Почему была 2 мировая война. Из-за чего началась Крымская война. Почему Гитлер так хотел этой войны

В Древней Руси спали на печи. Это знают даже дети, которым читали известную сказку про Емелю. Чтобы было удобно забираться на печку, делались ступеньки. После того как печь протапливалась, она становилась тёплой, приятной. На ней было удобно и уютно, потому чаще всего там спали старшие, уважаемые представители семьи.

Спать на печи было удобно и тепло.

Но не только на печи почивали древние славяне. Существовали еще и полати, которые были дополнительными спальными местами. Детские полати часто оборудовались бортами, чтобы малыши не свалились с них на пол. Такие сооружения были высокими и ставились около печи. Детям было тепло, а родители могли наблюдать за ними и при необходимости дотянуться прямо с печи.

Существовали и взрослые полати. У них не было бортиков и похожи они были на высокие полки. Размещались эти настилы под потолком, в промежутке над печью. Это тоже было очень удобно: никакой сырости, сквозняка, яркого света. Уютное и защищенное местечко. После протапливания печи, а ее топили и осенью, зимой и весной, на полатях царила постоянная и очень комфортная температура. Летом, когда было тепло, многие члены семьи спали на скамейках, а полати использовались для сушки растений и хранения различных вещей. Не стоит думать, что полати сооружали только в крестьянских избах, их часто делали и в богатых домах. Во время праздников на них сидели маленькие дети, им было очень удобно наблюдать свысока за взрослыми, греться, а при желании и подремать.

Ларец таинственный, а проще - сундук

Если полати отдаленно напоминают современную кровать, то ещё одно древнерусское спальное место не похоже на неё совершенно. При желании можно, конечно, провести аналогию между нижней полкой в железнодорожном купе. Речь идёт о сундуке. Это сказочные хранители богатства, ларцы, украшенные резьбой и чеканкой. Обычный сундук имел прямую крышку, для того чтобы на нем можно было спать.


В сундуках не только хранили ценные вещи, на них еще и спали.

Такой предмет выполнял сразу несколько функций, в нём хранились ценные вещи, например, приданое, возможно, и драгоценности. Есть мнение, что спали на сундуках именно для того, чтобы ночные воры не могли утащить спрятанное в них добро. Насколько это соответствует действительности, сейчас сказать сложно. Возможно, доля правды в этом есть, а может быть, сундуки всё-таки использовали в качестве спальных мест, потому что это было удобно и экономило пространства. В современных диванах тоже есть ящик для хранения белья.

Зыбка или спи, младенец мой прекрасный

Маленькие дети спали в колыбели. Как только их не называли: люлька, зыбка, качалка, баюкалка, колыска, ванек-встанек, но какое бы название носили эти замечательные кроватки, предназначались они для одного удобного сна маленького человечка.


Маленькие дети спали в подвесных люльках.

Делали колыбели из прочного дерева, служили они долго, на них ставился год рождения малыша. Передавались такие кроватки от поколения к поколению. На дно колыбельки укладывалась солома, которая покрывалось старой одеждой или ветошью. В семьях побогаче делали перину, которую набивали пухом. Люльку обычно подвешивали, в избах - за подтопком, во дворе – на дерево. В потолочное бревно-опору крепилось кольцо с мотком проволоки (пружина), на которой подвешивалась люлька, а с ее углов спускались веревки, связанные в петлю и надеваемые на пружину.

Благодаря такой системе можно было покачивать люльку, и она словно плыла по волнам. Это было искусство, люди, которые умели это делать, назывались качками. Они не допускали рывков, ребёнок спал спокойно и не мог выпасть. Для укачивания («зыбания») даже нанимали нянек, которых называли пестуньями. Очень часто люльки подвешивали и на деревья: крестьянки работали, детишки спали.

Делали также кроватки «ванька-встанька», то есть качалки, но их использовали чаще всего в городах. Перевозить такую кроватку было неудобно, а люлька легко помещалась в телегу, и также просто ее можно было подвесить в любое удобное место.

Тюфяк, перина, соломенник, сенник и другие виды матрасов

Сегодня в магазинах можно найти любой матрас, с самым качественным наполнителем, любой жесткости. Раньше же всё было гораздо проще. Наши предки использовали самые разные варианты матрасов.


Для тюфяка использовали мешковину.

Тюфяк. Изготавливался из мешковины, которая набивалась самыми разными наполнителями, начиная от обычной травы и заканчивая старыми тряпками. Тюфяк с более качественным наполнителем стоил дороже.

Перина. Это матрас, который наполнялся птичьим пухом или перьями. А чтобы перышки не вылезали из перины и не ранили спящего, использовались наматрасники, которые изнутри натирались воском.

Соломенник. Из названия понятно, что это матрас, который набит соломой. Солома укладывалась очень аккуратно, ровно, плотно, чтобы было комфортно спать.

Сенник. Это матрас, для набивки которого использовалось высушенное сено или мох. Для таких матрасов делались наматрасники из прочной холстины, сегодня такая ткань по-прежнему продается и называются матрасной.

Матрас с набивкой из конского волоса и морских водорослей. Такие матрасы могли быть разными по упругости, это зависело от того, какой длины и жесткости волос использовался. Иногда добавляли шерсть верблюдов или овец.

Лыковый матрас. Наполнялся обработанной корой ивы или липы. Такие модели стоили дешево, но имели плохое качество - они плесневели.

Первые кровати

По мнению историков, слово кровать могло произойти от древнеславянского слова «кров». Если перечитать Слово о полку Игореве, то можно заметить, что там этот термин используется - князь Святослав увидел во сне тисовую кровать.


Полати обычно располагались над печкой.

Предками современной кровати можно считать и полати, и сундуки, и обычные скамьи. Кровати в современном понимании этого слова в крестьянских домах появились только в XIX веке, в богатых (боярских, княжеских) хоромах немного раньше. Зажиточным купцам приходилось даже приставлять к кровати лестницу или стул – столько перин, тюфяков и одеял они накладывали на кровать.

Петру I очень нравились встроенные кровати, так называемые голландские шкафы. Когда царь путешествовал по Голландии, он спал в такой кровати, размещенной в шкафу. Но привить моду на подобные спальные места в России царю не удалось.


Удивительная штука - сон. Человек посвящает ему треть жизни, но что мы знаем о том, как спали люди не то, что тысячелетия, а всего пару веков до нас? Исследователям пришлось переворошить большое множество различных жизнеописаний, исторических летописей, проанализировать немало старинных картин и гравюр, прежде чем рассказать нам о том, в каких условиях спали простолюдины и великие мира сего в разные эпохи истории человечества.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-son-0034.jpg" alt="Спящий фараон." title="Спящий фараон." border="0" vspace="5">


Первые примитивные кровати из пальмовых жердей или прутьев, скреплённых верёвками, появились в Древнем Египте около трех тысячелетий до нашей эры тому назад. И лишь спустя века, во дворцах фараонов начали появляться прототипы кушеток с подставками для головы и упором для ног. Постепенно традиция спать на таких приспособлениях распространилась и среди знати древнеегипетской цивилизации. Пройдут века, прежде чем мода на такие кушетки не перейдет к грекам, а от них к римлянам. Но дальше дело не пошло – наступили тёмные средние века, откатившие цивилизацию далеко назад.

Атрибуты для сна в Средневековье

клали кулак". Ночной одежды также не существовало – спали в том, в чем ходили днем.

К примеру, вот как располагалась на ночь большая ирландская семья: "подальше от двери, у самой стены, – старшая дочь, за ней остальные девочки, посередине постели – мать с отцом, дальше сыновья, а уж с самого краю – гости дома".

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-son-0018.jpg" alt="Сон.

Также был распространен послеобеденный сон. В произведениях искусства мы часто видим изображение крестьян, спящих днем в поле, на дороге или на улице. Это говорит о том, что графика сна не было, и прикорнуть можно было когда и где угодно.


И даже на постоялых дворах путникам на ночь могли предложить в сарае лишь угол с соломой. А феодалы в замках прятались на ночь от холода и крыс в деревянные сооружения, похожие на шкафы. Матрасами им служили тюфяки, набитые соломой или шелухой гороха.


К концу Средневековья в Северной Европе широкое распространение получили такие шкафы, где спали уже не только знатные господа, а и их приближенные. А спали сидя, потому как считалось, что в горизонтальном положении могут находиться только покойники.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-son-0031.jpg" alt="«На полатях». (1989). Чайников Григорий Леонтьевич." title="«На полатях». (1989). Чайников Григорий Леонтьевич." border="0" vspace="5">


На Руси в отличие от стран Европы дело обстояло иначе. Наши пра-прадеды в культуре сна были гораздо «продвинутее» западных народов. Еще с начала нашей эры восточные славяне строили добротные избы с полатями, большими печами. Правда на печах спать начали с 13-14 века, когда появились дымоходы. А до того печи топились по черному и спать на них было невозможно.


Для отдыха служили полати, занимавшие пол избы. Их сооружали в виде деревянных лежанок, расположенных свыше метра от пола, а то и под потолком, где было и вовсе тепло. На них, как правило, спали дети и старики, а взрослые располагались - по широким лавкам. Позже старики и дети перебрались на теплые печи.


Что касаемо остальных атрибутов бедные люди спали на тюфяках из мешковины, набитых, чем придется. В ходу были соломенники – матрасы, набитые соломой, и сенники с сеном и мхом, сшитые из холщовой ткани. Некоторые матрасы набивали конскими волосами, водорослями, корой ивы или липы. А зажиточные господа могли позволить себе перину – матрас, набитый перьями и пухом.


Еще частенько приходилось хозяевам спать на сундуках, которые специально изготавливали с плоской крышкой.

Какое новшество для сна Петр I хотел внедрить в России


Удивительный факт из истории жизни Петра I, не особо любившего роскошь. Как-то, побывав в Голландии, он привез оттуда привычку спать в кровати-шкафу. Подобные сооружения, похожие на комод с двумя дверцами, были популярны в холодных регионах Европы. Их преимуществом было в то, что здесь никогда не дуло. Петр Алексеевич пытался внедрить такое спальное место среди своих подданных и в России, однако это новшество, к счастью, не прижилось.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-son-0014.jpg" alt="

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-son-0006.jpg" alt="

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-son-0015.jpg" alt="

Наверняка тот, кто хоть раз бывал на экскурсии в каком-нибудь старинном замке или дворце, заметил, насколько короткие там кровати. Часто этот факт объясняют малым ростом наших предков. Да, действительно, в Средние века люди были несколько ниже нас, однако они вовсе не были карликами, потому дело совсем не в росте, а в том, что раньше спали сидя.

Точнее полусидя, откинувшись на стопку подушек, образуя угол в 45 градусов. Причин, по которым люди спали в таком положении, несколько.

Опасность

В стародавние неспокойные и жестокие времена в жилище запросто могли ворваться разбойники. Лежачему человеку было бы гораздо труднее дать им мгновенный отпор, потому и спали всегда наготове – сидя, обхватив ладонью рукоятку меча.

Здоровье

В прежние века считалось, что спать сидя полезно для здоровья. В таком положении, как полагали наши предки, кровь не приливала к голове, а значит, уменьшалась опасность умереть от удара, то есть от инсульта. К тому же сидячая поза, по мнению многих врачевателей, способствовала развитию умственных способностей.
В Средневековье большинство населения Европы страдало всевозможными легочными заболеваниями, например, туберкулезом - больным в положении сидя было легче дышать.

Суеверия

Немаловажную роль в те времена играли и различные суеверия. Так, считалось, что лежачего человека духи могут принять за мертвого и забрать с собой его душу.

Красота

В моде на тот момент были высокие прически. На их сооружение порой уходило несколько часов. Прически меняли нечасто. Иногда дамы носили свои «вавилоны» по несколько месяцев кряду. Чтобы сохранить прическу в целости и сохранности, модницы спали сидя.
Некоторые высокопоставленные особы, чтобы подчеркнуть свое превосходство над другими, даже принимали гостей в спальне. Конечно, делать это лежа было бы не очень удобно, а вот вольготно откинувшись на гору подушек, – в самый раз.
Но многие исследователи все же склоняются к версии, что спать сидя было попросту модно.

Его исследования показали, что мы не всегда спали всю ночь в течение восьми часов. Наш сон делился на два коротких периода.

Общее время сна продолжалось около 12 часов, при этом в первом периоде человек спал три-четыре часа, затем он бодрствовал в течение двух-трех часов, а потом снова ложился спать до утра.

Двойной сон

Информацию об этом феномене можно встретить во многих исторических, литературных и судебных документах. Исследователя больше удивил не сам факт существования такого типа сна, а то, что это было повсеместно распространено. Так называемый«двухсекционный сон» был стандартным поведением человека ночью.

Один английский доктор, к примеру, писал о том, что идеальное время для обучения и получения каких-либо навыков – это как раз время между первым и вторым сном.


Более того, еще один именитый доктор 1500-х годов говорил о том, что уровень рождаемости в рабочем классе был выше именно из-за двойного сна, потому как люди активно занимались сексом после первой стадии сна.

Однако, чем же занимался человек во время «перерыва»? В значительной степени это именно то, что вы можете предположить.


Большинство оставались в своих постелях или в спальнях, зачастую люди коротали это время за книгой или молитвой. Более того, религиозные лидеры тех времен создавали специальные молитвы, предназначенные для чтения именно в период бодрствования между двумя фазами сна.

Меньшее количество людей посвящало это время курению, общению с близкими людьми или сексу. Но были и такие, которые любили наведаться в гости к соседу ночью.

Как нам известно, данная практика двойного сна, в конечном счете, перестала существовать. Экирх полагает, что это связано с появлением уличного освещения, позднее – электрического света в помещении, а также в связи с возросшей популярностью кофеен.


Автор Крейг Кослофски (Craig Koslofsky) предлагает свою теорию в книге «Вечерняя империя». Он рассказывает, что с появлением уличного освещения ночь перестала быть «территорией» преступности и криминала, а стала временем для работы и общения. Двойной сон, в конечном счете, начал считаться обычным расточительным способом траты этих часов.

Тем не менее, независимо от причин произошедшего, на рубеже 20 века понятие «двойной сон» полностью исчезло из представления человека.

Двойной сон, возможно, был методом древности, но тенденции к его проявлению до сих пор встречаются у современного человека. В определенных условиях, у человека может появиться необходимость в двойном сне.


В начале 90-х годов Томас Вер (Thomas Wehr) из национального института психического здоровья (National Institutes of Mental Health) провел исследование, изучая фотопериодичность (воздействие света) и ее влияние на сон.

В данном эксперименте 15 человек провели четыре недели с очень ограниченным доступом к дневному свету. Вместо того, чтобы бодрствовать и оставаться активными примерно 16 часов в сутки, они были таковыми только 10 часов. Оставшиеся 14 часов они проводили в закрытой темной комнате, в которой участники либо дремали, либо спали столько, сколько было возможно.


Это было несколько похоже на дни в середине зимы, когда дневного света очень мало, а ночи очень длинные.

Сначала участники спали очень много, вероятно, отдавая «долг сну», что очень распространено среди современных людей. Однако, как только они «расплачивались по счетам», начинали происходить необычные вещи. У них начался двойной сон.

За 12-часовой период участники, как правило, сначала спали около 4-5 часов, затем бодрствовали в течение нескольких часов, а потом снова ложились спать и уже не просыпались до утра. В общей сложности они спали не более 8 часов.

Те часы ночного бодрствования характеризовались необычайным спокойствием в поведении, похожим на поведение во время медитации. Это не было похоже на бессонницу и сопровождающий ее стресс, с чем сталкиваются многие из нас.


Человек не испытывал никаких неприятных ощущений от того, что он не спит, он просто использовал это время, чтобы расслабиться.

Рассел Фостер (Russell Foster), профессор неврологии в Оксфордском университете, поясняет, что даже при обычном сне, ночные пробуждения – это не повод для беспокойства. «Многие люди просыпаются ночью и начинают паниковать. Я им объясняю, что то, что они испытывают, является возвратом к бимодальной структуре сна».

За пределами научных лабораторий по-прежнему можно прийти к такой модели сна, но это требует изменения нашего современного, «заполненного электричеством» образа жизни.


Пока науке известен один случай, когда человек решился на подобное изменение образа жизни. Дж.Д. Мойер (J. D. Moyer) и его семья намеренно решили несколько месяцев прожить без электрического света.

В зимние месяцы это означало большое количество тьмы и много сна. Мойер пишет: «Я ложился спать очень рано, примерно в 20.30, затем где-то в 02.30 просыпался. Поначалу меня это очень настораживало, но затем я вспомнил, что такая структура сна была очень распространенной во времена, когда люди не знали, что такое электрический свет. В период бодрствования, который продолжался в течение 1-2 часов, я читал или делал записи при свечах, затем снова отправлялся в постель».


Мойер не ставил перед собой цели воспроизвести структуру сна наших предков, это было просто побочным продуктом большого количество «темных» часов, особенно в зимний период.

Реально ли возродить систему двойного сна?

Несмотря на то, что история показывает существование феномена двойного сна как чего-то вполне обыденного в определенный период, и наука доказывает, что при определенных условиях это вполне естественный процесс, нет никаких данных, свидетельствующих о том, что такой сон лучше или полезнее.


Двойной сон может заставить вас чувствовать себя более отдохнувшим, но это может быть просто потому, что вы намеренно дали себе больше времени, чтобы отдохнуть, расслабиться и заснуть. Обычный, восьмичасовой сон может быть столь же эффективным.

Также стоит обратить внимание на то, что для двойного сна необходимо много темноты, которая естественным путем достигается только в зимние месяцы. Чем больше дневного света, тем сложнее перестроить свой организм на двойной сон, а в летние месяцы, когда количество дневного света максимально, перестройка практически невозможна.


Вполне вероятно, что двойной сон был просто защитным механизмом, который помогал справиться с холодными, длинными и скучными зимними ночами. Сегодня, чтобы справиться с ситуацией, нам это не нужно,.

До тех пор, пока мы уважаем свою потребность в сне и спим положенные восемь часов, все будет хорошо. Однако, в следующий раз, когда вы проснетесь в 2 часа ночи и начнете жутко волноваться на этот счет, вспомните, что именно так спали ваши пра-пра-пра-пра дедушки. И так происходило с ними каждую ночь.

Современные индейцы и африканские туземцы-охотники спят столько же, сколько и мы, так что наша проблема может быть не столько в хроническом недостатке сна, сколько в его качестве.

Часто можно услышать, что современная городская жизнь нарушает естественные биологические ритмы нашего организма - в первую очередь из-за того, что электрическое освещение позволяет нам не обращать внимания на наступившую ночь и продолжать бодрствовать, хотя по всем физиологическим инструкциям, доставшимся нам от предков, мы должны уже спать. Появившиеся смартфоны, ноутбуки и прочие гаджеты только усугубили проблему. Мы ложимся поздно, плохо засыпаем, а встаём рано. Из-за хронической нехватки сна возникают разные болезни, не только психоневрологические, но и, к примеру, расстройства обмена веществ.

Бушмен держит в руках черепаший панцирь с едой. (Фото Theo Allofs / Corbis.)

Охотник хадза. (Фото Nigel Pavitt / JAI / Corbis.)

Отсюда неявно следует, что в прошлом, в доиндустриальную эру, люди спали дольше. В этом, однако, сомневаются антропологи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Как можно в наши дни узнать про образ жизни прежних людей, особенно, если речь идёт о доисторических эпохах, от которых не осталось письменных свидетельств? Можно обратиться к археологии и палеобиологии, а можно отправиться в Африку к нынешним племенам, которые продолжают жить охотой и собирательством - действительно, ведь их ритм жизни должен был остаться таким же, как у наших предков.