация начинается с кресла, которое стоит ближе всего к рабочему тамбуру и проходу.

Кресла в одном с ним ряду отмечены числами 2 и 3 соответственно. В ряду напротив отсчет ведется от окна: напротив третьего сиденья стоит четвертое, напротив второго – пятое, первого – шестое. В следующем отделе порядок сидений определяется по такому же алгоритму. Так устроены все вагоны «Невского экспресса», кроме первого и двенадцатого.

В «Сапсане» порядок сидений зависит от класса вагона. В премиум-классе первые три кресла стоят рядом с багажным отделением. Все места у окон – нечетные. Сиденья нумеруются от первого ряда до кабины машиниста. В первых пяти рядах нет кресел с номерами, которые делятся на 4. Напротив 21-го сиденья отсутствуют 2 спаренных кресла.

Кресла в бизнес- и эконом-классах пронумерованы в порядке возрастания от отсека для багажа до туалета. У прохода находятся нечетные места, у окон – четные. Нумерация начинается слева со стороны входящего. В первом ряду с левой стороны стоят кресла 2,1, а справа – 4 и 3. Так же расположены места в 1-м и 12-м вагонах «Невского экспресса».

Расположение полок в купе фирменных поездов дальнего следования не отличается от оного в стандартных.

Двухэтажные вагоны

Места на первом этаже двухэтажного поезда нумеруются от входа до туалетов, на втором – в том же направлении, что и снизу. Этажи разбиты на отделения, в каждом из которых умещается до 4-х человек. Боковые места показать нельзя, так как их нет. Внутри каждой зоны места нумеруются по тому же принципу, что и в плацкарте в одноэтажных поездах.

На нижнем этаже отсчет начинается с числа 1, на верхнем – с 81.

Если возможность выбора имеется, исходите из соображений комфорта. На скоростных маршрутах сидения у окна – нечетные, а у прохода – четные. Чем больше номер, тем ближе место к «хвосту» со всеми вытекающими из этого последствиями. Помните, что лежачие места, отмеченные четными числами, всегда располагаются в верхнем ярусе, а нечетными – в нижнем.