I. структурно-семантические типы слов. их признаки. Основные структурно-семантические типы слов. Семантическая структура слова – это его смысловое строение

была создана гигантская, по тем временам библиотека. Ашшурбанипал был единственным грамотным, среди всех ассирийских правителей. Кроме этого, он оказался заядлым библиофилом и коллекционировал самое дорогое, из доступных удовольствий - знания.

Глиняная табличка N 11 с фрагментом мифа о Гильгамеше, на которой описывается история потопа ; (находится в коллекции Британского музея.)

Во дворце была небольшая библиотека, но Ашшурбанипала она не устраивала. Как приличный маньяк, Ашшурбанипал добывал предметы для своей коллекции любыми способами. Он отправлял писцов в разные районы страны, чтобы те изготавливали копии любых текстов, которые попадутся. Кроме того, Ашшурбанипал заказывал во всех крупных храмовых архивах копии текстов, которые те пересылали ему в Ниневию. Ну и грабеж для коллекционера - это святое!

Во время военных походов Ашшурбанипал совмещал приятное с полезным: захватывал целые клинописные библиотеки и тащил к себе во дворец. Наверное поэтому он так любил воевать. Свою библиотеку царь собирал почти 25 лет.

Он нежно любил свою коллекцию, и придавал большое значение ее упорядочению. На каждой табличке был своеобразный экслибрис - имя царя. И было написано название оригинала, с которого снята копия. Библиотекари Ашшурбанипала не даром ели свой хлеб. Они проделывали огромную работу по каталогизации, копированию, комментированию и исследованию текстов библиотеки. Составлялись многочисленные глоссарии, списки литературы и комментарии. Основная часть книг была переводами с шумерских и вавилонских текстов. Их писали специалисты переводчики. Как правило, каждый текст хранился в шести копиях, и часто на нескольких языках.

таблицы синонимов

Книги были написаны на глиняных и восковых табличках, пергаментах и папирусах.
Царь заслужено гордился свой образованностью. Он не просто собирал книги. Он их читал.

"Я изучил то, что мне принес мудрый Адапа , овладел всем тайным искусством письма на табличках, стал разбираться в предсказаниях в небе и на земле, участвую в дискуссиях ученых мужей, предсказываю будущее вместе с опытнейшими толкователями предсказания по печени жертвенных животных. Я умею решать сложные, непростые задачи на деление и умножение, постоянно читаю мастерски выписанные таблички на таком сложном языке, как шумерский, или таком трудном для толкования, как аккадский, знаком с допотопными записями на камне, которые являются уже совсем непонятными."

(Глядя на эти надписи, я понимаю,почему царь гордился. Чтобы добровольно читать ТАКОЕ, надо быть очень волевым человеком!)

В библиотеке были книги обо всем: Книги заговоров, пророчеств, магических и религиозных ритуалов; Мифы; Медицинские тексты; Книги о лечении при помощи чародейства; Таблички с эпосом о Гильгамеше и мифологическим переводом Энума элиш ; Книги с молитвами, песнями, юридическими документами (например, законы Хаммурапи ), хозяйственными и административными записями, письмами, астрономическими и историческими трудами, записями политического характера, списками царей и поэтическими текстами. Были книги обо всем на свете, кроме математики. Наверное все математические тексты хранились отдельно и их не нашли. Или сперли, когда грабили дворец. Или они погибли в пожарах... Ну, и на солнце бывают пятно. Ашшурбанипал создал библиотеку, которая охватывала все накопленные человечеством знания.

Текст про Иштар

Через поколение после Ашшурбанипала его столица пала под ударами мидян и вавилонян. Библиотека не была разграблена. Наверное не все грабители любили читать. Большая часть книг, которые были написаны на восковых дощечках, папирусах и коже просто сгорела. Остались книги на глиняных табличках, которые оказались погребёнными под руинами дворцов, где хранилась. Сохранилось 25 000 глиняных табличек. Судя по древним каталогам, до нас дошло не более 10 % от всех собранных Ашшурбанипалом фондов. Библиотека была совсем не маленькой, даже по нашим меркам. А в VII веке до нашей эры, она не имела себе равных: 250 тысяч книг!!!

Список астрологических предзнаименований по Луне, и комментарии

«Рим, Флоренция, вся знойная Италия находятся между четырьмя стенами его библиотеки. В его книгах - все развалины древнего мира, весь блеск и слава нового!»
Г.Лонгфелло

Древний мир устами великих ученых, поэтов, государственных деятелей заявил об огромной силе и значении библиотек. Испокон веков создавались библиотеки властителями, крупными сановниками, жрецами и священнослужителями, учеными и просветителями.
Библиотеки древнейших цивилизаций и государств — хранительницы научных и культурных достижений народов способствовали взаимообогащению культур различных стран, преемственности в развитии наук, литературы. И в наше время сохранившиеся сведения о библиотеках древности, их фонды нередко служат основой для новых научных открытий.

Впервые библиотеки появились на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденное в храме вавилонского города Ниппур.
В одной из гробниц близ египетских Фив был обнаружен ящик с папирусами времени II переходного периода (XVIII - XVII вв. до н. э.). В эпоху Нового царства Рамзесом II было собрано около 20 000 папирусов.
Самая известная древневосточная библиотека - собрание клинописных табличек (в основном юридического характера) из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии.
В древней Греции первая публичная библиотека была основана тираном Клеархом (IV век до н. э.).

Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего эллинистического мира. Александрийская библиотека являлась частью комплекса mouseĩon (музей). В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В музей входило 200 000 папирусов в Храме (почти все библиотеки античности были при храмах) и 700 000 документов в Школе. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.

В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки, при которых действовали скриптории. Там переписывалось не только Священное писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. В эпоху Ренессанса деятели Возрождения, буквально, охотились за сохранявшимися в монастырях греческими и латинскими текстами. Из-за огромной стоимости манускриптов и трудоёмкости их изготовления книги приковывались к библиотечным полкам цепями.

Появление книгопечатания внесло огромные изменения в облик и деятельность библиотек, все более теперь отличавшихся от архивов. Библиотечные фонды начинают стремительно разрастаться. С распространением грамотности в Новое время растёт также число посетителей библиотек.

Наиболее известные библиотеки древности:

Библиотека Ашшурбанипала в Ниневии
Александрийская библиотека эпохи эллинизма
Пергамская библиотека - её главный конкурент в античности
Отрарская библиотека в Отраре
Библиотека аль-Хакама II в Кордове

Первые книги в библиотеках Ассирии представляли собой глиняные таблички – наследие шумерской цивилизации. Самые древние из них, датируемые ранее 3500 г. до н.э., были найдены в поселениях городов Киша и Ура. Множество официальных документов в период с XXV в. до н.э были написаны на языке шумеров, значение слов которого так и не стало известно науке.

Источники письменности Ассирии составило около 100 тысяч книг-табличек, найденных в районе старейшего города Ура. Тексты их описывали ведение сельского хозяйства, скотоводческой деятельности, приготовления различных блюд, ремесленного искусства. Самыми выдающимися были книги, описывающие принципы государственного управления и науку юриспруденцию. Среди них находился свой законов и судебники.

На табличках вели торговые записи купцы, поэты, историки и философы увековечивали свои труды на глине. Интересным остается тот факт, что в Ассирии зародились основы издательского дела. Приказы царя выбивались на доске из глины, а затем копировались путем приложения на сырые глиняные таблички.

Материалами для нанесения письменности Ассирии была не только глина, но и кожа, дерево или привозной из Древнего Египта папирус. Рисунки наносились также на металлические предметы, вазы и чаши.

Библиотеки Ассирии и Месопотамии

Театр Борсы, Ассирия

Говоря о сокровищницах письменности Ассирии сложно не упомянуть о культуре ранней Месопотамии, в частности галереи книг царя Ашшурбанипала (около 669 — 633 до н.э.). В ней было собрано более 30 тыс. глиняных источников знаний о древней цивилизации. Можно сказать, что этот правитель стал основателем библиотечного дела. Все таблички в его коллекции, хранящейся в Ниневейском дворце, были пронумерованы и упорядочены в хронологическом порядке. На каждую помещался ярлык для удобства быстрого поиска. Библиотека царя пополнялась книгами – копиями табличек из храмов и Ассирии.

Тематиками книг были важные исторические события, художественные произведения, религиозные темы, медицинские рецепты, научные достижения народов шумера, ассирийцев и вавилонян.

Выдающимися стали труды об устройстве солнечной системы, о движении планеты Земля по оси вокруг Солнца, о созвездиях и двенадцати зодиакальных знаках. Примечательно, что в них описано происхождение Земли в результате вселенского взрыва, когда в нашу Галактику вторглось на огромной скорости огромное небесное тело.

Ученые уверенно утверждают о том, что библейский сюжет был основан на письменных источниках Древней Шумерии и Вавилона. А десять заповедей точно повторяют законы царя Вавилонии Хамураппи XVIII века до н.э.

Благодаря открытию расшифровке письменности , стали известны знания о врачевании и медицине. Однако многие тексты до наших дней остались непрочитанными из-за сложностей перевода шумерского языка. Сколько еще они хранят тайн, и что мы могли бы узнать нового из их содержания? Может быть, древним шумерам было известно, откуда произошло человечество и для чего мы пришли в этот мир.

Наследницей шумерской культуры стала Вавилония, а затем - Ассирия. На протяжении многих веков ассирийские правители вели успешные войны с соседними государствами. В начале VII века до н. э. они подчинили себе Вавилонию, часть Малой Азии и даже Египет. Большую роль в завоевании новых земель сыграло хорошо обученное ассирийское войско: знаменитые ассирийские колесницы, конница и пехота.

Столицей могущественного государства стала древняя Ниневия, основанная в V тысячелетии до н. э. Резиденция ассирийских правителей отличалась большим количеством дворцов. Построенные на возвышениях, окруженные высокими стенами, они поражали роскошной отделкой. Многочисленные скульптуры, золото и мрамор окружали их владельцев. У входа во дворцы стояли статуи крылатых быков с человеческими головами, которые должны были охранять их от злых божеств.

Одним из последних ассирийских правителей был Ашшурбанипал (668 – 626 гг. до н. э.), высокообразованный для своего времени царь - грамотей, умеющий читать и писать. Его отец, ассирийский царь Асархаддон (680 – 669 гг. до н. э.), как считают некоторые исследователи, первоначально хотел сделать из сына верховного жреца. А жрецы были высокообразованными для своего времени людьми, - они должны были уметь читать клинопись и знать священные тексты.

Жрецом Ашшурбанипал не стал, но любовь к чтению у него осталась на всю жизнь. На двух из найденных впоследствии археологами табличках, его рукой было написано, что он знал языки и писцовое искусство всех мастеров письма, присутствовал на собраниях переписчиков, решал сложные задачи с умножением и делением. Не удивительно, что именно этот правитель две с половиной тысячи лет назад собрал в своем дворце в Ниневии богатейшую библиотеку из десятков тысяч клинописных табличек.

В VII веке до н. э. Ашшурбанипал подчинил своей власти огромную территорию. По его личному повелению, в течение всех сорока лет его правления, множество опытных писцов, знающих несколько языков, разъезжали по всему ассирийскому государству. Они разыскивали древние книги в библиотеках и храмах Египта, Ассирии, Вавилона, Аккада, Ларса и, если невозможно было забрать оригиналы, снимали с них копии.

На большинстве копий сохранились пометки, подтверждающие ее точность: “Согласно древнему подлиннику списано и сверено”. Если подлинник, с которого делалась копия, стерся от времени или был неразборчиво написан, то писцы помечали: “Стерто” или “Не знаю”. Имевшиеся на древних текстах устаревшие знаки писец должен был заменить современными, допускалось сокращение очень длинного текста. “…Разыскивай редкие таблички, хранящиеся в тамошних архивах, - гласил приказ царя, - копий которых у нас в Ассирии нет, и принеси их мне… Никто не смеет отказать тебе в выдаче табличек…”

За довольно небольшой срок Ашшурбанипалу удалось собрать одну из первых библиотек мира, отличавшуюся не только своей величиной, но и полнотой фондов и которая даже сегодня является одной из лучших сокровищниц известных человечеству. В своем фонде она имела десятки тысяч клинописных табличек не только о древних государствах Ассирии и Вавилона, но и по всем известным в то время отраслям знаний. Здесь имелась литература по географии и истории, грамматике и праву, математике и астрономии, медицине и естествознанию, прекрасно была представлена в фондах религиозно-богословская литература: сборники колдовских заклинаний против злых духов, болезней, сглазов и порчи; покаянные псалмы и исповедные вопросники.

Царская библиотека, как свидетельствует запись на одной из табличек, скорее всего, была открыта для широкого пользования, и содержалась в образцовом порядке. Имелись инвентаризационные записи и каталог, велась систематизация фондов. На плитке указывалось название произведения, комната и полка где оно хранилось, отмечалось число строк в табличке.

Если произведение не умещалось на одной табличке, то последняя строка предшествующей записи - повторялась на следующей. Внизу указывались начальные слова самого произведения. Таблички, которые относились к одному произведению, хранились вместе, в отдельном деревянном ящике или глиняном ларе и помещались на специальных полках в систематическом порядке. К полке прикреплялась этикетка с названием отрасли знания.

При раскопках ученые нашли копии первых учебников клинописи, составленных еще в XVIII веке до н. э., различные словари, в том числе, шумеро-аккадский. Во фрагментах сохранился “Учебник для царевича Ашшурбанипала” – двуязычный учебный словарь. Была найдена вавилонская книга Бытия, эпос о Гильгамеше с легендой о потопе, различные сказания и мифы.

Общее количество найденных учеными табличек составляло около 20 тысяч. Основной массив этих уникальных глиняных книг хранится в Британском музее (Лондон).