Две за три версты можно было. Предложения со словом «верста. Расставить недостающие знаки препинания

здил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости. Хорош был у старого добрый конь, его маленький Бурушка-Косматушка. Хвост у Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей. Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал. Он старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал.

Не туман с моря подымается, не белые снега в поле белеются, едет Илья Муромец по русской степи. Забелелась его головушка, его кудрявая бородушка, затуманился его ясный взор.

Ах ты, старость, ты, старость старая! Застала ты Илью в чистом поле, налетела черным вороном! Ах ты, молодость, молодость молодецкая! Улетела ты от меня ясным соколом!

Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет - тому убитым быть, кто влево поедет - тому богатым быть, а кто прямо поедет - тому женатым быть».

Призадумался Илья Муромец:

На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, не кому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!

И поехал он по дороге, где убитому быть.

Только он отъехал три версты, напали на него сорок разбойников. Хотят его с коня стащить, хотят его ограбить, до смерти убить. А Илья головой качает, приговаривает:

Эй вы, разбойнички, вам убить меня не за что и ограбить у меня нечего. Только и есть у меня кунья шубка в пятьсот рублей, соболиная шапка в три сотенки, да узда в пятьсот рублей, да седло черкасское в две тысячи. Ну, еще попона семи шелков, шита золотом да крупным жемчугом. Да меж ушами у Бурушки камень самоцвет. Он в осенние ночи как солнце горит, за три версты от него светло. Да еще, пожалуй, есть конь Бурушка - так ему во всем мире цены нет. Из-за этакой малости стоит ли старому голову рубить?!

Рассердился атаман разбойников:

Это он над нами насмехается! Ах ты, старый черт, седой волк! Очень много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!

Соскочил Илья с Бурушки-Косматушки, хватил шапку с седой головы да и стал шапкой помахивать: где махнет - там станет улица, отмахнется - переулочек.

За один взмах десять разбойников лежат, за второй - и двадцати на свете нет!

Взмолился атаман разбойников:

Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золота, серебра, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь!

Усмехнулся Илья Муромец:

Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие.

Говорят ему разбойники:

Одно красное солнце на белом свете - один на Руси такой богатырь Илья Муромец! Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у нас атаманом!

Ой, братцы разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к женам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную!

Повернул коня и ускакал прочь Илья. Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: "Ездил в правую дорожку - убит не был!"

Ну, поеду теперь, где женатому быть!

Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко рас крыты ворота серебряные, на воротах петухи поют. Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему на встречу двенадцать девушек, среди них королевна-красавица.

Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!

Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье меду слад кого, вина заморского, жареных лебедушек, калачей крупитчатых... Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:

Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.

Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идет и думает:

Неспроста она со мной ласкова: что королевич- не простой казак, старый дедушка. Видно, что-то у нее задумано.

Видит Илья, что у стены стоит кровать точеная-золоченая, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.

Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный,- туда и свалилась королевична.

Рассердился Илья:

Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!

Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, а ходы в погреба покажем тебе.

Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба: они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидит сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.

Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!

Говорит Илья королям и богатырям:

Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.

Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову.

А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: «Прямо ездил - женатым не бывал».

Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть. Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».

Принатужился Илья, уперся ногами, по колена в землю ушел, поддал могучим плечом - свернул с места камень.

Открылся под камнем глубокий погреб - богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!

Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повез ee в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.

Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стер надпись старую, надписал надпись новую: «Влево ездил - богат не бывал».

Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Предложения со словом «верста»

Мы нашли 50 предложений со словом «верста». Также посмотрите синонимы «верста» .
Значение слова

  • Верста коломенская, как говорится, под два метра вверх, но тощий, как нерестовая селёдка (нагульная, та толстенькая, как качалочка, жирная).
  • Общая длина границы империи составляла 64 900 верст (верста равна 1,0668 км), в т. ч.
  • Сделали от Бахмута верст семьдесят.
  • От нее до Щелыкова ровно верста , и все полем.
  • От Нового до Старого устья 2 версты 200 сажен, а от Старого до Булгинской протоки 1 верста и 300 сажен.
  • Ведь всего верста с чем-нибудь отделяла усадьбу князя от домика княгини.
  • От Амунки до Ены расстояния токмо одна верста .
  • Старица-игумения провожала меня до 7-й версты по пути в Серегово.
  • Решили идти две версты пешком, а сестренку посадили на моего коня.
  • Не прошли мы и версты , как услышали за собой стук колес.
  • Дорога шла через Серебряный бор, глухой и безлюдный на версты и версты .
  • Кавказцы, отойдя версты на четыре, стояли на привале, выставив сторожевое охранение.
  • В течение учебного года ежедневно отшагивала до Нового села и обратно две версты с лишком.
  • Наш поезд еще вчера вечером вышел из Кагана и, пройдя всего четыре версты , стал.
  • Назад возвращаться было также уже версты три и при том переезжать опять реку и страшную гору.
  • Со временем протяженность новосветских подвалов превысила три версты .
  • Если бы их выбили из этих последних укрытий, то они оказались бы в голой степи, без единого куста и в снегу на многие версты .
  • Не было другого средства собрать людей наших, размещенных в деревне, растянутой версты на три по ущельям гор.
  • Огромный поезд растянулся на полторы версты .
  • Но коли объявилась любовь, тогда что ей версты и стужа?
  • Кавказцы, отойдя версты на 4, стояли на привале, выставив сторожевое охранение.
  • Ведь сарай-то этот от нас две версты без малого.
  • И не дошед за 3 версты до Торжка, купцов побрали и многие волости пожгли.
  • Лес этот тянулся на многие версты и одной стороной примыкал к нашей земле.
  • Не успел Александр Михайлович в сопровождении конвойных пройти версты четыре, как его вернули в штаб бригады.
  • Отсюда, за две версты , кажется, что они не двигаются.
  • Выйдя из вагонов посреди леса, построились в колонну и пошли пешком версты за две.
  • Только сократились версты , отделявшие его от Наташи.
  • Вязли в сугробах, замерзали, пройденные версты чернели пунктирами окоченевших трупов.
  • Вот когда почувствовал изгнанник, как бесконечно длинны версты , отделяющие его от Наташи.
  • Путешествие туда совершили на автомобиле 17 верст, в двуколке с версты и последние 2 версты пешком.
  • Как гласят документы, полк отступил к деревне Звоз, а затем еще на две версты к северу.
  • До Громоклея от Яновки было четыре версты .
  • Сумороцкому, живущему от зятя моего версты только четыре.
  • Нам было поручено наблюдать район версты в четыре и сообщать обо всем, что мы заметим.
  • От полустанка до нас только четыре версты .
  • Проехав версты три наудачу по дороге, которая показалась мне шире других, приехала я к господскому дому прекрасной архитектуры.
  • Корольковский пруд глубокий, шириною он у гребли шагов двести и длиною около версты .
  • Отступая, кавалеристы через каждые две-три версты спешивались, отбивали атаки противника, а затем контратаками отбрасывали врага.
  • Отца отпевали в деревенской церкви села Тараканова, за три версты от Шахматова.
  • До вершины холма осталось всего около версты , а там, мы знали, начнется длинный спуск, и мы снова поедем скорее.
  • Мы топаем куда-то версты за три, к какому-то полустанку, около которого имеется баня.
  • Мы проехали версты две и вошли в маленькую деревушку.
  • Центр жизни переносится на ток, за клунями, это с четверть версты за домом.
  • Наконец, пройдя версты три, мы уткнулись в бугор, из которого к нашему удивлению начали вылезать люди.
  • На возвратном пути из сада я едва уже тащилась, да и не мудрено: две версты туда и назад, а в саду, может быть, версты три выходила!
  • Пройдя две версты , кавалеристы обнаружили подходящее место для переправы.
  • Выехавши из монастыря в поле, надо следовать через деревню и оттуда версты три все лесом до самой усадьбы Михайловского.
  • Ходил версты за три на стрельбище стрелковых рот, пробирался со счетчиками пробоин в укрытие перед мишенями.
  • Для подачи воды из реки к колесу тянулись на 3 версты водоприемные деревянные сплотки, высотой в аршин и шириной примерно в сажень.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

Ход урока

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Тема: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

1) Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами;

2) Определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия, выражаемые противительными союзами; чередование или неопределенность оценки явлений, выражаемые разделительными союзами.

Цель работы: проверка умения различать однородные и неоднородные определения. Материалы размножены по числу учащихся в классе. Восьмиклассники,не записывая предложений, выписывают на отдельном листочке номера предложений с однородными определениями. Знаки препинания в предложениях не поставлены.

I вариант

1. Он легко справлялся с трудными математическими задачами.

2. Незатейливая деревянная резьба наличников привлекла его внимание.

3. Собака смотрела на зловещий красный диск луны.

4. Темные плотно стоящие ели отражались в воде.

5. По каменной белой ограде разросся плющ.

7. Вечернее бледное море лежало спокойно.

8. Снова потянулись длинные однообразные дни.

9. Веселые белые облака плыли над синими отрогами.

10. День стоял туманный безветренный.

II вариант

1. На поляне росли большие красные маки.

2. Я всегда любил наблюдать трудовую хлопотливую жизнь скворцов.

3. Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи.

4. Свежий морской ветер принес прохладу.

5. Шел тяжелый затяжной дождь.

6. Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место.

7. Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей были темны.

8. Летние московские вечера бесконечны.

9. Вагон выделялся своей желтоватой деревянной обивкой.

10. По темной пыльной дороге бежала собака.1вариант:3,4,6,8,10 2 в: 2,3,5,6,10

II.Знакомство с новым материалом.

1.Упр.236 (устно).

Составляются схемы 1-ого и 5-ого предложений. Делается вывод о том,что союз- ……… синтаксической связи членов предложения и частей сложного предложения.

2.Учащиеся читают таблицу на с.109 и самостоятельно выписывают в тетрадь союзы. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные,противительные.

3.Запись предложений,их анализ (составление схем предложений обязательно).

1.И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул. (М.Лермонтов) ….. 2.И верного друга прощальной рукой и гладит,и треплет по шее крутой. (А.Пушкин) … 3.Щеки румяны,и полны, и смуглы. ….. 4. На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром. …


III.Закрепление нового материала.

1.Задание: продолжить предложения так,чтобы союз И соединял однородные сказуемые и части сложного предложения,составить схемы полученных предложений.

1)Солнце встает из-за туч и … 2) Шумит по-весеннему вода и … 3) Вся окрестность вдруг …. и …. 4)Солнце стоит высоко над головой и …

2.Запись предложений,составление схем.

1) Ни смех,ни говор твой веселый не прогоняли темных дум.(Н.Некрасов) 2)Мне чудятся шумные пиры,то ратный стан,то схватки боевые.(А.Пушкин) 3)Звезды начали меркнуть, и стало заволакиваться не то тучами,не то туманом.(В.Арсеньев) 4)Виднелись или необозримые песчаные равнины,или далекие горы.(А.Гончаров) 5)Видны были только белые стволы берез да кусочек аллей. (А.Чехов) 6)Мал золотник,да дорог. Умен и пригож,да на дело не гож. Голова завита,да не делом занята.(пословицы) 7)У самого родника росли не только дубы, но и ели. Им приходилось как землю рыть, так и камни обтесывать.

IV.Домашнее задание.

Правило на с.109-111; упр.237; составить схемы предложений; выписать в ученический словарь слова из рамочек параграф 27, запомнить их написание.

Тема: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них».

Тип урока: урок закрепления изученного.

1) Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочиненные предложения;

2) Производить возможную синонимичную замену союзов при однородных членах.

Ход урока

I.Устная синтаксическая пятиминутка (не записывая предложений, учащиеся составляют схемы, дают характеристику).

1)Вдали кукушка куковала, и кругом бесшумно кружилась мошка.

2)Проселочная дорога вьется среди ржаного царства, и так хочется по ней пройти.

II.Анализ ошибок, допущенных в работе с использованием перфокарты.(написание Н и НН)

III.Работа со схемами.

Придумайте и запишите предложения по схемам:

IV.Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания в них.

1) За две,за три версты можно было различить малейший звук: лай собак в отдаленных селах,голоса на соседней мельнице, шум доски, внезапно сброшенной на землю.

2) Остальное все: опустевшие ряды кресел, амфитеатр, верхние галереи- уходило в темноту, местами неопределенно чернея, местами пропадая в туманной мгле, крепко пропитанной кисло-сладким запахом конюшни.

3) Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно сиротеющей землею.

V. Проверочная работа с выборочным ответом.

Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

1.Спорт,музыка,чтение книг всегда увлекали меня.

2.А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный пол липами льют.

3.В лесу и на полях все было занесено снегом.

4.Посаженные заботливыми руками деревья: тополь,акация, а также дикорастущий клен зеленели приветливо и свежо.

5.Синицы,скворцы,живущие в наших лесах- истребители вредных насекомых.

6.Нехлюдов смотрел на освещенный луной сад и крышу, и на тень тополя, и вдыхал живительный свежий воздух.

7.Боры и дубравы, березняки с живописными озерами все больше привлекают горожан.

8.Белые облака,бор, тянувшийся по сторонам дороги,-все радовало глаз.

9.По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал,или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.

10.Желтая акация и сирень, растущие в наших лесах,-декоративные кустарники.

II вариант

1.На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.

3.Лоси и медведи,волки и лисы, и многие другие звери водятся здесь.

5.Гимнастика, обтирание холодной водой все это укрепляет и закаляет человека.

6.Буран, и вьюга, и холода задерживали наше продвижение.

7.Эта мельница, и кустарник, и запах листьев – все было ново,необычно.

8.Со всех сторон: из-за заборов, из калитки и изо всех углов посыпались выстрелы.

9.И кажется, что все: железо,камни,вода- полно протеста против жизни без солнца.

10.Она хорошо знала языки: немецкий,французский и английский и учила этому своих детей.

Контрольный листок: 1 вар- 4,5.6,9 2 вар- 2,3,5,8,10

Домашнее задание: упр.258; контрольные вопросы (с.122)

Тема урока: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»

Тип урока: повторительно-обобщающий урок (урок-путешествие)

2) Правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений.

Ход урока

Знаки препинания при однородных членах предложения- самая распространенная пунктограмма. Зато и перечень ее правил самый внушительный. Вдруг мы узнаем об этом что-нибудь новенькое? – размышляла Наталья Николаевна, высаживаясь на песчаный берег из шлюпки.

Мы идем в джунгли на поиски однородных членов предложения. Они пополняют «живой уголок» в нашем кабинете. –Мальчишки 8-ого «Б» были настроены решительно.

Хорошо, но вначале проверьте свое вооружение. В джунглях опасно ходить наобум,- предложила учительница.

I.Арсенал «охотника» за однородными членами. (Возможна взаимопроверка)

Правило: однородные члены, связанные повторяющимися союзами И,ДА(=И),ИЛИ,ЛИБО разделяются запятыми.

В поле, и в лесу, и в роще звенели птичьи голоса.

И берег, и море молчали.

Осень принесла холод,да ветер,да скуку.

На клумбе мы посадим пионы,или гвоздики,или нарциссы.

Сформулируйте правило об отсутствии запятой при однородных членах, связанных союзами. Проиллюстрируйте ответ примерами.

Запятая не ставится:

А) между двумя однородными членами с повторяющимся союзом И, если они образуют тесное смысловое единство: «Он носил и летом и зимой свою старую кепку»;

Б) если два однородных члена с союзом И образуют тесно связанную по смыслу пару, соединенную союзом И с третьим однородным членом: «Вода давно сошла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам»;

В) внутри фразеологического предложения с двумя повторяющимися союзами и-и, ни-ни: «И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом», «Не дождался он от братьев ни ответа ни привета».

Определите особенности предложения: «Сверчки,стрекозы и другие насекомые проснулись в высокой траве и наполнили воздух своими ясными, непрерывными звуками».

Предложение может быть осложнено несколькими рядами однородных членов.

Каждый ряд однородных членов следует рассматривать отдельно:

1) Сверчки,стрекозы и насекомые;

2) Проснулись и наполнили

3) Ясными,непрерывными

II. «Приключения в пунктуационных джунглях» (тренировочные упражнения)

1.Найдите грамматическую основу предложения,чтобы убедиться,что предложение простое. Найдите однородные члены предложения. Выделите союзы, связывающие их, включая союз,стоящий перед первым однородным членом.Расставьте знаки препинания.

Образец: «Иней подолгу лежал и на скатах крыш, и у колодца, и на перилах балкона, и на листве».

1)Колокольчик громко плачет и хохочет и визжит.

2)Косая туча птиц заслонила и леса и небо и синеющую даль.

3)Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает.

4)Под кустом черемухи я действительно нашел и ключик и спавшую внучку.

5)На протяжении всего полета из окна самолета виднелись или песчаные равнины или далекие горы.

6) На помощь ему придет либо отец либо брат.

7)Далеко гулы повторяют и рев и треск и шум и гром.

8) Кругом были пни да корявые стволы да мелкая поросль.

9) Как милы мне твои улыбки молодые и быстрые глаза и кудри золотые и звонкий голос.

10) Тонкий дождь сеялся и на леса и на поля и на широкий Днепр.

2.Найдите грамматическую основу предложения,чтобы убедиться,что предложение простое. Найдите ряды однородных членов и выделите их разными способами. Определите способ связи однородных членов в каждом ряду отдельно,попутно расставляя знаки препинания.

1)Все разнообразие вся прелесть вся красота жизни слагается из тени и света.

2)Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки.

3)Солнце показывается из-за облаков и заливает лес поле и наших путников греющим светом.

4) Весна торопилась к лету играла красками и запахами раскрывала цветы подгоняла людей на работу ранним утром поздним вечером короткой ночью.

5)Гостей Овсянников принимал весьма ласково и радушно но не кланялся им в пояс не суетился не потчевал их всяким сушеньем и соленьем.

6)Дождь гудел широко и ровно и на дворе и в саду и в переулке и на пустыре.

7)Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и полную гладь и потопленный лес и Кузьму.

8) Он не расставался с альбомом и карандашом делал наброски палубных матросов кочегаров и офицеров и рисовал на стоянках пейзажи и людей.

9)Через несколько времени Наташа очнулась открыла глаза но не узнала ни отца ни тетки.

10) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов и шлешь ответ.

11) Деревья и травы летом и в начале осени сочны и свежи.

12)Приемы и обычаи значительного лица были солидны и величественны но немногословны.

13)Обломов был расстроен и письмом старосты и предстоящим переездом на квартиру и отчасти утомлен трескотней Тарантьева.

14) Метели и вьюги стужа и темнота не помешали ни высадке отважных полярников ни проведению ими исследования Арктики.

III. «Гербарий»

Составьте текст, используя словосочетания и предложения. Выделите однородные члены предложения,объясните знаки препинания.

Листопад

Брызнут листья по сторонам. Закружится пестрый смерч. Хлынет сверкающий водопад. Листья шуршат,скребутся,лопочут.

Листья пестреют,будто мазки красок на палитре великого живописца.

Мутное низкое небо.

Густо-синее бездонное небо.

Ясная, ласковая лазурь.

Выгоревшее, выцветшее, растворенное в туманной дымке небо.

Огромный купол неба шевелится в непрестанном мерцании звезд.

Суровое небо густеет мрачной синевой.

Сияло бледно-голубое небо.

Курчавые облака, кружевные облака.

Рыхлые белые облака.

Белые круглые облака.

Вереница длинных серых облаков.

Перламутровые облака.

Сквозь сетку легких утренних облаков

Опустились почти к самой воде. Высоко и тихо неслись над нами. Неспешно тащились по небу. Начали подергиваться белизной. Мощно расправили крылья. Ползли крадучись.

Густые тучи.

Свинцово-черные тучи.

Полчища туч.

Тучи,бегающие мимо луны.

Из-за раздвинутых туч.

Воробьи носились серыми тучами.

Цокающий гомон галок.

Громко воркуют лесные голуби.

Веселый пересвист дроздов.

Равнодушное постукивание дятла. Суетливый стук дятла.

Тонко свистит рябчик в ельнике.

Стрекочет синекрылая сойка.

Болтают сороки.

Над водой, распахнув острые белые крылья,повисла чайка.

IV.Помогите восьмиклассникам вылечить «заболевшее»предложение: «Герасим умел плавать еще хуже, чем говорил.»

Бедный Андрей из Ягодни давным-давно уже отмолол свой мешок ржи и оставил мельницу; мало того, из трех возов, так некстати тогда приехавших, оставался всего один; и все-таки не видно было ни Петра, ушедшего в село с приглашениями, ни Гришутки, уехавшего за вином. Время приближалось к вечеру. Солнце садилось, усиливая с каждой минутой пурпуровый блеск холмов и отдаленных рощ, смотревших на запад; с востока, между тем, спускались синие, холодные тени; они бежали как будто от солнца, быстро наполняли лощины и раскидывались все шире и шире по лугам, оставляя кое-где за собою верхушку ветлы или кровлю, которые при блеске заката горели, точно охваченные пламенам, Ветер не трогал ни одним поблекшим стебельком, ни одной соломинкой на кровле; но и без ветра сильно пощипывало уши и щеки. Прозрачность воздуха и ослепительная ясность заката предвещали на ночь мороз порядочный; даже теперь в низменных местах, где тень сгущалась, опавший лист и трава покрывались седою изморосью. Дорога звенела под ногами. За две, за три версты можно было, кажется, различить малейший звук: лай собак в отдаленных селах, голоса на соседней мельнице, шум доски, внезапно сброшенной на мерзлую землю. Но сколько ни прислушивался Савелий, нигде не раздавалось дребезжанья телеги: Гришутка не являлся. Напрасно также глаза старика обращались к долине, по которой вилась дорога: и Петр не показывался. Постояв минуты с две у ворот, Савелий возвращался на двор, заглядывал в амбар, обменивался несколькими словами с помольцем, который домалывал последний воз, и снова уходил в избу.

Изба его была не велика, но было в ней и тепло, и уютно. По случаю стряпни к крестинам, было в ней даже жарко; но это ничего; когда во дворе морозит, чувствуется особенная приятность войти в сильно нагретое жилище. Изба ничем не отличалась от прочих изб: направо от двери возвышалась печь; дощаная перегородка, отделявшаяся от печки небольшой дверцей, упиралась другим концом в заднюю стену. Два окна освещали эту первую половину; окна смотрели на запад, и заходящее солнце било так сильно в перегородку, печь и на пол, что свет отражался под столом и лавками, оставляя кое-где только непроницаемые пятна тени. В заднем углу, который называется красным, хотя бывает обыкновенно самым темным, виднелись иконы, медный литой крест, кончики желтых восковых свеч и неуклюжий стаканчик из толстого фиолетового стекла; все это располагалось на двух полках, украшенных внутри кусочками обоев, снаружи – грубою, но замысловатою резьбою; стиль резьбы был тот же, что на подзорах, украшавших некогда церковь Ягодни; она относилась, надо полагать, к тому времени и принадлежала тому же долоту и топору. Солнечные лучи, пронизывая маленькие оконные стекла с радужным отливом, золотили пыль, проходившую двумя параллельными полосами через всю избу, и упирались в чугунок с водою, стоявший у печки; над чугунком, в темном, закоптевшем потолке, дрожало светлое пятно, которое дети называют «мышкой». Неподалеку играла кошка и четверо полосатых котят.

Во второй половине, за перегородкой, против печки, помещалась койка, устланная соломой и покрытая войлоком, на котором лежала жена Петра. Под рукою ее висела люлька, приделанная к концу шеста, укрепленного в потолке; младенец лежал, однако ж, не в люльке, а подле матери. Тут находился также шкапик с посудой, два сундучка и широкая лавка, которую Палагея, хлопотавшая у печки, уставила караваями, горшками и пирогами. За этой перегородкой было и тесно, и душно. Тут также было окно, но солнечный луч, встречая множество углов и выступов, цепляясь то за люльку, то за край лавки, то проходя по ряду пирогов, густо зарумяненных яичным желтком, производил здесь страшную пестроту; глаз отдыхал только на верхней части постели, которая тонула в мягком желтоватом полусвете, где покоились голова родильницы и спавший подле нее младенец.

– А-ай да морозец! Знатно завертывает! – сказал Савелий, входя в избу и потирая ладонями, напоминавшими корку старых древесных пней. – Коли так денька два постоит, пожалуй, что и река станет… Эк, нажарили! – промолвил он, повертывая за перегородку, – словно в бане, право, в бане!.. Только что вот дух другой: пирогами попахивает!.. Ну, сношенька наша любезная (до рожденья внучка он всегда называл ее просто Марьей и вообще не выказывал ей большой нежности), не знаю, что мне делать с нашими молодцами: о сю пору не видать! А давно бы пора, кажется…

– Вот есть об чем умом раскидывать! – бойко вмещалась Палагея, гремя в то же время ухватом, – один не нашел, должно быть, хозяев. Пришел: «Дома?» – спрашивает. «Ушел», – говорят; он его дожидаться сел, либо искать пошел… Другой в кабаке сидит; может, народу много – он и дожидает, пока других не отпустит целовальник; знамо: парень малый, больших не перекричит; тот и после пришел, да первый взял…

– Ну нет, не таковский! Шустер, у-у-у шустер! – перебил старик, грозя пальцем на какой-то воображаемый предмет, – небось, в обиду себя не даст, даром невеличек!.. Не об этом я совсем думаю; думаю: парнишка-то востер оченно, не напроказил бы там… Ну, да вот приедет, спросим, спросим… – добавил он, как бы заминая речь и подходя к постели родильницы. – Ну, сно-шенька любезная, как можется, а?

– Ничего, батюшка, бог милостив…

– Все ты меня… к примеру, меня не слушаешь!.. Вот что…

– В чем же, батюшка?

– А хошь бы в том… оченно уж много труда принимаешь… ей-богу! На первых-то порах так не годится… Ведь вот нарочно качку сделал для малого. Нет, все подле себя его содержишь, все с ним возишься; ну, помилуй бог, еще заснешь как-нибудь… Долго ли до беды!

– И-и, касатик, – перебила Палагея, – Христос с тобою! Господь милостив, до греха такого не допустит!

– Нет, бывает! Бывает! – подхватил Савелий тоном убеждения. – Ведь вот случилось же: выселовская Марфа заспала ребенка-то!.. Коли не это, все равно другой случай может выйти: заснет она, подберутся как-нибудь котята, лицо младенцу, Христос с ним! исцарапают… Ну, что хорошего! Вас, баб, не вразумишь никак! Ведь вот нарочно качку сделал, нарочно повесил подле кровати: заплакал младенец – протяни только руку, либо, коли не осилишь, Палагея подаст… Опять же теперь другое рассуждение: разве ему не покойнее лежать в люльке, чем на кровати?.. Он, вестимо, не скажет, а уж это всякий видит, что в люльке покойнее! Нарочно для спокою и сделана…

Старик нагнулся к младенцу.

– Агу, батюшка, агу! – произнес он, потряхивая сединами и комически как-то сморщиваясь. – Слышь, сношенька… дай-ка, право… дай положу его в люлечку… Ну, что он тут? Кормила ты его?

– Кормила, батюшка…

– Ну и ладно!.. Подь, касатик, подь! – говорил старик, подымая ребенка, между тем как обе женщины молча на него смотрели.

Ребенок был красен, как только что испеченный рак, и представлял пока кусок мяса, окутанный в белые пеленки: ничего не было хорошего; при всем том, морщины Савелия сладко как-то раздвинулись, лицо ухмылялось, и в глазах заиграло такое чувство радости, какого не испытывал он даже тогда, когда удачно запрудил первый раз мельницу, когда пущена она была в ход, когда дешево купил он жернова свои… Поди ж ты, суди после этого, как устроена душа человеческая, и на чем основываются иногда его радости!

Подержав ребенка на руках своих с таким видом, как бы мысленно прикидывая, сколько в нем весу, старик бережно уложил его в люльку.

– Ну, как же не покойнее? – самодовольно воскликнул он, отступая на шаг. – Как же не покойнее?.. Вишь: словно в лодочке… Эвна! – прибавил он, приводя слегка в движение люльку, – эвна! Эвна как!..

– Ах ты затейщик! Затейщик! – говорила между тем старая Палагея, подпираясь локтем в конец ухвата и покачивая головою, – право, затейщик!..

Во время последних этих объяснений послышался шум приближающейся тележки; но Савелий громко разговаривал, Палагея гремела ухватом, внимание снохи поглощалось ребенком и болтовнёю свекра; так что никто не приметил шума извне, пока наконец телега не подъехала почти к самым воротам.

– А вот и Гришутка! – сказал старик.

В эту минуту со двора раздались такие отчаянные крики и вопли, что ноги присутствующих на секунду приросли к земле. Савелий опрометью кинулся из избы. Петр держал лошадь под уздцы и печально вводил ее на двор; в телеге рядом с Гришуткой сидел человек с худощавым, но багровым и рябым лицом, в высокой бараньей шапке и синем тулупе, плотно перехваченном ремнем.

Савелий узнал в нем кордонного, отставного солдата, охранявшего границу соседней губернии против контрабандного провоза вина. Сердце старика так и екнуло. Кордонный держал за ворот Гришку, который ревел во весь голос и приговаривал, горько всхлипывая:

– Ей-богу, не знал!.. Отпусти!.. Золотой, отпусти!.. Батюшка, не знал!.. Золотой, не знал!..

Лицо Гришутки распухло от слез; они текли ручьями из полузажмуренных глаз и капали в рот, разевавшийся непомерно, должно быть, от избытка давивших его вздохов и рыданий. Шествие закрывал помолец, остававшийся домалывать последний воз; то был маленький черномазый мужичок, очень прыткого, суетливого вида; он, впрочем, как только увидел Савелия, выскочил вперед, замахал руками и, страшно вытаращив глаза, крикнул надрывающимся от усердия голосом:

– С вином попался!.. Схватили!.. Взяли! С вином взяли!..

– С вином попался!.. – печально повторил Петр.

– Как?.. Ах ты, господи! – произнес Савелий, останавливаясь в недоумении.

Шум в сенях и голос Палагеи заставили его обернуться. Марья рвалась вперед на крылечко, так что Палагея едва могла удержать ее; лицо молодой женщины было бледно, и вся она тряслась от головы до ног; увидя маленького своего брата в руках незнакомца, она вскрикнула и покачнулась.

– Куда! Не пускай ее… Петр, держи!.. Ах ты, творец милосердный! Уведите ее скорее!.. – воскликнул Савелий.

Петр бросился к жене и с помощью Палагеи увел ее в избу. В это время кордонный соскочил с тележки.

– Ты здесь хозяин? Ты за вином посылал? – спросил он, обращаясь к старику, который не мог прийти в себя.

– Я, батюшка…

– С вином поймали!.. Эко дело! Ах! Схватили! Взяли! – спешил пояснить черномазый мужичок, снова пуская в ход глаза и руки.

– Точно, батюшка, поймали! – сказал Петр, появляясь на крыльце и быстро спускаясь на двор.

Савелий ударил себя ладонями по полам полушубка и с сокрушенным видом замотал головою.

– Дядюшка… не знал я… Не знал, дядюшка!.. – рыдая, заговорил Гришутка. – Микулинские мельники научили… Сказали: тот кабак ближе…

– Кто ж за вином-то посылал? Ты, что ли? – повторил опять кордонный, дерзко поглядывая на Савелия.

– Мы посылали! – отвечал Петр, потому что отец мотал только головою и бил себя ладонями по полушубку.

– А вы кто такой? – спросил кордонный Петра.

– Я сын его… Я, батюшка, – подхватил Петр, – встрелся я с ними, как они уж к нашим воротам подъехали…

– Сейчас только встрелся! – вмешался опять маленький помолец, – подъехали, – он тут! Смотрю: и я подошел! Эко дело!..

– Об этом после расскажешь, – перебил кордонный. – За вином посылал вот он, – стало, он и ответит… Эки разбойники! – присовокупил он, разгорячась, – свой кабак под рукою… нет, в другой посылать надо!..

– Не знал я ничего!.. На мельнице научили… – промолвил Гришутка, истекая слезами.

– Молчи! – сказал Петр.

Мальчик приложил ладонь ко рту, прислонился лбом к тележке и заревел громче прежнего.

– Да что же это, батюшка… Как же так? – сказал Савелий, нетерпеливо махая рукою в ответ помольцу, который мигал, дергал его за рукав и делал таинственные какие-то знаки.

– С вином попался, – и все тут! – возразил кордонный. – Попался в селе у нас, как только из кабака выехал; вино у нашего старосты осталось, там и печать к бочонку приложили.

– Печать приложили! Припечатали!.. – отчаянно возопил Гришутка.

– Плохо дело! – крикнул помолец, приходя весь в движение. – Затаскают, дедушка, затаскают!.. Лопни глаза – затаскают!..

– А то как же, так, что ли, сойдет? – перебил кордонный. – Известно, проучат! Будешь знать, как в чужую губернию за вином ездить! Сказано: не смей, не приказано! Нет, повадились, окаянные! Нонче поверенного ждем; ему передадут, примерно, все расскажут… Завтра же в суд представят…

До настоящей минуты Савелий бил только руками по полушубку и мотал головою с видом человека, поставленного в самое затруднительное положение; при слове «суд» он поднял голову, и в смущенных чертах его заиграла вдруг краска; даже шея его покраснела. Слово «суд» подействовало также, казалось, и на Гришутку; между тем как шли последние объяснения, он стоял с разинутым ртом, в который продолжали капать слезы; теперь он снова припал опять лбом к тележке и снова наполнил двор отчаянными рыданиями. Петр переминался на месте и не сводил глаз с отца.

– Вот беду-то накликали! Вот греха-то не чаяли! – произнес наконец старик, оглядывая присутствующих.

Он еще хотел что-то прибавить, но вдруг переменил намерение и быстрыми шагами пошел к маленькой калитке, выходившей к ручью.

– Послушай, добрый человек!.. Эй, слышь! – сказал он останавливаясь в калитке и кивая кордонному, – подь, брат, сюда… На два словечка!..

Багровое лицо кордонного приняло озабоченный вид; он направился к калитке, показывая, что делал это неохотно, – так, только из снисхождения.

– Послушай, добрый человек, – заговорил Савелий, отводя его к пруду, – слышь, – промолвил он, пожимая губами, – слышь! Нельзя ли как… а?

– Это насчет чего? – спросил тот более смягченным тоном и как бы стараясь взять в толк слова собеседника.

– Сделай такую милость, – упрашивал старик. – Сколько живу на свете, греха такого не было. Главная причина, мальчик попался! Через него все вышло… Ослобони как-нибудь… а? Слышь, добрый человек!..

– Теперь нельзя, никаким, то есть, манером… Печать приложили! К тому, дело было при свидетелях… никак нельзя…

– Сделай милость, – продолжал старик, неудовольствуясь на этот раз умолять голосом, но пуская еще в ход пантомиму и убедительно разводя руками, которые дрожали.

Серые, плутоватые глаза кордонного устремились к амбару, за которым слышались голоса Петра и помольца; после этого он отступил еще несколько шагов от калитки.

– Слышь, добрый человек! – подхватил ободренный Савелий, – возьми с меня за хлопоты…, только нельзя ли как дело-то это… к примеру… Нельзя ли как ослобонить… право!..

Кордонный поправил баранью свою шапку, почесал переносицу указательным пальцем и на секунду задумался.

– Двадцать целковых дашь? – спросил он, понижая голос.

Савелия так огорошило, что он открыл только рот и откинулся назад.

– Меньше нельзя! – спокойно убедительным тоном подхватил кордонный. – Рассуди: надо теперича дать старосте в селе, дать надо мужикам, которые были в свидетелях, надо также целовальнику дать; не дашь – обо всем поверенному расскажут, – уж это беспременно, сам знаешь: народ нынче какой!.. Ну, и сосчитай: много ли сойдет мне из двадцати целковых?.. Узнает поверенный – я через это пропасть должен! Наше дело такое: мы, братец, затем к должности приставлены; как, скажут, ты с вином поймал, утаил от конторы, и с мужика взял!.. Я через это подлецом должен остаться перед начальством! Из того хлопочешь, чтоб было из чего…

– Двадцать целковых за ведро вина! – вымолвил старик, снова вспыхнув до самой шеи,

– Послушай, дядя, – миролюбиво сказал кордонный, – ты не кричи, – не хорошо! Мы не к тому пришли сюда; говорил: помириться хочешь, так ты и делай, а то, что кричать-то не годится. По душе говорю, право, больше отдашь, коли в суд представят: за вино одно возьмут с тебя втрое; так по закону отдашь за вино Двенадцать целковых! Да в суде еще сколько рассоришь…

Старик слушал и смотрел в землю; теперь, более чем когда-нибудь, был он, казалось, подавлен происшедшим с ним случаем.

– Эко дело! Эка напасть! – повторял он, чмокая губами, качая головой и безнадежно разводя руками. – Батюшка, – неожиданно произнес Петр, появляясь в калитке, – поди-ка сюда!

Савелий поспешно заковылял к сыну. Тот дал ему знак повернуть за угол амбара. Там стоял маленький помолец, который, как только показался старик, снова весь преисполнился быстротою.

– Слышь, дядя, – торопливо заговорил он, хватая старика за рукав и выразительно мигая ему на калитку, – слышь: ничего ему не давай, плюнь! Плюнь, я говорю! Окроме него, все ведь видели! Видели, как малый-то попался! При народе было дело! Дашь ему – ничего не будет, слухи дойдут, все единственно! Плюнь! Сколько ни давай, – все в суд потребуют: дело такое, при народе было; дойдут слухи; все единственно! Обмануть хочет!.. Плюнь, говорю!

Мужичонок торопливо отскочил, услышав шаги за калиткой. Кордонный как будто догадался, о чем шла речь за амбаром. Он окончательно убедился в этом, когда позвал старика, и тот, вместо того чтобы пойти к нему, задумчиво продолжал смотреть в землю

– Дело такое настоящее, – сказал кордонный, бросая злобный взгляд на помольца, который зевал на стропилы навесов, как ни в чем не бывало, – мы через это пропасть можем… Всяк себя оберегает: дело такое! Представят завтра поверенному, ты его и проси… Этакой народ! Сказано: в чужой кабак не ходи – нет! Теперь и разведывайся!.. А я что?.. Я не могу. Поверенного проси! Последние слова сказаны были уже за воротами. Кордонный поправил шапку и, ворча что-то под нос, быстро пошел по дороге.

– Должно быть, слышал, о чем мы здесь разговаривали… – вдруг возвратилась вся его прыткость, – вестимо, слышал, либо догадался, все единственно! Видит: взять нечего, разговаривать не стал! Сколько просил, дядя? Сколько?

– Двадцать целковых!..

– Ах он, шитая рожа! Эк, разбойник! Ах ты! – воскликнул мужичонок, порываясь как-то разом во все стороны, – двадцать целковых! Поди ты!.. Эк, махнул! Ах, бестия! Эти целовальники, нет их хуже! Самое что ни есть мошенники… душа вон! Ей-богу! Ах ты, шитая рожа, поди ж ты!.. Ах он!..

Савелий не обращал никакого внимания на слова помольца; он не отрывал глаз от земли и, по-видимому, размышлял сам с собою. Никогда еще не чувствовал он себя столько расстроенным. Это потому, быть может, что во всю свою жизнь никогда еще не был так спокоен и счастлив, как в последние эти три года, когда выстроил мельницу и жил сам по себе, с сыном и снохою.

Помолец снова приступил было и уже схватил его за рукав, но Савелий махнул только рукою, отвернулся и медленным, отягченным шагом побрел в избу.

Контрольная работа №4

Тема: Синтаксис, пунктуация

Вариант №1

1.За две-три версты можно было различить малейший звук лай собак в отдельных селах голоса на соседней улице шум доски внезапно сброшенной на землю.

2. На земле как-то тихо и голо без пшеницы и ржи и овса.

3. Желтая акация и сирень растущие в наших лесах декоративный кустарник.

4. Вдали кукушка куковала и кругом кружилась мошка.

5. У самого родника росли не только дубы но и ели.

1. выполненная работа

2. принять решение

3. красиво говорил

4. пришел на стадион

5. легкая походка

III

1.Летом светает рано.

2. Лесная глушь.

3. Люблю грозу в начале мая.

4 Часто детей бранят за лень.

5.Жду тебя в гости, мой друг.

IV

Скворчиха быстро скользнула в оконце родной квартиры.

V

1. Ночь и на небе светит огромная луна.

2. Гляжу я на вас сейчас и мне вспоминается прошлое.

3. Всадник пришпорил лошадь и скоро его не стало видно.

4. Это обстоятельство как мне кажется должно было сильно облегчить работу.

5. Самолетик пригибаемый лучом пошел на запад.

VI

В усадьбе пруд замерз, но речка у мельницы, отяжелевшая и темная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах.

VII

2. Сережа встал и сказал вернусь к обеду.

3. Чему ты усмехаешься спросил отец хмурясь.

VIII

    «Ты зачем явился сюда!» - закричала она брату.

    Я спросил: «А старый смотритель жив?»

    «Легкой жизни не бывает, - сказал Крымов, - есть лишь легкая смерть».

IX

    (Когда…), . 5. «П!» - а.

    А . 6. [сущ., /причастный оборот/, …].

    , (если….).

Контрольная работа №4

Тема: Синтаксис, пунктуация

Вариант №2

    Списать данные предложения, расставить знаки препинания

1.Гимнастика обтирание холодной водой всё это укрепляет и закаляет человека.

2. Остальное всё опустевший ряд кресел амфитеатр верхние галереи уходило в темноту местами неопределенно чернея местами пропадая в темной мгле крепко пропитанной кисло-сладким запахом конюшни.

3. Проселочная дорога вьется среди ржаного царства и так хочется по ней пройти.

4. Мне чудятся то шумные пиры то ратный стан то схватки боевые.

5. Искусство художника растет вместе с народом который он изображает.

    Определить вид связи в данных словосочетаниях: а) согласование; б) управление; в) примыкание

1. быстро приехать

2. рассказать о тебе

3. длинные ряды

4. варенье из малины

5. третий этаж

III . Определить вид односоставного предложения: а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) безличное; г) назывное

1. Люблю тебя, моя столица.

2. Недавно построили новую магистраль в столице.

3. Приеду к тебе сегодня вечером.

4. Золотая осень.

5. На улице по-осеннему холодно.

IV . Выписать из данного предложения все словосочетания, построить их схемы.

На верхушке дерева висели гроздья румяных ягод.

V . Определить сложное или простое предложение, знаки препинания в предложениях не расставлены: а) простое; б) сложное

1. По всей округе ливни льют веревки из дождинок вьют.

2. Сверкнул луч солнца и все вокруг преобразилось.

3. Мы отказались от помощи и все сделали сами.

4. В парке росли цветы которые ещё не распустились.

5. Он взглянул и увидел росший на опушке дуб.

VI . Выполнить синтаксический разбор предложения

Темное чувство, которое в тот счастливый вечер поднималось из глубины души, теперь разрослось и заняло в душе место, принадлежащее ощущениям радости и счастья.

VII . Списать, расставить знаки препинания в предложениях, построить схемы.

1. Аркадий заговорил Николай Петрович оборачиваясь к сыну лошадей сейчас закладывать.

2. Смотришь на облака и думаешь вот дождь пойдет.

3. Внучок возьми на веранде яблоки попросила бабушка.

VIII . Заменить предложения с прямой речью косвенной, записать полученные предложения.

1. «Сколько вас можно звать!» - воскликнула мама.

2. «Адвокат занят», - строго отвечал помощник, указывая на дожидавшихся в коридоре.

3. «Сын, - объявил мне батюшка, - я намерен писать к будущему твоему начальнику».

IX . Придумать и записать предложения к данным схемам.

1. [О,О,О….]. 4. , и .

2. , (где…). 5. (Если…), .

3. А: «П?» 6. [глаг…,/деепричастный оборот/,…].