Фаворитка королевы. Самые известные фаворитки французских королей. Самая красивая из сестер

Мой переход на веганство произвел революцию не только в том, что я ем. Еда была чем-то вроде первой ступени к осознанности. А дальше сработал «эффект лавины» — я полностью пересмотрела все то, что так или иначе касается чистоты моего организма, а именно — какой косметикой я пользуюсь, чем я умываю лицо, чищу зубы, мою тело и волосы, какими средствами я стираю одежду. По сути, все это разные грани одного вопроса — что я допускаю в свой организм. И я однозначно не хочу допускать в него химию, никакими путями, будь то через еду, через шампунь или через зубную пасту….

В этой статье я хочу подробно разобрать, в чем заключается вред привычных нам синтетических стиральных порошков. И рассказать вам о «бытовой нехимии», которую я уже давно и успешно использую для стирки белья. Почему это вообще важно? Что содержат стиральные порошки? В чем из вред?

Состав стандартного стирального порошка известных марок напоминает таблицу Менделеева. Натурального там нет ничего, каждый компонент — это сплошная химия, причем в прямом смысле этого слова. Давайте посмотрим, что мы можем встретить в порошках и чем это нам грозит:

АНИОННЫЕ ПАВ (А-ПАВ)

Выполняют функцию быстрого выведения пятен, которые сложно смыть простой водой, в т.ч. жирных пятен. За счет своей структуры эти вещества способны прикреплять молекулы жира (или другой грязи) к молекулам воды, тем самым отстирывая ваше белье. Проблема в том, что эти вещества оказывают крайне агрессивное воздействие на организм. Происходит все по цепочке — с постиранной одежды А-ПАВы попадают на кожу, впитываются через нее, попадают в кровь, разносятся по всему организму и накапливаются в тканях печени, легких, сердца, мозга . Высокие концентрации этих веществ при попадании в организм сохраняются до 4-х суток. После концентрация химиката снижается, но никогда не опускается до нуля, то есть полностью А-ПАВы никогда не вымываются из организма и продолжают накапливаются в разных органах. Например, в мозге оседает 1,9% общего количества ПАВ, которые попали на незащищенную кожу, в печени – 0,6%.

О наличии А-ПАВ в стиральном порошке говорит обильное пенообразование. Чем больше пены от порошка, тем выше концентрация А-ПАВ. Причем больше всего А-ПАВы «прилипают» к одежде и белью со сложной структурой волокна — это шерстяные, полушерстяные и хлопчатобумажные волокнистые ткани (типа льна).

Во многих странах Европы строго ограничена максимальная доза анионных ПАВ в стиральных порошках — максимум 2%. В России же эта доля достигает порой 25% и составляет обычно никак не меньше 5%. Важно знать, что эти вещества находятся в составе не только стиральных порошков, но также всех химических моющих средств — для посуды, пола, ковровых покрытий и т.д.

ФОСФАТЫ

Делают жёсткую воду мягче, повышая таким образом эффективность стирки. Это всё отлично, если бы не один важный момент — фосфаты дополнительно усиливают токсические свойства А-ПАВ! А именно — способcтвуют накоплению А-ПАВ в волокнах тканей одежды и усиливают проникновение А-ПАВ через кожу в организм человека. Известный факт, что эти химикаты полностью не выполаскиваются из одежды даже после 10-кpатного полоскания в горячей воде! И конечно, через поры кожи они проникают в организм. Дозы не большие, но токсический эффект на организм существенный, и этот эффект накапливается со временем.

Фосфаты негативно воздействуют на кожу — обезжиривают ее и заметно снижают ее барьерные функции (изменяется уровень рН, содержание липидов, общее количество аминокислот), что в свою очередь создает условия для проникновения в организм токсичных соединений и тяжелых металлов . После контакта с кожей, фосфаты попадают в кровь, изменяя процентное соотношение гемоглобина, белка, структуру и плотность сыворотки крови, что приводит к ухудшению работы внутренних органов, вызывает нарушение обмена веществ, обострение хронических заболеваний и возникновение новых. Одними из самых опасных последствий отравления этими веществами являются рак и бесплодие. А для беременных — низкий вес новорожденных, врожденные травмы, аллергии у ребенка, опухоли и повреждения ЖКТ.

В 1977 г. издательство «Здоровье» выпустило книгу «Гигиена применения синтетических моющих средств», где было написано: «Анионные ПАВы оказывают негативное воздействие на семяродный эпителий». Связка фосфаты + А-ПАВ напрямую влияют на развитие бесплодия.

Фосфаты давно запрещены во многих странах мира как опасные химикаты, которые отравляют водоемы и наносят вред экологии. Грустно, но количество фосфатов в стоках растет с каждым годом вслед за ростом использования синтетических порошков. Со сточными водами они попадают в очистные сооружения, реки и в конечном итоге в воду, которую мы пьем. Круг замыкается! Ежегодно россияне используют около 1 млн т стиральных порошков, в результате чего в реки, озера и моря попадает 300-400 тыс. т фосфатов.

Альтернативой фосфатам считаются так называемые цеолиты . Они вроде бы менее вредны для экологии, но это если речь идет о природных цеолитах (минералы, которые встречаются в вулканических породах). В химической промышленности часто используют искусственно синтезированные цеолиты, а это уже совсем другая истрория. Там, где природу заменили химией, пользы и добра ждать не стоит! К тому же нерастворимые в воде частички цеолитов остаются после стирки на ткани и осаждаются в канализационных трубах, забивая их.

АРОМАТИЗАТОРЫ & ОТДУШКИ

В стиральных порошках всегда содержатся отдушки и ароматизаторы, призванные перебить неприятный запах основы порошка и неприятный запах самого грязного белья. Это широко разрекламированные запахи «морозной свежести», «морского бриза», «альпийских лугов»… Искусственные ароматизаторы это 100%-я химия, которая оказывает на организм исключительно негативное воздействие . Чаще всего это аллергия и связанные с ней симптомы — зуд, жжение в носу, раздражение глаз. Более опасным последствием может стать астма, нарушения координации движений или аллергия в тяжелой форме.

ФТАЛАТЫ

Эти вещества необходимы чтобы длительное время удерживать запах ароматизаторов — без них аромат просто напросто выветрится, ведь это естественно! Фталаты через дыхательные пути попадают в легкие, а затем — в кровь, откуда не выводятся, и накапливаются с годами в организме. Особенно опасны фталаты беременным и кормящим женщинам, а также тем, кто только планирует забеременеть. Есть ряд исследований, которые связывают действие этих веществ с нарушением внyтриутрбного развития ребеночка на ранних стадиях беременности — а конкретно, с нарушениями половой сферы. Грудным детям эти вещества попадают через материнское моолоко, затем накапливаются в их организме и через много лет могут привести к импотенции и бесплодию .

ОПТИЧЕСКИЕ ОТБЕЛИВАТЕЛИ

На самом деле это не отбеливатели, а вещества, создающие иллюзию отбеливания! Чего только не придумает современная химическая промышленность! Это химикаты, обладающие свeтooтpажающим эффектом — они выделяют из всего спектра солнечного цвета ультрафиолетовые лучи и превращают их в фиолетовый или голубоватый оттенок. Благодаря этим веществам выстиранное белье кажется идеально чистым, чище, чем оно есть на самом деле! Но есть обратная сторона медали — частицы этого «отбеливателя» не вымываются из одежды, сколько бы вы ее не полоскали! В этом собственно их суть. Оставаясь на одежде, эти вещества вступают в реакцию с кожей, проникают в организм, накапливаются в нем и тем самым оказывают постоянное токсическое воздействие .

ЭНЗИМЫ

Эти вещества отвечают за расщепление трудно выводимых пятен — губной помады, шоколада, красящих соусов и напитков. С точки зрения интоксикации организма эти вещества не считаются опасными, но они могут испортить вашу одежду — ни за одни раз, а постепенно. Причина в следующем — энзимы расщепляют белки ткани, и со временем одежда теряет свою прочность. Поэтому энзимы могут быть хороши для того, чтобы отстирать любимую вещь и избавиться от трубновыводимого пятна. Но не для частой стирки белья, которое сильно не загрязнено! А в стиральных порошках эти энзимы содержатся почти всегда, то есть вы при каждой стирке не задумываясь используете эти энзимы, даже если они вам в конкретном случае вовсе не нужны.

Воздействие химических стиральных порошков на здоровье.

Выше представлен основной перечень вредных химических компонентов в составе стиральных порошков. По большей части это продукты нефтехимии. Каждый из них сам по себе опасен для здоровья, и это очевидно. А тот факт, что в порошке они обычно присутствуют все одновременно, приводит просто в шок. Особенно большой вред такие порошки могут нанести маленьким детям — ведь у них защитная функция кожи еще очень слабо развита. Но и на взрослых влияние тоже существенно. Если вы думаете, что через кожу может впитаться только ничтожно малое количество химиката, то вы сильно ошибаетесь. Впитывающая способность нашей кожи очень развита! Через кожу во время принятия душа может впитываться около 1,5 л воды. Плюс кожа способна брать воду из воздуха. Особенно усиливаются впитывающие свойства во время жары, когда человек потеет и поры на коже раскрываются.

Вы все еще предполагаете, что токсичность средств бытовой химии очень мала? Управление по охране окружающей среды США провело исследование, согласно которому выяснилось — внутри квартир и домов опасные концентрации химических веществ в 2-5 раз выше, чем на улице, за пределами дома - независимо от того, находится дом в сельской местности или в промышленной зоне. Другое исследование, проводившееся на протяжении 5 лет, обнаружило, что уровень определённых химических элементов в домах в 70 раз выше, чем на улице. Поэтому старайтесь как можно чаще проветривать ваше жилище!!!

Самое опасное в том, что вредное воздействие этих химикатов мы не можем почувствовать мгновенно. Токсичные компоненты накапливаются в организме годами и по сути медленно отравляют человека. Подумайте пожалуйста — стоит ли это того? Стоит ли стирать белье и одежду от обыкновенной грязи, пыли и пота таким средством, от которого ваша одежда будет вся в несмываемых химикатах? То есть вместе с грязью мы медленно убиваем и наше здоровье…

Что с этим делать? Бывают ли натуральные стиральные порошки? Хорошо ли они стирают?

Натуральные средства для стирки белья.

Лично для меня вся эта информация о вредных химикатах стала решающей при выборе стиральных порошков. Я не хочу отравлять себя этими некачественными и токсичными продуктами нефтепереработки. Я хочу, чтобы моя кожа дышала свободно. В крупных городах воздух итак не очень-то чистый, усугублять дополнительной порцией химии от собственной одежды я совсем не хочу.

Каков же может быть выход? Ну, во-первых, н ужно полностью отказаться от использования химических порошков для стирки белья. Не думайте, что это сложно сделать! Сейчас на рынке полно экологичных натуральных средств для стирки! Выбор огромен — от бюджетных российских производителей до более дорогих европейских брендов. Цена на такие средства совершенно приемлемая! Например, российский порошок с полностью натуральным составом будет стоить вам порядка 170 руб. за 1 кг. Европейские производители предлагают средства для стирки двух типов — в виде порошка и в виде геля. Лично мне более удобным и экономичным кажется гель для стирки. Концентрированный гель европейского производства стоит 400-800 руб. за 1 литр, в зависимости от конкретного производителя. Он очень — очень — очень экономичный! Упаковки объемом 1 литр мне хватило ровно на год! Я стираю примерно 1 раз в неделю, иногда чаще. На упаковке геля указано, что он рассчитан на 43 стирки. Это как раз около года использования при моей частоте стирок. Думаю. потратить 400-800 руб. на натуральное средство, которого хватить на целый год, не проблема для вас. Для сравнения — химический порошок Persil 4,5 кг стоит около 800 руб. Получается, что по цене натуральные средства сопоставимы с химическими, но по эффекту и составу это небо и земля!

В экологически чистых стиральных порошках совсем не содержится продуктов нефтехимии, ПАВов, фосфатов, сульфатов, энзимов, синтетических отбеливателей, красителей, ароматизаторов . Никакой гадости! 100% безвредных компонентов! В составе только вещества, полученные из природных источников — древесины, крахмала, хлопка, растительных масел, соды и т.д. Вместо синтетических отдушек используются натуральные эфирные масла. Это могут быть масла из семян, листьев, корней растений. Кроме того, такие средства никак не загрязняют природу — они полностью биоразлагаемы! И не содержат животных компонентов, что тоже радует!

Что касается качества стирки, то оно прекрасное! Я пользуюсь такими порошками уже много лет! И никаких нареканий нет! После стирки белье чистое, свежее и не имеет резкого химического запаха. Что еще нужно? Если нужно справиться с сильным загрязнением и трудновыводимым пятном, то я использую натуральный эко-отбеливатель. Да, есть и такое))) Он не раз выручал меня и всегда прекрасно справляется со своей задачей! Опять же, 100% натуральный состав!

Подробный отзыв о конкретных натуральных средствах для стирки, которыми пользуюсь лично я, вы можете почитать в отдельной статье — Обязательно почитайте, уверена вы найдете что-то полезное! Там я детально описала состав, качество, цены моих натуральных средств для стирки. И конечно, мое мнение об этих средствах — насколько хорошо они справляются со своей работой и соответствуют ли заявленной цене?

Не ленитесь потратить 5 минут на то, чтобы выбросить химозные порошки и найти новые средства для стирки. И пусть это будет качественное, натуральное, экологичное средство! Это будет прекрасный вклад в здоровье всей вашей семьи. А если вам лень этим заниматься, то просто приобретите те средства, которые я порекомендовала в своем обзоре. Они проверены моим личным опытом, и я могу смело отвечать за их качество! В общем, пусть ваши вещи будут по-настоящему чистыми, а вместе с ними — и ваше тело!

Важные советы по использованию стиральных порошков с химией

Если вы все же не готовы сразу отказаться от химических порошков, то по крайней мере помните пожалуйста, что это не безобидные порошки, а химические вещества с очень активным воздействием на организм. Поэтому:

  1. Используйте умеренное количество порошка , не передозируйте
  2. Избегайте ручной стирки химическими порошками (лучше стирайте мылом)
  3. Если все же стираете вручную – тщательно отмывайте руки от порошка или стирайте в перчатках
  4. Не стирайте на кухне — расстояние от стиральной машины до еды и посуды должно быть не менее 2-х метров
  5. Насыпайте порошок аккуратно – его токсичная пыль держится в воздухе до 30 мин., поэтому проветривайте помещение сразу после насыпания порошка в машинку.
  6. Устанавливайте на стиральной машине режим с дополнительным полосканием , полоскать нужно как можно большее количество раз и в горячей воде (50-60 градусов). В холодной воде фосфаты и а-ПАВы совсем не выполаскиваются.

Я желаю вам здоровья, а вашему дому — уюта и чистоты!

Мало кто (кроме специалистов, конечно) задумывается о том, что для удаления разных видов загрязнений нужны разные химические вещества, которые не всегда уживаются друг с другом в одном «флаконе». Поэтому задача производителей состоит не только в том, чтобы наполнить стиральный порошок различными компонентами и добавками, но и определить их правильное сочетание. А грамотный потребитель, выбирая порошок, должен решить, какого именно результата он ожидает от стирки. Ведь даже самые лучшие порошки отстирывают те или иные загрязнения с различной эффективностью.

Типы загрязнений

Загрязнение - сложная субстанция, состоящая из органических и неорганических компонентов, но условно, все бытовые загрязнения можно разделить на две большие группы.

Самая многочисленная группа – загрязнения, образованные в процессе жизнедеятельности человека . Это жировые и потовые выделения, остатки отшелушившейся кожи, ряд бактерий. Все это образует на поверхности ткани нерастворимую в воде масляную пленку, которая со временем желтеет, а главное, собирает на своей поверхности частички пыли и сажи – так образуется пигментно-масляное загрязнение.

Второй по распространенности тип пятен – пищевые загрязнения . В свою очередь их делят на четыре группы: пятна от масел и жиров, от крахмала и клетчатки, белковые (молоко, кровь, яйца, мороженое) и окрашенные пятна (кофе, чай, какао, овощи и фрукты, вино и т.д.). Жирные, масляные, крахмальные и некоторые белковые пятна изначально не окрашены или имеют чуть желтоватый оттенок, но со временем они желтеют и, абсорбируя на себя пыль и сажу, резко проявляются на ткани. Многие пятна от пищи являются смешанными.

Достаточно много грязи мы собираем из окружающей среды. Сюда относятся пыль, сажа и другие продукты неполного сгорания от автомобилей и ТЭЦ, соль от обработки дорог и выбросов предприятий, масла минеральные и синтетические, зелень, пыльца растений и т.д.

Классифицируем пятна

Видов грязи много. Чтобы понять, как с ними бороться, ученые классифицировали все пятна по способу удаления:

  • Пигментно-масляные загрязнения – составляют примерно 70% от общего числа;
  • Окрашенные загрязнения небелкового происхождения, которые удаляются отбеливанием или специальными добавками – их доля составляет 10-20%;
  • Белковые – их встречается примерно 10%;
  • Водорастворимые загрязнения (например, соль от пота) – около 10%. Они удаляются при смачивании водой по ходу стирки.
Теперь, когда мы знаем три основные вида пятен (четвертый в расчет не берем, так как эти пятна удаляются без усилий), можно со знанием дела приступить к изучению рецептуры стиральных порошков: какой компонент за что отвечает? И чем разные порошки отличаются между собой?

В атаку на грязь!

За удаление общего загрязнения отвечают поверхностно-активные вещества (ПАВ), благодаря которым происходит лучшее смачивание ткани моющим раствором и ослабление связи загрязнений с тканью. Удаленные с ткани загрязнения удерживают в растворе другие вещества – антиресорбенты, которые препятствуют повторному осаждению отстиранной грязи на ткань. Действие ПАВ усиливают комплексообразователи, которые снижают жесткость воды в процессе стирки. Щелочные компоненты, такие как сода, повышают уровень рН и тем самым усиливают эффективность действия ПАВ на жировые пятна.

Как видим, перед нами целая армия, а ПАВ – «царица полей», матушка-пехота.

Энзимы - чудо-компонент?

Порошок с функцией «удаления пятен», как и любой стиральный порошок, должен, прежде всего, эффективно справляться с общим загрязнением, то есть хорошо отстирывать с белья и одежды грязь, пыль, частички кожи, скрепленные потом.

Другая его задача состоит в удалении пятен белкового происхождения. С этими пятнами справляются входящие в состав порошка биологически активные добавки – энзимы .

Наиболее применяемый класс энзимов в порошках - протеазы . Они способствуют удалению белковых загрязнений, а также травы и некоторых видов пищи.

Помимо протеаз, в состав био-порошка могут входить энзимы других классов, эффективные в удалении крахмальных (амилазы) , жировых и масляных пятен (липазы) , а также катышков, образующихся на одежде при носке и стирке (целлюлазы) .

Нужно знать, что большинство энзимов работают при средней температуре стирки (40-50 градусов), а при ее повышении погибают. Хотя сейчас имеются некоторые энзимы (в основном это амилазы), которые могут выдерживать температуру стирки до 80 градусов.

Попрохладнее или погорячее?

И тут мы имеем первое противоречие. Всем известно, что в горячей воде жировые, масляные и растительные пятна отстирываются лучше, чем в теплой. Но при высокой температуре не только разрушаются энзимы, но и белковые загрязнения сворачиваются, «прикипая» к ткани и оставляя трудновыводимые пятна. Поэтому лучшая температура для удаления белковых загрязнений – 40 градусов. Выходит, что хорошая стирка – это всегда компромисс.

Если Вы стираете порошком с энзимами, то стирку лучше проводить в два этапа. Сначала замочить белье – пусть энзимы «потрудятся» при умеренной температуре. А затем, когда энзимы сделали свое дело и белковые пятна удалены, можно стирать при более высокой температуре и даже кипятить, тогда в работу вступают другие компоненты, удаляя жировые и масляные пятна.

Но не нужно забывать, что кипячение – это весьма грубое отношение к вещам. Стирка при невысокой температуре более бережна и позволяет дольше сохранить Ваши вещи. Кроме того, стирка с машине при высокой температуре приводит к значительным затратам электроэнергии, которая в наше время совсем недешевая!Высокая эффективность даже при низкой температуре – неоспоримое преимущество стирального порошка.

Я ль на свете всех белее?

Важная характеристика стирального порошка – отбеливающая способность.

В состав практически любого массового порошка входит оптический отбеливатель . Но он не отбеливает ткани, а лишь создают видимую белизну. Частички оптического отбеливателя, который является люминесцентным красителем, оседают на ткани и обеспечивают ей эффект белизны при солнечном свете.

Настоящее отбеливание достигается за счет входящего в состав порошка химического (кислородосодержащего) отбеливателя – пербората или перкарбоната натрия. Такой отбеливатель начинает эффективно работать при температуре воды не менее 70 градусов. Для того чтобы порошок, содержащий химический отбеливатель, мог работать и при более низких температурах (30-50 градусов), в его состав вводится активатор отбеливания - ТАЕД.

Эффект кислородного отбеливания основан на окислении загрязнений, разрушении внутримолекулярных связей сложных органических соединений, что приводит к обесцвечиванию и более легкому удалению загрязнений с поверхности ткани.

Специально подобранные кислородосодержащие компоненты в соотношении с другими компонентами порошка могут придать ему и антибактериальный эффект.

Химический отбеливатель входит в состав многих стиральных порошков разных ценовых категорий.

Отбелить или удалить белковые пятна?

К сожалению, и тут приходится выбирать. Дело в том, что качество отбеливания напрямую зависит от количества химического отбеливателя, входящего в состав порошка. Но большое содержание химического отбеливателя тормозит действие энзимов вплоть до их полного разрушения (если они входят в состав порошка). А доля энзимов в порошке и без того невелика – до 1,2%, причем увеличение их количества не приводит к повышению качества стирки. Так что сочетание отбеливающей способности и эффективного удаления белковых загрязнений – это всегда компромисс.

Стирка шерсти и шелка

Почему для стирки шерсти и шелка применяются особые порошки? Потому что эти ткани не растительного, а животного происхождения, а значит, их основу составляют белковые молекулы. Те самые белки, которые разрушаются под воздействием энзимов (протеазы). Поэтому для стирки шерстяных и шелковых тканей разрабатываются специальные порошки, имеющие специальные добавки и содержащие особые ПАВ, достаточно эффективно работающие при бережной стирке в теплой воде.

Порошок для детских вещей

Такой порошок не должен вызывать аллергических реакций, а значит, все его компоненты должны полностью удаляться с поверхности вещей при полоскании. Многие порошки для стирки детских вещей в качестве основного компонента содержат мыло. Но как известно, мыло, полученное из животного или растительного жира, может вызвать аллергическую реакцию, а также мыло хуже выполаскивается из структуры волокон ткани. Хорошо, если порошок не содержит мыла – тогда он легко и полностью выполаскивается из ткани.

Кроме того, желательно, чтобы такой порошок эффективно справлялся со специфическими «детскими» загрязнениями: пятнами от молока, фруктовых и овощных пюре, соков, каш, яиц, а также продуктов жизнедеятельности малышей. Тут без энзимов точно не обойтись, а значит, процесс стирки следует начинать с замачивания в воде с невысокой температурой.

Как видим, требования к детским стиральным порошкам чрезвычайно высоки. Прежде чем рекомендовать их для стирки детских вещей, эти порошки тщательно исследуют в медицинских НИИ, чтобы подтвердить отсутствие аллергических реакций.

Автоматически или вручную?

В состав порошков для стирки в машинах-автоматах обязательно входит пеногаситель, который сводит к минимуму образование пены при стирке во избежание порчи стиральной машины и потопа. Для ручных порошков считается, что чем выше и стабильнее пена, тем лучше.

Порошок-автомат универсален: им можно стирать не только в машине автомате, но также и в машине активаторного типа, и вручную. Вопрос только в цене: порошки-автоматы, как правило, стоят дороже. А порошок для ручной стирки в машину-автомат сыпать ни в коем случае нельзя (из-за обильного пенообразования в процессе стирки может выйти из строя стиральная машина).

И не следует забывать, что мерный стаканчик вложен в упаковку стирального порошка для автоматической стирки не только для удобства. Точно отмеришь – значит, моющий раствор получит ровно столько различных компонент, сколько требует стирка.

Фосфаты - быть или не быть!?

Сегодня все больше внимания уделяется экологичности порошков и других средств для стирки. В связи с этим под пристальное внимание попали фосфаты-комплексообразователи, входящие в состав любого порошка и отвечающие за умягчение воды, а значит и за качество отстирывания.

Основная угроза использования фосфатов в том, что попадая в водоемы вместе с неочищенными сточными водами они активизируют рост водорослей, что приводит к «цветению» водоема и наносит ущерб его обитателям (рыбам, животным). Вопреки распространенному мнению, фосфаты не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

10.07.2017

Говорят, французы лучше всех разбираются в любви. Взглянем же на тех, с кем короли Франции изменяли своим женам, – портреты этих прекрасных дам создавали лучшие художники Европы.

Самая красивая грудь

Жан Фуке. «Богоматерь с младенцем», «Меленский диптих». 1450 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Агнесса Сорель была современницей Жанны д’Арк и любовницей Карла VII – того самого монарха, за которого орлеанская дева так храбро сражалась. Король был от Агнессы без ума – восхищался не только совершенными чертами ее лица (красоту этой дамы ценил даже папа римский), но и умением подавать себя. Например, Агнесса осмеливалась носить платье с вырезом, обнажающим одну грудь, – крайне вызывающе для Средневековья. Она родила королю трех дочерей, а во время четвертой беременности 28-летняя красавица скончалась – подозревали, что ее убили враги. Какое-то время Карл был безутешен, а потом взял в любовницы ее кузину. В 2005 году ученые провели анализ останков Агнессы и подтвердили, что ее отравили ртутью. Считается, что именно Сорель изображена в образе Богородицы в «Меленском диптихе» кисти придворного живописца Жана Фуке. Обнаженная грудь дамы на картине действительно отличается совершенством. А вот прическа покажется современному зрителю странной – однако в XV веке именно высоко выбритый лоб и виски считались идеалом красоты.

Самый загадочный жест

Неизвестный художник школы Фонтенбло. «Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой». Ок. 1594 г. Лувр, Париж

Веселый король Генрих IV Наваррский любил многих женщин. Но больше всего – прекрасную и остроумную аристократку Габриэль д’Эстре. Она родила ему троих детей, причем двоих мальчиков, что было особенно важно для Генриха, чей брак с королевой Марго оставался бездетным. Король развелся с женой и собирался обвенчаться с Габриэль – но невесту отравили. В итоге Генрих женился на Марии Медичи, которая позже родила Людовика XIII. Фаворитка отличалась необыкновенной красотой – ее кожа была такой светлой, что в сравнении с ней белый атлас платья казался серым. Современники воспевали и блеск ее глаз, и чувственные губы. Сохранилось несколько портретов Габриэль – на самом знаменитом она изображена сидящей в ванне с другой женщиной, которая щиплет ее за сосок. Согласно наиболее популярной версии это ее сестра Жюли, а жест, скорее всего, намекает на беременность Габриэль. Кстати, фаворитка держит в руках кольцо – возможно, знак обещанной свадьбы с Генрихом.

Самые изящные стихи

Тинторетто (?). «Портрет Вероники Франко». Ок. 1575 г.
Вустерский музей искусств, Массачусетс

Последний из династии Валуа – Генрих III, как известно, предпочитал фаворитов, а не прекрасных дам. Но все-таки одно женское имя из его списка любовных связей известно точно. Возвращаясь в родную Францию из Польши, где ему довелось поцарствовать, Генрих (тогда еще герцог Анри Анжуйский) заехал в Венецию. Ему показали все достопримечательности – в том числе познакомили с одной из самых знаменитых куртизанок Венеции – Вероникой Франко, которая была прославлена не только красотой, но и поэтическим даром. Будущий король провел с поэтессой ночь и уехал, забрав в качестве туристического сувенира ее миниатюрный портрет. Она же посвятила ему пару сонетов. Миниатюра, подаренная Генриху, не сохранилась. Но облик Вероники Франко сохранил портрет, приписываемый кисти Тинторетто. На женщине – дорогое платье и ценные украшения. Розоватый сосок, чуть выглядывающий из декольте платья, намекает на вольный нрав натурщицы.

Самая красивая из сестер

Якоб Фердинанд Фут. «Портрет Гортензии Манчини» (?). 1670-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

У кардинала Мазарини, который вместе с Анной Австрийской растил юного короля Людовика XIV, было семь племянниц – и все они отличались красотой и изяществом. Их называли «мазаринетки». Король-Солнце поочередно влюблялся в нескольких из сестер. Самой красивой считалась Гортензия – любимица дяди-кардинала, унаследовавшая от него герцогский титул. Одно время она была любовницей Людовика. А затем, скрываясь от деспота-мужа, сбежала в Англию, где ее приютил король Карл II, когда-то безуспешно просивший ее руки. Мазарини ему отказал, потому что английский принц был изгнанником без короны. Ныне же герцогине Гортензии де Мазарэн пришлось побороться за то, чтобы стать официальной фавориткой Карла. Впоследствии английский владыка ее оставил, недовольный чересчур нежными отношениями Гортензии с подругами. Сохранилось несколько ее изображений кисти Якоба Фердинанда Фута – обосновавшегося в Италии фламандца, одного из самых модных портретистов той эпохи. По ним видно, что главную красоту девушки составляли большие живые глаза, пышные волосы и нежная улыбка.

Самые ангельские дети

Питер Лели. «Портрет Луизы де Лавальер с детьми». 2-я пол. XVII в. Музей изящных искусств, Рен

У Людовика XIV было еще множество самых разных любовниц – и благонамеренных ханжей, и участниц сатанинских месс… Среди них была и хромоножка Луиза де Лавальер. Она отличалась кротким, стеснительным характером, долго сопротивлялась ухаживаниям короля, а когда он спустя несколько лет к ней охладел, ушла в монастырь. Лавальер родила пятерых детей, из которых до взрослого возраста дожили двое. Их семейный портрет за пением и музицированием оставил Питер Лели – знаменитый английский художник того времени. Эта картина, предположительно, была заказана для обители Валь-де-Грас бабушкой бастардов – королевой Анной Австрийской. Аллегорический портрет изображает детей в виде крылатых ангелов, подчеркивая, насколько прекрасны их внешность и голоса. Однако неясно, с кого написан старший ангел, играющий на органе, – для детей Лавальер он (или она) слишком взрослый.

Самый выигрышный ракурс

Франсуа Буше. «Отдыхающая девушка». 1752 г. Старая Пинакотека, Мюнхен

Король-Солнце жил так долго, что его преемником на престоле стал не сын и не внук, а правнук, прославившийся как Людовик XV Возлюбленный. Как и предок, он имел множество фавориток. Любопытна история Луизы О’Мерфи – дочь ирландского солдата и проститутки, в юности она оказалась в Париже и стала натурщицей. 15-летнюю девушку заметил Франсуа Буше, один из творцов стиля рококо, и написал с нее свою «Отдыхающую девушку». Картина шокировала современников не только позой обнаженной натурщицы, но и тем, что не имела никаких мифологических аллюзий, оправдывающих игривый сюжет. «Сладострастное» полотно было куплено одним из придворных и понравилось королю, который захотел познакомиться с моделью. Так Луиза оказалась любовницей Людовика XV – правда достаточно скоро получила отставку. Умерла она в 1814 году в Париже в возрасте 77 лет, несколько раз побывав замужем и благополучно пережив революционный террор. Ну а полотно с ее изображением стало одним из символов галантной эпохи.

Самые интеллектуальные занятия

Морис Кантен де Латур. «Портрет мадам Помпадур». 1748–1755 гг. Лувр, Париж

Официальной фавориткой Людовика XV была маркиза де Помпадур. Два десятилетия она диктовала Парижу моду, а Франции – государственную политику. Умная, образованная и властолюбивая, маркиза обладала отличным вкусом и умела разбираться и в людях, и в искусстве. Королем вертела, как хотела, долгие годы сохраняя свое влияние, несмотря на то, что врачи запретили ей разделять с ним ложе. Помпадур писали многие художники, в том числе и игривый Франсуа Буше, запечатлевший ее соперницу Луизу О’Мерфи. Но на всех этих портретах, как и на этом полотне де Латура, маркиза написана так, как никогда бы не написали О’Мерфи. Подобно министрам и государственным деятелям она изображена в кабинете, за рабочим столом, в окружении книг Монтескье и Вольтера, карт, глобуса. Музыкальные инструменты, ноты и папка с рисунками подчеркивают ее изысканный вкус. Характерно, что с обнаженной грудью мадам Помпадур не изображали никогда – она слишком уважала себя.

Текст: Софья Багдасарова

Пока сторонники и противники нашумевшего фильма «Матильда» отчаянно спорят, доходя в своей полемике до коктейлей «Молотова» , мы вспоминаем самых несносных и экстравагантных королевских любовниц. Некоторые из них превзошли по статусу монарших жен, а некоторые были настолько горячими, что вызывали зависть и желание у всей придворной знати.

Пять отчаянных любовниц, которые были одними из самых желанных женщин своего времени.

Агнесса Сорель

Когда король Франции Карл VII захватил Тулузу, его вышел встречать Рене Анжуйский в сопровождении благородной свиты. Среди мелкопоместных дворян государь сразу отметил девушку необычайной красоты. Ее голубые глаза, пышные волосы цвета молодой пшеницы и хрупкая, узенькая талия, опоясанная шелковой лентой, сразу покорили его. Едва они оказались наедине, он не выдержал и, упав на колени, рассказал ей о своих чувствах.

Долгое время любовники держали свою связь втайне, но красота, пленившая Карла, заставила его признаться перед знатью и всей Францией, что девушка по имени Агнесса - его официальная любовница. Это были не просто слова, а назначение на должность, которая предполагала месячное жалование и высокое влияние при дворе. Подобного статуса до 1443 года не добивалась ни одна женщина. Короля не остановило ни общественное порицание, ни беременность жены двенадцатым ребенком, ни внушительная прореха в казне.

Замок Лош, который подарил Карл

С того времени у Агнессы появился огромный замок, принадлежавший когда-то династии Валуа, неиссякаемый источник денег, бриллианты и роскошные одежды, расшитые золотом и серебром. Она ни в чем себе не отказывала и обращалась со всеми так, будто это она королева Франции, а не Мария Анжуйская. Ее поведение недалеко ушло от реального положения вещей. Мария, зная привязанность мужа к фаворитке, обращалась с ней учтиво, потому что догадывалась, что поставь она Карла перед выбором, результат будет не в ее пользу. Агнесса тоже это прекрасно понимала, а потому хоть и не жаловала жену возлюбленного, но уважала ее. Однако это не помешала ей возложить на Марию обязанности по содержанию ее состояния. В итоге королева прислуживала любовнице мужа и принимала это бремя с терпеливой обреченностью.

Гробница Агнессы Сорель

В это время Агнесса стала законодательницей французской моды. Она ввела длинный шлейф платьев, украшения из драгоценных камней и декольте, полностью обнажавшее одну грудь. Мужчины, понятное дело, были просто в восторге от этого, а вот женщин такие вольные наряды возмущали. Тем не менее, заговор против нее креп среди тех и других. Беременная четвертым ребенком Агнесс неожиданно для многих умерла. Свита объясняла все болезнью, так внезапно скосившей красавицу, но судебно-медицинская экспертиза, проведенная в 2005 году, показала , что причиной смерти стало отравление ртутью.

Гортензия Манчини

Гортензия Манчини была одной из семи дочерей барона Лоренцо Манчини, который своей неожиданной кончиной в 1650 году обрек детей на покровительство кардинала Мазарини. Так что девочек стали называть «мазаринетками», так как предприимчивый дядюшка выдавал их одну за другой только за самых влиятельных людей Европы. Когда к кардиналу явился свергнутый король Англии Карл II, чтобы просить руки тринадцатилетней Гортензии, старый духовник только рассмеялся, ведь у Карла не было ничего: ни государства, ни денег, ни армии. Но кардинал просчитался: через несколько месяцев бывший изгнанник обратился королем Англии, Ирландии и Шотландии. Теперь уже Мазарини, униженный, но столь же расчетливый, напомнил королю о былом желании, присовокупив к нему 5 миллионов ливров, но гордый король отплатил той же монетой, еще не зная, что через 16 лет эта девочка, едва не ставшая его женой, соблазнит и сведет его с ума, превратившись в самую необузданную любовницу.

Мужем Гортензии стал Арманд-Шарль де ла Порта, чьи повадки были куда менее изысканы, чем имя. Этот старый скряга обладал одним из самых больших богатств в Европе и, наверное, самым ханжеским и мерзким характером. При странной и причудливой фантазии, он видел в дойке коров похабные и сексуальные намеки, поэтому запретил дояркам притрагиваться к коровьему вымени. Каждой женщине, поступавшей к нему на службу, он выбивал передние зубы, чтобы мужчины не глазели на них почем зря. А однажды, поддавшись яростному порыву, он отрубил всем принадлежавшим ему статуям пенисы, прокричав, что ненавидит «срамные места».

Гортензия и сестра Мария

Свою жену Арманд, конечно же, подозревал в измене, поэтому иногда врывался в ее покои посреди ночи и обыскивал каждый шкаф, надеясь найти там любовника. Разочарованный, но все такой же злой, он удалялся. Когда эти ночные проверки ему надоели, он отослал Гортензию в Бретань, подальше от похотливых мужиков. Девушка не расстроилась, ей вполне хватало шестнадцатилетней Сидони де Курсель, с которой у нее закрутился бурный роман. Узнавший о об этом, Арманд вскипел от ярости. Он приказал отправить девушек в монастырь, но пострадали от этого больше монашки, нежели любовницы, которые устраивали в кельях потоп, смешивали чернила со святой водой и, в конце концов, сбежали через дымоход.

После этого Гортензия долгое время моталась по Италии и Франции, прячась от мужа и соблазняя богатых кавалеров, пока на ее пути не появился английский посол, который, ища новую фаворитку своему хозяину, предложил ей вакантное место. Ветренная и обворожительная Гортензия согласилась.

Карл, увлеченный ей еще 16 лет назад, был поражен. Он отдался красоте взбалмошной девушки, невзирая на ее лихие шалости. Он хлопотал за оставленное во Франции наследство, в которое мертвой хваткой вцепился муж, назначил ей пособие в размере 4 тысяч фунтов в месяц. Но Гортензия, довольная вниманием короля, не стеснялась ублажать и других мужчин (за что ее прозвали «итальянской шлюхой»). Карл II ревновал и сердился каждый раз, слыша об этом, и каждый раз прощал. Его терпение лопнуло, когда пассия закрутила роман с его собственной незаконнорожденной дочерью. Их застали за фехтованием в пеньюарах. Король разлучил возлюбленных и лишил Гортензию статуса.

После смерти Карла и последовавшим за ней государственным переворотом, Гортензия лишилась денег и замка. Она жила в скромном домике и налегала на вино, сожалея о безвременно уходящей красоте. К своему несчастью, она влюбилась в молодого и прекрасного герцога д’Альбмарля, который был увлечен ее дочерью. После смерти авантюристки, соседи говорили, что она покончила с собой, не выдержав тяжести приходящей старости. Ей было 53 года.

Одетта де Шамдивер

Еще до Агнессы Сорель в 1388 году король Франции Карл VI объявил, что снимает обязанности с регентского совета и берет в свои руки бразды правления страной. Тогда еще никто не знал, что ждет народ и в особенности жену монарха - Изабеллу Баварскую. В то время король еще любил ее, одаривая одной беременностью за другой, но дети не проживали и нескольких месяцев.

Спустя четыре года король начал вести себя странно: он то махал руками, то срывался на подданных, переходя на истерический крик. Однажды во время похода на Бретань Карл пребывал у себя в походном шатре и, когда слуга выронил копье на землю, параноидальный король без промедления вонзил кинжал в живот поданного, а затем перерезал глотки нескольким рыцарям, так и не осмелившимся поднять руку на господина. Еще через два года стало понятно, что король обезумел: он называл себя «стеклянным человеком» и пришивал к платью железные прутья, опасаясь упасть и разбиться.

Будучи помешанным, Карл избивал свою жену, и та, думая как бы избавиться от нападок супруга, не лишившись статуса, подобрала себе замену - юную дочь королевского конюха - Одетту де Шамдивер. Та была не прочь ухаживать за королем и с нежностью отнеслась к сумасшедшему. Она играла с ним в карты, мыла, стригла и укладывала спать, надевая ночью наряд королевы. Вместе с заботой пришла и любовь. Король стал замечать наступление приступов и предупреждал об этом Одетт, а та лишь одним поднятием брови заставляла его слушаться. По сути, она была настоящей королевой. Придворные так ее и называли: «маленькая королева». Об этом странном парадоксе писал Бальзак:

«Маленькая королева Одетта де Шамдивер утешает его, пока королева Изабелла танцует с Герцогом Орлеанским в том же дворце, где ее муж лежит, страдая».

Карл VI и Одетта, скульптура Виктора Хагенина

Спустя 15 лет таких необычных отношений Карл VI умер, и Одетта, не претендуя ни на что, уехала в Бургундию вместе с дочерью, где и умерла.

Жанна Мария Дюбарри

В каком-то смысле Жанна Мария была наследницей Агнессы Сорель: если та была первой официальной фавориткой государя, то Дюбарри оказалась последней, навечно окропив этот титул собственной кровью.

С ранних лет Жанну воспитывала обходительная куртизанка по имени Франческа, пока ее мать прислуживала той в доме казначея Биллара-Дюмонсо. Именно Франческа внушила девочке ощущение собственной красоты, научив ее наряжаться и танцевать так, чтобы ни один мужчина не устоял перед женским очарованием. Матери такие уроки не нравились, поэтому она отдала дочь в монастырь, где ту научили уже совсем другому: бухгалтерии и праву.

Бюст работы Огюстена Пажу

В 16 лет девушка попала в ателье мсье Лабилля, где не уставала получать подарки от состоятельных клиентов. Это еще больше укрепило ее веру в исключительность собственной красоты. Там же ее встретил Жан Дюбарри, о котором в полицейских отчетах говорилось, как о «лжеце без чести и достоинства». Жандармы неустанно следили за ним, зная, что он находил прелестных девушек, обучал их изыскам любви и «предлагал знатным друзьям», взимая за это деньги. Он был великосветским сутенером.

Конечно, Жанна об этом не знала, но она и без того отказывала всем ухажерам. Однако Дюбарри поступил иначе: он пошел к матери девушки и представился состоятельным и приличным дворянином. Он восхищался красотой молодой особы и предлагал поселить ее у себя, оплатив все расходы. Обманутая мать согласилась. Так Жанна попала в публичный дом высшего света.

Маркиза де Помпадур

Через два года умерла маркиза де Помпадур - затейливая и прекрасная фаворитка Людовика XV. За ее смертью следовали другие: жена и сын короля тоже находились при смерти. Монархом овладела черная и бесконечная меланхолия. Его верный камердинер Лебель скитался по всему Парижу в поисках достойной женщины, потому что знал, что только прекрасная дама способна отвлечь мужчину от тягостных мыслей.

Маршал Ришелье, знавший одновременно Дюбарри и Лебеля, свел их вместе, решив тем самым судьбу девушки.

Маршал Ришелье

Все это время Жанна была словно тряпичная кукла в руках своих покровителей, сперва матери, затем Дюбарри, а после и Ришелье с Лебелем, но, едва оказавшись в королевских покоях, она взяла судьбу в свои руки. После ночи с ней король поделился с Ришелье:

«Это единственная женщина во Франции, которой удалось заставить меня забыть свой возраст и свои несчастья. Она научила меня таким вещам, о которых я и не подозревал».

Бюст работы Каффиери

Только спустя несколько дней Людовик узнал, где она научилась этим «вещам», но даже тогда не захотел расставаться с ней. Подобно Карлу VII он подарил возлюбленной замок, отсчитывал ей сотни тысяч ливров и поселил в комнату над собственной спальней, в которую вела потайная лестница. Жанна была благодарна ему и всячески его ублажала, несмотря на то, что король старел и чах. Ему было за пятьдесят и с каждым днем здоровье все больше подводило его.

Людовик XV

Версальская знать и народная толпа открыто называла Жанну шлюхой, но фаворитке, как и ее покровителю, было все равно. Она не думала о причинах ненависти, и лишь хотела доставить монарху последние радости, видя, что тот совсем скоро отойдет в мир иной. После смерти Людовика враги Жанны обратили все ее поступки против нее же самой, заявляя, что она отняла у короля последние силы, убив его своими глупыми развлечениями. Но даже дворяне не заставили ее так страдать, как это сделала революция.

8 декабря 1793 года ее осудило новое правительство. После вынесения вердикта в камеру к 47-летней женщине, все еще сохранившей остатки былой красоты, зашел тюремщик и выбрил ей волосы на затылке. На грязный пол упали пепельные кудри, как последние листья уходящей осени. Ее жизнь должна была закончиться этим же вечером. На площадь Революции, где стояла гильотина, палач вел уже не бывшую фаворитку короля Франции, а грязную изможденную женщину, которая извивалась в его руках. Со словами «Да здравствует Революция!» он опустил топор, и обритая голова упала на дно окровавленной корзины.

Анна Козель

Датский полковник Иоахим фон Брокдорф воспитал дочь Анну в строгих традициях: он научил девочку метать копье и стрелять из ружья, но вместе с тем не позабыл о целомудрии и верности. Благодаря этим добродетелям Анна не развелась со своим мужем и не изменяла ему, несмотря на постоянные любовные похождения супруга. Но встреча с польским королем Августом II изменила ее решение и жизнь.

Курфюрст был деспотичным и избалованным человеком, поэтому, увидев Анну, он немедленно захотел ее, как если бы приметил красивую, крепкую лошадь, но баронесса ответила твердым отказом. Ее категоричность еще больше разожгла желание короля. В течение двух лет он неустанно ухаживал за ней, давая понять, что не отступит. Какова же была его радость, когда она наконец выдвинула условия. Первое, что ему нужно было сделать - это расстаться с предыдущей фавориткой, княгиней Любомирской. Второе - дать письменное обязательство о том, что он женится на Анне после ее развода. Опьяневший от любви король выполнил оба условия.

Август II Сильный

Анна развелась, переехала в королевский дворец и заняла все внимание государя. Она была смышленой, воспитанной и немного мужеподобной в своих резких высказываниях и повадках, но именно это и пленяло Августа. Все свободное время он проводил подле нее, либо в спальне, либо на увеселительных прогулках.

Но, как ни пыталась Анна стать для возлюбленного единственной женщиной, у нее никак не получалось. Август постоянно изменял ей, хоть и вымаливал потом прощение, стоя на коленях. У них появилось двое детей, а он так и не женился на ней, продолжая развлекаться с другими женщинами. В какой-то момент Анна не выдержала и пригрозила королю застрелить сначала его, а потом и себя, если он продолжит ее обманывать. Август знал, что она не шутила, как и то, насколько виртуозно управлялась эта женщина с мушкетом, поэтому приказал вернуть данную им расписку. Анна, естественно, отказалась.

Стражники обыскали покои, но документ как будто испарился. Король приказал схватить Анну и заточить в темницу. Девушка попыталась сбежать в Шпандау, но прусские войска схватили ее и доставили курфюрсту. Тот посадил бывшую любовницу в неприступную крепость Штольпен, где она провела оставшиеся 49 лет своей жизни.

Крепость Штольпен

В своей мрачной юдоли Анна пережила Августа II. Она много читала и изучала религию с ворожбой. Пенсию в три тысячи талеров она тратила на редкие монеты, на которых был выбит герб ее семьи. Она часто смотрела на них, сидя на полу, и вспоминала прошлое.

Конечно же, всех я показать не могу. У одного Генриха IV (того самого - Наварского) "задокументировано" около 35 увлечений.
Но есть дамы, влияние которых был так велико, что обойти их нелегко...ни при жизни, ни в историческом плане.

Одетта де Шамдивер (1391-1425)
Фаворитка короля Карла VI Безумного.
Интересный вариант, когда фаворитку мужу выбирала жена, королева Изабелла Баварская. Дело в том, что шизофренические признаки у Карла VI стали повторяться всё чаще, и королева постоянно становилась жертвой немотивированной жестокости супруга, который в помрачении рассудка пускал в ход кулаки, и со временем становился все опаснее. Опасаясь за свою жизнь, королева искала женщину, которая могла бы заменить её, превратившись одновременно в любовницу и сиделку по уходу за больным.
Вот таким образом, в 15 лет Одетта стала любовницей-сиделкой безумного короля и служила ему в течение 16 лет. Её даже прозвали «маленькой королевой». Одетта единственная могла сдерживать приступы ярости, во время которых король становился опасным для окружающих и для самого себя, по воспоминаниям современников, одного укоризненного взгляда, или в худшем случае угрозы разлюбить и оставить его хватало, чтобы купировать приступ. В 1407 году она родила от короля дочь, Маргариту Валуа.
Сразу после смерти короля в 1423 году Одетта вместе с дочерью вернулась на родину, в Сен-Жан-де-Лон, в Бургундии. Королевской пенсии она лишилась, но герцог бургундский, Филипп Добрый ещё какое-то время продолжал поддерживать её в денежном отношении, вплоть до смерти в 1425. Два года спустя, король Карл VII официально признал её дочь своей сводной сестрой и выдал её замуж за богача Жана де Арпеданна, сеньора де Белльвилль.
Что-то длинно получилась, впредь попробую по-короче. Итак портрет.

Король и Одетта (Художник - François GUIZOT, France)

Агнесса Сорель (1421-1450)
Фаворитка Карла VII.
Происходила из дворянской семьи, была фрейлиной Изабеллы Лотарингской, герцогини Анжуйской. Её красота была замечена Карлом VII и он подарил ей замок Боте-сюр-Марн. Агнесса родила от короля трех дочерей, получивших титул filles de France. Имела огромное влияние на короля, боролась с недостойными его любимцами и заботилась о замещении высших должностей заслуженными лицами. Но, говорят, была расточительна.
Ей приписывают введение таких новшеств, как ношение бриллиантов некоронованными особами, изобретение длинного шлейфа, ношение весьма вольных нарядов, открывающих одну грудь.
Будучи беременной в четвертый раз, Агнесса неожиданно умерла. Предполагалось, что она умерла от дизентерии, но не исключалась также версия отравления ртутью.

(Портрет кисти Жана Фуке)

Франсуаза де Фуа, графиня Шатобриан (1495-1537)

Троюродная сестра королевы Анны Бретонской, воспитывалась при её дворе, знала латынь, итальянский язык, писала стихи. В 1509 году обвенчана с Жаном де Лаваль-Монморанси, графом де Шатобриан. Супруги проживали в Шатобриане, у них родилась дочь. Но король Франциск, прослышав о красоте Франсуазы, приказал мужу представить её двору. Вопреки желанию графа, Франсуаза прибыла к королевскому двору в 1516 или начале 1517 года. Король сделал мужа графини командиром роты, её старший брат, виконт де Лотрек, стал губернатором Миланского герцогства. Франсуаза же стала любовницей короля.
Возвышение семейства де Фуа вызвало недовольство королевы Луизы Савойской, матери короля. Королева-мать представляет сыну новую красотку и тот увлекается. Два года идет соперничество между фаворитками, затем Франсуаза уступает и возвращается домой. И там её убивает муж.
Некоторые исследователи считают, что после возвращения к мужу она была заперта в комнате, обитой чёрной тканью, а после шести месяцев заключения граф вскрыл ей вены.

(Художник неизвестен, Лувр)

Анна де Писслё, герцогиня д"Этамп (1508-1576)
Фаворитка короля Франциска I.
Та самая дама, которую представила Франциску мать, Луиза Савойская. Она была её фрейлиной. Чтобы создать новой фаворитке более удобное положение при дворе, Франциск выдал её замуж за Жана де Бросса, которому дал титул герцога Этампа. Отличаясь большим умом, выдающейся красотой и редкой для женщины образованностью, она имела на короля большое влияние до самой его смерти. В конце царствования Франциска она враждовала с Дианой де Пуатье, фавориткой наследника престола. После смерти короля, Генрих II удалил Анну из Парижа, отобрав предварительно для Дианы де Пуатье бриллианты, подаренные Франциском.

(Художник, предположительно, Корнель Лион)

Диана де Пуатье (1499-1566)
Фаворитка короля Генриха II.
В тринадцатилетнем возрасте ее выдали замуж за Луи де Брезе, графа де Мольврье (мать которого была плодом незаконной любви Карла VII и Агнессы Сорель). Её супруг умер 23 июля 1531 года, оставив Диану вдовой в возрасте 31 года. Кстати, она носила траур по нему до конца своих дней.
С дофином (наследником французского престола) Генрихом она встретилась в 1539 году. Ей сорок, ему всего двадцать лет. Но Генрих влюбился. Диана была прекрасна и этой красоте не суждено было поблекнуть. Брантом, видевший ее незадолго до смерти, уверял, что она все еще прекрасна.
Обладая также огромным умом, Диана в короткий срок приобрела огромное влияние на дофина, а когда он стал королем и на всю страну. Когда король Франциск I умер и на престол взошёл Генрих II, настоящей королевой стала вовсе не Екатерина Медичи, его жена, а Диана. Даже при коронации она заняла почётное публичное место, в то время как Екатерина находилась на удалённой трибуне.
Придя к власти, Генрих II позволил возлюбленной осуществлять полный контроль над делами королевства. Как отмечает историк Ногаре, никогда в истории монархии никакой фаворитке не удавалось достичь такого абсолютного и эффективного воздействия на особу короля, а тем более убедить иностранных государей в своем всемогуществе. Послы адресовали ей свою корреспонденцию, и она переписывалась с самим Папой римским. Король ничего не предпринимал, не посоветовавшись с ней.
«Правление» Дианы де Пуатье закончилось в 1559 году, когда Генрих II был случайно убит на турнире графом де Монтгомери. Король ещё был жив, когда королева Екатерина Медичи, проявив слабость, приказала Диане покинуть Париж, отдав прежде все драгоценности, подаренные ей Генрихом. Диана де Пуатье дала весьма достойный ответ: "... пока у меня есть повелитель, я хочу, чтобы мои враги знали: даже когда короля не будет, я никого не побоюсь." Диана вернула ларец с драгоценностями только на следующий день после смерти Генриха II. Диана де Пуатье удалилась в свой замок Анэ, где и умерла на шестьдесят седьмом году жизни.

(Художник неизвестен)

Мари Туше (1549-1638)
Фаворитка Карла IX.
Из Орлеана. Красивая, образованная, кроткая. Сохранила любовь короля до его смерти. Она никогда не старалась обогатиться и приобрести политическое влияние. Родила от короля двух сыновей. Один умер в младенчестве, другой - Карл Валуа, получил титул герцога Ангулемского. В 1578 г. Туше вышла замуж за Франсуа-де-Бальзак д’Антрег, губернатора Орлеана. От этого брака у нее были две дочери, из которых одна, маркиза де-Вернёль, сделалась фавориткой Генриха IV.

(Художник - François Quesnel)

Шарлотта де Сов, де Бон-Самблансе (1551-1617)
Фаворитка Генриха Наварского. В первом браке - жена государственного секретаря барона де Сов, во втором браке - маркиза де Нуармутье. Состояла в "летучем отряде" фрейлин Екатерины Медичи. Королева-мать за годы борьбы с Дианой де Пуатье хорошо изучила степень воздействия женской красоты на политику и использовала своих фрейлин для обольщения знатнейших мужчин королевства с тем, чтобы раздобыть необходимые королеве-матери сведения.
Вскоре после свадьбы с Маргаритой Валуа королева-мать подослала Шарлотту к Генриху Наваррскому, чтобы та вступила с ним в любовную связь. Их отношения продолжались 5 лет - до 1577 года. В 1583 году Шарлотта была удалена от двора, однако уже в следующем году вступила в брак с маркизом де Нуармутье из рода де Ла-Тремуйль и вернулась в Париж. В 1586 г. у нёе родился сын. После вступления Генриха Наваррского на французский престол жила с мужем в поместьях.


(Художник неизвестен)

Габриэль д’Эстре (1573-1599)

С 1590 года - любовница короля Генриха IV, для вида повенчавшего её с д’Амерваль де Лианкуром. Красивая и остроумная Габриэль имела громадное влияние на короля, который предполагал даже развестись с Маргаритой Валуа и возвести Габриэль на престол. Родила от Генриха двух сыновей и дочь. Умерла от отравления фруктами. Яд. Говорят это проделали сторонники Медичи, желая женить короля на своей протеже.

(Художник неизвестен)

Екатерина Генриетта де Бальзак д"Антраг (1579-1633)
Фаворитка Генриха Наварского.
Дочь Франсуа де Бальзака д"Антрага, губернатора Орлеана, и Мари Туше, бывшей любовницы короля Карла IX. Король увидел Генриетту через шесть дней после смерти своей фаворитки Габриэль д’Эстре и был поражён её красотой настолько, что забыл о своей утрате. Родила королю двух детей (сына и дочь). Постоянно и открыто конфликтовала со второй женой Генриха, Марией Медичи. Называла себя королевой. Затем она начала Генриху изменять и готовить заговор за заговором, желая сделать своего сына наследником престола. Было много разоблачений и судов, родственники Екатерины лишались поместий и голов, но ей лишь сослали. Сын стал епископом Меца.

(Художник неизвестен)

Олимпия Манчини (1637-1608)
Фаворитка Людовика XIV, одна из первых.
Племянница кардинала Мазарини. Вела очень бурную жизнь при дворе. Молодой Людовик был настолько влюблен, что всерьез поговаривали о свадьбе. Но королева-мать, Анна Австрийская, не могла позволить состояться такой свадьбе. И юной Олимпии, которая обрела слишком большую власть над королем, было приказано удалиться из Парижа. Её быстренько выдали замуж за графа де Суассон, в браке родилось семь детей, в том числе и знаменитый генералиссимус Евгений Савойский. Олимпия оказалась замешана в знаменитом деле «версальских отравительниц». Её обвиняли в отравлении собственного мужа, а также королевы Испании, Марии Луизы Орлеанской. И хотя она утверждала, что невиновна и была скомпрометирована, ей пришлось покинуть Францию. Умерла в Брюсселе.

(портрет кисти Пьера Миньяра)

Мария Манчини (1639-1715)
Фаворитка Людовика XIV.
Тоже племянница кардинала Мазарини. И тоже дело чуть не дошло до свадьбы. Но королева-мать не дала согласия на этот брак и Людовик был срочно обручен с испанской инфантой Марией Терезией, вскоре забыв о Манчини.
Мария в 1661 году она выходит замуж за князя Лоренцо Онофрио Колонна, великого коннетабля Неаполя, рожает трёх сыновей и уходит от мужа. Путешествует. После смерти мужа, возвращается в Италию.

(Художник - Jacob Ferdinand Voet)

Луиза-Франсуаза де Лабом-Леблан, герцогиня де Лавальер (1644-1710)
Фаворитка Людовика XIV.
Была фрейлиной принцессы Генриетты Стюарт. Несмотря на то, что она не отличалась красотой и несколько прихрамывала, ей удалось обворожить короля. Связь продолжалась в течении нескольких лет. У Луизы было от короля четверо детей, из которых осталось в живых двое (дочь и сын). Затем, после возвышении маркизы де Монтеспан, Лавальер удалилась от двора и постриглась в монастыре кармелиток, в Париже.

(Художник - Ж. Нокрэ)

Франсуаза Атенаис де Рошешуар, маркиза де Монтеспан (1641-1707)
Фаворитка Людовика XIV.
Фрейлина королевы Марии-Терезии. В 1663 году вышла замуж за Луи Анри де Пардайана де Гондрена, маркиза де Монтеспана. Родила сына и дочь. Обладала умом и обаянием, в 1667 году привлекла внимание короля. В 1669 родила королю сына, который умер через три года, но остальные шестеро, среди которых Луи-Огюст де Бурбон и Луи-Александр де Бурбон, были узаконены королем в разные годы без упоминания имени матери. Детей воспитывала будущая маркиза де Ментенон.
Маркиза де Монтеспан фигурировала в том самом деле о ядах, подозревалась в желании отравить короля. Была оправдана, но доверие у ней было утрачено и в 1691 году она удалилась в монастырь Сан-Жозеф.


(Художник мне неизвестен)

Франсуаза д’Обинье, маркиза де Ментенон (1635-1719)
Фаворитка, а позже и морганатическая жена Людовика XIV.
Внучка предводителя гугенотов Теодора Агриппы д’Обинье. Семья долгое время подвергалась репрессиям и жила в нищете. В 1650 Франсуазу выдали замуж за знаменитого поэта Скаррона. Скаррон был намного старше супруги и его рука была парализована, но в дальнейшем Франсуаза вспоминала годы брака как самое лучшее время жизни. Через десять лет муж и, оставшись без денег, Франсуаза приняла приглашение мадам де Монтеспан заняться воспитанием её детей от Людовика XIV. Король оценил её любовь к детям, добросовестность и так, обратил внимание на уже немолодую неприметную вдову. Мадам Скаррон была умна, благодаря супругу вращалась в среде интеллектуальной элиты Парижа и, в отличие от большинства других придворных дам, обладала весьма обширным кругозором. Король часто и подолгу с ней беседовал. В 1675 году король возвёл её в маркизы Ментенон.
В 1683 году королева умерла, и вся привязанность Людовика обратилась на Ментенон. В том же году маркиза сочеталась тайным браком с королём. При церемонии присутствовал лишь архиепископ де Шанваллон и личный исповедник короля. Пышность и свободные отношения двора сменились скромностью и благочестием. После смерти Людовика XIV Ментенон удалилась в Сен-Сир, где и умерла через три года.

(Художник - Pierre Mignard)

Анжелика де Фонтанж (1661-1681)
Фаворитка Людовика XIV.
Фрейлина Шарлотты-Елизаветы Баварской, невестки короля. Анжелика привлекла к себе внимание короля и в 1678 году стала его любовницей. В конце 1679 года она родила от короля мёртвого ребёнка и после этого уже не оправилась. В 1680 году Людовик даровал ей титул герцогини де Фонтанж, что по обычаю того времени означало конец официальных отношений с королём. Брошенная и тяжело больная, Анжелика удалилась в монастырь Пор-Руаяль, где и скончалась (возможно от плеврита).

(Художник - Louis le Grand)

Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур (1721-1764)
Фаворитка Людовика XV.
Антуанетта в 19 лет вышла замуж за Ленормана д’Этиоля и блистала в обществе. Людовик XV случайно встретил её и в 1745 г Антуанетта стала его фавориткой. Муж её, которому пригрозили Бастилией, успокоился и получил доходное место. Двадцать лет, до самой своей смерти, Помпадур играла видную роль не только во Франции, которая всецело была в её руках, но и в Европе. Она направляла внешнюю и внутреннюю политику Франции, вникая во все мелочи государственной жизни, покровительствуя науке и искусству. Говорят, развратный король вскоре охладел к ней, но управление страной ему тоже было неинтересно, поэтому он доверил страну этой женщине, а она представляла ко двору молодых красавиц.

(Художник - François Boucher)

Мари Жанна Бекю, графиня Дю-Барри (1743-1793)
Фаворитка Людовика XV.
Пишут, что в молодости Мари была проституткой и имела связь с палачом Анри Сансоном, от руки которого и приняла смерть на эшафоте во время Великой французской революции. Затем была модисткой, позже поселилась в доме графа Дюбарри. Людовик XV приблизил её к себе, устроил её брак с братом графа Дюбарри и в 1769 году представил ко двору.
После смерти Людовика XV она была арестована и заключена в монастырь, но скоро вернулась в свой замок в Марли, где продолжала жить с большой пышностью. Народ ненавидел Дю-Барри и во время революции была предана суду и гильотинирована.