Ориентационная ориентировочная анкета. Определение направленности личности — анкета Б.Басса (компьютерный выриант). Инструкция к методике Б.Басса «Определение направленности личности

Интегральная индивидуальность

1. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке.

2. Способы интеграции наук о человеке.

3.Редукционизм и интегратизм в познании индивидуальности.

4.Пути исследования ИИ. Аддитивная и неаддитивная стратегия исследования.

5. Критерии иерархии и пути распознавания уровней ИИ.

6. Практическое значение теории ИИ.

1. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке .

В отечественной и зарубежной психологии проблема индивидуальности рассматривалась в трудах ведущих психологов мира: Б.Г.Ананьев, Г.Айзенк, В.В.Белоус, Р.Кэттэлл Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин, В.Д.Небылицын, С.Л.Рубинштейн, В.М.Русалов, Б.М.Теплов, Шелдон и др.

Первый этап исследования индивидуальности:

В нашей стране, в западно-европейской и американской психологии ученые пытались выделить и систематизировать отдельные свойства индивидуальности. Но простой набор индивидуальных особенностей человека, каким бы полным и подробным этот каталог не был не отвечает понятию «индивидуальность». Изучая те или иные особенности человека, мы тем самым познаем отдельные проявления его индивидуальности, но еще не целостную сущность.

Второй этап исследования индивидуальности:

В.С.Мерлин систематизировал все выделенные свойства в отдельные подсистемы (уровни) и предложил рассматривать индивидуальность, как большую саморегулируемую и самоорганизующуюся систему, состоящую из разнопорядковых подсистем действительности.

Иерархические уровни интегральной индивидуальности:

    уровень биохимических свойств (биохимия);

    уровень соматических свойст(анатомия, морфология);

    нейродинамический уровень – свойства нервной системы (физиология, электрофизиология);

    психодинамический уровень – первичные свойства индивида: темперамент и вторичные свойства индивида : психические процессы (психофизиология);

    личностный уровень – свойства личности (психология личности);

    социально-психологический уровень –свойства метаиндивидуальности (социальная психология)

Механизм функционирования и саморегуляции данной системы:

Уровни ИИ расположены в четкой иерархической последовательности и обладают самостоятельностью. Свойства индивидуальности взаимодействуют внутри уровней и между уровнями. Взаимодействие свойств одного уровня с другими свойствами этого же уровня или со свойствами более высокого или более низкого уровней определяют функционирование данной системы.

Итак интегральная индивидуальность – это синтез свойств организма, свойств индивида и особенностей психических процессов, свойств личности и метаиндивидуальности, в основе которых лежит взаимосвязь, взаимовлияние, взаимообогащение всех свойств, внутри и межуровневая связь.

Место ИИ в системе наук о человеке:

Каждый уровень индивидуальных свойств определяется особыми закономерностями и условиями и поэтому является предметом особой научной дисциплины – биохимии, анатомии, морфологии и др. Но все вместе индивидуальные свойства разных уровней образуют систему, которая характеризует целостную индивидуальность. Поэтому ИИ, состоящая из базальных индивидуальных характеристик человека является интегратором наук о человеке.

2. СПОСОБЫ ИНТЕГРАЦИИ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ.

Попытки решить проблему единства наук о человеке предпринимались в течение многих лет и в нашей стране и в зарубежной науке, но несмотря на различия взглядов все сходились в одном: механизмом интеграции наук о человеке должна стать целостная индивидуальность.

Общее направление в построении целостной индивидуальности дал С.Л.Рубинштейн. Он считал основополагающим принципом построения целостной индивидуальности критерий взаимосвязи и логического соединения частей в единой целое, причем части целого не как равноправные образования, а в виде субординационной зависимости частей этого целого.

На общем фундаменте создавалась комплексная индивидуальность Б.Г.Ананьева в 1969 году, в 1994 году – субъектно-деятельностная индивидуальность Брушлинского, интегральная индивидуальность В.С.Мерлина в 1986 г., в 1988 году В.М.Русалов создал специальную концепцию целостной индивидуальности, структурно-функциональную индивидуальность Э.А.Голубева в 1995году. В зарубежной психологии была создана факторная модель индивидуальности Г.Айзенка в 1971 году и Р.Кэттэлла в 1966 году.

Но самый главный механизм, обеспечивающий существование и функционирование индивидуальности был предложен В.С.Мерлиным: интегральная индивидуальность – это не просто совокупность отдельных свойств, это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человек

Аддитивная индивидуальность насыщается разноуровневыми свойствами, представляющими собой сплав биологического и социального /С.Л.Рубинштейн/.

Комплексная индивидуальность /аддитивная/ имеет многоступенчатую структуру, состоящую из свойств вида, индивида, личности и субъекта деятельности /Ананьев Б.Г. /.

Факторная индивидуальность /аддитивная строится при помощи математической статистики; такое познание называют факторной теорией индивидуальности, в основе которой лежит раскрытие многоуровневой конструкции темперамента и личности /Г.Айзенк, Р.Кэттелл/ .

Субъектно-деятельностная индивидуальность определяется сложнейшим сплетением и взаимовлиянием «противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, психических состояний и свойств, его сознания и бессознательного». Весь комплекс психических качеств субъекта рассматривается в понятиях целостности, многоуровневости и недизъюнктивности /А.В.Брушлинский/.

Системная индивидуальность делает попытку ответить на вопрос: "где, как, каким образом свойства одних ступеней развития материи вступают во взаимодействие с другими, то в качестве условий, предпосылок, то в качестве ведущих факторов, то в качестве необходимых компонентов» /В.М.Русалов/.

Интегральная индивидуальность – это иерархически упорядоченная система свойств всех ступеней развития материи от физиологических до групповых и общественно-исторических, в основе которых лежит взаимосвязь и взаимодействие. (В.С.Мерлин)

Все подходы к индивидуальности объединены одним общим свойством, основанном на их функциональной роли в современной науке Эта теория послужила основой для постановки проблемы всеобщей модели индивидуальности.

Всеобщая индивидуальность обладает всеми теми качествами, которыми характеризуется любая саморегулируемая и самоорганизующаяся система: относительной автономностью, т.е. независимостью от особенностей функционирования частных видовых моделей индивидуальности; обобщенностью, что дает возможность отражать стержневые особенности человеческой индивидуальности; способностью к прогнозированию еще неизвестных нам конструктов целостной индивидуальности; универсальностью. /В.В. Белоус/.

Многообразие подходов к индивидуальности, говорит о том, что формой существования человеческой индивидуальности является полиморфность ее проявлений.

Полиморфная индивидуальность: (Белоус В.В.)представляет собой сложный синтез и взаимодействие проблем теории интегральной индивидуальности, интегративной психологии развития и психологии всеобщей индивидуальности.

Интегративная психология развития: (В.В.Белоус) исследует внутриуровневые и межуровневые связи свойств возрастных психологических характеристик, поскольку разноуровневые свойства индивидуальности не рядоположены, а взаимосвязаны и образуют единую интегральную систему. Внутриуровневы связи характеризуют сущность данного возраста. Межуровневые связи свойств характризуют условия существования возрастной структуры индивидуальности на той или иной ступенионтогенеза; диалектическое единство внутриуровневых и межуровневых связей выражает суть непрерывного, жизненного цикла человека в целом.

3. РЕДУКЦИОНИЗМ И ИНТЕГРАТИЗМ В ПОЗНАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.

Интегратизм - как научное направление постулирует изучение индивидуальности во взаимосвязи, во взаимовлиянии и взаимообогащении ее составляющих элементов

Редукционизм - утверждает жесткую однозначную и линейную зависимость одного уровня индивидуальности от другого. Развитие индивидуальности определяется развитием какого либо одного ее уровня и закономерности одного уровня распространяются на закономерности другого, отождествляются с ним и тем самым теряют свою специфическую сущность.

Редукционизм снизу : *свойства низшего уровня рассматриваются как причины, а свойства высшего как следствие. Например, Кречмер и Шелдон тип личности с водят к типу строения тела или у Йенша свойства личности сводятся к биологическим свойствам. Гиппократ тоже ярчайший представитель редукционизма. Такая связь безусловно существует, но нельзя ее абсолютизировать, нельзя утверждать жесткую, однозначную зависимость отдного уровня от другого.

Редукционизм сверху – свойства высшего уровня рассматриваются как причины, а свойства низшего уровня как следствие. Например, Чайльд, выводит индивидуальные свойства личности из социальных ролей.

4. ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИИ. АДДИТИВНАЯ И НЕАДДИТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Аддитивная стратегия исследования позволяет исследовать индивидуальность по частям, поэлементно, высвечивая лишь одну-единственную сторону интегральной индивидуальности, т.е. составляющие целостной психической реальности либо суммируются, либо поэлементно перечисляются и в итоге рассматриваются независимо друг от друга в плоскости одномерного пространства.

Примером аддитивного рассмотрения индивидуальности является модель С.Л.Рубинштейна, которая была конгломератной, соединяющей в себе высшие и низшие уровни без учета из взаимовлияния. Комплексная индивидуальность Б.Г.Ананьева была тоже выражением лишь полного набора характеристик человека и поэтому аддитивной. Индивидуальность Айзенка и Кэттэлла включала свойства трех уровней организма, темперамента и личности, строилась на основе факторного анализа и тоже была аддитивной.

Редукционизм является ярким примером аддитивной стратегии исследования.

Неаддитивная стратегия исследования: это исследование всей системы многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивых факторов индивидуального развития человека. В центре внимания оказываются взаимосвязи и взаимопроникновения частей целого в плоскости многомерного пространства.

К сторонникам неаддитивной стратегии исследования индивидуальности принадлежат В.С.Мерлин, В.В. Белоус, А.В.Брушлинский, В.М.Русалов, Т.Ф.Базылевич

Интегратизм – есть ярчайший пример неаддитивной стратегии исследования индивидуальности.

Аддитивная стратегия исследования нацелена на разработку и анализ частных наук о человеке с последующим их объединением в общую теорию человекознания. Происходит движение от специальных наук к целостному или комплексному описанию индивидуальности.

Неаддитивная стратегия исследования выражает иной ход исследовательской мысли: от наиболее общих законов развития индивидуальности к частным наукам о ней.

5. КРИТЕРИИ ИЕРАРХИИ И ПУТИ РАСПОЗНАВАНИЯ УРОВНЕЙ ИИ.

Каждое целостное образование в природе или обществе представляет собой саморазвивающуюся систему. ЕЕ саморегуляция возможна, потому, что она состоит из нескольких относительно замкнутых подсистем, находящихся в иерархическом отношении друг к другу, такое соотношение подсистем дает возможность координировать деятельность большой системы.

Интегральная индивидуальность и представляет собой такую большую систему. Но возникает вопрос как распознать эти подсистемы, каков критерий отнесения определенного свойства к тому или иному уровню.

В.С.Мерлин предложил для описания связи свойств между свойствами различных иерархических уровней индивидуальности математический язык и обосновал существование трех типов зависимости:

1) равновероятных – много-многозначных

2) разновероятных – многозначных

3) взаимооднозначных

Если свойства относятся к одному уровню, то между ними возникает взаимооднозначная связь

Если свойства относятся к разным уровня, то между ними возникает много-многозначная связь.

Многозначная связь может и в том и в другом случае.

Много-многозначные связи относятся к классу межуровневых и являются вертикальными, они более гибки, изменчивы, пластичны и детерминированы интегральной индивидуальностью

Взаимооднозначные связи относят к классу одноуровневых и являются горизонтальными, они более жесткие, постоянные, устойчивые и определяют сущность каждого уровня.

6. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.

1. Теория ИИ дает возможность управления развитием любой индивидуальности. В.С.Мерлин предложил чзучить то, что играет связующую, гармонизирующую, системообразующую функцию между разными уровнями индивидуальности. Было выяснено, что это функцию играет индивидуальный стиль деятельности.

Функцию гармонизации между биохимическим, соматическим и нейродинамическим уровнями выполняет индивидуальный стиль жизнедеятельности.

Между нейродинамическим и психодинамическим функцию гармонизации выполняет индивидуальный стиль активной двигательной деятельности.

Между психодинамическим и личностным уровнями – индивидуальный стиль деятельности.

Между личностным и социально-психологическим уровнями- индивидуальный стиль общения.

Выяснив, что системообразующую функцию в согласовании разноуровневых свойств индивидуальности выполняет индивидуальный стиль деятельности, возникло решение проблемы: если сформировать иной индивидуальный стиль, т.е. изменить его, то изменяется и характер связи разноуровневых свойств ИИ, а значит меняется структура ИИ .

Для проверки провели экспериментальное исследование:

    изучили детей с низким социометрическим статусом (которых отвергали в детском коллективе);

    у них оказались высокая психодинамическая тревожность (свойство

    темперамента), личностная тревожность (свойство личности) и агрессивное отношение к сверстникам (свойство метаиндивидуальности). Т.Е.связь этих трех разноуровневых свойств давала доминирущий потрет индивидуальности.

    Провели формирующий эксперимент: детей обучали правилам игрового общения , т.е. изменяли индивидуальный стиль деятельности и индивидуальный стиль общения.

    В результате дети стали активно участвовать во всех играх: снялась личностная тревожность, исчезло агрессивное отношение к сверстни кам, повысился социометрический статус , хотя психодинамическая тревожность осталась на прежнем уровне, т.к. это природное свойство и именно оно дало толчок для развития личностной тревожности, которая в свою очередь породила агрессивное отношение к сверстникам и низкий социометрический статус.

2. Вторая важная практическая роль теории ИИ заключается в создании интегративной психологии развития.

Причины , побудившие создание интегративной психологии развития:

До сих пор современная психология развития является редукционистской, поэлементной и описательной;

Составляющие возрастных психологических характеристик рассматриваются без взаимовлияния и взаимопроникновения;

Остается без внимания вопрос о том, как низшие свойства индивида влияют на становление высших образований личности;

Остается за кадром вопрос, как высшее влияет на низшее и управляет им или направляет его;

Наблюдается изоляция одного уровня от другого при рассмотрении возраста в целом;

    между тем разноуровневые свойства индивидуальности не рядоположены, они взаимосвязаны и образуют интегральную систему.

Предмет исследования - внутриуровневые и межуровневые связи свойств возрастных психологических характеристик. Внутриуровневые связи свойств характеризуют сущность данного возраста, межуровневые - условия существования возрастной структуры индивидуальности на той или иной ступени онтогенеза.

    Задача интегративной психологии развития - изучение возрастных психологических характеристик на принципах интегратизма

Только благодаря многоаспектному анализу взаимосвязи каждого возраста может появиться подлинное учение об интегративной психологии развития.

3. Третье практическое значение теории ИИ заключается в структурировании «основ психологии» по законам соотношения низшего и высшего.

Проанализировав учебники за последние 30 лет было установлено, что вних отсутствует какая-либо строгая последовательность в изложении психологических категорий. Отсюда было предложено крупные блоки психологической науки представить в логике теории интегральной индивидуальности: от низших к высшим:

*предмет психологии, ее методологические и теоретические основы;

    интегральная индивидуальность;

    психодинамические свойства индивидуальности: первичные свойства индивида – темперамент и вторичные свойства индивида: познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память, внимание) и регулятивные процессы (эмоции и воля);

    личностные свойства: характер и способности;

    социально-психологические свойства.

4. Ориентационная анкета направленности личности Б. Басса (Приложение 5).

Анкета впервые опубликована Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" - О, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О)- стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д)- заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Таким образом проведено исследование по четырем методикам, отражающим основные стороны мотивации. С помощью сравнения показателей мотивации сотрудников на этапе адаптации и давно работающих сотрудников выделены особенности мотивации тех, что недавно работает в организации и проходит период адаптации.

2.3 Результаты исследования

Результаты исследования по всем четырем методикам представлены в сводной таблице (Приложение 6).

Первой в исследовании была методика изучения мотивации достижения А. Мехрабиана. По этой методике не предусмотрены уровневые показатели, лишь предложено сравнивать выраженность мотивации внутри выборки. Потому для сравнения выраженности мотивации достижения и избегания были рассчитаны средние показатели выраженности мотивации в группах испытуемых, находящихся на этапе адаптации и давно работающих в данной организации (табл. 1).

Таблица 1 - Средние показатели мотивации достижения у сотрудников на этапе адаптации и давно работающих сотрудников (в баллах)

Средний показатель мотивации достижения в группе сотрудников, находящихся на этапе адаптации составляет 150 баллов, а у сотрудников, давно работающих в организации - 112 баллов).

У сотрудников, находящихся на этапе адаптации видно явное преобладание мотивации достижения, в сравнении с теми сотрудниками, которые проработали в данной организации более трех лет. Это связано в тем, что новые сотрудники стремятся влиться в работу, стараются постигать новое, хотят добиться успехов в работе.

В отличие от этого показатели мотивации у сотрудников, которые проработали а организации более трех лет, различны. В основном они находятся в неопределенной зоне, потому нельзя определенно говорить о преобладании мотивации достижения или избегания неудач.

Далее проведена методика исследования мотивации одобрения. В методике не предусмотрены уровневые показатели, лишь предложено сравнивать высоту показателей и чем выше показатель, тем больше выражена мотивация одобрения. Потому были рассчитаны средние показатели в группах испытуемых, находящихся на этапе адаптации и давно работающих в данной организации (табл. 2).


Таблица 2 - Средние показатели выраженности мотивации одобрения у сотрудников на этапе адаптации и давно работающих сотрудников (в баллах)

Средний балл выраженности мотивации одобрения у сотрудников в период адаптации составляет 14,26 балла, а у сотрудников со стажем работы в данной организации - 10,73 балла.

Сравнение средних показателей мотивации одобрения у сотрудников на этапе адаптации и у тех сотрудников, которые проработали в организации более трех лет показало, что выраженность показателей мотивации одобрения у тех, кто находится на этапе адаптации значительно сильнее в сравнении с теми, кто давно работает в данной организации.

Результат свидетельствует о том, что на начальном этапе работы в организации сотрудники ищут одобрения со стороны окружающих, ждут положительной оценки своей деятельности, стараются заслужить похвалу. Причем показатели мотивации одобрения практически у всех сотрудников, находящихся в периоде адаптации довольно высоки.

В отличие от этого, результаты сотрудников, проработавших в организации длительное время разнородны. Встречаются и довольно низкие показатели, т.е.

Сотрудники уже не ищут одобрения со стороны окружающих, т.к. они четко знают свои обязанности и уверенно их выполняют. В этой группе есть так же те, кто ищет одобрения со стороны окружающих.

Но в целом средний показатель мотивации одобрения значительно ниже, чем в группе сотрудников, которые совсем недавно пришли работать в данную организацию.

Таблица 3 - Средние показатели выраженности терминальных ценностей в профессиональной деятельности у сотрудников на этапе адаптации и давно работающих сотрудников (в баллах)

Группа сотрудни-ков Терминальная ценность
Собственый престиж Высокое материальное положение Креатив-ность Активные социаль-ные контакты Развитие себя Достиже-ния Духовное удовлетворение Сохранение собственной индивидуальности
на этапе адаптации 7 6,9 5 7,6 4,5 7,5 3,9 3,9
давно работающих 5,6 6,8 6,6 4,4 7,7 6,2 4,5 6,9

Выраженность средних показателей собственного престижа у сотрудников на этапе адаптации составляет среднее значение равное 7 баллам, а у сотрудников, проработавших в организации более трех лет 5,6 баллов.

Средний показатель значимости высокого материального положения для сотрудников на этапе адаптации составляет 6,9, а для давно работающих сотрудников 6,8 баллов.

Среднее значение креативности у адаптирующихся сотрудников составляет 5 баллов, а у давно работающих сотрудников - 6,6 баллов.

Активные социальные контакты в среднем представляют ценность для адаптирующихся сотрудников на уровне 7,6 баллов, а для сотрудников, более трех лет работающих в данной организации - 4,4 балла.

Средний показатель развития себя, как мотива профессиональной деятельности у сотрудников на этапе адаптации составляет 4,5 баллов, а у тех, кто проработал в организации более трех лет - 7,7 баллов.

Мотив достижений в среднем выражен у адаптирующихся сотрудников на уровне 7,5 баллов, а у давно работающих сотрудников на уровне 6,2 балла.

Средний показатель духовного удовлетворения у сотрудников на этапе адаптации составляет 3,9, а у давно работающих сотрудников - 4,5 баллов.

Среднее значение показателя сохранения собственной индивидуальности у адаптирующихся сотрудников выражено на уровне 3,9 баллов, а у сотрудников со стажем работы более трех лет - на уровне 6,9 баллов.

Средние значения выраженности терминальных ценностей, как ведущих мотивов профессиональной деятельности, у сотрудников, находящихся на этапе адаптации и у сотрудников со стажем работы в данной организации более трех лет.

У сотрудников, которые на данный момент переживают адаптационный период, в сравнении с их коллегами, проработавшими в организации более трех лет, более выражен собственный престиж, активные социальные контакты и достижения.

Это выражается в том, что сотрудники на этапе адаптации к новой работе заинтересованы в мнении других людей относительно своей новой работы, ищут социального одобрения, хотят, чтобы окружающие воспринимали их новую работу, как престижную. О отличие от этого, сотрудников, которые проработали в организации более трех лет значительно меньше беспокоит мнение окружающих о своей работе и в связи с этим они меньше беспокоятся о собственном престиже.

На этапе адаптации у сотрудников ярко выражено стремление к социальным контактам. На этом этапе они стремятся к установлению благоприятных взаимоотношений с коллегами по работе, большое значение для них имеет социально-психологический климат коллектива, атмосфера доверия и взаимопомощи среди коллег. В отличие от этого, для сотрудников, проработавших в данной организации более трех лет этот мотив имеет гораздо меньшее значение.

На этапе адаптации значительно ярче выражен мотив достижений. Новые сотрудники хотят достигать конкретных и ощутимых результатов в своей профессиональной деятельности, испытывают большее удовлетворение от результатов своей работы, нежели от ее процесса. Для них также характерно тщательное планирование всей работы. В отличие от этого, у сотрудников, которые давно работают в данной организации, этот мотив выражен значительно ниже, т. е. Для этих сотрудников может быть важнее процесс работы, нежели ее результат, они не стремятся повысить свою самооценку за счет достижений.

У сотрудников, которые проработали в данной организации более трех лет наиболее ярко выражены мотивы креативности, духовного удовлетворения, развития себя и сохранения собственной индивидуальности.

Сотрудники, которые работают в данной организации больше трех лет, в сравнении с новыми сотрудниками, более креативны. стремятся внести элемент творчества в сферу своей профессиональной деятельности, им становится скучно от привычных способов организации работы и методов её проведения, поэтому для них характерно постоянное желание вносить в работу различные изменения и усовершенствования.

В связи с этим у сотрудников со стажем работы в данной организации более выражен мотив развития себя, что выражается в стремлении к наиболее полной реализации своих способностей в сфере профессиональной жизни и к повышению своей профессиональной квалификации.

Мотив духовного удовлетворения в профессиональной деятельности выражается у них в желании как можно глубже познать предмет своего труда, они, как правило, ощущают наибольшее удовлетворение от самого процесса работы и в меньшей степени ориентируются на ее результаты.

Сохранение собственной индивидуальности выражается в стремлении посредством своей профессиональной деятельности каким-либо образом «выделиться из толпы», подчеркнуть индивидуальное своеобразие и неповторимость личности.

Мотивация на высокое материальное положение выражена у обеих групп сотрудников одинаково. Как адаптирующиеся, так и давно работающие сотрудники хотели бы иметь гарантированно высокую зарплату.

Таким образом, мотивация сотрудников на этапе адаптации имеет свои отличительные особенности в сравнении с мотивацией сотрудников, имеющих стаж работы в данной организации более трех лет.

И последней в исследовании была проведена анкета направленности личности Б. Басса. В анкете предусмотрено три показателя: направленность на себя (Я), направленность на взаимодействие ˚ и направленность на задачу (Д). В данном исследовании было проведено сравнение преобладания той или иной мотивационной направленности личности у сотрудников на этапе адаптации и сотрудников со стажем работы в данной организации. Средние показатели направленности личности в обеих группах сотрудников представлены в табл. 4.

Таблица 4 - Средние показатели мотивационной направленности личности у сотрудников на этапе адаптации и давно работающих сотрудников (в баллах)

Группа сотрудников Направленность личности
На себя (Я) На общение (О) На задачу (Д)
на этапе адаптации 7 11,7 8,3
давно работающих 8,5 7,7 10,8

Выраженность средних показателей мотивационной направленности на себя в группе адаптирующихся сотрудников составляет 7 баллов, а в группе сотрудников со стаже работы в организации - 8,5 баллов.

Средний показатель мотивационной направленности на общение у сотрудников на этапе адаптации составляет 11,7 баллов, а у сотрудников, проработавших в данной организации от трех лет и более - 7,7 баллов.

Среднее значение выраженности показателя мотивационной направленности на задачу у сотрудников в период адаптации составляет 8,3 балла, а у сотрудников со стажем работы в данной организации более трех лет - 10,8 баллов.

Средние показатели мотивационной направленности на себя, на общение и на задачу в обеих группах сотрудников представлены на рис. 1.

Рис. 1 - Средние показатели мотивационной направленности личности у сотрудников на этапе адаптации и со стажем работы в организации

Преобладающей мотивационной направленностью у сотрудников на этапе адаптации является направленность на взаимодействие общение, а у сотрудников, работающих в организации более трех лет - на задачу.

Это выражается в том, что новые сотрудники на данном этапе профессиональной деятельности стремятся поддерживать отношения с людьми, ориентированы на совместную деятельность, часто в ущерб выполнению конкретных заданий, ориентированы на социальное одобрение, более зависимы от группы, испытывают потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с коллегами.

Преобладание направленности на задачу у сотрудников со стажем работы в данной организации способствует более выраженной заинтересованности в решении деловых проблем, ориентации на деловое сотрудничество, способности отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Но в то же время у этих сотрудников в сравнении с новыми сотрудниками, более развита направленность на себя. Что может выражаться в ориентации на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, они чаще проявляют агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

(ориентационная анкета)

С помощью методики выявляются следующие направ­ленности:

1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, и частность, склонность к соперничеству, раздражитель­ность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ори­ентация на совместную деятельность, но часто в ущерб вы­полнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, за­висимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способ­ность отстаивать в интересах дела собственное мнение, ко­торое полезно для достижения общей цели.

Инструкция: Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, ко­торый лучше всего выражает Вашу точку зрения по дан­ному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов отве­тов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы про­сим Вас отобрать из них только один, а именно тот, ко­торый в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.

Букву, которой обозначен ответ, (А, Б, В) напиши­те на листе для записи ответов рядом с номером соот­ветствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зре­ния, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубри­кой «МЕНЬШЕ ВСЕГО».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответ­ствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записыва­ются.

СТАРАЙТЕСЬ БЫТЬ МАКСИМАЛЬНО ПРАВДИВЫМ!

Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В слу­чае, если Вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы направление было четко видно.”

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

A. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
B. Сознание того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
Б. Известным игроком;
В. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

A. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удо­вольствием углубляют свои знания в этом предмете;
B. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

A. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;
B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для это­го представляются возможности;
Б. Были верны и преданы мне;
B. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

A. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
Б. На кого всегда можно положиться;
B. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

A. Когда у меня что-то не получается;
Б. Когда портятся отношения с товарищами;
B. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпа­тичны, насмехается и подшучивает над ними;
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;
В. Недостаточно хорошо знает предмет, который препо­дает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

A. Проводить время с друзьями;
Б. Ощущение выполненных дел;
B. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

A. Добился успеха в жизни;
Б. По-настоящему увлечен своим делом;
B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. Впервую очередь школа должна:

A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
Б. Развивать прежде всего индивидуальные способно­сти ученика;
B. Воспитывать качества, помогающие взаимодейство­вать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

A. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;
B. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Б. У меня интересная работа;
B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю когда:

A. Другие люди меня ценят;
Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
B. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось чтобы:

A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связан­ном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
Б. Написали о моей деятельности;
B. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

A. Имеет ко мне индивидуальный подход;
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

A. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;
B. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

A. Успех;
Б. Возможности хорошей совместной работы;
В. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

A. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
B. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

A. Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;
B. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

A. О том, как заводить друзей и поддерживать хоро­шие отношения с людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;
B. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я пред­почел бы быть:

A. Дирижером;
Б. Композитором;
B. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

A. Придумать интересный конкурс;
Б. Победить в конкурсе;
B. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

A. Что я хочу сделать;
Б. Как достичь цели;
B. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен строиться к тому, чтобы:

A. Другие были им довольны;
Б. Прежде всего выполнить свою задачу;
B. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

A. В общении с друзьями;
Б. Просматривая развлекательные фильмы;
B. Занимаясь своим любимым делом.

Ключ

Назначение теста

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная (ориентировочная) анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

  • направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность;
  • направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми;
  • направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция

Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

  1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по дан ному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1–27) под рубрикой «больше всего».
  2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».
  3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы бланка тестируемого. Остальные ответы нигде не записываются.

Бланк тестируемого __________________

№ вопроса

Больше всего

Меньше всего

№ вопроса

Больше всего

Меньше всего

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.

Тест

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от…

  • A. Одобрения моей работы.
  • Б. Сознания того, что работа сделана мною хорошо.
  • B. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то хотел бы быть…

  • A. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
  • Б. Известным игроком.
  • B. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто…

  • A. Проявляет интерес к учащимся и имеет к каждому индивидуальный подход.
  • Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания по этому предмету.
  • B. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди…

  • A. Радуются выполненной работе.
  • Б. С удовольствием работают в коллективе.
  • B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья были…

  • A. Отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляется возможность.
  • Б. Верны и преданы мне.
  • B. Умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех…

  • A. С кем складываются хорошие взаимоотношения.
  • Б. На кого всегда можно положиться.
  • B. Кто сможет многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю, когда…

  • A. У меня что-то не получается.
  • Б. Портятся отношения с товарищами.
  • B. Меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог...

  • А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними.
  • Б. Вызывает в коллективе дух соперничества.
  • В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось…

  • A. Проводить время с друзьями.
  • Б. Ощущение выполненных дел.
  • B. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто…

  • A. Добился успеха в жизни.
  • Б. По-настоящему увлечен своим делом.
  • B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна…

  • A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь.
  • Б. Развивать индивидуальные способности ученика.
  • B. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его для…

  • A. Общения с друзьями.
  • Б. Отдыха и развлечений.
  • B. Своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда…

  • A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны.
  • Б. У меня интересная работа.
  • B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда…

  • A. Другие люди меня ценят.
  • Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
  • B. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, то хочется, чтобы…

  • A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом, в котором мне довелось участвовать.
  • Б. Написали о моей деятельности.
  • B. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель…

  • A. Имеет ко мне индивидуальный подход.
  • Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.
  • B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем…

  • A. Оскорбление моего личного достоинства.
  • Б. Неудача при выполнении важного дела.
  • B. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю…

  • А. Успех.
  • Б. Возможность хорошей совместной работы.
  • В. Здравый, практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые…

  • A. Считают себя лучше других.
  • Б. Часто ссорятся и конфликтуют.
  • B. Возражают против всего нового.

20. Мне приятно, если…

  • A. Занимаюсь делом, важным для всех.
  • Б. Имею много друзей.
  • B. Вызываю восхищение и всем нравлюсь.

21. По-моему, руководитель в первую очередь должен быть…

  • A. Доступным.
  • Б. Авторитетным.
  • B. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги…

  • A. О том, как находить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми.
  • Б. О жизни знаменитых и интересных людей.
  • B. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть…

  • A. Дирижером.
  • Б. Композитором.
  • B. Солистом.

24. Мне бы хотелось…

  • A. Придумать интересный конкурс.
  • Б. Победить в конкурсе.
  • B. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать…

  • A. Что я хочу сделать.
  • Б. Как достичь цели.
  • B. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы…

  • A. Другие были им довольны.
  • Б. Прежде всего выполнить (5вою задачу.
  • B. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время…

  • A. В общении с друзьями.
  • Б. Просматривая развлекательные фильмы.
  • B. Занимаясь своим любимым делом.

Обработка результатов

Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются отдельно для каждого вида направленности.

Ключ к тесту

№ вопроса

№ вопроса

Бланк для подсчета баллов

№ вопроса

Направленность

Я
(на себя)

О
(на общение)

Д
(на дело)

Сумма


По материалам М. А. Пономарева, Т И. Юхновец
«Психодиагностика личности»

Ориентационная анкета

Для определения личностной направленности в настоящее время используется Ориентационная (ориентировочная) анкета , впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" – О, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О)– стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д)– заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция: "Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего".

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "меньше всего".

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является "правильным" или "лучшим" для Вас.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б. Известным игроком;

В. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

А. Радуются выполненной работе;

Б. С удовольствием работают в коллективе;

В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

Б. Были верны и преданы мне;

В. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

Б. На кого всегда можно положиться;

В. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается;

Б. Когда портятся отношения с товарищами;

В. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

А. Проводить время с друзьями;

Б. Ощущение выполненных дел;

В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

А. Добился успеха в жизни;

Б. По-настоящему увлечен своим делом;

В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности

В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями;

Б. Для отдыха и развлечений;

В. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;

Б. У меня интересная работа;

В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

А. Другие люди меня ценят;

Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;

В. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать.

Б. Написали о моей деятельности;

В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

А. Имеет ко мне индивидуальный подход;

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.


17. Для меня нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства;

Б. Неудача при выполнении важного дела;

В. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

Б. Возможности хорошей совместной работы;

В. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

А. Считают себя хуже других;

Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

В. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

А. Работаешь над важным для всех делом;

Б. Имеешь много друзей;

В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

В. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

В. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

А. Дирижером;

Б. Композитором;

В. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

А. Придумать интересный конкурс;

Б. Победить в конкурсе;

В. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать;

Б. Как достичь цели;

В. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

А. Другие были им довольны;

Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

А. В общении с друзьями;

Б. Просматривая развлекательные фильмы;

В. Занимаясь своим любимым делом.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

тестируемого_____ _____________

Больше всего

Меньше всего

Больше всего

Меньше всего