Где было написано молчание золото. Почему молчание золото. Почему успех, который уже почти в руках, исчезает

"Слово - серебро, молчание - золото"

"Слово - серебро, молчание - золото", - гласит русская пословица. На Руси была традиция уходить от мирской суеты при помощи молчания, избравши его в качестве послушания.

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО МОЛЧАНИЯ

СЛУШАЯ БОГА


Исаак Левитан - Над вечным покоем

Нужны ли особенные условия, чтобы слушать, а главное, слышать Бога? Пожалуй. Тишина, одиночество и молчание – «три кита», без которых невозможен молчаливый диалог с Создателем. Недаром Иоанн Лествичник говорил, что любящий молчание приближается к Богу.
Может, именно потому, приближенные к Богу юродивые нередко выбирали в качестве своего языка многозначительное молчание, которое иногда, правда, прерывалось «мутными словесами»? У монахов же обет молчания считался одним из самых сложных и особенно почитался.

Наши предки-язычники «подарили» нам молчание как особую форму поведения во время особенно важных, ритуальных действий. Вера в то, что через открытый рот могут проникнуть духи, способствовала запрету не только на излишние разговоры, но и на крики, смех и даже шепот.
Молчал тот, кто впервые выезжал сеять весной, молчали те, кто сжинал последний сноп во время жатвы. Мужчина молча приносил в чужой дом выполненный заказ – гроб. Женщина в тишине замешивала тесто, чтобы испечь обрядовый хлеб. Сохранял молчание тот, кто шел до восхода солнца за «молчальной водой», наделяемой особенной магической, лечебной силой.
Молчали в случае незнания ответа или реагируя на нетактичность, глупость говорящего. Промолчишь – за умного сойдешь, - не уставали повторять родители.

ЗАГАДКА РУССКОЙ ДУШИ


Исаак Левитан - Озеро. Русь

Русское молчание как нельзя лучше отражает национальный менталитет. Ситуация, когда невозможно найти нужные слова, чтобы передать свои чувства, - знакома всем и каждому.
Богатый и могучий русский язык просто-напросто не в состоянии предоставить слова, которые способны передать все то, что у русского человека в душе. Не всё в мире можно облечь в слова. Так может именно в молчании и кроется загадка русской души?

СЛОВО-СЕРЕБРО, МОЛЧАНИЕ-ЗОЛОТО

Молчание, не имея языковых средств выражения, тем не менее, может быть выразительным. У него сотни «обличий»: оно дарит надежду, больно ранит, проклинает и выносит приговор.
В русской литературе молчание становится таким же полноправным героем, наделенным собственным «характером». Самым известным, пожалуй, можно считать финальную сцену пушкинского «Бориса Годунова» с ремаркой «Народ безмолвствует». Молчание здесь становится приговором для Лжедмитрия: совсем скоро его сбросят с колокольни, и вся Златоглавая будет плевать на его труп.

СОКРОВЕННОЕ


Иван Шишкин - Полесье

Рефлексия и самокопание, столь характерные для русской культуры, дарят нашему молчанию и еще одну особенность. В процессе диалога продолжительные паузы могут браться собеседниками для того, чтобы иметь возможность поразмышлять, «переварить» сказанное, смачно «приправив» его чем-то своим сокровенным.
Такое молчание не угнетает, напротив, оно дарит возможность побыть в компании с самим собой. Вспоминается тютчевское «Молчание»: «Есть целый мир в душе твоей,/Лишь жить в себе самом умей безмолвно…»

ТАЯЩЕЕ УГРОЗУ

Русские молчание зачастую трактуется и как угроза. Молчание таит в себе неизвестность, которая пугает, порой, пуще всех прочих трудностей. Оно в таком случае порождает беспокойство, разрушает оформленный мир, вносит дискомфорт. Что и говорить, умеют молчаливые герои русской классики «нагонять жути».
Так в «Руслане и Людмиле» одинокий удалец едет молча, но не приведи бог повстречать его на пути: «Еду, еду, не свищу, а как наеду, не спущу!»

МОЛЧАНИЕ-ЖЕСТ


Архип Куинджи - Облако

Молчание может сопровождаться жестами или логически завершаться каким-либо поступком, действием. Русский человек может долго молчать (здесь, пожалуй, синонимом становится «терпеть»), однако, затем совершает нечто дерзкое, нарушающее логику, неожиданное.
Мастерски демонстрирует подобное качество русского молчания, например, Достоевский в «Братьях Карамазовых»: старец Зосима безмолвно кланяется Мите за страдание, которое тот должен пережить, а Христос, хранящий молчание почти на протяжении всей главы, одаривает милосердным поцелуем Великого Инквизитора. Эти жесты достоевских героев красноречиво говорят об их эмоциональном состоянии, понять которое так легко русскому человеку.

Программа факультатива для начальной школы «Русь святая в пословицах и поговорках»

Цели урока:

1) способствовать воспитанию ответственного отношения к произносимым словам, сострадания;
2) показать необходимость добрых слов;
3) учить детей позитивно мыслить и излагать свои мысли;
4) способствовать развитию памяти, творческих способностей, умения описывать увиденное в природе;
5) способствовать развитию любви к родной природе, поэзии.

Оборудование:

1) искусственный или живой большой цветок.

Ход урока:

Учитель: Проверяет домашнее задание.

Подумайте теперь, когда лучше всего бывает слышен голос совести, голос нашего Ангела-Хранителя?

Дети: В тишине, когда мы молчим.

У.: Правильно. Значит, молчание необходимо для того, чтобы услышать свою совесть. Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной пословицей «Слово – серебро, а молчание – золото».

Д.: Записывают пословицу.

У.: Наверняка, вы слышали ее раньше. Можете ли вы вспомнить, когда так говорят?

Д.: Так говорят обычно, когда человек скажет что-нибудь плохое или обидное, а потом жалеет об этом.

У.: Вы знаете, как важно слово. Что вы чувствуете, когда вам говорят добрые, хорошие слова? А когда плохие?

Д.: Доброе слово приятно, а плохое неприятно и обидно.

У.: Злое слово порождает зло. Оно вызывает гнев и желание сказать в ответ ещё более злое и обидное слово. А доброе? Доброе слово согревает душу, ободряет, утешает, иногда спасает человека от беды и даже от смерти. Доброе слово рождает добро. Оно вызывает желание ответить чем-нибудь таким же добрым и тёплым, дарит радость и любовь. Поэтому очень важно уметь говорить добрые слова и молчать, когда гнев заставлять тебя сказать что-нибудь плохое. Помните, мы с вами говорили о воздержании? Ведь молчание – это тоже воздержание?

Д.: Да, потому что не всегда легко сдержаться и промолчать.

У.: Правильно, это трудно, но зато польза велика. Если ты промолчишь вместо того, чтобы вспылить на замечание взрослого, то тебе быстрее простят твою оплошность. Если ты промолчишь, когда твой неприятель кричит и обзывается, то ему, скорее всего, станет стыдно. Он так старался и, все-таки, не смог вывести тебя из себя…

Бывало ли с вами такое? Расскажите, кода вам труднее всего промолчать?

Д.: Рассказывают.

У.: Молчанию, как и всякому воздержанию надо учиться. И время поста самое для этого подходящее. Особенно же нельзя ругаться, говорить грубые слова.

Вспомните момент из сказки «Двенадцать месяцев», когда мачеха со своей дочкой ругались из-за шубы и превратились в лающих собак. Так и люди, которые напрасно сквернословят и ругаются, похожи на глупых собак.

Итак, нужно уметь сдерживаться и не говорить никому плохих обидных слов, не оговариваться с родителями, не ругаться, не обманывать и тогда другие тоже будут говорить тебе в ответ только добрые, хорошие слова.

А какие еще мы знаем пословицы и поговорки о словах и о речи?

Д.: «Слово – не воробей: вылетит, не поймаешь», «Язык мой – враг мой», «Ругательство – не доказательство»… Записывают пословицы.

У.: Чтобы нам было легче говорить всегда только хорошее, давайте попробуем с вами поиграть. Сегодня я принесла на занятие такой красивый цветок. Давайте встанем в круг, будем передавать его по кругу и говорить друг другу красивые добрые слова. Постарайтесь при этом называть своих друзей по именам. Начнем сейчас: (учитель называет первое слово).

Д.: Становятся в круг и называют добрые слова: мама; папа; доброта; красота; любовь; вера; надежда; мир; свет; здоровье; радость; счастье; дружба и т.п.

У.: Теперь постараемся собрать большой-большой список красивых добрых слов! Запишем их в тетради.

Д.: Записывают названные слова.

У.: Запомните эти прекрасные слова, а дома на отдельном листе составьте большой список, вспомните другие хорошие слова. Их очень много. Пусть вам помогут родители.

Предлагает обыгрывание ситуации – утешить друга, незаслуженно пострадавшего или ветерана, обиженного в автобусе.

Д.: По желанию разыгрывают подобную ситуацию по ролям.

У.: Слово – это особый инструмент, которым нужно пользоваться очень умело, чтобы не ранить души людей. Словом можно до смерти обидеть человека, а можно осчастливить. Не забывайте как сильно и могущественно слово. Применяйте этот тонкий инструмент только для добрых дел. От вас в жизни будет зависеть очень многое: настроение, здоровье окружающих людей, взаимопонимание между родственниками, друзьями и знакомыми.

Вы обращали внимание на то, что когда звучат только хорошие слова, это приятно всему живому. Недаром существует пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Внимательные люди заметили, что даже комнатные растения лучше растут в тех семьях, где нет ссор, а всегда слышны добрые слова. Тогда в доме всегда весна, какая погода ни была бы на улице. Между тем, теперь на улице и в самом деле весна. Послушайте стихотворение:

Отпадают льдинки.
Кружат в солнечном столбе
Легкие пылинки
И, почуя к вешним дням
Поворот незримый,
Сбросил с почек колпачки
Фикус мой любимый.
Развернул атласный лист,
На геранях почки.
Захиревший первоцвет
Обновил листочки
И из пазухи листов
Гонит цветоножки
Вот как чуется весна
На моем окошке.

А как на улице заметно появление весны?

Д.: Описывают изменения весной в природе.

У.: В такой прекрасный весенний день мы и заканчиваем занятия в этой четверти. Когда придете домой, скажите своей маме, своему папе, братьям, сестрам и друзьям как можно больше хороших слов – посмотрите, что получится! И не забывайте сдерживаться, когда хочется сказать что-то плохое. Это будет ваше домашнее задание на все каникулы и на всю жизнь.

Д.: Заранее подготовленные ученики читают стихотворение (возможно исполнение песни):

Сердце весне откройте,
Воскресли леса и реки.
Господа пойте
И превозносите во вся веки
Как пахнет уже листвой-то,
Природа открыла веки.
Господа пойте
И превозносите во вся веки!
Кукушка поет далёко
На гулкой лесной просеке.
Господа пойте
И превозносите во вся веки!
Трепет возник какой-то
И в травке, и в человеке.
Господа пойте
И превозносите во вся веки!

О. Потаповская

© Все права защищены

http://www.portal-slovo.ru

  • Все темы форума «Обо всем» (26143)
    • Долой стереотипы: девушки-инвалиды доказывают, что они тоже сексуальны (9)
    • Двукратная чемпионка мира Евгения Медведева ушла от своего тренера после 11 лет совместной работы (387)
    • Россиянка, арестованная во Вьетнаме за контрабанду наркотиков, получила пожизненный срок (41)
    • В России начались гастроли Cirque du Soleil: узнайте, как получить скидку (0)
    • Этот День Победы: как советский народ жил, любил и ждал все 1418 дней войны (92)
    • Другие новости: телохранители Ким Чен Ына, кроссовки от Канье Уэста и новая любовь Кайли Миноуг (3)
    • Чудо-юдо-рыба-кот: самые странные и абсурдно смешные стоковые фото (11)
    • Победительница конкурса «Проснись для жизни» рассказала о поездке в Данию (0)
    • Российская гимнастка забрала все четыре золотые медали на Кубке мира (31)
    • «Два кусочека колбаски»: как мы жили в непростые и незабываемые 1990-е (166)
    • Современная Мулан: девушка из Афганистана 10 лет притворяется юношей, чтобы кормить семью (34)
    • «Они убили мое шоу!»: Елена Летучая поделилась своим мнением о новых ведущих «Ревизорро» (34)
    • «Смахну его перхоть»: Трамп публично унизил Макрона (15)
    • Все больше девушек приходят на хоккей: «Бесценная Лига» в Казани (1)
    • В Москве состоялись соревнования ретро-автомобилей «Ингосстрах Exclusive Classic Day» (2)
    • «Я села перед зеркалом и сделала надрез»: британка рассказала, как самостоятельно удалила импланты, не выходя из дома (33)
    • «Сирийская принцесса Диана»: зарубежные СМИ обсуждают красавицу-жену Башара Асада (30)
    • Другие новости: стоячие места в самолетах, черный круассан и странности угандийского президента (6)
    • Информация о количестве погибших в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» оказалась неверна (20)
    • 54-летняя учительница, которую обвиняли в изнасиловании ученика, полностью оправдана (3)

    Все статьи раздела «Обо всем» (2055)

Оглавление [Показать]

Пентаграмма › Слово – серебро, молчание – золото

Поступившим в Школу Пифагора первые два года не разрешалось разговаривать. В основе этой практики – понимание, что человек часто говорит, когда это вовсе не требуется, и сначала он должен научиться слушать “голос” Господа в себе самом. Как раз об этом рассказывается в истории с отроком Самуилом, которого Господь призывал трижды – и лишь на четвертый раз по наставлению своего учителя Илии он узнает голос Бога.

С лово – олово. Алхимия учит тому, как неблагородный металл олово превратить в золото, или как нечистый человек превращается в человека, в котором действует Свет. Многие религии считают, что повседневная речь человека столь низка, что для него лучше молчать. В притчах Соломона об этом сказано: “При многословии не миновать греха, сдерживающий уста свои, – разумен”. (Притчи, 10–19) Иисус тоже говорит о чистоте и изрекает: “Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека”. Из этих текстов понятно, что речь часто выдает внутреннюю нечистоту. На внутреннюю нечистоту указывают: нечистые помыслы, которые используют “мыслевещество” или “мысле-эфиры”, а также нечистые чувства, связанные с астральными силами. Для того, кто слушает, это означает, что он также вступает в связь с нечистыми силами, которые исходят от говорящего. Например, он принимает участие в недовольстве или проблемах говорящего и тем самым оказывает влияние на свое собственное мышление, восприятие и действия.

Слово – серебро, молчание – золото. Эта старая пословица свидетельствует о том, что никакая речь не может быть выше молчания. Серебро – металл полублагородный, оно символизирует двойственность, то есть число 2. Молчание же – золото, и символ его – число 1. Если вы поймете, что через речь и слушание выбираете связь между чистым и нечистым, это может сильно изменить ваше сознание. Допустим, кто-то принял решение иметь дело только с чистыми помыслами и чувствами и в состоянии сделать это – тогда и речь его будет свидетельствовать о его чистоте. Но такая речь была бы все-таки серебром. Слово – это магия, голос – орган сотворяющий.

Говорить означает творить

Обычный разговор обусловливается силами системы печень-селезенка. Здесь доминируют страсти, стремление к власти и самоутверждению. Но слово, что серебро, исходит из очищенного сердца, из очищенного мышления. Подобное очищение не дается легко, и вот как об этом рассказывается в сказке Не то желание. Бог Юпитер пообещал бедному дровосеку исполнить три его желания. Все хорошенько обсудив, он и его жена уже видели себя несметно богатыми. Но они решают поспать еще одну ночь, прежде чем выскажут свои желания. И вот, после стаканчика вина, они путаются в самых простодушных мыслях и необдуманно выдают их как три своих желания. А сказка заканчивается такими словами: “Воистину верно то, что жалкие и невежественные люди, которые опрометчивы и неуверены, даже не в состоянии правильно выразить свои желания; лишь немногие из них могут воспользоваться даром, ниспосланным им с небес”. Эта сказка показывает, что мышление, восприятие и речь не свободны, а связаны законами причины и следствия. Следовательно, говорить – значит творить. Самое решающее значение при этом имеет вопрос, на каком уровне происходит процесс творения. Является ли это творение созидающим или же оно разрушает? Поэтому Лао-цзы говорит: “Говорящий мало естественен и непосредственен”. Ян ван Рэйкенборг так комментирует эти слова: “Те, кто мало говорят, поскольку они осознают выше перечисленные опасности, поскольку они ведают, что творят и понимают свою ответственность, остаются самими собой и сохраняют полную естественность. Следовательно, у них есть основа для освобождающей самореализации”.

Не каждое слово может быть просто произнесено. Свидетельством тому является, например, имя JHWH, или Яхве. Это слово никогда не произносится вслух в иудейских религиозных службах. Его заменяют словами “Господь” или “Всемогущий”. Так совершается не только из благоговения, подобная замена возникла из знания того, что человеку не дано правильно произнести Имя Господне. Апостол Павел, обретя новое сознание, сказал: “И знаю о таком человеке он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которые человек произнести не может”.

Когда слово – как золото

Слово, подобное золоту, земному человеку не дано. Это Господь, произнося Слово, вдохнул жизнь в творение. И каждому Дню Творения, описанному в Первой Книге Творения, предшествовали слова “И сказал Господь”, для того, чтобы показать, что его Слово обладает созидающей силой. Евангелие от Иоанна начинается словами: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть”. В Новом Завете слова Иисуса несут созидающую силу. Прокаженному он говорит: “Хочу, очистись!” К расслабленному он обращается со словами: “Я говорю тебе, встань, возьми постель свою и иди в дом свой”. И буре на море он приказывает: “Умолкни, перестань!” И это свершилось.

Молчание – золото

“Умолкни, перестань!” – эти слова Иисуса приобретают особый смысл для человека, ищущего внутренней тишины Он слышит, что слова “Умолкни, перестань!” относятся к буре в его собственном существе. Для него безмолвие – не только сомкнутые уста, но состояние, в котором мысли и чувства приведены в состояние покоя. И это возможно лишь тогда, когда сердце очищено. В этой тишине к человеку обращается новое, божественное сознание. И он слышит: “Хочу, очистись!” и “Встань и возвращайся в новой Силе в родительский дом”. Должно пробудиться новое сознание, которое воздействует силой. “Кто взаимодействует с этой силой, тот что-то создает, у него появляется понимание того, что он что-то претворяет в жизнь. И нечто становится очевидным. В этом – основа, абсолютная основа всего гностического действа: Слово. Где Гнозис проявляет себя, там произносится созидающее Слово, там – основополагающая сила”.

Значение поговорки – Слово не воробей вылетит – не поймаешь, слово – серебро молчание – золото, слухом (слухами) земля полнится, смелость города берет

“Слово не воробей, вылетит – не поймаешь “

Смысл. сказанные, произнесённые слова не возьмёшь обратно. Говорится в качестве предупреждения против необдуманных высказываний, а также когда сожалеют о том, что было произнесено.
Примеры из литературы:
1) - Слово не воробей, а вылетит - не поймаешь: тебе бы не нужно этих речей и говорить (Н. Успенский, “Егорка-пастух”);
2) Чтобы судить о человеке, надо должным образом узнать его! Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. (Газета “Известия”, 12 июня 1965);
3) - В общем, немало было сказано правильного, но немало и лишнего, запальчивого. Слово не воробей: вылетело - не поймаешь (А. Авдеенко, “В поте лица своего”).

“Слово – серебро, молчание – золото “

Смысл. лучше промолчать, чем сказать и потом жалеть о том, что сказал; лучше промолчать, чем сказать необдуманно. Говорится как совет тщательно обдумывать каждое своё высказывание.
Примеры из литературы:
1) - Я полагал бы, что, с точки зрения безопасности, надёжнее было бы, если бы всю фразу, выкинуть совсем. - И так можно! - согласился Алексей Степаныч. - Потому что слово - серебро, а молчание - золото! - присовокупил я (М. Салтыков-Щедрин, “В среде умеренности и аккуратности”);
2) На свои запросы инженеры ответа не получили. Говорят, молчание - золото. В данном случае следовало бы добавить: потерянное (Газета “Правда”, 10 декабря 1974).

“Слухом (слухами) земля полнится “

“Слух” - молва, известие о ком-либо, чём-либо, обычно ничем ещё не подтверждённое.
Смысл. известие, молва распространяется повсюду; все об этом знают. Говорят, когда не хотят отвечать конкретно на вопрос, как или от кого что-то узнали, и вместо определённого ответа ссылаются на якобы распространившиеся слухи.
Примеры из литературы:
1) - Как же вы-то об этом узнали, Василий Петрович? - спросил увлекаемый любопытством Меркулов. - Слухом земля полнится (Мельников-Печерский, “На горах”);
2) - Откуда узнал про наш отряд? - Слухом земля полнится, товарищ командир, - весело, чувствуя, что Будённый поверил ему, сказал шахтёр (А. Листовский, “Конармия”);
3) - Едет к нам ваш именитый коллега, академик Богоявленский, - широко улыбаясь, сказал Фирсов. - Номер в гостинице я уже заказал, - сухо сообщил Кулагин. - Надеюсь, академик посетит институт? - А, так вы в курсе? - удивился Фирсов. - Слухами земля полнится, - заговорщицки подмигнул Кулагин (В. Гиллер, “Тихий тиран”).

“Слышал звон, да не знает (не знаешь), где он “

Говорится про человека, который сам недостаточно или с чужих слов знает то, о чём говорит.
Примеры из литературы:
1) - Вздор! быть не может! Ты, вечно всё перепутаешь… Слышал звон, да не знаешь, где он (Д. Григорович, “Просёлочные дороги”);
2) Это всё сплошная нелепость и выдумка. Какой-то дурак “слыхал звон, да не понял, откуда он” и переврал всё (В.И. Ленин, “Письмо М. И. Ульяновой”, 3 декабря 1909).

“Смелость города берет “

“Берёт” - захватывает, овладевает.
Смысл. в любом деле побеждают смелые, решительные люди. Говорится, чтоб подбодрить человека, испытывающего страх перед каким-либо делом.
Примеры из литературы:
1) - Смел очень! - крикнул он, когда Серёжа приблизился. Помни: не всегда смелость города берёт, особенно на службе. Можно и головы не сносить (К. Станюкович, “Грозный адмирал”);
2) - Здесь вот девушка не решается выступить… Все оглянулись. Оксана испуганно уткнула лицо в ладони. - Смелость города берёт, - шептал над ухом сосед (Е. Поповкин, “Семья Рубанюк”).

Больше информации

По стихотворению Любови Берегини
«Молчание золото»

Молчанье - золото, а слово – серебро.
Девиз не новый, но не всё так просто.
В словах живут надежда и добро,
Молчание – поминки у погоста.

Но в жизни случаев немало и смурных,
Когда молчание бывает во спасенье.
И говорят, в делах любовных и иных
Советчик - сердце, собственное мненье.

Оно подскажет, когда следует молчать.
А иногда не грех и высказать сужденье.
Бывает слово, как безжалостный палач,
Бывает, как букет на день рожденья.

И где, какой нам выбрать вариант,
Решать за всех поистине негоже.
На всей земле слов целый миллиард,
Но только наше нам всего дороже.

Покой дай сердцу, слову серебро.
И не покинет Бог нас в светлом бдении,
А на душе от слов Его светло,
От мудрости Его идёт прозрение.

Молчанье – золото. Пускай твердит молва.
Но мудрость, ты не золотом расшита,
А серебром печатаешь слова.
И в тех словах знамение сокрыто.

Мовчання – золото, розмова – срібло…
Знайома мудрість? – Вона відносна:
В словах буває осяйне світло,
А від мовчання буває млосно…

В житті немало умов трагічних,
В яких мовчання спасінням буде…
Немає тверджень незмінних, вічних –
Хай шепіт серця пильнують люди:

Воно підкаже, коли мовчати,
Щоб простір гнівом не отруїти,
Де щирим словом слід лікувати,
Як дарувати сердечні квіти…

Тут варіантів така безмежність, -
Багатий вибір – для нас вагання…
Підказуй, совість! – Бо протилежність
Теж має право на існування!..

Дай серцю тишу, дай мови срібло –
Найбільша цінність – Творцю довіра:
Від Нього ллється нам в душі світло,
Миттєва мудрість – сердечна міра…

Я дуже вдячна мовчанню-золоту:
Воно карбує срібні слова!
Таку лиш Мудрість шаную змолоду,
Бо в серці сила її жива!

Рецензии

"И плывут зонты и люди, кто-то их сейчас забудет.
Кто-то выйдет их, наверное, встречать.
Ну, а мы с тобой синхронно снимем трубки телефона.
Только мы одни умеем так молчать."
мне понравилось стихотворение на русском языке, философские строки!
украинского увы не знаю)))

Стихотворение умное. Может быть в нём мало красоты, но смысл заложен глубокий. Когда уместно наше слово, когда молчание? Слово лечит и слово калечит. А ещё есть Божье слово. И так ли уж всегда молчание - золото? А может быть это просто наша трусость. Об этом автор украинского текста и рассуждает. Мой перевод не совсем точный. Спасибо, Татьяна за твои слова. И пусть они серебрянные, но они мне дороже золота.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Цели урока:

1) способствовать воспитанию ответственного отношения к произносимым словам, сострадания;
2) показать необходимость добрых слов;
3) учить детей позитивно мыслить и излагать свои мысли;
4) способствовать развитию памяти, творческих способностей, умения описывать увиденное в природе;
5) способствовать развитию любви к родной природе, поэзии.

Оборудование:

1) искусственный или живой большой цветок.

Ход урока:

Учитель: Проверяет домашнее задание.

Подумайте теперь, когда лучше всего бывает слышен голос совести, голос нашего Ангела-Хранителя?

Дети: В тишине, когда мы молчим.

У.: Правильно. Значит, молчание необходимо для того, чтобы услышать свою совесть. Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной пословицей «Слово – серебро, а молчание – золото».

Д.: Записывают пословицу.

У.: Наверняка, вы слышали ее раньше. Можете ли вы вспомнить, когда так говорят?

Д.: Так говорят обычно, когда человек скажет что-нибудь плохое или обидное, а потом жалеет об этом.

У.: Вы знаете, как важно слово. Что вы чувствуете, когда вам говорят добрые, хорошие слова? А когда плохие?

Д.: Доброе слово приятно, а плохое неприятно и обидно.

У.: Злое слово порождает зло. Оно вызывает гнев и желание сказать в ответ ещё более злое и обидное слово. А доброе? Доброе слово согревает душу, ободряет, утешает, иногда спасает человека от беды и даже от смерти. Доброе слово рождает добро. Оно вызывает желание ответить чем-нибудь таким же добрым и тёплым, дарит радость и любовь. Поэтому очень важно уметь говорить добрые слова и молчать, когда гнев заставлять тебя сказать что-нибудь плохое. Помните, мы с вами говорили о воздержании? Ведь молчание – это тоже воздержание?

Д.: Да, потому что не всегда легко сдержаться и промолчать.

У.: Правильно, это трудно, но зато польза велика. Если ты промолчишь вместо того, чтобы вспылить на замечание взрослого, то тебе быстрее простят твою оплошность. Если ты промолчишь, когда твой неприятель кричит и обзывается, то ему, скорее всего, станет стыдно. Он так старался и, все-таки, не смог вывести тебя из себя…

Бывало ли с вами такое? Расскажите, кода вам труднее всего промолчать?

Д.: Рассказывают.

У.: Молчанию, как и всякому воздержанию надо учиться. И время поста самое для этого подходящее. Особенно же нельзя ругаться, говорить грубые слова.

Вспомните момент из сказки «Двенадцать месяцев», когда мачеха со своей дочкой ругались из-за шубы и превратились в лающих собак. Так и люди, которые напрасно сквернословят и ругаются, похожи на глупых собак.

Итак, нужно уметь сдерживаться и не говорить никому плохих обидных слов, не оговариваться с родителями, не ругаться, не обманывать и тогда другие тоже будут говорить тебе в ответ только добрые, хорошие слова.

А какие еще мы знаем пословицы и поговорки о словах и о речи?

Д.: «Слово – не воробей: вылетит, не поймаешь», «Язык мой – враг мой», «Ругательство – не доказательство»… Записывают пословицы.

У.: Чтобы нам было легче говорить всегда только хорошее, давайте попробуем с вами поиграть. Сегодня я принесла на занятие такой красивый цветок. Давайте встанем в круг, будем передавать его по кругу и говорить друг другу красивые добрые слова. Постарайтесь при этом называть своих друзей по именам. Начнем сейчас: (учитель называет первое слово).

Д.: Становятся в круг и называют добрые слова: мама; папа; доброта; красота; любовь; вера; надежда; мир; свет; здоровье; радость; счастье; дружба и т.п.

У.: Теперь постараемся собрать большой-большой список красивых добрых слов! Запишем их в тетради.

Д.: Записывают названные слова.

У.: Запомните эти прекрасные слова, а дома на отдельном листе составьте большой список, вспомните другие хорошие слова. Их очень много. Пусть вам помогут родители.

Предлагает обыгрывание ситуации – утешить друга, незаслуженно пострадавшего или ветерана, обиженного в автобусе.

Д.: По желанию разыгрывают подобную ситуацию по ролям.

У.: Слово – это особый инструмент, которым нужно пользоваться очень умело, чтобы не ранить души людей. Словом можно до смерти обидеть человека, а можно осчастливить. Не забывайте как сильно и могущественно слово. Применяйте этот тонкий инструмент только для добрых дел. От вас в жизни будет зависеть очень многое: настроение, здоровье окружающих людей, взаимопонимание между родственниками, друзьями и знакомыми.

Вы обращали внимание на то, что когда звучат только хорошие слова, это приятно всему живому. Недаром существует пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Внимательные люди заметили, что даже комнатные растения лучше растут в тех семьях, где нет ссор, а всегда слышны добрые слова. Тогда в доме всегда весна, какая погода ни была бы на улице. Между тем, теперь на улице и в самом деле весна. Послушайте стихотворение:

Отпадают льдинки.
Кружат в солнечном столбе
Легкие пылинки
И, почуя к вешним дням
Поворот незримый,
Сбросил с почек колпачки
Фикус мой любимый.
Развернул атласный лист,
На геранях почки.
Захиревший первоцвет
Обновил листочки
И из пазухи листов
Гонит цветоножки
Вот как чуется весна
На моем окошке.

А как на улице заметно появление весны?

Д.: Описывают изменения весной в природе.

У.: В такой прекрасный весенний день мы и заканчиваем занятия в этой четверти. Когда придете домой, скажите своей маме, своему папе, братьям, сестрам и друзьям как можно больше хороших слов – посмотрите, что получится! И не забывайте сдерживаться, когда хочется сказать что-то плохое. Это будет ваше домашнее задание на все каникулы и на всю жизнь.

Д.: Заранее подготовленные ученики читают стихотворение (возможно исполнение песни):

Сердце весне откройте,
Воскресли леса и реки.
Господа пойте
И превозносите во вся веки
Как пахнет уже листвой-то,
Природа открыла веки.
Господа пойте
И превозносите во вся веки!
Кукушка поет далёко
На гулкой лесной просеке.
Господа пойте
И превозносите во вся веки!
Трепет возник какой-то
И в травке, и в человеке.
Господа пойте
И превозносите во вся веки!

О. Потаповская


© Все права защищены