Умножение на 0.1 0.01 0.001. Действия с десятичными дробями. Можно ли умножать на пустоту

На данном уроке будет рассмотрено, как выполнять умножение и деление на числа вида 10, 100, 0,1, 0,001. Также будут решены различные примеры на данную тему.

Упражнение. Как умножить число 25,78 на 10?

Десятичная запись данного числа - это сокращенная запись суммы. Необходимо расписать ее более подробно:

Таким образом, нужно умножить сумму. Для этого можно просто умножить каждое слагаемое:

Выходит, что.

Можно сделать вывод, что умножить десятичную дробь на 10 очень просто: нужно запятую сдвинуть вправо на одну позицию.

Упражнение. Умножить 25,486 на 100.

Умножить на 100 - это то же самое, что и умножить два раза на 10. Иными словами, необходимо сдвинуть запятую вправо два раза:

Упражнение. Разделить 25,78 на 10.

Как и в предыдущем случае, необходимо представить число 25,78 в виде суммы:

Так как нужно поделить сумму, то это эквивалентно делению каждого слагаемого:

Выходит, чтобы разделить на 10, нужно запятую сдвинуть влево на одну позицию. Например:

Упражнение. Разделить 124,478 на 100.

Разделить на 100 - это то же самое, что два раза разделить на 10, поэтому запятая сдвигается влево на 2 позиции:

Если десятичную дробь нужно умножить на 10, 100, 1000 и так далее, нужно запятую сдвинуть вправо на столько позиций, сколько нулей у множителя.

И наоборот, если десятичную дробь нужно поделить на 10, 100, 1000 и так далее, нужно запятую сдвинуть влево на столько позиций, сколько нулей у множителя.

Пример 1

Умножить на 100 значит сдвинуть запятую вправо на две позиции.

После сдвига можно обнаружить, что после запятой уже нет цифр, а это значит, что дробная часть отсутствует. Тогда и запятая не нужна, число получилось целое.

Пример 2

Сдвигать нужно на 4 позиции вправо. Но цифр после запятой всего две. Стоит вспомнить, что для дроби 56,14 есть эквивалентная запись.

Теперь умножить на 10 000 не составляет труда:

Если не очень понятно, почему можно дописать два нуля к дроби в предыдущем примере, то дополнительное видео по ссылке сможет помочь в этом.

Эквивалентные десятичные записи

Запись 52 означает следующее:

Если впереди поставить 0, получим запись 052. Эти записи эквивалентны.

Можно ли поставить два нуля впереди? Да, эти записи эквивалентны.

Теперь посмотрим на десятичную дробь:

Если приписать ноль, то получается:

Эти записи эквивалентны. Аналогично можно приписать несколько нулей.

Таким образом, к любому числу можно приписать несколько нулей после дробной части и несколько нулей перед целой частью. Это будут эквивалентные записи одного и того же числа.

Пример 3

Так как происходит деление на 100, то необходимо сдвинуть запятую на 2 позиции влево. Слева от запятой не осталось цифр. Целая часть отсутствует. Такую запись часто используют программисты. В математике же, если целой части нет, то ставят ноль вместо нее.

Пример 4

Сдвигать нужно влево на три позиции, но позиций всего две. Если перед числом написать несколько нулей, то это будет эквивалентная запись.

То есть при сдвиге влево, если цифры кончились, необходимо восполнить их нулями.

Пример 5

В данном случае стоит помнить, что запятая всегда стоит после целой части. Тогда:

Умножение и деление на числа 10, 100, 1000 - очень простая процедура. Точно так же дело обстоит и с числами 0,1, 0,01, 0,001.

Пример . Умножить 25,34 на 0,1.

Выполним запись десятичной дроби 0,1 в виде обыкновенной. Но умножить на - то же самое, что разделить на 10. Поэтому необходимо сдвинуть запятую на 1 позицию влево:

Аналогично умножить на 0,01 - это разделить на 100:

Пример. 5,235 разделить на 0,1.

Решение данного примера строится аналогичным образом: 0,1 выражается в виде обыкновенной дроби, а делить на - это все равно, что умножить на 10:

То есть чтобы поделить на 0,1, нужно запятую сдвинуть вправо на одну позицию, что равносильно умножению на 10.

Умножить на 10 и разделить на 0,1 - это одно и то же. Запятую нужно сдвинуть вправо на 1 позицию.

Разделить на 10 и умножить на 0,1 - это одно и то же. Запятую нужно сдвинуть вправо на 1 позицию:

На данном уроке будет рассмотрено, как выполнять умножение и деление на числа вида 10, 100, 0,1, 0,001. Также будут решены различные примеры на данную тему.

Упражнение. Как умножить число 25,78 на 10?

Десятичная запись данного числа - это сокращенная запись суммы. Необходимо расписать ее более подробно:

Таким образом, нужно умножить сумму. Для этого можно просто умножить каждое слагаемое:

Выходит, что.

Можно сделать вывод, что умножить десятичную дробь на 10 очень просто: нужно запятую сдвинуть вправо на одну позицию.

Упражнение. Умножить 25,486 на 100.

Умножить на 100 - это то же самое, что и умножить два раза на 10. Иными словами, необходимо сдвинуть запятую вправо два раза:

Упражнение. Разделить 25,78 на 10.

Как и в предыдущем случае, необходимо представить число 25,78 в виде суммы:

Так как нужно поделить сумму, то это эквивалентно делению каждого слагаемого:

Выходит, чтобы разделить на 10, нужно запятую сдвинуть влево на одну позицию. Например:

Упражнение. Разделить 124,478 на 100.

Разделить на 100 - это то же самое, что два раза разделить на 10, поэтому запятая сдвигается влево на 2 позиции:

Если десятичную дробь нужно умножить на 10, 100, 1000 и так далее, нужно запятую сдвинуть вправо на столько позиций, сколько нулей у множителя.

И наоборот, если десятичную дробь нужно поделить на 10, 100, 1000 и так далее, нужно запятую сдвинуть влево на столько позиций, сколько нулей у множителя.

Пример 1

Умножить на 100 значит сдвинуть запятую вправо на две позиции.

После сдвига можно обнаружить, что после запятой уже нет цифр, а это значит, что дробная часть отсутствует. Тогда и запятая не нужна, число получилось целое.

Пример 2

Сдвигать нужно на 4 позиции вправо. Но цифр после запятой всего две. Стоит вспомнить, что для дроби 56,14 есть эквивалентная запись.

Теперь умножить на 10 000 не составляет труда:

Если не очень понятно, почему можно дописать два нуля к дроби в предыдущем примере, то дополнительное видео по ссылке сможет помочь в этом.

Эквивалентные десятичные записи

Запись 52 означает следующее:

Если впереди поставить 0, получим запись 052. Эти записи эквивалентны.

Можно ли поставить два нуля впереди? Да, эти записи эквивалентны.

Теперь посмотрим на десятичную дробь:

Если приписать ноль, то получается:

Эти записи эквивалентны. Аналогично можно приписать несколько нулей.

Таким образом, к любому числу можно приписать несколько нулей после дробной части и несколько нулей перед целой частью. Это будут эквивалентные записи одного и того же числа.

Пример 3

Так как происходит деление на 100, то необходимо сдвинуть запятую на 2 позиции влево. Слева от запятой не осталось цифр. Целая часть отсутствует. Такую запись часто используют программисты. В математике же, если целой части нет, то ставят ноль вместо нее.

Пример 4

Сдвигать нужно влево на три позиции, но позиций всего две. Если перед числом написать несколько нулей, то это будет эквивалентная запись.

То есть при сдвиге влево, если цифры кончились, необходимо восполнить их нулями.

Пример 5

В данном случае стоит помнить, что запятая всегда стоит после целой части. Тогда:

Умножение и деление на числа 10, 100, 1000 - очень простая процедура. Точно так же дело обстоит и с числами 0,1, 0,01, 0,001.

Пример . Умножить 25,34 на 0,1.

Выполним запись десятичной дроби 0,1 в виде обыкновенной. Но умножить на - то же самое, что разделить на 10. Поэтому необходимо сдвинуть запятую на 1 позицию влево:

Аналогично умножить на 0,01 - это разделить на 100:

Пример. 5,235 разделить на 0,1.

Решение данного примера строится аналогичным образом: 0,1 выражается в виде обыкновенной дроби, а делить на - это все равно, что умножить на 10:

То есть чтобы поделить на 0,1, нужно запятую сдвинуть вправо на одну позицию, что равносильно умножению на 10.

Умножить на 10 и разделить на 0,1 - это одно и то же. Запятую нужно сдвинуть вправо на 1 позицию.

Разделить на 10 и умножить на 0,1 - это одно и то же. Запятую нужно сдвинуть вправо на 1 позицию:

  1. Обучающая: систематизировать знания учащихся по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей. Деление и умножение десятичных дробей на натуральное число»; проверить усвоение материала учащимися в ходе выполнения упражнений; подвести к пониманию правила умножения десятичных дробей.
  2. Развивающая : способствовать развитию обобщения как метода научного познания, мышления, памяти и внимания; приобщение учащихся к разнообразным методам и формам изучения материала; формировать умение самостоятельно получать знания с помощью учебника, умение самоконтроля и самооценки.
  3. 3. Воспитательная: воспитание чувства ответственности каждого учащегося за свою работу; воспитание любви к предмету; активизация учебно — позновательной деятельности.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. (1 слайд)
  2. Устная работа. (2, 3 слайд)
  3. Работа по индивидуальным карточкам. (4, 5 слайд)
  4. Подготовка к изучению нового. (6 слайд)
  5. Изучение нового материала. (7,8 слайд)
  6. Разрядка. Физ. Минутка.
  7. Закрепление изученного материала.
  8. Подведение итогов урока. (9 слайд)
  9. Домашнее задание. (10 слайд)

Тип урока: урок – изучения нового материала.

Оборудование : учебник, презентация, индивидуальные карточки — задания.

Ход урока :

  1. 1 . Выступление учителя.

— Сегодня мы продолжаем работать по теме «Десятичные дроби».

Учитель объясняет учащимся, что им предстоит повторить и проверить уровень усвоения ранее изученного теоретического материала, проверить усвоение материала учащимися в ходе выполнения упражнений.

— Эпиграфом к нашему уроку послужат слова: (1 слайд)

«Математика, друзья, абсолютно всем нужна. На уроке работай старательно, и успех тебя ждет обязательно!»

  1. Устная работа:

— Прочитайте слова на слайде (2 слайд) : (сумма, множитель, разность, частное)

— Подумайте, какое из слов не подходит по смыслу?

— Каким словом его следует заменить?

— Какое математическое действие мы выполним, если услышим слова:

сумма, разность, произведение, частное? (3 слайд)

  1. Работа по индивидуальным карточкам:

— Сейчас мы проверим помните ли вы правила сложения, вычитания десятичных дробей, умножения и деления десятичных дробей на натуральное число. Умеете ли применять эти правила при решении примеров.

— У вас на столах лежат карточки с заданиями. Вы должны выполнить задание в тетради, правильно оформив решение. Решив примеры, можете проверить себя обратившись к презентации.

Карточка № 1 Карточка № 2
а 2,7 + 1,35 = а 8 – 1,25 =
б 6,6 — 5,99 = б 5,8 + 22,191 =
в 3,12 * 4 = в 15,4 * 0,01 =
г 9,6: 2 = г 46,7 * 5 =
д 0,13 * 10 = д 16, 8: 3 =
е 15,8: 100 = е 2,59 * 100 =
ж 3,8 * 0,1 = ж 61,3: 10 =

По ходу решения учащиеся записывают решение себе в тетрадь, а затем сравнивают свои результаты с изображением на слайде. (4, 5 слайд)

  1. Подготовка к изучению нового.

— Скажите, при выполнении каких заданий возникли трудности? Почему?

— Правильно. Вы еще не знаете правило умножение десятичной дроби на десятичную дробь.

Учитель выписывает на доске примеры, которые не смогли решить ученики.

— Посмотрите внимательно на левы и правый столбик на слайде (6 слайд):

5,6: 10 = 5,6 * 0,1 =
12,8: 100 = 12,8 * 0,01 =
0,45: 10 = 0,45 * 0,1 =

— Что заметили? Есть ли, что общее? В чем различие? Какое действие вы можете выполнить?

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите ее в тетрадь.

(Тема урока: Умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.)

  1. Изучение нового материала.

— Как разделить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?

— Найдите значение левого столбика. Проверьте себя. (7 слайд)

— Тот же результат получится и в правом столбике при умножении десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д. (8 слайд)

— Откройте учебник. Стр. 214. Прочитайте внимательно новый материал.

Найдите ответы на вопросы: Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001? На сколько знаков и в какую сторону надо перенести запятую?

Попробуйте повторить правило умножения десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001.

  1. Физ. минутка

Предлагаю вам немного отдохнуть.

« Встали! Встали, потянулись!

Руки выше, потянулись! Улыбнулись!

Повернулись влево! Потянулись, улыбнулись!

Повернулись вправо! Потянулись, улыбнулись!

Опустили руки! Сели!

Встали! УЛЫБНУЛИСЬ!

Сели. Продолжаем работать.»

  1. Закрепление нового материала.

— В учебнике № 1391. Решить примеры.

Учащиеся решают в тетради примеры на умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001. Учитель контролирует работу.

— Ребята! А сейчас вы можете решить задания, которые не могли решить в начале урока?

Учащиеся выполняют пропущенные задания с карточек. Учитель проверяет правильность решения.

  1. Подведение итогов урока.

— На слайде записано начало предложения. Вы подумайте и продолжите предложение: « Сегодня на уроке: 1) Я узнал….

2) Я понял…..

3) Я научился…..» (9 слайд)

— Сформулируйте правило умножения десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001.

— Каждый из вас сегодня убедился, что знание правил необходимо для решения примеров, экономит ваше время, повышает вашу математическую культуру.

  1. Домашнее задание :

п. 36(правило), № 1431. (10 слайд)