Какие буквы алфавита звука не обозначают. Звуки речи и буквы. Что обозначает выражение «водить за нос»

Особенности графики

Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему. Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными и могут иметь несколько звуковых значений.
Так, например, буква с может обозначать такие звуки: 1) [с] (суда, сад), 2) [с"] (сюда, сядь), 3) [з] (сдача, сбор), 4) [з"] (косьба, сделка), 5) [ш] (сшить), 6) [ж] (сжать).

Значение буквы с в каждом из шести случаев различно: в словах суда и сюда буква с не может быть заменена никакой иной буквой, поскольку такая замена привела бы к искажению слова. В этом случае буква с употреблена в своем основном значении. В остальных словах буква с выступает во второстепенных значениях и допускает замену определенными буквами, при которой сохраняется обычное произношение слов (ср.: сдать - «здать», косьба - «козьба», сшить - «шшить», сжать - «жжать»). В последнем случае буква с обозначает звуки, которые заменяют звук [с] в определенных позициях, соответственно живым фонетическим законам, свойственным русскому литературному языку.

Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове дома - во второстепенном значении.

Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы: 1) буквы, лишенные звукового значения; 2) буквы, обозначающие два звука; 3) буквы, обозначающие один звук.
К первой группе относятся буквы ъ, ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и т.п.
Ко второй группе относятся буквы: я , ю , е [э], ё .
К третьей группе относятся буквы, обозначающие один звук – это все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

Третья особенность русской графики - наличие в ней однозначных и двузначных букв: к первым относятся буквы, имеющие одно основное значение; ко вторым - имеющие два значения.
Так, например, буквы ч и ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один и тот же мягкий звук [ч"], а буква ц - твердый звук [ц].

К двузначным буквам относятся: 1) все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости; 2) буквы, обозначающие гласные звуки: я, е, ё, ю.

Двузначность указанных букв русского алфавита находится в связи со спецификой русской графики - именно со слоговым принципом её.

Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определённых случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т.е. служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков, так что, например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср.: станут - стянут).

Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных по твердости-мягкости согласных звуков компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы я, о, у, э, ы указывают на твёрдость предшествующего согласного, парного по твёрдости-мягкости, а буквы - я, ё, ю, е, и - на мягкость (ср.: рад - ряд, мол - мёл, тук - тюк, сэр - сер, был - бил). Таким образом, буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твёрдости-мягкости, двузначны: без учёта последующей буквы нельзя определить, твёрдым или мягким является парный по твёрдости-мягкости согласный звук. Только в конце слова и перед согласными (правда, не всегда) мягкость согласных, парных по твёрдости-мягкости, обозначается особой буквой ь.

Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причём это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср.: пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т.п.). Во всех прочих положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - , ё - , е - , ю - . Такое значение букв я, ё, е, ю имеет место: 1) в начале слова (ср. яма, ёж, юг, ель); 2) после гласных (моя, моё, поеду, мою); 3) после разделительных знаков ъ и ь (объявить - обезьяна, объём - собьём, съезд - устье, конъюнктура - вьюга).

Применение слогового принципа в русской графике представляет очень удобное решение вопроса о передаче на письме твёрдых и мягких согласных, а также звука йот (сокращение количества букв, значительная экономия места путем устранения написаний с йотом). Однако слоговой принцип проводится в русской графике далеко не последовательно. Главнейшее отступление от слогового принципа - обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твёрдости-мягкости. Так, после всегда твёрдых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т.п.); после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т.п.). Эти отступления от слогового принципа в современной русской графике сложились исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не имеют мягких разновидностей, а звуки [ч], [щ] - твёрдых разновидностей. Поэтому твёрдость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами.

Частные случаи отступлений от слогового принципа: 1) написания иноязычных (чаще всего французских) слов с ьо вместо ё (ср.: бульон - бельём и т.п.); 2) написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу и йу (ср. сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток); 3) написание в начале иноязычных слов йо вместо ё (ср. еж, ёрш - йот, йод, Йоркшир, Нью-Йорк).

Кроме указанной непоследовательности в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие обозначения ударного слога в слове, а также особой буквы для звука [ "] (ср. дрожжи, визжу, езжу и т.п.).

ПРОБНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс.

1. В каждом из этих слов спряталось другое слово. Найди его

Хлев, зубр, коса, уточка, волк. 5б/……

..............................................................................................................................................................

2. Найди лишние слово, объясни причину исключения:

Мяч, арбуз, лес, зубы

……………………………………………………………………………………………………….

Ночь, дочь, поле, петь

………………………………………………………………………………………………2б/……

3. Составь слова из букв: ы, л, о, м е, р, о, п у, р, а, к, ч

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………3б/……

4. Выбери слова, в которых есть только мягкие согласные:

  • юбилей. 3б/……

5. Найди лишнюю пару:

широкий - узкий

громкий – сильный

тёмный – светлый

робкий - смелый 1б/……

6. Выдели слово, которое расположено не в алфавитном порядке:

  1. Муравей 1б/……

7. Разгадай ребусы.

Р 1 а ……………………………………………..

Э100ния ……………………………………………..

За1ка ……………………………………………… 3б/……

8. Выдели слова, которые можно разделить для переноса.

Осень, яма, пояс, Анна, лейка, ясень, сучья, якорь, коньки, аист.

9. Продолжи предложения, вставив подходящее животное.

Индюк, медведь, лиса, рыба, заяц, свинья, сорока, волк, осёл.

Нем как……………………………………………….

Грязный как………………………………………...

Труслив как …………………………………………

Упрям как…………………………………………....

Колючий как………………………………………… 5б/……

10. Выдели слова, в которых начальные буквы должны быть большими.

наташа, озеро, гора, собака, тузик, кузнецов, волга

11. Выдели слова, которые есть в пословице или поговорке.

а) Когда считают цыплят?

    По весне.

  • По осени. 1б/……

б) Когда приходит аппетит?

    Во время отдыха.

    Во время прогулки.

    Во время еды.

    Никогда не приходит. 1б/……

12. Выбери нужную форму существительного

Мама испекла пирожки с

    повидлом,

    повидлой. 1б/……

13. Выбери ответ, сколько звуков в слове «ЛЬЮ»?

14. Выдели слова с суффиксом – к –

    Салфетка.

  • Книжечка. 2б/……

15. Впиши в 4 клетки слово ласточка.

1б/…… 16. В каком слове отрицание нет слышится 100 раз.

17. В каком слове слышится три о, а пишется четыре

Спасибо за работу!

Набрал………./41балл

Ответы: 1 балл за каждый верный ответ

1.Хлев, зубр, коса, уточка, волк

2. мяч, арбуз, лес, зубы (мн. число)

Ночь, дочь, поле (нет на конце ь, 2 слога) или петь (глагол)

3.мел, мыло, перо, мост …..

4. теперь, семь, чаща, юбилей

5.1 мак, 2 мальчик, 3 молния, 4, муравей, 5 муха

6.ГРОМКИЙ-СИЛЬНЫЙ

7.Родина, Эстония, Австрия, подвал, заколка

8. Пояс, Анна, лейка, сучья, коньки.

9 Нем как рыба.

Грязный как свинья.

Труслив как заяц.

Упрям как осёл.

Колючий как ёж.

10. наташа, озеро, гора, собака, тузик, кузнецов, нарва, пирита

11. По осени

12. Во время еды

13. повидлом.

15. салфетка, ласточка, коробка

16.Ласточка

РУССКИЙ ЯЗЫК олимпиада

1. Выбери и обведи ту группу букв, которая является частью алфавита.

А А, Б, Г, О, Ю, М, К, Я, П.

Б. А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,3,Ж.

Я Ё, Ж, 3, И, И, Л, М, Н, О.

Г. Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ.

2. Какая буква в русском алфавите стоит седьмой по счёту?



3. Расставь буквы в алфавитном порядке.

М Ш Ф К В Я Ч

4. Разгадай кроссворд.

2

3 4 5

1. Снежная буря.

2. Домики для пчёл.

3. Мать, отец, дети.

4. Самое похожее на человека животное.

5. Ягоды, сваренные в сиропе.

5. Посмотри, как разделены для переноса слова. Подчеркни те из них, которые разделены неверно.

Н-очь, ком-на-та, со-бачк-а, бе-рег, к-ом-ар, пи-ро-жок, о-кно, май-ка, за-йка, маль-чик, сту-льчик.

6. Обведи в словах буквы, которые должны быть заглавными.

КОМПОЗИТОР ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ МОСКВА МОСКВИЧИ КИЕВ БАРСИК ЛЕНА КИСКА ДЕВОЧКА

7. Запиши слова через запятую.

ЛЕС. СЛОН. МАРИНА. ДОРОГА. МУРКА.

8. Выпиши слова, оканчивающиеся: А. на буквы звонких со­ гласных; Б. на звонкие согласные.

МЁД, КОТ, ЗУБ, СТРИЖ, ЛИСТ.

9. В каждом из этих слов спряталось другое. Найди его.

Хлев, коса, укол, уточка, щель, зубр, столб, удочка.

10. Запиши отгадки. Нарисуй схемы слов к отгадкам.

А. Маленький, удаленький, Сквозь землю прошёл, Красную шапочку нашёл.

Б. Сидит девица в темнице, А коса на улице.

11. В каком слове б звуков?

А. Якорь. В. Погода.

Б. Филин. Г. Колья.

12. Выбери из скобок и вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Ст(а,о)лы, д(а,о)жди, з(е,и)мля.

13. Исправь ошибки.

Ежы, лижи, щюки, чюдеса, чяйки, волчята.

14. Допиши слова.

Встреч__, пищ_, чащ_, туч_, добыч_, рощ_, дач_.

15. Разгадай ребусы.

100А 4Оа

16. Что обозначает выражение «водить за нос»?

А Провожать. В Ненавидеть.

Б. Встречать. Г. Обманывать.

17. Обведи правильный ответ.

Доброе слово и кошке приятно. Это....
А. Словосочетание. В. Загадка.
Б. Пословица. Г. Вопрос.

18. Сколько предложений в тексте?

Много сказок создал наш народ. Сказка учит добру. Лю­бимый герой русской сказки - Иванушка. В сказке Ива­нушка умён и скромен.

19. Дополни каждый список одним понятием.

А. Учитель, художник, врач,....

Б. Дед, отец, мать, внучка,....

Я Добро, ненависть, любовь, сопереживание,....

Г. Американец, русский, грузин, итальянец,....

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?

Ъ и Ь

Твердый и мягкий знаки не обозначают никаких звуков. Твердый знак выполняет разделительную функцию и употребляется после приставок, заканчивающихся на

согласные, а также перед корнем слова, начинающимся на е, ё, ю или я (предъюбилейный, взъерошенный, отъём, съязвить). Он, например, помогает нам различать слова «сел» и «съел». Мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного: вьюнок, обезьяна,

раньше, семь. Иногда мягкий знак помогает отличить существительное мужского рода от женского: например, слово «вещь» женского рода, а «хвощ» - мужского. Кроме того, он нередко способствует созданию разных форм одного и того же глагола: встретится и встретиться.

А вот в древнерусском языке мягкий и твердый знаки (ерь и еръ) означали вполне реальные звуки. Первый означал краткий звук «и», а второй – такой же краткий «о». Еще до принятия Русью христианства и развития письменности в языке имелись полные, краткие и носовые гласные, и все они выполняли различные функции. К моменту крещения Руси носовые гласные из русского языка исчезли, но буквы для их обозначения остались. Бывшие краткие гласные ь и ъ в одних словах оказались в сильных позициях (например, под ударением, перед скоплением нескольких согласных, в соседних слогах с другими краткими[С-BLOCK]

гласными или далеко от ударных слогов с любыми гласными) и таким образом превратились в полные гласные о или э, а в других – в слабых позициях (в абсолютном конце слова,

в соседних слогах с ударными гласными) и постепенно просто исчезли из обихода. Раньше твердый знак был в слове «соединить» вместо «о», мягкий – в слове «день» вместо «е». В современном русском языке есть такое понятие, как «беглые гласные». Это наследие древнерусского. Вот почему тексты на древнерусском языке так трудно читать.

Нужны ли нам твердый и мягкий знаки? Сложно сказать. В чешском языке, к примеру, они уже давно заменены диакритическими символами. Язык подвержен изменениям, и не исключено, что рано или поздно ъ и ь перестанут существовать как буквы алфавита.

Гласные е, ё, ю, я

Если эти буквы стоят после мягкого или твердого знаков, в начале слова или после гласной, то они распадаются на два звука:

Например, слово «ёлка» произносится как «йолка».

Если эти гласные стоят после согласных, то они произносятся следующим образом:

е – э или и

я – а или и

Скажем, слово «мясцо» произносится как «мисцо».

Особенно много было споров по поводу буквы ё. Ведь согласно советской традиции ее обычно писали как «е». Таким образом некоторые слова и фамилии иностранного происхождения стали произноситься неверно. К примеру, фамилия Ришелье на самом деле звучит как Ришельё, Рерих - Рёрих.

Также интересна ситуация с буквами «ц» и щ. Первая согласная произносится как сочетание тс, вторая – как сч. Зачем же тогда нужны эти буквы?..[С-BLOCK]

А вот согласные к, п, л, с, т, ф, ш являются всего лишь смягченной формой согласных г, б, р, з, в, ж.

Теоретически можно было бы убрать из русского алфавита буквы, которые можно заменить на другие. Но это не так-то легко, как кажется на первый взгляд. «Лишние» буквы появились в русском языке не просто так, а для удобства – чтобы уменьшить количество букв при написании слов или показать разницу в произношении. Однако язык со временем меняется, и в нем могут появляться как новые способы произношения, так и новые буквы, старые же будут отмирать.

Твердый и мягкий знаки не обозначают никаких звуков. Твердый знак выполняет разделительную функцию и употребляется после приставок, заканчивающихся на

согласные, а также перед корнем слова, начинающимся на е, ё, ю или я (предъюбилейный, взъерошенный, отъём, съязвить). Он, например, помогает нам различать слова «сел» и «съел». Мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного: вьюнок, обезьяна,

раньше, семь. Иногда мягкий знак помогает отличить существительное мужского рода от женского: например, слово «вещь» женского рода, а «хвощ» - мужского. Кроме того, он нередко способствует созданию разных форм одного и того же глагола: встретится и встретиться.

А вот в древнерусском языке мягкий и твердый знаки (ерь и еръ) означали вполне реальные звуки. Первый означал краткий звук «и», а второй – такой же краткий «о». Еще до принятия Русью христианства и развития письменности в языке имелись полные, краткие и носовые гласные, и все они выполняли различные функции. К моменту крещения Руси носовые гласные из русского языка исчезли, но буквы для их обозначения остались. Бывшие краткие гласные ь и ъ в одних словах оказались в сильных позициях (например, под ударением, перед скоплением нескольких согласных, в соседних слогах с другими краткими

гласными или далеко от ударных слогов с любыми гласными) и таким образом превратились в полные гласные о или э, а в других – в слабых позициях (в абсолютном конце слова,

в соседних слогах с ударными гласными) и постепенно просто исчезли из обихода. Раньше твердый знак был в слове «соединить» вместо «о», мягкий – в слове «день» вместо «е». В современном русском языке есть такое понятие, как «беглые гласные». Это наследие древнерусского. Вот почему тексты на древнерусском языке так трудно читать.

Нужны ли нам твердый и мягкий знаки? Сложно сказать. В чешском языке, к примеру, они уже давно заменены диакритическими символами. Язык подвержен изменениям, и не исключено, что рано или поздно ъ и ь перестанут существовать как буквы алфавита.

Здесь представлены вопросы школьной олимпиады по русскому языку для 2 класса.

Задание 1.

Найди общее начало для слов:
________-тина, ________-тошка, ________-та, ________-ман, ________-тон.

Задание 2.
Найди слова, которые спрятаны в словах:
Мель - ________________________________
Волк - ________________________________
Удочка - ________________________________
Коса - ________________________________
Столб - ________________________________
Хлев - ________________________________
Зубр - _______________________________
Уточка - ________________________________

Задание 3.
Отгадай ребусы:
Р1А________, О5_________, Ш3Х________, 1ОЧКА___________, Э100ния _______________________, За1ка

Задание 4.
Вставь в слова пропущенные буквы:
_зычок, Р_ссия, п_года, м_ро_, ра__каз, т_атр, _ртистка, вдру_, ов_щи, вес_ло, ч_ловек, М_сква, р_бята, _днажды, т_тра_ка.

Задание 5.
В каком варианте слова не обозначают одно и то же?

а) слеза - слезинка
б) кувшин - кувшинка
в) берёза - берёзка

Задание 6.
Найди лишние слово, подчеркни и объясни причину исключения:

а) мяч, арбуз, лес, зубы

б) ночь, дочь, поле, петь

Задание 7.

Составь слова из букв: ы,л,о,м е,р,о,п у,р,а,к,ч
……………………………………………………………………………………………………

Задание 8.
Выбери слова, в которых есть только мягкие согласные:
билет, теперь, топор, шесть, чаща, юбилей.

Задание 9.
Найди лишнюю пару:

широкий - узкий
громкий – сильный;
тёмный – светлый.
робкий - смелый

Задание 10.
Выдели слова, которые можно разделить для переноса.

Осень, яма, пояс, Анна, лейка, ясень, сучья, якорь, коньки, аист.

Задание 11.
Выдели слова, в которых начальные буквы должны быть большими.

наташа, озеро, гора, собака, тузик, кузнецов, волга

Задание 12.

В каком слове отрицание нет слышится 100 раз.

Задание 13.

В каком слове слышится три о, а пишется четыре
буквы.

Задание 14.
Поставь ударения над словами.

Арбуз, гусеница, ремень, портфель, шофер, алфавит. хворост, голоден, понял, поняла.

Задание 15.
Подбери противоположные по смыслу слова.

1. День _________________
2. Враг _________________
3. Хвалить ______________
4. Тепло ______________
5. Смелый ______________

Задание 16.
Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах:

Сосна, камыш, жало, навес, актёр, шина, кабан, качай, нора, какой.

Задание 17.
Подбери к данным словам, слова близкие по значению.

1. Учитель-____________________.
2. Ученик- _____________________.
3. Машина-____________________.

Задание 18.
Найдите в каждой строчке лишнее слово и подчеркните его.

1. Желток, железо, желтый;
2. Берег, огород, обед, играем;
3. Я, лыжи, мы, он;
4. Часовщик, часть, час.

Ответы на вопросы олимпиады:

1. Кар
2. Ель, вол, дочка, оса, стол, лев, зуб, точка.
3. Родина, опять, штрих, одиночка, Эстония, заколка.
4. Язычок, Россия, погода, мороз, рассказ, театр, артистка, вдруг, овощи, весело, человек, Москва, ребята, однажды, тетрадка.
5. б
6. а) зубы - мн.ч. б) петь - гл.
7. мыло, перо, ручка
8. теперь, чаща, юбилей.
9. громкий - сильный
10. пояс, Анна, лейка, коньки.
11. Наташа, Тузик, Кузнецов, Волга
12. стонет
13. трио
14. АрбУз, гУсеница, ремЕнь, портфЕль, шофЕр, алфавИт. хвОрост, гОлоден, пОнял, понялА.
15. 1. День - ночь; 2. Враг - друг; 3. Хвалить - ругать; 4. Тепло - холодно; 5. Смелый - трусливый.
16. Насос, мышка, ложа, весна, тёрка, ниша, банка, чайка, рано, койка.
17. 1. Учитель - педагог; 2. Ученик - школьник; 3. Машина - автомобиль
18. 1. железо; 2. играем; 3. лыжи; 4. часть.