Правда о знаменитом пянджском сражении в воспоминаниях очевидцев. Фсб рассказала о гибели пограничника в бою на границе с украиной. Забытые своей страной

«После одного из самых долгих и тщательных расследований за всю историю существования ФБР, 8 июля 2016 было принято решение перенаправить ресурсы, выделенные на дело Дэна Купера , чтобы сосредоточиться на других следственных задачах», — говорится в сообщении на сайте ФБР.

Как отмечается в заявлении ведомства, за 45 лет было обработано огромное количество различной оперативной информации, однако установить личность преступника так и не удалось.

История, которая по сей день привлекает внимание любителей тайн и загадок, началась в 1971 году, накануне Дня Благодарения.

Пассажир с бомбой в портфеле

24 ноября в аэропорту города Портленд в числе пассажиров рейса компании Northwest Airlines на борт поднялся мужчина, зарегистрировавшийся как Дэн Б. Купер.

В салоне он занял место 18С, и вскоре после взлета передал записку молодой стюардессе Флоренции Шафнер. Девушка, подумав, что мужчина решил с ней познакомиться, положила записку в карман, однако пассажир сказал: «Мисс, вам лучше взглянуть на записку. У меня бомба».

В записке говорилось: «У меня бомба в портфеле. Я использую её, если посчитаю необходимым. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной. Ваш самолёт угнан».

Записка также содержала требования о предоставлении 200 000 долларов в двадцатидолларовых непомеченных купюрах и двух наборов парашютов.

Чтобы доказать серьезность счвоих намерений, Дэн Б. Купер приоткрыл свой портфель, в котором стюардесса увидела красные цилиндры, большую батарею и провода, которые убедили её в том, что бомба настоящая.

200 000 долларов и парашюты впридачу

Власти ради спасения жизней пассажиров и членов экипажа решили выполнить требования захватчика.

Самолёт сел в международном аэропорту Сиэтл-Такома, недалеко от Сиэтла, штат Вашингтон.

Служащий доставил 200 000 долларов и парашюты через дверь в хвостовой части самолёта. Затем Купер отпустил всех пассажиров и стюардессу Шафнер . Пилот, вторая стюардесса, второй пилот и бортинженер остались на борту.

Попытки переговоров с Купером успеха не возымели. Агенты спецслужб находились в недоумении, пытаясь понять — для чего угонщик запросил два комплекта парашютов и может ли у него быть сообщник на борту. Кроме того, никто никогда в истории еще не пытался выпрыгнуть с парашютом из угнанного пассажирского авиалайнера.

Задержать Купера во время посадки в Сиэтле так и не удалось. После дозаправки самолет взлетел и взял курс на Мексику. Затем Купер приказал второй стюардессе, остававшейся в салоне, идти в кабину экипажа и находиться там.

Прыгнул и исчез

Спустя некоторое время экипаж по показаниям приборов обнаружил, что Купер открыл хвостовую дверь самолета. Угонщик прыгнул с парашютом и пропал навсегда.

Предполагается, что прыжок был совершен над юго-западной частью штата Вашингтон. В то время как Купер выпрыгнул, самолёт проходил через зону сильного шторма, отгороженный от любых источников света с земли покровом облаков. Отследить парашютиста не удалось.

«Боинг» благополучно вернулся в аэропорт Сиэтл-Такома. Агенты ФБР, осмотревшие самолет, не нашли никаких улик, которые могли бы позволить установить личность преступника.

Поиск в предполагаемом районе приземления также ничего не дал. В руках полиции оказался лишь фоторобот угонщика, составленный со слов пассажиров и членов экипажа.

Фоторобот угонщика, составленный со слов пассажиров и членов экипажа. Фото: Reuters

Через три недели после угона самолёта в редакцию газеты «Лос-Анджелес Таймс» пришло письмо. В нём было написано следующее:

«Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолёта был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошёл бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдёт. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку».

Деньги в реке как доказательство смерти

Считается, что данное письмо было написано не самим Купером, а неким шутником. Впрочем, установить шутника также не удалось.

По основной версии спецслужб, Дэн Б. Купер не пережил прыжка, разбившись при приземлении. В 1980 году отец и сын Гарольд и Брайан Ингрэмы нашли на берегу Колумбия-ривер, к северо-западу от Портленда, пачку старых, выцветших двадцатидолларовых купюр, предположительно принесённых течением сверху, с севера. Проверка показала, что эти деньги действительно являются частью выкупа, выданного угонщику.

На сегодняшний день эти доллары — самое убедительно доказательство того, что угонщик, известный как Дэн Б. Купер, погиб. Останков господина Купера, равно как и каких-либо других следов, найти не удалось.

На сегодняшний день эти доллары — самое убедительно доказательство того, что угонщик, известный как Дэн Б. Купер, погиб. Фото: Reuters

Ремешок от гитары секрета не раскрыл

Пять лет тому назад, в 2011 году, некая Марла Уинн Купер передала ФБР кожаный ремешок от гитары, сделанный ее дядей. Госпожа Купер полагала, что ее дядя и является загадочным угонщиком «Боинга».

По ее словам, дядя, собиравшийся решить возникшие финансовые проблемы семьи, куда-то уехал в 1971 году накануне Дня Благодарения, а позже вернулся с многочисленными травмами. При этом он якобы признался своему брату, отцу Марлы Уинн, что совершил угон самолета.

Марла Уинн Купер рассказала, что своего дядю в последний раз видела в 1972 году, но он, по ее словам, благополучно прожил более четверти века, скончавшись в 1999 году.

Предоставленный женщиной ремешок, однако, оказался непригоден для исследования, так что подтвердить или опровергнуть новую версию так и не удалось.

За прошедшие 45 лет угонщик Купер превратился в США в культурный феномен. Его имя и история упоминаются во множестве книг, фильмов и сериалов. Авторы некоторых из них предлагают свои варианты разгадки тайны этого преступления.

Все это, однако, не имеет никакого отношения к реальности. Федеральное бюро расследований США решило, что дальше его агентам походить на персонажей «Секретных материалов» не к лицу. Загадка господина Купера окончательно отдана в руки энтузиастов-любителей. Возможно, им повезет больше.

Четыре года назад бесследно исчез малайзийский «Боинг», летевший из Куалу-Лумпура в Пекин. Поиски до сих пор не дали никаких результатов [инфографика]

В начале года начались новые поиски малайзийского "Боинга".Фото: ru.wikipedia.org

Изменить размер текста: A A

В начале года начались новые поиски. Малайзийское правительство подписало договор с одной из американских фирм, которая выделила судно, способное осуществлять глубоководные исследования. Договор составлен довольно интересно: нет результата - нет оплаты. Если в течение 90 суток данное судно не найдет ничего, то малайзийцы не заплатят ни цента. Если что-то будет найдено, то поисковиков ждет награда в 70 миллионов долларов. Притом что поиски этого самолета уже обошлись в 160 миллионов. Они стали самыми дорогими за всю историю гражданской авиации.

- И самыми загадочными...

О да. Ведь поисковое судно тоже исчезло...

- Вот это поворот!

Спокойно! Оно нашлось через трое суток: кто-то отключил на нем системы слежения (как на самолете, который они искали). Зачем - не ясно.

- Что конкретно они ищут?

Прежде всего «черные ящики». Надежда, правда, только на регистратор технических параметров. На речевом, похоже, ничего нет - каждые два часа запись идет поверх старой. За семь часов полета аудио было стерто трижды.

Шел по границе

- Тревогу подняли не сразу?

Ее подняли только через 5 часов, когда борт не пришел по расписанию в Пекин . Очень интересное место исчезновения радиолокационных меток. Это границы районов полетной информации Малайзии и Вьетнама .

- То есть граница секторов ответственности диспетчеров. Каждый думал, что самолет находится в чужой зоне?

Не совсем так. При окончании радиосвязи с малайзийским диспетчером экипаж попрощался. И диспетчер Малайзии был совершенно уверен, что борт перешел на управление к вьетнамскому центру. Вьетнамский же диспетчер 18 минут ждал, когда «Боинг» выйдет к нему на связь.

- Но ведь по международным правилам он должен был объявить особый режим уже через 7 минут!

Бывает, что радиостанции не хватает диапазона действия. Это ежедневно повторяющаяся ситуация. Но и через 18 минут тревогу не подняли. Вьетнамский диспетчер просто позвонил малайзийскому и спросил: «А где же ваш борт? Почему мы его не наблюдаем?» Диспетчеры Малайзии позвонили в производственно-диспетчерскую службу своих авиалиний - у них должна быть прямая связь с пилотами. Технари ответили: все нормально, самолет уже над Камбоджей . Но установили они это гипотетически - просто прикинув по часам, где он должен быть. В общем, так и гадали, пока Пекин не поднял тревогу. Искать начали в точке, где пропала связь... И лишь через несколько суток подняли информацию с военных локаторов, установив, что самолет не упал, а в момент пересечения воздушной границы просто вырубил связное и опознавательное оборудование. Но «Боинг» оставался в воздухе, потому на радаре имелась соответствующая метка. По ней невозможно было определить эшелон и скорость, только траекторию движения. И тут поняли, что ни в Камбодже, ни во Вьетнаме борт не был. После отключения связи он развернулся обратно в сторону Малайзии, пересек ее, взял курс на северо-запад , дошел до Андаманского пролива и там исчез из поля зрения военных локаторов. Причем шел он точно по воздушной границе Малайзии и Таиланда .

Управление извне

- Все эти данные говорят о злом умысле?

Я уверен в этом.

- И злоумышленник находился на борту?

А вот в этом до конца уверенным быть нельзя.

После теракта 11 сентября 2001 года фирма «Боинг» задумалась, как не позволить террористам, захватившим кабину самолета, натворить трагических дел. Так был придуман автопилот, которым можно управлять извне.

- Самолет в этом случае превращается в гигантский дрон?

Примерно. Система внешнего управления была разработана, опробована...

- ...и установлена на данный самолет?

А вот здесь еще одна загадка. Узнать, был ли такой автопилот именно на том «Боинге», не удалось. Мы внимательно изучили объемный доклад расследователей. Там не одна сотня страниц. И ни слова об автопилоте. Хотя очень многие журналисты этот вопрос задавали. Но фирма так и не ответила.

Но если на данном «Боинге» стояло дистанционное управление, кто-то мог его взломать и увести самолет туда, куда ему необходимо?

Это одна из версий.

Странности командира

Давайте рассмотрим другую версию. У следователей возникло много вопросов по поводу командира воздушного судна - Захарии Ахмад Шаха...

Слишком много фактов, которые не могут быть простым совпадением... Вообще человек, который угнал этот «Боинг», не был похож на террористов 11 сентября, которые обладали лишь азами управления. Этот угонщик имел огромный опыт пилотирования. Естественно, подозрение сразу пало на капитана. Чтобы отключить все следящее оборудование, надо знать, как это сделать. Надо знать, что «Боинг» можно «спрятать», если идти точно по границе Таиланда и Малайзии...

- А еще в подвале у Шаха нашли профессиональный авиасимулятор!

Ну в этом-то я не вижу никакого криминала. Есть летчики, настолько влюбленные в профессию, что им мало летать в воздухе. Они постоянно совершенствуются, создают себе сложные ситуации на тренировках, чтобы быть готовым к ним в реальности...

- Капитан «Боинга» какие-то очень странные полетные ситуации проигрывал...

Вы правы. Удалось восстановить некоторые файлы, которые он стер на компьютерном симуляторе. Несколько файлов касались полетов над Индийским океаном и посадки на пять разных островов... В отчете они не названы. Но многие специалисты сходятся во мнении, что одним из них мог быть остров Диего-Гарсия, где расположена американская военная база с огромным аэродромом. И там есть ангары, в которых легко можно спрятать «Боинг-777».

- Странно...

Не то слово! А не странно, что за несколько дней до отлета в последний рейс капитан Захария стирает всю информацию со своего симулятора? Кроме того, любимой дочери, которая живет в Австралии , опять же незадолго до полета он переводит значительную сумму - якобы для покупки дома.

Есть еще странный факт. Этот человек был мусульманином. И за год перед исчезновением самолета порвал с исламом. Об этом мало кто знает.

- Перешел в другую веру?

Скорее стал атеистом - по многим причинам. Здесь что важно? В других религиях, как нам удалось выяснить, этот переход не настолько трагичен и болезнен, как у мусульман. Для мусульманина порвать с Аллахом - это колоссальный стресс. И если человек порывает со своей религией, то явно его внутреннее состояние не является безоблачным. На это наслоились проблемы в семье - все шло к разводу. И, наконец, скорая потеря работы маячила на горизонте: он планировал уволиться. А, как я уже говорил, человек был очень влюблен в свою профессию - недаром у него стоял авиасимулятор дома. Три потери сразу - семья, работа, вера. Мало кто выдержит. Ну и в довесок - разочарование политического плана. В интернете есть фотография капитана в футболке, на которой написана дата выборов в Малайзии и фраза: «Демократии больше нет». У пилота, кстати, был дальний родственник, который как раз являлся одним из руководителей местной оппозиции. И которого власти сильно обидели: этот человек попал под суд за гомосексуализм. И вроде как были разговоры, что так его убрали конкуренты политические. Возможно, эту обиду на власть разделял и капитан.

- Достаточно, чтобы подозревать пилота...

Пожалуй! Но и это еще не все! Когда расследователи изучали тренировки капитана на авиасимуляторе, то, кроме уже указанных маршрутов в Индийский океан, были еще более странные... Он намеревался пролететь над центральной частью Куала-Лумпура . Там расположена высокая телебашня и знаменитые малайзийские башни-близнецы Петронас. Так вот, ник этого капитана на тренировках звучал как «Башни-близнецы-777».

- Он что, планировал таран, как в 2001 году в США?

Об этом страшно говорить, но данную версию тоже нельзя сбрасывать со счетов. Судя по восстановленной информации тренажера, он рассматривал два варианта - полет в Индийский океан и полет в центр Куалу-Лумпура.

- В итоге, похоже, выбрал океан...

Борт - меньше иголки

- Почему самолет не нашли до сих пор? Или это как искать иголку в стоге сена?

Если сравнивать размеры самолета с площадью поисков, то сравнение с иголкой некорректно. Самолет в данном случае - гораздо меньше иголки. Да, есть системы слежения, спутники, радары, но все это направлено на области постоянных маршрутов. Никто не ставит задачу отслеживать перемещения самолета в южной части Индийского океана, где не летает никто. Бесполезно и дорого.

- Но шанс, что найдут бортовые самописцы, все-таки есть?

Шанс есть. Борт, можно уже определенно сказать, разломился на отдельные составляющие при контакте с водой, поскольку флаперон (часть крыла. - Ред.) нашли на побережье острова Реюньон и потом еще находили обломки на побережье Африки и близлежащих островов. Точно установлено, что эти фрагменты принадлежат именно пропавшему «Боингу-777». Значит, самолет просто упал. Скорее всего, из-за того, что закончилось топливо. Из пассажиров к тому времени, скорее всего, в живых никого не осталось.

- Кто же их убил?

Возможно, тот, кто захватил управление. Он мог умышленно разгерметизировать самолет на большой высоте - просто сбросив давление в салоне. В таком случае количество кислорода в воздухе уменьшилось настолько, что люди стали массово терять сознание, а позже - погибать из-за гипоксии.

- Но тогда и угонщик должен был погибнуть!

А вот он мог быть в сознании до последнего момента. Есть еще одна странность. Перед отлетом капитан попросил заправить до отказа кислородную систему «Боинга». Это те баллоны, которые питают кислородные маски при аварийной ситуации.

- Это кислород и для экипажа, и для пассажиров?

Ничто не мешало не пустить кислород пассажирам, а оставить только для себя. Технически это возможно.

- То есть угонщик собирался лететь куда-то очень долго?

Возможно. Но пока мы точно можем сказать только одно. Кто-то целенаправленно увел самолет в самый медвежий угол Индийского океана, очень профессионально спланировав эту спецоперацию. Кто, зачем, почему? Ответы на эти вопросы сейчас и ищут на дне океана...

В ТЕМУ

Другие версии пропажи MH370

✔ Угон спецслужбами третьего мира с целью захвата летевших этим рейсом 20 китайских и малайзийских специалистов, разрабатывавших микрочипы для военной техники.

✔ Угон террористами-камикадзе для атаки военной базы США , где был сбит на подлете.

✔ Столкновение с НЛО .

✔ Похищение инопланетянами.

✔ Провал во времени (как в Бермудском треугольнике).

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Самые загадочные исчезновения самолетов

2003 год. «Боинг-727». В аэропорту Луанды (Ангола ) аэробус без пассажиров внезапно вырулил на взлетную полосу и, не выходя на связь с диспетчерами, пошел на взлет. Удачно оторвавшись от земли, он вскоре скрылся из виду. На борту в это время находились два человека - авиамеханик Бен Падилья и пилот частных легкомоторных самолетов Джон Мутанту. Однако никто из них не умел управлять самолетами такого класса. Оба спеца пропали без вести. Как и сам аэробус.

1979 год. «Боинг-707». Грузовой самолет исчез с радаров через полчаса после вылета из Токио в Рио. На борту находились 153 картины художника Манабу Мабе стоимостью около двух миллионов долларов. До сих пор ничего не известно о самолете, картинах и шести членах экипажа. Одна из версий - воздушное ограбление.

1962 год. Super Constellation. Военно-транспортный самолет перевозил армейский персонал из Вьетнама в США. Таинственно исчез над Тихим океаном в районе Гуама . Без вести пропали 96 пассажиров и 11 членов экипажа.

ЕСТЬ ВЕРСИЯ

Пропавший малайзийский Боинг угнали на американскую военную базу?

Свою версию «загадки века» высказал президент Института научных исследований третьего тысячелетия Илья Белоус

В конце июля 2015 года на французском островке Реюньон в западной части Индийского океана нашли обломки малазийского Боинга-777.Того самого, что 8 марта 2014 г вылетел из Малайзии в Китай и бесследно исчез. На борту было 239 человек. Эта катастрофа уже становится тайной века, покрытой мраком вод. А французский эксперт Жан Серра и вовсе назвал ее «самой большой загадкой во всей истории мировой авиации".

Мужчина в костюме занял свое место на борту «Боинга-727», заказал бурбон и содовую. Казалось бы, ничего примечательного в этом не было, но именно так начался единственный в истории коммерческой авиации США нераскрытый случай угона самолета. Обычно авиапират быстро попадает в тюрьму или на тот свет, однако почти полвека назад неизвестный просто выпрыгнул из летящего самолета с деньгами и исчез. Прошло 47 лет, дело официально сдано в архив, но есть энтузиасты, которые считают, что расшифровали секретные послания, наконец-то докопались до правды и установили личность загадочного угонщика. изучила невероятную историю, к которой могли приложить руку американские спецслужбы.

Обычный спокойный пассажир

Около полудня 24 ноября 1971 года ничем не выделяющийся мужчина подошел к стойке авиакомпании Northwest Airlines в аэропорту Портленда в штате Орегон. За наличные деньги он купил билет на имя Дэна Купера на рейс номер 305, направляющийся в Сиэтл (штат Вашингтон). В тот раз самолет был заполнен примерно на треть: шесть членов экипажа плюс 37 пассажиров. Полет должен был занять около получаса.

Поднявшись на борт, Купер занял свое место - 18С, в конце самолета. Это был тихий мужчина в деловом костюме, белой рубашке и черном галстуке, ростом около 180 сантиметров, на вид около 45 лет - вполне типичный бизнесмен. В ожидании полета он заказал себе выпить и вроде даже закурил, а буквально через десять минут после того, как самолет оторвался от земли, передал сидевшей неподалеку бортпроводнице клочок бумаги. Та решила, что это номер телефона одинокого предпринимателя, а потому убрала ее не читая. Однако тот вновь привлек ее внимание: «Мисс, вам лучше взглянуть на записку. У меня бомба».

Купер вынудил шокированную стюардессу сесть рядом, а затем приоткрыл свой портфель. В нем она увидела провода и красные блоки и убедилась: «бизнесмен» не шутит. Через нее он передал свои требования капитану самолета. Список был короткий: четыре парашюта и 200 тысяч долларов. Впрочем, он уточнил : парашюты должны быть не военными, а гражданскими, без автоматического раскрытия, а деньги - 20-долларовые купюры без отметок. А еще авиакомпания должна дозаправить самолет по прилете.

По тем временам сумма в 200 тысяч была огромной: автомобиль продавался в среднем за 3,5 тысячи, а галлон бензина стоил 36 центов. С учетом инфляции запрошенный выкуп в 2018 году составил бы немногим более 1,2 миллиона долларов. На требования Купера согласились, экипажу посоветовали выполнять все приказы злоумышленника. Кстати, бортпроводницы описывали мужчину, сразу же надевшего солнечные очки, как спокойного, вежливого и начитанного, в отличие от захватчиков «отвезите-меня-на-Кубу». По их словам, он легко узнавал местность, над которой пролетал самолет.

Купер хотел, чтобы все запрошенное уже ждало его на аэродроме, поэтому пассажирам объявили, что придется некоторое время кружить над аэропортом «из-за технической неисправности». Купюры собирали по всем банкам Сиэтла, и «Боинг» приземлился лишь через пару часов.

После приземления самолет встал на отдаленной, но освещенной части полотна. Свет внутри приглушили, шторки на окнах опустили, опасаясь снайперов. Деньги и парашюты Куперу принес сотрудник авиакомпании, и после их проверки пассажиры и две бортпроводницы были отпущены. Оставшимся террорист не давал расслабиться: с обещанной дозаправкой затянули из-за поломки, и он тут же напомнил о бомбе.

Оставшись с командиром, вторым пилотом, бортинженером и стюардессой, Купер выдвинул требования для нового полета: он хотел добраться до Мехико. Однако сделать это нужно было не как обычно, а при определенных условиях. Так, лететь следовало как можно медленнее и ниже - максимум на высоте в три тысячи метров, хотя стандартно полеты на длинные дистанции проходят примерно на 10-11 тысячах. Также он потребовал не убирать шасси, опустить закрылки на 15 градусов, и чтобы кабина не находилась под давлением. Задний трап самолета (а у «Боинга-727» он располагается под хвостом) должен был быть опущен. От последнего условия угонщика вынудили отказаться: слишком рискованным был бы взлет. Поскольку при выполнении остальных требований топлива до Мехико не хватило бы, Купер согласился сделать еще одну дозаправку в городе Рино, штат Невада.

Самолет взлетел почти в восемь вечера. Его сопровождали два военных истребителя, причем летели они над и под «Боингом»: так их было невозможно заметить из салона. После взлета Купер приказал единственной оставшейся с ним стюардессе запереться в кабине с пилотами, а затем самостоятельно опустил задний трап. К тому времени уже стемнело, лил дождь. Минут десять ничего не происходило, затем задняя часть самолета дернулась, и экипажу пришлось стабилизировать воздушное судно. Через два часа борт приземлится в Рино, его обыщут полицейские, но ни Купера, ни денег там уже, конечно, не будет.

Угонщик Шредингера

В современном мире подобная ситуация кажется абсурдом: ну как человек без документов мог купить билет на самолет, да еще и пронести бомбу в портфеле? Однако в начале 1970-х аэропорты не слишком отличались от нынешних автобусных станций: не было ни пристально следящих за всем служащих транспортной безопасности, ни вынюхивающих взрывчатку собак, ни даже рамок на входе. Постепенно охрану усиливали, но зайти внутрь мог кто угодно: к примеру, люди, пытающиеся стрельнуть у пассажиров мелочь. А сообщения о захвате самолета в той или иной стране появлялись почти ежемесячно.

Благодаря этому Дэну Куперу и удалось провернуть свой план. Кстати, в историю из-за ошибки СМИ он вошел под именем Ди Би Купер (D.B. Cooper). Оба эти имени, впрочем, оказались фальшивыми. Считается, что имя могло быть взято из комикса про канадского военного летчика.

Как бы ни звали угонщика, сразу после произошедшего на него началась настоящая охота. Ее масштабы поражали: целые районы прочесывались как с земли, так и с воздуха, проверялись все дома и квартиры, агенты даже имитировали полет самолета и скинули с него 90-килограммовый груз, изображавший преступника. Предполагаемым местом приземления преступника были окрестности озера Мервин в штате Вашингтон, однако никаких следов его присутствия там не обнаружили.

После себя мужчина оставил в самолете лишь неиспользованные парашюты, галстук с зажимом и 66 отпечатков пальцев. Однако, как выяснится через много лет, практически все они были непригодны для опознания. Впрочем, с зажима затем получат образцы ДНК, но они не совпадут ни с одним из подозреваемых. В ФБР позднее поясняли , что частички могли вообще не принадлежать угонщику: он мог одолжить галстук у кого-то или купить подержанный.

Зацепкой были и приходившие в первое время письма, якобы отправленные угонщиком в разные газеты. В них неизвестный писал, что Дэн Купер - вымышленное имя, что он жив и смог победить систему и «глупое правительство».

«Я должен был как-то применить то, чему меня научил дядя [Сэм], и вот он я - очень богатый человек», - говорилось в одном послании. Однако выяснить ничего не удалось. Отмечали и еще один момент: на фотороботах был темноволосый и темноглазый мужчина среднего возраста, а некоторые очевидцы говорили о неестественных волосах - то есть парике и даже макияже.

Первоначально спецслужбы считали, что таинственный Купер имел опыт прыжков с парашютом или был десантником. На этом строился и список подозреваемых. «Через несколько лет мы пришли к выводу, что это не так. Ни один опытный парашютист не прыгнул бы в темную-темную ночь с дождем и ветром, который бьет в лицо со скоростью 320 километров в час, в мокасинах и пальто. Это было слишком рискованно», - рассказывал агент Ларри Карр, отвечавший за это дело с 2006-го по 2016 год.

В результате в ФБР начали склоняться к версии, что угонщик не выжил при прыжке и либо разбился, либо утонул: парашютом практически невозможно было управлять, а одежда была неподходящей для грубой посадки, особенно в лесистой местности. Эта теория получила косвенное подтверждение через девять лет. В 1980 году ребенок нашел на берегу реки Колумбия пакет с полусгнившими 20-долларовыми купюрами (всего 5,8 тысячи). Следствие по серийным номерам банкнот подтвердило: это часть суммы, затребованной Купером. Остальные деньги до сих пор не обнаружены.

Ульяновск, 13 июля – АиФ в Ульяновске. Военное руководство страны в те дни обратилось с письмом к президенту России с просьбой объявить в стране общенациональный траур по погибшим и принять меры по увековечению их памяти. Но шел 1993 год: расстрел Белого дома, танки в Москве. Тогда было не до них.

В те годы статус российского пограничника не был определён международными договорами. Солдаты России сражались не на жизнь, а на смерть, не понимая, ради чьих интересов.

Помнила ли о них страна о своих воинах, защищала ли их, - долгое время правда об этом была интересна небольшому кругу людей. Потом её начали собирать по крупицам – из кадров кинохроники, из скупых рассказов очевидцев. Так её собирал житель Старой Майны Николай Захарчев. В его материале – уникальные факты о трагедии, разыгравшейся на заставе Саригоры 13 июля 1993 года.

Забытые своей страной

Республика Таджикистан в 1993 году была уже независимым государством и лакомым кусочком для афганских властей: талибам нужно было расширять сферы своего влияния и искать новые рынки сбыта наркотиков. Проблема была в одном – на таджикско-афганской границе стояли российские пограничники. Попытка обстрела и захвата погранзаставы была предпринята на участке Пянджского погранотряда.

Тяжело было в те годы российским пограничникам. Москвич Д.Дружинин, служивший на 12 заставе, вспоминает:

« Последняя зима заставы была очень трудной. Не было солярки, дров, угля, почти не было продуктов. Мука тоже кончалась. На обеды шел сухпай. Однажды вместо продуктов прислали «Урал» с солью. Полную машину. Бортом закинули две бочки керосина и его мешали с маслом, чтобы дизель хоть как-то мог работать – по два часа в день, чтобы зарядить батареи для радиостанций. На дрова разобрали нижний склад. В спальне сложили печку, обложив металлическую буржуйку кирпичами. Но застава службу несла. Какое кому до нас было дело? Было ощущение, что про нас просто забыли… Понимаю, что для страны это были тяжелые времена, но оставить нас без снабжения вообще!?»

Именно на этой заставе и служил сержант Кологреев.

Как не помнить Кологреича, вспоминают те, кто служил с ним, он был крепким и выносливым. Однажды в разведывательно-поисковой группе он тащил "двухсотку" к пулемёту. И когда пулемётчик уже стал «скисать», он еще и его патроны забрал себе, чтобы другу было легче.

На заставе многие беззлобно подшучивали над его оттопыренными ушами, а он смеялся и говорил: «Ну что, такого вот меня мамка родила!».

Моджахеды выступают

Многие утверждают, что 13 июля 1993 года на заставу напала банда. В нападении на Саригоры принимали участие 14 бандформирований и солдаты регулярной армии Афганистана - всего около 400 человек, на вооружении которых было 12 пулемётов, 4 безоткатных орудия, пять установок реактивного огня, 30 ручных гранатомётов, два миномёта. И все это против 48 пограничников.

Зажатая горами и простреливаемая с территории Афганистана застава Саригоры (в переводе – «яма в горах») представляла собой идеальную мишень. А помощь к пограничникам могла прийти только по одной дороге, которую моджахеды предварительно заминировали и устроили на ней многочисленные засады.

Глубокой ночью, в 3 часа 15 минут, оперативный дежурный Московского погранотряда получил данные о начале перемещения нескольких групп моджахедов возле пограничной реки Пяндж, и о готовящемся нападении на 11-ю заставу или другой, находящийся вблизи, погранпост. К этому времени связи с 12-ой заставой уже не было.

Саригоры под огнем

В 3 часа 50 минут на 12 заставе Саригоры забеспокоился пес Дик, и часовые заметили людей, идущих со стороны ущелья Каферкаш. На заставу обрушился шквальный огонь из пулемётов, безоткатных орудий, миномётов, гранатомётов и реактивных установок. Огонь вёлся со всех окружающих высот и с территории Афганистана.

… Экипаж БМП-2 даже не успел забраться в «броню», занял позиции у машины и долгое время отбивал атаки нападающих, которые отчаянно пытались её захватить. Все три члена экипажа боевой машины – Кусюнбаев, Николашкин и Халитов погибли в первые минуты боя. Но именно они приняли на себя огонь душманов и позволили пограничникам занять оборону по периметру заставы.

Начальник заставы Михаил Майборода приказал пограничникам занять круговую оборону и сам занял позицию возле ворот заставы, сдерживая душманов огнем из противотанкового гранатомета. Кроме него, пулеметный огонь вели рядовой Борин, рядовой Филькин и сержант Кологреев. Именно по этим пограничникам и был направлен основной огонь моджахедов которые пытались уничтожить в первую очередь пулемётные точки.

Как погибали ребята

Трижды душманы забрасывали гранатами окоп, в котором вёл огонь рядовой Сергей Борин. Но он, тяжело раненый, продолжал вести пулемётный огонь, заставляя нападающих вжиматься в землю. Брошенная граната буквально разорвала его на части.

Несколько раз был закидан гранатами и окоп Игоря Филькина. Но пограничник вёл бой, несмотря на тяжелые ранения. Когда у Игоря кончились патроны, душманы смогли подойти к нему со спины и выпустить в него два магазина патронов.

Юрий Кологреев вёл огонь из пулемёта, защищая свой объект – узел связи. В окопе сержанта Кологреева разорвались три гранаты-«эргэдэшки», оторвав ему осколками руку и ногу. Душманы подошли к истекающему кровью сержанту и расстреляли его в упор. Так описывает гибель нашего земляка военкор журнала «Пограничник». Но есть и другая версия, которую рассказали однополчане Юрия.

Кологреев и Елизаров

Когда все уцелевшие собрались в районе водонапорной бочки и решали, как прорываться, в районе собачника еще бил наш автомат. Там сержант Елизаров вёл свой последний бой. Когда начался бой и экипаж БМП-2 начал отбивать атаки душманов, он, уже раненый, поспешил на помощь экипажу, а после его гибели отошел к вольерам служебных собак и занял оборону там.

Володя Елизаров, командир отделения службы собак, был лучшим другом Юрия Кологреева на заставе. Взяв патроны и для себя, и для него тоже, Юра направился к собачнику, попросив ребят немного подождать, пока они с Елизаровым прорвутся. Он пошел по окопу в сторону нижнего склада, и в этот момент духи опять начали сильный обстрел и под прикрытием стали прыгать в окоп. Кологреев свалил двоих, и, махнув рукой, побежал к собачнику. Больше живым его не видели.

А сержант Елизаров, будучи смертельно раненым, сдерживал нападение душманов несколько часов. Когда заставу освободили, то возле питомника было обнаружено 16 трупов афганских боевиков.

Душманы, видя отчаянное сопротивление сержанта, забросали его окоп гранатами и только после этого смогли добраться до него. Еще живому, но раненому Елизарову боевики отрезали голову и бросили её в вольер собакам.

Прорыв

Начальник заставы Михаил Майборода погиб в начале боя после того, как ему осколками был поврежден позвоночник. За три дня до этого боя Михаилу исполнилось 25 лет.

Лейтенант А.Мерзликин, который принял на себя командование, вспоминал потом: «Застава вела бой до тех пор, пока не кончились патроны и гранаты. После того, как стало ясно, что в ближайшее время помощи ждать неоткуда, а тем, кто останется на заставе грозит неминуемая гибель, я принял решение прорываться. В минуту недолгого затишья собрал всех оставшихся в живых бойцов, рассказал о своем решении. Несколько человек, которым было трудно передвигаться самостоятельно, добровольно предложили прикрыть наш отход…»

В 14.20 группа оставшихся в живых пограничников начала прорыв сквозь окружение. Бой уже шел около 11 часов. Все были ранены, патронов практически не было, у многих в магазине оставалось всего лишь по три-пять патронов. Лейтенант Мерзликин был контужен. Выйдя к своим, он затруднился даже вспомнить фамилии пограничников, геройски погибших на заставе. Да что фамилии, если, услышав вопрос журналиста «Сколько вам лет?», он повернулся к рядом стоящему бойцу и спросил: «Сколько мне лет?». Ему было 24 года.

Как шла помощь

Сразу же после нападения на 12-ю заставу из погранотряда вышла группа поддержки. Её командование взял на себя начальник отряда майор Масюк. Он приказал лётчикам поднять в воздух вертолёты. В них погрузили весь оставшийся в отряде резерв - всего сорок одного бойца. В направлении высоты Иол, где находится 13-я застава, выдвинулась бронеколонна.

В начале девятого утра резерв прибыл на соседнюю с Соригором, 13-ю заставу. Здесь их ждали еще 32 человека на двух «бэтээрах» - бойцы мотоманевренной группы и заставы «Иол» . Всего на помощь «Саригору» вышло 73 пограничника. В это же время из Куляба подошла группа поддержки - 18 человек 201-й мотострелковой дивизии. Их сопровождала самоходная зенитная установка «Шилка». Начали медленно спускаться по единственной дороге, ведущей через кишлак Саригоры, на 12-ю заставу... Дорога оказалась заминирована. При попытках разминировать со скал стали раздаваться прицельные залпы – засада.

До заставы оставалось всего четыре километра. Но колонна, идущая на помощь, шла эти километры черепашьим шагом. Когда стало ясно, что вся дорога нашпигована современными минами, вдоль дороги устроены засады, а на заставу Саригоры совершено не просто нападение, а идёт вооруженное вторжение афганской армии в Таджикистан - экипажи танка и БТР, принадлежащие силам Комитета Национальной безопасности Таджикистана, наотрез отказались идти дальше. Бронетехника армии Таджикистана, не сделав ни единого выстрела, повернула обратно.

Силы гвардии Республики Таджикистан, замыкавшие колонну резерва, как только тот напоролся на засаду, тоже отказались идти на помощь оборонявшейся заставе.

Мёртвая застава

В 15 часов десантно-штурмовая группа Московского погранотряда под командованием капитана Басманова уничтожила последний пулемётный расчет душманов на дороге к заставе. Помощь, наконец, пришла, но помогать уже было некому… Застава была разрушена до основания. На земле валялись приборы ночного видения и оставленные душманами автоматы и гранатомёты. В окопе, склонив голову на бруствер, лежал лейтенант Майборода. На его плече – убитый рядовой Куликов. В окопах, на склонах, по территории – повсюду тела погибших пограничников. «Изувеченные до неузнаваемости лица, - вспоминает старший лейтенант Федотов,- у многих выколоты глаза, оторваны руки и ноги, вспороты животы, вырезано сердце. На кистях вывернутых рук некоторых – глубокие следы от верёвок, и с головы до ног содрана кожа.». Душманы не взяли в плен ни одного пограничника, они издевались над телами погибших.

Всего погибло 25 наших ребят, а трупов бандитов на различных участках обороны заставы насчитали около восьмидесяти.

Груз-200

14 июля, утром, начальник медпункта Московского погранотряда (Московский - потому что штаб отряда находится в поселке Московский Кулябской области Республики Таджикистан) старший лейтенант Фаиз Халитов получил от майора Масюка приказ по рации: « Встречайте потери!..» Медики еще не знали, какие потери на заставе, разложили на взлётной полосе отряда 20 носилок.

Из приземлившегося вертолёта первым вышел, пошатываясь, зажимая рукой прострелянную грудь, сержант Евланов…и тут же упал от большой потери крови. Здесь же, на взлётке, всем раненым сразу же начали оказывать помощь…. Вздохнули облегченно: на границе бывали потери и пострашнее….

И тут, уже ближе к полудню, в отряд прилетел второй вертолёт с Саригоры. Вот как это описывает старший лейтенант Федотов:

« Второй борт сел тяжело. Выключенные двигатели заглушились практически сразу. Из-под еще неоткрытой двери капала кровь…. Опознать, кто есть кто было трудно. Обгоревшие, без глаз, кастрированные, задушенные удавками… Страшно.»

Таких потерь пограничные войска не видели с 1941 года.

Было не до траура

Юрий Кологреев был обыкновенным парнем. Таких сотни в Старой Майне - учился в школе, потом в СПТУ. Разве мог он подумать, что его именем назовут пограничную заставу? Что офицеры Среднеазитского погранокруга поставят на берегу пограничный реки Пяндж памятник, где будет и его фамилия? Что его имя минутой молчания будет вспоминать всё руководство страны во главе с президентом во Владимирском зале Кремля? Что его подвиг станет классическим примером боя с превосходящими силами противника. И его будут изучать слушатели Военной академии Генштаба? Вряд ли.

Недавно Российское телевидение показало фильм «Застава». Сюжет этого фильма основан именно на событиях произошедших 13 июля 1993 года на 12 заставе Саригоры Московского погранотряда.

Пограничники этой заставы не просто не дали нарушить государственную границу – они предотвратили то, что через несколько лет произошло в Чечне – всплеск международного терроризма.

Есть такое мнение, что сейчас уже идет третья мировая война. Война с терроризмом. Так вот первый бой этой войны произошел 13 июля 1993 года на 12 заставе Московского погранотряда.

След Саригоры

Имя ульяновца Дмитрия Разумовского, офицера спецподразделения ФСБ «Вымпел», погибшего в Беслане, когда выносил на своих руках детей из пылающей школы, многим известно. Но мало кто знает, что бой на заставе Саригоры резко изменил его жизнь.

Тогда Дмитрий служил там же, в Московском погранотряде начальником заставы десантно-штурмовой группы. Михаил Майборода был его лучшим другом. Даже своего сына Разумовский назвал в его честь – Михаилом. Дмитрий часто бывал на заставе своего друга, и наверняка был знаком со своим земляком из Старой Майны Юрой Кологреевым.

После боя на 12 заставе капитан Разумовский написал письмо руководству страны, где открыто сказал, что пограничники на афганской границе практически забыты страной и брошены ею. «Мы готовы и в будущем служить вам «пушечным мясом», - писал он,- вот только не знаем, ради каких интересов гибнут наши друзья. Где же твоя забота о русских, Россия?». Это письмо под заголовком «Кремль запретил мне мстить за друзей. Но я не выполню этот приказ» было опубликовано в «Комсомольской правде». После публикации Дмитрия Разумовского вызвали к командующему погранвойсками в Таджикистане и уволили в запас.

Через год он станет служить в «Вымпеле» и погибнет в Беслане.

Постскриптум

Указом Президента России № 1050 от 19 июля 1993 г. шести пограничникам заставы Саригоры присвоено звание Героя России, из них четверым – посмертно. Сержант Юрий Кологреев за проявленные мужество и героизм, награжден орденом «За личное мужество». Приказом министра безопасности РФ №413 от 1 ноября 1993 года заставе присвоено имя в честь павших. С того дня она именуется: 12-я пограничная застава имени 25 героев.

22 февраля 2008 года в Старой Майне торжественно открыли мемориальную доску, увековечившую подвиг Юрия Кологреева.

Я знал, что в России до этого не было памятных знаков погибшим в том бою, - рассказывает Николай Захарчев. - Деньги собирали ветераны погранвойск Беларуси, Украины, Казахстана, Москвы. Доску установили в здании Старомайнского технологического техникума Старой Майны, где учился Юра.

Для того, чтобы все получилось как можно лучше, очень много сделал директор техникума Владимир.Алексеевич Ильин, который в свое время учил Юру.

Кстати, доска установлена очень символично. Сейчас это здание техникума, где учился Юра, а раньше там была начальная школа, куда он ходил. И ближайший кабинет рядом с мемориальной доской – это его класс.

У родителей Юры не было ни одной фотографии с заставы. Даже на могильную плиту сделали плохонькую фотографию в армейской ушанке с учебки. Но буквально за несколько дней до открытия Дима Дружинин (служил с Юрой) написал, что нашел несколько фото с заставы, где есть Юра. Мы отпечатали эту фотографию и вручили отцу прямо на церемонии открытия мемориальной доски. Он даже и представить не мог, что такое возможно!

Другим важным событием на открытии было видеообращение к родителям Юры Героя России Андрея Мерзликина, который в том бою взял командование заставой на себя. Земляки Юры и его родители первый раз услышали о нем из уст человека, с которым он сидел в одном окопе, из уст командира.

Андрей Мерзликин в своих воспоминаниях говорил, что во время боя был уверен, что останется жив. Может быть, эта вера и помогла выжить.

Мама Юры Кологреева вспоминает, как он просил ее приехать на присягу в Самару, «пока есть возможность увидеться, а то приеду домой в цинковом гробу». Одноклассница Юры тоже вспоминала, что когда встретила его в последний день перед отправкой в армию, они поговорили и он признался ей, что чувствует: из армии живым не вернется….

МОСКВА, 11 дек — РИА Новости. Продолжавшееся более полугода на казахстанско-китайской границе, унесшей жизни 15 человек, ожидаемо завершилось вынесением сурового приговора единственному оставшемуся в живых пограничнику. Во вторник суд признал обвиняемого Владислава Челаха виновным и назначил ему наказание в виде пожизненного лишения свободы в колонии особого режима.

Сам обвиняемый заявил, что признательные показания, послужившие основой обвинения, были даны под давлением следствия. Родственники обвиняемого намерены опротестовать приговор.

Бойня на заставе

Десятого мая военнослужащие 3-го пограничного отряда Пограничной службы численностью 15 человек, из них один офицер, трое военнослужащих по контракту и 11 военнослужащих срочной службы, заступили в наряд по охране государственной границы на временном пограничном посту "Арканкерген". Пост расположен в горах на высоте около 3 тысяч метров вдали от населенных пунктов. До районного центра города Ушарал 224 километра.

Из-за потери связи 30 мая на пост был направлен пограничный дозор, который по прибытии на место обнаружил сгоревшие здания казармы, дома офицерского состава и хозяйственных построек. На место инцидента на вертолете вылетела оперативная группа в составе командования погранотряда, представителей военной прокуратуры, территориальных органов национальной безопасности и внутренних дел.

В результате осмотра в сгоревших казарме и офицерском доме . Один обгоревший труп находился на берегу протекающей рядом реки. В расположенном поблизости охотничьем домике было найдено тело егеря, убитого несколькими выстрелами из автомата

"Это были трупы азиатской национальности, я облил их бензином и поджег", — сказал он, добавив, что не убивал своих сослуживцев и егеря. Защита Челаха настаивала, что на месте происшествия было обнаружено 18, а не 15 трупов, как утверждает следствие.

Однако признаков нападения на пост извне следствием установлено не было.

Подсудимый отверг предъявленное ему на суде обвинение в дезертирстве. Кроме того, Челах сказал, что не брал вещей своих сослуживцев, и отверг обвинение в краже секретных документов. Пограничник признал, что взял карту местности, но не знал, что она была секретной

В конце прошлой недели пограничник , мотивируя это тем, что судья не может вынести справедливый приговор.

Гособвинение попросило суд , отметив, что не видит в деле обстоятельств, смягчающих уголовную ответственность.

Во вторник специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам приговорил Владислава Челаха , а также частично от ряда потерпевших о возмещении материального и морального вреда.

В частности, суд удовлетворил иск войсковой части №2484, где проходил службу Челах, о возмещении материального ущерба в размере свыше 7,8 миллиона тенге (около 52 тысячи долларов), нанесенного в ходе пожара на заставе "Арканкерген". Кроме того, суд частично удовлетворил иски пяти потерпевших, предъявивших Челаху требования о возмещении морального вреда. Согласно решению судьи, Челах должен выплатить каждому из заявителей по пять миллионов тенге (около 33 тысяч долларов)..

Родственники пограничника Челаха , заявила мать осужденного Светлана Ващенко.

"Мы будем не только обращаться в Верховный суд, но и в другие какие только есть инстанции и организации. Пусть они не думают, что у нас руки опустились. Я знаю, что сын мой невиновен. Мы будем опротестовывать приговор", — сказала она после оглашения приговора.