Метод гирлянд ассоциаций синтетика. Методы генерации идей: метод фокальных объектов и гирлянд ассоциаций. Использование принципа идеализации для снятия инерции мышления. Метод "Шесть шляп мышления"

Системное решение проблем Лапыгин Юрий Николаевич

14.7. Метод гирлянд ассоциаций

Если идея с самого начала не абсурдна, то у нее нет никакой надежды.

Альберт Эйнштейн

Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов и включает процедуры, отраженные на рис. 14.8.

Вначале дается определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов (например: стол – парта – бюро – пюпитр…). Затем происходит выбор случайных существительных, при помощи которых генерируется гирлянда этих существительных (например: карандаш – окно – пол – лампа…).

Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Причем некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (например, стол как карандаш – стол в виде окна – стол, совмещенный с полом, – стол в виде лампы…).

Далее составляется список признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных, что позволяет сформировать гирлянду признаков, например: карандаш деревянный – музыкальный – цветной – …; окно пластиковое – прозрачное – голубое – …. Затем осуществляется комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи по решению проблемы, например: стол деревянный (в виде дерева), музыкальный (с встроенным плейером), цветной (меняющий цвет в зависимости от времени суток или освещенности помещения).

Для генерирования гирлянд свободных ассоциаций исходным моментом служит каждый элемент гирлянды признаков. Количество гирлянд свободных ассоциаций равно числу элементов гирлянд признаков. А сами гирлянды образуются при помощи многократной постановки вопроса «О чем напоминает слово…?». Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, который является исходным для повторной постановки вопроса. Например: «О чем напоминает слово «зеленый»?» – «О траве». – «О чем напоминает трава?» – «О поле». – «О чем напоминает поле?» – «О холоде». И т. д. Гирлянда ассоциаций содержит слова «трава», «поле», «холод».

Комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций позволяет получить новые варианты решения проблемы.

Необходимость продолжения ассоциаций определяется по результатам анализа всех полученных вариантов решений. Если решений достаточно, то осуществляется выбор оптимального варианта. В противном случае генерируются вторичные гирлянды, элементы которых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи.

В любом случае необходимо осуществить классификацию всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные (привлекательные), рациональные (хорошие). Нерациональные идеи отбрасываются, рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных.

Из книги Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только автора Вуйма Антон

Из книги Рекламный текст. Методика составления и оформления автора Бердышев Сергей Николаевич

Из книги Практика рекламного текста автора Назайкин Александр

Приложение Рабочий словарик ассоциаций (Составлен по «Словарю ассоциативных норм русского языка» и электронному ресурсу www.busbook.narod.ru) БАБУШКА: сильные ассоциации – дедушка, старая, старенькая, добрая, моя, старушка, хорошая, внучка, милая; средние ассоциации – седая,

Из книги iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса автора Галло Кармин

Из книги Инструменты McKinsey. Лучшая практика решения бизнес-проблем автора Фрига Пол

Метод Кавасаки Джобс использует сценический реквизит на каждом выступлении, обычно во время демонстраций. В книге «Путь Macintosh» («The Macintosh Way») Гай Кавасаки пишет, что мастера коммуникаций всегда организуют хорошие демонстрации. «Хорошая демонстрация стоит не очень

Из книги Маркетинг: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Метод McKinsey Модель обслуживания клиентов McKinsey ориентируется на отношения, а решающий фактор удержания клиентов – оправдать и превзойти их ожидания. Рассмотрим, как Фирма этого добивается. Тщательно планируйте внедрение рекомендаций. McKinsey понадобилось немало времени,

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Метод McKinsey Маккинзиевцы охотно рассказывали о том, как они шли по тернистому пути к успеху в Фирме. Найдите себе наставника. Воспользуйтесь опытом других – найдите среди старших сотрудников организации человека, который сможет быть вашим наставником. Даже если в вашей

Из книги Системное решение проблем автора Лапыгин Юрий Николаевич

Метод McKinsey Маккинзиевцы часто жалуются, что у них нет времени на личную жизнь. Но все равно они смогли предложить две рекомендации на эту тему. Как относиться к командировкам. В современном бизнесе не обойтись без поездок. Попытайтесь увидеть в командировках интересные

Рассказ учителя

Этот метод является развитием метода фокальных объектов. Он помогает найти большое количество подсказок для новых идей путем образования ассоциаций. Алгоритм данного метода определяет порядок действий, который эффективнее пояснить на примере решения конкретной задачи.

Пример использования метода гирлянд случайностей и ассоциаций.

Задача : необходимо предложить новые, оригинальные и полезные модификации стульев для расширения ассортимента мебельной фабрики.

Алгоритм метода.

1. Определение синонимов объекта.

Гирлянда синонимов для слова «стул»: стул - кресло - табурет - диван - скамейка.

2. Произвольный выбор случайных объектов.

Образуем вторую гирлянду из слов, взятых наугад, например: лампа - решетка - карман - кольцо - цветок (учащиеся могут предложить другой набор случайных слов).

3. Образование комбинаций из элементов гирлянд синонимов и случайных объектов, т. е. каждый синоним соединяют с каждым случайным объектом.

Таким путем получаем: кресло с лампочкой, решетчатый стул, диван с карманами, табурет для цветов и т. д.

4. Составление перечня признаков случайных объектов.

Для удобства их объединяют в таблицу (таблицу можно начертить на доске и графу «Признаки» заполнять совместно с учащимися).

Наименования и признаки случайных объектов

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов.

Например, введя в гирлянду синонимов признаки лампочки, можно получить следующие сочетания: стеклянный стул, теплоизлучающее кресло, колбообразный табурет, прозрачный стул и т. д.

Аналогично получают новые идеи конструкций, присоединяя к гирлянде синонимов признаки других случайных объектов -решетки, кармана, кольца, цветка.

Работа в малых группах

Учитель предлагает учащимся составить такие конструкции.

Результаты работы фиксируются.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций.

Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируются гирлянды свободных ассоциаций.

Генерирование гирлянды ассоциаций по первому признаку случайного объекта «лампочка». Этим признаком является слово «стеклянная». Гирлянда ассоциаций создается путем постановки вопроса: «Что напоминает слово “стеклянная”»? Ответ может быть таким: «Стеклянное волокно». Далее задается вопрос: «Что напоминает слово “волокно”»? Это может напоминать ткань, плетение, вязание. Аналогично, продолжая поиск элементов гирлянды ассоциации, можно увеличить длину гирлянды. Ткань может напоминать платье для праздника, который проходил в летний солнечный день. Солнце может нам напомнить орбиты, по которым движутся планеты. Это ассоциируется с космонавтами, которые летают на огромные расстояния от Земли. Дальние расстояния быстро преодолеваются на самолете. Самолетами управляют летчики, которые в случае аварии могут катапультироваться. Катапульты применяются для запуска летательных аппаратов в воздух с военных кораблей, охраняющих морские границы, и т. д.

Гирлянда ассоциаций в этом случае может выглядеть так:

стекло - волокно - ткань - платье - праздник - солнце - юг -жара - планета - космонавт - самолет - летчик - авария -катапульта - летательный аппарат - воздух - военный корабль -море - граница и т. д.

7. Генерирование новых идей.

К элементам гирлянды синонимов технического объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянды ассоциаций.

Так, например, используя только первую гирлянду ассоциаций, можно получить следующие сочетания: стеклянный стул, кресло из стекловолокна, пуф, обтянутый тканью, кресло для катапульты, курортное кресло, кресло от жары (или создающее жару), кресло с зонтиком, летний стул, кресло для загара, кресло для отдыха, кресло для космонавта, стул для праздника, обтянутый красивой тканью, самолетное кресло, спасательный стул при авариях и т. д.

8. Выбор альтернативы.

На этом шаге решают вопрос: продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей.

9. Оценка и выбор рациональных вариантов идей.

10. Отбор оптимального варианта.

Отбор оптимального варианта из рациональных осуществляется разными приемами оптимизации. Весьма простым и эффективным является метод экспертной оценки.

Вывод : анализ показывает, что найденные идеи разнообразны по своему существу.

Работа в малых группах

Аналогичным образом учащиеся создают гирлянды ассоциаций по всем признакам объектов, перечисленных на четвертом шаге. Итогом их работы будет несколько рациональных вариантов, из которых учащиеся отбирают оптимальный вариант, который может иметь реальную реализацию.

Учитель организует обсуждение реальных и пригодных для практической реализации результатов, выбранных учащимися.


Похожая информация.



Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода фокальных объектов. Этот метод, разработанный в нашей стране, помогает найти большое количество подсказок для развития и выявления идей новых, совершенно необычных товаров широкого потребления, расширения их ассортимента, предложить принципиально новые подходы к конструированию машин и оборудования с помощью ассоциаций.
Метод реализуется следующим образом.
Определяются синонимы объекта. Их последовательность (в произвольном порядке) образует первую гирлянду. Вторая гирлянда образуется из взятых наугад слов. К каждому слову составляется перечень его признаков. Генерирование идеи происходит путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Если при этом случайно возникает приемлемая идея (например, новой конструкции), то дальше можно не продолжать. В противном случае гирлянды ассоциаций генерируют из признаков случайных объектов. Затем к элементам гирлянды синонимов технического объекта присоединяют элементы гирлянд ассоциаций, что дает новый толчок генерации идей. После этого решают вопрос о необходимости продолжения генерирования гирлянд ассоциаций, оценивают и выбирают рацио-нальные варианты идей. Завершается реализация метода отбором оптимального решения.

Еще по теме Метод гирлянд случайностей и ассоциаций:

  1. О работе Ассоциации и основных направлениях деятельности Ассоциации на 2009 год Выступление на III съезде Ассоциации юристов России (3 февраля 2009 г.)

Одним из методов поиска креативных решений, используемых изобретателями и творческими людьми, является метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Рассмотрим, что это за метод и как его можно использовать на практике.

Что такое метод гирлянд случайностей и ассоциаций?

Данный метод представляет собой дополненный и расширенный (МФО). Он был изобретен в 70-х годах ХХ века, а его автором является известный разработчик методов технического творчества – Генрих Язепович Буш. Он взял за основу метод фокальных объектов и усовершенствовал его. Теперь метод с успехом применяется для поиска творческих и изобретательских решений.

Главное отличие метода гирлянд случайностей и ассоциаций от МФО состоит в том, что первый позволяет найти большее число комбинаций фокального объекта со случайными. Это становится возможным, когда используются различные синонимы объекта.

Метод применяется для поиска решений и генерации идей в любой области. Он помогает исследователю найти подсказки для решения задачи с помощью различных ассоциаций. Суть метода состоит в построении длинных цепочек – гирлянд, в которые входят случайные элементы и ассоциации к ним.

Принцип работы метода

Для реализации метода на практике необходимо пройти шесть последовательных этапов. Некоторые этапы схожи с теми, которые проходят в МФО. Все рассматриваемые элементы необходимо подбирать случайным образом. Для этого удобнее всего пользоваться словарем. Открывая словарь на случайной странице, нужно выбирать любое слово и записывать его. Теперь рассмотрим основные этапы работы.

Этап 1. Подбор фокального объекта и синонимов к нему. На первом этапе необходимо обозначить основной объект, для которого требуется найти креативное решение. Определив такой элемент, нужно подобрать к нему несколько синонимов.

Например, исследуемым объектом выступает магазин . Подбираем синонимы к нему: лавка , киоск , бутик .

Этап 2. Подбор случайных объектов. На этом этапе требуется подобрать вспомогательные элементы, которые помогут в поиске решения задачи. Эти объекты подбираются случайным образом и не имеют никакой связи с основным. Как уже было сказано ранее, проще всего подбирать их с помощью словаря.

Например, случайными элементами будут следующие: собака, цветок, игрушка, музыка .

Этап 3. Установление логической связи фокального объекта со вспомогательными. После того как основной и вспомогательные объекты подобраны, нужно установить между ними логическую ассоциативную связь.

Например: магазин товаров для собак, цветочный киоск, музыкальный бутик, магазин игрушек.

На этом этапе уже можно получить несколько новых креативных идей. Но останавливаться на этом не стоит, поэтому переходим к следующему этапу.

Этап 4. Выбор характеристик и свойств случайных объектов. На этом этапе необходимо по очереди брать каждый вспомогательный объект и подбирать к нему характеристики, в соответствии с его свойствами. Основной объект здесь не участвует, то есть характеристики нужно подбирать, не обращая внимания на него. Например:

  • собака – большая, злая, пушистая, породистая;
  • цветок – яркий, пахучий, свежий, изящный, полевой;
  • игрушка – забавная, развивающая, электронная;
  • музыка – веселая, зажигательная, мелодичная, танцевальная.

Этап 5. Связывание характеристик вспомогательных объектов с основным. Теперь нужно проанализировать найденные свойства и характеристики элементов и отобрать те, которые можно применить к фокальному объекту.

Например: магазин свежих продуктов, бутик развивающих товаров, магазин электроники, бутик товаров для танцев, киоск для веселых людей (разные смешные товары) и т. д.

Этап 6. Определение наиболее подходящих вариантов и выбор наилучшего. На последнем этапе работы остается только проанализировать те варианты, которые оказались наиболее подходящими для решения стоящей перед исследователями задачи, и выбрать лучший из них.

Например: бутик развивающих товаров – небольшой магазинчик, в котором будут продаваться различные головоломки, игры для развития мышления и воображения у детей и взрослых, различная литература по развитию памяти, творческого мышления и т. д.

Работая с методом гирлянд случайностей и ассоциаций необходимо быть готовым к тому, что многие варианты окажутся совершенно неподходящими для решения поставленной задачи и их придется сразу же отбросить. Чтобы увеличить количество полезных решений, нужно постараться подобрать как можно больше случайных объектов, синонимов и характеристик. Это поможет создать креативную и необычную идею.

Применение метода гирлянд случайных объектов позволяет активизировать творческое мышление и направить его на поиск решения исследовательской задачи практически в любой области.

Недавно я рассматривал метод фокальных объектов, с помощью которого можно генерировать новые уникальные идеи, а сегодня расскажу об его более сложной, усовершенствованной форме, которая получила название метод гирлянд ассоциаций, случайностей и метафор . С помощью этого метода вы сможете найти еще больше нестандартных, креативных решений какого-либо вопроса, независимо от его области применения.

Родоначальником этого метода является американский ученый Генрих Буш. В 70-х годах 20 века он взял за основу уже известный на тот момент и расширил его, добавив возможность поиска и применения еще большего количества ассоциаций и метафор к исследуемому объекту, чтобы получить еще большее количество креативных решений. Свою разработку он назвал метод гирлянд ассоциаций и метафор, поскольку ее суть заключается в выстраивании длинных цепочек – гирлянд из случайных объектов и ассоциаций к ним. Сейчас известны несколько разновидностей названия этого метода, отличающиеся разным количеством и последовательностью слов в его названии. Все они, по сути, означают одно и то же.

Как и метод фокальных объектов, метод гирлянд ассоциаций заключается в прохождении шести несложных шагов, часть из них схожи, но некоторые имеют отличия, что и дает возможность расширить область выбора вариантов. Рассмотрим эти шаги вместе с примерами.

Сразу оговорюсь, что для чистоты метода лучше всего выбирать все рассматриваемые объекты, кроме основного (фокального) случайным образом, например, используя словарь или другую книгу, и подбирая объекты для исследования путем открытия случайной страницы и выбора на ней случайного слова-существительного.

Шаг 1. Выбор фокального объекта и подбор синонимов. Начинается метод ассоциаций с выбора основного объекта, для которого мы будем подбирать некое креативное решение. Однако теперь, помимо выбора самого фокального объекта, мы еще должны подобрать к нему хотя бы 2-3 синонима.

Например: нашим исследуемым объектом будет сайт. Синонимы – интернет-проект, интернет-сервис, блог.

Шаг 2 . Выбор случайных вспомогательных объектов для исследования. Теперь выбираем несколько случайных объектов, при помощи которых мы будем искать нестандартные идеи для нашего основного объекта. Подчеркиваю, что вспомогательные объекты никак не должны быть связаны с основным и должны выбираться именно случайным образом.

Например, наши случайные объекты будут такими: скорость, шкаф, неудачник, аквариум.

Шаг 3 . Логическая связь вспомогательных объектов с фокальным и его синонимами. Следующим шагом метода гирлянд случайностей и метафор является поиск ассоциаций и логической связи между случайно выбранными вспомогательными объектами и основным.

В нашем примере можно выстроить, допустим, такие связи: Интернет-сервис измерения скорости интернет-соединения, сайт проектирования шкафов, блог неудачника, интернет-проект запуска и развития виртуального аквариума, и т.д.

Уже на этом этапе мы получили ряд идей для реализации нашего основного проекта. Но не останавливаемся на этом, а идем дальше.

Шаг 4 . Поиск свойств и характеристик вспомогательных объектов. Теперь к каждому из вспомогательных объектов мы подберем характеристики и ассоциации, при этом не думая о нашем фокальном объекте. Чем больше мы их найдем – тем лучше.

В нашем примере это будет выглядеть так:

Скорость – высокая, низкая, опасная, безопасная, допустимая, предельная.

Шкаф – старинный, удобный, купе, двустворчатый, для одежды, для посуды, встроенный

Неудачник – разочаровавшийся в жизни, стремящийся достичь успеха, ищущий пути развития.

Аквариум – прямоугольный, круглый, морской, для выставки.

Шаг 5 . Ассоциация характеристик вспомогательных объектов с фокальным объектом. И вот теперь, когда мы подобрали свойства вспомогательных объектов, думаем о том, какие из них и каким образом можно применить к нашему основному объекту и его синонимам.

Например: Интернет-сервис по определению опасностей и угроз на сайте, двустворчатый сайт (разделенный на две половины), встроенный сайт (один сайт внутри другого), блог стремящегося достичь успеха, сайт для разочаровавшихся в жизни, круглый сайт (сайт круглой формы), интернет-проект выставка сайтов. И т.д.

Шаг 6 . Отбор лучших вариантов из шагов 3 и 5 и выбор из них оптимального решения. Этим шагом завершаем использование метода гирлянд ассоциаций и метафор, и выбираем те варианты из получившихся, которые наилучшим образом соответствуют решению поставленной задачи.

Например, мы хотели найти самые нестандартные и креативные решения. Поэтому нам подойдут варианты: интернет-проект запуска и развития виртуального аквариума, встроенный сайт, круглый сайт. Далее выбираем из этого что-то одно и начинаем разрабатывать.

Применяя метод гирлянд ассоциаций, случайностей и метафор, следует понимать, что далеко не все решения будут вообще подходить для выбора – существенную часть из них придется сразу отбросить как ненужную. Вместе с тем, чем больше синонимов, вспомогательных объектов и ассоциаций к ним вы подберете – тем больше у вас будет возможностей найти по-настоящему интересную, нестандартную и креативную идею.

Теперь вы знаете, в чем заключается метод гирлянд случайностей и метафор. Применяйте его, когда хотите найти новые решения, или когда просто “ничего не лезет в голову”. Как видите, даже в упрощенном примере, который я привел, сразу появилось немало интересных идей.

Не забывайте заботиться о своей финансовой грамотности и учиться эффективно вести личные финансы на . До встречи в новых публикациях на сайте!