Почему петр 1 стремился полностью. Меры относительно церковного управления. Работаем с картой

Сегодня татуировки на коже - вовсе не редкость. Их носят представители всех профессий и социальных слоев. Очень часто татуировки делают в армии или тюрьме. А как обстоит дело с власть предержащими? Известно, что в России были по крайней мере три правителя с татуировками…

Петр I и Екатерина II

В период язычества татуировки на Руси были делом обычным. Однако после принятия христианства церковь запретила их как «сатанинскую» символику. Возрождаться искусство татуировки стало только в петровскую эпоху.

Как известно, Петр I любил все самое передовое. В западной культуре, к которой он так благоволил, татуировки вовсе не были под запретом. Говорят, он первым из русской знати сделал себе на руке татуировку в виде боевого топора. Затем Петр принялся за солдат своей армии. По его распоряжению им на запястье делали наколки в виде креста и личного номера. Сначала вырезали изображение, потом в рану втирали порох и забинтовывали. Это делалось для того, чтобы солдата было легко опознать. Затем татуировки стали делать преступникам. Ворам и разбойникам вырезали на щеке изображение орла. Позднее грабителям стали вырезать литеру «В», что означало «вор».

Кстати, по непроверенным данным, татуировка была и у Екатерины II, причем весьма интимного свойства. При ней преступников также клеймили наколками: убийцам на лбу и щеках вырезали букву «У», лжецам (например, лжесвидетелям) – «Л».

Николай II

В конце ХIХ века в России татуировки вошли в России в большую моду. Причем тон тут задавали представители высшего света. У многих аристократов были наколки.

У императора Николая II на теле было сразу несколько татуировок. Еще будучи наследником престола, он побывал в Японии, где ему накололи на правом предплечье разноцветного дракона. На Востоке это животное является символом сразу четырех стихий - Земли, Ветра, Огня и Воды, а также четырех сторон света. По поверью, татуировка в виде дракона наделяет своего владельца силой, властью, а также особыми качествами магического и духовного толка.

Позднее царь сделал себе еще две наколки - меч на груди и имя жены на руке. В период правления Николая при дворе пошла мода на восточные мотивы, в частности, японские узоры и иероглифы. В 1906 году на Казанской улице открылся первый в России салон художественной татуировки.

Правда, Николаю II татуировки не слишком помогли. В июле 1918 года он был расстрелян вместе со всей семьей. Кто знает, не сыграли ли наколки в его жизни роковую роль? По мнению экспертов, лучше избегать татуировок чересчур агрессивного толка – они могут оказать на судьбу своего носителя не самое лучшее влияние…

Иосиф Сталин

У будущего лидера Советской страны Иосифа Джугашвили татуировка появилась в заключении – до революции он много лет провел по тюрьмам и ссылкам. На груди ему вырезали скалящийся синий череп. Состав для нанесения рисунка был приготовлен из подручных средств – сахара, копоти сожженного каблука кирзового сапога и… разведенной мочи.

Любопытно, что после Октябрьской революции людей с татуировками стали преследовать, объявив это «пережитками царского времени». Между тем, самой распространенной татуировкой в советских тюрьмах, лагерях и колониях был… портрет Сталина. Зэки даже верили, что она поможет избежать расстрела…

Предлагает версию, которая тянет на сенсацию -- про татуировки на обеих руках Николая II /хотя этот вопрос и обсуждается на ряде форумов -- считается, что татуировка дракона у Николая только на правой/.

Но ведь действительно похоже, что татуировка и на левой

Про татуировку Николая пишут и писали всякое -- особенно мне нравятся мистификации и конспирология про змей, даново колено и т.д. (например)

Вообще кто хочет окунуться в омут морфинизма и разврата густого замеса борьбы рюриковичей с коленом дановым рекомендую

В.И. Карпец Виндзоры против Рюриковичей
/масса эмоций гарантирована)_отрывок навскидку: под кат не ходите -- пощадите себя:

Итак, два Севера — Север Полярный и Север Атлантический. Север первичный и Север вторичный.
Неподвижный и «отделяющийся», «убегающий». Athalanta Fugiens .

Заметим, однако, ещё раз. Получается именно так. Thuata de Dannan = Athalanta Fugiens. Более того, получается ещё хуже: речь идет об «ариях-предателях» (пусть объективно, в силу вторичности самой традиции), «Белых предателях, — замечает метафизик Мигель Серрано , — земных и сверхземных пришельцах, таких, как Карл Великий и Бонифаций, и многих других».

Следуя за образами из «Парсифаля» Вольфрама фон Эшенбаха , Мигель Серрано говорит: «Войска Демиурга состоят из "Нейтральных Ангелов", подобных богам и обманутых Демиургом. Они существуют на внеземных планах и на земле не воплощаются. Они находятся под гипнозом злых чар, как узники в замке Клингсора . Так же окольцованы и белые предатели, арья, вира, которые уже здесь на земле поступают на службу к Врагу, помогая ему в уничтожении существ, принадлежащих к их собственному типу, роду. Демиург овладел ими, вдохнул в их арийские тела иные души, чуждую субстанцию <…> введя в них Змею-убийцу. Которая высасывает энергию их божественной крови».
Более того, согласно Серрано, «таким же агентом является и Сила Тяготения (обратим внимание, «открытая» именно в Британии. — В.К.) (в противоположность силе Плазмации с ее гипотетическими гравитационными волнами, а следовательно, сами Пространство и Время)».

Именно такие даниты известны во всех уголках земли.
Данайцы из «Илиады», данауна (dnwn ) в списке «народов моря» египетских хроник, данавы — противники индуистских «богов»-датьев, которые обманом лишили их «нектара бессмертия», совместно добытого данавами и датьями; Данай , данаиды, Даная в эллинской мифологии, племя данов в Скандинавии, давшие свое имя стране Дании , и легендарные ирландские Thuata de Dannan , племена богини Даны , которая была известна под тем же именем славянам и индийцам, римляне знали её как Диану , шумеры как Тиамат .
Все крупные реки Восточной Европы, такие как Дунай, Днепр, Днестр, Дон, содержат в названии корень dn .



"Татуировки" бил еще дуэлянт Толстой.

Точных сведений о времени появления в русском флоте обычая производить татуирование не имеется /связано с кругосветными плаваниями русских кораблей в первой половине и середине ХIХ века? матросы и офицеры знакомились с обычаями, существовавшими в дальневосточных странах и на островах Тихого океана, и перенять у их жителей практику татуирования/.

Татуировку на теле матросов и офицеров могли делать и татуировщики-профессионалы в портах Китая и Японии.
Татуировкой украшали свое тело некоторые офицеры.
Согласно одной из флотских легенд, роскошную татуировку сделал себе великий князь Алексей Александрович.

Но наиболее широко эта практика распространилась среди нижних чинов. Публикуемые документы, относящиеся к 1913 г., являются наиболее ранним обнаруженным документальным свидетельством бытования в матросской среде практики татуирования.

Несмотря на меры по борьбе с этим широко распространившимся явлением, экзотический обычай укоренился среди матросов, перейдя и в советский флот.

Так, в одном из документов 1926 г., посвященном флотским традициям, сохранившимся с дореволюционных времен, можно прочитать: «К скверным традициям к[раснофлот]цев следует отнести еще татуировку (хотя она теперь «уходит в подполье»)» . Однако этот обычай не исчез, а продолжает существовать и до сих пор.

В.Н. Чернецов одним из главных мотивов их нанесения считал опознавательный: "Тамги, вытатуированные на теле представителей народа манси, символизировали не только принадлежность их владельца к определенному роду, но и формировались как личные, семейные татуированные изображения, имеющие общее сходство и различие в деталях". А в Древней Греции и Риме имел место не только обычай, но и правовое закрепление татуирования людей, связанного с их будущей идентификацией. Так, у воинов Древнего Рима было введено принудительное и добровольное татуирование, в зависимости от воинской принадлежности. Например, оружейникам римских легионов принудительно накалывали специальные знаки по приказам цезарей, по этому поводу сохранились указания западно-римского Хонориуса (384-423 гг.) и восточно-римского Аркадия (377-408 гг.). Последний из скандинавских королей англосаксонской династии Гарольд II (1022-1066 гг.), погибший в битве при Гастингосом в 1066 г., был опознан на поле боя только благодаря вытатуированному на груди слову "Эдит", означавшему имя его жены. Другой пример. Татуировка, нанесенная на плечо французского рыцаря, по имени д"Амале, который служил королю Франции Генриху IV (1553-1610 гг.), позволила знаменитой в те времена куртизанке, красавице Раверии, опознать своего возлюбленного среди погибших в битве под Сен-Дени в 1591 г. В XVIII в. татуировка как средство идентификации использовалась прогрессивными общественно-профессиональными группами. Так, например, в одной из Парижских больниц для обездоленных слоев населения акушерки наносили одинаковые татуировки новорожденным и их матерям, чтобы они могли распознать свое дитя. С аналогичной целью тирольские крестьяне наносили татуировку на лица (в виде небольших знаков) своим детям, отправляемым на заработки по другую сторону Альп. Когда после многих лет пребывания на чужбине дети возвращались в родные деревни, их распознавали близкие по признакам внешности, но больше по такой особой примете, как татуировка. Пожалуй, единственной страной, которая в XVIII в. на государственном уровне официально ввела татуирование как средство идентификационной защиты для групп риска, была Россия: по указу Петра I (1712 г.) нанесение татуировки было обязательной процедурой для рекрутов, отобранных для службы в армии и на флоте.
Как свидетельствует К. Велишевский, на запястья русских рекрутов наносился штамп из игл, положение этих игл, сообразно задаче идентификации, можно было изменять для нанесения личного номера его владельца и креста.

О популярности татуировки среди солдат всех армий, сражавшихся в период наполеоновских войн 1803-1815 гг., свидетельствуют результаты исследований, проведенных около 1850 г. немецким юристом Л. Каспером и французским врачом Ж. Хутином среди обитателей домов для ветеранов и инвалидов войны в Берлине и Париже.

Результаты этих исследований говорят о том, что около 20% из них имели татуировки.

Самыми популярными изображениями оказались даты, связанные с различными периодами прошедших войн, виды оружия, скрещенные мечи либо дула орудий, фигуры солдат, сердца с инициалами. Размышляя над стремлением моряков и солдат иметь памятные и культово-защитные оберегающие символы и знаки в виде тех или иных татуировок, авторы считают, что не исключено, что именно в подражание российскому опыту (имеется в виду указ Петра I об обязательном татуировании рекрутов-новобранцев ) сержант стрелковой кавалерии Райли во время перерывов в военных действиях англо-бурской войны 1899-1902 гг. наносил на тела офицеров и их подчиненных солдат и сержантов татуировки с изображением полковых символов и памятных знаков этой кампании.
За выполнение данной миссии Райли был поощрен главнокомандующим, лордом Ф.С. Робертсом, который видел в татуировании средство опознания погибших во время военных действий. Во время гражданской войны в США (1861-1865 гг.) немецкий эмигрант М. Хильдебрант татуировал воюющим различные символы, которые имели в своей основе идентификационный мотив. Основной, доминирующий над другими психолого-личностный фактор, объясняющий повышенный интерес моряков и солдат к татуированию, - подсознательный инстинкт самосохранения (быть опознанным при гибели).
Данный тезис подтверждает известный исторический факт, обнародованный врачом главного штаба Мюнхена: есть люди-татуировщики, которые живут тем, что наносят татуировки солдатам вскоре после их рекрутского набора (по пять пфеннигов за символ). О людях с натурой моряка лучше всех сказал финский археолог-этнограф Пяльси: "Их самая великая радость - отправляться в путь, а их любимое место - дорога". Нет сомнений, что культурный опыт накожной живописи у моряков и военных "несет в себе опыт прошлых поколений, ориентирует личность" в системе исторических координат мировой цивилизации и вместе с тем помогает людям не быть безымянными и получить современную медицинскую помощь при обозначении татуировкой группы крови.

Rector: Dirk читал где-то, что у императора Николая II были татуировки на обеих руках, изображающие драконов.

в XVIII-XIX веках для ограждения от телесных наказаний, которые в то время широко практиковались в английском флоте, британскими моряками изображались на спинах огромные распятия.
В конце девятнадцатого века страстью к татуировке была охвачена Англия и весь англоговорящий мир.
По мере развития татуировки после её возрождения, влияние «сувенирных» татуировок, привозимых моряками и путешественниками, упало.

Перелом же в отношении к татуировке положил принц Уэльский, который впоследствии стал позднее королем Эдуардом VII, живший с 1841 по 1910. Будучи с неофициальным визитом в Японии в 1881 году, принц посетил студию Хори Чио, крупного японского тату-мастера, выполнившего на теле принца рисунок в виде дракона.
Об этом узнали сначала лондонские журналисты, а затем и широкая общественность.

Так татуировка приобрела популярность сначала в высших кругах, а вслед за тем и во всем обществе. В списке высокопоставленных татуированных особ присутствуют Дженни Джером, мать Уинстона Черчилля леди Рэндолф Черчиль, король Георг V , австрийские эрцгерцоги Франц Фердинанд и Рудольф, великие русские князья Алексей и Константин, и сам царь Николай II, греческие король Иоанн I с королевой Ольгой, князь Вольдемар в Дании, короли Швеции Оскар II Бернадотт и Норвегии Хаакон VII Олденбургский, египетский правитель хедив Аббас.

Король Дании Фредерик


Georg G-L: Во время путешествия по Востоку он сделал себе несколько татуировок и больше всего покорил супругу тем, что нанес ее имя - Саша. (тыц)

Пишут, что на плече ему накололи цветок лотоса либо цветного дракона на спине.

Rector: Имя Саша Алиса получила только в 1894 г.

Georg G-L: нет ни одного надежного источника указывающего на то, что у Николая была татуировка... все на уровне слухов...

Georg G-L: Rector пишет: Саша А может Sunny - "Солнышко", как называли Аликс родственники...

Ермакъ: В Либаве, по словам местных газет, один матрос, покушаясь на самоубийство, ранил себя, вследствие чего была вызвана медицинская помощь. Здесь обнаружилось, что на теле его произведена татуировка; на груди было «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», на правой руке - «В борьбе обретешь ты право свое», на левой руке - «Боже храни моряка» и государственный герб, а на плечах - контр-адмиральские эполеты. Судя по татуировке, нельзя сказать, что субъект «твердых политических взглядов». "Голос Москвы" 12 декабря (29 ноября) 1908 года. (тыц)

В 1891 Хоритё, знаменитый мастер ирэдзуми из Кобе сделал царевичу Николаю татуировку на правой руке.

На одном из официальных мероприятий цесаревич обратился к японцам с просьбой — представить ему местных мастеров татуировки, об искусстве которых он прочитал в туристическом гиде.
Уже на следующий день тату-мастер из Нагасаки нанес тату на правое предплечье русского цесаревича.
Операция длилась семь часов.
Николай Александрович обзавёлся изображением чёрного дракона с жёлтыми рожками, зелёными лапками и красным брюхом.

За 10 лет до этого татуировку дракона в своей поездке в Японии сделал двоюродный брат Николая II - король Георг V (тогда герцог Йоркский), который был похож на последнего русского монарха.

Рисунок, как бьют татуху Георгу -- вживую он её не демонстрировал

Пишут, что именно так выглядела татуировка Георга

про Николая обычно реконструируют такой вариант

К концу 17 века русская православная церковь обладала огромными земельными владениями и одной пятой всего податного населения страны. Колоссальные доходы позволяли ей полностью содержать себя и быть экономически независимой от государства. Духовенство часто стремилось повышать свои доходы за счет усиления эксплуатации крестьян. Вместо скромного образа жизни многие архиереи тратили огромные суммы на свое содержание, что ослабляло авторитет церкви в обществе и стимулировало распространение сектантства. Все земли церкви были распределены между многочисленными монастырями и высшим духовенством. В своих владениях духовенство управляло всеми сферами жизни и осуществляло судебные функции. Поэтому, можно сказать, что церковь обладала судебно-административной независимостью, т.е. параллельно государственному светскому суду и управлению в стране существовал церковный суд и система управления. Всё духовенство и зависимое от него податное население подчинялось верховному главе церкви - патриарху. Патриарх избирался из среды высшего духовенства и обладал почти не ограниченной властью в церковных делах. Считалось, что царь является главой светской, а патриарх церковной власти, она дана им от бога, и они не имеют право претендовать на единоличное управление сразу и церковью, и государством. Религия пронизывала все сферы общественной жизни. Подавляющая часть населения исповедовала православие, и поэтому влияние церкви на общество было очень велико. Она могла манипулировать настроением общества, его отношением к происходящим событиям. Таким образом, государство в своей политике должно было учитывать интересы и мнение духовенства, представлявшего церковь.

Почему Пётр I решил провести реформу церкви?

Пётр Великий - первый, кто осмелился провести радикальные преобразования русской православной церкви, и на это у него были веские причины:
1. Реакцией на насильственную модернизацию, которую проводил Пётр в России, явилась жесткая оппозиция широких слоев общества, в том числе и духовенства. Церковь могла призвать население к открытому сопротивлению реформам Петра, поэтому его целью было подчинение церкви монарху. Тогда бы церковь не сопротивлялась, а поддерживала преобразования светской власти.
2. Пётр стремился к единому административному устройству и централизованному управлению страной, но его замыслам препятствовала административно-судебная автономия церкви. Чтобы церковное управление гармонично вписалось в новую государственную систему, Петру необходимо было его реорганизовать.
3. Активная внешняя политика и промышленное строительство государства явились причиной нехватки материальных и людских ресурсов. Пётр считал возможным удовлетворить недостаток средств и рабочей силы за счет церкви.
4. В XVII-XVIII веках Западная Европа переживает процесс десакрализации общества. Пётр сознательно или неосознанно пытался перенести это явление западной культуры в Россию, что способствовало бы ускорению общественного развития.

Церковные преобразования Петра I.

Церковные реформы Петра охватывают период с 1701 по 1725 гг., ко-торый в свою очередь делится на четыре этапа.

На первом этапе (1701-1705гг.) была произведена фактически полная секуляризация церковных имений и богатств. В 1701г. создаётся государственный орган, Монастырский приказ, который наделялся административной, финансово-хозяйственной и судебной властью, т.е. становился, за исключением духовных дел, хозяином всех церковных вотчин и их населения. Юридически церковные вотчины остались, принадлежащими духовенству, но фактически управление вотчинами и распоряжение доходами с них перешли к государству. Таким образом, Пётр теперь мог использовать доходы церкви на нужды государства, а саму церковь монарх поставил в экономическую зависимость от государства и тем самым ограничил её политическую независимость.

Во время второго этапа (1705-1720гг.) изменяется первоначальный план проведения реформы: правительство отказывается от полной и переходит к частичной секуляризации духовных владений. Дело в том, что раньше Монастырский приказ сам собирал доходы со всех церковных владений и выдавал монастырям. На втором этапе реформ государство отказалось от полной секуляризации церковных владений. Если раньше доходы со всех церковных земель поступали в Монастырский приказ, а от туда духовенству выплачивались необходимые на его содержание суммы, то теперь все духовные вотчины были разделены на две части: одна часть вотчин, доходы с которой шли на содержание владельцев, переходило в их непосредственное управление, то есть возвращалось им (эти вотчины поучили название "определенных"); другая часть вотчин, доходы с которой поступали в Монастырский приказ, оставались в управлении приказа (эти вотчины стали называться "заопределенными"). Основная причина этих изменений заключается в том, что, проведя в 1701-1704 гг. описания монастырских вотчин и узнав реальные доходы церкви, правительство увидело, что многие монастыри не могут дать казне никакого дохода, и поэтому пришло к мысли, что гораздо проще и менее обременительно для него взять в свое управление лишь те вотчины, доходы с которых прибыльны, возвратив остальное прежним владельцам.

На третьем этапе реформ (1720-1721гг.) было реорганизовано высшее церковное управление. Патриаршество, при котором все духовенство и богатство церкви управлялось патриархом, было упразднено. Теперь деятельностью церкви руководил не один человек, а духовная коллегия, Синод. Коллегия - это вариант бюрократии, где власть главного чиновника ограничена полномочиями других членов коллегии. Такая форма управления церковью позволяла светской власти влиять на решения Синода, вызывая благосклонность или оказывая давление на отдельных его членов. Кроме того, Синод подчинялся непосредственно императору, что еще больше ограничивало самостоятельность церкви. Еще в 1918г. Феофану Прокоповичу, архиепископу псковскому, было поручено заняться разработкой устава новой духовной коллегии, Духовного Регламента. В феврале 1720г. высшие духовные сановники одобрили проект духовной коллегии. Петр I дал год сроку для ознакомления с проектом остальных архиереев.14 февраля 1721г. манифестом императора, без всякого церковного собора, был учрежден Святейший Правительствующий Синод. Монастырский приказ, занимавшийся управлением заопределенных вотчин сбором с них доходов, передан в подчинение Синоду. Устройство Синода было таким же, как и в других государственных учреждениях. По штату для него определялись: один президент, два вицепрезидента, три советника, пять асессоров. Членами Синода назначались высшие иерархи, которые приносили в Сенате присягу на верноподданническую службу (не богу, а царю), и утверждались на должность императором. Формально по своему положению Синод был равен Сенату, высшему государственному учреждению, и подчинялся только императору. Но как ни добивался Синод равенства с Сенатом, его нельзя было вполне достичь, так как Сенат был учрежден для замены монарха в особых крайних случаях, когда распоряжения Сената принимали силу именных царских указов. Кроме того, специфическая сущность Сената сводилась к тому, что он есть хранитель и толкователь всех законов государства, а также и единственный источник правотворчества. Поэтому Синод, в отличие от патриарха, не мог проводить самостоятельную законотворческую деятельность в области церковного права. Фактически всякий законопроект Синода должен был утверждаться Сенатом или императором.

Еще одним симптомом поглощения церковной власти государственный стал институт синодальной прокуратуры. Для наблюдения за правильностью исполнения Духовного регламента, течением дел и дисциплиной в Синоде, был назначен специальный светский чиновник, обер-прокурор Синода. Он должен был стать "оком государевым" в высшем церковном управлении. Обер-прокурор подчинялся генерал-прокурору Сената и должен был докладывать о состоянии дел в Синоде непосредственно императору. Таким образом, при реорганизации высшего управления церковью была значительно ограничена ее самостоятельность. Но по-прежнему церковь обладала значительными богатствами, судебными функциями и сильным влиянием на население страны. Кроме того, сумев расположить к себе монарха и оказав на него сильное влияние, духовенство могло добиться благоприятных условий для защиты своих интересов.

На четвертом этапе реформ (1722-1725гг.) проводилась реорганизация социальной структуры духовенства (унификация иерархии церковных чинов, учреждение штатов церковнослужителей, чистка их рядов от нежелательных и случайных лиц) и наметилась тенденция лишения духовенства прав владения и управления своими вотчинами и передачи этих прав государству. Данные подушной переписи населения были использованы государством для учета и классификации низшего духовенства. Для церковнослужителей были определены штаты: один священник на 100-150 дворов прихожан. Священники, не нашедшие вакантных мест, и причетники (самый низший духовный сан) переводились в податное сословие, приравнивались к крепостным.

Постоянные задержки Синода по предоставлению отчетов об экономическом состоянии духовных владений, а также рост сумм, невыплаченных Синодом в казну, убеждали Петра I о необходимости лишить Синод хозяйственных прав, оставив ему только дела духовные. Перед самой своей смертью Петр преобразовал монастырский приказ в камерконтору. Скорее всего, в дальнейших своих планах император хотел подчинить камерконтору камерколлегии, чисто государственному учреждению: лишив тем самым Синод хозяйственной власти. Но в 1725г. Петр I скончался, оставив этот вопрос нерешенным. Итогом церковных реформ Петра стало то, что церковь в России вошла в структуру государственного аппарата и стала его неотъемлемой частью. Церковь потеряла значительную часть своей самостоятельности и политической власти. Государство старалось использовать церковь в качестве проводника государственной идеологии. Церковный амвон стал трибуной для пропаганды начинаний самодержавия в виде специальных проповедей, а также просто для оглашения приказов, которые перед началом службы зачитывались прихожанам. Государство рассматривало веру и церковь как инструменты воспитания верноподданных. Хождение в церковь и исповедание превратилось в обязанность прихожан, исполнение которой строго контролировалось и документировалось. Священник, подобно солдату или чиновнику, давал клятву быть всегда готовым к государевой службе и должен был нарушать тайну церковной исповеди в интересах государства.

Превращение церкви в контору по делам веры, подчинение всех ее ценностей нуждам самодержавия во многом означало уничтожение для нации духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства и имеющим свои истоки в этатизме и авторитарной светской власти. Церковь с ее тысячелетними традициями проповеди морали, защиты униженных и обиженных государством, церковь, которая в древности могла публично осудить тирана, стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, как хранительница духовного начала, утратила свой высший моральный авторитет.С другой стороны, вмешательство государства в дела церкви в значительной мере активизировало миссионерскую деятельность (в синодальный период церковь выросла количественно в десять раз по сравнению с перио-дом патриаршего правления). Кроме того, введение новой системы церковного образования, благодаря которому российское духовенство знакомилось с западноевропейской теологией и обучалось в соответствии с ее весьма последовательной методикой, вооружило церковь таким образом, что она впер-вые оказалась в состоянии соперничать и сотрудничать на равных с церквями Запада, а среди православных церквей Востока она заняла, благодаря указанным переменам, бесспорно, ведущее положение.

В целом церковная реформа проводилась в общем русле внутренних преобразований Петра I, направленных на решение стоявших перед страной задач и укрепление абсолютистского государства. Несомненно, петровские церковные реформы привели к победе светского начала во власти над религиозными. Следует при этом заметить, что история второй половины 17 века свидетельствует: на этот путь Россия встала еще до Петра (ситуация, возникшая в связи с Никоном и расколом). Но петровские преобразования примечательны не только невиданными раньше темпами и масштабами перехода общества на светские рельсы, но и теми последствиями, которые имело превращение православной церкви в государственное учреждение: церковь стала прислуживать режиму самодержавия, покорно освящать все его начинания.

Изменил жизнь в России? Прежде всего, потому, что хотел превратить страну из далекой европейской окраины в одно из ведущих государств своей эпохи.

Начало преобразований

Детство Петра Алексеевича пришлось на яростную борьбу боярских группировок за власть и влияние при дворе. Мать юного царевича Наталья Кирилловна увезла сына подальше от московских неурядиц в село Преображенское.

Хотя Петра официально объявили царем вместе с братом Иваном, в силу малолетства первого и слабоумия второго бразды правления в свои руки взяла старшая сестра Софья, которая и была объявлена регентом до совершеннолетия Петра.

Юный царевич был довольно неприхотлив в быту, он сблизился с дворовой прислугой, в том числе и с иностранцами. Среди последних попадались умные образованные люди, которые оказывали на Петра сильное влияние. В такой обстановке юный царь подрастал, все больше уверяясь в необходимости коренных преобразований в России.

Военные игры и тренировки в Преображенском лагере позволили Петру Алексеевичу овладеть воинскими навыками и немало помогли при перехвате власти от Софьи, которая не торопилась отдавать бразды правления. Тем не менее в ходе борьбы Петр одерживает победу и становится уже царем не формальным, а вполне полновластным, его соправитель Иван к тому времени уже скончался.

Почему Петр 1 изменил жизнь в России

Петр грезил морем, поэтому в 1693 году он совершил визит в Архангельск, бывший на то время единственным Именно это событие и послужило началом формирования будущего российского флота.

В 1696-1698 гг. царь в составе «Великого посольства» совершил путешествие по Европе. Там он наблюдал за жизнью как простых европейцев, так и привилегированных слоев общества и все больше закреплялся в мысли о необходимости реформ на родине.

Вот почему Петр 1 изменил жизнь в России. А начал он по возвращении с изменения летоисчисления, заведенного в стране. До царского указа счет лет велся от сотворения мира, в то время как в европейских странах точкой отсчета служило

На момент реформы в нашей стране шел 5508 год. Согласно новому закону, год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как ранее. Указ, вышедший 16 декабря 1699 г., знаменовал наступление 1700 года, как и во всей Европе.

Это был один из 5 запретов Петра I, изменивших облик России. Затем последовали распоряжения о введении кафтанов европейского образца взамен старорусских, о запрете ношения бороды. Эти нововведения царя повергли в шок боярство, некоторые даже пытались сопротивляться воле правителя. Однако Петр с присущей самодержавной власти жестокостью заставлял выполнять все свои повеления.

Триумф царя-реформатора

Многие считают, что это была своеобразная борьба Петра I с русским народом и его традициями. Однако на самом деле данное мнение ошибочно. Здесь было упорное желание царя модернизировать Россию, и не только внутренними системными реформами. Он стремился поменять внешний облик россиян и образ их мышления.

Вскоре после отвоевания у шведов царь отдал приказ о строительстве нового города, получившего позже название Санкт-Петербург. Петр хотел превратить его в настоящий европейский центр России, поэтому в городе велось исключительно каменное строительство. Но как удалось добиться того, чтобы высококлассных специалистов не привлекали на другие объекты? В стране был введен запрет на возведение строений из камня.

Это был уже четвертый запрет, и тогда же появляется пятый указ о недопустимости совершения насильственных свадеб. Нововведение позволило ослабить патриархальные порядки. Это также было одной из причин, почему Петр 1 изменил жизнь в России.

Страна становится великой

Все реформаторские идеи, конечно, не были воплощены. Но даже та их часть, которую удалось реализовать, позволила стране резко ускорить экономическое развитие. И на повестку дня встал вопрос о расширении влияния России, ради которого все это и затеял Петр I (Великий).

Со Швецией, которую наша страна победоносно завершила в 1721 году, как раз и свидетельствует о том, что курс, выбранный царем, был верным. Он вывел Россию на одну ступень с ведущими державами Европы.

сайт вспоминает, как Петру I удалось подчинить духовенство, встроив церковь в систему государственной власти.

Буксующая модернизация

Положение церкви на рубеже XVII-XVIII веков было очень сложным. С одной стороны, старообрядческий раскол, с другой - наплыв иноверцев-иностранцев. Необходимо было принимать сильные меры, чтобы остановить протестантскую, католическую и раскольническую пропаганду.

Петр I затеял модернизацию России и не мог не видеть явное недовольство духовенства его преобразованиями. Как носитель государственной идеи император, никогда не любивший духовенство, не допускал самостоятельности церкви в государстве. И однажды Петр обвинил в пробуксовке его реформ духовенство и решил положить конец этому противостоянию.

Для этого царь привлек бывшего старообрядца игумена Питирима. Тот переписал Выгорецких раскольников, так как императору хотелось, чтобы те по собственной воле согласились работать на железных заводах.Петр решил обезвредить противодействие духовенства Фото: Commons.wikimedia.org

В Москве за веру боролся митрополит Стефан Яворский, который был назначен президентом Синода. Манифест об учреждении Духовной коллегии был издан 5 февраля 1721 года. В одном из своих увещаний Синод обличал убеждения народа о богоугодности страданий, к которому часто прибегали раскольники. Их детей приказали крестить по православному обычаю. Принявших православие раскольников освобождали от двойного оклада и поборов.

Слуги власти

Петру не нравилось, что в России много церквей. Их изобилием особенно славилась Москва. Царь приказал переписать церкви, указать время их основания, число дворов прихода, расстояние между ними, лишние упразднить.

Синод запретил приносить в церковь личные иконы и молиться перед ними. Во время церковных богослужений указывалось собирать подаяния в два кошелька: один на церковные нужды, а второй на содержание больных и неимущих. По указу Петра богатым запрещалось приглашать духовенство к себе домой, чтобы те служили вечерние и заутренние службы. Это стало считаться тщеславием. Упразднялись все домашние церкви.

С этого времени, то есть с 1721 года, священник делался слугой государственной власти и должен был ставить ее интересы выше церковных правил. Духовным отцам вменялось в обязанность доносить о лицах, признавшихся на исповеди в злом умысле против царя.
В Москве за веру боролся митрополит Стефан Яворский Фото: Commons.wikimedia.org

Священники обязаны были следить, чтобы прихожане посещали церковь в праздники и по воскресеньям, в дни рождения, именины царя и царицы, в день Полтавской победы и Новый год. Желая познакомить русских с другими вероисповеданиями, царь приказал перевести на русский язык лютеранский и кальвинский катехизисы. Иноверцев Казанской губернии, пожелавших креститься, велел не брать в солдаты. А когда царю донесли, что новокрещенных татар в Сибири отдали в холопство, он приказал немедленно объявить их свободными. Также Синод издал указ, где разрешал браки с иноверцами.

Петр - антихрист?

При Петре духовенство стало превращаться в такое же сословие, как и горожане. Они имели свои государственные задачи, права и обязанности. Царь хотел, чтобы духовный чин сделался органом религиозно-нравственного влияния на народ, находящимся в полном распоряжении государства. Путем создания высшего церковного управления - Синода - император получил возможность верховного распоряжения церковными делами.

Петр не любил монахов, то есть черное духовенство. Монахи платили той же монетой, в первые годы правления императора распространяя на городских площадях листовки о том, что Петр - антихрист. В итоге царь начал видеть в монастырях очаги смуты и бунтов и неуклонно уменьшал их количество. Монахам запрещено было выходить за стены обители более чем на 2 часа! Да и то лишь с письменного разрешения настоятеля.
«Регламент духовный» 1721 года Фото: Commons.wikimedia.org

10 октября 1723 года вышел важный указ: не погребать умерших при церквях, а хоронить их на кладбищах или в монастырях. А еще через год вышли новые правила о монастырях, которые должны были содержаться исключительно за свой счет. Святые мощи и чудотворные иконы для богомольцев помещали у ворот, за пределами ограды церкви. А женские монастыри становились «непроницаемыми» для посторонних.

Для подготовки архиереев в Петербурге и Москве устроили семинарии. В 30 лет желающие могли поступать в Невский монастырь, через 3 года принять постриг, проповедовать в Невском монастыре и соборных церквях, а также переводить книги. Каждый день они должны были 4 часа находиться в библиотеке, изучая учителей церкви. Из числа этих привилегированных иноков выбирали архиереев и архимандритов, которых после Синода утверждал государь.