Тоска кр содержание. Рассказ «Тоска. Шеф полиции ищет беглеца

В январе 1886 года в «Петербургской газете» было опубликовано произведение «Тоска» (Чехов). Краткое содержание рассказа приведено в этой статье. Знатоками литературного творчества Антона Павловича Чехова «Тоска» признается лучшим его произведением в начальном периоде творчества писателя. К этому времени автор уже был знаком широкой публике своими юмористическими рассказами. Это же творение совершенно другого склада. В нем говорится о равнодушии и черствости людей, не способных проникнуться чужим горем, об одиночестве и беззащитности бедного пожилого человека. Сложно сказать, что именно натолкнуло молодого сатирика на написание такого произведения. Возможно, что стимулом для этого стала его поездка в Петербург в 1885 году, где он окунулся в совершенно новую жизнь. Итак, рассказ «Тоска» (Чехов): краткое содержание творения автора.

Попытка Ионы рассказать о беде военному

Главный герой рассказа – бедный извозчик Иона Потапов – неделю назад схоронил своего сына. На душе у него смятение и тоска. Ему хочется с кем-нибудь поговорить о своем горе. На дворе зима. Извозчик сидит на козлах, сгорбившись. Его и лошадь засыпает снегом. В это время Иону окликает военный и велит везти его на Выборгскую улицу. Этот пассажир становится первым, кому Иона пытается поведать о смерти сына. Два раза в темноте повозка главного героя едва не столкнулась с кем-то. Это очень сердит военного, который спешит по своим делам. Ему совершенно нет дела до чужого горя. Прибыв на место, пассажир покидает своего извозчика. Иона вновь сидит, сгорбившись, и ждет новых седоков. Здесь приведено краткое содержание. «Тоска» (Чехов) – это рассказ, который нужно обязательно прочитать в полном объеме. Ведь проблемы человеческого равнодушия, которые он поднимает, актуальны и в наши дни.

Иона и веселые молодые... люди

Вскоре его окликают трое веселых подвыпивших молодых людей. За небольшую плату они уговаривают извозчика доставить их на место. Иона согласен, ему все равно кого везти и за сколько. Лишь бы были собеседники. Этим людям он также пытается поведать о своем горе. Один из седоков коротко отвечает ему: «Все помрем». А второй спрашивает, есть ли у него жена. На этот вопрос Иона отвечает, что жена его – это могила. Главному герою хочется услышать слова утешения от людей. Но молодежь занята своими делами. Седоки ругаются и велят ехать Ионе побыстрее. Прибыв на место, они покидают извозчика. Рассказ «Тоска» (Чехов), краткое содержание которого здесь приведено, – крик автора о необходимости сочувствия и сопереживания со стороны окружающих человеку, который в это нуждается.

Единственный слушатель Ионы

Вновь герой остается один. Его сердце сжимается от тоски. Несмотря на небольшой заработок в этот день, он отправляется домой, где живут такие же извозчики. Там Иона пытается заговорить с товарищем. Но тот отворачивается к стенке и вскоре засыпает. После этого извозчик идет в конюшню, чтобы накормить лошадь сеном. Здесь он рассказывает о своем горе. Лошадь молчит, смотрит не него умными глазами. Кажется, что животное понимает его. Рассказ «Тоска» (Чехов), краткое содержание которого дано в этой статье, заканчивается исповедью Ионы своей лошадке. Чудовищным кажется то, что не нашлось ни одного человека, способного выслушать и пожалеть его. Все попытки извозчика поведать о смерти своего сына наталкивались на стену непонимания и равнодушия.

О людском эгоизме и черствости повествует произведение «Тоска» (Чехов). Краткое содержание рассказа вряд ли сможет передать всю глубину переживаний главного героя. Я советую прочесть его в полном объеме.

Человеческое равнодушие и абсолютная нечувствительность к боли и душевным терзаниям других людей не раз становились главными темами в произведениях многих классиков. Рассказ Чехова «Тоска» является одним из таких. В нем просто, но в то же время, очень глубоко переданы страдания одного извозчика, которому и хотелось бы рассказать о них хоть кому-нибудь, да вот только никто не хочет выслушать. И, в конце концов, оказывается. Что даже животное милосерднее человека.

В центре повествования – самый обычный извозчик, он беден, устал и растерян. Это типичный образ «маленького человека», которого никто не замечает и на которого, по сути, всем наплевать. Зовут героя рассказа Иона Потапов, и это само по себе удивительно, потому что обычно таким имена и, тем более, фамилии таких людей никому не интересны, и в произведениях не упоминаются.

Итак, сидит Иона Потапов в своей повозке и ожидает, когда же кто-нибудь воспользуется его услугами. Тут же стоит и запряженная лошаденка, которая, кажется, о чем-то думает. Да и как не думать существу, оторванному от знакомого с детства плуга, от родных деревенских просторов и переброшенному в чуждый городской мир вечно куда-то спешащих людей. Так и стоят эти двое, дожидаясь работы и глубоко погрузившись в собственные размышления.

Первым просит его подвезти до нужного места (улицы Выборгской) богатый барин. И вот ему-то и решает Иона рассказать о своем горе, и тут читатель впервые сталкивается с этой самой тоской. Оказывается, неделю назад у извозчика умер сын, и растерянному отцу необходимо высказаться, излить свое горе, но его пассажиру это совершенно не интересно. Он отмахивается от «маленького человека», просто для приличия спросив «Отчего же он умер?». Извозчик и рад бы ответить, и уже было открывает рот, но тут слышится ругань, кто-то из темноты кричит на них, что они едут не туда, и барин быстро сводит разговор на нет. Так читатель сталкивается с первым проявлением равнодушия к человеческому горю.

И вот пассажир ушел, и опять Иона сидит один, и опять тоска наваливается, давит на грудь, сердце, ее бы излить, да некому. Следующие, кому потребовались услуги извоза, оказались трое подвыпивших парней. Они вроде веселые, но в то же время не прочь и ударить старого извозчика, потому что, на их взгляд, он едет не достаточно быстро. Но парни шутят, и с ним горе вроде отпускает, и Иона опять пытается заговорить о сыне, но, понятно, компании это не интересно. И лишь один на ходу бросает расхожую фразу: «Все помрем…» Сочувствия нет и тут.

Наконец, рабочий день окончен, желающих куда-либо поехать все равно нет, и старый извозчик возвращается туда, где он проводит ночи – в рабочую ночлежку. Как выясняется, и дома в традиционном представлении, у этого человека нет. Лишь некоторые подсказки в произведении (грезы лошадки о плуге, слова об оставшейся в деревне дочери Ионы Агафьи) дают возможность думать, что он приехал из деревни. И что-то где-то там и осталась его настоящая жизнь.

Сидя у грязной печи и не имея ни малейшего желания спать, герой видит, как стает один из спящих тут же солдатов, молодой парень, проснувшийся от жажды. Ему Иона снова пытается рассказать о сыне, о его продолжительной болезни и трудной, бессмысленной в понимании старика, смерти, но видит, что тут уже снова спит. И тогда, вздыхая, несчастный отец, так и не нашедший поддержки и понимания у людей, идет к своей верной лошаденке и начинает говорить с ней.

И по его простым словам читатель понимает, как старику тяжело, какое неизбывное горе давит его, и как тяжело держать это все в груди. А лошадь… Лошадь – простое животное, но, слыша тоскливый голос хозяина, она словно понимает его настроение и внимательно слушает. Кажется даже, что понимает. И, увлекшись, Иона наконец-то все рассказывает, что так печалит его.

Значение произведения «Тоска»

Рассказ написан в очень тяжелой атмосфере безысходности. Какого-то повального равнодушия и неумения слушать. Тоска, что распирает душу несчастного отца, недавно потерявшего сына (а вполне возможно, что еще раньше у него умерла жена, ведь о скорби матери в рассказе нет ни слова, значит, нет и матери), сравнивается с огромным потоком, который если бы излить из груди, затопил бы весь мир. Так представляет свое состояние сам Иона, и таки оно видится читателю. Однако вылить никак, и от этого становится еще хуже.

Люди – это не жестокое стадо, которому наплевать на всех других. Нет, просто каждый человек погружен в свой собственный мир, в свои проблемы, интересуется лишь своей жизнью, и закрыт для переживания другим. Однако такое отношение справедливо лишь в отношении мужчин, по крайней мере, так думает извозчик. Ему бы с бабой поговорить, которые хотя бы начинают плакать едва услышат о смерти. Но нет и таких баб рядом. Никого нет. Кроме старой верной лошади.

Желание выговориться
На протяжении всего произведения главный герой ищет поддержки у людей, он настроен на разговор, ему требуется выговориться. Потому что думать про смерть ребенка Иона не может, он старается забить свою голову совершенно иными размышлениями, а вот именно сказать людям – это то, что требуется извозчику. Да вот только слушать никто и не хочет.

Почему бывает одинок человек

Тема одиночества среди людей (помним, что извозчик – профессия все же публичная, она сродни современным таксистам, которым всегда есть с кем поговорить) – одна из ключевых во всем творчестве А.П. Чехова. В его рассказах часто героями являются те самые «маленькие люди», безумно одинокие и глубоко несчастные. Эта тема особенно ярко проступает и принимает уже воплощенный облик в другом знаменитом творении этого же автора – «Человек в футляре». Иона, по сути, замкнут в таком же футляре, и вырваться из него не представляется возможным.

/ / «Тоска»

Рассказ Антона Павловича Чехова «Тоска» повествует нам историю из жизни одного мужичка, который был извозчиком.

Рассказ начинается с описания темной улицы, когда солнце полностью спряталось за горизонт, и на землю опустилась непроглядная тьма. В этой темноте можно разглядеть фигуру мужика, звать которого Иона. Он настолько согнулся в своей повозке, что принял достаточно неестественную позу.

В упряжке, возле извозчика так же неподвижно стояла лошадь. Обоих персонажей присыпал пушистый снег, который все больше и больше засыпал статные фигуры. И тут, Иона слышит голос мужчины, который просит отвести его на Выборгскую. Старик поднимает глаза и видит перед собой военного. Тот залезает в повозку и еще раз напоминает нужный адрес.

Извозчик выпрямляется, вытягивается, однако, все так же медленно продолжает двигаться. Тоже самое делает и его лошадь. В это время слышится брань прохожих, бегущих людей, которые чуть не попали под колеса повозки. Нервничать начинает и военный.

В эту минуту, Иона оборачивается к своему посетителю и начинает разговор о том, что три дня назад помер его сын. Военный интересуется о причине смерти. Однако старик и сам этого не знает. Затем, военный прерывает его рассказ и просит побыстрее доставить повозку на Выборгскую. Извозчик выполняет поручение, и снова останавливается в темном уголке, сгибается клубком и наблюдает за метушней прохожих. Снег продолжает укрывать и старика и его верную лошадку.

Проходит несколько часов, после чего возле повозки останавливаются трое мужчин. Двое из них были длинными и тонкими, а третий мелким и толстоватым. Мужчинам нужно было добраться до Полицейского моста. Они уплатили извозчику малую деньгу – двугривенный! Однако извозчику было все равно!

Мужчины в споре начинают залазить в повозку и громко решают, кто из них будет ехать сидя, а кто стоя. Наконец, пассажиры умащиваются и Иона отдергивает свою лошадку. Ехал он медленно, за что постоянно слышал брань мужиков. Они весело рассказывали друг другу о своих вчерашних гуляньях, о том, как раскалывается голова после стольких литров выпитого коньяка.

Между своими разговорами, они гневно бурчали на Иона и подгоняли его к скорой езде. В один момент, старик повернулся к мужикам и пытался сказать им о своей грустной вести, о смерти сына. Однако они не стали слушать тоскливые речи извозчика. Именно в это время, повозка прибыла по назначению и мужчины ушли прочь.

Тоска и грусть снова разрывают душу Иона. Он вглядывается бегающими глазами в спешащих людей и не понимает, почему смерть забрала не его, старого и пожившего на этом свете. Он тоскует по сыну, который при жизни был хорошим, ловким и умелым извозчиком.

Как же хочется выплеснуть свою боль бедному старику. Он ищет собеседника, который выслушает его историю и проявит сочувствие. Однако такого не находится. Он решает ехать ко двору, где оставляет лошадь и идет в дом. А там полно народу и все спят. Старик понимает, что очень рано вернулся, что не заработал на овес. Тоска снова переполняет его душу.

Тут, в одном из темных углов дома проснулся молодой паренек. Он захотел пить. Иона думал заговорить с ним, излить свое горе, однако собеседник отвернулся к стене и захрапел.

Уже неделя прошла после похорон, а старик так не с кем и не говорил о гибели сына, о его болезни и муках. Он оделся и вышел из дома, направляясь к своей лошади. Она жевала сено. Иона умостился возле нее и начал свой разговор. А лошадка преданно слушала своего извозчика и дышала ему на руки теплым воздухом…

Антон Павлович в ранние годы творчества публиковал свои рассказы в юмористических журналах «Зритель», «Будильник», «Стрекоза» и прочих популярных изданиях Москвы и Петербурга. Его новеллы этого периода смешны, но в них еще не хватает того «второго дна», характерного для писателя, достигшего творческой зрелости. Об этом говорит их краткое содержание. Чехова тоска «заела» в более поздних произведениях, начиная с 1886 года. Человеком писатель был совсем еще молодым, ему было всего-навсего 26 лет, но смена жанра от «беллетристики-миниатюристики» в пользу грустного произошла не только под влиянием писем собратьев по перу (Григоровича, Суворина, Плещеева и Билибина), призывавших уж лучше голодать, чем разменивать талант на мелочи, но и в силу пересмотра собственного мировоззрения. Рассказ Чехова «Тоска», краткое содержание и анализ которого предлагается вниманию читателя, может послужить примером зрелого подхода к вечным человеческим проблемам.

Главный персонаж

Героем назвать его трудно. Извозчик Потапов Иона - человек заурядный, он ничем не выделяется из огромного количества себе подобных. По косвенным признакам можно догадаться, что несколько лет тому назад он вместе со своей лошадкой занимался крестьянским трудом, но желание пожить по-городски побудило его покинуть деревню. Затея его, впрочем, особым успехом не увенчалась. Он, подобно современным «бомбилам», ждет седоков, сидит, согнувшись, на козлах и даже не обращает внимания на снег, толстым слоем покрывающий и его самого, и лошадь. Таково начало рассказа, по крайней мере, его краткое содержание. Чехова тоска берет даже при мысленном взгляде на его лошадь, которая даже с близкого расстояния своими тонкими и прямыми ногами напоминает детский леденец. По реплике одного из седоков, худшей шапки, чем у Ионы, во всей Москве не сыскать. Все это говорит о бедности, переходящей в нищету. Но не нужда угнетает извозчика.

Горе

У Потапова недавно, неделю назад, умер в больнице сын. Он пытается выговориться, заводя беседы с окружающими или случайно попадающимися на его пути людьми. Отвечать никто не хочет, а ему очень нужно, чтобы кем-то были услышаны его мысли или хотя бы их краткое содержание, тоска. Чехов сочувствует своему персонажу, он вкладывает в его рассуждения простое желание рассказать о сыне, о том, каким толковым извозчиком он был, о том, что смерть, очевидно, ошиблась дверью и выбрала молодого вместо него, старого. Еще ему хочется поведать о том, какие удалось справить похороны. Лучшими слушателями были бы женщины, они бы хоть поплакали, хотя мнение об умственных способностях «слабого пола» у Ионы невысокое.

Диалоги

В течение всего повествования у Ионы происходит четыре разговора с людьми. Сначала он пытается беседовать с пассажирами, делясь с ними своей бедой. Во всех случаях Потапов излагает свою историю, в которой краткое содержание - тоска. Чехов мастерски передает манеру речи и самого Потапова, и военного, ставшего первым седоком, и сутулого молодого человека, который в компании двух своих товарищей (высоких и худых) нанимает извозчика, чтобы доехать до Полицейского моста. Платят они безобразно мало, двугривенный, то есть двадцать копеек, но Иона даже не пытается торговаться. Мысли его заняты другим. Он, как и его лошадь, постоянно думает. У моста он долго и тщетно ожидает, но ехать никому никуда не нужно. Зато появляется дворник, потенциальный собеседник. Между ними происходит лаконичный диалог, имеющий очень краткое содержание. Тоска… Чехов подчеркивает равнодушие окружающих к беде постороннего человека стандартностью ответных фраз.

Совсем же краткий разговор происходит внутри некоего спального помещения, которое Иона мысленно называет «домом». Там есть печь, и спят люди, другие извозчики. Один из них встает попить воды, затем вновь засыпает, укрывшись с головой и совершенно не слушая Потапова, желающего излить душу.

Разговор с лошадью

Подходит к кульминации рассказ «Тоска». Чехов краткое содержание главного монолога излагает бегло, но вполне понятно.

Не найдя собеседника среди людей, Иона обращается к самому близкому для него живому существу - его кормилице и подруге, лошади. Это происходит спонтанно, в момент кормления соломой (на овес в тот день заработать им не удалось). В глазах животного извозчик видит больше понимания и сострадания, чем в человечьих. Остается неизвестным весь разговор человека с лошадью, писатель приводит лишь его краткое содержание. «Тоска» - Чехов так назвал рассказ не только по причине печали своего главного персонажа, он распространяет это чувство намного шире, на всю окружающую одинокого человека обстановку.

К величайшему сожалению, это произведение остается злободневным. Если вместо кучера ввести в повествование его современного коллегу, зарабатывающего не на овес, а на бензин, и ездящего по ночному городу на подержанной иномарке или «Жигулях», то история эта станет еще печальнее. Современному извозчику пришлось бы разговаривать даже не с лошадью, а с железной машиной. Прогресс…

Рассказ «Тоска» Чехова был написан в 1886 году. В произведении автор через изображение традиционного для русской литературы «маленького человека» , извозчика Ионы, раскрывает драму одиночества в толпе, поднимает проблему человеческого равнодушия.

Главные герои

Иона Потапов – бедный извозчик, который недавно похоронил сына и ищет поддержки у окружающих.

Лошадь Ионы

Вечерние сумерки, идет крупный снег. Извозчик Иона Потапов сидит, сильно согнувшись на козлах, весь в снегу. Он выехал еще до обеда, но «почина все нет и нет» . Иону окликает военный с требованием довезти на Выборгскую.

По дороге извозчику тут и там кричат, что он не умеет ездить. Иона же «ерзает на козлах» , «словно не понимает, где он и зачем он здесь» .

Через пару часов извозчика окликают трое молодых людей с просьбой довезти к полицейскому мосту. По дороге пассажиры издеваются над Ионой. Но, слушая ругань и видя людей, извозчик ощущает, что «чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди» . Иона пытается рассказать пассажирам, что у него умерли сын и жена, но им все равно. Высадив молодых людей, Иона снова чувствует себя одиноким.

Заметив дворника, Иона в надежде на разговор спрашивает у него, который сейчас час. Но тот отвечает, что десятый, и прогоняет извозчика. Иона отъезжает и «отдается тоске» . «Обращаться к людям он считает уже бесполезным» . Приехав домой, «ко двору» , Иона пытается рассказать о смерти сына молодому извозчику, но тот тоже не слушает мужчину.

«Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем… Нужно поговорить с толком, с расстановкой…» . Извозчик идет в конюшню и незаметно для себя начинает рассказывать о смерти сына своей лошади. «Иона увлекается и рассказывает ей всё…»

Заключение

Литературные критики высоко оценили произведение Чехова «Тоска» , включив его в список лучших современных рассказов. Произведение было переведено на немецкий, французский, болгарский, финский и другие языки.

Пересказ «Тоски» будет интересен школьникам и всем, кто интересуется творчеством А. П. Чехова.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 1341.