А крученых. Алексей Кручёных — «Дистопия. Алексей Крученых и русский авангард

– Морфей (др.-греч.) – бог сна. ()

36. Строфа XXXV – строфа характеризует круг чтения Онегина. Список поражал современников бессистемностью и странностью.
Гиббон Эдуард (1737–1794) – английский историк, автор капитального исследования «История упадка и разрушения Римской империи». В пушкинскую эпоху Гиббон – классический автор. Его читают: М. П. Погодин в 1831 г. просит Пушкина купить ему Гиббона (XIV, 171), в 1836 г. Вяземский просит у Пушкина мемуары Гиббона (XVI, 128).
Руссо Жан-Жак (1712–1778) – французский писатель и философ. Произведения Руссо были известны Пушкину уже в Лицее, однако на юге под воздействием споров с друзьями-декабристами он снова перечел его основные трактаты.
Манзони Алессандро (1785–1873) – итальянский поэт и романист, романтик. Пушкин высоко ценил роман Манзони «Обрученные», который читал по-французски. Однако некоторые публицистические произведения Манзони он читал в подлиннике. Книги Манзони имелись в библиотеке Пушкина (см.: Рукою Пушкина. С. 555–556).
Гердер Иоганн Готфрид (1744–1803) – немецкий философ, фольклорист, автор трактатов «Идеи о философии истории человечества», «Критические леса, или Размышления, касающиеся науки о прекрасном» и др. Онегин, видимо, читал Гердера во французских переводах.
Шамфор Себастьен-Рок-Никола (1741–1794) – французский писатель, автор книги изречений «Максимы и мысли» и сб. «Характеры и анекдоты». Пушкин и Вяземский интересовались Шамфором и как бытописателем, и как мастером афоризма.
Madame de Staël – мадам де Сталь (1766 – 1817) – знаменитая французская писательница, дочь видного государственного деятеля Жака Неккера.
Биша Мари-Франсуа-Ксавье (1771–1802) – знаменитый французский физиолог, автор «Физиологических исследований о жизни и смерти».
Тиссо – неясно, имеется ли в виду Тиссо Симон-Андрэ (1728–1797) – врач, автор популярных в XVIII в. медицинских трудов (были переведены на русский язык его кн.: О здравии ученых людей. СПб., 1787; Наставление народу в рассуждении его здоровья. СПб., 1781) или малоизвестный литератор Тиссо Пьер Франсуа (1768–1854) – автор «Очерка войн революции вплоть до 1815 г.» и некоторых незначительных сочинений.
Бель Пьер (вернее, Бейль; 1647–1706) – французский философ скептического направления, автор «Исторического и критического словаря». Словарь Беля Пушкин упомянул в «Путешествии из Москвы в Петербург» (XI, 228–229).
Берна́р Ле Бовье́ де Фонтене́ль (1657 – 1757) – французский писатель и ученый, племянник Пьера Корнеля. (

(Заочная экскурсия в Царскосельский Лицей)

9-й класс

1-я сцена

1-й ведущий

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

– писал самый знаменитый выпускник Лицея, прославленный русский поэт Пушкин.

2-й ведущий

19 октября 2006 г. исполняется 195 лет со дня открытия Царскосельского Лицея. В числе его первых питомцев оказались будущие видные деятели русской культуры XIX века: И.Пущин, А.Горчаков, А.Дельвиг. Все они выдержали строгий вступительный экзамен.

1-й ведущий

12 августа 1810 года Александр I подписал проект, составленный министром Михаилом Сперанским, «о создании в двадцати верстах от столицы особенного, закрытого учебного заведения, где небольшое число дворянских детей должны получать наилучшее образование, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России».

Чтец 1

Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей, –
Тогда гроза двенадцатого года
Еще спала. Еще Наполеон
Не испытал великого народа –
Еще грозил и колебался он.
Вы помните...

2-й ведущий.

Распорядок дня в Лицее строился следующим образом:
Вставали в 6 утра и шли на молитву.
С 7 до 9 – занятия.
В девять часов – чай и первая прогулка.
С десяти до двенадцати часов опять класс.
От двенадцати до часа – вторая прогулка, обед.
От двух до трех – чистописание или рисование.
В пять часов – чай и прогулка.
Вечер – повторение уроков, отдых.
В десять часов – вечерняя молитва и сон.
Вместе мальчишкам неплохо жилось, правда, нельзя было ездить домой и очень редко они виделись с родителями. Уроков было немало, но и немало забав. Василий Федорович Малиновский, директор Лицея, хочет занять, просветить, развить своих воспитанников.

2-я сцена

Чтец 2

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны...

1-й ведущий


Пушкин жил в 14-й комнате на 4-м этаже, соседом его был Иван Пущин. В каждой комнате, – вспоминал Пушкин, – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами.
Лицей – маленькое, четырехэтажное здание. Инспекторы, гувернеры живут внизу, там же хозяйственное управление. Второй этаж – столовая, больница, канцелярия, конференц-зал. Третий этаж – учебный – на нем располагались классы и библиотека.

Чтец 1

Вы помните ль то розовое поле,
Друзья мои, где красною весной,
Оставя класс, резвились мы на воле
И тешились отважною борьбой?

3-я сцена

2-й ведущий

Закончилась война с французами, Наполеон разбит. А жизнь в Лицее проходила своим чередом. Наступил 1815 год, пришла пора публичного экзамена.

Чтец 2

Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны...
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.


1-й ведущий

О публичном экзамене заранее было объявлено в газете. Воспитанники отчитывались по всем предметам. В экзаменационной комиссии сидел сам Гаврила Романович Державин, первый поэт России. Его присутствие Пушкина волновало больше всего. Позже талантливый лицеист вспоминал о своем выступлении: «Наконец вызвали меня. Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда я дошел до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять... Меня искали, но не нашли...».

Чтец 1

Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.
С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?

2-й ведущий

Голос Александра Пушкина дрожал, срывался, когда он сдавал экзамен на высокое звание русского поэта. Друзья не узнавали своего одноклассника. Они слушали знакомые стихи, понимая, что этот юноша с пылающим лицом, с особенным выражением горящих глаз – гениальный поэт.

Чтец 2

Пою мои мечты, природу и любовь,
И дружбу верную, и милые приметы,
Пленявшие меня в младенческие леты,
В те дни, когда, еще не знаемый никем,
Не зная ни забот, ни цели, ни систем,
Я пеньем оглашал приют забав и лени
И царскосельские хранительные сени.

1-й ведущий

Источником вдохновения юного поэта часто служили живописные уголки царскосельских парков. Он любил бродить в одиночестве по аллеям, берегам прудов и каналов. Он слушал пение птиц и любовался закатом.

Чтец 1

Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался...
И где веселья быстрый день?
Промчался лётом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!..

4-я сцена

2-й ведущий

В мае 1815 года «Санкт-Петербургские ведомости» приглашают «публику и родителей» на выпускные экзамены. В течение 17 майских дней они сдали 15 экзаменов. Пушкин оказался по успеваемости 26-м из 29 выпускников. О молодом поэте в аттестате была сделана запись: «В познании языков: российского – очень хорошо, французского – хорошо, немецкого – не учился, в арифметике знает до тройного правила, в познании общих свойств тел – хорошо, в начальных основах географии и начальных основах истории – имеет представление».

Чтец 2

Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.

1-й ведущий

19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через шесть лет почти все они получат аттестаты. Они были обычными лицеистами, из которых вышли поэты, министры, офицеры, «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники. В детстве они читали повести о греческих и римских героях, при жизни и вскоре после смерти они сами становятся легендой, преданием.
Без их дружбы Пушкин не стал бы Пушкиным.

Литература

1. Ермакова С.О. Царское Село и Павловск. М.: Вече, 2005. С. 118–133.

2. Эйдельман Н.Я. Прекрасен наш союз // Эйдельман Н.А. Твой XVIII век. Прекрасен наш союз. М.: Мысль, 1991. С. 221–395.