Урок для начальных классов "слова, обозначающие предметы". Сообщение темы урока

УРОКИ 64 – 66 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ

Прочитай. Как ты думаешь, слово и предмет – это одно и то же или нет?

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нету!

Александр Шибаев

– Какой вывод о словах и предметах помогло тебе сделать стихотворение?

Рассмотри рисунки, прочитай предложение.

Лиза надела… и заскользила по льду. У Юры в руках… поет. Бабушка испекла… с яблоками.

– Какого слова не хватает в каждом из предложений? Что называют эти слова? Запиши предложения, дополнив их недостающими словами. Эти слова подчеркни.

Названия предметов – это слова. К словам – названиям предметов можно поставить вопросы ч т о? или к т о?

Рассмотри рисунки. Ответь на вопросы.

Прочитай. Подумай, почему в одних случаях мы спрашиваем к т о?, в других – ч т о?

1. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?..

2. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седельце на носу?

Самуил Маршак

Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос к т о? (дедушка, внучка, друзья, журавль, тигр, дельфины, пчелы). Слова, которые называют предметы, чувства людей, явления природы, отвечают на вопрос ч т о? (венок, роса, ветер).

Ответь на вопросы одним словом и запиши ответы.

1. Кто пишет интересные книги? 2. Кто учит детей в школе? 3. Кто выпекает хлеб? 4. Кто

Строит дома? 5. Как называется книга, по которой учатся?

Отгадай загадки.

1. Кто в лесу глухом живет неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу. 2. Стоит в саду милашка – белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое?

– Запиши слова-отгадки, в скобках поставь к ним вопрос.

– Объясни орфограммы в выделенных словах.

Прочитайте текст и рассмотри рисунок.

В зоопарке – детский сад. Каждый день сюда приводят Мамы маленьких зверят. Здесь отдыхают, резвятся, играют (к т о?).

Дополни последнее предложение и запиши его.

Прочитай слова. Подумай, какое из них “лишнее”. Речка, ветер, мороз, синичка, снежинка. Запиши только слова, которые отвечают на вопрос ч т о?

Прочитай. Поставь к словам вопросы.

Дверь, лук, щит, ком, полк, лист.

– Замени в слове первую букву так, чтобы слово, отвечало на вопрос к т о? Запиши слова парами.

Образец. Дверь – зверь.

Рассмотри рисунок.

– Назови предметы. Запиши слова, поставь к ним вопросы. Как назвать эти предметы одним словом? Запиши.

Прочитай.

Ложка, пила, глобус, тарелка, нож, книги, доски, тетради, молоток, поварешка, ручка, мел, рубанок, кастрюля, указка, сковорода.

– Выбери слова, которые называют предметы, нужные для работы учителя, повара, столяра. Запиши слова.

Прочитай и отгадай загадки. Слова-отгадки называют один предмет или несколько? Запиши отгадки.

1. В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ластик, ручку, скрепки, кнопки –

Что угодно для души.

2. В ранце я твоем лежу,

Как ты учишься, скажу.

3. Он на моей сидит спине

И носит в школу книги мне.

Какие слова – названия предметов в загадке называют много предметов, а какие – один?

Дополни предложение и запиши его.

Тетрадь, пенал, ручка, … , … – учебные вещи.

1. Яблоня, груша, слива, дуб, ель.

2. Ласточки, скворцы, журавли, гуси, лебеди.

– Составь и запиши с этими группами слов три предложения по образцу упр. 339.

Рассмотри рисунки и прочитай слова.

Весна, зайцы, листья, погода, медведи, волки, дерево, лесники, белки, орех, грибы.

Запиши в первый столбик слова, называющие один предмет, во второй – называющие много предметов

Составь по рисункам два предложения и запиши их.

Прочитай и подумай, почему слова разделены на две группы. Какие слова должны быть на месте точек?

Спиши, дополнив каждую группу еще одним словом. Составь и запиши предложение с любой парой слов

Прочитай. Что в этом тексте нужно изменить?

Повалил густой снег. Загремел гром. Вдруг поднялся ветер. Началась сильная метель. Погода испортилась.

Исправь ошибку, озаглавь текст и запиши. Объясни орфограмму в выделенном слове.

Подчеркни слова, называющие предметы. Устно поставь к ним вопросы.

Прочитай. Поставь к каждому слову вопрос.

Девочки, мальчики, тетради, друзья, зайцы, медведи, учебники, деревья.

Сколько предметов называет каждое слово: один или много? Измени слова по образцу и запиши их.

Образец. (Кто?) подруги – (кто?) подруга.

Из данных слов выбери только названия предметов, запиши эти слова. Докажи с помощью вопроса правильность своего выбора.

Клеить, клей, труд, трудимся, линия, линейка, ножницы, рисовать, рисунок, красивый, работать, работа, дневник, инструменты, хороший.

– О чем можно рассказать с помощью этих слов? Составь из трех-четырех предложений рассказ на тему “Урок труда”.

Прочитай. Устно поставь к словам вопросы.

Ученик – … , дежурный – … , ребенок – … , пенал – … , ботинок – … , сапог – … .

– Измени слова так, чтобы каждое из них называло много предметов. Запиши слова парами. Со словами одной пары составь предложения, запиши их.


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    Урок 49 Повторение Повторяем изученный материал 345. Прочитай стихотворение. О каком времени года идет речь? Какие приметы весны рисует автор? Под самым карнизом, над самым...

    Урок 24 Оглушение звонких согласных Учимся правильно произносить и писать слова со звонкими согласными перед глухими и на конце слова 170. Отгадай загадку. Ела, ела...

    Урок 32. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ВСЛУХ И МОЛЧА Совершенствуем умения читать молча и вслух, понимать содержание текста 189. Прочитай скороговорку, постепенно ускоряя темп чтения. Выбери при...

    4 класс Слова для запоминания 1 КЛАСС: Кто, что, этот, эта, это, все, все, ему, его (у него), ее, у нее, кого, кому, тебе, у...

    6. СЛОВО ГРУППЫ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ 4 1. Прочитай стихотворение Я. Акима. Почему дом именно такого цвета? РАЗНОЦВЕТНЫЕ ДОМА Нарисую дом з..леный Под еловой крышей...

    3. ЗВУКИ И БУКВЫ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ МЯКИМ ЗНАКОМ (ь) 74 1. Прочитай стихотворение Т. Боковой. О чем оно? Выбери заглавие и запиши его. СТАРШАЯ...

    ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ ХОРОШИЕ ПОСТУПКИ К какому рисунку какие слова относятся? Составь с ними предложения, объедини их в связное высказывание так, чтобы его можно было озаглавить...

ТЕМА: «Слова, обозначающие предметы»
ЦЕЛИ:

    Формировать первоначальные языковые и познавательные отношения: представления о словах, обозначающих названия предметов.

    Упражнять в употреблении слов, обозначающих предметы, совершенствовать каллиграфические навыки. Развивать способность к рефлексии, внимание, память

    Воспитывать познавательную активность, положительную учебную мотивацию.

ХОД УРОКА:

I .ОРГМОМЕНТ

Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.


II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА:

    Эмоциональный настрой на урок: «Солнышко»
- Ребята, закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что у вас на ладонях лежат маленькие солнышки, через пальчики их лучики проходят по всей руке, и вы ощущаете тепло. Далее представьте, что руки успокоились, отдохнули. Переключайтесь на ноги – стопы, пальцы. Представьте, как солнечные лучики проходят по ногам, согревая их. В ногах проходит усталость, мышцы ног отдыхают.

Побеждает всегда тот, кто верит в свои силы. Представьте себе, что одна ладошка – это уверенность в себе, вторая ладошка – это знания и умения. Соедините ладошки и приложите к себе – всё это ваше, пусть они принесут вам удачу сегодня и всегда.


2) Фонетическая зарядка Упражнение для дыхания И-э-а-о-ои
- Успокойте своё дыхание, пусть оно станет более плавным, медленным, равномерным. Улыбнитесь и скажите добрые слова друг другу. Встряхните руки, как будто стряхиваете воду. (Упражнение позволяет установить в группе тёплый эмоциональный контакт, повышает доверие детей друг к другу.)
-Произнеси сочетание звуков различном темпе:Пи-па-пэ-поНи-на-нэ-но
Чтение по кругу слайд Гром почки Лиса верба Лужи журчатДождь деревья Солнце звонкие
- Отметим слова, которые обозначают предметы.- Почему? (вопросы кто? что?)- Какие слова, обозначающие предметы, отвечают на вопрос КТО? (неодуш.)- Какие слова, обозначающие предметы, отвечают на вопрос ЧТО? (неодуш.)
(после ответа детей появляется обобщающая опорная таблица, которую дети хором читают: «О людях и животных мы спрашиваем – КТО? О неживых предметах и явлениях мы спрашиваем – ЧТО?») Слайд


Сообщение темы и цели урока.
- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
1. Слова, обозначающие предметы. (слайд)
- Правильно, сегодня мы продолжим учиться ставить вопросы к словам, обозначающие предметы и распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные
V. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА:
    Пальчиковая гимнастика:
- Давайте подготовим к работе наши руки.Вот помощники твои – правая и левая, Их как хочешь поверни, и они всё сделают. Руки требуют заботы, ведь полно у них работы

(выполнение самомассажа пальцев: нажатие на средний палец, воздействие на мизинец)

2) Минутка чистописания: слайд
- Откройте тетрадь. Запишите дату.- Весёлый гномик Букволюб приготовил для нас необычный рисунок. Внимательно посмотрите, какие буквы здесь спрятались? (Т, А, Л, Д, Ф, Г,)- Назовите гласные буквы.- Назовите согласные буквы.
А) Запись по образцу букв, слогов и буквенных соединений с комментированием учителя:
ПИСЬМО С СЕКРЕТОМ слайд Показ с доски

Тр Тл Тв Ту Та ст тр тк те
    Словарная работа:

Письмо по памяти

Показывается 10 картинок, дети запоминают и пишут в тетради. Опасные места подчеркиваются.

Сапоги, собака, петух, медведь, сорока, лопата


Проверка с интерактивной доски. Слайд

Оценивание.

Найдите слова, которые состоят из 2 слогов? из 3 слогов?- Отвечают на вопрос кто? что?

Физминутка: слайд


Вы старательно писали, и немножко все устали. Отложите-ка тетрадки, приступаем все к зарядке. (дети выполняют динамическую разминку в музыкальном сопровождении - ««Танцы»)Отдохнула детвора – снова за урок пора.
    Упражнение на употребление в речи слов, обозначающих предметы:
1) Фронтальная работа А) - Давайте представим, что мы шагаем по лесу.- Рассмотрите картину. слайдЗапишите, кто живет в лесу. Потом, что растет в лесу.Кто?....Что?....Вывод: - Почему мы к этим словам задаем вопросы кто?что?

Гимнастика для глаз: слайд

(с элементами пальминга)

Проведём, друзья, сейчас мы гимнастику для глаз: Вправо-влево посмотрели, глазки все повеселели. Снизу – вверх и сверху – вниз, ты, глазок наш, не ленись. Быстро глазками моргаем, крепко глазки закрываем: 1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.

б) Составление предложений по картинкам: Индивидуальная работа лакомится спелой. *1 группа – самостоятельно записывает 1-е предложение; * 2 группа – записывает 2-е предложение; Сочная нужна. ; *3группа – записывает 3-е предложение под собирает на зиму. руководством учителя;

Прочитайте предложения, которые вы записали. Назовите слова, обозначающие предметы.
4) Закрепление.
Работа в парах
А) Дидактическая игра «Четвёртый лишний» -Из каждой группы слов исключите одно лишнее. Объясните свой выбор: *тетрадь, ученик, пенал, ручка * врач, бинт, вата, зелёнка *телёнок, лошадь, овца, коровник *марка, почтальон, газета, конверт *сестра, брат, дом, родители -Какие слова отвечают на вопрос КТО? -Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?Проверка. Оценивание
Б) На столе лежит карточка с заданием:А. Образовать слова, которые отвечают на вопрос «КТО?» лес - … (лесник) час - … (часовой) сад - … (садовник)Б. Образовать слова, которые отвечают на вопрос «ЧТО?» фонарщик - … (фонарь) барабанщик - … (барабан) дровосек - … (дрова)В. Образовать слова, которые обозначают одушевленные имена существительные скворечник - … (скворец) курятник - … (курица) голубятня - … (голубь)
VII . ИТОГ УРОКА:
- Все молодцы, работали старательно и внимательно.- На следующем уроке мы продолжим знакомство со словами, обозначающими предметы, и узнаем о них ещё много интересного и полезного.Скоро прозвенит звонок, и закончится урок. Верю я, что наш урок всем пойдёт ребятам впрок.

Рефлексия. Ребятам предлагается оценить свои знания и составить весенний букет. - Если вам было на уроке всё понятно, задания выполняли легко и не испытывали трудностей, прикрепите подснежник. - Если вы испытывали незначительные затруднения, обращались за помощью к учителю или ребятам, прикрепите незабудку. - Если вы постоянно прибегали к помощи, но испытывали интерес к работе, прикрепите одуванчик. На доске появляется букет из разных цветов. Ребята делятся своими впечатлениями об уроке.

Индивидуальная работа: * учащиеся 1 группы работаютпо карточкам: Карточка №1. Задай к словам вопросы «КТО?» или «ЧТО?» СНЕГ - ______? КОРМУШКА- ______? РЕБЯТА - _____? ПОРТФЕЛЬ - ______? КАСТРЮЛЯ - _____? ЛОШАДКА - ______? Карточка №2. Запиши слова в 2 столбика: ЧАЙНИК, ЧУЛКИ, СВИНЬЯ, ГАЗЕТА, ДЯТЕЛ, УЧИТЕЛЬ, КОРЗИНА, ПОПУГАЙ КТО? ЧТО?
* учащийся 3 группы работает с предметными картинками – разделить картинки на две группы по вопросам КТО? или ЧТО? - На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?- Какие слова, обозначающие предметы, отвечают на вопрос КТО?- Какие слова, обозначающие предметы, отвечают на вопрос ЧТО?

Ирина Сахарова
Открытый урок русского языка во 2–3 классе «Слова, обозначающие названия предметов» (школа VIII вида)

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»

Конспект открытого урока

русского языка

во 2 – 3 классе

Тема урока : «Слова , обозначающие названия предметов »

Подготовила и провела :

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Сахарова И. В.

Цель : закрепить представление об одушевленных и неодушевленных словах , обозначающих предметы .

Задачи :

Учить правильно, задавать вопросы к словам , обозначающих предметы .

Упражнять в употреблении слов , обозначающих предметы .

Совершенствовать каллиграфические навыки.

Развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;

Развитие внимания, памяти, мышления речи;

Воспитывать познавательную активность, положительную учебную мотивацию.

Воспитывать аккуратность и самостоятельность через выполнение упражнений в тетради.

Оборудование и наглядность :

А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская «Русский язык 3 класс » - учебник для специальных (коррекционных учреждений VIII вида ) М., «Просвещение» 2012.

Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова «Русский язык 2 класс » - учебник для специальных (коррекционных учреждений VIII вида ) М., «Просвещение» 2013

Мультимедиа проектор

Компьютер

Колонки

Презентация

Учебно-методический комплекс для педагога и ребенка «Играем и учимся» .

Ход урока

Этапы урока Деятельность педагога Деятельность учащихся

I Организационный момент.

Эмоциональный настрой

Целеполагание и мотивация

Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку . Тихо сели.

Сдача рапорта.

Сегодня к нам на урок пришли гости . Улыбнулись мне, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Пусть наши улыбки помогут нам провести урок интересно и с пользой.

На уроке мы будем выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать следует грамотно и красиво, внимательно слушать учителя, ответы своих товарищей, помогать друг другу.

Какую тему мы изучаем по русскому языку ?

На какие вопросы отвечают слова названия предметы ?

К каким предметам мы ставим вопрос кто?

Каким предметам мы ставим вопрос что?

Приведите примеры предметов , отвечающих на вопрос что? на вопрос кто?

Сегодня мы продолжим работу над словами названиями предметов . Но сначала давайте проверим, как мы выполнили домашнее задание.

Дежурный сдает рапорт.

Дети улыбаются.

Названия предметов .

Что? и Кто?

К живым предметам : люди и животные.

К неживым предметам .

Дети приводят примеры.

II Проверка домашнего задания - 2кл. (с. 107 упр. 2) Прочитайте, какое предложение вы записали . На какие вопросы они отвечают? Как подчеркнули названия предметов ? –

3кл. – (по карточкам) . Прочитайте, какие предложения вы составили из данных слов . Ответы детей

III Работа в тетрадях.

Пальчиковая гимнастика

Прежде чем начнем писать в тетрадях, разомнем наши пальчики.

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог ?

Потянули,

Покрутили,

Постучали

И - открыли !

Сели правильно. Открыли тетради . Записали число, классная работа .

Дети вместе с учителем выполняют ф/ м

Дети записывают число, классная работа .

1. Чистописание

Ребята, какое сейчас время года?

К нам на урок прилетела снежинка и принесла на минутку чистописания букву «с» .

2кл. «с» - гласный или согласный?

3кл. «с» - глухой или звонкой?

2кл. записывает строчку одинарных строчных букв с.

с с с с сс ссс

Отгадайте слово , которое начинается с буквы «с» .

Загадка :

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой и прохладной тает

На ладони и во рту.

Снег - написать всю строчку.

3кл. – какую согласную напишем на конце слова снег ?

с - согласная, глухой

дети записывают

Снег – проверочное слово снега

2. Практическая работа

Продолжаем работать со словами названиями предметов . Сейчас вы будете записывать слова в два столбика :

1-й – слова , отвечающие на вопрос что?

2-й – слова , отвечающие на вопрос кто?

А какие это слова , вам придется отгадать. Внимание на экран.

санки лиса

шапка заяц

лыжи волк

По очереди все ученики работают у доски, остальные работают в тетрадях.

Физкультминутка - Теперь немножко отдохнем - физкультминутку проведем.

3. Работа по карточкам.

Самостоятельная работа.

2кл. Вставьте нужное слово название предмета .

Хитрая (кто) … лиса

Тёплая (что) … шапка

3 кл. Допишите вопрос к названиям предметов .

Злой) волк.

Быстрые) санки

Подчеркните .

Первое словосочетание разбор вместе . Второе самостоятельно.

IV Работа c тренажёром «Играем и учимся» - А сейчас мы поработаем устно. Внимание на экран. Называем предметы , изображенные на рисунках, ставим к ним вопрос. Какое слово нужно вставить в предложение ? Дети работают у сенсорной доски.

Физкультминутка

«Волшебный сон»

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко…

Ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают… Засыпают…

Шея не напряжена

И расслаблена…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляется…

Дышится легко… ровно… глубоко…

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

(Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать !

Какую тему мы повторяли на уроке ?

На какие вопросы отвечают слова названия предметов ? Названия предметов .

VI Домашнее задание.

Выставление оценок. 2кл. – с. 108. упр. 2 (записать слова , поставить вопрос кто? или что)

3кл. – с. 161 упр. 15 (списать стихотворение и подчеркнуть названия предметов одной чертой ) Дети записывают домашнее задание в дневник

Публикации по теме:

2016–2017 уч. г. «Моя будущая профессия» Цели: способствовать сближению, формирование умения совместной деятельности родителей и детей.

Формирование вербальной коммуникации средствами родного языка у обучающихся с ОВЗ в коррекционной школе VIII вида Логопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с ОВЗ. Нарушения речи.

Конспект урока русского языка в 1 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Знакомство со звуком и буквой Пп» Тема урока: Знакомство со звуком и буквой Пп. Тип урока: Урок изучения нового материала. Цели урока: 1. Знакомить со звуком и буквой Пп.

Конспект занятия во 2 классе коррекционной школы VIII вида «Музей игрушки» Конспект занятия «Музей Игрушки». Цели. Образовательные. Дать представление о музее, о видах музеев. Формировать знания об игрушках, учить.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые.

Урок английского языка в 7 классе по теме «Спорт» (работа с лексикой) УМК: М. З. Биболетова Место урока в учебном плане: Lesson 2, Unite.

Урок математики в 3 классе школы 8 вида «Прибавление числа 6. Решение примеров с помощью счетных палочек» Тема урока: Прибавление числа 6. Решение примеров с помощью счетных палочек. Тип урока: закрепление нового материала. Цель урока: закрепить.

Тема: слова, обозначающие признаки предметов. Цель: формировать умение определять и правильно использовать в речи слова, обозначающие признаки.

Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». (УМК «Школа России») Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». (УМК «Школа России») Цель: формировать умения определять падеж.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (УМК «Система развивающего обучения Занкова») Учитель ___Качалина Валентина Васильевна___ Класс: 3 Предмет:.

Библиотека изображений:

Урок русского языка во 2 классе

Подготовила Котлярова Н.В.

Тема: C лова, обозначающие действие предмета.

Цели:

    закрепить знания учащихся о словах, обозначающих действие предмета, совершенствовать умение ставить к ним вопросы и устанавливать связь между словами в предложении

    Развивать орфографическую зоркость, развивать связную речь учащихся, умение делать выводы.

    Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Ход урока:

1. Организационный момент. Мотивация. (слайд 1).

Прозвенел и смолк звонок

Начинаем наш урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

И я прошу сегодня вас, ребята,

Настроиться серьезно на урок

И не шуметь, как делали когда-то,

Не ждать, когда же прозвенит звонок.

Учитель: Сегодня я приглашаю вас в гости к...

Отгадайте: к кому? (На экране меняются картины весны.)

(слайд 2) - Если речка голубая пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая, – значит,

к нам пришла... (весна).

(слайд 3) - Если снег везде растаял, и трава в лесу видна,

И поет пичужек стая – значит,

к нам пришла... (весна).

(слайд 4) - Если солнце разрумянит наши щеки докрасна,

Нам еще приятней станет – значит,

к нам пришла... (весна).

Учитель: Итак, мы идем в гости к весне. А точнее сказать, это она пришла в наши края. Весна – прекрасное время года, время пробуждения природы.

Давайте запишем дату нашей работы в тетрадях, укажем вид работы

Классная работа . (слайд 5)

(учащиеся записывают число и месяц)

    Минутка чистописания.(слайд 6)

С какой буквы начинается слово «весна»? (с буквы В). Расскажите, что вам известно об этой букве. (Это буква согласная, глухая, парная, образует пару с буквой «Ф», образует два звука в, вь, на письме бывает заглавной и строчной).

Пропишите буквы по образцу по строчкам. (слайд 7, 8).

    Орфографическая разминка

Учитель:

Послушайте загадку (слайд 9), отгадайте, что это?

(Сосулька) (слайд 10).

В каких словах мы будем использовать заглавную букву В? (В слове «Висит»). Где будем использовать строчную букву в? (В слове «весной»). Объясните пропущенные орфограммы. Запишите в тетради, заполняя пропуски.

Проверьте написанное. (слайд 11).

Определите по загадке, о каком времени года мы будем говорить и писать? (О весне).

Да, сегодня мы отправляемся в гости к весне (слайд 12) .

Помогут нам побывать в гостях у весны изученные части речи.

Вспомните и перечислите их.

(Слова, которые обозначают предметы;

слова, которые обозначают признаки предметов;

слова, которые обозначают действия предметов.)

    Актуализация знаний об изученных частях речи

Дети перечисляют знакомые части речи: слова, которые обозначают предметы; слова, которые обозначают признаки предметов;

слова, которые обозначают действия предметов.

Затем характеризуют каждую часть речи.

1. Слова, которые называют предметы, отвечают на вопросы кто? что? Примеры слов.

2. Слова, которые обозначают признаки предмета, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? Примеры слов.

3. Слова, которые обозначают действия предметов, отвечают на вопросы что делал? что сделал? что делали? Что будут делать?

Как надо действовать, чтобы не перепутать части речи? (Правильно задавать вопрос).

    Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о словах, которые обозначают действия предметов, выясним, какую работу они выполняют в предложении и с какими словами они в предложении связаны.

    Обобщение знаний учащихся.

    Самостоятельная работа.

Прочитайте слова, которые приготовила вам весна: (слайд 13)

Солнце, тёплая, бегут, весёлые, светит, весна, яркое, ручьи, наступила.

Запишите слова в три столбика. Объясните свой выбор.

Кто? что? Какой? какая? Какое? Что делает?

Проверка написанного (слайды 14, 15, 16.)

Как эти слова можно объединить в предложения?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД 17)

2. Работа в парах по карточкам . (слайд 18)

Прочитайте запись.

Электрическая пила . Пила кофе. (слайд 19)

Печь пироги. Каменная печь. (слайд 20)

Косой дождь. Косить косой. (слайд 21)

Что обозначают выделенные слова?

На какие вопросы они отвечают?

3 Работа с учебником. (слайд 22)

Выполнение упражнения 547

Сосульки звенеть перестали, застыли, заблистали, заледенели.

Солнце встанет, возьмётся припекать.

Капель забарабанит.

    Игра «Будь внимателен!» (слайд 23)

Прочитайте слова:

Удар, пила, игра, письмо, дело, дружба, рисование, свет, стройка, напиток, вязание, прыжок.

Что называют эти слова?

На какой вопрос они отвечают?

Вы должны быстро и правильно образовать от данных слов слова, обозначающие действия предметов. Какой ряд назовёт больше правильных слов, тот и выиграет.

    Работа с учебником (слайд 24)

Выполнение упражнения 548.

Назовите весенние месяцы. (слайд 25)

    Работа над пословицами . (слайд 26)

Нужно соединить части пословиц о весенних месяцах, прочитайте их полностью.

7. Выборочный диктант.

Запишите слова, обозначающие действия предметов.

Луна, сверкает, серебристый, бегут, цепь, вязать, изумруд, рисует, душистая, уехать, зарядка.

Проверка выполнения задания.

    Закрепление знаний учащихся.

Самостоятельная работа. (слайд 27)

Среди данных слов найди слова, обозначающие действия предметов и подчеркни их.

Веселье, веселиться, весёлый.

Смех, смешной, смеяться.

Зелень, зеленеть, зелёный.

Радость, радоваться, радостный.

Грустить, грустный, грусть.

    Итоги урока. (слайд 28)

Хотелось бы отметить работу уч-ся….

Они получают …(отметки), так как…

IX . Домашнее задание. с. 105, упр.549 (слайд 29)

Урок русского языка во 2 классе по теме «Произношение ударных и безударных гласных в корне, их обозначение на письме»

2 урок по теме

Тип урока:

Традиционно-развивающий.

Цели урока:

1. Содействовать развитию у детей умений общаться в коллективной игре и в работе в парах.

2. Закрепить умения проверять безударные гласные в корне.

Задачи урока:

Повторить правило проверки безударной гласной в корне.

Дать учащимся представление о том, что проверочным словом может быть однокоренное слово или форма слова.

Воспитывать чувство коллективизма.

Развивать фонематический слух и речь учащихся.

Оборудование:

Учебник A .M . Зелениной для 2 класса; индивидуальные словарики у учащихся; рисунки зайца и лисы, футбольных ворот, острова и кораблика, картинка к словарному слову; карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Всем, всем – добрый день!

Прочь отбросим нашу лень.

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

2. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Учитель: Кто испытал трудности при выполнении домашнего упражнения?

Один ученик на доске обозначает ударение в словах, ставит знаки препинания.

Подготовка к работе.

Учитель:

В морях Знаний есть много островов.

К острову Грамматика сейчас мы поплывём.

Рифы и препятствия все мы обойдём. (В словах неправильно произносится ударение)

Учитель: На каком корабле мы отправимся в путь?

Дети: Корабль «Безударные гласные».

Учитель: Что вы заметили?

Дети: Вы неправильно произнесли слова.

Учитель: В чём ошибка?

Дети: Неправильно поставили ударение.

Учитель: Это тема нашего урока: «Произношение ударных и безударных гласных». Какую задачу поставим перед собой?

Дети: Будем учиться правильно произносить слова, находить безударные гласные и обозначать их на письме.

Учитель: В каких словах допущена ошибка?

Дети: Морях, корабле.

Учитель: Произнесём правильно: м_рях, к_рабле. Какие буквы вставим в эти слова? Докажите.

Дети: В слове морях вставляем букву о, проверочное слово – море.

3. Словарная работа

Учитель: Есть слова, в которых можно проверить безударные гласные, а есть слова, в которых её нужно запомнить.

Дети: Корабль затрудняемся проверить.

Учитель: Я предлагаю вам запомнить это слово с помощью стихотворения.

Корова на корабль взошла –

Корабль перевернулся!

Но буква «о» им помогла

Живыми в порт вернуться.

Как круг спасательный,

Она спасла корабль с коровой,

Им помогла всем, чем могла,

И оба эти слова

Со дня несчастного того не расстаются с буквой «О»!

Учитель: Запишем в словарь: к_рабль. Подберите родственные слова.

Дети: Кораблик, корабельщики, корабельная, кораблестроители.

Учитель: Что надо запомнить в слове?

Дети: Безударную гласную.

4. Минутка чистописания

Учитель: Букву «О» приглашаем на минутку чистописания. Приём на внимание.

Записать эти слоги столько раз, сколько услышите хлопков. ОС СО (4 раза, чередуя открытые и закрытые слоги).

Учитель: Посмотрите в окно. Какое время года?

Дети: Осень.

Учитель: Запишем это слово: ос_нь. Какую букву вставим? Как проверить?

Дети: Осенний.

Запись с комментированием

Загл_нула ос_нь на л_сную п_ляну.

Учитель: Обозначим ударение в словах, подчеркнём безударную гласную. Найдите главные члены предложения.

5. Работа по учебнику

Физкультминутка

Учитель:

Встанем, надо отдохнуть, наши пальчики встряхнуть.

Вскинем наши пальчики, как ушками шевелят зайчики.

Крадёмся тихо на носочках, как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом, и мы головки повернём.

Учитель: Что ещё вы знаете о лисе и зайце?

Рассказы детей.

Дополнительно: Раненый заяц очень сильно кричит. Подражая этим звукам, охотники стараются приманить лисиц. Зайчата едят траву в возрасте двух недель. На лапах у лисы есть чувствительные волоски, которые помогают ей ориентироваться и находить нужное направление. Лиса не пережёвывает пищу, а только разрывает мясо на мелкие куски.

Учитель: Лиса, заяц – это слова, которые называют один предмет, значит, они используются в единственном числе. Слова, которые называют много одинаковых предметов - это слова во множественном числе. Произнесите слова «заяц» и «лиса» во множественном числе.

6. Дидактическая игра «Забей гол»

Учитель: Вы образовали команды «Зайчики» и «Лисы» (мальчики и девочки). На острове Грамматика очень любят футбол.

Р_чной, л_сной, и_ристый

М_рской, р_дной, л_систый,

Гр_да, ц_на, ск_ла, в_сна.

Проверить надо все слова!

Учитель: Запишите по два слова, вместе с проверочными словами.

7. Работа в парах на карточках

Для первой группы: поставить знак ударения, подчеркнуть безударные слоги в словах.

Дрозды, гаражи, шалаши, холодный, день, садовник, сорняк.

Для второй группы: проверьте обозначение гласного звука, подобрав проверочное слово.

Кр_ты – крот. С_сна – сосны.

М_чи – ... с_ва – ...

Сн_пы – ... г_ра – ...

Гр_бы – ... тр_ва – ...

Сл_ны –… спи_на – …

Для третьей группы: списать предложение, вставить нужные буквы. Подчеркнуть главные члены предложения.

Л_ства к_вром л_жит под н_гами.

Проверка самостоятельной работы (Контрольный лист).

8. Рефлексия

Учитель: Покажите ваше настроение в конце урока. Кому было трудно? Интересно?

9. Д/з по выбору