Вырезаем из дерева. Деревянные фигурки

Компания «Русский Пенопласт» предлагает купить большие декоративные фигуры из дерева, созданные на заказ специально для интерьера или экстерьера вашей дачи, общественного парка или коммерческого заведения.

Для лучшего взаимопонимания с дизайнером продемонстрируйте нам фото или эскизы похожих по виду изделий. Это можно сделать, прикрепив их к форме расчета стоимости.

Возможные формы объемных деревянных фигур



Чаще всего предпочитают заказывать изготовление следующих деревянных фигур:

  • Деревянные фигуры зверей, птиц и других животных. Из дерева изготовляют медведей, собак, слонов, волков, тигров. Для детских площадок статуи делаются стилизованными и добродушными. Если планируется установить их в тематическом ресторане или на участке охотника, возможна высокая детализация.
  • Деревянные фигуры людей. Объемная женщина или девушка из дерева украсит клумбу, уголок отдыха в саду, на веранде, в гостиной. Мужественные юноши в греческом или рустикальном стиле станут отличной заменой опорным столбам террасы.
  • Деревянные фигуры сказочных персонажей. Созданный методом резки из дерева домовой, античный Геркулес или забавный кот в сапогах оживят интерьер, сад, участок на даче. Герои современных мультфильмов сделают площадку или парк развлечений любимым местом детей разного возраста.
  • Декоративные шахматные фигуры для интерьера и сада. Увеличенные копии традиционных игровых элементов стильно выглядят как в современном, так и в ретро-интерьере (экстерьере). Дизайнер поможет вам выбрать подходящие размер и степень детализации изделий в зависимости от стиля существующего оформления, а также способа использования (только декор или функциональные нагрузки).
  • Интересные фигуры оголовков (наверший). Опорные столбы и колонны входных групп в парк, на участок или непосредственно в дом нуждаются в красивом завершении и защите. Фигурные изделия помогут дополнить и подчеркнуть выбранный стиль оформления.

Мастерам компании «Русский Пенопласт» по плечу задания любой сложности, поэтому у нас вы можете заказать производство (резку) самых интересных и необычных фигур из дерева в количестве от 1 до 100 и больше экземпляров. Чем объемнее задача – тем больше скидка.

Достоинства наших деревянных фигур

Изделия компании «Русский Пенопласт» отличает:




Тщательное проектирование

Чтобы реализация задумки заказчика была максимально точной, а готовая объемная деревянная фигура соответствовала окружению, все детали проекта согласовываются с клиентом задолго до резки.


Высокая детализация

Если понадобится, во время резки интересной фигуры из дерева, прорисуем все шерстинки медведя или ресницы девушки.




Дополнительное усиление

Сотрудники компании «Русский Пенопласт» при изготовлении каждой резной декоративной фигуры на заказ учитывают нюансы ее применения. В частности, если изделии должно будет висеть на стене, оно снабжается армирующим каркасом и креплениями, а если устанавливаться на полу – металлическим основанием.




Низкие цены

Вы сможете купить садовые или домашние фигуры с лучшим соотношением стоимости и качества среди всех производителей больших декоративных фигур в Москве.




Быстрое изготовление

Создание заготовок выполняется на компьютеризированных станках. Доводкой объемных декоративных фигур (резкой деталей и шлифовкой) занимается бригада скульпторов, что дает нам возможность в сжатые сроки создавать сложный декор из дерева.




Хорошо высушенное полено (чурка ) в данном случае это карагач (ильм , вяз ) таит в себе не только тепло, которое может быть извлечено путем сжигания на костре , но и то, из которого может родиться нечто интересное, если приложить немного фантазии и массу труда и усидчивости .


Поскольку согласно замыслу полено должно в конечном результате преобразоваться в "Добрейшего Зомби " закругляем одну оконечность чурки . С гордостью могу похвастаться, что для этих благородных целей у меня специально припасен небольшой топорчик (достался по наследству от деда ).

С легкой претензией на рисунок наносим разметку на поверхность бревна , обозначая пропорции и расположение глаз , ушей , рта.

Итак размечаем полено .

Запиливаем по границам наиболее выступающих мест , чтобы легче отсечь древесину.


Ну а после , когда интеллектуальная часть работы выполнена , дело техники . Или , как сказал один из великих : необходимо удалить все лишнее . Придаем форму или иными словами формируем личность .

Инструмент при этом используется самый незатейливый который уже не один год верой и правдой служит мне . И благодаря которому было реинкорнировано не одно полено .

Формирование личности будущего "красавчика " предпочитаю делать последовательно снимая то с одного то с другого места , постепенно рельеф становится более выраженным и отдельные места сами "подсказывают " каким образом будет лучше придать им форму .

Одновременно с лицевой стороной работаю над тыльной . Предпочитаю чтобы мои работы были легкими и менее всего напоминали деревянные болванки потому старательно выбираю все до чего возможно добраться с тыльной стороны работы .

Работа требует усидчивости и терпения . Карагач дерево довольно твердое и резать его не так просто . Там где предусмотрены сквозные отверстия использую дрель . Как правило это рот , ноздри , глаза , ну и те участки где планируется сделать сквозные отверстия .

После просверливания выбираем пустоты . В процессе работы приходится не один раз повторять разметку , поскольку нанесенная ранее в процессе работы срезается . Но когда голова в основном сформирована , контуры определены можно поработать над деталями .

Может кому -то это покажется неоправданным и странным , но я во всех своих работах (или в подавляющем их большинстве ) старательно и маниакально выбираю сердцевину , как мне кажется наполняю их воздухом и облегчаю .

Не всегда удается высушить полено так , чтобы избежать трещин . К сожалению никакого специального места для этого у меня нет . Поэтому наиболее крупные трещины , которые могут возникнуть также и в процессе работы заделываю кусочками древесины той же породы .

Ну а когда резьба закончена начинается новый , я бы даже сказал самостоятельный этап работы -зачистка и шлифовка .

По времени это занимает практически столько же, а иногда и больше времени, чем резьба . Как только не приходится умудряться, чтобы подобраться во все закутки изделия . При этом начинаю с наиболее крупной наждачки постепенно уменьшая размер зерен . Для того чтобы достать все изгибы и впадины наждачную бумагу приходится сворачивать трубочкой , складывать уголком , рвать на ленточки и т .д . Вот работенка для закалки характера и выработки терпения . В результате после всех "зачисток получаем «Зомбика ». Такого милого , чистенького и гладенького .

Михаил Ильяев
Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки

Книга – пособие Михаила Ильяева – незаменимый помощник для тех, кто задумал освоить резьбу по дереву. В ней подробно изложены азы уникального, интереснейшего вида искусства. Автор – прекрасный, самобытный резчик, скульптор – извлекает из копилки собственного опыта рекомендации не только для начинающих, но и для тех, кто много уже знает и умеет. Как подобрать инструменты, в чем заключается трудность обработки редких пород дерева, какие приемы резьбы помогут полнее раскрыть тот или иной задуманный образ, как создать студию учеников, организовать выставку – обо всем этом вы узнаете, внимательно прочитав предлагаемую книгу основателя Московской школы резьбы, заслуженного работника культуры Российской Федерации Михаила Ильяева.

Подробный текст сопровожден иллюстрациями декоративных изделий и произведений автора.

Книга предназначена для широкого круга читателей, как начинающих любителей, так и мастеров удивительного творчества в разных породах дерева, организаторов студий, учителей колледжей и школ.

«Принцесса цирка», «Сильва», «Марица». Его индийские танцы, шуточную «нанайскую борьбу» тепло принимали зрители России, Болгарии, Финляндии, Германии, Португалии, США, Франции. Неожиданная травма спины прервала концертную деятельность, пришлось менять профессию. В 1968 г. М. Ильяев увлекся резьбой по дереву. Вскоре скульптура стала главным занятием и потребностью души. На дальнейшую судьбу и творческое развитие мастера заметное влияние оказало знакомство с творчеством выдающегося скульптора Степана Эрьзи. Посетив места его жизни – Италию, Францию и Аргентину, издал книгу «Эрьзя в моей жизни».

Произведения Михаила Ильяева, выполненные из разных пород дерева, отличаются самобытностью, мастерством, чувством пластики и материала. Художником, кроме декоративных работ, были созданы портреты Толстого, Пикассо, Вернадского, Эрьзи, Ломоносова, Петра I, Гоголя, которые находятся в музеях Москвы, Саранска, Геленджика, Буэнос-Айреса.

Заслуженный деятель искусств РФ

художник В.Г. Сутеев

Посвящаю внуку Арсению и новому поколению!

Вместо предисловия

Посещая музеи, порой встречаем прекрасно сохранившиеся произведения искусства, выполненные из дерева во II–I веках до н. э. Как давно, оказывается, человек начал использовать древесину в качестве художественного материала. Мастерство древних художников удивляет и восхищает – ведь они чаще всего тайны изобразительного искусства постигали самостоятельно.

И в современном мире люди находят занятия по душе, увлекаясь самыми разнообразными видами художественного творчества. Казалось бы, зачем рукодельничать – уровень развития современной техники таков, что позволяет скопировать любое понравившееся произведение искусства, можно также купить изделие, растиражированное машинным способом. Но всем известно, что авторская работа ценится выше самой искусной копии. Мы уважительно относимся к человеку, который умеет что-либо делать своими руками.

Как показывает практика, никогда не поздно пробовать себя, испытывать свои способности к творчеству. Что касается резьбы по дереву, то иногда человек открывает в себе желание и умение работать с ним в 30–50 лет и старше и достигает высокого художественного уровня. Я, по специальности артист цирка и эстрады, начал вырезать по дереву в 34 года – во время гастрольных поездок по стране. Серьезное отношение к делу позволило углубить знания в особенностях обработки дерева, разработать свою технологию резьбы. Позже появилось желание научить других тому, что умею делать сам. Окончив заочный народный университет искусств, я в 1978 году организовал самодеятельный творческий коллектив.


Студия наша открылась в небольшом помещении у Яузских ворот в Москве, где еще в прошлом веке располагались мастерские народных умельцев.

В 1997 году, основываясь на многолетнем опыте работы со студийцами, я организовал в Московском доме творчества свою школу художественной резьбы по дереву, куда приглашаю всех желающих.



Многие мои ученики с приобретением опыта сменили основную специальность и стали резчиками по дереву, реставраторами старинной мебели. Это свидетельствует о том, что и в стенах самодеятельной студии неопытные любители могут вырасти в профессионалов высокого класса. Некоторые студийцы уже и сами передают свой опыт начинающим резчикам.



На выставках посетители задают всевозможные вопросы. Глядя на причудливые орнаменты, рельефы, объемную скульптуру из разных пород дерева, спрашивают, как заготавливать и сушить древесину, как обрабатывать ее, каким инструментом, с чего начинать, как создавать образ, раскрывать тему, какую литературу читать. Словом, людей интересует весь процесс создания произведения от начала до конца. Но, согласитесь, трудно удовлетворить любопытство непосвященного зрителя или начинающего любителя краткой консультацией. Поэтому я и решил изложить свой опыт резьбы по дереву в книге, которая, надеюсь, станет незаменимым помощником для начинающего и мастера, работающего в домашних условиях.

Человека, который впервые берет в руки режущий инструмент, хочу предупредить, что в резьбе по дереву, как и в любом творчестве, моментального успеха не бывает. Раньше, чем вы достигнете желаемого результата, придется много поработать, набраться знаний, опыта. Вам потребуется усидчивость и трудолюбие. Не стоит переоценивать свои силы или преждевременно огорчаться из-за неудач. Первые успехи пусть не вскружат вам голову. Не сравнивайте свои, поначалу скромные работы с произведениями опытных мастеров, но тянитесь к их уровню, достижениям. Не соревнуйтесь с другими, но с каждым разом старайтесь превзойти самого себя. Пусть авторитетный для вас мастер подсказывает направление в творческом поиске. Когда к вам придет заслуженный успех, не останавливайтесь на достигнутом – у вершин мастерства нет предела. Если временно постигла неудача и вас критикуют, не опускайте рук, старайтесь без лишней гордости понять ошибки и не повторять их в следующий раз. Чувствуйте собственный рост! Имейте в виду, что оценка посторонних не всегда бывает объективна и точна – у каждого свое мнение и свой уровень знаний, свой вкус.

Прислушивайтесь к любому доброму замечанию, но не игнорируйте и собственную точку зрения. Если чувствуете, что вы правы, умейте отстоять, аргументировать свою позицию. Таким образом сложится ваш собственный взгляд и ваша неповторимая творческая индивидуальность.

В начале своего увлечения резьбой многие копируют понравившиеся работы других авторов – это помогает приобрести навыки обработки материала режущим инструментом, понять пластику, композицию, объем скульптурного произведения. Стоит внимательнее приглядеться и к лучшим образцам народного творчества.

Когда почувствуете, что появились первые навыки, пробуйте вырезать свои, оригинальные работы. Не унывайте, если не сразу все получится, помните главное – это изделие создали вы сами, а не кто-то до вас. Пусть появится чувство первооткрывателя, автора. Если же работа порадует зрителей, заставит обратить внимание и, возможно, удивиться – это успех. Таким произведением не обязательно должна быть замысловатая скульптура. Самая обыкновенная ложка, украшенная орнаментом и согретая вашим трудом, может доставить удовольствие и вам, и почитателям вашего неокрепшего пока таланта. Я тоже начинал с ложки. Годы учебы, кропотливого труда, изучения творческого наследия народных мастеров, российских и зарубежных авторов отделяют ее сегодня от лучших моих работ, побывавших на выставках и приобретенных музеями.

Сейчас многие занимаются резьбой по дереву, создают свои уникальные произведения. Я надеюсь, что мой опыт в этой области кому-то пригодится, книга найдет читателя, окажется полезной мастеру, увлеченному красотой дерева и возможностями, которые этот материал предоставляет для творчества. Если мои советы помогут вам открыть новый мир, ощутить в себе способность творить из дерева чудеса, познать радость от процесса труда и успешного результата, я буду счастлив.

В добрый путь, друзья! Удачи вам!

Глава 1
О ДЕРЕВЕ

С древних времен лес был верным помощником человека. На протяжении веков он кормил и согревал, укрывал от врагов, дарил чистый воздух и радовал глаз. Разнообразие растительного и животного мира леса позволяет и сегодня использовать его в самых различных областях жизнедеятельности человека.

Особого внимания в необозримом мире леса заслуживает знакомое всем нам с детства дерево: высокий стройный ствол, устремленный в небо, красивая раскидистая крона… Этот удивительный материал и` сам по себе притягивает внимание, им можно любоваться до бесконечности. Когда же человек прикосновением своих умелых рук дарит ему вторую жизнь, мир обретает новый шедевр искусства. Дерево и руки художника, вечный союз добра и труда.

Древесные породы

Меня часто спрашивают, из какого дерева лучше вырезать – мягкого или твердого? Отвечаю: каждая порода хороша на своем месте. Любое бревно, доска, чурочка (высушенные, без трещин и не гнилые) являются ценным материалом, у каждого из них свои достоинства и красота. Для обучения резьбе хороши мягкие породы: липа, осина, тополь, ольха, каштан, кедр. Их легко обрабатывать режущим инструментом, проще добиться необходимой формы, пластики, рельефа, несложно выполнять завершающую обработку. Твердые текстурные породы с ясно выраженными годичными кольцами, несмотря на трудность обработки, имеют свои преимущества, изделия из них красивы без тонировки, полируются до блеска, прочны и долговечны.

Необходимо помнить: дерево как материал – составная часть будущего произведения, от правильного выбора породы во многом зависит художественный уровень изделия. Можно одну и ту же работу выполнить из разных пород, в итоге мы получим совершенно разные по качеству результаты. Умение правильно использовать материал приходит с практикой.

Итак, дерево. Думаю, несложно отличить по кроне, листьям, коре, плодам хвойные породы от лиственных, а на спиле текстурные от однотонных. Резчику необходимо знать, какие из них мягкие, а какие твердые, какие текстурные, какие нет. На срезе ствола вы можете различить годичные кольца, у живого дерева каждый год их становится на одно больше. Сосчитав количество колец, можно узнать, сколько лет дерево росло. На поперечном срезе ствола у многих пород различают ядро, сердцевину, заболонь, кору (рис. 1.1). Ярко окрашенные породы с четко выраженными слоями называются текстурными.



Рис. 1.1. Торцевое строение древесины (а ); виды срезов (б ): 1 – годичные кольца; 2 – сердцевина; 3 – ядро; 4 – заболонь; 5 – кора, пробковый слой; 6 – поперечный срез (торцевой); 7 – радиальный срез (сердцевинный); 8 – тангентальный срез


Предлагаю внимательно рассмотреть таблицу, в которой даны характеристики наиболее употребляемых для резьбы, а также некоторых редких, но прекрасно себя зарекомендовавших в художественной обработке пород древесины.


Примечание. В графе «Твердость» знаком * обозначены мягкие породы, знаком ** – породы средней твердости, далее по возрастающей; знак ***** обозначает породы особой твердости, которые хорошо обрабатываются напильником, бормашиной, циклей, шкуркой.

Лиственные породы делятся на мелко– (липа, береза, клен, яблоня, ольха) и крупно-сосудистые (дуб, ясень, вяз, ильм). У последних хорошо просматриваются годичные кольца.

Рассмотрим более подробно свойства тех пород, с которыми резчику приходится встречаться в процессе работы.


Липа

Древесина мягкая, одноцветная, светлая, легко обрабатывается режущим инструментом. Широко используется в народной традиционной резьбе, рельефах, орнаментах, мелкой пластике и скульптуре разного размера. Осина почти схожа по характеристике с липой.


Береза

Древесина по слою колкая, хорошо поддается морению и полировке. Для резчика имеет немалую ценность. Применяется разнообразно. В сувелях и капах необычной формы (часто встречаются на березовых стволах), если пофантазировать, можно увидеть неожиданные художественные образы. В промышленности древесина березы ценится в мебельном производстве, идет на изготовление фанеры.


Сосна

Древесина смолистая, мягкая, текстурная, колкая. При сушке, как правило, сильно растрескивается. Красива в обобщенной пластике, полировке. Хорошо проявляет слои после обжига или травления химикатами. В изделиях эффектна при симметричном расположении годичных колец. Это касается всех текстурных пород.


Дуб, ясень

Эти породы имеют близкую по структуре и твердости древесину. Плотная и текстурная древесина красива в обработке, прекрасно полируется, долговечна. Выразительна в крупных работах. Особенно ценится пролежавший многие годы в воде, так называемый мореный дуб.


Ольха

Древесина приятной мягкости, слегка розового тона, легко режется. Удобна для орнаментов, мелкой пластики с подробностями.


Яблоня, груша

Породы твердые, с красивой текстурой. Трудно высушить без трещин. Хороши в мелкой пластике, прекрасно полируются до блеска.


Клен

Древесина плотная и прочная, однотонная. Трудно режется, но хорошо держит детали, пригодна и для миниатюрных, и для крупных работ. Используется для изготовления музыкальных инструментов, в мебельной промышленности, машиностроении.


Рябина

Древесина плотная и прочная, с красновато-бурым ядром и широкой светлой заболонью. Хороша в токарном деле, в малой пластике, полировке.


Лиственница

Древесина твердая, тяжелая, с ярко выраженными слоями, стойкая к гниению, красива в обработке. Хорошо получаются работы обобщенные, без мелких деталей, тщательно полированные.


Кедр

Полное название: кедровая сосна сибирская или кедровая сосна корейская. Напоминают по строению древесины ель, но более стойки к гниению. Древесина мягкая, хорошо режется. Используется в мебельном производстве, изготовлении карандашей, декоративной скульптуре.


Древесина плотная, тяжелая, стойкая к гниению, долговечная. Хорошо видны годичные кольца. Отлично полируется. Ценится в мебельной промышленности за красоту.


Можжевельник

Чаще растет кустарником, реже древовидный. Древесина слоистая, розовая, с белой широкой заболонью и приятным запахом, по слою колкая. Срезы ствола употребляются в мозаичных работах. Более удачна в обобщенных пластических формах без мелких деталей, в украшениях, декоративной скульптуре.


Орех грецкий

Растет на Кавказе, в Крыму, Средней Азии. Древесина красива благодаря разнообразной расцветке от серых до светло-коричневых тонов, твердая, но хорошо режется, полируется. В промышленности используется для изготовления мебели, шпона. Рельефы и декоративная скульптура выглядят достаточно красиво.


Древесина крепкая, красновато-белая, с многочисленными сердцевинными лучами. Обладает хорошими физико-механическими свойствами, трудно режется, но позволяет создавать работы с мелкими деталями. Прекрасно полируется, хорошо поддается морению. Надежный материал, особенно когда требуется твердость и точность исполнения.


Кизил

Древесина твердая, большой плотности, светлая, диаметр ствола небольшой. Применяется в мелких орнаментальных декоративных работах. Хорошо держит детали, отлично полируется.


Сандаловое дерево

Родина – Индия. Древесина однотонная, желтого цвета, плотная, мелкоструктурная, с приятным стойким запахом. Позволяет делать подробные детали в мелкой пластике, достигать высокого качества обработки. Относится к разряду ценных пород.


Самшит

Дерево (редко с толстым стволом, чаще небольших размеров) или кустарник. Растет медленно: диаметр ствола

60-летнего дерева составляет около 10 см. Древесина однотонная, охристо-желтая. Годичные кольца плотно прилегают друг к другу, слабо заметны, что придает древесине высокую плотность, твердость и прочность, почти равную прочности кости. Используется для изготовления гравировальных досок, музыкальных инструментов, небольших сувениров. Резчиками применяется для создания миниатюрных ювелирных украшений с мелкими деталями, всевозможных рельефов и скульптуры малых форм. Прекрасно полируется, тонируется. Работы из самшита ценятся высоко. Дерево охраняется государством – вырубка запрещена.


Красное дерево

Так называют некоторые породы тропических деревьев, среди них чаще употребляют махагони и макорию. Древесина твердая, красных тонов, с красивой текстурой, прекрасно полируется. Возможности использования широкие: и монументальная скульптура, и мелкая пластика.


Хорошо держит детали, красива в обобщенной пластике. В промышленности используется чаще в фанеровке мебели, рельефах.


Палисандр

Древесина очень тяжелая, пурпурно-коричневая или шоколадно-бурая вплоть до черной, с сероватой заболонью. Годичные слои видны плохо. Обладает повышенной твердостью и плотностью. В обработке может крошиться. Палисандр очень красив в пластических обобщенных формах, ювелирных изделиях. Хорошо полируется. В промышленности применяется для изготовления музыкальных инструментов, художественной мебели, шпона, инкрустаций.


Черное дерево

Существует несколько пород. Наиболее известно эбеновое (индийское) дерево. Древесина твердая, мелкоструктурная, трудно обрабатывается, дает блестящий срез. Относится к ценным породам. Употребляется в ювелирных изделиях, для инкрустации, в малой пластике. Хорошо обрабатывается бормашиной, рашпилями, шкуркой. Полируется до зеркального блеска.


Бакаут

Лиственное дерево. Древесина зеленых тонов, с широкой белой заболонью (стойким запахом), очень твердая. Во время обработки меняет цвет от светло-коричневого до темно-зеленого в полоску. Трудно поддается режущему инструменту. Обрабатывается бормашиной, рашпилями, циклей, шкуркой. Очень красива полированная поверхность. Позволяет создавать работы с мелкими деталями, прекрасно смотрится и в пластических, с плавными переходами, обобщенных формах. В промышленности применяется вместо металла для деталей машин, работающих в морской воде, где требуются высокая твердость и хорошее скольжение.



Фото 1. Ясень



Фото 2. Карельская береза



Фото 3. Грецкий орех



Фото 4. Можжевельник



Фото 5. Кебрачо



Фото 6. Амурский бархат


Кебрачо

Под таким названием известно несколько субтропических видов деревьев из Южной Америки (Аргентины, Бразилии). Древесина очень твердая, коричневого тона, мелкоструктурная. Трудно поддается резцу, но прекрасно обрабатывается бормашиной. Красива в ювелирных изделиях, малых формах, монументальной скульптуре. Полируется до зеркального блеска. В промышленности применяется для изготовления шпал, полов, краски. В художественном творчестве первым его использовал скульптор С. Эрьзя в 1927 году, применив мощную бормашину.

По красоте и структуре не менее интересны древесины скумпии, шелковицы, агониса, маклюры, амаранта, криптомерии, железной пальмы, карельской березы, маньчжурского ореха и многих пород – всех не перечислишь, пробуйте – и откроете для себя новый мир красоты.

Где достать дерево

Теперь, когда вы имеете первые теоретические сведения об интересующем вас материале, возникает уместный вопрос: где достать, как приобрести его? Прежде чем ответить, хочу предостеречь – не рубите дерево живое, не спиливайте сувели, капы, не губите природу! Собираясь создавать прекрасное, будьте активными пропагандистами охраны природы, не уничтожайте, а восстанавливайте ее. Растительный мир – легкие Земли, снабжающие все живое кислородом, без которого не может существовать и человек. Зеленый цвет, цвет леса, по мнению ученых, самый благоприятный для глаз, для отдыха нервной системы. Чувство боли пронизывает меня, когда вижу без необходимости сломанную ветку, вывороченный сучок, ободранный ствол. Словно с меня кожу содрали, мне самому руку вывернули.

Разберем, где же и как доставать материал резчику по дереву. В магазинах продаются кухонные разделочные доски из березы, ольхи, дуба. Встречаются в продаже и дерево-материалы для рельефной и скульптурной работы. Для контурной резьбы и выжигания понадобится фанера. Несколько кусков ее (10–20 и более), склеенные под прессом в толстый массив, – хороший материал для создания красивых многослойных поделок. Можно склеивать в толстый брусок разнообразный по цвету и породам шпон. Эффект получается неожиданный.

Советую обратить внимание на строительные площадки, где бывают всевозможные деревянные отходы: доски, сосновые и березовые бруски. Встречается и выброшенная старая мебель, ножки столов, стульев, детских кроваток из бука, березы и даже из красного дерева, да еще и с точеной формой. Из них несложно создать подсвечники, вазочки.

Немалые возможности появляются у городского жителя в дни, когда из парков удаляют старые сухие стволы или в лесной зоне прокладывают коммуникации, очищая трассу от живых деревьев. Здесь можно поживиться и массивом, и сучками, а то и неплохой сувель попадется, особенно на клене или березе. Запасайтесь двуручной пилой и помощником. Если у вас или у знакомых есть дачный участок с фруктовым садом, не оставляйте без внимания засохшие стволы яблонь, груш, слив – это прекрасный материал. Кусок древесины, полезный для дела, всегда найдется и в поленнице дров.

Поистине кладом для резчика являются лесозаготовки. Обратитесь к лесничему, он подскажет вам, где в лесу засохшее дерево, подлежащее вырубке, где ветер с корнем вывернул ствол, где чистят лес под посевы.

Прогулки по лесу используйте для внимательного осмотра. Могут попасться сухие коряги, сучки неожиданной формы. Здесь раздолье для любителей создавать поделки из природных материалов.

В магазинах по продаже древесины предлагают немалый ассортимент пород в брусках, досках, шпоне, а также массивы коряг, сувелей.

Советую запасаться деревом разных пород и размеров впрок. Свобода выбора материала увеличивает возможности в творчестве. Одни мастера придумывают тему, а затем подыскивают к нему породу, другие берут готовую корягу и стараются увидеть созданный природой образ. На это порой уходит много времени. Каждый кусок древесины имеет свою ценность и может пригодиться в любое время.