Почему климат межгорных котловин отличается повышенной континентальностью. Горные области и провинции. Влажный континентальный климат с коротким летом

Великий мастер, своим талан­том несущий свет, не скрывая при этом тьмы…

Действительно, тьмы он не скрывал. Свое беззаконие и трагизм пыталось скрыть от современников это время, в котором жил и тво­рил автор. Время пыталось скрыть и самого а как автора.

В тридцатые годы он был из числа «запрещенных». После публика­ции начала «Белой гвардии» до конца жизни ему не удалось опуб­ликовать ни одного значительного произведения. И через много лет, после смерти автора, его творения в полном объеме стали до­ступны читателю. Долгое время оставалось «в тени» последнее про­изведение а «Мастер и Маргарита». Это сложное, много­гранное произведение. Жанр его был определен самим автором как «фантастический роман». Посредством сочетаний реального и фан­тастического в своем произведении поднимает много проблем, показывает нравственные изъяны и недостатки общества. Смех и печаль, любовь и нравственный долг я вижу, читая страни­цы романа. Одной из основных тем, мне кажется, является извеч­ная тема добра и зла.

Пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине. Всегда бу­дет происходить борьба добра со злом.

Очень своеобразно и по-мастерски изобразил эту борьбу в своем произведении . Дьявольская свита вихрем проносится по Москве. По той Москве, в которой существует ложь, недоверие к людям, зависть и лицемерие. Эти пороки, это зло обнажает перед читателями Воланд - художественно переосмысленный образ Са­таны. Его фантастическое зло в романе показывает зло реальное, нещадно разоблачает лицемерие таких людей, как Степа Лиходеев, значимая личность в культурных и высоких кругах Москвы, - пьяница, развратник, опустившийся бездельник. Никанор Ивано­вич Босой - выжига и плут, буфетчик варьете - вор, поэт А. Рю-хин - закоренелый лицемер. Таким образом, Воланд называет всех своими именами, указывая, кто есть кто. На сеансе черной магии в московском варьете он раздевает в прямом и переносном смысле гражданок, позарившихся на дармовое добро, и с грустью делает вывод: «Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легко­мысленны… ну, что… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…»

А какими же были они, эти прежние? Автор переносит нас в да­лекий Ершалаим, во дворец пятого прокуратора Иудеи Понтия Пи­лата. «В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудови­ще, и это совершенно верно». Прокуратор живет по своим законам, согласно им мир делится на властвующих и подчиняющихся, раб подчиняется своему господину - это незыблемый постулат. И вдруг появляется тот, кто мыслит иначе- Человек, лет двадцати се­ми, у которого связаны руки и который физически абсолютно бес­помощен. Но он не боится прокуратора, он даже смеет ему возра­жать: «…рухнет храм старой веры и создастся новый храм исти­ны». Это человек - Иешуа убежден, что злых людей нет на свете, есть только люди «несчастливые». Иешуа заинтересовал прокура­тора. Понтий Пилат хотел и даже попытался спасти Иешуа от горь­кой участи, но тот не мог отказаться от своей истины: «В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людь­ми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни ка­кой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и спра-

ведливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Но про­куратор не может смириться с этим, это явное противоречие его идеологии. Иешуа казнен. Казнен человек, который нес людям праведный свет истины, добро было его сущностью. Этот человек был духовно независим, он отстаивал истину добра, внушал веру и любовь. Понтий Пилат понимает, что его величие оказалось мни­мым, что он трус, его мучает совесть. Она наказан, его душа не мо­жет обрести покой, но Иешуа - воплощение нравственной силы добра в романе - прощает его. Он ушел из жизни, но живы зерна добра, оставленные им. И вот уже сколько столетий люди верят в Иисуса Христа, прообразом которого и является Иешуа. И вечное стремление к добру неодолимо. Мастер пишет роман о Христе и Пилате. В его понимании Христос - личность мыслящая и страда­ющая » несущая в мир непреходящие ценности, неисчерпаемый ис­точник добра. Истина открылась Мастеру, он уверовал и все-таки выполнил миссию, ради которой он жил. Он пришел в эту жизнь, чтобы написать роман о Христе. Мастер, как и Иешуа, дорого пла­тит за право провозгласить свою истину. Пророки находят свое место в сумасшедшем доме. И мир, увы, оказывается таким, что в роли судьи выступает дьявол. Именно он и платит всем по заслу­гам. Мастер уходит от людей, обретая покой и счастье. Но на земле остается его бессмертное произведение. Борьба добра и зла продол­жается. Из поколение в поколение люди ищут и будут искать нрав­ственный идеал, решать этические противоречия, искать истину, бороться со злом.

Я думаю, таким борцом является сам . Его роману суждена долгая жизнь, я верю, что он не потеряется во времени, а будет служить источником нравственных идей еще многим и мно­гим поколениям.

Проблема добра и зла - это вечная проблема, которая волнова­ла и будет волновать человечество. Что есть добро и что есть зло на земле? Этот вопрос проходит лейтмотивом через весь роман М. А. а «Мастер и Маргарита». Как известно, две проти­воположные силы не могут не вступить в борьбу друг с другом, по­этому вечна борьба между добром и злом.

Наиболее остро конфликт между этими силами отразился в ро­мане «Мастер и Маргарита*». Итак, перед нами Москва конца два­дцатых - начала тридцатых годов. В жаркий и душный вечер на Патриарших прудах появляется господин, похожий на иностранца: «…ни на какую ногу он не хромал, и росту был не маленького и не огромного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой сторо­ны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туф­лях… По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Вы­брит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеле­ный. Брови черные, но одна выше другой…» Это Воланд - буду­щий виновник всех беспорядков в Москре.

Сомнений нет в том, что Воланд - представитель «темной* си­лы. (Воланд переводится с древнееврейского как «черт».) Важно обратить внимание на эпилог к роману. Это слова Мефистофеля из «Фауста» Гете: «Я - часть этой силы, что вечно хочет зла и вечно

совершает благо». Мефистофель в Фаусте - Сатана, который кара­ет грешников, устраивает беспорядки. Нет, Воланд не похож на Мефистофеля. Его сходство с ним ограничено лишь внешними при­знаками! Острый подбородок, скошенное лицо, кривой рот. В дей­ствиях же Воланда нет стремления наказать погрязших в грехах москвичей. Он явился в Москву с одной целью - узнать, измени­лась ли Москва с того дня, когда он был в ней последний раз. Ведь Москва претендовала на звание Третьего Рима. Она провозглашала новые принципы переустройства, новые ценности, новую жизнь. Но что же видит Воланд, когда устраивает в театре варьете сеанс черной магии для москвичей? Алчность, зависть, стремление на­жить «легкие» деньги. И Воланд делает такой вывод: «Ну что же… Они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из ко­жи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомыслен­ны… ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обык­новенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный во­прос только испортил их… »

Прибытие Воланда в Москву сопровождается беспорядками: умирает под колесами трамвая Берлиоз, сходит с ума Иван Бездом­ный, сгорает «Дом а». Но разве это дело рук самого Во­ланда? Нет. Отчасти в бедах москвичей виновата свита Воланда! Коровьев и кот Бегемот. Но более всего в своих несчастьях винова­ты сами москвичи. Ведь это они создали вокруг себя мир, похожий на ад, населенный злобой, пьянством, ложью, развратом. Заглянем хотя бы в ресторан «Дома а», где проводят свое свободное время члены МАССОЛИТа. Здесь, «оплывая потом, официанты не­сли над головами запотевшие кружки с пивом», «плясал какой-то очень пожилой с бородой, в которой застряло перышко зеленого лука», «грохот золотых тарелок в джазе иногда покрывал грохот посуды, которую судомойки по наклонной плоскости спускали в кухню». Вся атмосфера в ресторане напоминает преисподнюю, опи­санную в Библии, одним словом «ад».

Попадая на бал Сатаны, мы можем убедиться в том, что челове­чество всегда жило по одним и тем же законам, всегда совершало зло. Перед нами и Маргаритой проходит госпожа Минхина, сжег­шая своей горничной лицо щипцами для завивки, молодой юноша, продавший любившую его девушку в публичный дом. Но при этом мы понимаем, что все эти люди мертвы. Значит, в «ведомство» Во­лана, в «ведомство» «тьмы» попадают только умершие. Только тог­да, когда человек мертв, его душа, отягощенная грехами, попадает под власть Воланда. Вот тогда наступает расплата за все то зло, ко­торое человек совершил при жизни.

В «ведомство» Воланда попадают и Берлиоз, и Мастер с Марга­ритой, и Понтий Пилат, жестокий прокуратор Иудеи.

Как много людей, попавших под власть Сатаны! Кто же может вступить в борьбу со злом, кто из героев романа достоин «света»? На этот вопрос отвечает роман, написанный Мастером. В городе Ер-шалаиме, погрязшем, как и Москва, в распутстве, появляются два человека: Иешуа Га-Ноцри и Левий Матвей. Первый из них счита­ет, что злых людей не бывает и что самый страшный грех - это

трусость. Вот это тот человек, который достоин «света». Впервые он предстает перед Понтием Пилатом «в стареньком и разорванном хитоне. Голова его был прикрыта белой повязкой с ремешком во-круг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью». Можно ли говорить о том, что Иешуа Га-Ноцри - это Иисус Хрис­тос? Судьбы этих людей схожи, они оба умерли на кресте. Но стоит заметить, что Иешуа было двадцать семь лет, а Иисусу - тридцать три года, когда их распяли. И Иешуа - самый обыкновенный че­ловек, сирота, а Иисус Христос - «сын Божий». Но дело не в этом. Главное, что Иешуа несет в своем сердце добро, он никогда в своей жизни не сделал ничего плохого, он пришел в Бршалаим, чтобы учить людей добру, чтобы излечить их тела и душу. Он спаситель человечества. Но, к сожалению, человечество не нуждается в спасе­нии. Наоборот, оно стремится избавиться от Иешуа, как от пре­ступника и вора. И это тоже борьба добра со злом.

Наиболее ярко столкновение противоборствующих сил представ­лено в конце романа, когда Воланд со своей свитой покидает Моск­ву. Что же мы видим? «Свет» и «тьма» стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа. Все, что может Иешуа, - это попросить Воланда о том, чтобы тот дал Мастеру и его возлюбленной вечный покой. А Воланд исполняет эту просьбу. Таким образом, мы приходим к выводу, что силы до­бра и зла равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. И борьба их вечна, потому что нет на Земле человека, который ни разу за свою жизнь не со­вершил греха; и нет такого человека, который бы полностью утра­тил способность вершить добро. Мир - это своеобразные весы, на чашах которого лежат два груза: добро и зло. И, как мне кажется, пока сохраняется равновесие, мир и человечество смогут существо­вать.

-Так кто ж ты, наконец?

Я - часть той силы,

что вечно хочет зла

и вечно совершает благо.

Гёте

Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, эти силы будут бороться друг с другом, добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине.

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как раз посвящен борьбе добра и зла. Автор с большим мастерством изобразил эту борьбу, он сумел заглянуть в душу человека, передать внутренний мир своих героев. Булгаков открыл читателям богатейшую гамму чувств, переживаний своих героев, поэтому этот роман прочно вошел в ряд любимейших произведений русской литературы. Произведение Булгакова - это учебник для каждого нового покааления молодежи, потому что проблемы, затронутые в нем, с удивительным постоянством возникают во все времена.

Перед читателем одновременно раскрываются два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы двадцатых годов нашего века, другой - с легендой или правдой (в зависимости от веры и убеждений человека) о неком Иешуа Га-Ноц-ри, в котором мы сразу узнаем Иисуса Христа. Булгаков дает нам «роман в романе», и оба они объединены одной идеей - поисками нравственной истины и борьбой за нее. Сначала мы переносимся на много веков назад в далекий Ерша-лаим, во дворец императора Иудеи Понтия Пилата. Вместе с ним во дворце находится молодой человек, лет двадцати семи, у которого связаны руки, под глазом синяк, в углу рта ссадина с запекшейся кровью. Этого человека зовут Иешуа, он обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма.

Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир делится на властвующих и подчиняющихся им. И вдруг появляется человек, который нарушает это правило и готов спорить с самим прокуратором. Он не боится возражать ему, отстаивая свою точку зрения, и делает это так умело, так хладнокровно, что даже приводит прокуратора в замешательство. Иешуа считает, что на свете нет злых людей, есть люди несчастливые. Он думает, что этих людей можно изменить в лучшую сторону, просто надо их заставить поверить в себя, заинтересовать их, вселить в них уверенность, и тогда получится полноценный человек, имеющий цель в жизни, способный своими действиями принести благо окружающим.

Арестант показался прокуратору интересным, ему многое понравилось в нем. Понтий Пилат сразу убедился в его невиновности и простодушии. Ему даже приснился сон о том, что они вдвоем идут по лунной дорожке и мирно беседуют. Но он уже ничем не мог помочь Иешуа. Иешуа бросил вызов не только самому прокуратору, но и всему режиму, который царил в этом городе несколько поколений, поэтому он обречен на смерть. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Понтий Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И поэтому Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник! Преступник!» Иешуа казнен. На самом деле могущество прокуратора оказалось мнимым. Понтий Пилат трус: верный пес порядка, он не может пойти против большинства, а потому он жалок и недостоин уважения. Иешуа, напротив, бросает вызов существующему порядку, для него важнее всего идея, и мы, замирая от ужаса, который вызывает его судьба, одновременно испытываем восхищение.

Но как связаны «ершалаимские» главы с основным содержанием романа? Мы переносимся в 20-е годы нашего столетия. Зависть, злоба, недоверие к людям инакомыслящим царствуют и в мире, который окружает главных героев. Добро представлено в лицах Мастера и Маргариты - двух влюбленных, борющихся за свою любовь и справедливость. Им противостоит Воланд -переосмысленный автором образ Сатаны. Воланд творит зло, его цель обнажить, усилить, выставить на всеобщее обозрение человеческие недостатки и пороки. Что только не делает он, чтобы достичь своей цели! Все его трюки и фокусы направлены на одно: доказать, что люди по сути своей несправедливы, алчны и завистливы, а порой и просто злобны. Воланд подводит читателя к выводу, что все люди мелочны и продажны, что все любят деньги.

Хотя прошло много веков, но остаются на земле доброта и любовь. Мастер, главный герой романа М. Булгакова, создает свой роман о Христе и Пилате. В образе Христа Мастер показывает все доброе и светлое. Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Мастер, как и Иешуа, пытался донести до людей всю правду, которая его окружает. Он хочет проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Мастера занимают вечные проблемы, и он ни перед чем не останавливается, добиваясь правды, потому его имя пишется с большой буквы. Мастер, бесспорно, добр, честен, порядочен, потому он добивается уважения в обществе и достоин любви Маргариты.

Маргарита в романе является носительницей огромной и вдохновенной любви, которую автор назвал «вечной». Маргарита обладает сильным характером, огромной волей, ее не смущают никакие трудности. Маргарита борется за Мастера. Она идет даже на встречу с самим Сатаной, чтобы вернуть Мастера, при этом она не боится пожертвовать собой и переходит в вечность.

В итоге Мастер и Маргарита вознаграждены. Это люди, которые несут добро и любовь окружающим, поэтому их будут помнить и уважать. Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

Роман М. А. Булгакова учит будущее поколение тому, что всегда нужно бороться за правду и идти вперед до победного конца, как это делали Мастер и Иешуа. Роман остается в истории русской и мировой литературы не только как гимн человеку-, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве и человеку, который во веки веков будет стоять на защите добра и справедливости.

Роман Булгакова трагичен, он полон горечи и скептицизма, надежда сплетена в нем с отчаянием, а вера - с неверием в ее торжество. Эпоха определила трагичность романа, и Булгаков не солгал: он написал в конечном счете роман о своем времени, но написал так, что «Мастер и Маргарита» и роман о вечной борьбе добра и зла.

Роман М. А. Булгакова - неповторимый шедевр русской и мировой литературы, который никогда не потеряет актуальность.

Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом и добро будет «открываться» человеку, освещая путь к истине.

Такую борьбу представляет нам М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», причем делает это своеобразно: перед читателем одновременно проходят два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы 20-х годов XX века, другой - с легендой (или правдой, в зависимости от убеждений и веры человека) об Иисусе Христе. Булгаков дает нам «роман в романе», и оба они объединены одной идеей - поиском истины и борьбы за нее. Вот Ершалаим, дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. «В белом плаще с кровавым подбоем» появляется он перед человеком лет двадцати семи, у которого «руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью». Человек этот - Иешуа Га-Ноцри - обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма.

Арестант хотел было оправдаться: «Добрый человек! Поверь мне…». Но его «научили соблюдать этикет»: «Крысобой вынул бич и… ударил арестованного по плечам… связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились… ».

Трудно не согласиться с тем определением, которое дал себе прокуратор: «свирепое чудовище». Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им; что формула «раб подчиняется господину» незыблема; что всесилен римский император, а в Ершалаиме он - наместник императора, значит, господин всех и вся. И вдруг появляется некто, смеющий думать иначе: «…рухнет храм старой веры, и создастся новый храм истины». Более того, этот «бродяга» смеет предлагать: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека». Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, просто и прямо, что Понтий Пилат приходит на какое-то время в замешательство.

У Иешуа своя жизненная философия: «злых людей нет на свете», есть люди «несчастливые»; «правду говорить легко и приятно». Арестант показался интересен.

В его невиновности прокуратор убедился сразу; конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, но зато он обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает Понтия Пилата! И у него уже сложился план действий: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземном море, туда, где находится его, Пилата, резиденция. Но это оказалось невозможно. Иуда из Кириафа (за 30 серебреников) представил такие сведения о «безумце», что наместник кесаря не имел права не казнить его. Прокуратор хотел и даже пытался спасти новоявленного «пророка», но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины»: «В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Тут уж никак не вывернешься - задет закон об оскорблении кесаря, налицо бунт, а бунт должно усмирить, иначе… И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник! Преступник! Преступник!». Иешуа казнен.

Почему же мучается Понтий Пилат?

Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто идут они вместе по лунной дорожке и мирно беседуют? И он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне»…

Почему Иуда из Кириафа убит? За что казнен Иешуа? Иешуа казнен за то, что считал их людьми, за то, что был человеком духовно независимым, имел высокую душу и проницательный, острый ум. Он отважился сказать свое слово о добре, отстаивать истину любви.

А Понтий Пилат? Его могущество оказалось мнимым. Он трус, он верный пес кесаря и всего лишь пешка в руках императора. Кто же побеждает в этом столкновении добра и зла? Иешуа? Но он казнен. Прокуратор? Но ему никогда не будет покоя - он понимает, что Иешуа прав. У Иешуа остался ученик и последователь - Левий Матвей, он продолжит дело своего Учителя.

Между двумя романами - Мастера и о Мастере - существует связь. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствуют и в мире, который окружает Мастера. Их обнажает перед читателем Воланд - художественно переосмысленный образ Сатаны. «Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу! - кричит попавший в сумасшедший дом Иван Бездомный. - «Взвейтесь!» да «развейтесь», а вы загляните к нему внутрь - что он там думает… вы ахнете!». А на сеансе черной магии в московском варьете Воланд и в прямом, и в переносном смысле раздевает некоторых «гражданок», рвущихся на сцену за дармовым добром, и с грустью заключает: «Они люди как люди, обыкновенные, в общем - _ напоминают прежних».

Но стремление людей к добру вечно. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви - Иисус - жив в душах. К его образу обращались и будут обращаться люди. И Мастер, главный герой романа Булгакова, создает роман о Христе и Пилате. Христос для него - мыслящая и страдающая личность» утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие духовные ценности в мир.

Каждое поколение людей вновь и вновь разрешает нравственные проблемы, этические противоречия. Одни люди хоть иногда «прозревают», заглядывают «внутрь» себя. «Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи. Отчего они дурны? Правду, правду сказал Бездомный! - безжалостно обращался к самому себе Рюхин. - Не верю я ни во что из того, что пишу!..». Другие - никогда. Для Берлиоза, начитанного, но бессовестного главы МАССОЛИТа, вовсе не важно, был или не был Иисус; главное, что этого возможного «не было» достаточно для того, чтобы ему все было дозволено. Но возмездие настигает Берлиоза»

А Мастер? Истина, открылась ему, и он шагнул навстречу добру, чтобы выполнить то, зачем он пришел на землю, - написать роман об Иисусе. Но такой герой не «впишется» ни в один «социальный заказ», а его автор, не желающий орать «взвейтесь» и «развейтесь», - враг, и нет ему места ни в МАССОЛИТе, ни в обществе в целом. Свора «литературных» критиков набросилась на него, и Мастер, так же, как Иешуа, только в свое время, должен заплатить за право провозгласить свою истину.

Сумасшедший дом - вот место, где находят приют пророки (вспомним желание Понтия Пилата объявить Иешуа сумасшедшим). Увы, мир оказался таким, что лишь Сатана стал подобием судьи - ведь именно он воздал в романе всем по заслугам.

Мастер уходит от людей. Но на земле у него остались ученик и роман, которому суждена долгая жизнь.

Борьба добра и зла продолжается…

Талантливый писатель Михаил Афанасьевич Булгаков несет своим читателям свет, при этом, не приукрашивая тьмы. Время, в которое писал автор, пыталось скрыть все плохое, в частности беззаконие. И самого Булгакова с его бесценными произведениями оно тоже хотело погрузить в небытие. Прошло много лет, прежде чем мы смогли познакомиться с его творениями.

Роман «Мастер и Маргарита» - сложное произведение, в котором переплетаются реальное и фантастическое. На его страницах автор поднимает множество проблем, в том числе тему, вечную на века, - добра и зла.

Борьбу этих категорий писатель показывает своеобразно, по-своему ее переосмысливая. Москва – город, в котором существуют всевозможные пороки: зависть, ложь и лицемерие. И по ней проносится дьявольская свита. Во главе со своим предводителем, сатаной Воландом.

Это, конечно, фантастическое зло. Но через него автор раскрывает и зло реальное, которое просто выпирает наружу в некоторых персонажах. Развратник Степа Лиходеев пьет и ничего не делает, Никанор Иванович Босой живет, постоянно пытаясь обвести всех вокруг пальца, буфетчик варьете ворует, а поэт А. Рюхин скрывается за маской вечного лицемерия. Воланд легко срывает со всех личину, показывая истинную сущность этих людишек. Он раздевает гражданок, которые на сеансе черной магии накинулись на чужие деньги. Сатана считает, что это обычные люди. Они всегда были такими. Чего еще от них ждать?

Автор переносит нас во времена прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который имел четкое мнение: в мире господствуют те, у кого власть, остальные им подчиняются. И вдруг появляется Иешуа, его мысли в корне расходятся с постулатами Понтия. Он считает, что не бывает злых людей, такими они становятся из-за того, что не счастливы. Прокуратору симпатизирует этот человек, но он не может смириться с тем, что кто-то может ему противоречить. В результате Иешуа казнен, казнен человек, несший людям добро и свет. Независимость этого персонажа приводит в восторг, он и после смерти остается верен себе, той истине добра и любви, проповедником которых он и был.

Но не обретает спокойствия, скорее даже наоборот, он жалкий трус, который наказан за свой поступок бессмертием и вечными муками совести. Хотя Иешуа его прощает. Этот персонаж в романе – отображение нравственной силы, к которой нужно стремиться. И люди верят в Христа, стремятся к добру, ведь он ушел из жизни, но оставил ростки своей веры. Они бессмертны. Их не вырвать.

Понял свое предназначение – он должен написать роман о Христе, мыслящей личности, которая даже через страдания несет людям свет и добро. За эту истину он дорого заплатит, потеряв всякую надежду, Мастер уходит от людей в дом для душевнобольных. И там-то он обретает покой. Нам же остается его произведение, оно нетленно. Борьба добра и зла на этом не заканчивается. Из поколения в поколение люди будут искать нравственный идеал, стремиться его достичь, стать чище и лучше, поборов зло и пройдя все препятствия.

Тема добра и зла волновала многих за-мечательных писателей во все времена. Недаром Ф. М. Достоевский писал в рома-не «Преступление и наказание» о том, что мы перестаем видеть грань между хоро-шим и плохим. Как же относился к этому М. Булгаков? Спустя двадцать пять лет по-сле его смерти, где-то с середины шести-десятых годов начали активно публиковать его произведения. В течение всего не-скольких лет друг за другом в свет выходят «Записки юного врача» (1963 год), «Белая гвардия» (1966 год), «Мастер и Маргари-та» (1966—1967). Романами Булгакова за-читывались пенсионеры и студенты, уче-ные и рабочие, многие цитировали отрыв-ки его произведений наизусть.

Добро и зло — понятия философские. Понятия вечные и неразделимые. И, пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. Добро будет чело-веку освещать путь к истине. Такую борьбу и представляет нам Булгаков в романе «Мастер и Маргарита».

Своеобразие романа заключается в том, что действие развивается в двух времен-ных пластах. Первый — Москва 20-х годов XX века, другой — время Иисуса Христа. Булгаков создал как бы «роман в романе», и обе эти книги объединены одной иде-ей — поиском истины.

Булгаков создавал роман как историчес-ки и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, поэтому ро-ман стал для нас уникальнейшим докумен-том той эпохи. И в то же время этот роман обращен в будущее. Творческая мысль Булгакова как бы опережала время. Есть даже основания предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и призна-ние его романа современниками.

В романе «Мастер и Маргарита» царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композицион-ного замысла. Сатана правит бал, а вдох-новенный Мастер, современник Булгако-ва, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, при-спосабливаются, предательству ют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20—30-х годов XX века.

Смех и печаль, радость и боль перемеша-ны там воедино, как в жизни, но в той вы-сокой концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. «Мастер и Маргари-та» и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном твор-честве, которое всегда является преодо-лением, порывом к свету и добру.

Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пила-та. Перед прокуратором предстал чело-век 27 лет, обвиняемый в подстрекатель-стве к разрушению ершалаимского хра-ма, у которого руки «связаны за спиной, под левым глазом синяк». Звали его Иешуа. Он не боится возражать прокура-тору, у него своя жизненная философия: «Злых людей нет, есть люди несчастли-вые». Прокуратор сразу убедился в неви-новности арестанта, кроме того, он по-нял, что Иешуа обладает загадочной си-лой, ведь он умеет лечить. Поэтому он задумал спасти этого таинственного че-ловека: объявить его сумасшедшим и выслать на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Од-нако осуществить эту идею не удалось. Иуда из Кариафа за 30 сребреников пре-дал Иешуа, представив показания, по ко-торым арестанта следовало немедленно казнить. Да и сам Иешуа не захотел отре-каться от истины. Он считал, что «всякая власть — насилие над людьми», что «на-станет время, когда не будет ни кесарей, ни другой власти. Человек перейдет в царство истины».

Итак, Иешуа казнен. Но почему же муча-ется Понтий Пилат? Иешуа нес людям доб-ро, у него был острый ум и чистая душа. Он и только он отважился сказать свое слово о добре и истине. Значит, душа его была свободна. А могущество Понтия оказалось мнимым. Он трус, он раб своей должности и карьеры. Он всего лишь пешка в руках императора. И хотя у Понтия Пилата было желание спасти Иешуа, однако преступить цепи рабства свыше его сил. Где же побе-дитель? Иешуа казнен, Понтий лишен по-коя. Но у Учителя остался ученик, продол-жающий дело его, — Левий Матвей. Зна-чит истина, свет, добро и правда все же победили.

Сама идея поместить в Москву тридца-тых годов князя тьмы Воланда и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не под-даются никаким законам логики, была глу-боко новаторской. Воланд появился, что-бы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранив-шим верность друг другу и любовь, пока-рать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам до-бра, они предстанут перед судом преис-подней. По мысли Булгакова, в сложив-шейся ситуации со злом следует бороться силами зла, чтобы восстановить справед-ливость.

Воланд судит жителей города по совер-шенным ими поступкам. И самоуверенный Берлиоз, и Варенуха-доносчик, и пьяница Степа Лиходеев — все получают по заслу-гам. Но вот в чем загадка: совершил ли Воланд благо? Конечно, он наказывает, карает, творя справедливость, «он не со-вершает ни одного плохого деяния», но это жестоко, так как Воланд вершит пра-восудие, рассматривая лишь деяния, а не самого человека и его внутренний мир. На мой взгляд, от дел сатаны в городе ни-чего не изменилось к лучшему. Так какое же это благо?

Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который тот сжег в при-ступе малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, перено-сит читателя в давние времена, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом — вечно, оно кроется в самих об-стоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и по-рабощенной ложными интересами сего-дняшнего дня.

Мастер в романе не смог одержать по-беду. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной прав-ды, изменил бы своем чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Нет! На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, ко-торым суждено продолжать борьбу добра со злом.

На мой взгляд, М. Булгаков хотел пока-зать нам, что грань между добром и злом действительно еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты. Да и в жизни, стараясь делать добро, мы можем и не замечать, как наши поступки порождают зло.

«Мастер и Маргарита» — сложное произ-ведение. Существует множество толкова-ний знаменитого романа. О «Мастере и Маргарите» еще много будут думать, мно-го писать. «Рукописи не горят», — произ-носит один из героев романа. Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продол-жал жить. Мастер помнил его наизусть. Ру-копись была восстановлена. После смерти писателя она обрела читателей во многих странах мира. Ныне творчество Михаила Булгакова получило заслуженное призна-ние, стало неотъемлемой частью нашей культуры.