Царь боявшийся рождения христа 4. Ирод Великий: биография, правление и интересные факты. Царь Давид: биография

Количество записей: 438

Здравствуйте. Хочу сразу сказать, что не верую ни в Бога, ни в церковь, но все чаще со временем начал задумываться о своём предназначении, зачем есть, спать, что то делать, если нет видимого конечного результата. Мне очень хочется себя найти в этой жизни, для чего я нужен. Еще одна проблема преследует меня, это вспышки ярости. В трезвом, ясном уме бывают приступы неконтролируемой агрессии по отношению к людям и предметам. После этого очень сильно переживаю, чувствую большую вину. Ищу спасения у Вас в данных вопросах. Никогда в жизни не общался со служителями церкви, и не знаю, что меня подвигло на написание вышестоящего. Заранее спасибо. С уважением,

Александр

Я с Вами согласен, Александр. Если Бога нет, то все бессмысленно. Надо потрудиться над своим мировоззрением. Ваше право, каким оно будет, но оно должно быть. И мировоззрение должно быть обоснованным. Человек без мировоззрения не может называться человеком, и не может иметь цели своей жизни. Послушайте лекции А.И.Осипова, посвященные этой теме: http://alexey-osipov.ru/ Помочь Вам справиться с гневом можно, но для этого Ваше мировоззрение должно совпадать с моим.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, у меня двое детей, мальчик и девочка, оба некрещеные. Сам я грузин, и живу в Краснодаре, крещен в Грузии. Крестные детей будут армянская семья, муж с женой. Они крещены в Армянской православной церкви. Могут ли возникнуть какие-то недопонимания, если крестить будем в Русской православной церкви?

Владимир

Здравствуйте, Владимир. Обязательно возникнут. Во-первых, и Грузинская и Русская Церкви находятся в каноническом общении и являются Православными, а Армянская - нет. Восприемники должны быть православными. Во-вторых, на тот случай, если Ваши друзья решать перейти в православие, - супруги не могут быть крестными одного ребенка одновременно. Их придется "поделить": женщина будет восприемницей девочки, а мужчина восприемником мальчика.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! У меня много вопросов: 1) Мы повенчались с мужем без исповеди и причастия. А до этого жили в блуде несколько лет, и даже ребенка зачали. Сейчас мы осознали этот грех. Уже как год воцерковились,и дочь стараемся воспитывать по-православному,покаялись во всем, и причащаемся. Но до сих пор какое-то волнение, является ли вообще наше венчание действительным? 2) Моя родная мама и свекровь очень ругаются матом. Каюсь, что и мы с мужем раньше грешили этим, но после воцерковления постепенно искоренили постыдную брань. Сейчас нашей малышке годик с небольшим, а родственники ведут себя некрасиво. Просим так не говорить, не ругаться - соглашаются, а потом все по-новой, в присутствии ребенка. Как быть? Дочка скоро начнет все хватать на лету. А тут такая атмосфера. Может, не пускать их домой вовсе? Но тогда, естественно, будет ссора. 3) Вопрос немного похожий. Как быть, если свекровь очень подолгу и часто у нас гостит, и при этом вечно вмешивается в наши дела: учит жизни, построенной на всяких суевериях, учит заботе о ребенке, отнюдь не адекватной. Как быть в такой ситуации? Сказать напрямую, что такие частые встречи утомляют? Терпеть все, позволяя лесть в нашу семью? Муж молчит, но порой и ему все надоедает. 4) Как не ссориться с людьми, если они пытаются доказать свое мнение, отнюдь не православное? Вот, допустим, мама мне говорит, что деньги в жизни самое главное. И что только дураки могут обзавестись двумя детьми, не имея финансового богатства. Не согласилась с мамой, и привела пример с войной на Украине. Вот имели они все, и тут война, что за собой они берут? Богатство? Или семью свою? Сегодня ты - богат, завтра - нищий, а семья - это, то что всегда будет рядом. А она лишь посмеялась, сказала, что если бы нее деньги, мы все бы давно умерли. Помогает, а потом тыкает в нос этим. В итоге разговора непонимание, крики, слезы. Вот как быть? Как не вступить ссору и при этом не заниматься человекоугодием? Молчать? 5) Дружить ли с приятелями, общение с которыми тебе духовно вредит? Лучшая подруга - это кто? Спасибо! Храни Вас Бог!

Галина

Галина, начну с того, что на многие вопросы надо учиться отвечать самой – точнее, принимать ответственность на себя за последствия. Начну с ответа на простой вопрос о венчании – оно действительно, не сомневайтесь. Что касается сквернословия старших, то Вы правы, для детей это пагубно. Но как ограничить их влияние – увещеванием или простым ограничением общения – это надо Вам решать вместе с мужем. Разумеется, каждый должен воспитывать свою маму, а не тещу и свекровь. Семья важнее богатства, но и ее также можно лишиться. И Украина – пример таких судеб. Только вера и Бог является неизменным сокровищем, которое невозможно отнять у человека. Надо вставать на ноги, меньше зависеть от старших. С друзьями надо тоже быть аккуратными. Не спешите рвать. Бог управит – говорите с ними о важном и полезном – кто не ваш, тот сам от вас уйдет. Им станет с вами скучно))).

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. Купила нательный золотой крестик. Обязательно его освящать, или он и так будет меня оберегать?

Татьяна

Татьяна, если крестик куплен не в церковной лавке, то его нужно освятить.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Скажите, пожалуйста,можно ли отмечать день рождения, когда не прошло 40 дней со дня смерти? Заранее благодарю.

Виктория

Виктория, было бы неправильно праздновать день рождения в дни траура по близкому человеку. В первые сорок дней после смерти душе усопшего особенно необходимы наши молитвы. Для этого мы и соблюдаем траур по усопшим. Можно скромно отметить день рождения дома в кругу семьи.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Батюшка, подскажите, пожалуйста. Подруга родила 29 июля мальчика. 40-ой день после родов - это 6 сентября. Хотим крестить, и чтобы сразу мама с сыночком ввелась в храм. Это будет правильно делать именно на 40-ой день, или после 40-го дня, т.е. 7 сентября?

Татьяна

Татьяна, можно сделать крестины на сороковой день или в последующие дни, как Вам удобнее.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно утилизировать старые, пришедшие в негодность бумажные иконы, а также печатную продукцию с изображением икон, храмов (календари, открытки). Спасибо.

Игорь

Игорь, такие святыни как выцветшие иконки, календари, а также засохшие просфоры выбрасывать нельзя. Их нужно сжечь в чистом месте и прикопать там, где никто не ходит.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, когда день Ангела у Лии? Спаси Господи

Святая Лия была первой женой ветхозаветного патриарха Иакова. О ней рассказывается в Ветхом завете (Бытие, гл. 29). Ваш день Ангела совершается в Неделю святых праотец, т.е. в воскресенье за две Недели перед Рождеством Христовым. Дата бывает различной. Каждый год нужно смотреть в церковный календарь.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли заказать неусыпаемый Псалтырь за всю свою семью, просто потому,что хочу, чтобы за нас лишний раз помолились? И если можно, то скажите, как часто можно заказывать. И еще, мне сказали, что Псалтырь следует заказывать в трех монастырях сразу. Так ли это?

Кристина

Кристина, все зависит о Вашего усердия. Можно заказывать поминание на Псалтири сколько угодно часто, в одном или нескольких монастырях. Это очень хорошо. Но и сами не оставляйте храм Божий, молитесь за себя и близких.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какая икона должна висеть над дверью?

Оксана

Оксана, прямое назначение иконы - это молитва. Вы можете повесить над дверью любую икону, если выходя из дома будете молитвенно обращаться ко Господу или святому, изображенному на этой иконе. Для каких-то других целей помещать икону над дверью не следует.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Моему парню подарили крестик прямо в церкви (подарила мама друга), но дело в том, что после этого многое в жизни не складывается... По ее же словам, она владеет черной магией. Возможно, что это как-то повлияло, или это просто суеверие?

Ирина

Ирина, крест - это святыня. От него ничего плохого произойти не может. Если в жизни что-то не складывается, нужно чаще ходить в храм, исповедоваться и причащаться. А если мама друга владеет черной магией, то ей же от этого хуже.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, меня зовут Алена, у меня сложилась такая ситуация, что уже на протяжении 2 лет я не могу найти себе работу, из-за этого у меня проблемы и скандалы дома постоянно, скажите, а каким святым нужно молиться, чтобы найти работу? Помогите мне, пожалуйста. Заранее огромное Вам спасибо.

Елена

Елена, прежде всего нужно понять, из-за чего сложилась такая ситуация. Я бы советовал сходить на исповедь, покаяться во всех грехах. А потом начинать усердно молиться Богу, Матери Божьей и святым угодникам, например,свт. Николаю Чудотворцу или свт. Спиридону Тримифунтскому, заказать молебен на всякое доброе дело.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Смесь крови и яда кобры с водкой является мощным иммуностимулятором в юго-восточной Азии, и если такую смесь выпить, будет ли это грехом?

Анатолий

Здравствуйте, Анатолий. Христианами кровь в пищу не употребляется. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка. Подскажите, пожалуйста, как понять, согрешил ли помыслом или нет, принял его или нет? Часто атакуют плохие помыслы, стараюсь их сразу отгонять, а бывает, они как бы зависают в голове на некоторое время, хотя я их, вроде как, не желаю и ими не услаждаюсь. Но ощущения неприятные именно из-за того, что они задерживаются. Или, быть может, это чрезмерная мнительность? Спаси Господи!

Сергей

Дорогой Сергей, отнеситесь к этому менее юридически, а больше практически. Не в том дело, стало ли называться грехом появление в голове помыслов, а в том, что Вам они не нравятся и Вы не хотите им следовать. Вздохнув от сердца: "Господи, помоги!", – сосредоточимся на тех делах, от которых отвлек нас помысел. Не будем тратить свое время на беспокойство о помыслах. Много чести! Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка! Ситуация такая: скоро на свет должен появиться наш с мужем 3-й ребенок. Никаких исследований на пороки мы принципиально не делали, поэтому что-либо предполагать о состоянии здоровья ребенка не можем. Можем ли мы покрестить его как миряне, когда он родится, на всякий случай, а потом, если все нормально, покрестить в храме, или же такое крещение разрешено только в случае очевидной угрозы жизни человека, и не может быть использовано "на всякий случай"? Беременность по объективным признакам протекает хорошо, роды планируются дома. Спаси Господи!

Марина

Здравствуйте, Марина. Если все протекает хорошо, то и не давайте хода маловерным мыслям. Вы правы, Таинства не совершаются "на всякий случай". С молитвой и надеждой на Бога встречайте роды. Да поможет Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

У меня такая ситуация, я злоупотребляю алкоголем, и когда я вне дома, мне не хочется, я даже об этом не думаю, а как только нахожусь дома, употребляю, даже без желания, и на душе тревога. Подскажите, как мне быть. И еще, знаете, меня что-то не пускает в церковь.

Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону, нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?

Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничится лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе). При подборе икон следите за тем, чтобы они были, единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость, как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6,3) отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь... (Лев. 20, 26)

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.
Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – тот, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет - доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочипгания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев учили: «...и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь воздаваемая образу преходит к первообразному, и поклоняющиейся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения...» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитве после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш...».

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице по зади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Иудейский царь Ирод Великий остается одной из самых противоречивых фигур в античной истории. Больше всего он известен благодаря библейскому сюжету об избиении младенцев. Поэтому и сегодня само слово «Ирод» является фразеологизмом, означающим подлого и беспринципного человека.

Тем не менее личностный портрет этого монарха был бы неполным, если бы он начался и закончился упоминанием о расправе над младенцами. Ирод Великий получил свое прозвище за активную деятельность на престоле в сложную для евреев эпоху. Такая характеристика идет вразрез с образом кровожадного убийцы, поэтому к фигуре этого царя стоит приглядеться повнимательнее.

Семья

По своему происхождению Ирод не принадлежал к царской иудейской династии. Его отец Антипатр Идумеянин был наместником в провинции Идумее. В это время (I век до н. э.) еврейский народ оказался на экспансии, которая прокладывала себе дорогу на восток.

В 63 г. до н. э. Иерусалим был взят Помпеем, после чего иудейские цари стали зависеть от республики. Во время в 49-45 гг. Антипатру пришлось выбирать между претендентами на власть в Сенате. Он поддержал Юлия Цезаря. Когда тот победил Помпея, его сторонники получили значительные дивиденды за лояльность. Антипатр был награжден титулом прокуратора Иудеи и, хотя формально не был царем, фактически стал главным римским наместником в этой провинции.

Еще в 73 году до н. э. у Идумеянина родился сын - будущий Ирод Великий. Помимо того что Антипатр был прокуратором, он являлся еще и опекуном царя Гиркана II, на которого имел большое влияние. Именно с позволения монарха он сделал своего сына Ирода тетрархом (губернатором) провинции Галилеи. Это произошло в 48 году до н. э., когда молодому человеку было 25 лет.

Первые шаги в политике

Тетрарх Ирод Великий было наместником, лояльным к римской верховной власти. Такие отношения осуждались консервативной частью еврейского общества. Националисты хотели независимости и не желали видеть римлян на своей земле. Однако внешняя обстановка была таковой, что Иудея могла иметь защиту от агрессивных соседей только под протекторатом республики.

В 40 году до н. э. Ироду в качестве тетрарха Галилеи пришлось столкнуться с нашествием парфян. Они захватили всю беззащитную Иудею, а в Иерусалиме поставили в качестве марионеточного царя своего ставленника. Ирод благополучно бежал из страны для того, чтобы заручиться поддержкой в Риме, где он надеялся получить войско и изгнать интервентов. К этому времени его отец Антипатр Идумеянин уже умер от старости, поэтому политику пришлось принимать самостоятельные решения и действовать на свой страх и риск.

Изгнание парфян

По дороге в Рим Ирод остановился в Египте, где встретился с царицей Клеопатрой. Когда наконец иудей оказался в Сенате, ему удалось договориться с могущественным Марком Антонием, который согласился выделить гостю войско для возвращения провинции.

Война с парфянами шла еще два года. при поддержке еврейских беженцев и добровольцев освободили всю страну, а также ее столицу Иерусалим. До этого момента цари Израиля принадлежали к древней монаршей династии. Еще в Риме Ирод получил согласие на то, чтобы самому стать правителем, однако его родословная была худородной. Поэтому претендент на власть женился на внучке Гиркана II Мириамне, чтобы легитимизоваться в глазах соотечественников. Так, благодаря римскому вмешательству, в 37 году до н. э. Ирод стал царем Иудеи.

Начало правления

Все годы своего правления Ироду приходилось балансировать между двумя полярными частями общества. С одной стороны, он старался поддерживать хорошие отношения с Римом, так как его страна фактически была провинцией республики, а потом и империи. В то же время царю нужно было не растерять авторитет среди своих соотечественников, большая часть которых негативно относилась к пришельцам с запада.

Из всех методов сохранения власти Ирод выбрал самый надежный - он беспощадно расправлялся со своими внутренними и внешними противниками, чтобы ничем не показать собственную слабость. Репрессии начались сразу после того, как римские войска отбили Иерусалим у парфян. Ирод приказал казнить прежнего царя Антигона, посаженного на трон интервентами. Для новой власти проблема заключалась в том, что свергнутый монарх принадлежал к древней династии Хасмонеев, которая правила Иудеей уже больше века. Несмотря на протесты недовольных евреев, Ирод остался непреклонен, и его решение было воплощено в жизнь. Антиоха вместе с десятками приближенных казнили.

Выход из кризиса

Многовековая история евреев всегда была полна трагедий и тяжелых испытаний. Эпоха Ирода не стала исключением. В 31 году до н. э. в Израиле произошло разрушительное землетрясение, унесшее жизни больше 30 тысяч человек. Тогда же южные арабские племена напали на Иудею и попытались ее разграбить. Государство Израиль было в плачевном состоянии, но всегда деятельный Ирод не растерялся и принял все меры для того, чтобы минимизировать ущерб от этих напастей.

В первую очередь ему удалось победить арабов и изгнать их со своей земли. Кочевники напали на Иудею еще и потому, что в Римском государстве продолжался эхо которого распространялось и на Израиль. В том достопамятном 31 году до н. э. главный защитник и патрон Ирода Марк Антоний потерпел поражение в сражении при Акциуме против флота Октавиана Августа.

Это событие имело самые долгоиграющие последствия. Царь Иудеи почувствовал перемену политического ветра и начал слать послов Октавиану. Скоро этот римский политик окончательно захватил власть и провозгласил себя императором. Новый Цезарь и царь Иудеи нашли общий язык, и Ирод смог вздохнуть с облегчением.

Градостроительная деятельность

Разрушительное землетрясение уничтожило множество зданий во всем Израиле. Для того чтобы поднять страну из руин, Ироду нужно было предпринять самые решительные меры. В городах началось строительство новых зданий. Их архитектура получила римские и эллинистические черты. Центром подобного строительства стала столица Иерусалим.

Главным проектом Ирода стала реконструкция Второго храма - главного культового сооружения евреев. За прошедшие столетия он сильно обветшал и казался устаревшим на фоне новых великолепных построек. Древние евреи относились к храму как к колыбели своей нации и религии, поэтому его реконструкция стала делом всей жизни Ирода.

Царь рассчитывал, что эта перестройка поможет ему заручиться поддержкой обычного народа, который по многим причинам недолюбливал своего правителя, считая его жестоким тираном и ставленником Рима. Ирод вообще отличался честолюбием, а перспектива оказаться на месте Соломона, соорудившего Первый храм, и вовсе не давала ему покоя.

Реставрация Второго храма

Город Иерусалим несколько лет готовился к реставрации, которая началась в 20 году до н. э. В столицу со всех краев страны привозили необходимые строительные ресурсы - камень, мрамор и т. д. Повседневная жизнь храма была полна священных ритуалов, которые нельзя было нарушать даже во время реставрации. Так, например, существовала отдельная внутренняя секция, куда могли попасть только иудейские священнослужители. Ирод распорядился обучить их строительному мастерству, чтобы они сами могли проделать всю необходимую работу в запретной для мирян зоне.

Первые полтора года ушли на то, чтобы перестроить основной храмовый корпус. Когда эта процедура была закончена, сооружение было освящено и в нем продолжились религиозные службы. На протяжении последующих восьми лет шла реставрация дворов и отдельных помещений. Менялся интерьер для того, чтобы посетителям было уютно и удобно в новом храме.

Долгострой царя Ирода пережил своего вдохновителя. Даже после его смерти реконструкция все еще продолжалась, хотя основная часть работ была уже завершена.

Римское влияние

Благодаря Ироду древние евреи получили в своей столице первый амфитеатр, в котором проходили классические римские зрелища - гладиаторские бои. Эти сражения проводились в честь императора. Вообще Ирод старался всячески подчеркнуть, что он остается лояльным центральной власти, что помогло ему усидеть на троне до самой смерти.

Политика эллинизации не нравилась многим евреям, которые считали, что, насаждая римские привычки, царь оскорбляет собственное вероисповедание. Иудаизм в ту эпоху переживал стадию кризиса, когда по всему Израилю появлялись лжепророки, убеждавшие простой люд принять их собственное учение. С ересью боролись фарисеи - члены узкой прослойки теологов и священников, старавшихся сохранить старый религиозный уклад. Ирод часто советовался с ними в особенно щекотливых вопросах своей политики.

Помимо символических и религиозных сооружений, монарх улучшал дороги и старался дать своим городам все, что было необходимо для удобной жизни их жителей. Не забывал он и о собственном достатке. Дворец Ирода Великого, построенный под его личным контролем, поражал воображение соотечественников.

В критической ситуации царь мог поступить и крайне великодушно, несмотря на всю свою любовь к роскоши и величию. В 25 году в Иудее начался массовый голод, страдающие бедняки заполонили Иерусалим. Правитель не мог прокормить их на средства казны, так как все деньги в то время были вложены в строительство. С каждым днем ситуация становилась все более устрашающей, и тогда царь Ирод Великий повелел продать все свои драгоценности, на вырученные средства от которых были куплены тонны египетского хлеба.

Избиение младенцев

Все положительные черты характера Ирода с возрастом поблекли. К старости монарх превратился в беспощадного и подозрительного тирана. До него цари Израиля часто становились жертвами заговоров. Отчасти поэтому Ирод стал параноиком, не доверяющим даже своим близким. Помрачнение ума царя ознаменовалось тем, что он приказал казнить двух собственных сыновей, которые оказались жертвами лживого доноса.

Но гораздо известнее стала другая история, связанная с болезненными вспышками гнева Ирода. В Евангелии от Матвея описывается эпизод, согласно которому к правителю пришли загадочные волхвы. Маги рассказали правителю о том, что они идут в город Вифлеем, где родился настоящий царь Иудеи.

Новость о невиданном претенденте на власть перепугала Ирода. Он отдал приказ, которого еще не знала история евреев. Царь повелел перебить всех новорожденных младенцев Вифлеема, что и было сделано. В христианских источниках даются разные оценки о количестве жертв этой расправы. Возможно, были убиты тысячи младенцев, хотя современные историки оспаривают эту теорию в силу того факта, что в античном провинциальном городке не могло быть столько новорожденных. Так или иначе, но «царь Иудеи», к которому направлялись волхвы, выжил. Им был Иисус Христос - центральная фигура новой христианской религии.

Смерть и похороны

Ирод недолго прожил после истории с избиением младенцев. Он скончался приблизительно в 4 году до н. э., когда ему было 70 лет. Для античной эпохи это был крайне солидный возраст. Старик покинул этот мир, оставив после себя нескольких сыновей. Он завещал старшему отпрыску Архелаю свой трон. Однако эта кандидатура должна была быть рассмотрена и одобрена римским императором. Октавиан согласился дать Архелаю лишь половину Израиля, отдав другую половину его братьям и таким образом расколов страну. Это был очередной шаг императора на пути к ослаблению еврейской власти в Иудее.

Ирода похоронили не в Иерусалиме, а в крепости Иродион, названной по его имени и основанной в его царствование. Организацией траурных мероприятий занялся сын Архелай. К нему прибывали послы из самых разных провинций Гости Иудеи стали свидетелями невиданного зрелища. Усопшего хоронили пышно - в золотом ложе и в окружении большого скопления народа. Траур по умершему царю продолжался еще неделю. Государство Израиль долго провожало в последний путь первого своего правителя из династии Иродиадов.

Гробница царя была найдена археологами совсем недавно. Это произошло в 2007 году. Находка позволила сопоставить с действительностью многие факты, приведенные в древних письменных источниках.

Заключение

Личность Ирода была неоднозначно принята его современниками. Эпитет «Великий» был дан ему уже современными историками. Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть ту большую роль, которую царь сыграл в интеграции своей страны с Римской империей, а также сохранении мира в Иудее.

Больше всего достоверных сведений об Ироде исследователи подчерпнули из работ историка который был его современником. Все успехи, достигнутые государем за время правления, стали возможны благодаря его честолюбию, прагматичности и уверенности в принимаемых решениях. Нет сомнения, что царь часто жертвовал судьбами своих конкретных поданных, когда речь шла о жизнеспособности государства.

Ему удалось продержаться на троне, несмотря на противоборство двух партий - римской и националистической. Его наследники и потомки не смогли похвастаться таким успехом.

Фигура Ирода является важной для всей христианской истории, хотя его влияние зачастую не так очевидно, потому что он умер накануне событий, связанных с деятельностью Христа. Тем не менее вся новозаветная история происходила в том Израиле, который оставил после себя этот античный царь.