Открытый банк заданий огэ англ. Основные стратегии чтения, которые помогут вам правильно распределить время на выполнение заданий во время экзамена. Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы

Это пятничный пост.

Расхожая фраза "cвобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого" встречается в политических дискуссиях на каждом шагу. Как правило, она используется как девиз правильного общественного устройства, как принцип свободы, но с оговоркой, что "свобода не есть вседозволенность". Эту формулу любят как либералы, так и те, кто хочет продемонстрировать ограниченность либерализма. И как правило, никто не задумывается о её конкретном значении и применимости в жизни

1. Исконная формулировка: юридический казус

История обсуждаемого лозунга смутна. Одни источники рассказывают о комической истории, когда во Франции парламентарий слишком эмоционально вёл себя на заседаниях и своими жестами тревожил коллег. На замечания он сказал, что как свободный гражданин считает себя в праве жестикулировать как угодно. Суд по депутатской этике постановил, что свобода жестикулировать не может быть безгранична: "ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается кончик носа стоящего рядом человека". По другой версии, некультурное поведение приписывается не французскому депутату, а англичанину со звучной фамилией Hooligan, причём не в форме жестикуляции, а в форме драки. Как бы то ни было, первая формулировка обсуждаемого принципа ограничивала свободу одного человека именно кончиком носа другого.

Если понимать эту исконную формулировку буквально, то она весьма либеральна: есть общее пространство, в котором люди свободны, но дополнительно, у каждого есть индивидуальное пространство, на которое покушаться не подобает. Каждый человек свободен почти везде за некоторыми исключениями. Но у этого принципа есть очевидная проблема: он оставляет нерешённым большое количество спорных ситуаций между людьми, когда они не покушаются на телесное благополучие друг друга. Например, если два французских парламентария захотели построить себе дома ровно на северном полюсе, то это будет невозможно, даже если их кончики носов далеки друг от друга. Свобода одного человека очень часто мешает свободе другого, и принцип кончика носа не может здесь описать все варианты

2. Новая формулировка: романтический принцип свободного общества?

Видимо, размышляя над подобными коллизиями, какой-то другой исторический персонаж (мне и здесь не удалось найти его точного имени) решил переиначить принцип по-новому: "ваша свобода кончается там, где начинается свобода другого человека". Новая формулировка, на первый взгляд, лучше: она звучит серьёзно, а не комично, более стройна лингвистически, и вроде даже решает проблему серой зоны, где "все свободны". Но при кажущейся серьёзности, она содержит в себе такие неоднозначности и подводные камни, которые и не снились изначальной формулировке. Обсудим её основные распространённые интерпретации и отметим их недостатки

Интерпретация 2. "Каждый гражданин должен быть свободен, пока он не вредит другим ". Иными словами, "чуть-чуть мешать другим можно", но не надо "откровенно гадить". Это более смягчённая, компромиссная интерпретация. Почти дословно она даже включена во французскую конституцию (La liberte c"est la possibilite de faire tout cequi ne nuit pas a autrui). По идее, это просто апелляция к здравому смыслу, к совести. И каждый человек, который живёт по совести, действительно руководствуется этим принципом. Но как политический лозунг он недалеко ушёл от первой интерпретации, а возможно - даже хуже её ввиду кажущейся благовидности и мудрости. Прежде всего, данный принцип не оговаривает степень, в которой человек должен воздерживаться от покушения на интересы других. Ходить в туалет в подъезде - вроде как, очевидно плохо. Курить на остановке - уже более спорно. Рисовать карикатуры на РПЦ - тоже. Женщинам носить брюки - вроде как нормально, но лишь потому, что общество с этим согласилось. У данной интерпретации есть и ещё один, куда менее очевидный и более опасный недостаток: принцип "не гадить" имеет явный перекос против активной стороны в любом вопросе. Сторонник идеи "не гадить" мыслит не интересами сторон, а категориями "виновник - жертва". Художник, высмеивающий РПЦ - гадит. Курильщик на остановке - гадит. Участник гей-прайда - гадит. А суд, который садит за оскорбление РПЦ - может и несправедлив, но не "гадит", а просто ставит на место тех, кто "гадил". Любой социальный активизм очень легко подвести под метафору "гадить". А репрессии против такового активизма - нет.

Интерпретация 3. "Свободы граждан должны быть разграничены, каждый должен быть свободен на своей и только на своей территории ". В качестве альтернативы вышеперечисленным интерпретациям, либертарианцы часто предлагают формальное разграничения свобод, симметрично учитывающее интересы сторон. Архетипом разграничения является собственность на землю: пусть люди не могут быть свободны во всём, но они могут быть свободны каждый в своей области. Эта интерпретация близка к изначальному высказыванию о кончике носа, но в ней отсутствует общее пространство, в котором все свободны. И потому, свобод в ней явно меньше. При этом, она содержит точно такую же недосказанность, как и интерпретация 2: она не уточняет, как именно должны быть разграничены свободы. Где кончается сфера влияния одного гражданина, и начинается другого. Когда речь шла о кончике носа, такой критерий, пусть и спорный, был. Данная же интерпретация ничего не говорит о границах, она лишь говорит, что они нужны. Интерпретации 2 и 3 обе основаны на вере в существование некоторых справедливых умолчаний. В первом случае это некая объективно истинная мораль, во втором - как правило, многократно раскритикованная в истории концепция естественного права. Если в отношениях классической собственности ещё можно с натяжкой признать право "кто первым занял территорию, тот и владеет", то во множестве других вопросов ситуация совершенно неясна. Имеет ли курильщик право курить на остановке автобуса? Имеют ли право верующие избивать художника, посмеявшегося над ними? Это всегда вопрос конкретных правил, установленных в обществе и государстве. И эти правила могут сильно отличаться от тех, что мы привыкли считать либеральными и/или демократическими. Например, если король установит правило, что вся земля улиц - его вотчина, то гражданин, вышедший из дома, уже ущемляет права короля. И это тоже будет соответствовать принципу "свобода одного кончается там, где кончается свобода другого". Чтобы исключить такие крайности, иногда к принципу "свобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого" добавляют принцип "закон одинаков для всех". Но это решает лишь малую долю проблем. Может быть равный для всех закон, что курить на остановке можно, а может быть равный для всех закон, что нельзя. Может быть равный для всех запрет религиозной сатиры, а может быть равное для всех отсутствие такого запрета

3. Пессимистический взгляд: констатация несвободы?

Приведённые рассуждения показывают, что принцип "свобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого" - скорее всего, плохой рецепт свободного общества. В лучшем случае, он бесполезен, в худшем - вреден, ибо оправдывает ограничения гражданских свобод под предлогом, что те или иные активисты "мешают", а то и "гадят" окружающим. Но было бы ошибкой выбросить этот принцип на свалку истории. Возможно, у него есть другой глубокий и мудрый смысл. Но состоит он - не в оптимистическом идеале, а в прямо противоположном. Этот смысли - в констатации грустного факта, что между гражданами есть конфликты потребностей. Что абсолютная свобода невозможна.

Приверженцы принципа ограниченности свободы одного гражданина свободой другого неправы в том, что снабжают его словом "должна". Нет ничего хорошего в том, что свободы разных людей конфликтуют. Но такова данность, с которой приходится мириться. Человек фундаментально обречён на несвободу, и целиком эта несвобода не сможет быть устранена даже при коммунизме. Человек зависит от других особей и должен идти с ними на компромисс. "Нельзя жить в обществе и быть свободным от него" - этот лозунг в политике очень любят враги гражданских свобод как таковых, но если отбросить демагогию и смакование ими этой несвободы, то они правы. Горько правы. Или... может быть, не совсем правы?

4. Реалистический взгляд: проблема, которую можно решить

И оптимистическое, и пессимистические понимания обсуждаемого принципа оба ошибочны в своём максимализме. Если подойти реалистично, то лозунг "свобода одного человека должна кончаться там, где начинается свобода другого" ошибочен, но ошибочен и лозунг "свобода одного человека вынуждена кончаться там, где начинается свобода другого". Не "должна" и не "вынуждена". А всего лишь "иногда может ". А может и не кончаться. Две свободы могут идти вместе. Если один человек построил себе дом ровно на северном полюсе, то он этим ограничил свободу любого другого человека совершить аналогичный поступок. Но если один человек читает книгу "Война и мир", он этим не не ограничивает свободы другого человека делать то же самое. Свобода гражданина - это число возможностей. И нельзя сказать, чтобы оно было на всех людей величиной постоянной. Ресурс можно не только поделить, но и произвести. И расширение свободы одного не обязательно бывает за счёт сужения свободы другого.

Неправильно стремиться к тому, чтобы свобода первого человека кончалась с началом свободы второго. В этом нет ничего хорошего. Но неправильно и сидеть сложа руки. Надо активно стремиться к обратному: чтобы свобода первого человека не кончалась с началом свободы второго .

Не всякий конфликт интересов решается компромиссом или игнорированием интересов одной из сторон. Некоторые конфликты можно решить, удовлетворив интересы всех участников. Можно построить два павильона на остановке автобуса: для курящих и некурящих. Можно ввести вариативность законодательства в разных регионах, обеспечив свободу передвижения желающих в любом направлении. Выделить регионы для любителей казино, и нелюбителей такого соседства. Регионы для антицерковных художников и регионы для тех, кто слишком чувствителен к ущемлению религиозных чувств. Регионы для геев и регионы для гомофобов. Но всё это требует очень зрелого правосознания граждан, до которого нам пока далеко. Уважения к потребностям всех людей, а не только "добропорядочных" или "свободомыслящих". Уважения и к радикальному художнику, и к фанатически верующему. К курящему и к некурящему. К националисту и к интернационалисту. Полностью устранить конфликты людей в обозримом будущем невозможно. Не могут два человека одновременно быть президентом США. Нельзя полноценно удовлетворить потребности Битцевского маньяка и его жертв. Но в большинстве случаев стоит искать решения. А для начала - хотя бы прекратить использовать лозунг "свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого" для оправдания собственной интеллектуальной лени

Философы всех времён и эпох задавались вопросом: что есть свобода? Кто-то полагал, что свобода есть цель человеческого развития, кто-то считал её осознанной необходимостью, но так или иначе, человечество всегда стремилось к свободе, мечтало о ней.

Автор высказывания – известный русский мыслитель и анархист – Михаил Александрович Бакунин говорит о невозможности существования в нашем мире абсолютной свободы. Каждый человек наделён совокупностью прав и определённой свободой, а значит, никто не может нарушать эту свободу и пренебрегать правами других людей.

Я согласна с точкой зрения автора, ведь свобода – это возможность проявления своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества. На мой взгляд, свобода любого человека может быть ограничена правовыми и моральными нормами.

В первом случае человек несёт ответственность за свои деяния перед государством, а во втором случае за свой нравственный выбор человек несёт ответственность перед обществом и самим собой.

Ярким примером свободы нравственного выбора является восстание декабристов 1825 г. Но государственный переворот поднялись не угнетенные бесправием крестьяне, а потомственные дворяне и высокопоставленные военные. Этим людям были открыты многие дороги в жизни. Но таков был их выбор: не остаться в стороне от простого народа и спокойно жить, а открыто выступить против самодержавной формы правления и крепостного права. За организацию Восстания декабристы понесли ответственность: многие были отправлены в ссылки, а пятеро казнены.

Каждый человек должен понимать, что в некоторых случаях от его свободы выбора может зависеть безопасность других людей или сохранность их имущества.

Например, директор государственного лесозаготовительного предприятия приказал работникам приостановить валку леса в связи с неблагоприятными погодными условиями (туман). Один лесозаготовщик продолжил спиливание деревьев, желая выполнить план и получить премию. В результате поваленное дерево значительно повредило припаркованный самосвал, который из-за тумана работнику не был виден. В этом случае свобода выбора человека будет ограничена государством. Лесазаготовщик за совершенное действие понесёт ответственность, так как он нанёс материальный ущерб предприятию.

Таким образом, свободу человека всегда предусматривает его ответственность за свой поступок. В нашем мире свободным может быть только тот человек, который соблюдает законы и уважительно относится к правам других людей.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». В философии права часто используется эта довольно простая формула, которую обычно приписывают самым разным персонажам. Её, якобы, активно использовал Бакунин. Некоторые цитируют Гегеля, а также приводят её вариации в исполнении других известных авторов.

Есть даже одна старинная французская легенда. В ней рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, якобы нечаянно разбил нос другому. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. И тогда судья вынес мудрое решение: «подсудимый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого»…

Как мне кажется, ключевой (и самый правильный!) концепт этой формулы принадлежит Канту. Но в его версии она звучит не просто лучше, а гораздо изящнее и, в какой-то мере, практичнее:

«Государственный строй, основанный на наибольшей человеческой свободе согласно законам, благодаря которым свобода каждого совместима со свободой всех остальных… есть во всяком случае необходимая идея, которую следует брать за основу при составлении не только конституции государства, но и всякого отдельного закона».

Итак, остаётся ли данная тема актуальной и в настоящее время? Уверен, что да. Ведь вопрос свободы и неизбежно вытекающий из этого вопрос ответсвенности до сих пор является предметом многочисленных спекуляций. Теория, оторванная от реальности, не только бесполезна, но и, в каком-то смысле, даже вредна, т.к. за её внешне привлекательным фасадом может скрываться игра совсем других мотиваций. В этом смысле, вывескам, как и надписям на заборе, вообще не всегда стоит верить. А «свобода» — это как раз то слово, которое очень часто украшает собой политические плакаты, хотя от этого её не становится больше, скорее, даже наоборот. В качестве примера достаточно вспомнить хотя бы то, что на самом деле скрывалось за вывеской «Arbeit macht frei» (нем. Работа делает свободным)…

Внутренняя ответственность (за свою судьбу) и внешняя ответственность (за столкновение со свободой другого) является тем необходимым критерием, без которого познание свободы невозможно, а само понятие свободы превращается в абстракцию, часто доводимую политиканами до пустой болтовни. Для осознания этой непростой формулы, как правило, недостаточно индивидуального опыта, т.к он не в состоянии охватить её доконфликтные границы, или, иными словами, — очертить ареал «свободы других». Именно поэтому необходимо появление коллективного опыта, следом за которым и опираясь на который, возникают или исчезают общепризнанные правила.

Очевидно, что ни общество, ни скрепляющие его нормы не могут существовать сами по себе, т.е вне каких-либо форм. Отсюда вопрос в организации, которая представляет собой совокупность институтов и правил. Но для этого все эти элементы, равно как и стоящие за ними люди, нуждаются в каком-то объединяющем начале. Иными словами, речь идёт о довольно сложной социальной конструкции, суть которой можно выразить в виде простой и общепризнанной (по факту!) идее. Об одной из таких «идеальных» идей и говорит Кант…

Но не следует, однако, забывать и о феномене толкования, особенно, когда дело доходит до определения границ свободы. Иногда этот творческий процесс может завести в такие лабиринты коллективного сознания, что её привычные очертания изменяются до неузнаваемости. И тогда возникают явные, но незаметные для большинства социальные уродства в зависимости, например, от длины рук одного или величины носа другого, объясняемые при этом «естественными» причинами. Проблема в том, что рассматриваемый нами принцип основан на дуализме «конец/начало», а его действие демонстрирует, скорее, отрицание противоположностей, чем их разумный компромисс.

Волк не виноват в том, что он родился волком, — вот пример вульгарной философии, которая способна с лёгкостью обойти эту, казалось бы, универсальную формулу баланса свободы. Собственно говоря, сама формула создает лишь иллюзию баланса, которого ни в одном обществе нет и, наверное, и быть не может. Более того, усеченное представление свободы опасно своей простотой и доступностью, и в то же время, невозможностью оправдать те ожидания, которые с ней обычно связаны.

Свободное общество — это сложнейший механизм, который формируется усилиями коллективного и индивидуального разума, где каждая деталь есть плод жестокой борьбы и вековых конфликтов. Любая формула или теория способна дать лишь ориентир, но её не получится использовать в качестве волшебного эликсира для так называемого окончательного лечения общества, особенно, понимая, что вся социальная среда находится в перманентном круговороте «болезнь — выздоровление».

Стремление к прямолинейным и упрощенным подходам может легко обратить даже самую правильную идею в её извращённую форму. Так, например, наш изначальный тезис лёгким движением руки превращается в формулу своей противоположности (т.е. «свобода одного начинается там, где заканчивается свобода другого»), тем самым открывая дорогу туда же, куда сравнительно не так давно вели учреждения с вывеской «Arbeit macht frei»…

Роман Комыза

Понравился материал? Поддержите развитие сайта www.сайт
Карта Приватбанка 5168 7556 2066 1971

Готовимся к ОГЭ вместе!

Открытый банк заданий ФИПИ

Раздел 2 Задания по чтению

Формат задания

Задание 9 – тест на установление соответствий между заголовками и текстом

Максимальный балл – 7 баллов

Задания 10 – 17 – тест на установление соответствия приведенных утверждений прочитанному тексту (True / False / Not stated )

Максимальный балл – 8 баллов

Максимальный балл за правильное выполнение всех заданий Раздела 2 (Чтение) – 15 баллов

Задание 9

Прочитайте тексты и установите соответствие между текстами и их заголовками: к каждому тексту, обозначенному буквами А–G, подберите соответствующий заголовок, обозначенный цифрами. Используйте каждую цифру только один раз . В задании есть один лишний заголовок.

  1. The birthplace of the city
  2. Multifunctional construction
  3. The first traffic jams
  4. A perfect location
  5. Safety gates
  6. Defeating pollution
  7. Navigation season
  8. The royal birds

A. Almost 2,000 years ago, the army of Ancient Rome landed on the coast of Britain and headed north. Soon they came to a wide, deep river. The army could neither walk across it nor find an alternative route. The only solution was building a bridge. The Romans found a place where the river was relatively narrow and built a bridge. Then they founded a settlement, which they called Londinium. Today it is known as London.

B. The Romans soon discovered that Londinium was an ideal site for a port. Their bridge prevented large ships from going up the river, so all trading ships had to stop and unload at Londinium . It made Londinium an important trading centre and stimulated the growth and development of the city.

C. The first London bridge over the Thames was built of wood – and the n rebuilt time and time again. Later, a stone bridge was constructed. By the 1350s there were nearly 200 houses and shops on top of the bridge, and the road across it was very narrow. It was very difficult for carriages, horses and people to move across the bridge . They often couldn’t pass one another and had to spend hours on the bridge.

D. When the Thames flooded, it covered London with water. After a bad flood in 1953, people began to look for a way to control the river. In 1982 the Thames Barrier was opened. When its gates are raised, they form a steel wall more than half a kilometre long across the Thames. It prevents flood water from reaching London. More than 90 times, the Thames Barrier has saved the capital from flooding.

E. Nowadays, Tower Bridge is one of the most famous bridges in the world. The walkway between the two bridge towers provides a perfect sightseeing platform to enjoy a magnificent view over London. Inside the towers there is an exhibition, which tells the history of the bridge via photos, films, and other media. Tower Bridge also performs its original function of providing a road across the River Thames.

F. In Britain, swans have privileged status. Since the 1100s, all unmarked swans on any public lakes or rivers in the country have belonged to the Crown. The swans on the River Thames are called Mute Swans . They have a bright orange beak with a black spot on the top. Every July, a special ceremony called “Swan Upping” takes place on the Thames at Windsor. All the swans are caught and their markings are checked and recorded.

G. Nowadays, the River Thames is the cleanest river in the world that flows through a big city. This is a great achievement because only fifty years ago the river was so dirty and poisoned that it was declared biologically dead. Special plants to clean the water were built in the 1950s. Soon, special laws were issued to stop factories letting their dirty water go into the river. Strict government measures have saved the river.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задания 10 – 17

Прочитайте текст. Определите, какие из приведённых утверждений 10 17 соответствуют содержанию текста (1 True) , какие не соответствуют (2 False) и о чём в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3 Not stated) . В поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

Sports in Great Britain

It is interesting how many of today’s sports games originated in Britain – football, rugby, tennis, boxing, rowing and horse racing among them. Of course, horse racing was popular with the Greeks and Arabs long before the British began to put them into practice; and people had been playing football in one form or another for thousands of years all over the world . But it was the British who created special rules for these sports and sports games.

Football is a good example. In the Middle Ages people in Europe, Japan and Asia all played some forms of the game. A sort of football was also very popular in England, especially as a contest between villages. But at that time there were very few rules. When the students of English schools started to play football, rules then became necessary. They were changed several times and by the middle of the 19 th century football had become very much the game that we know and like today. By the way, the first serious football rules were written at Cambridge University .

A similar story can be told about some other sports. Why did this happen in Britain before other countries? There are some possible explanations: after the Norman invasion of 1066, Britain was quite a peaceful country. As a result people had time to develop sports. Later, after Britain’s industrial revolution, English factories were based on highly organized work and strict time keeping. The same discipline was applied to sport. So uniforms, referees and punishments were introduced to football and other games. British authorities thought that team games were good training for future military and industrial careers.

Every country has its own list of favourite sports. What is the British list? There are lots of games apart from football. Schoolgirls, for example, play a game which seems a lot like basketball. It is called netball. Netball is different from basketball in many details: for example, the ball is lighter, the court is bigger and netball has seven players in each team (not five). There is something very strange about netball – it is never played by boys. There is no biological reason for this, it is simply a tradition. It is popular throughout the English-speaking world, and the Australians and New Zealanders usually win the competitions.

But the most famous and popular British sport is cricket. Cricket is an important part of English summer life. You can watch it all day on TV or even listen to it on the radio. News programmes keep you up-to-date with the score . Men, when they meet, always exchange a few words about the state of the game.

One of cricket’s distinguishing features is that the games are very long . In an ordinary game at a boys’ school it takes up to a whole afternoon. But the big international games are up to five days long .

10. Football was the most popular game in the Ancient World .

Ответ:

11. The rules for modern football were created in Great Britan.

1) True 2) False 3) Not stated

Ответ:

12. All the students had to play football and other team games at British schools.

1) True 2) False 3) Not stated

Ответ:

13. Basketball and netball are the same game under different names.

1) True 2) False 3) Not stated

Ответ:

14. Netball was invented in a British boarding school for girls.

1) True 2) False 3) Not stated

Ответ:

15. Teams from Great Britain always win the international netball competitions.

1) True 2) False 3) Not stated

Ответ:

16. The British mass media pay lots of attention to cricket.

1) True2) False 3) Not stated

Ответ:

17. According to the rules, a game of cricket lasts no longer than an hour and a half.

1) True 2) False 3) Not stated

Ответ:

По окончании выполнения заданий 9–17 не забудьте перенести свои ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1! Запишите ответ справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. При переносе ответа в задании 9 цифры записываются без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Выполнив предварительно задания по чтению самостоятельно, проверьте себя по ключам.

Ответы к Заданию 9: 1435286

Ответы к Заданиям 10 – 17