Карта боевых действий 1943 малая земля. «Малая Земля» - подлинная история подвига. Несколько слов об организации взаимодействия между советскими частями, проводящими и участвующими в высадке морского десанта

Колыбель древней цивилизации. Китай считается самой древней колыбелью цивилизации на нашей планете. Китайцы гордятся своей древностью и богатством своей истории и культуры. Чтобы подчеркнуть то исключительное положение, которое, по их мнению, занимает их родина, они до сих пор называют ее «Чжунго» - «Срединное государство». До XX в. китайцы именовали свою страну также «Тянься» («Поднебесная»), «Чжун-хуа» («Срединный цветок»), «Чжун-юань» («Срединная равнина»), «Чжэнь-дань» («Восточная заря») и «Тянь-чао» («Небесная династия»).

У нас же страна ханьцев, как сами себя до сих пор называют китайцы, получила название «Китай». Оно пришло от монгольско-тюркского народа «кидань», занимавшего до XII в. нашей эры области на северо-востоке современного Китая. В русский язык слово «кидань» перешло от соседних тюркских народов со звучанием «Китай». В Западной Европе страна стала известна как «Сина» или «Чайна», от английского «China», т.е. «Цинь» - китайской династии, существовавшей в III в. до нашей эры.

Китайцы, именуя свою страну «Срединным государством», издревле верили в то, что их земля в действительности является «центром мироздания». Они были убеждены, что самим Небом им уготована роль нести цивилизацию окрестным народам, которые именовались не иначе как «варвары». Даже войны, которые вели в XIX в. против Срединного государства европейские державы, маньчжурские правители именовали не иначе как «восстание» или «бунт варваров». Французы в 1884-1885 гг. были названы «взбунтовавшимися вассалами», а англичане - «бунтовщиками», «наполовину людьми, наполовину животными».

Небо, император, предки. Китай является одной из немногих стран, где культ почитания Неба соединился с культом поклонения предкам. Причем на земле это единство воплощал в себе император, с уважением именовавшийся «Тянь-цзы» («Сыном Неба»), а также «Хуанди» - «Верховным владыкой на земле». Император считался неограниченным властелином подданных и их собственности. Положение императора всячески подчеркивалось и выделялось. Так, например, никто кроме императора и членов его семьи не имел права носить одежду желтого цвета, цвета солнца. Почти все предметы, которыми пользовался император, были желтого цвета, в том числе и черепица на стенах и крышах императорских дворцов. Никому из подданных не дозволялось пользоваться желтым цветом.

В Китае были уверены в том, что император несет ответственность за всех живых существ, обитающих на земле. Об этом говорили так: «Нет земли, которая бы не принадлежала императору; тот, кто ест плоды этой земли - подданный императора».

Китайская нация по традиции рассматривалась как одна большая семья во главе с императором. В Китае имела широкое хождение поговорка: «Государь - отец и мать народа». Всем членам этого «семейства» предписывалось проявлять к императору сыновнюю любовь и почтительность. Традиционные отношения император - подданные, отец - сын, муж - жена, старший - младший предполагали уважение, послушание, долг. По традиции, восходящей к великому Конфуцию, жившему в VI-V вв. до нашей эры, китайцы должны были строго следовать правилам, которых насчитывалось около 3 тысяч.

Временщики. Однако в начале XIX в. власть императоров в Китае была ограничена покоями его императорского дворца в Запретном городе, отгороженном квартале в столице Цинской империи - Пекине. Фактически всеми делами в государстве от имени императора заправляли различные временщики, как правило, это были главные евнухи при дворе императора. Естественно, что у них не было времени заботиться о делах процветания государства. Пользуясь случаем, они активно залезали в казну государства, тратя деньги на личные нужды.

Так, на рубеже XVIII-XIX вв. государством фактически управлял царедворец Хэшэнь, чье состояние равнялось годовому доходу империи. О его дворце в народе ходили легенды. Якобы он был копией императорского дворца. Виноградник в дворцовом саду был сделан искуснейшими мастерами-ювелирами из чистого серебра, золота и драгоценных камней. Стволы и ветви были из серебра и золота, а ягоды - из бриллиантов, жемчуга, изумрудов, сапфиров и кораллов.

Фактически в стране всем заправляли китайские чиновники - шэньши, которые в Европе были известны под названием «мандаринов», названных так португальцами (от португальского «mandar» - «править, управлять»).

Стремление китайцев к строгой регламентации в повседневной жизни переносилось и на отношения с другими народами.

  • § 12. Культура и религия Древнего мира
  • Раздел III история средних веков христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
  • § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  • §15. Особенности развития Византийской империи
  • § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
  • § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
  • § 18. Средневековый город
  • § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  • § 20. Зарождение национальных государств
  • 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
  • Тема 4 от древней руси к московскому государству
  • § 22. Образование Древнерусского государства
  • § 23. Крещение Руси и его значение
  • § 24. Общество Древней Руси
  • § 25. Раздробленность на Руси
  • § 26. Древнерусская культура
  • § 27. Монгольское завоевание и его последствия
  • § 28. Начало возвышения Москвы
  • 29.Образовани единого Русского государства
  • § 30. Культура Руси конца XIII - начала XVI в.
  • Тема 5 индия и дальний восток в средние века
  • § 31. Индия в Средние века
  • § 32. Китай и Япония в Средние века
  • Раздел IV история нового времени
  • Тема 6 начало нового времени
  • § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
  • 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
  • Тема 7 страны европы и северной америки в XVI -XVIII вв.
  • § 35. Возрождение и гуманизм
  • § 36. Реформация и контрреформация
  • § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
  • § 38. Английская революция XVII в.
  • § 39, Война за независимость и образование сша
  • § 40. Французская революция конца XVIII в.
  • § 41. Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения
  • Тема 8 россия в XVI -XVIII вв.
  • § 42. Россия в правление Ивана Грозного
  • § 43. Смутное время начала XVII в.
  • § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
  • § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
  • § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
  • § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
  • § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
  • § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
  • Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
  • § 50. Османская империя. Китай
  • § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
  • Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
  • § 52. Промышленный переворот и его последствия
  • § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
  • § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
  • Тема II россия в XIX в.
  • § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
  • § 56. Движение декабристов
  • § 57. Внутренняя политика Николая I
  • § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
  • § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
  • § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
  • § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
  • § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • § 64. Русская культура XIX в.
  • Тема 12 страны востока в период колониализма
  • § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
  • § 66: Китай и Япония в XIX в.
  • Тема 13 международные отношения в новое время
  • § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
  • § 68. Международные отношения в XIX в.
  • Вопросы и задания
  • Раздел V история хх - начала XXI в.
  • Тема 14 Мир в 1900-1914гг.
  • § 69. Мир в начале хх в.
  • § 70. Пробуждение Азии
  • § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
  • Тема 15 Россия в начале хх в.
  • § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
  • § 73. Революция 1905-1907гг.
  • § 74. Россия в период столыпинских реформ
  • § 75. Серебряный век русской культуры
  • Тема 16 первая мировая война
  • § 76. Военные действия в 1914-1918гг.
  • § 77. Война и общество
  • Тема 17 россия в 1917 г.
  • § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
  • § 79. Октябрьская революция и ее последствия
  • Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
  • § 80. Европа после Первой мировой войны
  • § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
  • § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
  • § 84. Культура в меняющемся мире
  • Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
  • § 85. Причины и ход Гражданской войны
  • § 86. Итоги Гражданской войны
  • § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
  • § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
  • § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
  • § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
  • § 92. Накануне мировой войны
  • § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
  • § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
  • Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
  • § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
  • § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
  • § 97. Ссср в послевоенные годы
  • § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
  • § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
  • § 100. Развитие советской культуры
  • § 101. Ссср в годы перестройки.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
  • § 103. Крушение колониальной системы
  • § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
  • § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
  • § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
  • § 107. Современная Россия
  • § 108. Культура второй половины хх в.
  • § 66: Китай и Япония в XIX в.

    Начало превращения Китая в зависимую страну.

    Второй период Новой истории ознаменовался наступлением западных держав на Китай, борьбой этих держав за его «открытие». Решающая роль в «открытии» Китая принадлежала Англии. Она стремилась превра­тить весь мир в свой рынок сбыта и источник сырья, ломая силой оружия сопротивление народов. Был найден товар, при помощи которого можно было выкачивать деньги из Китая. Это был опиум. С конца ХVIII в. он стал ввозиться в Китай все в больших количе­ствах. Маньчжурский император издавал указы, запрещавшие ку­рение и ввоз опиума. Но англичане перешли к контрабандной тор­говле. В Индии они заставляли крестьян выращивать опийный мак, перерабатывали его и везли в Китай. Опиум стал для китайцев подлинным бедствием.

    В марте 1839 г. в порт Кантон, через который шла вся торговля опиумом, прибыл посланник императора. Ему было поручено искоренить контрабандную торговлю опиумом. Он окружил вой­сками английское поселение и известил, что ни один англича­нин не будет выпущен из Кантона, пока не будет сдан весь запас опиума. Англичанам пришлось уступить. Для устрашения англи­чан были казнены несколько китайских контрабандистов. В сен­тябре в Кантон прибыли английские военные суда для защиты контрабандистов. С 1840 по 1842 г. продолжалась «опиумная вой­на». Китай вынужден был открыть для иностранной торговли пять портов. Договор оформил захват англичанами острова Гонконг, который был передан в «вечное владение» Англии, превратившей его в свою главную военно-морскую базу на Тихом океане. Опиум стали ввозить в еще больших количествах. Англичане вырвали еще ряд уступок и среди них право экстерриториальности, т. е. непод­судность английских подданных китайским судам, а также право на организацию сеттльментов, т. е. поселений, в которых англича­не могли жить, но подчиняясь китайскому законодательству.

    Английскому примеру последовали другие страны. В Китай при­был уполномоченный США с военным флотом. Он принудил Китай подписать в 1844 г. неравноправный договор. Франция на­правила в Китай миссию, которая вынудила Китай к таким же уступкам. За крупными державами потянулись мелкие «хищники»: Бельгия, Швеция и Норвегия вскоре получили подобные права.

    Тайпинское восстание.

    «Опиумная война» открыла Китай для английских товаров. Ввоз дешевых тканей разрушил китайское ремесло, мануфактуру и домашнюю промышленность. Контрибу­ция, наложенная на Китай, и не прекращавшаяся выкачка денег за опиум, привели к обесцениванию денег. Народное возмущение все чаще выливалось в восстания, убийства чиновников. Оживи-

    лась деятельность тайных обществ под лозунгами свержения мань­чжурской династии. Очагом недовольства стал юг Китая.

    В среде крестьянства возникла новая религиозная секта. Орга­низатором ее был сельский учитель Хун Сюцюань . Сектанты про­поведовали народу идеи христианства, получившие новое содер­жание. В Хун Сюцюане видели спасителя, младшего брата Иисуса Христа, который поведет народ к созданию «царства равенства» на Земле.

    В августе 1851 г. повстанцы взяли несколько городов. Все круп­ные чиновники были убиты. Восставшие провозгласили образова­ние нового государства. Они назвали его «небесным государством»(«тяньго»), чем подчеркнули свое стремление создать на Земле такую жизнь, какую христианство обещало на небесах. Хун Сю­цюань был провозглашен «царем небесным». Новое государство было названо Тайпин - «Великое благоденствие». Этим словом обозначают и все движение, потрясавшее Китай в течение полу­тора десятилетий. Тайпины двинулись вниз по Янцзы и взяли Нанкин, который стал столицей «небесного государства». Целью тайпинов был Пекин. Во время похода было взято 26 городов. В конце октября 1853 г. отряды тайпинской армии подходили к Пе­кину. Казалось, маньчжурская династия доживала последние дни.

    Порядки, введенные тайпинами, находились в разительном контрасте с порядками в Циньской империи. Помещичья и мона­стырская собственность была ликвидирована. В 1853 г. установлено уравнительное распределение земли по числу едоков в семье. Кре­стьяне объединялись в общины, состоявшие из 25 семей. Каждая община была обязана совместно обрабатывать землю. К общине прикреплялись ремесленники. Тайпины стремились уничтожить деньги и торговлю, осуществить не только раздел земли поровну, но и уравнение потребления у людей. Все излишки продукции подлежали сдаче в общественные склады. В городах выдавались пайки. Работать должны были все граждане тайпинского государ­ства.

    Тайпины истребляли феодалов, правителей и сановников, лик­видировали старую армию, уничтожали сословное деление, от­менили рабство. Тайпинское государство строилось на военный лад. Каждая семья должна была дать одного рядового. Тайпинская община была низовой административной единицей и в то же вре­мя составляла взвод.

    Тайпины запретили курение опиума. Впервые в китайской ис­тории они ввели прививку против оспы. Раньше китайцы ходили с бритыми лбами и косами на макушке - к этому принудили их поработители - маньчжуры. Тайпины срезали свои косы и отпус­кали волосы. Дети обязаны были посещать школы.

    Тайпинская армия не смогла взять Пекин, но тайпины закре­пились в Центральном Китае. В 1854 г. они потерпели несколько поражений. Территория тайпинов стала суживаться под ударами противников. В самом государстве тайпинов начался раскол. Анг­личане помогали маньчжурам, предоставляя свои суда для пере­возки войск и оружия. Позже они приняли непосредственное уча­стие в военных действиях. Против крестьян-тайпинов воевали ан­глийские и французские регулярные войска, военные корабли Англии, Франции и США В 1864 г. враг ворвался в Нанкин. В резне погибло более 100 тыс. граждан столицы «небесного государства».

    Окончательное закабаление Китая.

    В 1899 г. началось новое на­родное восстание «боксеров» (ихэтуаней) против маньчжурской династии и иностранцев. В подавлении его участвовали войска мно­гих государств. В 1901 г. Китай подписал с посланниками 11 держав так называемый заключительный протокол. Он налагал на Китай огромную контрибуцию. Уплата ее обеспечивалась важнейшими доходами империи, перешедшими под контроль этих держав. Про­токол запрещал ввозить в Китай оружие. Иностранцам предостав­лялся особый квартал в Пекине, где каждое посольство могло иметь свою военную охрану с пулеметами и орудиями. Протокол обязывал китайское правительство наказывать смертной казнью за всякое выступление против иностранцев. Китай окончательно стал полуколонией ведущих держав, которые поделили его на сферы своего влияния.

    Режим сёгуната в Японии.

    В первой половине XIX в. обострилось положение режима сёгуната Токугава в Японии. Деспотизм сёгун­ской власти, сословный строй, цеховая регламентация - все это препятствовало развитию страны. Голод 1833 -1837 п. унес 1 млн. жизней. Происходил и восстания. Попытки реформ с целью укреп­ления власти сёгуна вызывали лишь недовольство. Наряду с вы­ступлениями народа активизируется и оппозиция в верхах. Одним из проявлений политического кризиса токугавского режима была ставшая очевидной несостоятельность «закрытия» Японии. Пра­вители прибрежных районов устанавливали контрабандные связи с иноземцами, плававшими у берегов Японии. Росло влияние ев­ропейской культуры.

    Реформы Мэйдзи и их последствия.

    К середине XIX в. на Даль­нем Востоке усилилась экспансия западных стран, в первую оче­редь США В 1854 г. США, угрожая войной, заключили с Японией ряд договоров, по которым добились открытия двух портов для иностранных судов. Были заключены неравноправные договоры, предоставляющие привилегии США. Затем такие же договоры за­ключили Англия, Франция, Россия и ряд других стран.

    «Открытие» Японии ухудшило положение сёгуната. Крупные суммы расходовались на покупки западного вооружения и воен­ных судов. Появление иностранных фабричных товаров подрыва­ло японскую мануфактурную и домашнюю промышленность и ремесло.

    Против cёгyнaта выступали крестьяне, торгово-промышленные круги и низшее дворянство. В 1862 г. правители некоторых южных кланов, более развитых экономически, направили в резиденцию императора для защиты ее от сёгуна вооруженные самурайские отряды. Императорский двор в Киото потребовал у сёгуната из­гнания иностранцев. В 1867 г. императором стал Муцухито, от имени которого фактически действовали руководители южных районов. Представители антисёгунской оппозиции вручили сёгуну мемо­рандум с требованием, чтобы тот «вернул» императору власть. Начались военные действия; войска сёгуна были разбиты. Через некоторое время сёгунат окончательно прекратил свое существо­вание.

    Период царствования Муцухито был назван Мэйдзи - «про­свещенное правление». В 1868 г. император изложил новую про­грамму: все важные дела будут решаться с учетом общественного мнения; все должны заботиться о преуспевании нации; все пло­хие обычаи упраздняются, правосудие будет соблюдаться; знания будут заимствованы во всем мире.

    Реформы Мэйдзи означали первый важный шаг в превраще­нии японской феодальной монархии в монархию буржуазную. Став на путь независимого капиталистического развития, Япония очень скоро начала осуществлять колониальную экспансию в Азии. При этом она искусно использовала противоречия между другими дер­жавами. Так, США рассчитывали с помощью Японии создать ус­ловия для проникновения американского капитала в Корею и на Тайвань. В 1874 г. при активном участии американцев Япония вы­садила свои войска на Тайване. В 1876 г. Япония под угрозой вой­ны навязала Корее неравноправный договор, и с этого момента началось проникновение туда японских колонизаторов.

    Слово Китай произошло от народности кидани (китаи), жившей в 11-13 веках к востоку от Тянь-Шаня. Если население Китая в начале 19 века составляло около 300 миллионов человек, то к концу столетия достигла 400 миллионов.Европейцы вели активную колониальную политику, западные страны стремились «открыть» китайский рынок, превратить Китай в свой колониальный придаток.Долгие годы Британские купцы вывозили из Китая шелк, чай, фарфор, оплачивая эти товары серебром. Это не устраивало Великобританию, которой было выгодней расплачиваться за импорт своим товаром. Но Китай считал все государства и их правителей за своими пределами «внешними вассалами», и отказывался устанавливать дипломатические отношения на уровне посольств и развивать торговые отношения. Кроме того, торговля сильно страдала от произвола и мздоимства со стороны чиновников.

    У Запада не было механизмов давления на Китай, который был самодостаточен и защищал внутренний рынок ограничением торговли. Западные страны, имели потребность в импорте чая (который тогда нигде больше не производился) и шелка сырца. После захвата Бенгалии, производящей опиум, англичане резко увеличили ввоз опиума в Китай, выровняв торговый баланс в свою пользу. Китайское правительство законодательно ограничивало импорт опиума, разрешив его ввозить только в медицинских целях. Но контрабанда этого товара постоянно росла, и к сороковым годам 19 века выросло до 40 тысяч ящиков опиума в год. Доходы английских купцов от торговли опиумом значительно превысили доходы от торговли чаем и шелком.

    В Китае курение опиума охватило огромные слои населения. Один из китайских чиновников в 1838 г. свидетельствовал: «Начиная с чиновного сословия вплоть до хозяев мастерских и лавок, актеров и слуг, а также женщин, буддийских монахов и даосских проповедников - все они среди бела дня курят опиум, приобретают трубки и все принадлежности для курения опиума». Китайское правительство стало предпринимать конфискацию наркотика с последующим уничтожением его, что привело к серьезным убыткам английских купцов. Это послужило поводом для первой англо-китайской «опиумной» войны. Весной 1840 года парламент Великобритании решил, не объявляя формально войны, отправить к берегам Китая военно-морскую эскадру. В июне 1840 года 20 боевых кораблей с общим экипажем в 4000 человек, подошли к южному побережью Китая. Были выдвинуты требования: компенсация убытков за конфискованный опиум, возмещение убытков по организации военной экспедиции, ликвидация препятствий для торговли, и предоставление англичанам острова вблизи Китая, который мог бы стать торговой базой. Двигаясь на север, английские войска захватили Чжошуаньские острова, вблизи Нинбо. В этой ситуации, правительство Китая стало проводить капитулянтскую политику. Оно согласилось на все требование, кроме одного, передать остров Сянган Великобритании.

    В январе 1841 года, англичане продолжили военные действия, а 20 января представители Китая подписали Чуаньбийскую конвенцию, согласившись на все требования, 1 февраля английские власти объявили всех жителей Сянгана подданными королевы Великобритании. Император же не хотел признать свое поражение, и, объявив войну Великобритании, решил продолжать военные действия. Англичане же захватили Чжуцзян, захватив 380 орудий, а вскоре подняли свой флаг и над Гуанчжоу. С августа 1841 года по май 1842 года военные действия велись в провинциях Фуцзянь и Чжецзян. В июле британские войска под командованием Поттингера начали осаду Нанкина, второго по значению, после Пекина, города в Китае. Паровые суда, более современная артиллерия и нарезные ружья, против китайских кремниевых обеспечили победу англичан. 29 августа 1842 года, на борту английского военного корабля «Корнуэллс» был подписан Нанкинский мирный договор. Согласно договору, Китай открыл для английской торговли пять портов: Сямынь (Амой), Фучжоу, Нинбо, Шанхай и Гуанчжоу, установил низкие таможенные пошлины на английские товары, выплатил Англии большую контрибуцию. Император Китая уступил о. Сянган королеве Великобритании.

    В соответствии с договорами, последовавшими за Нанкинским, сначала Англия, потом США, Франция, и некоторые другие западные страны получили права экстерриториальности и создания в «открытых» портах иностранных сеттльментов. В 1850 г. в Китае разразилось Тайпинское восстание (в переводе «тайпин» - «великое благоденствие») - крестьянская война, направленная против феодального гнета и власти чужеземной династии маньчжуров. В январе 1851 года было объявлено о создании тайпинского государства, и начата война против правящего режима. В январе 1853 года, восставшие взяли крупный административный центр Учан. Их армия достигла миллиона человек. Они не занимались грабежами, а уничтожали налоговые реестры, убивали или изгоняли чиновников, отбирали имущество у богатых. 19 марта 1853 года они захватили Нанкин. Внутреннее устройство государства тайпинов, соответствовало нормам «военного коммунизма. Так, например вся земля не передавалась в частную собственность, а делилась пропорционально количеству едоков. После сбора урожая, все излишки изымались в государственное хранилище, в семьях оставлялись продукты только на прокорм до следующего урожая. В городах, вся промышленность была национализирована. Все рабочие и ремесленники были объединены в профессиональные мастерские-батальоны.

    В качестве государственной религии тайпины провозгласили христианство, причем посещение церкви было, строго обязательным. В 1856 году в тайпинском государстве началась междоусобная война за власть, в которой погибло до 100 тысяч человек. В результате социально-экономического кризиса и междоусобицы, тайпинское государство в 1857 году потеряло Цзянсу, а в 1859 году – Нанкин. Потом были одержаны ряд побед, так в 1861 году они взяли Ханчжоу и Нинбо и затем осадили Шанхай. В своей борьбе с цинским правительством тайпинцы надеялись на помощь западных стран, имея в виду религиозный фактор. И действительно, протестантские миссионеры сочувствовали восставшим и посещали их руководителей. Однако западные политики и бизнесмены считали, что им выгоднее поддерживать цинское правительство, а не тайпинское. Если в начале восстания, Запад придерживался нейтралитета, то потом склонился к поддержке Пекина. Так, цинское правительство получило кредит, современное оружие и три парохода. Англо-французские войска совершали вооруженные рейды против тайпинов, в цинской армии были европейские инструкторы и отряды наемников, набранных в Европе. После этого произошел перелом в войне, в июле 1864 года была взята столица тайпинского государства город Нанкин. Основные силы восставших были разгромлены, хотя сопротивление продолжалось до 1868 года. Кроме тайпинского восстания, в третьей четверти 19 века Китайскую империю потрясли еще целый ряд восстаний. В эти беспокойные годы резко усилилась эмиграция китайцев в Сингапур и другие страны Юго-Восточной Азии. Основной поток эмиграции проходил через город Шаньтоу, морской порт Китая на Южно-Китайском море.

    Сразу после поражения во Второй Опиумной войне, цинское правительство стало проводить политику модернизации Китая «ян у» (усвоение иностранного опыта). Появились предприятия производящие современное оружие. В 1868 году, в Шанхае был построен первый пароход. Но по большей части, строились предприятия по переработке сырья. Однако реформы почти не затронули, кредитно-финансовой сферы, народного образования, земельных отношений. В 1864 году, конфликт между Японией и Китаем, закончился без войны подписанием 31 октября в Пекине мирного договора, по которому к Японии отходили острова Люйцюй. В 1894 году из-за споров за влияние в Корее началась японо-китайская война. Разбив китайские войска в Корее, японцы перенесли военные действия в Манчжурию и уже через месяц взяли Порт-Артур, 12 февраля 1895 года капитулировала военно-морская база Китая Вэйхайвэй, и уже в начала марта был взят Инкоу. В результате Симоносекского мирного договора, подписанного 17 апреля 1895 года, Япония получала Тайвань, южную часть Манчжурии, денежную контрибуцию. Однако, Россия, Франция и Германия вручили Японии дипломатическую ноту, с рекомендацией отказаться от полуострова Ляодун, взамен на дополнительную контрибуцию. Япония была вынуждена принять эти условия. Китай, после войны с Японией был ослаблен, и западные державы воспользовались этим для раздела его на сферы влияния. Так, германская эскадра захватила морской порт Цзяочжоу (Циндао), затем российская эскадра вошла в Порт-Артур, англичане заняли Вэйхайвэй, а французы приобрели Гуанчжоувань. Позднее, эти приобретения были оформлены, как договоры об аренде. Все это привело к росту антииностранных настроение в Китае и приходу к власти консервативно-патриотических сил. В 1900 году началось восстание ихэтуаней (восстание боксеров), которое сопровождалось массовыми убийствами и казнями миссионеров, китайских христиан и иностранцев. К концу 19 века, Китай оставался слабой и отсталой империей, находящейся в политической зависимости от стран Запада.

    Реформы Китая в 19 веке стали итогом длительного и крайне болезненного процесса. Установившаяся на протяжении многих веков идеология, в основу которой был положен принцип обожествления императора и превосходства китайцев перед всеми окружавшими народами, неотвратимо рушилась, ломая при этом жизненный уклад представителей всех слоев населения.

    Новые хозяева Поднебесной империи

    С тех пор как в середине XVII века Китай подвергся маньчжурскому нашествию, жизнь его населения не претерпела кардинальных изменений. На смену сверженной пришли правители рода Цин, сделавшие Пекин столицей государства, а все ключевые посты в правительстве заняли потомки завоевателей и те, кто их поддерживал. В остальном же все осталось по-прежнему.

    Как показала история, новые хозяева страны были рачительными распорядителями, поскольку в 19 век Китай вступил достаточно развитой аграрной страной с налаженной внутренней торговлей. Кроме того, их политика экспансий привела к тому, что в состав Поднебесной (так называли Китай его жители) вошли 18 провинций, и целый ряд соседних государств выплачивал ей дань, находясь в Ежегодно в Пекин поступали золото и серебро из Вьетнама, Кореи, Непала, Бирмы, а также государств Рюкю, Сиама и Сикким.

    Сын Неба и его подданные

    Социальное устройство Китая в 19 веке представляло собой подобие пирамиды, на вершине которой восседал богдыхан (император), пользовавшийся неограниченной властью. Ниже него располагался двор, сплошь состоявший из родственников повелителя. В его непосредственном подчинении находились: верховная канцелярия, а также государственный и военный советы. Их решения проводились в жизнь шестью исполнительными ведомствами, в компетенцию которых входили вопросы: судебные, военные, обрядовые, налоговые и, кроме того, связанные с присвоением чинов и исполнением общественных работ.

    Внутренняя политика Китая в 19 веке строилась на идеологии, согласно которой император (богдыхан) являлся Сыном Неба, получившим от вышних сил мандат на управление страной. Согласно данной концепции, все без исключения жители страны низводились до уровня его детей, обязанных беспрекословно выполнять любое повеление. Невольно напрашивается аналогия с российскими монархами-помазанниками Божьими, власти которых также придавался сакральный характер. Разница заключалась лишь в том, что китайцы считали всех иностранцев варварами, обязанными трепетать перед их несравненным Владыкой мира. В России до этого, к счастью, не додумались.

    Ступени социальной лестницы

    Из истории Китая 19 века известно, что главенствующее положение в стране принадлежало потомкам маньчжуров-завоевателей. Ниже них на ступенях иерархической лестницы помещались рядовые китайцы (ханьцы), а также монголы, состоявшие на службе императора. Далее шли варвары (то есть не китайцы), проживавшие на территории Поднебесной. Это были казахи, тибетцы, дунгане и уйгуры. Низшую ступень занимали полудикие племена джуан и мяо. Что же касается остального населения планеты, то, в соответствии с идеологией империи Цин, оно рассматривалось как скопище внешних варваров, недостойных внимания Сына Неба.

    Армия Китая

    Поскольку в 19 веке ориентировалась главным образом на захват и подчинение соседних народов, то значительная часть государственного бюджета тратилась на содержание весьма многочисленной армии. Она состояла из пехоты, конницы, саперных частей, артиллерии и флота. Ядром являлись так называемые Восьмизнаменные войска, формировавшиеся из маньчжуров и монголов.

    Наследники древней культуры

    В 19 веке культура Китая строилась на богатом наследии, доставшемся со времен правителей династии Мин и их предшественников. В частности, была сохранена древняя традиция, на основе которой все претенденты на ту или иную государственную должность обязаны были пройти строгую экзаменационную проверку своих знаний. Благодаря этому в стране сложился слой высокообразованного чиновничества, представители которого назывались «шэныни».

    У представителей правящего класса неизменным почетом пользовалось этико-философское учение древнекитайского мудреца Кун Фуцзы (VI - V вв. до н. э.), известного сегодня под именем Конфуция. Переработанное в XI - XII вв., оно легло в основу их идеологии. Основная же масса населения Китая в 19 веке исповедовала буддизм, даосизм, а в западных районах - ислам.

    Замкнутость политической системы

    Проявляя достаточно широкую религиозную терпимость, правители в то же время прилагали немало усилий для сохранения внутриполитического строя. Ими был разработан и издан свод законов, определявших меру наказания за политические и уголовные преступления, а также установлена система круговой поруки и тотальной слежки, охватывавшая все слои населения.

    Одновременно с этим Китай в 19 веке являлся страной, закрытой для иностранцев, а особенно для тех из них, кто стремился наладить с его правительством политические и экономические контакты. Так, провалом закончились попытки европейцев не только установить с Пекином дипломатические отношения, но даже поставлять на его рынок производимые ими товары. Экономика Китая в 19 веке была настолько самодостаточной, что позволяла ограждать его от любого влияния извне.

    Народные восстания в начале 19 века

    Однако, несмотря на внешнее благополучие, в стране постепенно назревал кризис, вызванный как политическими, так и экономическими причинами. Прежде всего, он был спровоцирован крайней неравномерностью хозяйственного развития провинций. Кроме того, немаловажным фактором являлись социальное неравенство и ущемление прав национальных меньшинств. Уже в начале 19 века массовое недовольство вылилось в народные восстания, возглавляемые представителями тайных обществ «Небесный разум» и «Тайный лотос». Все они были жестоко подавлены правительством.

    Поражение в Первой опиумной войне

    По своему экономическому развитию Китай в 19 веке значительно отставал от ведущих западных стран, в которых данный исторический период был отмечен бурным промышленным ростом. В 1839 году британское правительство попыталось воспользоваться этим и силой открыть для своих товаров его рынки. Поводом для начала военных действий, получивших название «Первой опиумной войны» (их было две), послужило изъятие в порту города Гуанчжоу значительной партии наркотиков, нелегально завозимых в страну из британской Индии.

    В ходе боев со всей очевидностью проявилась крайняя неспособность китайских войск противостоять самой передовой на тот момент армии, которой располагала Британия. Подданные Сына Неба терпели одно поражение за другим и на суше, и на море. В результате июнь 1842 года англичане встретили уже в Шанхае, а еще через некоторое время заставили правительство Поднебесной подписать акт о капитуляции. Согласно достигнутой договоренности, отныне британцам предоставлялось право свободной торговли в пяти портовых городах страны, а принадлежавший ранее Китаю остров Сянган (Гонконг) отходил им в «вечное владение».

    Итоги Первой опиумной войны, весьма благоприятные для британской экономики, оказались губительны для рядовых китайцев. Хлынувшие потоком европейские товары вытеснили с рынков изделия местных производителей, многие из которых в результате разорились. Кроме того, Китай стал местом сбыта огромного количества наркотиков. Они ввозились и ранее, но после открытия национального рынка для зарубежного импорта это бедствие приняло катастрофические масштабы.

    Восстание тайпинов

    Итогом усилившейся социальной напряженности стало очередное восстание, охватившее в середине 19 века всю страну. Его руководители призывали народ к построению счастливого будущего, которое они называли «Небесным государством всеобщего благоденствия». По-китайски это звучит как «Тайпин тяньг». Отсюда и пошло название участников восстания - тайпины. Их отличительным знаком были красные головные повязки.

    На определенном этапе восставшим удалось достичь значительных успехов и даже создать на захваченной территории некое подобие социалистического государства. Но очень скоро их вожди отвлеклись от построения счастливой жизни и всецело предались борьбе за власть. Этим обстоятельством воспользовались императорские войска и с помощью тех же британцев разгромили мятежников.

    Вторая опиумная война

    В качестве платы за свои услуги англичане потребовали пересмотра торгового договора, заключенного в 1842 году, и предоставления им больших льгот. Получив отказ, подданные британской короны прибегли к проверенной ранее тактике и вновь устроили провокацию в одном из портовых городов. На этот раз предлогом послужил арест судна «Эрроу», на борту которого также обнаружили наркотики. Конфликт, вспыхнувший между правительствами обоих государств, привел к началу Второй опиумной войны.

    На этот раз военные действия имели для императора Поднебесной еще более пагубные последствия, чем протекавшие в период 1839 - 1842 гг., поскольку к войскам Великобритании присоединились падкие на легкую добычу французы. В результате совместных действий союзники оккупировали значительную часть территории страны и вновь вынудили императора на подписание крайне невыгодного соглашения.

    Крах господствовавшей идеологии

    Поражение во Второй опиумной войне привело к тому, что в Пекине открылись дипломатические представительства стран-победительниц, граждане которых получили право свободного передвижения и торговли по всей территории Поднебесной. Однако беды на этом не кончились. В мае 1858 года Сын Неба был вынужден признать левый берег Амура территорией России, что окончательно подорвало репутацию династии Цин в глазах собственного народа.

    Кризис, вызванный поражением в Опиумных войнах, и ослабление страны в результате народных восстаний привели к крушению государственной идеологии, в основу которой был положен принцип - «Китай в окружении варваров». Те государства, которым, согласно официальной пропаганде, полагалось «трепетать» перед империей, возглавляемой Сыном Неба, оказались на поверку гораздо сильнее ее. Кроме того, иностранцы, свободно посещавшие Китай, поведали его жителям о совершенно ином мироустройстве, в основу которого положены принципы, исключающие поклонение обожествленному правителю.

    Вынужденные реформы

    Весьма плачевно для руководства страны обстояли и дела, связанные с финансами. Большинство провинций, являвшихся прежде китайскими данниками, перешли под протекторат более сильных европейских государств и прекратили пополнение императорской казны. Более того, в конце 19 века Китай охватили народные мятежи, в результате которых был нанесен значительный ущерб европейским предпринимателям, открывшим на его территории свои предприятия. После их подавления главы восьми государств потребовали в качестве компенсации выплаты пострадавшим владельцам крупных сумм.

    Правительство, возглавляемое императорской династией Цин, оказалось на грани краха, что побудило его к принятию самых неотлагательных мер. Ими и стали реформы, давно назревшие, но осуществленные лишь в период 70-80-х годов. Они привели к модернизации не только хозяйственной структуры государства, но и к изменению как политического строя, так и всей господствовавшей идеологии.

    В первой половине XIX в. цинский Китай вступил в полосу кризиса и упадка. Под военным давлением европейских держав правящая династия Цин отказалась от политики самоизоляции. Всему миру была продемонстрирована экономическая и политическая отсталость китайского государства. Крестьянская война тайпинов, разразившаяся в 50-х гг., до основания потрясла устои Цинской империи.

    Территория и рост населения

    На рубеже XVIII - XIX вв. Китай представлял собой огромную империю, в состав которой входили Маньчжурия, Монголия, Тибет и Восточный Туркестан. В вассальной зависимости от династии Цин находились Корея, Вьетнам и Бирма. Более 300 млн человек проживало в этой стране. Население росло так быстро, что через пятьдесят лет оно увеличилось до 400 млн и составило почти треть человечества.

    Обострение социальных противоречий

    Стремительный рост населения не сопровождался достаточным увеличением посевных площадей. В густонаселенных районах земли не хватало, что являлось одной из причин социальной напряженности в китайском обществе. Другой причиной были произвол и вымогательство чиновников.

    В Китае император считался неограниченным властелином всего государства, «отцом и матерью» всех китайцев. Чиновники, в свою очередь,- «родителями» всего подопечного населения. Родители-управители были настоящими деспотами. Они вершили суд и расправу по собственному произволу. Под разными предлогами вводили косвенные налоги (на чай, соль, табак, рис, хлеб, сахар, мясо, дрова), присваивая себе их значительную часть.

    И горе было крестьянину, осмелившемуся обратиться с просьбой о защите к вышестоящей власти. Жалоба все равно возвращалась на рассмотрение к обидчику. Битье плетью было самым распространенным наказанием. «Чиновники империи хуже разбойников» - так отзывался о них один из вождей крестьянского восстания тайпинов.

    Первая «опиумная» война

    В это время европейцы усилили свое давление на Китай. Они стремились «открыть» страну, чтобы вести с ней ничем не ограниченную торговлю и постепенно превратить ее в свой колониальный придаток.

    Наибольшую активность проявляла Англия. Она была даже готова к военным действиям. Но первую брешь в стене китайской самоизоляции пробило не оружие, а наркотик - опиум. История его распространения в Китае весьма драматична и поучительна.

    Эту отраву европейцы и раньше поставляли в Китай, расплачиваясь ею за китайские товары. Но в первой трети XIX в. ввоз опиума значительно увеличился. В особенно выгодном положении были английские купцы. Они поставляли наркотик из только что завоеванной Индии. Опиумокурение приобрело в Китае широкие масштабы. Курили правительственные чиновники и солдаты, хозяева мастерских и лавок, курили слуги и женщины, и даже будущие монахи и даосские проповедники. Здоровью нации угрожала серьезная опасность. Кроме того, торговля опиумом способствовала выкачке серебра из Китая, в результате чего финансовое положение страны ухудшилось.

    Вред от опиума был столь очевидным, что в 1839 г. китайский император запретил завозить его в страну. Все запасы наркотика, принадлежавшего английским и другим иностранным купцам, были конфискованы и уничтожены. В ответ на эти действия британские войска высадились в портах Китая. Так началась англо-китайская, или первая «опиумная», война 1839-1842 гг. Американский президент назвал войну, которую развязала Англия, справедливой.


    В ходе войны проявились отрицательные последствия политики самоизоляции. На вооружении китайской армии находились лишь крохотные джонки (лодки) и холодное оружие. Военное командование было слабым и беспомощным. Оно почти ничего не знало о международной обстановке и о стране, с которой воевало. Во время войны один китайский губернатор сделал наконец-то «открытие». Оказывается, колеса пароходов вращают не быки, а машины. Нетрудно догадаться, о чем свидетельствует приведенный факт.


    Стоит ли удивляться, что поражения китайских войск следовали одно за другим. Боясь полного разгрома, цинское правительство поспешило капитулировать. По мирному договору Англия добилась для своих подданных права свободной торговли в пяти китайских портах. На английские товары устанавливались низкие таможенные пошлины - не выше 5 %. Китай выплачивал Англии огромную контрибуцию (21 млн лянов) и уступал ей остров Сянган (Гонконг), который только в 1997 г. снова стал китайским. Англичане получали также право не подчиняться китайским законам и суду.

    Вслед за Англией подобные договоры с Китаем заключили другие государства Европы. В результате Китай был открыт для иностранного проникновения и вмешательства.

    Восстание тайпинов 1850 - 1864 годы

    Поражение Китая от «европейских варваров» привело к падению престижа цинской династии и росту антиманьчжурских настроений. Правящей династией были недовольны не только простые китайцы, но и часть помещиков. Военные расходы, контрибуция, выплаченная победителю, оплачивались дополнительными налогами с населения. В особенно трудном положении оказались крестьяне. Многие из них нищенствовали и влачили полуголодное существование. Некоторые бросали свое хозяйство и пополняли ряды разбойной вольницы, которая получила в Китае широкое распространение. Повсюду возникали тайные антиманьчжурские общества, и в воздухе явно запахло грозой.


    Мощное антифеодальное восстание вспыхнуло летом 1850 г. Оно охватило центральные районы Китая и длилось почти 15 лет. В ходе восстания было создано «государство всеобщего благоденствия» - Тайпинтяньго. Поэтому восставших часто называли тайпинами.

    Вождем восстания был Хун Сюцюань - выходец из крестьянской семьи, учитель сельской школы. Находясь под сильным влиянием христианства, он именовал себя младшим братом Иисуса Христа и проповедовал идеи равенства. Он мечтал о создании «мира великого спокойствия» и справедливости. Для достижения этой цели, по его мнению, необходимо свергнуть цинскую династию. Все маньчжуры - даже простолюдины - подлежали истреблению.

    В 1851 г. Хун Сюцюань был провозглашен императором тайпинского государства. Он и его сподвижники пытались на практике осуществить идею всеобщего равенства. Принятый ими «Земельный закон» провозглашал совместную обработку земли и уравнительное распределение материальных благ.

    Англия и Франция внимательно следили за развитием гражданской войны в Китае. Они решили воспользоваться ею для проникновения в глубь страны. Цинское правительство попыталось противостоять этому. Тогда Англия и Франция перешли к открытой агрессии. Началась вторая «опиумная» война (1856-1860). Осенью 1860 г. англо-французские войска вошли в Пекин, покинутый императором и его вельможами. Европейцы грабили город и истребляли мирное население.

    Их особое внимание привлек Летний дворец императора. Это было одно из самых великолепных архитектурных сооружений города. Оно состояло из 200 зданий, заполненных предметами роскоши, произведениями китайского искусства и ремесла. Во время дележа добычи, чтобы всем досталось «поровну», и «по заслугам», европейцы создали комиссию. Специальные подарки были отобраны для английской королевы Виктории и императора Франции. Однако цивилизованного дележа не получилось. Ослепленные блеском богатства и обезумевшие от жадности, солдаты стали грабить дворец. Затем, чтобы скрыть следы варварского грабежа, дворец был сожжен. Место, на котором он стоял, превратилось в пустырь.


    Цинское правительство, занятое борьбой с тайпинами, отказалось от продолжения войны с иностранцами. Оно капитулировало, пойдя на новые уступки. Только после этого европейские державы оказали помощь маньчжурским феодалам в безжалостном подавлении тайпинов, которые, в отличие от Цинов, называли иностранцев «братьями», а не «варварами». Тайпинское восстание, во многом схожее с восстаниями Разина и Пугачева в России, окончилось поражением.

    Крестьянская война тайпинов была самым продолжительным восстанием в истории Китая. Погибли многие миллионы людей. Значительная часть страны была опустошена и разрушена. Гражданская война предельно ослабила Китай и правящую цинскую династию.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

    «Священное письмо» в Китае

    «Иероглиф» в переводе с греческого - «священное письмо». Китайское письмо, использующее иероглифы,- старейшее в мире. Оно возникло в XVIII в. до н. э. Это действительно самое сложное и трудное письмо. Для его понимания прибегнем к такому сравнению. Если нам надо написать, к примеру, слово «человек», то мы с вами напишем букву «ч», потом «е», затем «л» и т. д. А китайцы рисуют символ, обозначающий понятие «человек». Слов в языке много и для каждого нужен значок, т.е. иероглиф. На заре возникновения иероглифов сначала просто рисовали человека с головой, руками, ногами. Однако при быстром письме нет времени вырисовывать все детали человеческого тела. Поэтому через некоторое время рисунок превратился в условное изображение, отдаленно напоминающее своего прародителя.

    Использованная литература:
    В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.