Главной идеей роберта оуэна является. Роберт Оуэн: педагогические идеи и мысли о воспитании. Социальный эксперимент в Нью-Ланарке

Роберт Оуэн

Марксисткий взгляд: не верил в классовую борьбу

Оуэн Роберт (1771 - 1858) - известный английский социалист-утопист. Родился в семье шорника. В детстве служил приказчиком в Лондоне и др. городах, 20-ти лет получил место директора текстильной фабрики в Манчестере. Вскоре Оуэн приобрел в Нью-Ланарке (Шотландия) фабрику, в которой стал практически проводить свои социально-реформаторские взгляды. Он значительно сократил рабочий день, увеличил заработную плату, построил гигиенические помещения и т.д. Эти меры сильно подняли производительность труда рабочих. Успех Оуэна заставил его повести агитацию среди промышленников за издание фабричного законодательства в духе его реформ. Не ограничиваясь агитацией среди английской буржуазии, Оуэн совершает поездку во Францию, в Германию и др. страны и ведет переговоры с руководящими государственными людьми о своем плане разрешения рабочего вопроса. Не добившись в этом направлении никаких результатов, Оуэн уезжает в Америку, где создает так называемые "коммуны органических интересов", продолжая проводить в них свои опыты, не увенчавшиеся, однако, сколько-нибудь значительным успехом. К чартизму Оуэн относился отрицательно. Он считал неправильной идею классовой борьбы пролетариата и верил в возможность мирного сотрудничества рабочего класса и буржуазии.

Литература:

Сочинения:

A new view of society. L., 1812;

The book of the new moral world. L., 1820;

A new view of society and other writings. L., 1927 (с библ.);

в рус. пер.: Избранные сочинения, т. 1–4. М. – Л., 1950–54.

Литература:

Harrison J. F. C., R. Owen and the Owenites in Britain and America, L., 1969 (лит.).

Morton A. L., The life and ideas of R. Owen, L., 1962;

Pоdmore F., R. Owen, 1 – 2, L., ;

Либкнехт В., Р. Оуэн, пер. с нем., М.– П., 1923;

Колл Д.Г., Р. Оуэн, пер. с англ., М.– Л., 1931;

Андерсон К. М. Общины в истории оуэнизма.- В кн.: Проблемы новой и новейшей истории. М., 1979.

Волгин В. П. Роберт Оуэн,- В кн.: Оуэн Р. Избр. соч. М.-Л., 1950, т. I.

Володин А. И. Роберт Оуэн и русские социалисты 60-х годов XIX века.- Научный коммунизм, 1976, № 4.

Галкин В. В. Наука или утопия? Опыт исследования социалистических учений последователей Р. Оуэна в Англии 20-40-х годов XIX в. М., 1981.

Деборин А. М. Учение Роберта Оуэна.- В кн.: Из истории рабочего класса и революционного движения. М., 1958.

Застенкер Н. Е. Роберт Оуэн как мыслитель.- В кн.: История социалистических учений. М., 1976.

Ленин В.И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, 4, 6, 29, 45 (см. Указат. имён);

Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 2 – 4, 18 – 19, 23 – 24 (см. Указат. имён);

Неманов И. Н. К вопросу о характере Нью-Ленаркского эксперимента Роберта Оуэна.- В кн.: Социально-экономическое развитие России и зарубежных стран. Смоленск, 1972.

Плеханов Г. В., Утопический социализм XIX в., Избр. философские произв., т. 3, М., 1957;

Подмарков В. Г. Роберт Оуэн - гуманист и мыслитель. М., 1976.

Саркисян С. А. Великий социалист-утопист Роберт Оуэн. Ереван, 1974.

Торицын Т. М. Учение Роберта Оуэна и его влияние на распространение и развитие социалистических идей. Рязань. 1972.

Фейгина С. А. Роберт Оуэн: Биографический очерк.- В кн.: Оуэн Р. Избр. соч. М,-Л., 1950, т. 2.

Биография

Ранние годы

Педагогические идеи

Социально-философские основы воспитания .

Воспитание . Цель воспитания – формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека. Всечеловеческая гармония может быть положена лишь должным воспитанием людей. Для создания людей совершенных надо всех воспитывать с самого рождения с одинаковой тщательностью, без проявления каких бы то ни было пристрастий и так, чтобы никто не стремился к лучшим условиям. Содержание воспитания. Нравственное воспитание – на него главное внимание. Умственное воспитание – знания не должны противоречить здравому смыслу.Трудовое воспитание – необходимое условие для всестороннего развития человека. Ребёнок в школе наряду с общим образованием должен получить трудовые навыки. Физическое воспитание – военные упражнения.

Образование. Периоды образования. Существуют периоды – пятилетия в жизни человека, вплоть до 30 – летнего возраста, - создающие основу для хорошего разделения по занятиям, причём каждая группа занята своим делом. Это способствует лучшему развитию человека.

Система 4 образовательных ступеней (основа всего коллективизм). 1. Школа – для малышей 1-5 лет: чтение, танцы, свежий воздух. 2. Дневная школа – для детей 5-10 лет: родной язык, арифметика, география, естествознание, история. Делится на общеобразовательную (учебные занятия) и индустриальную (практическая работа в мастерских, саду и поле. 3. Вечерняя школа – для подростков работающих на фабрики. 4. Вечерние лекции – для взрослых.

Социальный эксперимент в Нью -Ланарке. На основании собственного опыта он выработал систему «патроната».Создаёт институт для формирования характеров.В первое десятилетие XIX века нью-ланаркская фабрика привлекала к себе толпы посетителей, равно удивлявшихся коммерческому её успеху и благосостоянию её рабочих. На фабрике в Нью-Лэнарке был запрещен труд детей до 10 лет и сокращен рабочий день до 10 часов 45 минут, что было неслыханным новшеством для того времени, когда значительную часть рабочих английской промышленности составляли дети от 5 до 10 лет, которые трудились наравне со взрослыми по 14-16 часов в день.

Оуэн открыл в 1816 г. «Новый институт для формирования характера». В него входили: дошкольное учреждение для детей от 1 до 5 лет, начальная школа для детей до 10 лет, вечерние классы для работавших на фабрике подростков, вечерний очаг культуры, где обучали неграмот­ных рабочих, функционировал лекторий, родители получа­ли консультации по воспитанию детей, проводились музы­кальные вечера, танцы, игры и т.д. На 1 января 1816 г. «Новый институт» охватывал своим воспитательным воздействием 759 человек в возрасте от 1 года до 25 лет.

Вклад в развитие мировой педагогики Развил идею соединения обучения с производственным трудом. Создал оригинальную систему воспитания (и попытался экспериментально её доказать). Осуществил уникальный социально-педагогический опыт в колониях и коммунах.

Значение творческого наследия Оуэна

Несмотря на все свои неудачи, Оуэн навсегда останется памятным в истории умственного развития Европы. Он дал первый толчок фабричному законодательству, указал на необходимость вмешательства государства и ясно поставил задачу борьбы с безработицей; его же можно считать отцом той теории кризисов в промышленности, которая объясняет их несоответствием производства с потребительными бюджетами масс или, что тоже, с незначительностью потребительной доли богатства, которая достаётся массам при системе соперничества. Он был духовным творцом кооперативного движения, ставящего своей задачей сделать потребителя производителем и устранить торговую прибыль.

Работы Оуэна вдохновили экономическую мысль второй половины XIX века и послужили источником идей коммунизма. Идеи Оуэна были преосмыслены Карлом Марксом , Фридрихом Энгельсом , Владимиром Лениным . Опыт коммун служил примером для построения кибуцев и первых коммунистических экспериментов в Советской России после года.

Основная ошибка его состояла в том, что он хотел частными усилиями отдельных выдающихся личностей и единичными попытками преобразовать сложившийся уклад и природу отношений людей, которые, составляя могут изменяться лишь в закономерной последовательности.

Основные произведения

  • Замечания о влиянии промышленной системы (1815)
  • Дальнейшее развитие плана, содержащегося в докладе…(1817)
  • Описание ряда заблуждений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего состояния общества
  • Доклад графству Ланарк о плане облегчения общественных бедствий… (1820)
  • Обращение Конгресса кооперативных обществ…(1833)
  • Речь Роберта Оуэна в учреждении на улице Шарлотты (1833)
  • Книга о новом нравственном мире (1842-44)
  • Революция в сознании и деятельности человеческого рода…(1850-е)

Издания

  • Оуэн, Роберт Избранные сочинения в двух томах. - Москва, Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1950. - 768 с. - (Предшественники научного социализма). - 8000 экз.

Литература

  • Sargant, «R. Owen and his social philosophy» (1860, самая лучшая биография);
  • L. Jones, «The life of R. О.» (Л., 1890),
  • «Роберт Овен» (Биографич. библиотека Павленкова).
  • «Об образовании человеческого характера» (3-е изд., СПб., 1893).
  • Арк. А-н (Анекштейн, Аркадий Израилевич). Роберт Оуэн: его жизнь, учение и деятельность. - М., 1937
  • Аникин В . Юность науки
  • Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений - М.: Экономика, 1995.
  • Андерсон К.М. Мексиканский проект Роберта Оуэна // История социалистических учений,1987. М., 1987. С.47-68.
  • Утопический социализм: Хрестоматия. / Общ. ред. А. И. Володина . - М.: Политиздат, 1982.
  • Герцен А.И. Роберт Оуэн // Сочинения в девяти томах. Т. 6: Былое и думы. Ч. 6: Англия. Глава IX. Роберт Оуэн. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - С. 202-251.
  • Дерзновение / Д. Валовой, М. Валовая, Г. Лапшина. - М.: Мол. гвардия, 1989. - 314 c., ил. С.128-142.

Ссылки

  • Раздел «Галереи экономистов», посвященный Роберту Оуэну
  • Высказывания Р. Оуэна (англ.)
  • Сайт музея Р. Оуэна в городе Ньютаун (англ.)
  • Биография Р. Оуэна на сайте: Объект Всемирного наследия «Нью-Ланарк» (англ.)
  • Биография Р. Оуэна на сайте: Небеса на Земле: Подъём и падение социализма (англ.)

Роберт Оуэн.

Роберт Оуэн (гг.) - представитель утопического социализма в Англии. Его социальная утопия отри­цала всякую частную собственность В 20 лет Оуэн директор прядильни в Манчестере, в 1800г. - владелец фаб­рики в Нью-Ленарке. Пишет ряд работ - социалистических проектов «с целью спасти человечество»: «Об образо­вании человеческого характера» (1814), «Доклад графству Нью-Ленарк» (1820), «Замечания о влиянии промыш­ленной системы» (1815), «Изложение рациональной системы общества» (1830), «Книга о новом нравственном ми­ре» (1840). Резко критиковал капитализм, его противоречивость и хаотичность, отмечая «троицу зол»: частная собственность, религия и брак на основе собственности Он считал, что человечество не разрешит своих про­блем, пока имущество не станет общественной собственностью. Но - мирным путем, без классовой борьбы В от­личие от французских единомышленников его программа отличалась скрупулезностью и практицизмом Ха­рактерная особенность - опора на трудовую теорию стоимости Д. Рикардо. Он предложил уничтожить день­ги и ввести эквивалент трудовых затрат - «рабочие деньги» Организовал «Базар справедливого обмена», ко­торый быстро обанкротился (ходовой товар быстро разобрали с целью перепродажи, а базар затоварился неходо­вым товаром) Предложил капиталистам продать средства производства профсоюзам. Критиковал теорию народонаселения Т. Мальтуса и искренне верил в приход социализма путем принятия разумных законов и просвеще­ния населения. Ячейка будущего общества - кооперативная община, основа богатства - обязательный труд для всех - от каждого по способностям - каждому по труду Для уничтожения противоположности между го­родом и деревней - труд в общине необходимо чередовать Он создал кооперации в США «Новая гармония», в Англии «Арбистон» и «Мизеруэлл», которые или распались или стали коллективными капиталистическими пред­приятиями. Ф. Энгельс подчеркивал, что «теоретический социализм никогда не забудет, что стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна».

РОБЕРТ ОУЭН И РАННИЙ АНГЛИЙСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

«В гостиной был маленький, тщедушный старичок, се­дой как лунь, с необычайно добродушным лицом, с чистым, светлым, кротким взглядом,- с тем глубоким детским взглядом, который остается у людей до глубокой старости, как отсвет великой доброты.

Дочери хозяйки дома бросились к седому дедушке; видно было, что они приятели.

Я остановился в дверях сада.

- Вот кстати как нельзя больше,- сказала их мать, протягивая старику руку,- сегодня у меня есть чем вас угостить. Позвольте вам представить нашего русского друга. Я думаю,- прибавила она, обращаясь ко мне,- вам приятно будет познакомиться с одним из ваших патриар­ хов.

- Robert Owen,- сказал, добродушно улыбаясь, ста­рик,-очень, очень рад.

Я сжал его руку с чувством сыновнего уважения; если б я был моложе, я бы стал, может, на колени и про­сил бы старика возложить на меня руки...

- Я жду великого от вашей родины,- сказал мне Оуэн,- у вас поле чище, у вас попы не так сильны, пред­рассудки не так закоснели... а сил-то... а сил-то!»

Так рассказывает о своей встрече с Оуэном в 1852 г., когда последнему было за восемьдесят. После характеристики Оуэна, данной основоположниками марк­сизма (особенно Ф. Энгельсом в «Анти-Дюринге»), эта глава из «Былого и дум», может быть, лучшее, что о нем написано. Характерно, что Маркс, говоря о Сен-Симоне, Фурье и Оуэне, употребил то же слово «патриархи», которое встречается у Герцена.

Разумеется, взгляд Герцена, который сам проповедовал утопический крестьянский социализм, был существенно иной. Но и для Маркса и для Герцена Оуэн был одним из патриархов социализма.

Человек большого сердца

Роберт Оуэн родился в 1771 г. в ма­леньком городке Ньютаун (Уэльс) в семье мелкого лавочника, потом почтмейстера. В семь лет учитель местной школы уже ис­пользовал его как помощника, но еще через два года школьное образование Оуэна навсегда закончилось. С 40 шиллингами в кармане отправился он искать счастья в больших городах. Он служил учеником и приказчиком в мануфактурных магазинах Стэмфорда, Лондона и Манче­стера. Книги удавалось читать только урывками. Подобно Фурье, Оуэн не получил систематического образования, но зато был свободен от многих предрассудков и догм офици­альной учености.

Манчестер был в это время центром промышленной ре­волюции, особенно бурно развивалось здесь хлопчато­бумажное производство. Для энергичного и дельного юноши, каким был Оуэн, скоро представилась возможность выйти в люди. Сначала он, взяв у брата взаймы деньги, от­крыл с одним компаньоном небольшую мастерскую, изго­товлявшую прядильные машины, которые в то время быст­ро внедрялись в промышленность. Потом завел собствен­ное крохотное прядильное предприятие, где работал сам с двумя-тремя рабочими. В 20 лет стал управляющим, а за­тем и совладельцем большой текстильной фабрики.

Будучи по делам фирмы в Шотландии, Оуэн познако­мился с дочерью богатого фабриканта Дэвида Дейла, хо­зяина текстильной фабрики в поселке Ныо-Ланарк, близ Глазго. Брак с мисс Дэйл привел в 1799 г. к переселению Оуэна в Нью-Ланарк, где он стал совладельцем (вместе с несколькими манчестерскими капиталистами) и управля­ющим бывшей фабрики своего тестя. Как пишет Оуэн в своей автобиографии , он уже давно задумал свой промыш­ленный и социальный эксперимент и прибыл в Нью-Ланарк с твердым планом. Энгельс говорит: «И тут выступил в качестве реформатора двадцатидевятилетний фабрикант, человек с детски чистым благородным характером и в то же время прирожденный руководитель, каких немного».

Оуэн не посягал в то время ни на частную собствен­ность, ни на капиталистическую фабричную систему. Но он поставил своей задачей доказать и доказал, что чудовищ­ное наемное рабство и угнетение рабочих вовсе не явля­ются необходимым условием эффективного производства и высокой рентабельности. Он только создал для рабочих элементарные человеческие условия труда и жизни, и от­дача, как в виде повышения производительности труда, так и в виде социального оздоровления, оказалась разительной.

Только! Но надо представить себе, сколько труда, на­стойчивости, убежденности и мужества потребовало это от Оуэна и его немногих помощников! Рабочий день в Нью-Ланарке был сокращен до 10 с половиной часов (против 13-14 часов на других фабриках), заработная плата вы­плачивалась также в период вынужденной остановки пред­приятия по причине кризиса. Были введены пенсии для престарелых, организованы кассы взаимопомощи . Оуэн строил сносные жилища для рабочих и сдавал их за льгот­ную плату. Была организована добросовестная розничная торговля но сниженным, хотя и рентабельным, ценам.

Особенно много сделал Оуэн для детей, облегчив их труд на фабрике, создав школу, куда принимали малышей с двухлетнего возраста. Эта школа явилась прообразом бу­дущих детских садов. Такая забота о детях соответство­вала главному принципу, который Оуэн взял у философов XVIII в.: человек таков, каким его делает среда; чтобы сделать человека лучше, надо изменить среду, в которой он вырастает.

Оуэну приходилось вести постоянную борьбу со свои­ми компаньонами, которые возмущались этими, с их точки зрения, нелепыми идеями и еще более нелепыми затрата­ми и требовали, чтобы вся прибыль распределялась по па­ям. В 1813 г. ему удалось подыскать новых компаньонов, в числе которых было несколько богатых квакеров и фило­соф Дж. Бентам. Они согласились получать твердый до­ход в размере 5% на капитал, а в остальном предоставили Оуэну полную свободу действий. К этому времени имя Оуэна было широко известно, а Нью-Ланарк стал привле­кать толпы посетителей. Оуэн завел знакомства и нашел покровителей в самых высоких лондонских сферах: его мирная благотворительная деятельность еще мало кого беспокоила, а многим казалась неплохим способом разре­шения острых социальных проблем. Первая книга Оуэна «Новый взгляд на общество, или Опыт о принципах обра­зования человеческого характера» (1813 г.) была встре­чена благожелательно, поскольку ее идеи мало выходили за пределы осторожного реформаторства, особенно в сфере воспитания.

Но филантропия все менее удовлетворяла Оуэна. Он видел, что даже при известных успехах она бессильна раз­решить коренные экономические и социальные вопросы капиталистической фабричной системы. Впоследствии он писал: «В немногие годы я сделал для этого населения все, что допускала фабричная система. И хотя бедный рабочий люд был доволен и, сравнивая свою фабрику с другими фабричными предприятиями, а себя с другими рабочими, живущими при старой системе, считал, что с ним обраща­ются гораздо лучше, чем с другими, и больше о нем забо­тятся, и был вполне удовлетворен, однако, я понимал, что его существование жалко в сравнении с тем, что можно было бы создать для всего человечества при огромных средствах, находящихся в распоряжении правительств».

Непосредственным толчком для превращения Оуэна из капиталиста-благотворителя в проповедника коммунизма послужили дискуссии 1815-1817 гг., связанные с ухуд­шением экономического положения Англии, ростом безра­ботицы и бедности. Оуэн представил правительственному комитету свой план облегчения этих трудностей путем соз­дания для бедняков кооперативных поселков, где они тру­дились бы сообща, без капиталистов-нанимателей. Идеи Оуэна натолкнулись на непонимание и раздражение. То­гда Оуэн обратился прямо к широкой публике. В несколь­ких речах, произнесенных в Лондоне в августе 1817 г. при значительном стечении народа, он впервые изложил свой план. После этого он продолжал развивать и углублять его. Чем дальше, тем больше перерастал скромный проект, связанный с конкретной проблемой, во всеобъемлющую си­стему переустройства общества на коммунистических на­чалах. Это переустройство Оуэн мыслил через трудовые кооперативные общины, несколько напоминающие фалан­ги Фурье, но основанные на последовательно коммунисти­ческих началах. Он обрушился с критикой на три опоры старого общества, которые стояли на пути этой мирной революции: на частную собственность, религию и сущест­вующую форму семьи. Наиболее полно свои идеи Оуэн высказал в «Докладе графству Ланарк о плане облегчения общественных бедствий», опубликованном в 1821 г.

Выступление против основ буржуазного общества по­требовало от Оуэна большого гражданского мужества. Он знал, что вызовет ярость могущественных сил и интересов, но это не остановило его. С беззаветной верой в правоту своего дела он вступил на путь, с которого не сходил до конца дней. В 1817 -1824 гг. Оуэн объехал сею Британию, побывал за границей, произнес множество речей, написал массу статей и листовок, неустанно проповедуя свои идеи. До странности наивный при всем своем трезвом реализме, он верил, что власть имущие и богйтые должны быстро по­нять благодетельность его плана для общества. В эти и последующие годы Оуэн без конца предлагал его прави­тельству Англии и американским президентам, парижским банкирам и русскому парю Александру I.

Все усилия Оуэна были напрасны, хотя находились влиятельные люди, сочувствующие в той или иной мере его планам. В 1819 г. был даже создан комитет по сбору средств для его эксперимента; в состав комитета наряду с герцогом Кентом входил, в частности, Давид Рикардо. Однако собрать удалось лишь малую долю необходимых денег, и затея провалилась.

Разочаровавшись в английском «образованном обще­стве», не имея связи с рабочим движением тех лет, утра­тив даже свое влияние в Нью-Ланарке, Оуэн с сыновьями уехал в Америку. Он купил участок земли и основал в 1825 г. общину «Новая гармония», устав которой основы­вался на принципах уравнительного коммунизма. Практи­ческий склад ума и опыт помогли ему избежать многих ошибок, которые делали организаторы других подобных общин. Тем не менее это предприятие, поглотив 40 тыс. фунтов стерлингов - почти все состояние Оуэна, окончи­лось провалом. В 1829 г. он вернулся на родину. Выделив некоторые средства своим детям (их было семеро), Оуэн в дальнейшем вел очень скромный образ жизни.

К этому времени ему было около 60 лет. Для многих это стало бы концом активной деятельности, уходом на покой. Оуэн, напротив, совершил в 30-х годах то, что ока­залось не по силам другим утопическим социалистам: на­шел свое место в массовом рабочем движении.

В эти годы бурно росли производственные и потреби­тельские кооперативы, объединявшие ремесленников, а отчасти и фабричных рабочих. Оуэн скоро оказался во гла­ве кооперативного движения в Англии. В 1832 г. он орга­низовал Биржу справедливого обмена труда. Биржа при­нимала товары (как от кооперативов, так и от других продавцов) по оценке, основанной на затратах труда, и про­давала другие товары на «трудовые деньги». В конце кон­цов биржа обанкротилась, и Оуэну пришлось из своих средств покрывать убытки. Оуэн стоит у истоков и дру­гого движения рабочего класса, которому было суждено большое будущее,- профсоюзного. В 1833-1834 гг. он руководил попыткой создания первого всеобщего национального профессионального союза, который объединял до полумиллиона членов. Организационная слабость, недо­статок средств, сопротивление хозяев, имевших поддержку правительства,- все это привело союз к распаду. Замеча­тельные начинания Оуэна были роковым образом обрече­ны на неудачу, но ни одно из них не пропало даром.

Разногласия между Оуэном и другими лидерами рабо­чего движения шли по двум линиям. С одной стороны, для многих из них, осторожных и настроенных делячески, был неприемлем подход к кооперации и профсоюзам как к сту­пенькам антикапиталистического преобразования обще­ства. С другой стороны, Оуэн отрицал классовую борьбу и политические действия, что уже не удовлетворяло тех лю­дей, которые вскоре образовали костяк чартистского дви­жения. С этим крупнейшим движением рабочего класса 30-х и 40-х годов Оуэн никогда не мог найти общего языка.

Оуэн не был легким человеком в личном общении. Аб­солютная убежденность в своей правоте делала его нередко упрямым и нетерпимым. За 30 лет в Нью-Ланарке и в «Новой гармонии» он привык руководить, а не сотрудни­чать. Он стал мало восприимчив к новым идеям. Обаяние гуманистического энтузиазма в сочетании с деловитостью, которое так отличало Оуэна в молодости и в зрелые годы и привлекало к нему людей, отчасти уступило место на­вязчивому однообразию речей и мыслей. Сохранив до смерти большую ясность ума, он не избежал старческих странностей. В последние годы жизни Оуэн увлекся спири­тизмом, стал склонен к мистике. Но он сохранил обаяние доброты, которое отметил Герцен. Всю жизнь он очень любил детей. Взгляды Оуэна на воспитание сохраняют зна­чение и в наше время.

После 1834 г. Оуэн не играл большой роли в общест­венной жизни, хотя продолжал много писать, издавал журналы, участвовал в организации еще одной общины и неутомимо проповедовал свои взгляды. Его последователи образовали узкую секту, нередко выступавшую с довольно реакционных позиций.

Осенью 1858 г. Оуэн, имея от роду 87 лет, поехал в Ли­верпуль и на трибуне митинга почувствовал себя плохо. Отлежавшись в течение нескольких дней, он вдруг решил отправиться в свой родной город Ньютаун, где не был с детства. Там он и умер в ноябре 1858 г.

Оуэн и политическая экономия

Отношение Оуэна к политической экономии иное, чем у Сен-Симона и особенно у Фурье. Он не только не отвергает эту науку, но, напротив, утверждает, что его план покоится на ее принципах, имея в виду труды Смита и Рикардо. Энгельс пишет: «Весь оуэновский коммунизм, поскольку он вступает в экономи­ческую полемику, опирается на Рикардо». Оуэн был пер­вым, кто сделал из принципов классической школы анти­капиталистические выводы.

Впрочем, из буржуазной классической политэкономии Оуэн брал лишь то, что было ему нужно для его системы, игнорируя и даже прямо отвергая многое другое. Эконо­мических вопросов он касается в своих сочинениях походя, не занимаясь ими специально. Основные его экономиче­ские мысли содержатся в «Докладе графству Ланарк». Оуэн был практик и свои экономические идеи пытался осу­ществить в жизни: сначала в Нью-Ланарке, затем в Аме­рике и, наконец, в кооперативном движении и на Бирже справедливого обмена труда.

В основе взглядов Оуэна лежит трудовая теория стои­мости Рикардо: труд есть создатель и мерило стоимости; обмен товаров должен осуществляться по труду. Но в от­личие от Рикардо он считает, что фактически при капита­лизме обмен не совершается по труду. По его мнению, об­мен по труду предполагает, что рабочий получает полную стоимость произведенного им товара. В действительности этого нет и в помине.

Но для объяснения нарушения «справедливого» зако­на стоимости Оуэн обращается к идеям, которые напоми­нают чуть ли не Буагильбера: во всем виноваты деньги, это искусственное мерило стоимости, вытеснившее мерило естественное - труд.

Политическая экономия Оуэна нормативна в самой предельной степени: все эти соображения нужны ему толь­ко для обоснования предлагаемой им меры - введения трудовой единицы в качестве мерила ценности, обмена товаров на основе этого мерила, отказа от употребления де­нег. Это, по мнению Оуэна, разрешит самые трудные про­блемы общества. Рабочий будет получать справедливое вознаграждение за свой труд. Поскольку вознаграждение, получаемое трудящимися, будет соответствовать истинной стоимости товаров, станут невозможны перепроизводство и кризисы. Такая реформа выгодна отнюдь не только од­ним рабочим, в ней заинтересованы также землевладельцы и капиталисты: «...только труд, правильно вознаграждае­мый, дает возможность извлекать прибыль из продажи сельскохозяйственных и промышленных продуктов».

Каким именно образом деньги превращают «справед­ливый» обмен в сплошной обман? Чем в конечном счете определяются цены, если товары обмениваются не по ко­личеству труда, заключенного в каждом из них? Откуда возьмутся доходы капиталиста и землевладельца, если рабочий будет получать всю стоимость создаваемого его трудом продукта? Такие вопросы Оуэну можно задавать бесконечно, и даже приближения к ответу мы у него не найдем.

Экономические взгляды Оуэна были бы, очевидно, ни­сколько не выше мелкобуржуазных иллюзий об устране­нии зол капитализма путем реформы одной лишь сферы обращения, особенно путем устранения денег, если бы они не были у него неразрывно связаны с его планом радикаль­ного преобразования общества, включая производственные отношения. Оказывается, справедливый обмен по трудо­вой стоимости требует ликвидации капиталистической системы! Лишь в будущем обществе без частной собственности рабочий будет отдавать свой труд «по полной стои­мости». В таком случае отпадает и вопрос о капиталистах и землевладельцах. Они выиграют от переустройства об­щества не как капиталисты и землевладельцы, а как люди. Конечно, исторический характер товарного производ­ства и закона стоимости для Оуэна совершенно неясен. Для него это столь же вечные и естественные явления, как для Рикардо. Но Рикардо делал отсюда вывод о вечности и естественности капитализма, а Оуэн - прямо противо­положный вывод: о его «временности» и «противоестест­венности». Для Оуэна неприемлем и исторический песси­мизм рикардианства, который он не без основания связы­вал с влиянием Мальтуса и его теории народонаселения. Оуэн выступал против этой теории. Приводя данные о фак­тическом и потенциальном росте производства, в частности сельскохозяйственного, он заявлял, что не природа вино­вата в бедности людей, а общественное устройство.

Коммунизм Оуэна

Маркс и Энгельс отличали утопию Оуэна от других утопий той эпохи, подчеркивая ее коммунистический характер. У Маркса читаем: «В рикардовский период политической экономии перед нами выступают вместе с тем и противники [буржу­азной политической экономии] - коммунизм (Оуэн) и со­циализм (Фурье, Сен-Симон)...» У Энгельса: «Переход к коммунизму был поворотным пунктом в жизни Оуэна». Как мы видели, системы Сен-Симона и Фурье не были до конца социалистическими. В их будущем обществе ос­тавалась частная собственность с теми или иными ограни­чениями, оставались и капиталисты, в той или иной форме распоряжающиеся средствами производства и получаю­щие доход от капитала. Система Оуэна не только носит последовательно-социалистический характер, но и рисует вторую, высшую фазу коммунизма, где полностью ликви­дирована частная собственность и даже всякие классовые различия, существует обязательность труда для всех и, на основе роста производительных сил, распределение по по­требностям. Оуэнова утопия совершенно лишена религи­озной и мистической окраски, ее отличает известный реа­лизм, порой даже деловой практицизм. От этого система Оуэна не становится, конечно, менее утопичной. Как Сен-Симон и Фурье, он не видел действительных путей, кото­рые ведут в коммунистическое общество.

Важно другое. Пример Оуэна показывает, что идеалы
коммунизма вырастают из реальных условий более разви­того общества, каким была Англия начала
XIX в. Оуэн свободен от многих мелкобуржуазных иллюзий француз­ских социалистов. У него нет сомнения в эксплуататор­ской сущности класса капиталистов и в необходимости
полной ликвидации частнокапиталистической собственно­сти. Основываясь на фабричной системе, он гораздо яснее видел конкретные пути такого роста производительности труда, который позволил бы создать действительное изо­билие и ввести распределение по потребностям. Ком­мунизм Оуэна резко и выгодно отличается от периодиче­ски появляющихся и, к сожалению, не потерявших акту­альности в наше время проектов грубого, аскетически уравнительного, «казарменного» коммунизма. Он мечтал
об обществе, где одновременно с огромным ростом произ­водства и богатства будет гармонично развиваться и сам человек, где неизмеримо возрастет ценность человеческой личности. Оуэн одним из первых показал, что, вопреки клевете наемников буржуазии, коммунизм и гуманизм не взаимоисключающие понятия. Наоборот, подлинный гуманизм расцветает в подлинно коммунистическом об­ществе.

Ячейкой коммунистического общества у Оуэна являет­ся небольшая кооперативная община с желательным чис­лом членов от 800 до 1200. Частная собственность и клас­сы в общинах полностью отсутствуют. Единственное раз­личие, которое может создавать известное неравенство и в труде и в распределении,- это «различие в возрасте и опытности». Механизм распределения Оуэн почти не опи­сывает, делая (опять-таки подобно Фурье) несколько не­ясных замечаний об обмене продуктами по труду внутри общины и ограничиваясь указанием, что при изобилии «каждому можно будет разрешать свободное получение из общих складов всего ему потребного».

Много внимания Оуэн уделяет формированию нового человека, причем изменение психологии он связывает прежде всего с материальными факторами - ростом бо­гатства и удовлетворения потребностей. Как следствие того и другого, «всякое стремление к индивидуальному на­коплению должно исчезнуть. Индивидуальное накопление богатств будет представляться людям столь же нера­зумным, как накопление воды в условиях, когда этой необходимой жидкости имеется больше, чем ее можно по­требить».

Выходя за пределы общины, Оуэн пытается обрисовать общество, объединяющее большое количество таких ячеек. Между ними существует значительное разделение труда, а взаимный обмен осуществляется на основе трудовой сто­имости. Для целей этого обмена какой-то союз общин бу­дет выпускать особые трудовые бумажные деньги под обеспечение товарами на складах. В представлении Оуэна это новое общество должно было в течение какого-то вре­мени сосуществовать со «старым обществом» и его государством, платить последнему налоги и продавать этому обществу товары на обычные деньги.

Оуэн обходил важнейший вопрос о том, каким образом, от кого получат общины исходные средства производства, в том числе землю. Его иногда можно понять в том наив­ном смысле, что средства производства будут безвозмездно переданы общинам государством или разумными капиталистами. Но в другом месте он более реалистично говорит, что членам общины придется «оплачивай проценты на капитал, потребный для того, чтобы дать им работу». Вы­ходит, от капиталистов общинам избавиться не удастся. В лучшем случае общины могут сохранить при себе предпринимательский доход, поскольку сами будут управлять производством, но ссудный процент - отдай!

Система Оуэна утопична и потому полна противоречий и непоследовательностей. Общая причина этого нам из­вестна: незрелость классовых отношений исключала для утопистов возможность разработать действительный путь переустройства общества. Для этого надо было понимать историческую роль рабочего класса, понимать необходи­мость и закономерность социалистической революции. Та­кое понимание было объективно невозможно для Оуэна, как и для других утопистов.

Но без их ошибок, как и без их достижений был бы невозможен тот прогресс в общественной науке, который уже при жизни Оуэна привел к возникновению марксизма.

Роберт Оуэн

Введение

"Мой собственный жизненный опыт и размышления привели меня к убеждению, что человеческая природа в основе своей является доброй, и ее можно обучить, воспитать и начиная с рождения поставить в такое положение, что, в конечном счете (т. е. как только наиболее значительные ошибки и искажения настоящей лживой и безнравственной системы будут преодолены и искоренены), она целиком должна стать внутренне единой, доброй, мудрой, богатой и счастливой. И я почувствовал, что для достижения этого славного результата можно не задумываясь ни на минуту пожертвовать собственным характером, счастьем и жизнью. И моим решением было преодолеть все препятствия и достигнуть успеха в этой попытке или умереть".

Роберт Оуэн, сын седельного мастера и торговца скобяными изделиями, стал одним из самых преуспевающих фабрикантов эпохи Промышленной революции, заслужив репутацию производителя превосходного сукна. Однако свой след в истории он оставил не как успешный и уважаемый предприниматель, а как один из наиболее выдающихся социальных реформаторов эпохи, основатель современного британского социализма и вдохновитель кооперативного и профсоюзного движений.

Роберт Оуэн - оригинальный мыслитель, человек воображения, филантроп, визионер и идеалист, но при этом имевший силы сделать попытку и реализовать свои идеи.

Детство и ученичество

"Я был лучшим бегуном и прыгуном в школе. Я засиживался в библиотеках священников, врачей и юристов_ Обычно за день я прочитывал целый том _ Я читал все биографии философов и великих людей, какие только мог найти".

Роберт Оуэн родился в Нью Тауне (Средний Уэльс) в 1771 г.. Он был шестым ребенком местного седельного мастера и торговца скобяными товарами. Веселый и активный мальчик, он с удовольствием делал все, что присуще детям: играл в футбол, учился танцевать и играть на кларнете. В школе он преуспевал настолько, что уже в семь лет стал "учеником-учителем". Роберт был исключительным ребенком во многих отношениях. До того как ему исполнилось десять лет, он прочитал многое из популярной классики, например, "Путешествия колонистов" и "Робинзон Крузо", а также книги по истории и богословию , как правило, считавшиеся слишком трудные для ребенка.

Закончив школу в возрасте девяти лет и проведя год в качестве подручного в местном галантерейном магазине, Роберт был послан в Лондон к своему старшему брату. Он стал подмастерьем у Джеймса МакГаффода и торговцем тканями у Стэмфорда в Линкольншире. Его хозяин был добрым и великодушным человеком и поощрял Роберта продолжать свое образование. Роберту было хорошо в семье МакГаффода, а характерные для ее членов либеральные взгляды на религию сильно повлияли на мальчика.

Закончив учиться, в 1785 г. Роберт вернулся в Лондон с целью приобретения опыта и получения места подручного в крупном и известном магазине мануфактурных товаров на Лондон Бридж. Это была совсем другая работа с длинным рабочим днем и плохими условиями. Здоровье Роберта стало ослабевать, и через несколько месяцев он нашел новую работу и переехал в Манчестер.

От подручного в магазине до старшего прядильщика на суконной фабрике

"Я не имел ни малейшего представления об этих новых машинах. Я с компетентным видом смотрел на рабочих, хотя я ровно ничего не знал. Однако благодаря зоркому наблюдению за всем, что происходило, я поддерживал порядок и бесперебойность в работе на всей фабрике".

В конце 18 века в текстильной промышленности произошла крупная революция, а Манчестер превратился в центр хлопковой отрасли. Вначале суконное производство было сосредоточено в деревне, но изобретение гидроэнергетических прядильных машин, таких как кольцепрядильная машина Аркрайта, прядильная машина периодического действия Харгрейва и позднее мюль-машина Комптона, привели к появлению суконных фабрик.

В познакомился с Эрнестом Джонсом, молодым инженером, убедившим его в перспективности производства новых прядильных машин. В 1789 г. он одолжил у своего брата 100 фунтов, и кроме него в дело вошли еще два человека. Хотя Джонс и был хорошим инженером, именно Роберт Оуэн стал продвигать дело вперед.

Партнерство продолжалось не долго, и Роберт Оуэн открыл дело по пряже хлопка, наняв для этого всего трех рабочих. Это предприятие было успешным и помогло ему получить место управляющего на крупной фабрике. В возрасте 20 лет он стал управлять фабрикой, основанной на паровой тяге, на которой работало 500 рабочих. Вскоре он овладел искусством хлопкопрядения и приобрел репутацию превосходного мастера в этой области. Его карьера быстро развивалась и, в конечном счете, он стал партнером в Чорлтон Твайст Компани.

Роберт Оуэн в течение 13 лет оставался в Манчестере и стал респектабельным бизнесменом и известной личностью в интеллектуальных кругах. В 1793 г., в возрасте 22 лет, он получил приглашение стать членом Литературного и философского общества Манчестера. Здесь он познакомился с новыми идеями и совершенно другой прослойкой общества. Вскоре он подружился с наиболее известными интеллектуалами, включая д-ра Персиваля, инициатора реформы общественного здравоохранения, поэта Кольриджа и химика Джона Дальтона.

Как активный член Общества, Роберт Оуэн принимал участие в дискуссиях и написал статьи по "усовершенствованию суконной промышленности" , "полезности обучения" , "всеобщему счастью и индустриализации" и "социальному влиянию на веру" . Эти заголовки предполагают, что у него уже формировались идеи относительно социальной реформы, и когда в 1796 г. возникло Манчестерское управление здравоохранения, он выразил желание войти в его комитет как представитель суконной промышленности.

Нью Ленарк

"Моей целью было не просто стать управляющим суконными фабриками, но изменить условия жизни людей, оказывающих вредное влияние на характер всего населения_ Общество было поистине несчастным, а порок и безнравственность выросли до чудовищных размеров".

Многие из потенциальных заказчиков Чорлтон Твайст Компани жили на севере Манчестера, и Роберт Оуэн часто путешествовал на север, вплоть до Глазго, с целью получения заказов. Во время одного из таких путешествий он познакомился с Каролиной Дейл (на которой позднее женился), дочерью Дэвида Дейла, богатого глазговского бизнесмена и владельца крупных суконных фабрик в Нью Ленарке. В 1799 г. Оуэн и его партнеры купили фабрики Нью Ленарка и вскоре после этого он вместе с молодой женой переехал в Нью Ленарк. С самого начала Роберт Оуэн решил модернизировать фабрики и улучшить как трудовые, так и социальные условия для своих рабочих.

В это время на фабрике работало от 1500 до 2000 человек, включая 500 детей. Эти дети были отправлены сюда из приходских работных домов и работали подмастерьями. Владельцы фабрик должны были кормить, одевать, воспитывать своих подмастерьев и предоставлять им жилище, однако мало кто из них хорошо справлялся с этой частью своих обязанностей. В результате дети были маленькими и слабыми, из-за плохих условий они не могли нормально расти, и обычно они оставались неграмотными. Правил безопасности, фактически, не существовало, и многие дети погибали или становились калеками от несчастных случаев на работе.

На большинстве фабрик условия работы были ужасающими. Рабочие вынуждены были проводить долгое время в темных плохо проветриваемых помещениях за очень низкую зарплату. Безнравственность и пьянство были обычным явлением среди рабочих. Только немногие люди, такие как Роберт Оуэн, сознавали, что эти проблемы были прямым результатом нищеты и плохих условий.

Фабрики Нью Ленарка, вероятно, были лучше большинства других фабрик, и, тем не менее, по современным стандартам и там условия были ужасными. Для Роберта Оуэна эти фабрики представляли собой идеальное место для проведения эксперимента социальной реформы. Хотя он действовал из благих побуждений, ему нужно было заслужить доверие своих рабочих. В этом он преуспел после того, как платил им зарплату в течение четырех месяцев, несмотря на остановку работы на фабриках во время эмбарго на экспорт сукна в Америку. Такой поступок привлек к нему преданность и любовь его рабочих.

Социальная реформа в Нью Ленарке

"Мне пришлось начинать с плохих и несовершенных условий, но это были условия, к которым люди за долгое время привыкли и ко многим из которых они были сильно привязаны. Мне пришлось отвечать на возражения своих компаньонов, которые были хорошими коммерсантами и искали хорошей прибыли на вложенный ими капитал".

Роберт Оуэн выдержал в Нью Ленарке трудную борьбу. В начале рабочие с подозрением отнеслись к его новым проектам, а его компаньоны, хотя и сочувствовали ему в его стремлениях, опасались за свои вложения. Несмотря на эти проблемы, он был полон решимости осуществлять свой эксперимент.

Для начала Роберт Оуэн хотел сократить рабочий день с 13 до 10 часов, однако под давлением своих компаньонов был вынуждено увеличить его до 14 часов. Это было серьезным шагом назад, и рабочий день в 12 часов был введен только в 1816 г.. На других направлениях он был более успешен: был введен минимальный возраст в 10 лет для подмастерьев и нанимались только местные дети.

Намерения Роберта Оуэна не ограничивались его фабрикой. Он также хотел улучшить условия жизни своих рабочих. Он начал с улучшения существовавших домов и строительства новых, мощения дорог и введения системы уборки улиц. Все частные магазины были закрыты, а фабричная лавка, открытая Дэвидом Дейлом, была увеличена, а прибыли от ее работы использовались для открытия бесплатной сельской школы.

Не удовлетворяясь улучшением жизненных и трудовых условий рабочих, Роберт Оуэн пытался также повлиять на их моральные устои. Было создано местное правительство и специальная картотека с целью учета пьянства. На фабрике поведение рабочих регистрировалось смотрителями, использовавшими "безмолвные мониторы". У рабочего места каждого рабочего появились цветные метки: черная за плохое поведение, голубая за безразличие, оранжевая - за хорошее и белая - за отличное поведение. Эта система была очень эффективной, и постепенно число оранжевых и белых меток стало увеличиваться.

Школа Нью Ленарка

"Дома бедных рабочих обычно были совсем непригодны для обучения юных детей. Поэтому обращение и общение с детьми были прямо противоположным тому, какое требовалось для хорошо обученных и воспитанных детей".

Биография

Ранние годы

Годы жизни в Манчестере

Социальный эксперимент в Нью-Ланарке

Оуэн знакомится с Каролиной Дейл - дочерью Дэвида Дейла богатого владельца текстильной фабрики в поселке Нью-Ланарк близ , и заключает с ней брак.

Попытка расширения эксперимента

Непосредственным толчком для превращения Оуэна в проповедника послужили дискуссии - годов, связанные с ухудшением экономического положения , ростом безработицы и бедности населения. Оуэн представил правительственному комитету свой план облегчения этих трудностей путем создания для бедняков кооперативных поселков, где они трудились бы сообща, без капиталистов-нанимателей. Его идеи натолкнулись на непонимание и раздражение. Тогда Оуэн обратился прямо к широкой публике. В нескольких речах, произнесенных в Лондоне в августе 1817 году при значительном стечении народа, он впервые изложил свой план. Чем дальше, тем больше перерастал скромный проект, связанный с конкретной проблемой, во всеобъемлющую систему переустройства общества на коммунистических началах. Это переустройство Оуэн мыслил через трудовые кооперативные общины, несколько напоминающие фаланги . В - годах Оуэн объехал всю Британию, побывал за границей, произнес множество речей, написал массу статей и листовок, неустанно проповедуя свои идеи.

Все усилия Оуэна были напрасны, хотя находились влиятельные люди, сочувствующие в той или иной мере его планам. В году был даже создан комитет по сбору средств для его эксперимента; в состав комитета наряду с герцогом Кентом входил, в частности, . Однако собрать удалось лишь малую долю необходимых денег, и затея провалилась.

Убедившись, что проповедь примером и словом не вызывает подражания, Оуэн начал деятельную агитацию в пользу фабричного законодательства, стараясь опереться на монархическую власть и земледельческую аристократию и борясь с теорией невмешательства государства. Но надежды его и в этом направлении не оправдались. Тогда Оуэн решил обратиться непосредственно к промышленному классу и побудить его к образованию производительных ассоциаций, задача которых, по словам Оуэна, «заключалась в организации всеобщего счастья при посредстве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви к ближнему и истинном познании человеческой природы».

Создание теории

Теоретические основания, которые вызывают необходимость образования таких ассоциаций, он изложил в двух сочинениях: «Explanatio n of the causes of distress in which pervades the civilised World» () и «The New Moral World». Практически он разработал план организации ассоциаций в «Report to the County of Lanark». Вначале Оуэн думал об устройстве ассоциаций или колоний только для не имеющих работы, но затем пришел к мысли о необходимости полного преобразования промышленной системы. Он явился первым социалистическим ее критиком.

Современная промышленная система, по Оуэну, построена на трех ложных началах: на детальном разделении труда, которое ухудшает расу, на соперничестве, которое создает всеобщее противоречие интересов, и, наконец, на получении прибыли, возможной только тогда, когда спрос равен или превышает предложение; реальный же интерес общества требует, чтобы предложение товаров было всегда больше спроса. До изобретения машин еще можно было поддерживать такое ненормальное положение, но с тех пор и промышленная система находится и будет находиться в критическом положении, приводя к разорению фабрикантов и голодовке рабочих.

Устранение всех бедствий произойдет только тогда, когда отдельные группы производителей, пользуясь производительными силами, почти безграничными на почве новых усовершенствований, соединятся в кооперации, для производства при помощи собственного труда и капитала и для удовлетворения собственных потребностей.

Коммуна в Америке

В результате Оуэна стали считать опасным мечтателем, в особенности с того момента, когда он в году затеял борьбу со всеми религиями. Разочаровавшись в английском «образованном обществе», утратив даже свое влияние в Нью-Ланарке, Оуэн с сыновьями уехал в Америку. В году Оуэн покупает в 30 тысяч акров земли и организовывает здесь, в штате , на реке Вабах, коммунистическую производительную общину «Новая гармония», устав которой основывался на принципах уравнительного коммунизма. В этом деле ему содействуют филантропы Маклюр и Петр Нааф, занимающиеся воспитанием; сам Оуэн, с особым выборным комитетом, ведет все дела колонии; но попытка сразу пересоздать природу людей путем преобразования внешних условий оканчивается неудачей.

Предприятие, поглотив 40 тысяч - почти все состояние Оуэна, окончилось провалом. В году он вернулся на родину. Выделив некоторые средства своим детям (их было семеро), Оуэн в дальнейшем вел очень скромный образ жизни.

Биржа трудового обмена

Профсоюзы и рабочее движение

Оуэн стоит у истоков и другого движения рабочего класса, которому было суждено большое будущее,- профсоюзного. В - годах он руководил попыткой создания первого всеобщего национального профессионального союза, который объединял до полумиллиона членов. Организационная слабость, недостаток средств, сопротивление хозяев, имевших поддержку правительства,- все это привело союз к распаду.

Разногласия между Оуэном и другими лидерами рабочего движения шли по двум линиям. С одной стороны, для многих из них, осторожных и настроенных на бизнес, был неприемлем подход к кооперации и профсоюзам как к методу преобразования общества. С другой стороны, Оуэн отрицал политические действия, что уже не удовлетворяло тех людей, которые вскоре образовали костяк - движения, с которым Оуэн никогда не мог найти общего языка.

Последние годы жизни

После 1834 года Оуэн не играл большой роли в общественной жизни, хотя продолжал много писать, издавал журналы, участвовал в организации еще одной общины и неутомимо проповедовал свои взгляды. Его последователи образовали узкую секту, нередко выступавшую с довольно реакционных позиций.

Обаяние гуманистического энтузиазма в сочетании с деловитостью, которое так отличало Оуэна в молодости и в зрелые годы и привлекало к нему людей, отчасти уступило место навязчивому однообразию речей и мыслей. Сохранив до смерти большую ясность ума, он не избежал старческих странностей. В последние годы жизни Оуэн увлекся спиритизмом, стал склонен к мистике. Но он сохранил обаяние доброты, которое отметил . Всю жизнь он очень любил детей. Взгляды Оуэна на воспитание сохраняют значение и в наше время.

Значение творческого наследия Оуэна

Несмотря на все свои неудачи, Оуэн навсегда останется памятным в истории умственного развития Европы. Он дал первый толчок фабричному законодательству, указал на необходимость вмешательства государства и ясно поставил задачу борьбы с безработицей; его же можно считать отцом той теории кризисов в промышленности, которая объясняет их несоответствием производства с потребительными бюджетами масс или, что тоже, с незначительностью потребительной доли богатства, которая достается массам при системе соперничества. Он был духовным творцом кооперативного движения, ставящего своей задачей сделать потребителя производителем и устранить торговую прибыль.

Работы Оуэна вдохновили экономическую мысль второй половины XIX века и послужили источником идеей коммунизма. Идеи Оуэна были преосмыслены , . Опыт коммун служил примером для построения и первых коммунистических эксперементов в Советской России после года.

Основная ошибка его состояла в том, что он хотел частными усилиями отдельных выдающихся личностей и единичными попытками преобразовать сложившийся уклад и природу отношений людей, которые, составляя могут изменяться лишь в закономерной последовательности.

Основные произведения

  • Замечания о влиянии промышленной системы (1815)
  • Дальнейшее развитие плана, содержащегося в докладе…(1817)
  • Описание ряда заблуждений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего состояния общества
  • Доклад графству Ланарк о плане облегчения общественных бедствий… (1820)
  • Обращение Конгресса кооперативных обществ…(1833)
  • Речь Роберта Оуэна в учреждении на улице Шарлотты (1833)
  • Книга о новом нравственном мире(1842-44)
  • Революция в сознании и деятельности человеческого рода…(1850-е)

Оуэн - единственный из великих утопистов, сделавший попытку, хотя и основанную на неправильной, утопичной теории, привлечь самих рабочих к делу социалистического преобразования общества.


Роберт Оуэн - выдающийся английский социалист-утопист. Оуэн родился в мелкобуржуазной семье. С десятилетнего возраста самостоятельно зарабатывал себе средства к существованию. К двадцати годам он был уже директором фабрики. С 1800 Оуэн управлял в качестве совладельца крупным текстильным предприятием в Нью-Ланарке (Шотландия). Деятельность Оуэна в Нью-Ланарке принесла ему широкую известность фабриканта-филантропа. Оуэн ввел на фабрике сравнительно короткий для того времени рабочий день, в 10,5 часов, создал ясли, детский сад и образцовую школу для детей и рабочих, провел ряд мер для улучшения условий труда и быта рабочих. В 1815 Оуэн выступил с проектом закона, который ограничивал рабочий день для детей и устанавливал для работающих детей обязательное школьное обучение. В 1817 Оуэн составил докладную записку парламентской комиссии, в которой выдвинул идею трудовой коммуны как средства борьбы с безработицей. К 1820 окончательно оформились социальные идеи Оуэна: он пришел к убеждению о необходимости радикальной перестройки общества на началах общности владения, равенства в правах и коллективного труда.

Будущее “рациональное” общество Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, включающих не более 3 тысяч человек. Главный вид занятий в общине - земледелие; но Оуэн был против отделения промышленного труда от сельскохозяйственного (община организует у себя также и промышленное производство). При общности владения и общем труде не может быть не эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в соответствии с потребностями. Считая, вслед за французскими материалистами 18 в.,

что человеческий характер является продуктом общественной Среды, окружающей человека, Оуэн был убежден, что в его новом обществе родится новый человек. Правильное воспитание и здоровая Среда научат его чувствовать и мыслить рационально, искоренят в нем эгоистичные привычки. Суды, тюрьмы, наказания станут не нужны.

Оуэн был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества неизбежно вызовут стремление к организации других. Стремясь показать практическую осуществимость и преимущества трудовых коммун, Оуэн отправился в 1824 в США, чтобы организовать там опытную колонию на началах общности владения. Однако все опыты Оуэна в США послужили лишь доказательством утопичности его планов. После ряда неудач Оуэн вернулся в Англию, где принял активное участие в кооперативном и профессиональном движении.

Одновременно с реорганизацией обращения Оуэн пропагандировал широко задуманную утопичную реорганизацию производства, также в качестве мероприятия для мирного перехода к социалистическому строю. Оуэн предполагал, что профессиональные организации рабочих могут взять в свои руки соответственные отрасли промышленности и организовать в них производство на кооперативных началах, не прибегая ни к каким насильственным мерам. В 1834 был организован “Великий национальный объединенный союз производств”, поставивший себе задачей осуществление этого оуэнского плана. Капиталистическая действительность разбила утопичные надежды Оуэна. Ряд организованных предпринимателей локаутов, а также неудачные стачки, суровые судебные приговоры привели к ликвидации “Великого союзы” в том же 1834.

Неудача “Великого союза” была началом заката оуэнизма. Осуждая политическую борьбу рабочего класса, Оуэн и большинство его сторонников остались в стороне от мощного классового движения английского пролетариата - чартизма, и отрицательно относились к нему. Тем не менее заслуги Оуэна велики. Сорок лет проповедовал Оуэн идеи социализма. Всю сознательную жизнь служил он интересам рабочего класса, борясь за фабричное законодательство, за улучшение условий труда. Оуэн - единственный из великих утопистов, сделавший попытку, хотя и основанную на неправильной, утопичной теории, привлечь самих рабочих к делу социалистического преобразования общества.