Мамин сибиряк приемыш емеля охотник. Детские сказки онлайн. Мамин-Сибиряк. Все произведения

Чтобы более подробно понять устройство человека мы обратимся, нет, не к анатомии, а к ДНК. К той самой загадочной «цепочке», которая хранит множество секретов, которые не разгаданы до сих пор. Когда появилась возможность прочитать геном человека, все человечество приняло эту новость на ура, надеясь, наконец, получить ответ на главный вопрос - что такое жизнь и откуда она зародилась? К сожалению, через некоторое время стало понятно, что ученые получают не ответы, а лишь новые вопросы.

Одной из главных проблем, с которой столкнулись генетики, была не состоятельность теории эволюции, на которою так полагались ученые. Выяснилось, что например, у лисицы и собаки 98% генов одинаковы, этим и объясняется их внешнее сходство и поведение.

Что же касается человека, там обстояло все гораздо интереснее. Выяснилось, что:

  • в биологической клетке Homo sapiens 46 хромосом (23 пары)
  • у шимпанзе или гориллы - 48 (24 пары)
  • а схожесть генов человека и примата не 95,8% как раньше считалось, а 99%

Получив такие данные, ученые так и не смогли дать объяснения: - Откуда появилась такая гигантская разница во внешности, поведении и умственном развитии человека и обезьяны?

Вся теория Дарвина рухнула в одночасье. Ведь если ссылаться на нее, выходит человек эволюционировал за какие-то 300 тысяч лет, а приматам на этот процесс не хватило и 6 миллионов. Как такое могло произойти?

Более того после изучения более 30 миллионов видов, существующих сейчас на Земле, - животных, растений и бактерий, абсолютно у всех обнаружен один и тот же генетический код. Но лишь один вид - человек - обладает разумом, самосознанием, речью. Разве это не загадка?

Почему женщина рожает в муках

Был, конечно, и еще один вопрос, который не меньше волновал ученых, чем предыдущий. Почему женщина является единственным млекопитающим на земле, у которого естественный процесс продолжения рода протекает в муках? Религия смогла пролить хоть какой-то свет на этот факт, но это с моральной точки зрения, а вот ученое сообщество ломает над этой загадкой голову уже не первый год и объяснения дать так и не может.

Конечно, каждый человек понимает, что ребенок появляется на свет с титаническими усилиями потому, что родовой канал слишком узок для головки младенца. Почему эволюция не «побеспокоилась» об этом? Зачем младенцу такая не пропорционально большая голова?



Кто-то сейчас конечно подумал, большой череп нужен для того, что бы вместить большого объема мозг, но зачем человеку мозг такого большого объема, если известно, что он работает всего на несколько процентов от всей его мощности. Что же касается женщины, то эволюция «побеспокоилась» об умственном развитии, но ничего не смогла за 300 тысяч лет сделать с репродуктивной системой.

Почему так произошло? Да потому, что для увеличения размеров родового канала пришлось бы изменить тазовые кости, а это в свою очередь привило бы к тому, что женщина подобно приматам опустилась бы на четвереньки, то есть шагнула на ступень эволюции назад.

Если уж мы так плотно коснулись генетики, то вот еще несколько важных вопросов, которые не имеют ответа.

Молчащие гены

Генетикам удалось установить, что в нашем ДНК порядка 30-35 тысяч генов, из которых 95% «балластные», т. е. молчащие. Зачем человеку такой гигантский резерв. Может для того, чтобы наградить его в будущем новыми возможностями?

Так же известно, что в геноме человека присутствуют 223 гена, природа появления которых вообще не установлена. То есть они появились из ниоткуда. Их не было у наших предков и прародителей вплоть до беспозвоночных. Виновниками появления этих 223 неопознанных генов ученые выставили бактерий, у которых человек их просто «импортировал».

Причем этот так называемый «импорт» произошел совсем бредовым способом не по вертикали «древа жизни», а по горизонтали, то есть откуда-то «слева»! Нельзя винить бедняг ученых. Они как могут затыкают гигантскую брешь в генетике, а более вразумительного ответа как тут не крути, найти не удается. Все же хочется кинуть последнее зерно сомнения в виде еще одного вопроса которое, должно быть, утопит и без того ветхое судно теории появления человека.

Откуда бактерии могли получить те самые загадочные 223 гена, которые в корне изменили эволюцию человека и превратили его в то, что он сейчас есть? Не говоря уже о том, почему они же не подействовали на обезьян? Наука пока, к сожалению, не может ответить на эти вопросы.

Более того анализ функций этих генов показывает, что они включают в себя не только протеины, вовлеченные в важнейшие физиологические и психические функции. Они ответственны также и за важные неврологические энзимы, которые связаны с митохондриальным аппаратом ДНК - так называемой ДНК «Евы», наследуемой лишь по материнской линии. Одно только это открытие вызывает сомнения относительно «бактериального заимствования».

Да и где доказательства, что бактерии дали нам эти 223 гена. Может мы дали их бактериям. Тогда откуда их получил человек? Просто заколдованный круг, выхода из которого не видно.

Ответ - в космосе

Однако те, кто читал книги таких, например, авторов, как Захария Ситчин, Алан Элфорд, Грэм Хэнкок, уже наверняка знают ответ. Или, по крайней мере, догадываются, куда ведет выход из «заколдованного круга». Он ведет в космос. Там генезис человечества.



Захария Ситчин уже достаточно давно дал очень подробные ответы на многие выше поставленные вопросы, только его не хотели слушать, а сейчас приходится, так как дать более вразумительных и обоснованных ответов не удалось еще ни одному ученому.

Ситчин же объясняет такую скачкообразную эволюцию человечества генной инженерией внеземной цивилизации. При этом он приводит массу доказательств своей правоты.

Что говорит Книга Бытия

Даже ветхий завет, по его мнению, имеет записи о посланцах с небес.

В Книге Бытия (1:26) говорится «…сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему » (а не «Моему»!!!).

Это не опечатка и не оговорка. Богов было действительно много. Именно они и создали человека. Вот еще одно упоминание о присутствии Богов на земле, все из той же книги. (Бытие 6:4) Там описаны могучие исполины, родившиеся от связи «сынов Божиих» и «дочерей человеческих». Позже Библия была переписана под монотеизм, поэтому в современных экземплярах вы не найдете подобных упоминаний.



Интересен тот факт, что первые упоминания о богах являются не частью Библейского текста, а лишь позаимствованы из более древних записей шумерских и аккадских текстов. На шумерских глиняных табличках изложена вся история генетического создания человека, позже кратко изложенная в Библии ее составителями финикийцами из города Библ (поэтому Библию так и назвали в честь города, где она была написана).

Сам Захария Ситчин разработал следующую теорию на основе шумерских, библейских и аккадских текстов. 450 тысяч лет назад на нашу планету прилетели инопланетяне, именуемые Анунаками с целью добычи полезных ископаемых. Прибыли они с планеты Нибиру (она же 12 планета) орбита которой настолько эллиптически вытянута за пределы нашей солнечной системы, что видеть мы ее может только раз в 3600 лет.

В связи с такой не очень удачной особенностью орбиты их планеты, доставлять рабочую силу для добычи ископаемых было весьма проблематично, поэтому один из двух братьев предводителей, будучи толковым ученым, предложил доработать живущей на Земле вид для использования его в качестве рабочей силы. Идея была не плохой. Анунаки отобрали определенное количество тогда живущих на Земле гоминидов и добавили им некоторые гены более «продвинутых» аннунаков.

Все эксперименты по созданию проводились под руководством Нинхарсага, главного медика пришельцев. За время создания более менее подходящей модели было перебрано множество комбинаций генов и создана масса разнообразных видов. Максимально подходящая версия человека была создана примерно 300 тысяч лет назад. Похоже, вот именно тогда человек и получил свои 223 загадочных гена.

Все месопотамские источники свидетельствуют о том, что первый человек был создан в качестве раба и имел название «лу-лу» которое переводится с шумерского языка как «раб», «работник», «слуга». И все эти рабы (как, кстати, они и названы в Библии - рабы Божии) должны были служить небесным «богам».



Тех самых рабов не раз видоизменяли. Сначала они были то слишком большими, то слишком маленьким, то выносливыми и сильными, но абсолютно глупыми. Изменения касались и продолжительности их жизни. С тысячи лет она дошла до нескольких сотен, а позже до всего до одного века, а то и меньше.

Интересно еще то, что поначалу был создан только мужчина (Адам) не имеющий сексуальной потребности, а уже позже когда Анунакам поднадоело клонировать человека появилась женщина и человек получил возможность размножаться.

Естественно Ева была создана не из ребра Адама, а из его ДНК. Осуществили это перестройкой 23-й пары хромосом, удалив у мужчины не ребро, а У-хромосому. У женской особи появился хромосомный набор Х-Х. И эта генетическая хирургическая операция описана, между прочим, весьма подробно (целая сотня строф!) в одном древнейшем источнике под названием «Атрахасис».

Сегодня он прочитывается как описание не только генетической регуляции, но и клонирования первых людей («...семь родилось мужского рода, семь - женского рода... Они создавались парами»).

Получив возможность размножаться, Адам оставил потомка Ноя, у которого родилось три сына от трех разных женщин. Все трое сыновей были так генетически запрограммированы, что стали родоначальниками трех следующих рас - белых, черных и желтых.

У всех этих рас одинаковый генном, но разная приспосабливаемость к внешним условиям. Один могут жить в жаре, другие в сырости, третьи в холоде. Сделано это было для того, чтобы определить какой вид будет более выносливым и универсальным, способным подойти для дальнейшей селекции.



Возможно рассказы людей о том, что их похищали НЛО с целью проведения экспериментов и не такой уж бред. Ведь мы не знаем когда нам пора добавить очередные 223 гена или скажем 445. Или может боги вообще решат изменить наш облик или включить мозг на более высокую мощность, одарив нас телепатическими способностями. Делали же они подобное 300 тысяч лет назад.

Анунаки сделали нас для своих нужд

Вот так и слились в единую логическую цепочку три разные линии наших размышлений - шумерские и библейские «намеки», уфологические «загадки» и генетические «неувязки». Никаких неувязок здесь, похоже, нет. Анунакам требовалось изменить примитивное существо, проживающее на планете Земля, для своих нужд и они это сделали.

Причем наградили нас мозгами созданными - копия их собственных. Только включили их не на полную мощность, а на столько, чтобы мы могли выполнять работу, молится богам и не задавать слишком много вопросов. Умный раб никому не нужен. От него слишком много проблем. Он обязательно будет лезть, куда не следует и искать ответы там, где этого делать не нужно.

Естественно созданное существо Анунаков устраивало не вполне. Ведь оно было очень уязвимым и болезненным, но устранять дефекты было уже некогда. Пришло время возвращаться домой. Поэтому боги просто заблокировали некоторые функции нашего мозга и оставили модернизацию до лучших времен. Слава богам, что женщине хотя бы оставили вертикальную осанку, но предупредили, что размножаться будет не просто:

«…Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей…» (Бытие 3:16).

Стоит, конечно, сказать отдельное спасибо и зато, что хоть и в муках, но всё-таки нас рожают, а не клонируют. У тех же пресловутых «серых» пришельцев голова-то большая, но именно потому их женщины давно утратили способность рожать: ни в какие ворота, так сказать, такая голова не лезет! Так что наши генетики-дизайнеры, которые с Нибиру, с нами обошлись еще по-божески.

Проведенные эксперименты по селекции идеального раба не прошли просто так. Даже сейчас можно встретить представителей промежуточных версий с опечатками генетического кода и индивидов выходцев из других рас. В качестве примера можно привести мужчин, у которых крайне редко присутствует Х-Х-У хромосома, и это редкое сочетание встречается и сегодня - у стерильных мужчин.

Так же мы абсолютно не знаем кто такой снежный человек, он же бигфут или йети. В апреле 2001 года сначала журнал «Сайэнс», потом лондонская газета «Таймс» и канадская «Оттава ситизен», а следом и другие СМИ сообщили, что британские ученые заполучили клочок оранжево-желтой шерсти этого загадочного существа. Этот трофей подвергли анализу, в результате которого так и не удалось идентифицировать, что это. Не у одного существа на земле нет подобного набора генов.

Странный рост

Не менее странной находкой является и 15 метровый скелет homo sapiens обнаруженный в пустыне Гоби в 1999 году. Британский ученый д-р Тоунс сказал тогда, что это существо «развивалось вне законов нашей эволюции». И ведь верно сказал! Тут генетики-космиты явно переборщили.



Можно найти и более тривиальные примеры. Например, откуда в Азии встречаются люди ростом 180 или более сантиметров. Это не свойственно для их мест. Или взять хотя бы тех же африканских пигмеев, которые кроме очень низкого роста еще и обладают странным ДНК. Видимо этот вид был создан после того как Анунаки разочаровались в слишком больших людях.

Из-за них же и не находится объяснений нашим 223 «экзотическим» генам: это ведь не наше, а «импортное». Остается только добавить, что, если верить провидцам и пришельцам-зетам, очередное прибытие представителей «страны-экспортера» дополнительных генов (т. е. планеты Нибиру) в нашу часть Галактики предполагается примерно между 2003 и 2013 годами.

Вот тогда мы и узнаем - генезисе человечества , и каким богам мы молимся.

8 Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: «Д. Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»

Остаф Елена Ивановна, учитель начальных классов

КГУ "Общеобразовательная средняя школа № 16

" г. Актау,Мангыстауской области, Казахстан

Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»

Цель: формирование представлений о взаимосвязи человека и природы; развитие сочувствия к животным и понимания необходимости защиты животного мира.

Задачи: понимание и осмысление содержание рассказа, умение прокомментировать основную идею произведения:

человек – часть природы и должен заботиться о ней; развитие лучших нравственных качеств души человека – доброты

к животным; развивать способность языкового анализа художественных произведений и мышления, связной речи, творческого воображения, умения составлять литературный портрет героя; умения выразительно читать рассказ по ролям, размышлять над прочитанным, высказывать свою точку зрения, принимать участие в дискуссии; развитие коммуникативных навыков, посредством групповой работы.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начитается урок.

Повторение правил работы в группах.

Распределения обязанностей в группе (самостоятельно - 1 мин).

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.(3 мин)

С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

Д. Н. Мамин – Сибиряк – выдающийся русский писатель. Настоящая его фамилия Мамин, Сибиряк – псевдоним.

Детство и юность писателя прошли в далекой глуши Уральских гор. На всю жизнь он сохранил искреннюю

любовь к родному краю. Его удивительной природе.

– Случайно ли он выбрал себе этот псевдоним? Что хотел этим подчеркнуть? (Духовную близость

с суровой природой Сибири.) (слайд 1)

С какими произведениями Д. Мамина-Сибиряка мы знакомы? Что их объединяет? (слайд 2)

К какому жанру относится произведение? Почему вы так считаете?

Кто главный герой рассказа?

Как вы считаете, в какой исторический отрезок времени жил Емеля-охотник? Почему вы так считаете?

На какого литературного героя похож Емеля-охотник? Как вы думаете почему?(Слайд 3) (Дедушка Мазай,

Н. Некрасов. Описывается один и тот же исторический период, жизнь в деревне, герои – охотники, любят природу, разумно

подходят к охоте на животных и т.д.)

Почему рассказ называется «Емеля-охотник»?

Из скольких частей состоит рассказ?

Проверить в группах план. Прочитайте наиболее удачный (1 человек от группы). (2 мин)

Чтение стихотворений, сочиненных дома по данному началу. (2 мин)

Охотник Емеля внука любил...

Актуализация знаний. (4 мин)

Проверка качества чтения. Записать на листочках. Самооценивание.

О ком так говорится?

А) Весело гулял по лесу со своей матерью. (Оленёнок)

Б) Упал в траву и не шевелился. (Лыско)

Г) Долго стоял на одном месте и всё улыбался. (Емеля)

Д) Уснул и всю ночь видел маленького жёлтого оленёнка. (Гришук)

Проверка по слайду. Самооценивание.

Работа над содержанием произведения. (5 мин)

Выборочное чтение к иллюстрациям к рассказу (слайды 7-15).

Восстановим в памяти сюжетную линию.

Слайд 7- «Гришуку было всего 6 лет, и он лежал теперь второй месяц на широкой деревянной лавке под тёплой

оленьей шкурой. Мальчик простудился ещё весной, когда таял снег и всё не мог поправиться…»

Слайд 8 – «… Емеля скоро вышел из своей избушки с кремнёвой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу.

На нём были новые лапти, котомка с хлебом за плечами, рваный кафтан и тёплая оленья шапка на голове».

Слайд 9 – «- Ну, Лыско, ищи …- говорил Емеля, когда они спустились с горы и повернули с тропы в сплошной дремучий

Лыску не нужно было повторять приказание. Он отлично знал своё дело и, уткнув свою острую морду в землю,

исчез в густой зелёной чаще».

Слайд 10 – « Это был великолепный олень-самка. Он стоял на опушке леса и пугливо смотрел на Емелю».

Слайд 11 – « Это был прехорошенький оленёнок, всего нескольких недель, с жёлтым пушком и тоненькими ножками;

красивая голова была откинута назад, и он вытягивал тоненькую шею вперёд, когда старался захватить веточку

Слайд 12 - «Охотник с замиравшим сердцем взвёл курок и прицелился в голову маленькому животному…»

Слайд 13 – «…. Но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала телёнка

его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своим телом…»

Слайд 14 – «Емеля быстро поднялся и свистнул – маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии».

Слайд 15 – «Старик долго рассказывал мальчику, как он искал телёнка по лесу три дня и как тот убежал от него.

Мальчик слушал и весело смеялся вместе со старым дедом».

« Мальчик с удовольствием поел глухариной похлёбки и, засыпая, всё спрашивал старика:

Так он убежал, оленёнок –то?»

Физминутка. (1,5 мин)

Работа в группах. (10 мин)

1 группа. Составление композиции. (Соедините части композиции стрелками. В нижней строке внесите ответы.

Запишите, какой цифре, какая буква соответствует.)

Что такое «композиция»?

Экспозиция

Развитие событий.

Кульминация

Развязка

Ответ: 1- D , 2 – Е, 3 – В, 4 – А, 5 – С.

Такого ли финала вы ждали?

использует такой приём?

Заполните сравнительную таблицу.

Главный герой рассказа Д. Н. Мамина- Сибиряка - ___________. Он ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А) (Емеля и внук). ____________________________________________________

Б) (Емеля и природа) _________________________________________________

2. - Где мы ещё встречаемся с понятием портрет? Если бы были художниками, какие цвета использовали

для портрета Емели? Почему?

Что бы вы хотели передать цветом: внешний вид или душу человека?

Сравните Емелю из рассказа «Емеля-охотник» Д. Н. Мамина- Сибиряка и деда Мазая из стихотворение

Заполните круги Вена.

Руководство по подготовке.

Разделитесь на две подгруппы.

Презентация работ групп. Оценивание группами выступлений. (5 мин)

Итог. - Какое слово главное в рассказе? (доброта)

Какова же идея произведения?

Человек должен быть не только хранителем природы, он должен внести в природу элемент высшей человечности,

как это делает Емеля-охотник.

Почему человек должен беречь природу?

На экране – радуга. (Слайд 17).

Прочитайте высказывания на экране. Какое из них наиболее полно отражает идею произведения?

Какое высказывание вы бы взяли для себя? Почему?

Самое дорогое – это жизнь: у больших – большая, у маленьких – маленькая, но у каждого она одна.

Без природы человек пропадёт.

Она воспитывает человека: погубишь, потом ничего не получишь. Она учит брать только необходимое.

На экране. Любовь к живому сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится жизнь.

Доброта и любовь спасут мир.

Домашнее задание (слайд 18)

1. Для всех и каждого: пересказ отрывка по выбору.

По выбору: Написать сочинение – миниатюрe. «Я напишу письмо Емеле», отзыв.

Рефлексия. Напишите на стикерах ключевые слова, главную идею произведения.

1 группа. Составление композиции.

(Соедините части композиции стрелками. В нижней строке внесите ответы. Запишите, какой цифре, какая

буква соответствует.)

Что такое «композиция»?

Композиция рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник»

Экспозиция

Охотник прицелился в голову маленькому животному. Ещё мгновение - и оленёнок покатится по траве. Емеля увидел ещё раз лосиху, которая не уходила. Вспомнил мать Гришутки и не стал стрелять.

Три дня старик плутал в лесу, пока не встретил олениху с оленёнком.

Развитие событий.

Старик долго рассказывал мальчику о поисках, тот слушал и весело смеялся. Вместе со старым дедом.

Кульминация

В той избушке, которая стоит у самого леса, живёт старый охотник Емеля со своим внуком

Развязка

Гришук попросил деда добыть теленочка. Емеля отправляется на охоту.

Ответ: 1- ____ , 2 – _____ , 3 – ____ , 4 – ____ , 5 – _____ .

Можно ли развязку назвать счастливой?

Такого ли финала вы ждали?

Как вы думаете, что ждёт Емелю и внука в дальнейшем?

Почему писатель использует такой приём?

Какие из этих слов являются синонимами?

Какими бы ещё словами вы могли назвать героя рассказа?

Многие писатели через описание природы раскрывают свои чувства, мысли, переживания и настроение героев.

Заполните сравнительную таблицу.

(Слова- подсказки: мощь, старый, непоколебимость, слабый, больной, вечность, красота, разруха, бедность,

громада, голод, беспросветная жизнь, торжественность)

Начните свое выступление следующими словами:

Многие писатели через описание природы раскрывают свои чувства, мысли, переживания и настроение героев.

В своём рассказе Д. Н. Мамин-Сибиряк использует приём противопоставления, для того чтобы _______________

_____________________________________________________

(Громко, чётко прочитайте записи в таблице.)

Составьте литературный портрет Емели.

(Возраст, внешность, лицо, одежда, характер)

Главный герой рассказа Д. Н. Мамина- Сибиряка - _________. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Занятие) Емеля был _____________.

(Взаимоотношение с окружающими):

А) (Емеля и внук). ___________________________________________________

Б) (Емеля и природа) ___________________________________________________

Где мы ещё встречаемся с понятием портрет?

Если бы были художниками, какие цвета использовали для портрета Емели? Почему?

Что бы вы хотели передать цветом: внешний вид или душу человека

Сравните Емелю из рассказа «Емеля-охотник» Д. Н. Мамина- Сибиряка и деда Мазая

из стихотворение

«Дедушка Мазай и зайцы» Н. А. Некрасова.

Заполните круги Вена.

Подготовьтесь к диспуту «Охота: за и против!».

Руководство по подготовке.

Заполните таблицу: ««Охота: за и против!».

Разделитесь на две подгруппы.

Одно подгруппа читает один аргумент «за охоту», вторая подгруппа – один аргумент «против охоты».

Сделайте вывод:

По каким законам должен жить человек?

О ком так говорится?

О ком так говорится?

А) Весело гулял по лесу со своей матерью. (______________)

Б) Упал в траву и не шевелился. (_____________)

Г) Долго стоял на одном месте и всё улыбался. (__________________)

Д) Уснул и всю ночь видел маленького жёлтого оленёнка. (_________)

О ком так говорится?

А) Весело гулял по лесу со своей матерью. (______________)

Б) Упал в траву и не шевелился. (_____________)

Г) Долго стоял на одном месте и всё улыбался. (__________________)

Д) Уснул и всю ночь видел маленького жёлтого оленёнка. (_________)

О ком так говорится?

А) Весело гулял по лесу со своей матерью. (______________)

Б) Упал в траву и не шевелился. (_____________)

Г) Долго стоял на одном месте и всё улыбался. (__________________)

Д) Уснул и всю ночь видел маленького жёлтого оленёнка. (_________)

Д.Н.Мамин (1852-1912) родился и вырос в небольшом за­водском поселке Пермской губернии (Сибиряк - это его литера­турный псевдоним). Контраст между могучей природой и беспра­вием, нищетой уральцев навсегда поразил его душу и стал глав­ной темой его рассказов, повестей, романов.

От отца-священника, исполнявшего и должность учителя в поселковой школе, он унаследовал склонность к педагогике и выработал продуманные взгляды на воспитание детей, на дет­скую литературу. Мировоззрение писателя близко традициям русского просветительства. Его духовной родиной был мир рус­ской классической и христианской литературы, устного народ­ного творчества. Благой след в душе мальчика оставили идеи К.Д.Ушинского, его книга «Детский мир и хрестоматия». Боль­шое влияние на него оказали выдающиеся русские демократы Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин.

Переехав с Урала в северную столицу, Мамин поступает в Петербургский университет и зарабатывает на жизнь частными уроками. В 1878 году он писал матери: «...педагог я выхожу хоть куда, мои ученики ходят за мной, как за кладом». Одновременно он начинает писать рассказы, не забывая и о маленьких читателях. В 80-х годах начинается его сотрудничество в детских журналах, а позже, с рождением дочери, Мамин-Сибиряк постоянно пишет для детей. Беседуя с известным педагогом и просветителем Д.Н.Тихомировым, он говорил о своей работе для детей как о деле, которое «важнее всего остального».

Русское педагогическое сообщество приветствовало начинаю­щего детского писателя. Первый же его рассказ для детей «Емеля-охотник» (1884) был отмечен премией Фребелевского педагоги­ческого комитета. В 90-х годах Мамин-Сибиряк создал более шес­тидесяти рассказов и сказок, активно сотрудничал с журналом «Детское чтение», подготовил целый ряд сборников. Санкт-Петер­бургский комитет грамотности выделил рассказ «Зимовье на Сту­деной» (1892), наградив писателя золотой медалью.

В согласии с просветительскими идеалами писатель верил: «...со временем люди будут так же любить всех людей, как сейчас мы любим детей. Я глубоко убежден, что такое время настанет». Глав­ная задача литературы - готовить молодое поколение к борьбе с общественным злом, считал он.

Мамин-Сибиряк не скрывал от маленьких читателей суровой правды жизни, но умело охранял детскую душу от жестоких по­трясений и разочарований. Любить жизнь вопреки ее темным сто­ронам, верить в добро и надеяться на лучшее - таковы в самом общем виде заповеди писателя.

Писатель хорошо помнил свое детство и впечатления, произ­веденные на него хорошими детскими книгами: «Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, потому что она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по оп­ределенному руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец».

Рассказы и сказки Мамина-Сибиряка для детей отличаются глубоким реализмом, живостью мыслей и чувств, богатством нрав­ственного содержания. Они давно вошли в классический круг дет­ской литературы. В его творчестве охвачены интересы читателей всех возрастов: сказки - для самых маленьких, рассказы - для старших детей и подростков, романы - для юношества. Долго вынашивал он замысел (к сожалению, не осуществленный) на­писать в образах и картинах историю России.

«Уральские рассказы» Мамина-Сибиряка - большой цикл, в котором развиваются две темы: взаимоотношения человека с при­родой и общественное зло. Из детских рассказов, входящих в этот цикл, к первой теме относятся рассказы о старых охотниках и жи­вотных: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Богач и Ерём-ка», «Приёмыш»; ко второй - рассказы о бедах маленьких тружени­ков: «Вертел», «Кормилец», «В каменном колодце», «Под землей».

Конфликты его рассказов остры, нередко трагичны. Однако тон повествований о природе чаше всего спокоен и светел, а расска­зы о детях-тружениках нельзя назвать безысходно мрачными бла­годаря ясному видению идеала.

Дети старшего дошкольного возраста обычно читают рассказы «Емеля-охотник», «Богач и Ерёмка»; им можно предложить и бо­лее сложный рассказ - «Приёмыш». Все эти произведения отме­чены высоким художественным мастерством, их можно назвать настоящими шедеврами русской реалистической прозы.

В рассказах Мамина-Сибиряка природа Урала и быт уральцев неразделимы. Главные герои - люди пожилые, сроднившиеся с тайгой; они умеют любить природу по-детски непосредственно и вместе с тем без ложной сентиментальности. Рядом с ними часто изображается собака - верный, все понимающий друг, помощ­ник на охоте. Природа не фон для действия - она живет своей жизнью, вступает с героем в своеобразный диалог, порой жесто­ко испытывает его. Так, в рассказе «Емеля-охотник» (1892) чита­тель открывает: как у людей, так и у зверей действует благород­ный закон - жертвовать жизнью ради детей. Старый Емеля пыта­ется выходить заболевшего внука Гришутку и отправляется на охоту за олененком, о котором мечтает мальчик. Будто вскользь говорит повествователь о гибели матери Гришутки: она закрывала ребенка своим телом, пока волки грызли ей ноги. Упоминание о страшной смерти матери нужно автору, чтобы подготовить маленького чи­тателя к восприятию кульминационного эпизода: Емеля высле­дил важенку с теленком, но не смог выстрелить в матку, которая уводила детеныша, подставляя себя под охотничий выстрел. Ис­тория заканчивается счастливо. Дед рассказывает внуку, что ви­дел теленочка - желтенького, с черной мордочкой и черными копытцами и как тот дал стрекача в лес. Этого оказывается доста­точно, чтобы мальчик испытал радость.

Душа дикой природы, красивая и сильная, воплощена в обра­зе Приёмыша - лебедя, прирученного стариком Тарасом. Лебедь привык к человеку и собаке, они полюбили его, но по осени Приёмыш улетел с дикой стаей, оставив тосковать Тараса и его Соболька. Разлука с лебедем означает для Тараса приход настоя­щей старости. «Приёмыш» (1983) - самый лиричный и вместе с тем драматичный из рассказов Мамина-Сибиряка о природе. Пи­сатель мудро замечает, что любовь человека к природе может при­носить не только радость, но и страдание; как и всякая любовь, она должна быть совершенно бескорыстной.

Великолепно мастерство описаний у Мамина-Сибиряка, будь то пейзаж, портрет или интерьер. Жилище Тараса идеально впи­сано в окружающий природный мир, составляет с ним органич­ное целое:

Рыбачья избушка издали казалась перевернутой вверх дном большой лодкой, - это горбилась старая деревянная крыша, проросшая веселой зеленой травой. Кругом избушки поднималась густая поросль из иван-чая, шалфея и "медвежьих дудок", так что у подходившего к избушке человека виднелась одна голова. Такая густая трава росла только по бере­гам озера, потому что здесь достаточно было влаги и почва была жирная.

Никакой приблизительности, обобщенности пейзажа - все детали конкретны, выпуклы, складываются в картину живую и достоверную. Автор добивается эффекта «присутствия»: читатель как будто видит картину собственными глазами, ощущает атмо­сферу изображенного места.

Гармония жизни, разлитая в природе, передается герою-повест­вователю, вспоминающему о городе как о «дурном сне». Эта гар­мония поддерживает жизненные силы девяностолетнего Тараса. В рассказе совсем нет социальных мотивов - только человек и природа наедине друг с другом. Радостная идиллия царит в этом естественном мире, покуда не наступает время разлуки.

«Аленушкины сказки» (1894 - 1897) писались Маминым-Сибиря­ком для его маленькой дочери Елены. Девочку, родившуюся в 1891 году, ждала трудная судьба: мать умерла родами, отец был уже немолод, а ее серьезная болезнь мешала рассчитывать на бла­гополучный удел. Отцу предстояло подготовить свою Аленушку к жизни, к ее суровым сторонам, а главное - научить ребенка лю­бить эту жизнь. «Аленушкины сказки» полны оптимизма, светлой веры в добро.

Герои сказок - муха, козявочка, комар, заяц, игрушки, цве­ты - подчеркнуто малы, слабы, незаметны среди больших и силь­ных существ; но все действие сказок направлено к их победе. Сла­бые одерживают верх над сильными, незаметные обретают нако­нец свое место в жизни. Вместе с тем писатель тактично подмеча­ет, что слабые существа нередко заражаются мелочным эгоизмом, желают, чтобы весь мир принадлежал им, и, не в состоянии до­стичь этого, обижаются, делаются несчастными. Подспудная мысль сказок сводится к тому, что невозможно переделать мир себе в угоду, но можно изменить себя и свое отношение к окружаю­щему ради своего же блага.

Однажды родилась козявочка и сразу возомнила, что все кру­гом создано для нее и принадлежит ей. Но оказалось, что еше до ее рождения все вокруг было поделено и нет для нее свободного места. А следом и еще одно неприятное открытие: мир очень опа­сен, чуть не каждую секунду погибают бессчетно и безвестно та­кие же козявочки. Жизнь совсем не улыбается героине. И все же она учится принимать эту жизнь. Как воздаяние за мудрость, да­ются козявочке семья, детки и тихая смерть - спокойный сон до будущего лета.

«Сказка про храброго зайца Длинные Уши - Косые Глаза - Короткий Хвост» (1894) и «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишку - Короткий Хвост» (1895) созданы в традициях народных сказок о животных. Герои в них очеловечены, а характеры обрисованы как самобытные, «лично­стные», что отличает их от фольклорных героев - всегда обобщен­но-типизированных. Так, Комар Комарович и заяц-хвастун выде­ляются среди других комаров и зайцев своей настоящей или напуск­ной храбростью. Даже медведь и волк в конце концов уступают им, решая не связываться с необычным противником («И волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный»). Залогом победы слабых над сильными является не вол­шебство или чье-то заступничество, не хитрость или удача, а из­менение привычной внутренней позиции.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год, а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

Никого я не боюсь! - крикнул он на весь лес. - Вот не боюсь нисколько, и всё тут.

Сила духа важнее силы физической - учит ребенка писатель.

В «Аленушкиных сказках» нет прямых дидактических наставле­ний, а есть сама жизнь с преподносимыми ею уроками.

Особый интерес представляет «Присказка» - яркий образец «Мамина слога», как называли современники стиль детских ска­зок писателя. «Баю-баю-баю... один глазок у Аленушки спит, дру­гой - смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое - слушает.

Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказ­ки». Присказка своей напевностью близка народным колыбель­ным. Пожалуй, впервые так ясно было выражено отцовское чув­ство, не уступающее в нежности материнской любви.

Помимо «Аленушкиных сказок» Мамин-Сибиряк написал еше целый ряд сказок, многообразных по темам и стилю. Большая их часть посвящена жизни природы: «Серая Шейка» (1893), «Упря­мый козел», «Зеленая война», «Лесная сказка», «Постойко», «Ста­рый воробей», «Скверный день Василия Ивановича». Наиболее близка к фольклору «Сказка про славного царя Гороха и его пре­красных дочерей - царевну Кутафью и царевну Горошину». При этом писатель никогда не стремился стилизовать свои сказки под народные. Основу всех сказок составляет собственная его позиция.

Трогательна история Серой Шейки - утки, оставшейся из-за болезни на зимовку. По законам природы гибель ее неизбеж­на, и даже сочувствующий ей заяц бессилен помочь. Полынья, ее единственное убежище, затягивается льдом, все ближе под­бирается хищница лиса. Но мир подчинен не только законам природы. Вмешивается человек - и Серая Шейка спасена. Автор­ская позиция убеждает читателя в том, что даже на краю гибе­ли надо верить и надеяться. Не стоит ждать чудес, но стоит ждать удачи.

Сказки Мамина-Сибиряка - характерный способ разговора взрослого с ребенком о жизненно важных вещах, которые невоз­можно объяснить на языке абстракций. Ребенку предлагается взгля­нуть на мир глазами божьей коровки, козявочки, мухи, собаки, воробья, утки, чтобы обрести истинно человеческое мировоззре­ние. Как и народные, эти сказки знакомят ребенка со сложными законами бытия, объясняют преимущества и недостатки той или иной жизненной позиции.

Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. В ней всего одиннадцать дворов, собственно десять, потому что одиннадцатая избушка стоит совсем отдельно, но у самого леса. Кругом деревни зубчатой стеной поднимается вечнозеленый хвойный лес. Из-за верхушек елей и пихт можно разглядеть несколько гор, которые точно нарочно обошли Тычки со всех сторон громадными синевато-серыми валами. Ближе других стоит к Тычкам горбатая Ручьевая гора, с седой мохнатой вершиной, которая в пасмурную погоду совсем прячется в мутных, серых облаках. С Ручьевой горы сбегает много ключей и ручейков. Один такой ручеек весело катится к Тычкам и зиму и лето всех поит студеной, чистой, как слеза, водой.

Избы в Тычках выстроены без всякого плана, как кто хотел. Две избы стоят над самой речкой, одна – на крутом склоне горы, а остальные разбрелись по берегу, как овцы. В Тычках даже нет улицы, а между избами колесит избитая тропа. Да тычковским мужикам совсем и улицы, пожалуй, не нужно, потому что и ездить по ней не на чем: в Тычках нет ни у кого ни одной телеги. Летом эта деревушка бывает окружена непроходимыми болотами, топями и лесными трущобами, так что в нее едва можно пройти пешком только по узким лесным тропам, да и то не всегда. В ненастье сильно играют горные речки, и часто случается тычковским охотникам дня по три ждать, когда вода спадет с них.

Все тычковские мужики – записные охотники. Летом и зимой они почти не выходят из лесу, благо до него рукой подать. Всякое время года приносит с собой известную добычу: зимой бьют медведей, куниц, волков, лисиц; осенью – белку; весной – диких коз; летом – всякую птицу. Одним словом, круглый год стоит тяжелая и часто опасная работа.

В той избушке, которая стоит у самого леса, живет старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой. Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном; крыша на избушке давно прогнила, от трубы остались только обвалившиеся кирпичи. Ни забора, ни ворот, ни сарая – ничего не было у Емелиной избушки. Только под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско – одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках. Перед каждой охотой Емеля дня три морит несчастного Лыска, чтобы он лучше искал дичь и выслеживал всякого зверя.

– Дедко… а дедко!.. – с трудом спрашивал маленький Гришутка однажды вечером. – Теперь олени с телятами ходят?

– С телятами, Гришук, – ответил Емеля, доплетая новые лапти.

– Вот бы, дедко, теленочка добыть… А?

– Погоди, добудем… Жары наступили, олени с телятами в чаще прятаться будут от оводов, тут я тебе и теленочка добуду, Гришук!

Мальчик ничего не ответил, а только тяжело вздохнул. Гришутке всего было лет шесть, и он лежал теперь второй месяц на широкой деревянной лавке под теплой оленьей шкурой. Мальчик простудился еще весной, когда таял снег, и все не мог поправиться. Его смуглое личико побледнело и вытянулось, глаза сделались больше, нос обострился. Емеля видел, как внучонок таял не по дням, а по часам, но не знал, чем помочь горю. Поил какой-то травой, два раза носил в баню, – больному не делалось лучше. Мальчик почти ничего не ел. Пожует корочку черного хлеба, и только. Оставалась от весны соленая козлятина; но Гришук и смотреть на нее не мог.

«Ишь чего захотел: теленочка… – думал старый Емеля, доковыривая свой лапоть. – Ужо надо добыть…»

Емеля-охотник (рассказ)

III
Три дня бродил Емеля по лесу с Лыском, и все напрасно: оленя с теленком не попадалось. Старик чувствовал, что выбивается из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался. Лыско тоже приуныл и совсем отощал, хотя и успел перехватить пару молодых зайчат.
Приходилось заночевать в лесу у огонька третью ночь. Но и во сне старый Емеля все видел желтенького теленка, о котором его просил Гришук; старик долго выслеживал свою добычу, прицеливался, но олень каждый раз убегал от него из-под носу. Лыско тоже, вероятно, бредил оленями, потому что несколько раз во сне взвизгивал и принимался глухо лаять.
Только на четвертый день, когда и охотник и собака совсем выбились из сил, они совершенно случайно напали на след оленя с теленком. Это было в густой еловой заросли на скате горы. Прежде всего Лыско отыскал место, где ночевал олень, а потом разнюхал и запутанный след в траве.
«Матка с теленком, – думал Емеля, разглядывая на траве следы больших и маленьких копыт. – Сегодня утром были здесь… Лыско, ищи, голубчик!..»
День был знойный. Солнце палило нещадно. Собака обнюхивала кусты и траву с высунутым языком; Емеля едва таскал ноги. Но вот знакомый треск и шорох… Лыско упал на траву и не шевелился. В ушах Емели стоят слова внучка: «Дедко, добудь теленка… И непременно чтобы был желтенький». Вон и матка… Это был великолепный олень-самка. Он стоял на опушке леса и пугливо смотрел прямо на Емелю. Кучка жужжавших насекомых кружилась над оленем и заставляла его вздрагивать.
«Нет, ты меня не обманешь…» – думал Емеля, выползая из своей засады.
Олень давно почуял охотника, но смело следил за его движениями.
«Это матка меня от теленка отводит», – думал Емеля, подползая все ближе и ближе.
Когда старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился. Емеля снова подполз со своей винтовкой. Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять.

– Не уйдешь от теленка, – шептал Емеля, терпеливо выслеживая зверя в течение нескольких часов.
Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося олененка; старый Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей жертвы. Ведь все равно она не уйдет от него… Сколько раз приходилось ему убивать таким образом жертвовавшую собою мать. Лыско, как тень, ползал за хозяином и, когда тот совсем потерял оленя из виду, осторожно ткнул его своим горячим носом. Старик оглянулся и присел. В десяти саженях от него, под кустом жимолости, стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродил целых три дня. Это был прехорошенький олененок, всего нескольких недель, с желтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше. Охотник с замирающим сердцем взвел курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному…
Еще одно мгновение – и маленький олененок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружье. Олененок по-прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. Емеля быстро поднялся и свистнул, – маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
– Ишь какой бегун… – говорил старик, задумчиво улыбаясь. – Только его и видел: как стрела… Ведь убежал, Лыско, наш олененок-то? Ну, ему, бегуну, еще надо подрасти… Ах ты, какой шустрый!..
Старик долго стоял на одном месте и все улыбался, припоминая бегуна.
На другой день Емеля подходил к своей избушке.
– А… дедко, принес теленка? – встретил его Гриша, ждавший все время старика с нетерпением.
– Нет, Гришук… видел его…

– Желтенький?
– Желтенький сам, а мордочка черная. Стоит под кустиком и листочки пощипывает… Я прицелился…
– И промахнулся?
– Нет, Гришук: пожалел малого зверя… матку пожалел… Как свистну, а он, теленок-то, как стреканет в чащу, – только его и видел. Убежал, пострел этакий…
Старик долго рассказывал мальчику, как он искал теленка по лесу три дня и как тот убежал от него. Мальчик слушал и весело смеялся вместе с старым дедом.
– А я тебе глухаря принес, Гришук, – прибавил Емеля, кончив рассказ. – Этого все равно волки бы съели.
Глухарь был ощипан, а потом попал в горшок. Больной мальчик с удовольствием поел глухариной похлебки и, засыпая, несколько раз спрашивал старика:
– Так он убежал, олененок-то?
– Убежал, Гришук…
– Желтенький?
– Весь желтенький, только мордочка черная да копытца.
Мальчик так и уснул и всю ночь видел маленького желтенького олененка, который весело гулял по лесу со своей матерью; а старик спал на печке и тоже улыбался во сне.