А крученых. Алексей Кручёных — «Дистопия. Алексей Крученых и русский авангард
– Морфей (др.-греч.) – бог сна. ()
36. Строфа XXXV
– строфа характеризует круг чтения Онегина. Список поражал современников бессистемностью и странностью.
Гиббон Эдуард
(1737–1794) – английский историк, автор капитального исследования «История упадка и разрушения Римской империи». В пушкинскую эпоху Гиббон – классический автор. Его читают: М. П. Погодин в 1831 г. просит Пушкина купить ему Гиббона (XIV, 171), в 1836 г. Вяземский просит у Пушкина мемуары Гиббона (XVI, 128).
Руссо Жан-Жак
(1712–1778) – французский писатель и философ. Произведения Руссо были известны Пушкину уже в Лицее, однако на юге под воздействием споров с друзьями-декабристами он снова перечел его основные трактаты.
Манзони Алессандро
(1785–1873) – итальянский поэт и романист, романтик. Пушкин высоко ценил роман Манзони «Обрученные», который читал по-французски. Однако некоторые публицистические произведения Манзони он читал в подлиннике. Книги Манзони имелись в библиотеке Пушкина (см.: Рукою Пушкина. С. 555–556).
Гердер Иоганн Готфрид
(1744–1803) – немецкий философ, фольклорист, автор трактатов «Идеи о философии истории человечества», «Критические леса, или Размышления, касающиеся науки о прекрасном» и др. Онегин, видимо, читал Гердера во французских переводах.
Шамфор Себастьен-Рок-Никола
(1741–1794) – французский писатель, автор книги изречений «Максимы и мысли» и сб. «Характеры и анекдоты». Пушкин и Вяземский интересовались Шамфором и как бытописателем, и как мастером афоризма.
Madame de Staël
– мадам де Сталь (1766 – 1817) – знаменитая французская писательница, дочь видного государственного деятеля Жака Неккера.
Биша Мари-Франсуа-Ксавье
(1771–1802) – знаменитый французский физиолог, автор «Физиологических исследований о жизни и смерти».
Тиссо
– неясно, имеется ли в виду Тиссо Симон-Андрэ (1728–1797) – врач, автор популярных в XVIII в. медицинских трудов (были переведены на русский язык его кн.: О здравии ученых людей. СПб., 1787; Наставление народу в рассуждении его здоровья. СПб., 1781) или малоизвестный литератор Тиссо Пьер Франсуа (1768–1854) – автор «Очерка войн революции вплоть до 1815 г.» и некоторых незначительных сочинений.
Бель Пьер
(вернее, Бейль; 1647–1706) – французский философ скептического направления, автор «Исторического и критического словаря». Словарь Беля Пушкин упомянул в «Путешествии из Москвы в Петербург» (XI, 228–229).
Берна́р Ле Бовье́ де Фонтене́ль
(1657 – 1757) – французский писатель и ученый, племянник Пьера Корнеля. (
(Заочная экскурсия в Царскосельский Лицей)
9-й класс
1-я сцена
1-й ведущий
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
– писал самый знаменитый выпускник Лицея, прославленный русский поэт Пушкин.
2-й ведущий
19 октября 2006 г. исполняется 195 лет со дня открытия Царскосельского Лицея. В числе его первых питомцев оказались будущие видные деятели русской культуры XIX века: И.Пущин, А.Горчаков, А.Дельвиг. Все они выдержали строгий вступительный экзамен.
1-й ведущий
12 августа 1810 года Александр I подписал проект, составленный министром Михаилом Сперанским, «о создании в двадцати верстах от столицы особенного, закрытого учебного заведения, где небольшое число дворянских детей должны получать наилучшее образование, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России».
Чтец 1
Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей, –
Тогда гроза двенадцатого года
Еще спала. Еще Наполеон
Не испытал великого народа –
Еще грозил и колебался он.
Вы помните...
2-й ведущий.
Распорядок дня в Лицее строился
следующим образом:
Вставали в 6 утра и шли на молитву.
С 7 до 9 – занятия.
В девять часов – чай и первая прогулка.
С десяти до двенадцати часов опять класс.
От двенадцати до часа – вторая прогулка, обед.
От двух до трех – чистописание или рисование.
В пять часов – чай и прогулка.
Вечер – повторение уроков, отдых.
В десять часов – вечерняя молитва и сон.
Вместе мальчишкам неплохо жилось, правда, нельзя
было ездить домой и очень редко они виделись с
родителями. Уроков было немало, но и немало забав.
Василий Федорович Малиновский, директор Лицея,
хочет занять, просветить, развить своих
воспитанников.
2-я сцена
Чтец 2
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны...
1-й ведущий
Пушкин жил в 14-й комнате на 4-м
этаже, соседом его был Иван Пущин. В каждой
комнате, – вспоминал Пушкин, – железная кровать,
комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания,
вместе и ночной. На конторке чернильница и
подсвечник со щипцами.
Лицей – маленькое, четырехэтажное здание.
Инспекторы, гувернеры живут внизу, там же
хозяйственное управление. Второй этаж –
столовая, больница, канцелярия, конференц-зал.
Третий этаж – учебный – на нем располагались
классы и библиотека.
Чтец 1
Вы помните ль то розовое поле,
Друзья мои, где красною весной,
Оставя класс, резвились мы на воле
И тешились отважною борьбой?
3-я сцена
2-й ведущий
Закончилась война с французами, Наполеон разбит. А жизнь в Лицее проходила своим чередом. Наступил 1815 год, пришла пора публичного экзамена.
Чтец 2
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны...
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
1-й ведущий
О публичном экзамене заранее было объявлено в газете. Воспитанники отчитывались по всем предметам. В экзаменационной комиссии сидел сам Гаврила Романович Державин, первый поэт России. Его присутствие Пушкина волновало больше всего. Позже талантливый лицеист вспоминал о своем выступлении: «Наконец вызвали меня. Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда я дошел до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять... Меня искали, но не нашли...».
Чтец 1
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.
С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?
2-й ведущий
Голос Александра Пушкина дрожал, срывался, когда он сдавал экзамен на высокое звание русского поэта. Друзья не узнавали своего одноклассника. Они слушали знакомые стихи, понимая, что этот юноша с пылающим лицом, с особенным выражением горящих глаз – гениальный поэт.
Чтец 2
Пою мои мечты, природу и любовь,
И дружбу верную, и милые приметы,
Пленявшие меня в младенческие леты,
В те дни, когда, еще не знаемый никем,
Не зная ни забот, ни цели, ни систем,
Я пеньем оглашал приют забав и лени
И царскосельские хранительные сени.
1-й ведущий
Источником вдохновения юного поэта часто служили живописные уголки царскосельских парков. Он любил бродить в одиночестве по аллеям, берегам прудов и каналов. Он слушал пение птиц и любовался закатом.
Чтец 1
Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался...
И где веселья быстрый день?
Промчался лётом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!..
4-я сцена
2-й ведущий
В мае 1815 года «Санкт-Петербургские ведомости» приглашают «публику и родителей» на выпускные экзамены. В течение 17 майских дней они сдали 15 экзаменов. Пушкин оказался по успеваемости 26-м из 29 выпускников. О молодом поэте в аттестате была сделана запись: «В познании языков: российского – очень хорошо, французского – хорошо, немецкого – не учился, в арифметике знает до тройного правила, в познании общих свойств тел – хорошо, в начальных основах географии и начальных основах истории – имеет представление».
Чтец 2
Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
1-й ведущий
19 октября 1811 года в Царском Селе близ
Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и
стали одноклассниками. Через шесть лет почти все
они получат аттестаты. Они были обычными
лицеистами, из которых вышли поэты, министры,
офицеры, «государственные преступники»,
сельские домоседы и неугомонные
путешественники. В детстве они читали повести о
греческих и римских героях, при жизни и вскоре
после смерти они сами становятся легендой,
преданием.
Без их дружбы Пушкин не стал бы Пушкиным.
Литература
1. Ермакова С.О. Царское Село и Павловск. М.: Вече, 2005. С. 118–133.
2. Эйдельман Н.Я. Прекрасен наш союз // Эйдельман Н.А. Твой XVIII век. Прекрасен наш союз. М.: Мысль, 1991. С. 221–395.