Сталин поздравлял гитлера со взятием парижа. Cоюз людоедов, или Почему Гитлер Сталина с днем рождения поздравлял. Немецкие дипломаты узнали о войне последними

Обозреватель «РИА Новости» Татьяна Синицына.

Чеченцы уверены, что самые глубокие их корни исторически тянутся к Шумерскому царству (30-й век до н.э.). Они считают себя также потомками древних урартийцев (9-6 вв до н.э.). Во всяком случае, расшифрованная клинопись двух этих цивилизаций указывает на то, что в чеченском языке сохранилось немало аутентичных слов.

Сложилось так, что в течение всей истории у чеченцев не было своего государства. Единственная попытка создать королевство Синсир в XIY веке пришлась не ко времени - эту едва рожденную идею задавила конница Тамерлана. Потеряв две трети своего народа в боях с восточными завоевателями, чеченцы покинули плодородные равнины и ушли в горы - оттуда было удобнее продолжать борьбу. Горы для чеченцев навсегда стали приютом, убежищем, родным, и даже святым, местом.

Кроме чужеземных завоевателей, хватало и местных недругов - воинственные отряды других кавказских этносов то и дело нападали друг на друга, таков был способ жизни. Все время приходилось быть при оружии. Чтобы эффективнее охранять свой дом, свое селение горцы объединялись в отряды ополчения, строили оборонительные линии. До сих пор по кавказским вершинам разбросаны сотни древних крепостных башен, выложенных из дробленого камня. Отсюда наблюдали за врагом, и, заметив его, зажигали костры, дым от которых был сигналом об опасности. Постоянное ожидание набегов, необходимость всегда быть в полной боевой готовности, конечно, милитаризировали сознание, но и воспитывали отвагу, презрение к смерти.

В битвах даже одна сабля играла большую роль, поэтому каждый мальчик с пеленок воспитывался жестко и сурово, как будущий воин. По словам ученого-этнолога Галины Заурбековой, матери четырех детей, и по сей день чеченская этика запрещает ласкать, баловать детей, потакать их капризам. И сегодня у колыбелей традиционно поются старинные песни, восхваляющие воинскую доблесть, отвагу, доброго коня, хорошее оружие.

Самая высокая вершина Восточного Кавказа - гора Теболус-Мта, поднявшаяся на 4512 метров. Восхождение чеченского народа к этой горе, героические битвы с преследовавшим врагом - тема многих старинных поверий. Горный характер кавказского ландшафта «раздробил» чеченский народ - расселялись автономно, по ущельям, дифференцировались не по территориальному, а по родо-клановому принципу. Так возникли чеченские тейпы, представляющие собой соединенные группы семейств, каждую из которых возглавляет выборный староста. Наиболее почитаемы и уважаемы корневые, древние тейпы, другие, имеющие короткую родословную, образовавшиеся в результате миграционных процессов, называют «младшими». Сегодня в Чечне насчитывается 63 тейпа. Чеченская пословица гласит: «Тейп - крепость адата», то есть, традиционных правил и установлений жизни чеченского общества (адат). Но тейп защищает не только установленные веками обычаи, но и каждого своего члена.

Жизнь в горах определила весь круг общественных отношений. Чеченцы перешли от земледелия к скотоводству, был исключен принцип ленного хозяйствования, когда можно нанимать работников, и это заставляло трудиться каждого. Исчезли предпосылки для развития феодального государства, потребность в иерархии. Процветала т.н. горская демократия, где все были равны, но законы которой, нельзя подвергать сомнению. А если вдруг появлялись «птицы другого оперения» - их просто выдавливали из общин - уходи, коли не нравится! Покидая свой клан, «изгои» попадали в пределы других народов, ассимилировались.

Дух горской свободы и демократии превращал в культ чувство личного достоинства. На этой основе и сформировался чеченский менталитет. Слова, которыми чеченцы исстари приветствуют друг друга, отражают дух личной независимости - «Приходи свободным!».

Другое устойчивое выражение - «Трудно быть чеченцем». Наверно, нелегко. Хотя бы потому, что гордая, свободолюбивая сущность личности чеченца буквально заковывается в «железные доспехи» адата - норм права, возведенных в обычай. Не соблюдающему адат - позор, презрение, гибель.

Обычаев много, но в центре - кодекс мужской чести, объединяющий правила поведения для мужчин, направленные на поощрение храбрости, благородства, чести, хладнокровия. Согласно кодексу, чеченец должен быть уступчивым - горные дороги узки. Он должен уметь строить отношения с людьми, ни в коем случае не демонстрируя своего превосходства - способ избежать лишнего конфликта. Если сидящий верхом на коне встречается с пешим - он должен первым поздороваться. Если же встречный - старик, то наездник должен сойти с коня и только потом поприветствовать его. Мужчине запрещается «проигрывать» в любой жизненной ситуации, оказываться в недостойном, смешном положении.

Чеченцы нравственно боятся оскорбления. Причем, не только личного, но и оскорбления своей семьи, тейпа, несоблюдения правил адата. Если член тейпа серьезно опозорится, то жизни ему нет, община отвернется от него. «Я боюсь позора, и поэтому я всегда осторожен», - говорит горец - попутчик поэта Александра Пушкина в его путешествии в Арзрум. И в наше время внутренний и внешний стражи поведения заставляют чеченца быть в обществе предельно собранным, сдержанным, молчаливым, вежливым.

В адате есть замечательные, достойные правила. Например, куначество, (побратимство), готовность к взаимопомощи - всем миром строят дом тому, у кого его нет. Или - гостеприимство: даже враг, переступивший порог дома, получит кров, хлеб, защиту. А что уж говорить о друзьях!

Но есть и деструктивные обычаи, например, кровная месть. С этим архаизмом современное чеченское общество борется, созданы процедуры для примирения «кровников». Однако эти процедуры требуют взаимной доброй воли, препятствие на этом пути - страх оказаться «немужчиной», быть осмеянным.

Чеченец никогда не пустит женщину впереди себя - ее надо оберегать, на горной дороге много опасностей - обвал или дикий зверь. К тому же, со спины не стреляют. Женщины играют особую роль в горском этикете. Они, прежде всего, хранительницы очага. В древние времена эта метафора имела прямой смысл: женщины отвечали за то, чтобы в очаге всегда горел огонь, на котором готовилась пища. Теперь, конечно, это выражение имеет переносный, но все же очень глубокий, смысл. До сих пор самым страшным проклятием у чеченцев считаются слова «Чтобы огонь погас в твоем очаге!».

Чеченские семьи очень крепкие, адат этому способствует. Формат, стиль жизни стабилен и предопределен. Муж никогда не влезает в домашние дела, это - безраздельная сфера женщины. Неуважительно относиться к женщине, тем более - унижать, бить ее - недопустимо, невозможно. Но если жена все же довела своим характером, поведением, муж может очень просто развестись, сказав трижды: «Ты мне больше не жена». Развод неминуем и в том случае, если жена неуважительно относится к родственникам мужа. Чеченкам ничего не оставалось, как освоить тонкое искусство ладить с родней мужа.

Любые «прекрасные безумства» адат запрещает чеченцу, но они все же отваживаются, например, красть невест. В старину, по словам Галины Заурбековой, девушек крали, чаще всего, потому, что семья отказывала жениху, оскорбляя таким образом его личное достоинство. Тогда он сам восстанавливал честь - похищал девушку и делал ее женой. В другом случае причиной краж девушек было отсутствие денег на калым (выкуп), который платится родителям. Но случалось, конечно, что просто взыгрывала сердечная страсть. Как бы то ни было, «точка» в таком деле ставилась двумя способами: либо похитителя прощали и играли свадьбу, либо он до конца жизни преследовался кровной местью. Сегодня обычай «умыкание невесты» носит, скорее, романтический оттенок. Как правило, он совершается по обоюдному сговору, являясь частью свадебного ритуала.

Свадьба - один из самых больших праздников у чеченцев. Ее процедура почти не претерпела изменений. Гуляние продолжается три дня и вечерами обязательно заканчивается танцами. Чеченский танец - необыкновенно темпераментен и грациозен. У этого небольшого народа в ХХ веке была счастливая возможность показать красоту своего национального танца всему миру: великому танцору и «чеченскому рыцарю» Махмуду Эсамбаеву рукоплескали во всех странах. В пластику, смысл чеченского танца заложены мотивы главных этических и эстетических ценностей: мужчины - смелы и горды, женщины - скромны и прекрасны.

Так, генерал ПУЛЛО, «назначал в Чечне на должности приставов самых отъявленных негодяев из местных жителей. Они относились к своим подчиненным с беспрецедентной жестокостью», – константирует Джон Баддели в своей работе «Завоевание Кавказа русскими» (стр. 251).

–говорили наши предки.

Кавказское офицерство было обрадовано, что новым наместником Кавказа Николаевым Первым назначен граф Воронцов.

Участник войны 1812 года, аристократ, ярый англофил, Воронцов решил доказать всем офицерам Кавказской армии, как надо воевать с туземцами или дикарями.

Граф задумал в мае 1845 года совершить новую военную экспедицию на Дарго (ДаргIа).

Он собрал огромную армию – примерно18 тыссяч солдат и офицеров. В поход изъявили желание принять участие именитые князья и генералы из Петербургского великосветского общества: Александр Гессен – Дармштадтский, Витгенштейн, Людерс, Клюгенау, будущий начальник 3-его Отделения Его Императорского Величества граф Бенкендорф, начальник Генерального Штаба Военного Министерства Российской Империи генерал Гурко – и ряд других светских особ.

Такие генералы, как Головин и Фрейтаг, доказывали графу Воронцову, что шансов на успех у экспедиции нет. К примеру, генерал Фрейтаг, у которого хорошо была организована разведка, сообщал новому наместнику: «Генерал Граббе с более 10-тысячной армией потерпел поражение, даже не добравшись до Дарго. Чеченцы нам говорят: «Пусть русские придут туда, куда хотят. Мы знаем, где их атаковать».Вы увидите, что чеченцы умеют драться, когда это необходимо». (Джон Баддели, Завоеванрие Кавказа русскими, М., 2007 г., стр. 289).

Всем здравомыслящим кавказским офицерам было ясно: шансы на успех у графа Воронцова равнялись нулю.

Однако генерал Воронцов от задуманной военной авантюры не отказался.

31мая 1845 года с армией примерно18 тысяч солдат и офицеров он двинулся из крепости«Внезапная» кДарго.

Генерал Воронцов свой маршрут начал так же, как и генерал Граббе. Только последний свой бесславный поход начал из Герзельской крепости.

Вроде бы успех сопутствовал новому покорителю Кавказа: колонны русских солдат 3 июня взяли Старый Буртунай.Что несколько вдохновило англофильского аристократа.

Но с утра 6 июня начались несчатия. Природа выступила против экзекуторов: погода резко ухудшилась. Синее небо заволокли черные тучи. В течение пяти дней хлестал резкий ветер, шли дожди со снегом, стало жутко холодно. Наступил голод.Продуктов нехватало.

В отряде Пассека были обморожены не менее 450 солдат и офицеров, 500 лошадей пали.

Как и Граббе, Воронцова встретили завалы, бесшумно падающие деревья и меткие выстрелы невидимых бойцов Сопротивления.

17 июня 1845 года рота Литовского полка была полностью разгромлена у Андийских ворот.

А в это время жители Дарго (ДаргIа), извещенные о наступлении врага, подожгли свое село и укрылись в чаще леса.

С большими потерями 6 июля 1845 года граф Воронцов и его солдаты вышли в пустое поле. Никто ему ключи от Дарго не вручал, как это было в Европе в 1813–1814 годах.

7 июля потери нашего аристократа составляли: убиты 1 генерал, 3 офицера и 32 солдата. И ранены 9 офицеров и 160 солдат.

Своего врага герои Воронцова не видели. Но они знали: за каждым камнем, кустом и деревом прятался враг. Уже убиты и ранены 187 солдат и офицеров.

Даже Воронцов понял: надо отступать. Но как? Нет провиантов. И он отправляет гонцов к Фрейтагу с просьбой направить к Дарго колонну с провиантом. И начинается ожидание этой «бисквитной экспедиции».

В армии графа Воронцова царят суета и неразбериха.

Убиты все минеры.

А вокруг грозные горы и лес.

10–11 июля 1845 года, сообщает историк Джон Баддели, армия графа Воронцова потеряла: убиты 2 генерала, 17 офицеров и 537 рядовых, ранены 32 офицера и 733 рядовых солдат. Из провианта до Дарго почти ничего не дошло. И три пушки захвачены «злыми чеченцами».

От примерно 18 тысячной армии «11 июля у графа Воронцова 5 тысяч штыков и 1100 раненых2. И с этим силами граф начал отступление а Герзел», – отмечает Джон Баддели (Д.Баддели, Указ.соч., с.289).

Генерал-аристократ не любил и не уважал умных людей. Он слышал только себя.

Он неукоснительно выполнял волю своего Императора.

Он не жалел жизни русских солдат. Благо пушечного мяса в крепостной России было предостаточно.

13 июля 1845 года колонна графа Воронцова медленно двинулась из Дарго в направлении Центорой – Шуани – Алерой– Шовхал Берд – Герзел.

Каждый шаг сопровождался потерями.

13–14 июля потери составили: убиты 7 офицеров и 70 рядовых, ранены 24 офицера и 225 рядовых.

Колонна Воронцова была рассечена на три части.

Идти вперед опасно.

Но и возвращаться или остановиться тоже нельзя.

15 июля 1845 года все артиллеристы убиты или ранены. В этот день убиты 15 рядовых, ранены 3 офицера и 63 рядовых.

Офицеры уже не красуются перед неприятелем, которого они не видят. В колонне царят страх и паника.

16 июля 1845 года убиты 2 офицера и 107 рядовых, ранены 13 офицеров и 401 рядовой.

Общие потери с момента выхода из Дарго (ДаргIа) составили более одной тысячи человек, а ранены в колонне – более 2 тыс. человек, отмечает Дж.Баддели (с.291 Уаз. сочин.).

Продовольствие кончилось.

Воронцов ждал правиантской помощи от Фрейтага.

Колонна героя войны 1812 года была деморализована.

Нпример, 14 июля 1845 года 600 бойцов Апшеронского полка отказались дальше идти.

Они устали.

Они не верили своим офицерам.

Невидимый враг стрелял в них без промаха отовсюду.

Солдат уговаривали идти генералы Людерс и Белявский. В ход были пущены и мат, и угрозы, и соленые солдатские шутки, прибаутки и песни.

И, озиряясь, усталые и голодные солдаты поплелись за своими офицерами.

Остатки армии голодают.

А боеприпасов осталось всего на 50 выстрелов.

Офицеры даже не знают, куда стрелять.

Наконец-то появляется Фрейтаг со своей помощью, которая спасла графа Воронцова от полного разгрома.

Лишь 26 июля 1845 года Воронцов добрался до Герзеля. В этот день были убиты 3 офицера и 78 рядовых, ранены 8 офицеров и 189 рядовых.

Дж.Баддели убеждает нас, что общие потери Воронцова составляют: убиты и ранены 3 генерала, 195 офицеров и 3483 солдата (его Указ. соч., с.293). Очень сомнительная арифметика.

Надо было спасать мундирную честь, поэтому наверх сообщали сфальсифицированные сведения.

Ни умом, ни числом воевать на Кавказе генералы России не умели.

Извлекать уроки из прошлого элита России не умела.

Зато обладала великолепным качеством упрямо повторять свои ошибки, выдавая их за героические подвиги.

В тридцатых годах ХХ века нашелся один русский генерал, являвшийся маршалом и президентом Финляндии. Это – Маннаргейм.

Он в свое время в Академии Генштаба Вооруженных Сил Российской империи с немецкой скурпулезностью изучил тактику войны русских генералов на Кавказе.

Он учел их ошибки.

И когда в 1939 году вооруженные силы СССР, без объявления войны, вторглись в пределы Финляндии, то они встретили ожесточенное сопротивление.

Каждое дерево стреляло.

Каждый куст стрелял.

Каждый камень упорное сопротивлялся.

Советские командиры не знали, с какой стороны «кукушка» выстрелит.

Нельзя нам лукавить: участники этой советской авантюры рассказывали об этом, как они боялись – им везде виделся враг.

И Сталину пришлось идти на мировую с мужественными финнами и поднимать бокал с тостом: «За храбрых и мужественных финнов».

Чеченцы доказали, что они умеют воевать Что было очень неприятно знаменитому герою 1812 года.

Русским солдатам в этом Даргинском походе приходилось защищать огромные обозы Воронцова и его креатуры. По их (солдаским) понятиям, это было святое дело: ведь граф – это особа, наделенная огромной влстью представителем Бога на Земле («Божий помазанник») Имерпатором всея Руси Николаем Первым.

И посыпались ордена, медали, звания на офицеров.

Граф Воронцов отныне стал князем.

Даргинские походы генералов Граббе и Воронцова – самые позорные страницы России в истории войны на Кавказе.

Руководители России, не говоря уж о генералах, не умели найти контакты с народом нохчи. Генералы России и в то время среди нас находили негодяев, отличавшихся воровством, жульничеством и крайней жестокостью.

Так, генерал ПУЛЛО,«назначал в Чечне на должности приставов самых отъявленных негодяев из местных жителей. Они относились к своим подчиненным с беспрецедентной жестокостью», – константирует Джон Баддели в своей работе «Завоевание Кавказа русскими» (стр. 251).

Сегодня на нас пристально смотрит наше прошлое. Почаще «маргIале хатта» – «спрашивай у истории», –говорили наши предки.

Наша действительность говорит: мы настолько обленились, что забываем заветы своих великих предков…

Джон Баддели, давая оценку Даргинским походам (или другим походам) русских генералов, констатирует суровую правду:

– Русские генералы, раздраженные длительным сопротивлением и понесенными потерями, думали только о возмездии. Русские историки о возмездии пишут или говорят с восхищением. Им (и генералам, и руководителям в т.ч. – М.Н.) никогда не приходит в голову простая мысль: чем отважнее враг, тем больше уважения он вызывает и тем большего снисхождения заслуживает, оказавшись в роли побежденного (с.59).

Против правды китайской стеной невозможно стоять.

Х1ийлах 1умар, публицист