И т д социальная роль. Какие существуют виды социальных ролей. Виды социальных статусов

19-20 века (вернее, самого его начала) - это очень значительное явление как в разрезе культуры, так и истории России. Недаром этот период назван «Серебряным веком». Интересно, что исключительная важность данного культурного перелома была осознана его современниками далеко не сразу, и название это носит поздний характер. Сама эта эпоха отличается тем, что практически вся культурная и творческая жизнь пребывала в расцвете, несмотря на кризисные явления в экономике и нарастающий хаос политической жизни. Ощущение приближающегося революционного переворота словно подстегивало к небывалому цветению философское творчество. Впервые в истории философии России были созданы оригинальные и уникальные философские системы.

Сложно сказать, когда именно началась эпоха, основным достижением которой явлется русская философия Серебряного века, однако многие культурологи относят ее начало ко времени образования Философского общества при Санкт-Петербургском университете в 1897 году. Окончанием этого периода считается 1917 год, время революционных потрясений. Членами этого общества стали именно те представители интеллектуальной элиты России, которые внесли наибольший вклад в развитие философских идей своего времени, а именно Н. Бердяев, С. Франк, Д. Мережковский, Н. Лосский и другие выдающиеся умы, являвшиеся авторами таких нашумевших философских сборников, как «Вехи», «Логос», «Русская мысль». В одно время с созданием этого общества один из самых сильных русских написал свою книгу «Оправдание Добра», которая подытоживает его философские взгляды и резюмирует основные идеи Серебряного века.

Поиски символа и истины, попытки проникнуть в мир «по ту сторону» и поиски того, как бы обустроить мир, в котором мы живем - это всего лишь несколько штрихов к портрету разнообразных философских направлений, которыми характеризуется русская философия 19-20 века во времена своего высшего апогея. Идейными источниками этой философии были самые различные, иногда совершенно непредсказуемые элементы философского наследия - античный гностицизм и немецкие мистики, Ницше и Кант. Причем представители философских школ, создававшихся в России, не просто переносили на родную почву эти оригинальные идеи, но на их основе, отталкиваясь от них, совершали собственный творческий взлет.

Наиболее интересной в плане богатства и разнообразия идей описываемой эпохи является русская религиозная философия 19-20 веков. Сам Владимир Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, Л. Карсавин, Н. Бердяев и многие другие составляли своеобразное ядро этой философии. Но наиболее целостные и стройные системы сумели создать Николай Бердяев и Владимир Соловьев. Их творчество даже принято называть философско-религиозным Ренессансом. Собственно говоря, подъем именно религиозной философии связана с «обратной реакцией» на распространение атеистических и позитивистских идей, а также с огромной популярностью мистических и эзотерических учений разного толка и ожиданием конца «старого мира». «Богоискательство» и «богостроительство» проникло даже в марксистский и революционный лагерь, что вызвало в нем ожесточенную полемику.

На переломе эпох русская философия 19-20 века часто обращалась к такому понятию как новое религиозное сознание и требование обновления для православия в целом и церковной институции в частности. Недогматическое видение христианства и, особенно, православного христианства у философов того времени вызывало раздражение официальной Церкви. «Эстетствующие» философы Серебряного века часто критиковали Церковь за то, что вместо того, чтобы влиять на совершенствование общества, она просто-напросто находится в услужении у государства. В частности, достаточно резко против разрыва христианства и общественных дел выступил Владимир Соловьев, который упрекал православие за уход от жизни, в связи с чем весь перешел в руки неверующих. Основа философии Соловьева - софиология - состояла в том, что Бог и человек должны идти навстречу друг другу, делая добро совместно.

Не соглашаясь со многими концептуальными положениями Соловьева, Николай Бердяев, тем не менее, тоже считал, что современная ему христианская культура является неподлинной. Он считал, что кроме Ветхого и необходим еще «Третий завет», когда Святой Дух явится в ипостаси Софии, и тогда христианская культура исполнит свое истинное предназначение. Русская философия 19-20 века и особенно философия Бердяева часто позиционирует главную цель человечества - совершенствование творения Бога, дополняя и обогащая его. Однако и Бердяев, и другие религиозные философы, тем не менее, пытались через переосмысление античных и христианских идей решить насущные общественные проблемы.

Общая характеристика философии России 19-20 веков.

С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому непонятная и вместе с тем чрезвычайно притягательная.

Тютчев сказал в свое время про Россию:

Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Эти строки, безусловно, актуальны и по сей день. Россия – страна, не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Но Россия, ее характер – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый.

19 и 20 век - это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, возникновение новых течений в философии демонстрируя предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетий менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий.

Панорама концепций человека, созданных в этих веках, обширна. В нее входят представители различных философских направлений.

38.Понятие «диалектика», «пространство» и «время» Все движущиеся материальные объекты в окружающем нас мире имеют определенные размеры, объемы, протяженность (структуру), так или иначе расположены относительно друг друга. Кроме того, их связывают отношения последовательности, когда один объект предшествует другому или сменяет его. Эти свойства предметов, явлений означают, что они существуют в пространстве и времени.Понятие пространства характеризует расположение материальных объектов относительно друг друга, оно выражаетпротяженность тел, их сосуществование. Пространственные отношения - это такие свойства предмета, как его длина, высота, ширина, форма, структура, расстояние относительно других тел. Исследованием этих свойств занимается, например, геометрия. Для их отображения она использует понятия точки, прямой линии, кривой, плоскости, сферы и др.Время означает смену состояний, порядок следования одних явлений за другими, длительность происходящих с ними процессов. В понятии времени отражаются такие свойства объектов, как их устойчивость и изменчивость, существование «до», «после» или «одновременно» по отношению к другим объектам. Время характеризует необратимость процессов и имеет определенную направленность: оно течет от прошлого через настоящее к будущему.Наличие у тел временных отношений, длительности и т. п. тесно связано с их изменением. Именно потому, что тела движутся, изменяются, мы можем говорить об их истории, о времени их жизни.

39.Философия о происхождении и сущности человека. Возникновение человека является чудом, так же, как и возникновение жизни. Прежде чем возник человек, должна была возникнуть жизнь на Земле, а это возникновение не меньшее чудо, поскольку десятки факторов должны были совпасть, чтобы создались благоприятные условия: крайне редко встречаются системы с одной звездой, обычно существует две звезды - а значит большая радиация и избыток света; наша система находится на самом краю нашей Галактики, в относительно спокойном районе; Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца (на Венере слишком жарко, а на Марсе слишком холодно); у нее оптимальная масса (малые планеты не удерживают атмосферы, а на больших она находится в жидком состоянии) и т.д.

40.Философия русского космизма. Русский космизм - это уникальное космоэволюционное направление научно-философской мысли, широко распространенное в ХХ в. К русским космистам относятся такие крупнейшие ученые, инженеры, деятели культуры, писатели, поэты, философы, религиозные деятели, как Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, А. К. Горский, Н. Г. Холодный, А. К. Манеев и др. В русском космизме выделяют также мыслителей религиозного направления - В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева. Они составляют космоцентрическое направление, обращенное к преображению мира и активности человека в природе и обществе.

Определяющей чертой русского космизма является идея активной эволюции, т. е. необходимость нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в сторону, определяемую разумом и нравственным чувством. Человек для русских космистов - существо, находящееся в процессе роста, несовершенное, но сознательно-творческое, призванное преобразовать не только внешний мир, но и свою собственную природу.

41.Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, смерть. Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь - это, прежде всего свобода, поиски смысла жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть. Творчество, любовь, смысл жизни рассматриваются в других главах учебника. Здесь мы рассмотрим остальные категории, не менее ярко выражающие смысл человеческого бытия.

В Обыденной жизни, в процессе научного исследования, практической деятельности, человек МЫСЛИТ не определёнными чувственно воспринимаемыми образами предметов, а более трудными отображениями данных предметов - понятиями, с помощью которых, познаётся сущность явлений и процессов, обобщаются в абстрактной форме их существенные стороны и признаки (человек, книга, сад).

Главные понятия, отражающие общие существенные свойства и качества, стороны и отношения реальности называются - категориями.

Таким образом, философские категории воспроизводят свойства и соотношения бытия в как можно больше общем виде.

42.Человек как личность. Социальная роль личности. Родовая сущность человека проявляется у всякого индивидуума всегда особым образом. Выявление особенностей проявления социальной сущности у каждого человека находит свое отражение в персоналистическом подходе философии. И это не случайно, ибо человек как представитель рода или общества, есть индивид - элементарная часть, определяемая соотношением с целым (природой, обществом). Человеческий индивидуум и личность - это не два разных существа человека, а как бы две разные его силы, два качествования. В этой связи понятия "человек" и "личность" рассматриваются ими, как правило, во взаимосвязи общего и единичного. Человек - родовое, общее, а личность - единичное, особое, индивидуальное начало, которое пробивается через родовой тип. Так в натуралистических школах социально-философской антропологии самого понятия "личность" как целостного, единственного и неповторимого образования человека просто не существует. У человека в течение всей жизни преобладает то, что свойственно его природе; этим обусловлена неизменная определенность образа жизни. Любой человек здесь предстает или как проявление надындивидуальной родовой основы - поведенческо-генетической программы, где основными ориентациями жизнедеятельности являются общие для всех инстинкты выживания, или как строго индивидуальный биологический организм, который не может отрешить себя от своего тела.

Первые элиты философского знания появляются во времена Екатерины II. Философия как модное направление знания.

Эпоха просвящения абсолютизма – предпосылки формирования философии как отдельного вида знания. XIX – период стабильного формирования России. Школа декабристов – первая философская школа России. Главные вопросы:

    Отмена крепостного права;

    Ограничение самодержавия (парламент, конституция).

Идеи в европейском духе, свобода и конституционная монархия. Заговор высшей знати: аристократы и офицеры. Ключевую роль сыграла война 1812г. Порядок устройства общественной жизни европейский стран захотели перенести в Россию. Декабристы потерпели неудачу.

Славянофилы и западники. Славянофилы – у России свой путь развития, опора на православную веру коллективизм; ПетрI – анархист, т.к. европейский путь губителен для России; идеал – допетровская Русь, лозунг – Москва третий Рим (Поляков, Кириевский). Западники - у России нет своего самобытного пути; необходимо принимать опыт с запада; не противопоставлять себя другим; православие – часть христианства; опора на опыт др. государств (Герцен, Белинский).

Философия Толстого и Достоевского. Достоевский признавал достижения запада, но опирался на народную почву. Очень ценил чел-ка. Тема – драма чел-ка, его переживания, поиск себя. Душа – арена борьбы дьявола и Бога, добра и зла. Раскольников – толпа и те, кто выше толпы. Попытка поставить себя над людьми. Человекобог – тот, кто пытается занять место Бога. Богачеловек – тот, кто пытается походить на Бога. Русская идея – идея мессианского назначения русского народа, Толстой: толстовство – непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности. Власть и церковь подавляют людей. Их критика. Жить в крестьянской общине, поохать землю. Главная тема опрощение «быть ближе к народу».

Философия А.А.чаодаева. взгляды близки к западникам. Отстаивание из-за огромной территории сложно контролировать. Необходим деспотизм для контроля над страной. Стремился к единой церкви, высоко ценил католицизм. География и её влияние на гос-во, близок к Монтескье. «философии письма», «апология сумасшествия».

Патриотизм – не любовь к Родине, а раскрытие её недостатков. Конец 19века – период формирования слоя партии:

    Консервативно-охранительная (православие, самодержавие, народность) опора на монархию, почетания царя, борьба против всего нового, реформ.

    Либерализм (поддержали существующий 1 строй, но не хотели его реформировать). Введение конституции, парламента.

    Революционная (путь неприятия власти, смены режима) народовольци, эсеры – социалисты- революцианеры (мысь о крестьянском опыте), -анархисты (не признавали власть, люди не должны ни кому подчиняться), - социал-демократы (РСДРП: меньшевики, большевики) революция 1917г., пролетарская революция, марксизм, отмена частной собственной.

Владимир Соловьев «Философия всеединства» (оправдание добра, единство Бога и чел-ка; красота, добро, любовь приблежают нас к Богу). Учении Софии – 4 исповедь Бога, женское божественное начало.

20 век Русская религиозная философия (Родоначальники – Булгаков, Флоренский, Соловьев). Философия хоз-ва. Люди ведут совместное хоз-во – объект отношений. Экономика +богословие+ философия. Булгаков был выслан из России на пороходе вместе с др. деятелями науки и искусства. Флоренский – идея непосредственного восприятия Бога душей, а не разумом сразу и навсегда (сослан в каторгу). Естественнонаучное направление (Сеченов, Темирязев, Павлов). Этап связан с практическими успехами науки. Русский космизм (попытка объединить небесное и земное. Космос – общее достояние всех людей) космическая нравственность (Циалковский и Вернадский (сфера разумного – стать выше, умнее, лучше)). Федоров – идея борьбы со смертью. Смерть – зло. Бессмертие - главная идея. Люди должны жить вместе, чтобы творить. Все близкие люди нуждаются в том, чтобы их реанимировали. Общее дело – победа над смертью.

Советский период (после 1917г.). философия стала частью партийного аппарата.

    Первый этап (1917-1930гг) – время дискуссий и споров (Бухарин и Троцкий). Идея – мировая революция.

    Второй этап (1930-1953гг) – укрепление гос-ва, во главе Сталин, время воин. Философия марксистско-ленинская (теория+практика). 1953г – смерть Сталина, переход к Хрущеву;

    Третий этап (либерализации) - 1953-1964 публикация ранее запрещенных книг, перемещение людей в хрущевки.

    Четвертый этап - застой Брежнева (64-82гг) – стабильность благосостояния. К 80-м наростание негативных тенденций, коррупции, спекуляции, война в Афганистане. Андропов – борьба за дисциплину.

    Пятый этап – Горбачев (85-91гг) – перестройка, уменьшается смертность, бурный рост информации.

Питирим Сорокин (1889-1968гг) – русский филосов живщий и работающий в США, сделал главной темой своей философии проблемы чел-ка и общества. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории: стратификации, социальные мобильности.

Стратификация – разделение общ-ва на многочисленные соц. Группы (по ур-ню дохода, профессии, нацианальности, влиянию)- страты.

Важнейшим условием демократии и устойчивости общ-ва явл. социальная мобильность населения – возможность перехода из одной страты в др.

История, по Сорокину, - процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для чел-ва в современный период стали представлять рост бездуховности и неогр. развитие науки и техники.

Билет 8. Понятие социального статуса. Социальная роль

Социальный статус человека – это социальное положение, которое он занимает в структуре общества, место, которое индивид занимает среди других индивидов.

Каждый человек одновременно обладает несколькими социальными статусами в разных социальных группах.

Виды социального статуса :

    Прирожденный статус . Неизменный, как правило, статус, полученный при рождении: пол, раса, национальность, принадлежность к классу или сословию.

    Приобретенный статус. Положение в обществе, достигнутое самим человеком. То, чего человек достигает в процессе своей жизнедеятельности с помощью знаний, умений и навыков: профессия, должность, звание.

    Предписанный статус. Статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться.

Совокупность всех статусов человека, которыми он обладает на данный момент, называют статусным набором .

Естественный статус личности – существенные и относительно устойчивые характеристики человека: мужчина, женщина, ребенок, юноша, старик и т.п.

Профессионально-должностной статус – это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. (инженер, главный технолог, начальник цеха, менеджер по кадрам и т.д.)

Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором .

Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти).

2. Способ получения. По способу получения роли:

    предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);

    достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).

3. Масштаб. По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):

    широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);

    узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо»).

4. Формализация. По уровню формализации (официальности):

    формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);

    неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).

5. Мотивация. По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):

    экономические (роль предпринимателя);

    политические (мэр, министр);

    личные (муж, жена, друг);

    духовные (наставник, воспитатель);

    религиозные (проповедник);

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываясь друг с другом что приводит к возникновению ролевого конфликта.

Социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли.

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Попытка систематизации социальных ролей была сделана Талкоттом Парсонсом и его коллегами (1951). 3 Они считали, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность.

2. Способ получения.

3. Масштаб.

4. Формализация.

5. Мотивация

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или владельца похоронного бюро) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами - например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о докторе медицины, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение г теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами - его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что работник социальной сферы вроде Бюро пособий по безработице трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.

Как считает Парсонс, любая роль включает какое-нибудь сочетание этих характеристик. Например, роль проститутки. Обычно эти дамы не проявляют никаких чувств к своим клиентам. Данная роль скорее достигнутая, а не предписанная, так как она усваивается на основе определенной деятельности. Она строго ограничена рамками секса, предлагаемого за деньги. Обычно проститутки обслуживают своих клиентов в соответствии с принятыми правилами - за определенный вид услуг установленная плата. Проститутки работают для собственной выгоды - сексуальные услуги ради личного обогащения.

Выполняя роли, человек, как правило, испытывает эмоциональные и нравственные переживания, может войти в конфликт с другими людьми, испытывать моральный кризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическое расстройство, являющееся признаками ролевого напряжения.

Основными причинами ролевых напряжений являются прежде всего ролевые конфликты.

Как многообразны формы, причины, ситуации, порождающие ролевые напряжения, так и многообразны пути их преодоления. Мы не ведем речь о преодолении первооснов, первопричин психологического напряжения в ходе ролевого поведения - речь идет лишь о путях преодоления напряжений, возможной депрессии.

Одним из таких путей является метод рационализации ролевых ожиданий, создающий иллюзорные, но кажущиеся рациональными оправдания неудач.

Рационализация ролевых ожиданий может снижать притязания, переносить притязания с одного престижного статуса на другой, но в другой области, сфере (к примеру, с производства на семью, и наоборот).

Суть принципа разделения ролей, как пути преодоления ролевых напряжений, - осознанная дифференциация правил, приемов, норм, присущих выполнению одной роли, от норм, образцов поведения, присущих другой роли.

Принцип иерархизации ролей также может сыграть огромную роль в преодолении серьезных психологических переживаний, порожденных столкновением ролевых предуказаний. «Что для меня важнее – дети, семья, или наука?». Столкнувшись с такой дилеммой, человек оказывается в тупике, выход из которого – выбор самой личностью одной из этих ролей в качестве приоритетной. И в конфликтных ситуациях следует выполнять предуказания роли, которой отдано предпочтение.

Регулирование ролей – это сознательные, целенаправленные действия общества, нации, коллектива, семьи, цель которых – преодоление психологического напряжения личности, вызванного ролевым конфликтом.

Одна из форм регулирования ролей, связанная с утверждением (пропагандой) властными органами, средствами массовой информации новых стандартов ролевого поведения (могла бы сыграть немалую роль в утверждении в нашем обществе образца предпринимателя, фермера и т.д., повышении их престижа).

Влияние социальной роли на развитие личности

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам - вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имиджетерапия (имидж - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.