В последующие 100 дней на. Напоминание о важном. Почему это работает

Спонтанность , о которой пойдет речь в этой статье – это медитативное переживание природы собственного ума в истинном свете. Тысячи переживаний без всякого смысла и основания спонтанно появляются и растворяются. Попытка удержать что-либо, или избавиться от чего-либо создает напряжение, ограничивает восприятие, приковывает к объекту двойственности. Все так называемые события – иллюзии, т.к. на самом деле являются неустойчивыми, неуловимыми, спонтанными мыслями и образами в сознании. Просто, оставив все как есть, не превращая оставление в движение, или напряжение, вы освобождаетесь от всеобъемлющей погруженности в переживания и открываете великую спонтанность происходящего. Это – практика невыбирания, недеяния. Сложно найти решение всем проблемам и беспокойствам. Легко осуществить тонкое различение, которое впускает поток, смывающий все понятия о проблемах, и приводит к осознанию спонтанности всех вещей.

Вначале «невыбирание» может проявляться как тонкий выбор, а недеяние как тонкое действие. Это остаточное напряжение – мысль, которая говорит: «я практикую». В это время мы можем отчетливо увидеть парадоксальность происходящего. Казалось бы, мы просто есть здесь и сейчас, но что-то по-прежнему действует, и действует в спонтанности, помимо нашей воли. Получается, существует «Я», которое просто есть, и отдельное от него – «я» которое действует. Существует ли между ними разница? Где этот незримый переход из одного «я» в другое? Понять это невозможно, т.к. это и есть граница ума и того, что запредельно мысленному пониманию.

И когда мы просто продолжаем пребывать в таком подвешенном расслабленном состоянии, не ограничивая себя частным пониманием, не производя шум грубым анализирующим умом, то начинаем постепенно видеть все ясней то, что есть по-настоящему здесь и сейчас. Уму открывается непостижимая тайна о его собственной природе – ум не имеет никакой основы, у него нет собственной сущности, он даже не является живым. Все это условности. Мы видим как есть, что ум по-прежнему рефлексирует, производит вычисления, создает свойственное ему напряжение, что-то анализирует, пытается вогнать озарения в новую систему, производит отличия, строит формулы. И все это происходит спонтанно, само собою, без нашего участия, просто в силу природы интеллекта – в силу его заряда.

Отождествление с умом, или растождествление с ним – просто мысль, еще одна двойственность. Когда нет разделений и предпочтений, тогда есть то, что есть – бытие, всегда новая реальность настоящего момента, грандиозная спонтанность . Это возможно только благодаря расслабленному невмешательству в то самое присутствие, которое и без того происходит помимо любых стараний.

Почему если реальность и просветление так естественны, человек пребывает в напряженной двойственности и зажат в мыслях? Никто не может иначе. Парадокс в том, что и наше привычное состояние является естественным и спонтанным, хоть и выглядит как нечто, отталкивающееся от сомнений и планирования. Это просто происходит, как и все в этой реальности. Человек пребывает в иллюзии творения, в иллюзии того, что есть действия, и эти действия не просто случайное движение, а движение, наделенное жизненным смыслом. Действия, не имеющие смысла, мы не делаем. Каждая ситуация на разных уровнях, каждый миг для нас – сделка и компромисс.

Есть действие – есть результат. Когда результат неочевиден, возникает ощущение неудовлетворенности, несправедливости и обмана. Щемящая пустота, как небольшой просвет, сквозь который ощущается бессмысленность всей этой механической мешанины побуждает нас впервые за долгое время сна задуматься о собственной жизни. И тогда возникает ощущение, что «ничего не хочется, все надоело, все бессмысленно». Хоть это ощущение и отражает реальность в какой-то степени, отражение это происходит по-прежнему на уровне ума, и является всего лишь очередной иллюзией, мыслью. Когда этот просвет, в ходе практики осознанности становится шире, все переживания временно усиливаются. Начинается процесс очищения, в ходе которого, бессмысленность и пустотность неожиданно проявляют себя как свобода, ясность и чистота.

Если взять для рассмотрения плоскость напряжения и расслабления, получается, что мы почти всегда находимся в таком вот подвешенном состоянии. Нам не свойственно – ни тотальное напряжение, ни тотальная открытость. Мы лавируем от одного небольшого напряжения к другому, называя череду этих моментов жизнью. Вся наша жизнь – это непрерывная погруженность в сотни механических (спонтанных) выборов, продиктованных мириадами бессознательных импульсов.

Мы не ощущаем, как это происходит, наше внимание скользит по следствиям бессознательных причин, вытекающих в привычную жизнь, которую мы принимаем как должное. Проявленная мысль в какой-то степени осознается, а механичность выбора – нет. Спонтанность – природа всех явлений . При рассмотрении умом спонтанность может выглядеть чем-то ограничивающим. Однако в сфере души – это свобода. Если выбор всегда протекает механически, соответственно, само понятие выбора – иллюзия. Ум всегда ограничен, в этом его природа. Однако сознание свободно от выбора и сомнений, оно – сама спонтанность , сознание просто есть, как вечный зритель этого действа на безбрежной сцене океана жизни.

Сверхусилия спонтанно приводят к усталости и расслаблению. Возможно, по этой причине опыт концентрации неизбежен. Пресытившись погруженностью в сомнения, умудренный разум выбирает . Когда внимание, закаленное практикой становится острым, нам уже не требуются усилия, чтобы расслабиться. Мы осознаем обычную жизнь как сверток напряжений и работаем с ними, не создавая лишнего волнения. Это происходит без усилий ума – интуитивно.

Каждый знает, как напрячь тело физически и затем отпустить. Нечто подобное происходит и на тонких, причинных уровнях. Мы привносим осознание в собственный ум, без побуждений, просто смотрим на то, что способны увидеть. Более тонких граней высматривать не нужно. Наша работа – это наш уровень. То, что происходит сейчас гораздо важней того, что, как зачастую кажется уму, могло бы происходить. Истинно срединный путь – это интуитивное доверие реальности настоящего. Тогда расслабление становится естественным. То, что есть – гораздо проще и светлей, чем то, что кажется. Спонтанность – естественный ход всех вещей во вселенной.

Ну, начну о главном, пожалуй. О спонтанности.

Спонтанность - внутренние побуждения человека.

Тяга, влечение, интерес, даже мотивация как таковая - явления спонтанные.

Спонтанности противоположно насилие.

Требования извне, давление, чужая воля, внешние приказы снижают спонтанность.

Именно поэтому любые пыточные инструменты, даже самые изящные щипцы, снижают спонтанное внимание, убивают влечение.

Мы говорим "от щипцов и скалок плюс растет" - вот это оно самое. Причем касается это не только отношений, любого ресурса. Чем больше давление, тем сильней нежелание, а потом отвращение. Это так. Но если бы все было так просто, это бы означало бы, что никакие ограничения, правила и законы не нужны, что все это противоречит развитию, мешает прогрессу. Однако это совсем не так.

Здравый смысл и наблюдательность убеждают нас в том, что нужно сочетание правил и свободы, что свобода без правил превращается в прожорливый хаос Харибды, а правила без свободы превращаются в зубастые челюсти Сциллы. То и другое одинаково разрушительно, а живой поток проходит между тем и другим. Как в инициации Одиссея. И найти эту золотую середину - задача человека. Поиском золотого пути с древности занимались лучшие умы.

Человек незрелый, инфантильный, несформированный как личность, устроен так, что его саморегуляция повторяет родительские запреты. По большому счету у инфантила нет никакой саморегуляции, его регуляция - это свод каких-то "надо", "должен", против которых его спонтанность бунтует, поскольку ограничения мешают ей. Инфантилы потому и воюют всегда против родителей и родительских фигур, что именно с этой стороны они чувствуют подавление, они ощущают угрозу своему удовольствию и наслаждению жизнью.

Саморегуляция инфантила - это Сцилла щелкающая пастью, точнее шестью. Это семья - семь Я, одно из которых - сам человек, остальные шесть - пасти Сциллы. Многие психотерапевты заботливо помогают человеку избавиться от родительского давления, не помогая стать ответственным (а этому особо и не помочь со стороны). То есть вместо того, чтобы править локус и выращивать саморегуляцию, инфантилы избавляются от внешних ограничений и утекают прямо в пасть Харибды. Это очень вредное современное веяние, и чем раньше вы осознаете, насколько война против родительских фигур разрушительна, насколько она ломает ваш локус контроля и превращает вас в кисель, тем будет лучше.

Ни с родителями, ни с родительскими фигурами воевать не нужно, нужно освобождаться от зависимости посредством взросления. Снизится ваша зависимость, снизится и власть родительских фигур, но снизить зависимость можно только выращивая силу и самостоятельность. Другого способа нет. Когда слабый воюет с опекуном, он не становится сильней, он погибает. Это касается и зависимости жен от мужей, и зависимости любых минусов от плюсов. Не воюйте против власти, будучи слабым, воюйте с собственной зависимостью и слабостью, стройте личные опоры.

Так вот инфантил находится на той стадии личностного развития, что его саморегуляция противоречит спонтанности. У них война.

Это война "надо" и "хочу", это ум с сердцем не в ладах, это конфликт Короля и Королевы, это то, о чем мы много раз говорили. И все равно многим совсем не понятно, как же совмещается саморегуляция и спонтанность.

Точно так же многим совсем непонятно, как можно влиять, не используя щипцов, как можно чего-то хотеть, не выращивая фигуру, как можно любить без слияния границ. Это настолько иной уровень бытия - зрелое существование, что незрелым он кажется парадоксальным или даже невозможным.

Для понимания приведу пример.

Все знают, что фальшивое поведение не обладает спонтанностью. Фальшь подобна мертвечине, она искусственна, вымучена, в ней нет энергии, она отталкивает всех.

Многие потому и не понимают, зачем учиться чему-то в любви, что любые осознанные действия автоматически относят к фальшивым. Искренним они считают лишь то, что совсем бесконтрольно, что не осмысляется и не направляется совсем никак. Заметно, насколько у таких людей незрелая саморегуляция? Насколько велик конфликт их спонтанности и саморегуляции? Как личности такие люди инфантильны, они не способны владеть собой. Едва они пытаются управлять собой, как теряют спонтанность, то есть жизненную энергию. Ими должны управлять другие, чтобы их собственный контроль не мешал спонтанности. Причем другие должны управлять ими, обходя их рассудок, чтобы они подчинялись бессмысленно, как стадо. Как это и происходит из века в век с толпой. По большому счету такой незрелый человек (с конфликтом спонтанности и саморегуляции) биоробот. Он не владеет собой, им владеют хозяева. Сильные мира сего учатся (не всегда экологично) управлять массами. Но сначала необходимо научиться управлять собой.

И как повторял Аристотель Александру: "Хочешь силы, сделай дух твердым". В твердости духа легко узнать философский камень - кристаллизованную, отвердевшую, сформированную волю ("философский" поскольку этот камень - плод разума, рассудка). Аристотель учил, что лучший способ кристаллизовать дух, это направить потос (поток, спонтанность) к аретэ (добродетели, доблести).

С точки зрения алхимии (в которой отражено учение Аристотеля) Королева (спонтанность, сила, поток, потос) может полюбить Короля (саморегуляцию, волю, дух) и перестать конфликтовать с ним, если Король станет того достоин. Во-первых, он должен быть как таковой, у многих его вообще нет (поэтому уничтожать родительские фигуры и устраивать праздник непослушания - лишать себя всякой воли). Во-вторых, устремления его должны быть благородны, красивы, добродетельны (Королева это ценит). В-третьих, он должен уважать Королеву и уважать себя. Он должен быть смел и свободен от зависимостей. Можно сказать, что Король должен быть отличным рыбаком, чтобы влюбить Королеву.

Возвращаясь к примеру о фальши и искренности, предлагаю осознать, что рыбак совершенно искренне действует в границах, совершенно искренне уважает партнершу, совершенно искренне уважает себя, совершенно искренне щедр и искренне независим. А у рыбы другая искренность. Она искренне хочет лезть в голову и напрашиваться в жизнь, она носит корону и искренне верит в то, что волчонок недолюблен и нуждается в ней, она искренне зависима, она искренне нуждается в опоре на другого. Все это у рыбы очень искренне. Если заставить рыбу действовать как рыбак, получится фальшиво, потому что вся искренность рыбы - это ее баги, короны, колпачки и пыточные инструменты. Вот такая у рыбы искренность. Это ее реальное содержание и если она попытается притвориться сильной, это будет выглядеть фальшиво. Часто даже комично, вы это видите в письмах, я комичные письма люблю за иллюстративность.

Понимаете, почему критерий "искренность" не определяет правильное поведение? Быть искренним мало. Искренность - это откровенность, а если открывая себя вы показываете свою слабость, ничтожность, глупость, то кто же наградит вас за это? Если вы искренне скармливаете себя, то ничего хорошего для вас эта искренность не даст. Впрочем как и притворство. Однако осознание того, насколько вы слабы, зависимы, насколько плох ваш локус и дурны границы, может помочь вам начать работать над собой. А до этого момента вам лучше не выражать искренне все свои баги, не быть фальшивым, но быть сдержанным, удерживать себя от слива, не пользоваться слишком искренне щипцами, ограничивать свою спонтанность тогда, когда она стремится вас скормить, спустить вниз.

Надо осознать, что спонтанность изначально безразлична к вашей личности. Она коллективна! Для спонтанности (потока, потоса, Королевы, энергии) нет разницы, вы или другой. Это безличный поток, он готов скормить вас любому, кто окажется вас сильней духом (именно духом). Для спонтанности есть лишь процесс эволюции, великая пищевая цепь, для нее нет границ личности, она течет туда, где сильней притяжение.

И единственный способ удержать свою спонтанность внутри себя, обернуть ее на пользу себе, сделать ее силу благоприятной для себя, а не разрушительной, не дать ей покинуть свое тело и обесточить его - это развивать зрелую саморегуляцию. Короля, которого сможет полюбить Королева. Только так можно доказать свое право на владение потоком.

Вот саморегуляция - да, это ВЫ в полном смысле этого слова, это ваша личная часть, ваша индивидуальная часть. Но у инфантила ее почти нет. Ему кажется, что он есть, есть его Я, но он подменяет локус контроля фокусом внимания. Куда течет его внимание, туда и локус смещается, там и есть его Я, он не может удерживать локус внутри себя, поэтому себя в полном смысле слова он не имеет. Этому нужно специально учиться, это на первых порах обучения нужно отслеживать и контролировать. И границы нужно проверять и поправлять, если они съезжают. Вся работа правой части внутреннего круга Эго (помните схему из моей книги?) это сознательная работа. Проще всего править локус контроля, чуть сложней управлять саморегуляцией (особенно когда влечение к чему-то очень сильно и сложно отлепить внимание, то есть аддикция, или когда сил очень мало, то есть фрустрация), а вот самооценкой своей человек управлять напрямую не может, он может только снять корону, но сделать самооценку выше напрямую не может. И спонтанностью человек управлять напрямую не может. Не может напрямую - не значит не может вообще. Вообще может, но опосредованно, через правку локуса и направления своего внимания из сфер, разрушающих его, на сферы, делающие его сильней.

Но это длинная тема. Мы пока - в самом ее начале.

Насколько понятно описанное? Есть наблюдения за своей спонтанностью и саморегуляцией? Что-то новое из поста узнали? Есть примеры?

Спонтанность. Это слово, которое не так часто услышишь в последнее время. Вероятно в положительном ключе ты его ни разу не слышал, что достаточно странно. Юнг с Фроммом считатали, что умение проявлять спонтанность — это один из признаков настоящей личности. Это слово используется для описания способа прожить жизнь, умея принимать решения по чистой прихоти, желанию левой пятки и ориентации на некое шестое чувство. Конечно, если ты читал эту статью, тебе может показаться, что спонтанность — это плохо, потому что она не обдумана. Но все хорошо в меру и спонтанность как раз эта штука.

Первые несколько лет твоей жизни были наполнены спонтанностью, потому что ты делал, что хотел. Это отличное свойство детей, которое мы, увы, теряем со временем. Конечно, всю жизнь прожить человеком, который делает все, что хочется и не связывает себя никакими обязательствами, это далеко не то, что получается у всех, и это далеко не то, что нужно каждому человеку, как бы притягательно это не звучало.

Наша жизнь наполнена обязанностями и строгим расписанием. Мы сами лишаемся своей свободы, иногда даже добровольно, не понимая, насколько великую ценность мы отдаем кому-то. Долг, обязательства и какие-то ментальные ограничения связывают нас по рукам и ногам. Мы не можем найти себе место в жизни и не понимаем, что с нами не так. На самом деле, от серьезных проблем в психикой в дальнейшем тебя спасет внесение в твою жизнь немного спонтанности, которая поможет тебе выйти за рамки и почувствовать себя немного живым. Необходимость спонтанности объясняется тем, что по-хорошему мы не хотим планировать и следовать каким-то указаниям. Даже если мы за порядок обеими руками. Что-то внутри нас хочет заниматься своим делом, куда-то идти и просто поваляться на солнышке, подставив пузо небу. Спонтанность — возможность выпустить пар и продолжать держать себя под контролем. Но, как и все хорошее, она должна быть к месту и ко времени.

Как достичь спонтанности? Простые и достаточно неочевидные способы приобрести это ультимативное умение читай ниже вот прямо сейчас.

1. Выключи телефон на 24 часа в сутки

Чувствуешь ломку? Терпи, чувак. Не буду говорить, что смартфоны и планшеты — враги человечества. В наших слабостях виноваты мы сами. Отключение смартфона и отказ от желания пользоваться телефоном — это отличный способ переключиться на что-то другое. Но первое время, конечно, будет скучно. Если ты ходишь в зал, не бери с собой телефон. Если что, перезвони.

2. Посети людей, которых давно не видел

Если, конечно, ты с ними в хороших отношениях и это не твои бывшие. Так ты переключаешься на других людей, делаешь им приятно своим вниманием. Также у тебя появляется выбор, к кому пройти на выходных, чтобы попить пиво.

3. Если ты никогда не ходил с коллегами никуда, пригласи их сегодня хотя бы на кофе

При условии, конечно, что у тебя хорошие с ними отношения. Или, например, никакие. Иначе они покрутят на твою излишнюю спонтанность у виска.

4. Пришел поесть? Закажи то, чего никогда не ел

К сожалению, в целом мы очень консервативны. Особенно, в вопросе того, что пожрать. Один чувак, мой хороший товарищ в реальной жизни и наш постоянный читатель (Привет, бро!), например, в принципе не может попробовать что-то другое, кроме того, что привык. Пиво карамельное, блины с ветчиной и сыром, пицца с курицей и грибами, торт эстерхази. Постоянно одно и то же. Что-то новое чувак пробует крайне редко. Это очень непонятная мне черта, учитывая, что я лично люблю пробовать новое постоянно, хотя у меня есть большой перечень любимой еды. Как еще узнать, что на свете есть что-то вкусное? Такая банальнейшая практика снимет с тебя ограничения и покажет, что импровизировать и принимать разные решения — это нормально.

5. Гуляй без цели

Не идти в кафе, не идти домой, не идти куда-нибудь, а просто шататься без цели. Хороший знакомый Вова как-то организовал весьма забавную тему, которую назвал «Ночным дрейфом». Вся суть этого явления в том, что ты собираешься с компанией товарищей, идешь по улице, останавливаешься на перекрестке и кто-нибудь один из товарищей тыкает в произвольную сторону. Туда вы и идете. Доходите до следующего поворота и потом выбирает кто-то другой. Весело и забавно шататься этаким макаром по городу. Но если ты один, предлагаю тебе также самостоятельно обследовать город и ходить туда-сюда. Главное, конечно, на гопоту не нарваться, она портит всю романтику.

6. Сядь на неизвестную маршрутку и езжай в неизвестный район

Как говорят некоторые чуваки — это отличный способ увидеть новый город. Я не согласен с этим утверждением. Лично я так пытался исследовать Питер и оказался в каком-то весьма унылом месте с тысячей гаражей, в котором можно снимать ужастики. Выбрался я, кстати, с трудом, потому что телефон был разряжен.

Но если город для тебя почти что родной (или ты хотя бы знаешь, куда точно едут 20 маршруток под разными номерами), такой метод для развития спонтанности очень и очень хорош. Можно посмотреть город из окна маршрутки, почитать книжку и увидеть, что в этом городе, где ты живешь, есть и такая жопа и такие клевые места. С помощью нескольких таких поездок я осознал, что знаю, где в моем городе находится то, о чем ты не подозревал.

7. Пойди в кино на неизвестный фильм, о котором ничего не знаешь

Велик шанс, что фильм окажется не очень, зато ты получишь новые впечатления. Но все равно ориентируйся хотя бы на постер, иначе только деньги потратишь.

8. Сходи в новое место

Увидел интересную вывеску какого-то ресторана, бара или кафе? Почему бы туда не сходить. Если будет крайне дорого, ничто не мешает просто выйти и пойти в другое интересное место.

9. Надень что-нибудь нелепое

К сожалению, большинство живущих на свете страшно боятся быть смешными. Это весьма иррациональная боязнь, которая прилично отравляет нам жизнь, и делает только хуже. Ведь если подумать, что сделают тебе эти незнакомые люди? Покажут пальцем? Охренеть, как страшно. Если ты не школьник, бояться чего-то оригинального и нового в одежде глупо, также, как и боязни выглядеть нелепо. Отличный вариант для борьбы с такой боязнью — одеть забавную шапку и прикупить себе бабочку. Так ты быстро поймешь, что всем на тебя пофигу, может, пара тупых гопообразных отморозков покажет на тебя пальцем и все.

Зачем нужна спонтанность?

Спонтанность, в жизни каждого человека, имеет столь же важную роль, сколь сильно мы ее недооцениваем. Буквально слово «спонтанность» переводится с латыни как «свободная воля». Именно она позволяет нам чувствовать витальность, наслаждаться каждым жизненным проявлением, принимать активное участие в собственной судьбе, а не просто плыть по течению в непонятном направлении.

Это базовый ресурс, который дается человеку от рождения, но все меньше используется по мере взросления. В детстве мы руководствуемся внутренними импульсами, но, со временем, социальные рамки, мораль, правила и законы вносят свои коррективы. Существуют общепринятые нормы поведения, под влиянием которых многие теряют свою способность к спонтанности. Перед внутренними порывами нас останавливает страх быть непонятыми обществом и отвергнутыми. Экзистенциальная тревога одиночества вынуждает выбирать более конформные линии поведения, поддерживаемые обществом. Спонтанность так же предполагает раскрытие собственного я, без масок, игр и притворства, в следствие чего человек становится очень уязвим в своих проявлениях и побуждениях, может терять чувство безопасности.

Что такое спонтанность?

Когда вы думаете о том, кто такой «спонтанный человек», как он себя ведет, чем интересуется и занимается, - что первое приходит вам в голову? Скорее всего, это некий собирательный образ - веселый, легкий на подъем, яркий, общительный, неконформный, интересный человек, запросто налаживающий контакты с окружающими, не стесняющийся проявлять собственные эмоции и жить согласно интересам.

Но это описание далеко не всегда совпадает с реальностью. Часто оказывается, что такие, с виду независимые и спонтанные люди, ведут себя согласно определенному паттерну, являясь узниками собственного образа. Согласно аналитической психологии Юнга, психика человека содержит в себе нескольких составляющих - внутренних архетипов. К их числу принадлежат персона и самость. Если вкратце, то персона - это публичное лицо личности, образ, который человек предъявляет остальным, социальная маска. Самость же - это истинное, глубинное, настоящее Я человека, которое объединяет сознательное и бессознательное и является целостным проявлением личности. Важно понимать, что спонтанность не имеет ничего общего с персоной, а является продуктом самости, ведь она рождается под воздействием внутренних, социально не обусловленных, импульсов.

Спонтанность - это не эпатажность или импульсивность, она имеет мало общего с раскованностью, инфантильностью и незрелостью, слабоумием и отвагой. Это умение (талант!) быть собой, в гармонии с внутренним миром, быть здесь и сейчас, просто быть. В спонтанности мы раскрываемся, мы настоящие, мы существуем в моменте, именно так мы можем по-настоящему встретиться с собой и с другими людьми, она наполняет нас кучей личностных смыслов.

Как развить спонтанность?

Якоб Леви Морено, известный психолог и психиатр прошлого века, отец психодрамы, был первым, кто задался этим вопросом. Он рассматривал спонтанность и креативность как два главных понятия, определяющих человеческую сущность. Морено говорил о том, что спонтанность — это энергия, подавление которой приводит к неврозу, а бесконтрольное проявление — к психозу. Психодраматический подход направлен на развитие спонтанности и корректное ее проявление через отыгрывание и импровизацию.

Развитие спонтанности - очень сложная задача. Сама эта фраза содержит парадокс, ведь «развить» предполагает какое-то внешнее влияние, что конфликтует с внутренним импульсом зарождения спонтанности. Но на помощь в этом нам может прийти гештальт психология, со своим главным принципом «здесь и сейчас». Научиться находиться в настоящем моменте очень важно для проявления внутренних побуждений. Ведь только когда мы погружаемся в настоящее с головой, мы можем находить на него отклик внутри себя, понимать свои истинные эмоции и желания, и действовать в соответствии с ними.

Постоянный контроль над собой и происходящим вокруг, расписание, многозадачность, графики и планы действительно облегчают нам жизнь, но если добавить в нее еще немного спонтанности, то она может оказаться куда интереснее!

Е. Синицын , О.Синицына

Тайна творчества гениев (фрагменты из книги)

Спонтанность

Дар гениальности среди прочих свойств творческой личности включает в себя спонтанность психических процессов. Спонтанность – это психический процесс не только неподвластный разуму, но частично порабощающий его. Спонтанность – это поток выбросов из бессознательного мыслей, поток идей, поток догадок, поток озарений и парадоксальных решений. При этом спонтанность обязательно проявляет себя в союзе с интуицией, а интуиция, в свою очередь, нуждается в спонтанности. Спонтанность может ассоциироваться с выстрелом или вулканическим выбросом. Через спонтанные выбросы разрешается напряжение мысли или чувства, без спонтанности мышление и чувство теряют силу, лишаются энергии. Как пуля останется в стволе без взрыва пороха, так и витающие в затуманенном мозгу новые мысли, идеи или ассоциации не достигнут сознания. Спонтанность может ассоциироваться и с понятием фонтан, ибо в этом процессе есть общие черты потока: выброс вверх, распадение на отдельные струи, насыщенность энергией вначале и потеря энергии после достижения высшей точки. Спонтанность может выражаться одиночными всплесками, редкими выбросами мыслей, идей, ассоциаций. Спонтанность создает впечатление хаоса до тех пор, пока разум не начинает связывать ее. Спонтанность есть высшее выражение индивидуальности. Из созвучия спонтанности и вдохновения рождается напряженный союз новизны и идеала. Путь к идеалу совершенного творения лежит через всплески спонтанности. Когда нет спонтанности, тогда обнаруживает себя нерешительность и колебание между альтернативными решениями. Без спонтанности развитие смысловых структур происходит по традиционному пути стереотипных решений. Так утрачивает себя творческий поиск. Чтобы понять, что представляет собой такой сложный психический процесс как спонтанность, рассмотрим, какова роль этого психического процесса в творческой деятельности. Возьмем для примера развитие информационно-смысловой структуры. Обозначим ее через S . Предположим, что эта структура состоит из десяти понятий а i А (i = 1,10). Все эти понятия связаны между собой множеством связей b j B (j = 1,n ). Развитие начинается с актуализации основной цели или даже с возникновения ряда целей. Общий процесс творчества протекает с нарастанием напряженности в структуре. Но достижение цели в начале творческой деятельности еще неясно. Обычные стереотипные приемы поиска решения, которые запечатлены в сознании, не приносят результата.

Чтобы достичь поставленной цели в творческом процессе должен присутствовать комплекс факторов, среди которых, например, концентрация психической энергии, вдохновение, сосредоточение, интуиция. Бессознательное и психическая энергия концентрируются на данной совокупности понятий А и совокупности связей В. В этот момент спонтанность как бы «берет» часть от каждого фактора гениальности, дополняет их, соединяя все эти части в один спонтанный комплексный процесс. Допустим, родилась интуитивная идея u i , которая подсказывает как соединить два понятия, например, а 1 и а 4 связью b 4 так, что согласно этой идее, актуализируемая цель должна быть осуществлена новой связью между понятиями а 1 и а 4 . Но сознание, контролируя достижение цели, выясняет, что это был промах. И вновь цель создает напряженность в психической системе на локальном участке информационно-смысловой структуры. Вновь напряжение нарастает, так как первая идея оказалась ошибочной, тогда спонтанный поток идей, мыслей, озарений с целью поиска нового понятия или новой связи между понятиями, продолжает свою созидательную работу. Спросим: когда же поступает команда о прекращении поиска?

Эта команда поступает из сознания тогда, когда заданный сознанием критерий красоты и гармонии окажется удовлетворенным. И из множества новых связей и понятий внезапно вырисовывается желанный и неожиданный результат. Весь этот спонтанный поиск новой структуры, ее микро и макро приращений окрашивается сильными эмоциональными переживаниями. Полученная в результате новая информационно-смысловая структура запечатлевается сначала в сознании, затем в памяти, будучи спонтанно окрашена эмоциями, когда цель, наконец, достигнута. Мощное ассоциативное мышление и ассоциативное чувствование, ощущение и необычайная спонтанность озарений – отличает выдающихся представителей творческой части человечества. Созидательное творческое начало спонтанности разворачивается на фоне разрушения традиционных структур.

Несмотря на то, что спонтанность – альтернатива детерминизму – ее поток протекает в ограниченном русле, остаточная ширина которого, дает ей свободу выражать самое себя. Флуктуации спонтанности обусловлены многими причинами и, прежде всего, типом человека (Юнг, полагал, что у интровертов материал подчиняется сознательным намерениям творца, а у экстравертов материал неподконтролен автору, автор подчиняется требованиям творческого материала). Необходимо отметить, что в творчестве спонтанность всегда есть продукт бессознательных процессов. Спонтанность присутствует независимо от установки типа: экстравертной или интровертной, ибо спонтанная деятельность бессознательного есть основное условие творческого процесса. Следуя Юнгу, можно сделать вывод, что у интроверта в творческом процессе большая доля принадлежит сознанию, но тогда спонтанность как продукт бессознательного, оказывается обездоленной в творчестве. Поэтому мы вынуждены были бы предположить, что гениальный дар – это удел только экстравертного типа, но это не так. И у гения интроверта часть создаваемого им материала представляет собой продукт интенсивной деятельности бессознательного, как и у экстраверта. Бессознательное в союзе с сознанием создает те произведения, которые потом признаются гениальными. Смыкание с типом происходит через входные структуры мышления, поэтому психологический тип влияет на развитие структур. Отсюда вытекает возможность циклического саморазвития: спонтанность меняет смысловые структуры, а те в свою очередь, регулируют поток спонтанности.

Изучая процесс творчества в искусстве (поэзию), Юнг предложил парадоксальную идею о том, что убеждение в абсолютной свободе творчества, скорее всего, просто иллюзия, поскольку тот, кто творит, полагает, что плывет, «хотя на самом деле его несет невидимое течение». Можно добавить – спонтанное течение. Юнг говорит, что некоторые произведения можно рассматривать «почти как живое существо, которое использует человека лишь как питательную среду, эксплуатируя его способности в согласии со своими законами и создавая самое себя во исполнение собственной творческой цели». Если из-под пера автора сразу выходят полные и совершенные произведения, – писал Юнг, – «они входят в мир… во всей красоте и могуществе, как Афина Паллада, появившаяся из головы Зевса. Эти произведения категорически навязывают себя автору, завладевая его рукой… Произведение приносит с собой свою форму: все, что автор хотел добавить от себя отвергается, а то, что он сам не прочь был бы отбросить, навязывается ему с удвоенной силой. В то время как его сознательный ум оказывается пораженным и беспомощным перед этим феноменом, его самого захлестывает поток мыслей и образов, которые он никогда не намеревался создавать и, которые бы по его собственной воле никогда не увидели бы свет. Здесь творец не идентифицируется с процессом творчества, он осознает, что подчинен своему произведению или находится вне его…» (103, с. 321 – 324 ). Это можно было считать правильным только отчасти, так как импульсы из бессознательного, в конечном итоге, контролируются сознанием. Возникает процесс противоборства, названный динамическим принципом творчества.

Поэтому если следовать теории Юнга, то в творческом процессе бессознательное художника (художника в широком смысле), оказывает не меньшее влияние на сам процесс творчества, чем сознание. Только часть импульсов из бессознательного неизбежно контролируется сознанием. Люди далекие от музыкального творчества не подозревают, что сочинение гениальной музыки во многом связано со способностью композитора спонтанно «услышать», интуитивно почувствовать многие идеи совершенно неожиданным образом и в неожиданных ситуациях. По словам одного из исследователей творчества Бетховена, он должен был постоянно сдерживать натиск идей: «Звуки мчатся подобно вихрю», – писал он в одном из писем. «Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи? Этого я не в состоянии вам сказать достоверно… я улавливаю их на лоне природы, в лесу, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, шумят, бушуют, пока не станут передо мной в виде нот» (Цит. по 86, с. 321 – 324).

Замечательное свойство спонтанности в том, что она инвариантна относительно любого вида творчества. Спонтанные выбросы имеют одинаковую психическую природу как для мыслей ученого и его идей, так и для музыкальных мыслей и музыкальных идей у композитора или неожиданной находки колорита цвета у живописца. Учитывая индивидуальное взаимодействие бессознательного и сознания у каждого творца, можно попытаться объяснить, как выкристаллизовывается оригинальность стиля. Прибегая к метафоре Юнга и следуя его положению, можно сказать, что рулевой в лодке, плывущей по течению, независимо от того, какой установке сознания он следует, никогда не пытается пользоваться рулем. Ясно, что это невозможно. И потому постоянство стиля объясняется индивидуальностью личности или наличием индивидуального психического фильтра и распределением вкладов личностных факторов по осям психической системы. Очевидно, спонтанно увлекаемый непонятной силой гений, неизбежно привнесет в то, что ему навязывается, какие-либо из значимых факторов своей психики. Эти существенные личностные, сознательные факторы нельзя исключить, так как они сами дадут знать о себе, противопоставляя себя навязанной силе.

Нет спонтанности, значит, разум лишен той силы, которая движет творческим процессом. В спонтанности есть две противоположные стороны: с одной стороны, для творчества необходима спонтанность, которая свободна от контроля сознания, с другой, без контроля сознания – нет и помощи разума. Спонтанность не борется с разумом, она его усиливает, управляет им изнутри, питает и вступает в конфликт, когда последний опирается на излишнюю консервативность. В гениальности проявляет себя беспредельная спонтанность и только сверхспонтанность неконтролируемая сознанием (как высшая степень свободы в творчестве без заданного традицией русла и ограничения разума) позволяет совершать великие открытия. Великие открытия лежат далеко за пределами традиционных смыслов. Но чтобы попасть в эту запредельную область, нужен спонтанный процесс «за гранью» обычного, поэтому сверхспонтанность становится той границей, за которой царит ненормальность.

Юнг полагал, что вклад индивидуального бессознательного в творческом процессе незначителен. Фрейд, напротив, считал основой творчества именно процессы, протекающие в индивидуальном бессознательном.

В концепции структурно-осевого подхода предполагается неизбежность компромиссного решения, исходящего из весового участия вкладов различных факторов в деятельность психонейрофизиологического автономного комплекса. Поэтому спонтанность питается суммой двух неравных вкладов потоков энергий, зависимых от различных состояний психики: то поступает поток энергии из коллективного бессознательного, вытесняя энергию индивидуального бессознательного; то берет верх энергия индивидуального бессознательного, вытесняя импульсы из коллективного бессознательного.

По нашему мнению, существует возможность математически учесть влияние и тех, и других факторов: идеи Фрейда о влиянии личного бессознательного и идеи Юнга о влиянии на творческую деятельность коллективного бессознательного. В математике известно, что функция двух переменных z (х, у) зависит от обоих, если значения каждой отличается от нуля. Но когда одна из переменных равна нулю х = 0, то это означает сечение поверхности z (х, у) плоскостью ZУ. В этой плоскости мы получаем функцию одной переменной z (у). Допустим, что психическая энергия коллективного бессознательного обозначена Э к, психическая энергия личного бессознательного обозначена Э л, тогда действие суммарной психической энергии эквивалентно функции G (Э к, Э л). Но, как только мы полагаем, что художник создает произведение под влиянием тенденций личного бессознательного, тогда как коллективное бессознательное отступает, то это означает, что психическая энергия коллективного бессознательного равна нулю Э к = 0. В рамках такой модели мы можем качественно учесть обе концепции - Фрейда и Юнга, полагая, что вклад двух видов психической энергии будет различен. Независимо от того, какие слои бессознательного выплескивают из себя потоки спонтанности, природа спонтанности не становится менее трагичной, чем трагично само творчество. Это могло бы быть ахиллесовой пятой спонтанности, но диалектика спонтанности такова, что ее трагизм является ее высшим наслаждением. Ведь трагичность спонтанности лишь следствие трагичности бунта. И только потому, что истинный бунт созидателен, потому противоборство спонтанности против косности стереотипов несет в себе гармонию созидания.

Все права защищены. Ни одна из частей настоящих произведений не может быть размещена и воспроизведена без предварительного согласования с авторами.

Copyright © 20 10