Шествие немецких военнопленных 17 июля 1944. «Русские нарушили законы войны. Кому отставка, а кому атомный проект

Все поразительно в «Князе Игоре». Во-первых, конечно же, гениальная музыка. Во-вторых, то, что опера сочинена человеком, профессиональным занятием которого была не музыка, а химия (А. П. Бородин был академиком-химиком). В-третьих, многое в опере, хотя и было сочинено Бородиным, но не было им записано и оркестровано; оперу завершили друзья композитора — Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и А. К. Лядов Увертюра, хотя и была сочинена А. П. Бородиным, но не была им положена на бумагу. Записана же она, закончена и оркестрована после его смерти и по памяти А. К. Глазуновым, слышавшим ее много раз в исполнении на фортепиано самого автора. В-четвертых, все эти композиторы часто работали в таком тесном контакте друг с другом, что почти невозможно определить, что в «Князе Игоре» написано одной рукой, а что — другой; иными словами, музыкальный стиль оперы представляет нечто художественно абсолютно цельное. При этом необходимо подчеркнуть (как это сделал Н. А. Римский-Корсаков в связи со своим участием в работе над «Борисом Годуновым»), что «Князь Игорь» полностью опера А. Бородина.

История создания

В апреле 1869 года В. В. Стасов предложил Бородину в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185—1187). По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести («Задонщина», «Мамаево побоище»), исследования о половцах, музыку их потомков, былины и эпические песни. Большую помощь композитору оказывал В. В. Стасов, крупнейший знаток русской истории и древней литературы.


Текст и музыка «Игоря» сочинялись одновременно. Опера писалась в течение 18 лет, но не была завершена. После смерти Бородина А. К. Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Н. А. Римский-Корсаков инструментовал большую ее часть. Премьера прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра.

«Слово о полку Игореве» повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщеславия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный создатель поэмы страстно призывал русских князей к единению. Композитор подчеркнул в опере не столько политическую направленность «Слова», сколько его народно-эпические черты. Игорь в опере близок по духу к образам былинных богатырей.


Чтобы оттенить облик Игоря, Бородин по совету Стасова противопоставил ему фигуру князя Галицкого, олицетворяющего собой стихию княжеских раздоров.

Музыка

«Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «Руслану». Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.

Музыка первой картины (первый акт) своим бесшабашным, разгульным характером резко контрастирует настроениям пролога. Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести» напоминает размашистую залихватскую пляску.

Арию князя Галицкого поет Федор Шаляпин (1929 год)

В хоре девушек «Ой, лихонько» тонко воспроизведены особенности жалобных народных причитаний. С напускной важностью звучит грубовато-комическая песня скоморохов «Что у князя да Володимира».


Во второй картине рельефно очерчен образ обаятельно женственной, но волевой Ярославны. В ариозо «Немало времени прошло с тех пор» выражена ее тоска и тревожные предчувствия; целомудренно-сдержанная, строгая по характеру музыка постепенно приобретает страстно-взволнованный характер. Далее действие драматизируется, достигая наибольшей напряженности в сцене Ярославны с боярами. Хоры бояр «Мужайся, княгиня» и «Нам, княгиня, не впервой» полны суровой, грозной силы.

Второй акт посвящен картинам половецкого стана. В каватине Кончаковны «Меркнет свет дневной» слышатся любовные призывы, страстное томление, чувственная нега.


Ариозо Кончаковны поет Тамара Синявская

Поэзией юношеской любви, очарованием роскошной южной ночи овеяна каватина Владимира «Медленно день угасал».


Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха» — многогранный портрет главного героя; здесь запечатлены и горестные думы о судьбах родины, и страстная жажда свободы, и чувство любви к Ярославле. Властным, жестоким и великодушным предстает хан Кончак в своей арии «Здоров ли, князь?»


Арию Колчака поет лучший бас в СССР Максим Михайлов

Акт завершается ослепительно красочными сценами плясок, сопровождаемых хором. Контрастно чередуются плавная женская пляска, необузданная исполненная стихийной силы мужская и стремительная, легкая пляска мальчиков. Постепенно все группы вовлекаются в буйно-темпераментный вихревой танец.


В третьем акте (в постановках этот акт обычно выпускается) в изображении половцев на первый план выступают воинственность и жестокость.

В четвертом акте музыка развивается от скорби ко всеобщему ликованию. Глубокая, неизбывная печаль слышится в ариозо Ярославны «Ах, плачу я», близком народным причитаниям.



Ариозо выливается в народный плач — хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал», который звучит как подлинная русская протяжная песня. Празднично-торжествен финальный хор «Знать, господь мольбы услышал».

Композитору удалось, не используя прямых цитат из народных песен, создать замечательное и подлинно русское эпическое полотно. Особую красоту придают сочинению ориентальные мотивы, связанные с характеристикой половцев. Знаменитой стала хореографическая картина из 2 д. « Половецкие пляски » (особенно в постановке К. Голейзовского).

Половецкие пляски в Мариинском театре

Многие арии из опер, такие, как ария Князя Игоря Ни сна, ни отдыха ,


Арию князя Игоря поет Дмитрий Хворостовский

ария Кончака Здоров ли, князь? (2 д.), приобрели всемирную известность. Опера сразу стала очень популярной. Отметим московскую премьеру 1898 (солисты Хохлов, Дейша-Сионицкая, Собинов, Власов и др.), постановку в Мариинском театре (1915, с участием Шаляпина в партии Князя Галицкого и половецкими плясками в постановке М. Фокина). Зарубежная премьера оперы состоялась в Праге (1899). В 1971 режиссер Р. Тихомиров осуществил постановку одноимённого фильма-оперы.

Большой вальс - уникальная операция, проведённая силами НКВД. 17 июля 1944 года немцы всё же прошли маршем по улицам Москвы, но вовсе не так как они планировали в 1941-м.

В ходе операции «Багратион» летом 1944 года была разгромлена немецкая группа армий «Центр». Поражение немецких войск в Беларуси было для гитлеровцев самым тяжелым за всю войну. Под развалинами обрушенного советскими войсками «белорусского балкона» погибла почти вся группа армий «Центр»: 381 тысяча немецких солдат и офицеров больше никогда не увидела «фатерлянд», а 158.480 попало в плен. Из 47 генералов Вермахта, воевавших в качестве командиров корпусов и дивизий, 21 был взят в плен.
21 июня 1944 года, за два дня до начала операции «Багратион», фельдфебель Иоган Штольц в своем письме писал: «Русские явно к чему-то готовятся. Пусть сунутся - это будет красивое истребление всех советских сил». «Красивое истребление» закончилось тем, что службе учета потерь вермахта пришлось списать в утиль 26 своих дивизий. Бесноватый фюрер, не желая верить в катастрофу, приказал часть из них воскресить под теми же номерами и наименованиями. Разгром был столь ужасающим, что многие иностранные деятели того времени, узнав о масштабах, попросту не поверили в реальность этих цифр. Представилась хорошая возможность продемонстрировать успехи СССР в войне, поднять дух москвичей и жителей других городов. Было решено провести пленных немцев во главе с их генералами по улицам Москвы и Киева. Операцию проводил НКВД, её назвали по имени музыкальной комедии «Большой вальс». О ней было объявлено по радио утром 17 июля, а также напечатано на первой полосе «Правды».


17 июля 1944 года по центру Москвы «протанцевало» 57.600 битых в Беларуси вояк. Пленные были собраны на московском ипподроме и стадионе «Динамо». Серо-зеленую, грязную массу пленных возглавляли 19 немецких генералов. За генеральской «труппой» усердно «вытанцовывал» огромный «ансамбль» полковников, среди которых были весьма колоритные «солисты»: начальник штаба 53-го корпуса Шмидт, командир 197-й пехотной дивизии Прой, кавалер двенадцати орденов командир разгромленного 519-го гренадерского полка 296-й пехотной дивизии Эккарт… Ещё до этапа каждый немецкий пленный прошёл тщательный осмотр. В Москву взяли только здоровых и способных передвигаться самостоятельно. Пожарные привезли военнопленным воду. Её было достаточно для того, чтобы утолить жажду, но не хватало, чтобы умыться. Идти по столице Советского Союза им пришлось именно в таком виде – немытыми, порой в одних кальсонах и без обуви. Зато пленным был роздан усиленный паёк – каша и хлеб с салом.


К 11 часам утра 17 июля пленных разделили на две группы и построили в соответствии со званием по 600 человек (20 человек по фронту). Руководил прохождением колонн командующий войсками МВО генерал-полковник П. А. Артемьев.
Первая группа прошла за 2 часа 25 минут по Ленинградскому шоссе и улице Горького (ныне Тверской) к площади Маяковского, затем по часовой стрелке по Садовому кольцу до Курского вокзала. Среди этой группы были 1227 пленных с офицерскими и генеральскими званиями, в том числе 19 генералов, шедших в оставленных им орденах и форме, 6 полковников и подполковников.
Вторая группа прошла по Садовому кольцу против часовой стрелки, начиная от площади Маяковского, за 4 часа 20 минут дойдя до станции Канатчиково Окружной железной дороги (тогда окраина Москвы, ныне район метро «Ленинский проспект»).
Колонны сопровождали всадники с обнаженными шашками и конвоиры с винтовками наперевес. За пленными следовали поливальные машины.
*Доктор Ханс С. Зимер в своей книге «Встреча с двумя мирами» вспоминает: «Я шел в рейтузах, в разбитых сапогах, на которых оставалась еще одна шпора, в окровавленной рваной рубахе. Люди с удивлением смотрели на жалкие остатки того легендарного, непобедимого, всегда победоносного германского вермахта, которые теперь проходили мимо побежденные и оборванные». Некоторые пленные маршировали в подштанниках, почти у всех на лицах были трехнедельные бороды. К полудню температура достигла 40 градусов и асфальт на улице стал мягким. Тысячи пленных шли босиком, или в одних портянках, или в парусиновых тапках. При ходьбе они испытывали адские муки.
Но худшим было то, что обильный ужин, который накануне вечером дали пленным, у многих вызвал сильный понос. Подгоняемые вперед русской охраной, они справляли нужду на ходу то прямо на асфальт, то в заранее приготовленные консервные банки. При этом конвоиры, показывая жестами на загаженных, страдающих недержанием пленных, громко кричали по-немецки: «У германцев нет культуры», – что было понятно русским без перевода. Тысячи людей за оцеплением на тротуарах отрепетированно и по команде кричали: «Гитлер капут!» – и обильно плевали в колонны. Нередко солдаты оцепления применяли силу или угрозу силой при попытке некоторых женщин наброситься с кулаками на участников марша. Позже стало известно, что у солдат Красной Армии был строгий приказ не допускать актов насилия по отношению к немцам.
«Парад» закончился к семи часам вечера, когда все пленные разместились по вагонам и были отправлены в места заключения. Четырём пленным, отставшим от колонны, была оказана медицинская помощь.


В рапорте в Государственный комитет обороны на бланке НКВД СССР Л. П. Берия докладывал, что во время шествия «со стороны населения было большое количество антифашистских выкриков: „Смерть Гитлеру!“ и „Смерть фашизму!“». Однако в целом, по словам свидетелей, агрессивных или антинемецких выпадов было очень мало.















«Парад побежденных» стал возможен благодаря крупнейшей победе советской армии – операции «Багратион», в ходе которой была уничтожена немецкая группа армий «Центр». Силы вермахта понесли потери (возвратные и невозвратные) в количестве 400 000 солдат и офицеров. Из 42 генералов в плену оказались 21.

Тогда в Кремле было принято решение использовать захваченных пленных в качестве демонстрации военной мощи Красной армии.

За две недели июля в Москву были перевезены порядка 57 тысяч немцев. «Парад побежденных» был на 17 июля.

О параде объявили только на утро. О прохождении немцев сообщили по радио и в свежих выпусках газет.

Пленные были собраны на московском ипподроме и стадионе «Динамо». Для парада были отобраны самые здоровые, которые могли ходить самостоятельно, однако и они выглядели весьма жалко: измученные и голодные, грязные, в рваной одежде. Перед маршем им выдали сытный паек - каша и хлеб с салом. В дальнейшем это сыграло злую шутку. Желудки многих пленных были истощены, и большое количество еды нанесло по ним серьезный удар. Захваченные нацисты испытывали недомогание по дороге, и, так как покидать строй было запрещено под страхом расстрела, были вынуждены справлять нужду на ходу. За колоннами пленных следовала поливальная машина, которая, по официальным данным, «символически смывала нацистскую грязь с земли». На деле же Красную площадь действительно пришлось серьезно отмывать от отходов и грязи пленных.

Все участники «парада» были обвешаны пустыми консервными банками, которые страшно гремели при ходьбе. Многим пленным не хватало одежды: кто-то шел без обуви, кто-то шел в изорванной форме.

Всех нацистских солдат раздели на две группы и построили по 600 человек по рангам. Согласно условиям капитуляции, пленные офицеры не лишались формы, званий и наград. Руководил парадом командующий войсками МВО генерал-полковник П. А. Артемьев.

Первая колонна, в составе которой были 19 генералов, прошла по часовой стрелке по Садовому кольцу в сторону Киевского вокзала. Вторая колонна прошла к тому пункту против часовой стрелки. На вокзале пленные были размещены по вагонам и отправлены в места заключения. На протяжении всего марша колонны сопровождали всадники с шашками и конвоиры с винтовками.

В рядах пленных были не только немцы, но и представители других национальностей, служащих в нацистской армии: румыны, украинцы, белорусы. Как пишет один из участников парада, красноармейцы на месте расстреливали русских добровольцев – к предательству не было терпимости.

Отдельной колонной шли французские –коллаборационистов. Проходя мимо французского генерала Пети, они начали кричать «Вива ля Франс» и уверять, что они были втянуты в войну силой. Однако генерал остался глух к их крикам и просьбам.

Операция «Большой вальс»

Марш пленных немцев по Москве (также «Парад побеждённых», операция «Большой вальс») состоялся в понедельник 17 июля 1944 года. Колоннами по Садовому кольцу и другим улицам столицы прошли около 57 000 немецких солдат и офицеров, в основном захваченных в плен в Белоруссии войсками 1-го, 2-го и 3-го Белорусского фронтов.

Предыстория

В ходе операции «Багратион» летом 1944 года была разгромлена немецкая группа армий «Центр». Были уничтожены или попали в плен около 400 000 солдат и офицеров. Эти потери были намного выше сталинградских. Из 47 генералов Вермахта, воевавших в качестве командиров корпусов и дивизий, 21 был взят в плен. Союзники засомневались в столь грандиозном поражении немцев в Белоруссии. Представилась хорошая возможность продемонстрировать успехи СССР в войне, поднять дух москвичей и жителей других городов. Было решено провести пленных немцев во главе с их генералами по улицам Москвы и Киева. Операцию проводил НКВД, её назвали по имени музыкальной комедии «Большой вальс». О ней было объявлено по радио утром 17 июля, а также напечатано на первой полосе «Правды»

Организация и ход марша

Пленные были собраны на московском ипподроме и стадионе «Динамо». Ещё до этапа каждый немецкий пленный прошёл тщательный осмотр. В Москву взяли только здоровых и способных передвигаться самостоятельно. Пожарные привезли военнопленным воду. Её было достаточно для того, чтобы утолить жажду, но не хватало, чтобы умыться. Идти по столице Советского Союза им пришлось именно в таком виде - немытыми, порой в одних кальсонах и без обуви. Зато пленным был роздан усиленный паёк - каша и хлеб с салом.

К 11 часам утра 17 июля пленных разделили на две группы и построили в соответствии со званием по 600 человек (20 человек по фронту). Руководил прохождением колонн командующий войсками МВО генерал-полковник П. А. Артемьев.

Первая группа (42 000 чел.) прошла за 2 часа 25 минут по Ленинградскому шоссе и улице Горького (ныне Тверской) к площади Маяковского, затем по часовой стрелке по Садовому кольцу до Курского вокзала. Среди этой группы были 1227 пленных с офицерскими и генеральскими званиями, в том числе 19 генералов, шедших в оставленных им орденах и форме, 6 полковников и подполковников.

Вторая группа (15 000 чел.) прошла по Садовому кольцу против часовой стрелки, начиная от площади Маяковского, за 4 часа 20 минут дойдя до станции Канатчиково Окружной железной дороги (тогда окраина Москвы, ныне район метро «Ленинский проспект»).

Колонны сопровождали всадники с обнаженными шашками и конвоиры с винтовками наперевес. За пленными следовали поливальные машины, символически отмывая землю от «гитлеровской нечисти». «Парад» закончился к семи часам вечера, когда все пленные разместились по вагонам и были отправлены в места заключения. Четырём пленным, отставшим от колонны, была оказана медицинская помощь.

В числе пленных была и колонна французов-коллаборационистов. «Все они прикрепили к курткам какое-то подобие трёхцветных кокард, а когда поравнялись с нами и увидели генерала Пети, стоявшего в кузове грузовика с откинутыми бортами, принялись кричать: „Вив ля Франс, мой генерал! Мы не были добровольцами! Нас призвали насильно. Да здравствует Франция!“ Эрнест Пети не проявил к ним ни малейшего сочувствия. Наоборот, зло сплюнул и сказал сквозь зубы: „Мерзавцы! Кто не хотел, тот с нами“».

В рапорте в Государственный комитет обороны на бланке НКВД СССР Л. П. Берия докладывал, что во время шествия «со стороны населения было большое количество антифашистских выкриков: „Смерть Гитлеру!“ и „Смерть фашизму!“». Однако в целом, по словам свидетелей, агрессивных или антинемецких выпадов было очень мало.

Интересные факты

Марш пленных немцев по Москве прошёл на следующий день после Партизанского парада, состоявшегося в освобождённом Минске в воскресенье 16 июля 1944 года.

В Киеве марш пленных немцев состоялся через месяц- в среду 16 августа 1944 года. Колонна военнопленных в составе 36 918 человек, в том числе 549 офицеров, шла по городу с 10:00 в течение 5 часов.

17 июля 1944 года в центре Москвы состоялся парад немецких войск. Правда, не в качестве победителей, а в качестве побеждённых. Более 57 тысяч взятых в плен в ходе операции "Багратион" немецких солдат и офицеров были проведены по советской столице на глазах у москвичей.

Этот парад побеждённых стал одним из самых значимых событий военной Москвы и надолго запомнился современникам. Организация этого шествия потребовала серьёзных усилий, при том что война ещё была далека от завершения. Лайф выяснил, как велась подготовка парада и зачем он потребовался.

Операция "Багратион"

В середине июня 1944 года была начата операция "Багратион" - одна из самых масштабных наступательных операций в истории Второй мировой войны. Советским военачальникам удалось удивить своих немецких противников, те ждали удара в направлении Украины, но не Белоруссии. Масштабнейшая операция готовилась в таком режиме секретности, что немцы ничего не заподозрили.

Операция принесла большой успех. Уже на первом этапе советским войскам удалось продвинуться вперёд, и немцы понесли серьёзные потери. А итогом операции стал разгром группы армий "Центр" - самой мощной немецкой группировки в СССР.

Операция "Багратион" стала самой успешной на тот момент операцией, проведённой советской армией. Помимо освобождения Белоруссии от немецких войск им были нанесены очень чувствительные потери. Сильнейшая немецкая группа армий "Центр" была разгромлена. Только в плен советские солдаты взяли более 150 тысяч солдат и офицеров вермахта.

Это был самый большой успех с начала войны. Для сравнения: в Сталинграде в плен было взято 91,5 тысячи немецких солдат и офицеров. Кроме того, в ходе белорусской кампании в плен был захвачен 21 генерал - почти столько же, сколько за предыдущие три года войны.

Конечно, это был успех, и благодаря тому, что опасность перелома в войне окончательно миновала, советское руководство хотело продемонстрировать свои достижения. И не только советским гражданам, но и зарубежным журналистам, жившим в Москве. Парад с участием такого большого количества пленных мог бы убедить в успехе советского наступления даже самых отъявленных скептиков.

В Сталинграде тоже сдалось много немцев, но они были в таком состоянии после долгого окружения, что четверть из них умерла от истощения и ран в первые же недели плена. Да и ситуация на фронтах тогда ещё была тревожной.

Но, помимо прочего, в московском параде был и важный символический момент. По улицам советской столицы предполагалось провести солдат группы армий "Центр". Той самой, что должна была взять Москву согласно немецкому плану "Барбаросса". Именно эти армии стояли под Москвой осенью - зимой 1941 года.

Большой вальс

Организацией парада пленных немцев в Москве занимался НКВД. Операция получила название "Большой вальс" - в честь популярного американского довоенного фильма. Этот фильм пользовался большой популярностью в довоенном СССР и был одним из самых любимых американских фильмов самого Сталина, который регулярно его пересматривал.

Операция была весьма трудоёмкой. Требовалось доставить в советскую столицу более полусотни тысяч немецких военнопленных, способных по состоянию здоровья принять участие в шествии. Задача частично облегчалась тем, что эшелонам с немецкими военнопленными было по пути. Как правило, их путь в лагеря военнопленных в большинстве случае проходил через Москву.

Пленные были осмотрены врачами, дабы отсеять больных и раненых, которые не могли принять участие в параде, что требовалось с целью предупреждения возможных эпидемий, как среди самих военнопленных, так и среди московских зрителей.

Эшелоны с немецкими военнопленными начали прибывать на железнодорожные станции Беговая и Белорусская-товарная 14 июля. Там их вновь осматривали врачи. Далее конвойные отряды переводили колонны немцев на Московский ипподром и на стадион "Динамо".

Даже среди военных и партийных чинов далеко не все были осведомлены о предстоящем параде. Операция проводилась в режиме секретности.

Вечером 16 июля в столицу привозят 19 захваченных в плен немецких генералов. Они являются важной составляющей шествия, поскольку именно им предстоит возглавлять колонну пленных.

Парад побеждённых

Ранним утром 17 июля по радио было зачитано небольшое обращение начальника московской милиции, сообщавшего о том, что в 11 утра через центр столицы будут проконвоированы 57 600 солдат и офицеров вермахта, взятых в плен. В связи с этим часть улиц в центре города будет перекрыта. Сообщение было передано дважды: в 7 и 8 часов утра.

С утра к месту следования колонн стали стекаться москвичи. Маршруты немецких военнопленных были оцеплены вооружёнными солдатами, которые следили за порядком, поскольку Сталин распорядился не допускать никаких инцидентов. Самих немцев сопровождали как пешие конвоиры, так и конвой на лошадях. Всего в обеспечении операции "Большой вальс" принимало участие свыше 12 тысяч сотрудников НКВД.

Утром немцы были ещё раз осмотрены на ипподроме, где их начали строить в колонны соответственно их званию. Возглавляли колонну пленные генералы, за ними шли полковники, подполковники и более младшие чины. Последними шли рядовые - самая массовая группа военнопленных. Генералы и высокопоставленные офицеры шли "при полном параде" - с наградами и в нормальной форме. Рядовые шли кто в чём, трофейных комплектов формы им не выдали, и они шли в той одежде, в которой попали в плен.

В 11 утра началось шествие колонны. Их маршрут пролегал от ипподрома по Ленинградскому шоссе в сторону площади Маяковского (ныне Триумфальная площадь). На площади колонна разделилась. Самая большая группа из 42 тысяч военнопленных и всех генералов продолжила шествие по Садовому кольцу по часовой стрелке в сторону Курского вокзала. Вторая группа, в которой насчитывалось порядка 15 тысяч человек, пошла по Садовому кольцу против часовой стрелки в направлении железнодорожной станции Канатчиково.

Большая часть зрителей встретила немцев молчанием. Лишь время от времени раздавались отдельные выкрики. Несколько человек пытались прорвать оцепление или кидать в немцев камни, но эти действия были пресечены конвоирами.

На протяжении следования колонны за ними двигались поливальные машины, который омывали асфальт. Вообще, появление поливальных машин на улицах города было достаточно редким явлением в военное время. До сих пор существуют различные версии того, зачем они понадобились. Весьма популярная версия о том, что это требовалось для дезинфекции, дабы предотвратить возможное распространение заболеваний.

Однако эта версия является сомнительной. Советские врачи несколько раз осматривали военнопленных при подготовке к шествию, как раз чтобы не допустить к нему больных.

Поэтому, вероятнее всего, это было символическим действием очищения московских улиц от осквернивших их своим присутствием немцев, которые в пропаганде военного времени очень часто именовались "гитлеровской нечистью".

Применение поливальных машин оказалось сильным ходом, этот элемент стал одним из наиболее запоминающихся в этом мероприятии.

Судьба генералов

К 19 часам немцы были погружены в эшелоны и направлены на восток, в лагеря для военнопленных. Однако генералов отделили от общей группы и оставили в Бутырской тюрьме, чтобы попытаться убедить их присоединиться к просоветскому комитету "Свободная Германия" и Союзу германских офицеров.

Судьбы генералов, участвовавших в шествии, сложились по-разному. Генерал Мюллер начал сотрудничать с антифашистскими организациями в плену, позднее вернулся в ГДР и занимал пост начальника штаба армии и заместителя министра обороны.

Генерал Бамлер также начал сотрудничать с советскими организациями и после возвращения в ГДР работал в "Штази".

Генерал Охснер был приговорен к 25 годам лагерей за совершение военных преступлений, но амнистирован и отправлен в ГДР в 1955 году. Аналогичная судьба ждала генералов Траута, фон Лютцова и Гира.

Генерал Гаман был казнен вскоре после войны. Генерал Фелькерс умер в плену в начале 1946 года.

Большая часть генералов вернулась в Германию в 1955 году.