Детские чистоговорки для 4 5 лет. Скороговорки и чистоговорки для детей и взрослых. Чистоговорки звук Ж, стишки на звук Ж, детские стишки

Звук Б 1. Бредёт бобёр С бревном устало - Бревно бобру бока намяло. 2. Все бобры для своих бобрят добры. 3. Боровик растет в бору, боровик беру в бору. 4. В бидоне не бетон, в бидоне не батон, в бидоне не бутон. 5. Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала, да не выболтала. 6. Идут бобры во сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры. 7. В букваре у Буратино брюки, булка и ботинок. 8. Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была. 9. Шёл по улице бычок. Смотрит: мусорный бачок! Куда бычку податься? Перевернул бычок бачок: Потом улёгся на бочок: Лежит бычок на бочке - Лежит бачок на бычке. Звук В 1. Я во двор вела вола, за рога вела вола, а вол в огород меня завел. 2. Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли. Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами. 3. Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава. Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы. Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве. Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву. 4. Из окошка видит Вова: Подошла к пруду корова. И нахмурил брови Вова, Глаз не сводит он с пруда: Выпьет воду всю корова- Где купаться мне тогда? 5. У девчонки, у Варюшки потерялись варежки. Помогали две Валюшки искать Варе варежки. 6. Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка, в этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка. 7. Водовоз вез воду из-под водопровода. 8. Верзила Вавила весело ворочал вилы. 9. Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот. 10. Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава. Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы. Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве. Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву. Звук Г 1. Шел гуськом гусак с гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака. Ой, выщиплет бока гусак у гусака. 2. В огороде рос горох, а за речкой - гречка. Старый наш козел Тимоха в огороде рвал горох, гречку рвал за речкой. 3. Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит. 4. Глядят грачата на галчат, глядят галчата на грачат. 5. На иве галка, на берегу – галька. 6. Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап. 7. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. 8. Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок! 9. Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера!» 10. Купили Егорке салазки для горки. Всю зиму Егорка катался на горке. 11. В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка. 12. Галка села на палку, палка ударила галку. 13. Отыскал на кухне угол, с головой забрался в уголь. 14. Голубь, гусь и галка - вот и вся считалка. 15. Ги-ги-ги,ги-ги-ги Гена, маме помоги. Га-га-га,га-га-га у меня болит нога. Гу-гу-гу,гу-гу-гу мыть посуду не могу. Ги-ги-ги,ги-ги-ги не гуляй из-за ноги. Гу-гу-гу,гу-гу-гу вот гулять-то я могу. Га-га-га,га-га-га не болит уже нога. Звук Д 1. Дед Данила делил дыню: дольку - Диме, дольку - Дине. 2. Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил. 3. Ехал в санках Дёма к дому. Повстречала дрёма Дёму, одолела Дёму дрёма, дремлет Дёма возле дома. 4. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. 5. Один Дима дома, но Дима дома не один. Дома один Дима и два Вадима. 6. На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора. 7. Стоит гора посреди двора, на дворе – трава, на траве – дрова. 8. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три двора. Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова. 8. Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому Дедушке седому! 9. Дятел, дятел - наш приятель Дуб долбит, как долотом. Помоги нам, дядя дятел, Для скворцов построить дом. Звук Ж 1. Хорош пирожок, внутри творожок 2. Мужа жена обожать должна 3. Журавль дружил бы с жабой, кабы желал бы дружбы этой жабы. 4. В живом уголке жили ежи да ужи. 5. Слишком много ножек у сороконожек. 6. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке. 7. Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот. 8. Жук жуку жужжал: « Жжжу - жжжу. Я с ежом давно дружу…» 9. Над Жорой жук, кружа, жужжит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Совсем нестрашно жук жужжит. 10. Жу-жу-жу, жу-жу-жу В зоопарк пришли к моржу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Испугались мы моржа. Же-же-же, же-же-же Сидят птички на морже. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Ближе подошли к моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Повернулись к нам моржи. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Рыбку бросили моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Очень мирные моржи. 11. Жа-жа-жа-,жа-жа-жа тут ежата у ежа. Жу-жу-жу,жу-жу-жу как-то уж пришел к ежу. Жи-жи-жи-,жи-жи-жи мне ежаток покажи. Жу-жу-жу,жу-жу-жу я с ужами не дружу. Жа-жа-жа,жа-жа-жа уж уходит от ежа. 12. Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Чиж с чижихой и с чижонком, Стриж с стрижихой и с трижонком. Звук З 1. Лиза купила Зине корзину в магазине. 2. У маленькой Зины зайка спит в корзине. 3. У Зины много забот, заболел у зайки живот. 4. Зимним утром от мороза на заре звенят березы. 5. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет. 6. Зоиного зайку зовут Зазнайка. 7. Зеленая береза стоит в лесу, оя под березой поймала стрекозу. 8. Соня Зине принесла бузину в корзине. 9. Зря Захар козла дразнил – козел задиру не забыл 10. Встретиться Змей и Змея захотели. Встретиться Змей и Змея не сумели. Змей в облаках, а Змея на земле. Надо бы Змею спуститься к Змее. 11. Знать бы, зачем залилась спозаранку в зарослях зелени крошка-зарянка Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит, звонко и весело зяблик звенит? Знать бы, зачем зашуршала змея? Знать бы, зачем зеленеет земля? Знать бы... 12. В звезде найдёшь ты букву «з», И в золоте, и в розе, В земле, в алмазе, в бирюзе, В заре, в зиме, в морозе. Звук К 1. Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке. 2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 3. Клала Клава лук на полку,Кликнула к себе Николку. 4. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон! 5. Клубок упал на пол, кот катал клубок. 6. У Кондрата куртка коротковата. 7. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. 8. Ка-ка-ка,ка-ка-ка вот течет река Ока, Ко-ко-ко,ко-ко-ко там рыбак недалеко. Ке-ке-ке,ке-ке-ке ловит рыбу на Оке. Ку-ку-ку,ку-ку-ку нет удачи рыбаку. Ки-ки-ки, ки-ки-ки -помогите,рыбаки! Ку-ку-ку,ку-ку-ку вот подмога рыбаку. Ко-ко-ко-,ко-ко-ко рыба ловится легко. Ка-ка-ка,ка-ка-ка есть улов у рыбака. Звук Л 1. На мели мы налима ловили. 2. Палку толкал лапой Полкан. 3. Коля колья колет, Поля поле полет. 4. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. 5. Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли. Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. 6. Корили Кирилла: «Не дразни гориллу!» Корили гориллу: "Не дразни Кирилла!» 7. Лара для Леры брала эклеры. С кремом эклеры у Лары и Леры. 8. Есть у Ляли кукла Леля. Леля сделана из льна – Ляле нравится она. 9. Не жалела мама мыла, Мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила, Но не ныла Мила. Мила - молодчина! 10. На лугу под лопухом у лягушки летний дом, А в болоте лягушачьем у неё большая дача. 11. Лайка с болонкой лаяли звонко. Иволга долго пела над Волгой. 12. Валя на проталинке намочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. Звук М 1. Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала. 2. Кот молоко лакал, а Миша мыло искал. 3. Вы малину мыли ли? - Мыли, но не мылили. 4. Маша - малышка, у Маши пустышка 5. Мёд медведь в лесу нашел, мало мёду много пчел. 6. Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. 7. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. 8. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала. 9. Наши руки были в мыле, мы посуду мыли сами, помогали нашей маме. 10. Макар макал макароны в молоко, а макака макала Макара в реку. 11. Милая Мила мылась мылом. Намылилась, смыла – так мылась Мила. 12. Козел-мукомол, кому муку молол? А кому не молол? - От того, кому молол, получал пироги; от того, кому не молол, получал тумаки. Звук Н 1. Няня нянчит Надю с Ниной. 2. Нашего пономаря никто не перепономарит, а наш пономарь всех перепономарит. 3. Борона боронила неборонованное поле. 4. Ан-ан-ан - шел домой баран. 5. Но-но-но – у нас темно. 6. На-на-на – стоит стена. 7. Ну-ну-ну - саночки тяну. 8. Горюет норка у горы – Не добраться до норы. На горе у норки норка – Не доступна норке норка. Звук П 1. Пекарь пек калачи в печи. 2. У Потапа не пяток пяток - пяток опяток; а у питона – ни опяток, ни пяток. 3. Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал. 4. Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про пух. 5. Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!» Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» 6. П, П, П! – пускает пар Полный чая самовар. Каша на плите пыхтит, Из-под крышки пар летит. Паровоз пары пускает, Путь по рельсам пробегая. Плавно по реке плывет, Паром пышет пароход… 7. У Любашки- шляпка, У Полюшки- плюшка, У Павлушки- шлюпка, У Илюшки- клюшка. 8. Наша острая пила – Не пила, а пела. Не пила, не ела, Ни разу не присела. Звонко пела, как могла, Развеселая пила. 9. Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, Три Прокопьевича; говорили про пекаря, Про Прокопия пекаря, про Прокопьевича. Звук Р 1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке. 2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка. 3. Проворонила ворона вороненка. 4. Приготовила Лариса для Бориса суп из риса. 5. Марина малину перебирала, Арина грибы мариновала. 6. Рубили дроворубы сыры дубы на срубы. 7. Ромка ранил рогаткой рябчика. 8. Кран обходится без рук, Вместо рук у крана крюк. 9. У Вари на бульваре варежки пропали, Воротилась Варя вечером с бульвара, И нашла в кармане варежки Варвара. 10. Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек, не ссорясь строчат. Сорок сорочек прострочены в срок - Сразу поссорились, Сразу поссорились, Сразу поссорились сорок сорок. Звук С 1. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня. 2. Сидели, свистели семь свиристелей. 3. Саша любит сушки, Соня – ватрушки. 4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 5. Села Олеся, с печи ноги свеся, не смейся, Олеся, а на печи грейся. 6. У Саньки новенькие санки. 7. Ах, вы, сени, сени, сени Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени. 8. Сосулька испугалась высоты, Сосулька от испуга стала плакать; И потому опять настала слякоть. 9. Соня, погляди в окно, Сколько снегу нанесло! И в лесу, и в саду Сосны, ели - всё в снегу. 10. Сосать сосульку-вот беда!- нам строго запрещается. Но почему она тогда сосулькой называется? 11. Пёс лису учуять смог - Сразу подал голосок. Унеслась лиса в лесок - Сала дали псу кусок. Звук T 1. Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками в лесу на ветке. 2, Ткёт ткач ткани на платье Тане. 3. Где растяпа да тетеря – там не прибыль, а потеря. 4. В печурке – три чурки, три гуся, три утки. 5. У Тани тайна, это Танина тайна, И Таня таит эту тайну. 6. Картина опутана паутиной, на картине Лилипуты в паутине. 7. Токарь в коротайке окоротал таратайку. 8. Толком толковать, да без толку расперетолковывать. 9. Только Таня утром встанет, танцевать Танюшу тянет. Что тут долго объяснять! – Таня любит танцевать. Звук Ф 1. Наш Филат не бывает виноват. 2. Филипп к печке прилип. 3. У Фани – фуфайка, у Феди – туфли. 4. Михаил играл в Футбол, он забил в ворота гол. 5. Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле. 6. У Фадея дафнии. 7. Филя в фильме – фельдфебель. 8. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. 9. На фотографии у Федора – Федора, на фотографии у Федоры – Фёдор. 10. В огороде Фёкла ахала и охала: уродилась свёкла не на грядке, около. Жалко Фёкле свёклу. Жаловалась Фёкла: "Заблудилась свёкла!" 11. Жил в горах волшебник Феликс С буквой Ф и птицей Феникс. Зажигал фонарик Феликс, Загоралась птица Феникс. Звук Х 1. Вкусная халва мастеру хвала. 2. Прохор и Пахом ехали верхом. 3. Муха-горюха села на ухо. 4. Хороша будет уха. 5. На Тихоне хитон. 6. Хорь мохнатый, а Михей лохматый. 7. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: «ха-ха-ха-ха-ха!» 8. Был саду переполох – там расцвел чертополох. Чтобы сад твой не заглох, пропололи чертополох. 9. Хотим поехать на оленях, архарах, буйволах, тюленях, тапирах, Леопардах, львах, верблюдах, мулах и волнах. 10. Хлопотун-хлопотун и хлопотунья-хлопотунья хлопотали и хохотали. 11. Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи. Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи! Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха. 12. Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи. Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи! Звук Ц 1. Не велика птица синица, да умница. 2. Бегают две курицы прямо на улице. 3. В цветнике цветут цветы. 4. В теплице у цветовода цвели гиацинты, купальницы, цикломены, ценарарии и циннии. 5. В цветнике у цветовода цветут гиацинты и циннии. 6. Летит скворец: зиме конец. 7. Цыпленок пьет из блюдца воду. 8. Ученица-озорница получила единицу. 9. Цыпленок цапли цепко цепляется за пень. 10. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. 11. В цирке не циркуляры и циркули, в цирке тигрицы, львицы и медведицы. 12. Лекции доцента – о локации. 13. Огурцы-молодцы зеленобелогубы. 14. На оконце у бойца-македонца копьецо. 15. Отец деда – дед отца, дед отца – отец деда. Звук Ч 1. У четырех черепашек по четыре черепашенка 2. Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали. 3. На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи. 4. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. 5. Течет речка, печет печка. 6. В четверг четвертого числа В четыре с четвертью часа Четыре черненьких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. 7. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Черепаха всех смешит, потому что не спешит. А куда спешить тому, кто всегда в своем дому. 8. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход, В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота! Звук Ш 1. Шерсть в кудряшках у барашка. 2. В ночной тиши у камыша чуть слышны шорохи ужа. 3. Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша. 4. Саша шапкой шишки сшиб. 5. Сшила Саша Сашке шапку. 6. Шапка да шубка – вот весь Мишутка. 7. Шишки на сосне, шашки на столе. 8. В ложке у Антошки кашки немножко, а у Тимошки в ложке немножко картошки. 9. Пляшут мышки-шалунишки, Кто на чашке, кто на крышке. Тише, тише, тише, мышки, Не мешайте спать братишке. 10. Сшили штанишки плюшевому мишке На штанах - кармашки, на кармашках - пряжки Звук Щ 1. Волки рыщут, пищу ищут. 2. Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке. 3. Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля. 4. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей. 5. Этой щеткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки. Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны. 6. Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку. - Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

1. Теоретическая часть и актуальность

Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении затрудняют контакт. Часто у детей с проблемами в звукопроизношении наблюдается задержка в психическом развитии.

Развитие правильного звукопроизношения очень важно и при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение звуков. Таким детям трудно определить количество звуков в слове, их последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или недостаточно развитым фонематическим слухом затрудняются в овладении навыками письма в школе.

Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты в звукопроизношении, что доказывает необходимости работы по обучению детей правильному звукопроизношению. В этом хорошо помогают различные тренировочные упражнения, такие как:

Артикуляционные гимнастики и упражнения.

Чистоговорки.

Скороговорки.

2. Из опыта работы.

1. Артикуляционные гимнастики и упражнения.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому помогут научиться артикуляционные гимнастики и упражнения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого аппарата дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них “каша во рту”.

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

3. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правильно, четко и красиво.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой:

Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения не менее 5-6 раз.

Не забываем выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Все упражнения для развития артикуляционного аппарата направлены на решение трех задач и, соответственно, делятся на три группы.

Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта).

Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами).

Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков. Проводя с ребёнком упражнения и гимнастики для развития его речевого аппарата и профилактики речевых проблем, нужно помнить следующее: надо начинать занятия со статических упражнений (где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение) и переходить к динамическим лишь тогда, когда малыш освоит первый этап. Упражнения для губ можно делать в любом случае.

* Сказочные истории из жизни Язычка.

История №1 “Домик для Язычка”.

Жил – был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если не было у него своего домика? Язычку ничего не оставалось, как жить на улице, а там: осенью – дождь, зимой – снег. Плохо было Язычку. Он часто простужался и болел. Но вот однажды нашёл Язычок себе домик – (какой?) – рот и очень обрадовался. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери – (какие?) - первая дверь – губы, вторая – зубы. В доме Язычка не было окон, но зато были построенные стены: они могли раздуваться, как шарики.

Как они называются? Правильно, это щёки. А потолок был твёрдым и назывался нёбо. В домике у Язычка было тепло и не было сквозняков.

История №2 “Язычок делает ремонт”.

Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь – губы, а потом вторую – зубы. После этого он тщательно протирал их сначала с наружной, а потом с внутренней стороны (дети под руководством учителя делают соответствующие движения, то есть проводят языком по внутренней и наружной стороне губ и зубов). Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок – нёбо. Красить надо было хорошо и для этого он крепко прижимал кисточку (широко открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд – назад – упражнение “Маляр”). Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен – щёк обоями. Делал он это очень аккуратно (дети двигают язычок сверху вниз по внутренней стороне обеих щёк).

После ремонта Язычок мыл пол (дети двигают кончик язычка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов, открыв при этом рот).

* Артикуляционные гимнастики и упражнения, основанные на звукопроизношении.

Толстый колокольчик (ла-ла-ла), тонкий колокольчик (ля-ля-ля).

Шарик (т-ссс).

Пароход (ч-ч-ч).

Солдат (та-та-та), солдаты (да-да-да).

Ветер (в-в-в, ф-ф-ф).

Чайник (пых-пых).

Сдуваем пёрышко (ф-ф-ф).

Машина (пи-пи-пи).

Гудит пароход (ы-ы-ы – громко - большой, ы-ы-ы – тихо – маленький).

Большой молоток (д-д-д), маленький молоточек (мь-мь-мь).

Стук колёс большого поезда (т-т-т), стук колёс маленького поезда (ть-ть-ть).

Стук часов (тик-так, тик-так).-

Песенка большого мотора (р-р-р), песенка маленького моторчика (рь-рь-рь).

Песенка большого комара (з-з-з), песенка маленького комарика (зь-зь-зь).

Песенка большого насоса (с-с-с), песенка маленького насосика (сь-сь-сь).

Песенка ветра (ш-ш-ш).

Песенка жука (ж-ж-ж).

Дрожим от холода (в-в-в).

У врача (а-а-а).

Девочка кормит цыплят (цып-цып).

Птенчики (ти-ти-тисс).

Гусь злится (ш-ш-ш).

Змея (щ-щ-щ).

Курочка (ко-ко-ко).

Мурка (кис-кис).

Лошадка скачет (цоканье).

Цыплёнок (пи-пи-пи).

Гусь (га-га-га).

Кукушка (ку-ку, ку-ку).

Кошка (мяу-мяу-мяу),

Лошадка (и-го-го).

Лягушка квакает (ква-ква-ква)

Козлёнок зовёт маму (ме-е-е – тихо), мама-коза отвечает козлёнку (ме-е-е – громко).

Мычит телёнок (му-у-у – тихо).

Ягнёнок зовёт маму (бе-е-е – тихо), овечка – мама зовёт ягнёнка (бе-е-е – громко).

Петух на заборе (ку-ка-ре-ку).

Волк воет (у-у-у).

Собака лает (аф-аф-аф).

*Артикуляционные игры и упражнения, основанные на воображении и представлении.

- “Футбол” (Играем в футбол – забиваем голы то в левые ворота, то в правые. Нужно ударять язычком по-очереди то в левую щёку, то в правую).

- “Грибок” (Язык представляем в виде гриба. Для этого язычок присасывается к нёбу и удерживается в таком положении. При этом нужно открыть рот как можно шире, не отрывая язычок от нёба).

- “Сладкое варенье” (Облизываем языком сначала нижнюю губу, а потом верхнюю. И так несколько раз).

- “Иголочка” (Превращаем язычок в иголочку. Вытягиваем его вперёд как можно дальше).

- “Часики” (Язычок – стрелочка. Вытягиваем его вперёд и водим им влево – вправо).

- “Толстый – тонкий” (становимся то толстыми, то тонкими. Для этого сначала надуваем губы как можно сильнее, то втягиваем их вовнутрь как можно сильнее).

- “Забор – дудочка” (Сначала растягиваем губы в стороны, показываем зубы. Это забор.

Затем вытягиваем губы трубочкой и гудим: “у-у-у”).

* Артикуляционные игры и упражнения, основанные на сюжетно – ролевых играх.

- “Снежинка”. У каждого ребёнка на ладошке лежит снежинка, вырезанная из бумаги. Рука мёрзнет, поэтому снежинку нужно сдуть. А так как она очень маленькая и лёгкая, то сдувать её нужно очень осторожно. Поэтому дуть будем на неё вот так: сомкнуть губы, произнести звук п один раз. Не сдули. Тогда произносим звук п несколько раз подряд, пока снежинка не слетит: п-п-п.

- “Греем руки”. Можно эту игру использовать как продолжение предыдущей. А можно придумать новый сюжет. Например такой: мы лепили снеговика и у нас очень замёрзли руки. Нужно их согреть. Подносим руки ко рту и дуем на них вот так: х-х-х. - “Подуй на шарик”. Представим, что у нас на ладошках лежит воздушный шарик. Объявляется соревнование, кто быстрее сдует его. Но сдувать нужно аккуратно и медленно.

- “Лошадки”. Дети, изображая лошадок, стоят в “конюшне”. Учитель говорит: “Наступило утро. Все лошадки идут гулять”. Дети друг за другом идут по комнате, высоко поднимая ноги, как лошадки. По сигналу: “Лошадки идут домой!” - дети произносят “и-го-го” и быстро бегут в “конюшню”.

- “Автомобили”. Дети делятся на две группы и становятся дуг за другом у противоположных стен. На команду: “Поехали!” дети, изображая руками движения руля, идут друг за другом навстречу. Встречаясь, они дают сигналы “Би-би, би-би”, чтобы автомобили не столкнулись.

2. Чистоговорки.

Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.

Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

* Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущих смысловой нагрузки.

- Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. - Ду-до-да – гудят провода.
- Бу-бы-ба – из окна торчит труба.
- Жи-жи-жи – здесь живут ежи. - За-за-за – уходи домой коза.
- Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. - Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
- Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
- Же-же-же – дождь пошёл уже.
- Ло-ло-ло – на улице тепло. - Ма-ма-ма – дома я сама.
- Лу-лу-лу – стол стоит в углу. - Му-му-му – молока кому.
- Ул-ул-ул – у нас сломался стул. - Мы-мы-мы – прочитали мы.
- Оль-оль-оль – мы купили соль. - Ми-ми-ми – поём ноту ми-и-и.
- Ра-ра-ра – Кате спать пора. - Са-са-са – бегает в лесу лиса.
- Ры-ры-ры – летают комары. - Ос-ос-ос – на поляне много ос.
- Ро-ро-ро – на полу стоит ведро. - Су-су-су – было холодно в лесу.
- Ор-ор-ор – подмели мы двор. - Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
- Ри-ри-ри – на ветке снегири.
- Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
- Чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу.
- Чу-чу-чу – погасить пора свечу. - Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
- Оч-оч-оч – наступила ночь. - Чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи.
- Уч-уч-уч – нас разбудит солнца луч.
- Ща-ща-ща – я несу домой леща. - Ли-ли-ли – тополя видны вдали.
- Ащ-ащ-ащ – я надела плащ. - Ле-ле-ле – много их у нас в селе.
- Ля-ля-ля – но от них в пуху земля.
- Са-са-са – ой-ой-ой! Летит оса! - Ля-ля-ля – все мы любим тополя.
- Сы-сы-сы – не боимся мы осы.
- Су-су-су – видел кто из вас осу? - Та-та-та – у нас дома чистота.
- Сы-сы-сы – мы не видели осы. - Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
- То-то-то – сели мы играть в лото.
- Си-си-си – в водоёме караси. - Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
- Ся-ся-ся – вот поймать бы карася. - Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
- Се-се-се – карасей ловили все. - Ать-ать-ать – мы идём гулять.
- Ся-ся-ся – не поймали карася.
- Шу-шу-шу – я письмо пишу.
- Аш-аш-аш – у Марины карандаш.
- Ша-ша-ша – мама моет малыша.

* Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.

- Зачем у маленькой хозяйки-
Зелёный зонтик взяли зайки?
Затем, чтоб спрятаться от волка
Под этим зонтиком из шёлка.
- Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая –
Индюшка расписная.
- Лежат ежи у ёлки,
У ежат иголки.
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
- Совершил сверчок скачок –
Заскочил он на сучок.
“Не хочу попасть в сачок,
Я не бабочка – сверчок!”
- Щебетал щегол и щёлкал,
Раздувал, как шарик, щёки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.
- Полосатые матрасы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала,
Полосатой речка стала.
- В небе громко гром гремит –
Громко нам гроза грозит.
Не гремите, не грозите,
Дождём грядки напоите.
- Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе,
Прорычали, промолчали –
И проснулись на заре.

3. Скороговорки.

Что такое скороговорка? На первый взгляд кажется, что скороговорка – это весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз. Но попробуйте сразу правильно и быстро произнести любую скороговорку. Например:

Водовоз вёз воду из водопровода.

Получилось? Не тут-то было. Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое, словно с кашей во рту, произношение, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество.

Чтобы научиться произносить скороговорку быстро и правильно, нужно делать это постепенно и следовать нескольким правилам.

Научитесь произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.

Выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе.

Научитесь произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп.

Для интересного введения скороговорки на занятии можно использовать разные сказочные персонажи, например, сорока Маруся – чемпион по произношению скороговорок. Также существуют специальные стихи, которые очень нравятся детям:

Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Это весёлые стишки, с которых можно начать знакомство со скороговорками.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Грабли – грести, метла – мести.

Вёсла – везти, полозья – ползти.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

На дворе – трава, на траве – дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Проворонила ворона воронёнка.

У Кондрата куртка коротковата.

У осы не усы, не усищи. А усики.

Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали.

Белые бараны били в барабаны.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку.

До города дорога в гору, от города – с горы.

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Слишком много ножек у сороконожек.

У зайки Бубы заболели зубы.

У Ивашки рубашка,

У рубашки – кармашки.

Иней лёг на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Котик ниток клубок закатил в уголок.

Укатил в уголок котик ниток клубок.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

Говори попугай попугаю: “Я тебя попугай попугаю12

Отвечает ему попугай: “Попугай, попугай, попугай!”

Из-под пилки сыплются опилки.

Купила Маруся бусы бабусе.

Цыплята и курица пили чай на улице.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

От топота копыт пыль по полю летит.

К каждой скороговорке можно добавить наглядное изображение сюжета для упрощения её запоминания и последующего воспроизведения, особенно на начальном этапе.

3. Заключение.

Таким образом, материал, содержащийся в данной работе, может значительно облегчить подготовку к занятиям по развитию речи педагогам, работающим с дошкольниками.

Чистоговорки для детей 4-5 лет.

Звук Б

1. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.

2. Любят бананы все обезьяны.

3. Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба - Мама, мама, вон труба!

Бу-бу-бу,бу-бу-бу - Ты и мне купи трубу!

Бе-бе-бе,бе-бе-бе потрубил я на трубе.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба не нужна уже труба!

Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан,

И плясали бабочки под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.

Звук В

1. Ви-ви-ви, ви-ви- Только много их не рви!

2. У Вали, Вари и Валерки вареники в тарелке.

3. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.

У девчонки, у Варюшки потерялись варежки.

Помогали две Валюшки искать Варе варежки.

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

Ву-ву-ву - я сниму сову.

Вы-вы-вы – нет травы.

Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.

Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава.

Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы.

Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве.

Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву.

Звук Г

1. Га-га-га у козы рога.

2. На горе гогочут гуси.

3. У гнома ангина.

4. Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.

5. Га-га-га – зеленые луга.

Га-га-га – у меня болит нога.

Ге-ге-ге - болит палец на ноге.

Ги-ги-ги - снять ботинок помоги.

Га-га-га,га-га-га Хочешь, Галя пирога?

Гу-гу-гу,гу-гу-гу есть их больше не могу.

Ги-ги-ги,ги-ги-ги не нужны мне пироги.

Гу-гу-гу,гу-гу-гу и я тоже не могу.

Га-га-га,га-га-га где же оба пирога?

Звук Д

1. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.

2. Дарья дарит Дине дыни.

3. Да-да-да - у меня вода.

4. Да-да-да - буду строить города.

5. Да-да-да - горяча вода.

6. Ды-ды-ды - нет воды.

7. Ды-ды-ды- на снегу следы.

8. Ду-ду-ду – за водой пойду.

9. Ду-ду-ду - я рыбачу на пруду.

10. Ду-ду-ду - я по ягоды иду.

11. Ду-ду-ду - я по лугу иду.

12. Ду-ду-ду - в зоопарк иду.

13. До-до-до - там на дереве гнездо.

Да-да-да, да-да-да - не ходи, Вадим, туда!

Ду-ду-ду, ду-ду-ду - Все равно туда пойду.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди -Ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да, да-да-да - Ой! Холодная вода!

Де-де-де, де-де-де - Вот беда! Вадим, ты где?

Ды-ды-ды, ды-ды-ды - Только слышно из воды.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа - убежали два ежа.

2. Жу-жу-жу - ежу кофточку вяжу.

3. Хорош пирожок, внутри творожок.

4. Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.

5. Жи-жи-жи – бегут ежи.

6. Жу-жу-жу - молока дадим ежу.

7. Жу-жу-жу – помогу ежу.

8. Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

9. Женя Жанне удружил: жвачку дважды одолжил.

Жи-жи-жи,жи-жи-жи в нашем доме этажи.

Жа-жа-жа,жа-жа-жа подо мной два этажа.

Жа-жа-жа,жа-жа-жа надо мной два этажа.

Же-же-же,же-же-же на каком я этаже?

Звук З

1. Зу-зу-зу - зайку моем мы в тазу.

2. У Зины козлик в корзине.

3. Лиза купила Зине корзину в магазине.

4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.

5. У Зины звонок звенит звонко.

6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

7. За-за-за – вот идет коза.

8. За-за-за - вот летает стрекоза.

За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.

За-за-за, за-за-за - залезает в сад коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - привязали мы козу.

Зи-зи-зи,зи-зи-зи - обезьянку привези!

Зя-зя-зя, зя-зя-зя - обезьянам здесь нельзя.

Зи-зи-зи, зи-зи-зи - раз нельзя, так не вези.

Звук К

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

2. Ка-ка-ка – бежит река.

3. Ко-ко-ко – вижу далеко.

4, Ку-ку-ку – кукушка на суку.

5. Ку-ку-ку - взяли дети по совку.

6. Ак-ак-ак – у реки рыбак.

7. Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.

8. Ок-ок-ок - на дворе снежок.

9. Ки-ки-ки - это кубики.

10. Ки-ки-ки - мы гуляли у реки.

Ки-ки-ки, ки-ки-ки притаились пауки.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка муха в сетке паука.

Ки-ки-ки, ки-ки-ки нам полезны пауки

Ка-ка-ка, ка-ка-ка вы не бойтесь паука.

Звук Л

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу

2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!

3. Дед Данила делил дыню.

4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

5. Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?

6. Лы-лы-лы – новые котлы.

7. Лу-лу-лу - купили пилу.

8. Ол-ол-ол - начинается футбол.

9. Ля-ля-ля – зеленые поля.

10. Лю-лю-лю – малину я люблю.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, все мы любим тополя.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, но от них в пуху земля.

Лю-лю-лю, лю-лю-лю, тополя и я люблю.

Звук М

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.

2. Ом- ом-ом - слепим снежный дом.

4. Мама Милу в ванне мыла.

5. Ма-ма-ма - на дворе зима.

6. Ма-ма-ма - я поймал сома.

7. Му-му-му - молоко кому?

8. Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

9. Мы-мы-мы - дождались зимы.

10. Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Звук Н

1. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.

2. Няня нянчит Надю с Ниной.

3. На-на-на – лампа у окна.

4. Ну-ну-ну – саночки тяну.

5. Он-он-он – телефон.

6. Ан-ан-ан - мне купили барабан.

7. Ан-ан-ан - сшила мама сарафан.

8. Ин-ин-ин – магазин.

9. Ни-ни-ни – звонок, звони.

10. Ень-ень-ень – теплый день.

Звук П

1. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.

2. Петя пилил пилой пень.

3. Пекарь пек калачи в печи.

4. Оп-оп-оп - землю роет землекоп

5. Оп-оп-оп - очень вкусный был сироп

6. Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.

7. Ап-ап-ап - раздается храп.

8. Ип-ип-ип - где-то слышен скрип.

Звук Р

1. Ра-ра-ра - во дворе гора.

2. Ра-ра-ра - в лес идти пора.

3. Ры-ры-ры – летят комары.

4. Ры-ры-ры - прокачусь с горы.

5. Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

6. Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.

7. Ро-ро-ро – у вороны выпало перо.

8. Ар-ар-ар - улетает красный шар.

9. Ур-ур-ур – не гоняй кур.

10. Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра во дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры- покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра очень рада детвора.

Звук С

1. У Сони сани с горки едут сами.

2. Сеня в лесу встретил лису.

3. Са-са-са - на траве роса.

4. Са-са-са - у меня коса.

5. Су-су-су - заплету косу.

6. Су-су-су - тихо осенью в лесу.

7. Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

8. Сы-сы-сы - у меня две косы.

9. Со-со-со – у Сони колесо.

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

Звук T

1. Та-та-та, та-та-та - хвост пушистый у кота.

2. Ту-ту-ту – помоги коту.

3. Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

4. Ты-ты-ты - у куклы белые банты.

5. То-то-то – я иду в пальто.

6. От-от-от - летит в небе самолет.

7. От-от-от - испугался серый кот.

8. Ать-ать-ать – я иду гулять.

9. Еть-еть-еть – я буду петь.

10. То-то-то – стали мы играть в лото.

Звук Ф

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.

2. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

3. Филипп к печке прилип.

4. На фотографии у Фёдора – Федора, на фотографии у Федоры – Фёдор.

5. Фа-фа-фа - в углу стоит софа.

6. Аф-аф-аф - в замке живет граф.

7. Фе-фе-фе - он живет в Уфе.

8. Фэ-фэ-фэ - мы пойдем в кафе.

Звук Х

1. Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.

2.Ху-ху-ху – ели мы уху.

3. Ух-ух-ух - ходит по двору петух.

4. Ух-ух-ух - развалилась башня - бух!

5. Их-их-их – ветерок затих.

6. Ох-ох-ох – зеленый мох.

7. Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

8. Эх-эх-эх - в скорлупе - орех.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!

Звук Ц

1. Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.

2. Из колодца вода льется.

3. Не велика птица синица, да умница.

4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.

5. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.

6. Ец-ец-ец - там стоит дворец.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!

Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!

Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!

Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.

2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.

3. Чу-чу-чу – я гулять хочу.

4. Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.

5. Чи-чи-чи – красные кирпичи.

6. Чо-чо-чо – ох, как горячо!

7. Оч-оч-оч - я хочу помочь.

8. Шубка овечки греет лучше печки.

9. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Ча-ча-ча-ча, - на столе горит свеча.

Чо-чо-чо-чо, - ой, как свечке горячо.

Чу-чу-чу-чу, - я подую на свечу.

Чи-чи-чи-чи, - пламя сдую у свечи.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Ша-ша-ша-ша, - наша Таня хороша.

Шо-шо-шо-шо, - поёт хорошо.

Шу-шу-шу-шу, - поёт песню малышу.

Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.

Шо-шо-шо, шо-шо-шо я пишу уж хорошо.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу все, что хочешь, напишу.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши "Ешьте кашу",--напиши.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу это я уж напишу.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща - Коля ходит без плаща.

2. Щи-щи-щи - ищем мы щавель на щи.

3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

4. Щука проглотила щетку, щетка ей щекочет глотку.

5. Щу-щу-щу – я тебя ищу.

6. Ще-ще-ще – я в плаще.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща - нету свёклы для борща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи - приготовим лучше щи.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я капусту поищу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - не клади в кастрюлю хвощ!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща - брат принес домой леща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи - поедим сначала щи.

К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру "Надуй самый большой пузырь" или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Чистоговорки


Звуки М, П, Б

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су - тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Звук Ц

1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

Звук Л (Ль)

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

  • Стоит воз овса, возле воза овца.
  • Собака сидит на цепи.
  • Заглянет солнце и к нам в оконце.
  • На круше у Шура жил журавль.
  • Кошка спит, а мышку видит.
  • Ежик лежит под ёлкой.
  • Лёжа хлеба не добудешь.
  • Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
  • Мальчик чистит лошадку щеткой.
  • Щенок играет с мячом.
  • Са-ша-ша- Соня моет малыша.
  • Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
  • Вымыли мышки миски для мишки.
  • Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
  • Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
  • У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
  • Девочка пьет чай из чашки.
  • Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
  • У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
  • Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
  • Рыбу ловит рыболов.
  • Весь в реку ушел улов.
  • Вкусная халва, мастеру хвала.
  • Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
  • "да-да-да - в огороде лебеда",
  • "ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
  • "ша-ша-ша - принесли домой ерша"
  • "ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
  • "жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
  • "чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
  • "жу-жу-жу - я на солнышке лежу" ... и так далее.


Скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
на траве дрова,
на дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.

30

Счастливый ребенок 16.06.2017

Дорогие читатели, сейчас предлагаю вспомнить веселые скороговорки для детей. Каждый из нас наверняка помнит, какие они веселые и смешные, хотя порой выговорить их совсем непросто. А знаете ли вы, что скороговорки хороши не только для забавы, но и приносят пользу? Они помогают развивать речь ребенка, учат произносить недоступные прежде звуки, улучшают дикцию.

Почему бы и нам не предложить детям смешные скороговорки? Сегодня на блоге мы познакомим вас с интересными и запоминающимися скороговорками для детей и предложим вашему вниманию подборку детских стихов для занятий с ребенком дома.

Я передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной, а затем дополню тему статьи.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! А ваши дети любят скороговорки? Уверена, если не любят, то лишь по одной причине – они просто с ними не знакомы! Или еще слишком малы, чтобы произносить подобные конструкции. Для остальных же детей скороговорки – приятное и очень веселое времяпрепровождение, особенно в сочетании с подвижной игрой.

Скороговорки – веселая забава? Не только!

Что же такого особенного в скороговорках? Сначала, как и положено, обратимся к словарю. Итак, скороговорки – это простой, ритмичный, зачастую шуточный текст, который представляет собой определенное сочетание звуков, затрудняющих быстрое проговаривание слов.

Большинство скороговорок – продукт народного творчества, и они передаются из поколения в поколение как способ развития речи детей. И это на самом деле очень полезная забава, ведь с помощью скороговорок можно эффективно подправить дикцию ребенка, а также устранить определенные дефекты речи.

Чаще всего дети в восторге от веселых скороговорок. Задача же родителей – выучить наизусть несколько из них и как можно чаще применять их в игре с ребенком. Скороговорки можно проговаривать с разной скоростью: медленно, со средней скоростью, быстро и очень быстро. Но обязательно следите, чтобы ребенок не глотал слоги, поизносил звуки чисто и четко. Только в таком случае речь крохи будет развиваться правильно, а сами скороговорки принесут пользу.

Можно также поиграть с детьми в следующие игры:

  • попросите малыша во время проговаривания стишка ритмично отбивать мяч от пола или от стены;
  • попробуйте поиграть в паре с ребенком, по очереди произнося строчки из скороговорки;
  • задайте ритм скороговорке, хлопая в ладоши;
  • проведите соревнование, кто быстрее проговорит скороговорку и не собьется.

А теперь представляем вашему вниманию подборки скороговорок для детей разных возрастов.

Скороговорки для детей 5-6 лет

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Белые бараны били в барабаны.

Купила бабуся бусы Марусе.

Валин валенок провалился в прогалинок.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

У нас на дворе-подворье,
Погода размокропогодилась.

Баран буян залез в бурьян.

Проворонила ворона вороненка.

На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

У ежа и елки иголки колки.

У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Оса боса и без пояса.

С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши – и во ржи не души.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Дед Данила делил дыню –
Дольку Диме, дольку Дине.

Влас у нас, Афанас у вас.

На дуб не дуй губ,
Не дуй губ на дуб.

Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

На возу лоза, у воза коза.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

У Кондрата куртка коротковата.

Давайте посмотрим, как можно заниматься с ребенком, используя скороговорки – на что нужно обратить внимание, какой выбрать темп, сколько делать повторений. Очень полезное видео.

Скороговорки для детей 7-8 лет

Дети растут, а с ними растут и скороговорки. Если для дошколят используются более простые и незамысловатые фразы, то для школьников можно уже брать и что-то посложнее. Так, есть короткие скороговорки для детей 7-8 лет, а есть и подлиннее, как настоящие стихи.

По дороге топал Топаль,
Топаль топал в Севастополь.
Ну а рядом топал Сева,
Топаль справа, Сева слева.

Мила мыла мишку мылом,
Мила мыло уронила,
Уронила Мила мыло,
Мила мишку не домыла.

Шла Саша по шоссе,
Несла сушку на шесте.
И сосала сушку.

Ехал Грека через реку.
Видит Грека – в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Грека - цап.

Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.

Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться,
Уж уж от ужаса стал уже,
Не ешь ужица ужа-мужа,
Без ужа-мужа будет хуже.

На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.

Баркас приехал в порт Мадрас.

Матрос принес на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
– Попугай, попугай, попугай!

Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.

Триста тридцать три корабля
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали.

Четыре черных коня черту совсем не чета в четвертый четверг ноября.

Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой - Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой - Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони - Шах-Шарах-Шарони.

Четыре черненьких
Чумазеньких чертенка
Чертили черными
Чернилами чертеж
Чрезвычайно четко.

Ежели вы не жили возле ежевичника,
Но ежели вы жили возле земляничника,
То значит, земляничное варенье вам привычное
И вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
То значит, ежевичное варенье вам привычное,
И вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
И ежели вы жили возле земляничника,
И ежели вы времени на лес не пожалели,
То значит, преотличное варенье ежевичное,
Варенье земляничное вы ежедневно ели.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал у Клары кораллы,
То Клара не крала б у Карла кларнет.

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото,
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.

Король на корону копейку копил,
Да вместо короны корову купил,
А этот король на корову копил.

Шли Струмай, Строкциг, Марнос,

Прокцогцзинь и Пригноцкроз.

Рядом с ними были сыны Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович,
Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.

Мышонку шепчет мышь:
«Ты что не спишь, шуршишь?»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише.»

Многие из этих скороговорок используют в своей практике логопеды. Существуют отдельные скороговорки для постановки определенного звука. Так, можно подобрать стихи фактически на любой звук, который предстоит освоить ребенку. Давайте рассмотрим на примерах.

Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

Шел Егор через двор,
Нес топор чинить забор.

Шелкопряд, шелкопряд
Шёлк прядёт за рядом ряд.
Плотно шёлком обмотался,
Шелкопряд внутри остался.

Вот шипит большущий уж:
– Очень душно. Мне бы в душ.
Полежать под душем нужно,
Чтобы не было так душно.

Саша кушал кашу.
Кашу кушал Саша.
Саша, кушай не спеша,
Наша каша хороша.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Скороговорки с буквой «с» для детей

Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть,
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Сеня вез воз сена.

Села Алеся, с печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся, а на печи грейся.

У Степана есть сметана,
Простокваша да творог,
Семь копеек - туесок.

Съешь меня - вопрошает вишня, страшась быть выброшенной лишняя.

Съел Слава сало, да сала было мало.

Сев в такси спросила такса:
«За проезд какая такса?»
А таксист ответил так:
«Возим такс мы просто так-с.»

Суровый суворовец Суворов сурово сверлил сверлом сырую стену суворовского училища.

Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало жарко.

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.

Слишком много ножек у сороконожек.

Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется -
Славно сегодня звенится-поется!

Вот так просто и весело можно учить ребенка правильно говорить. Но не стоит заставлять сына или дочку зубрить стихи-скороговорки! Из-под палки вряд ли получится нужный вам результат.

Другое дело, если превратить обучение в веселую игру. Можно вместе с ребенком сочинить сказку о каком-то звуке, искать их в скороговорке, строить для них домики в песке, придумывать песенки. А по ходу и повторять скороговорки.

Идей может быть масса, главное, начать, включить фантазию и действовать! Попробуйте, и ваш ребенок будет очень приятно удивлен. Да и вы сами тоже, поверьте.

Смешные скороговорки для детей

Скороговорки могут быть не только труднопроизносимыми и обучающими, но и смешными. Иногда текст стишка сам по себе веселит. А такие строчки и запоминаются намного легче, правда? Вот примеры таких скороговорок.

Снова Грека через реку перебраться захотел,
Краб, притихший, словно рыба, под корягою сидел.
Глупый Грека руку в реку сунул, не подумавши.
Цапнул краб за руку Греку, насмеялся от души.

Карасенку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасенок, сказку!»
На раскраске Карасенка –
Три веселых поросенка:
Карасенок поросят перекрасил в карасят!

Брат сестре твердит три дня:
Скоро праздник у меня,
Третий день рожденья,
Будем есть варенье.

Красный краб кричит «Ура!»
Резать торт пришла пора.

Грянул гром – гроза в разгаре.

Триста тридцать три коробки,
А в коробке по три пробки.

Четыре черепашки учились пить из чашки.
Чашку чая заварили, на четыре поделили.

Когда спешу, я ем лапшу.
Доем лапшу и поспешу.
Спешить спешу.
Лапшить лапшу.
Ну вот, опять всех насмешу.

Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту.

Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки,
Закусили лебедой, побежали за водой.

У Пашки в кармашке букашки и бумажки.

За поселком у проселка в поле пела перепелка
Перепел прилетел, перепелку перепел.

Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Машей простоквашу,
А Мишутка съел селедку под шубкой.

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Вез корабль карамель,
Налетел корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Можно использовать смешные скороговорки для детей как считалочки, а также сочинять новые в процессе игры.

Не бойтесь творить вместе с детьми, фантазировать, придумывать. И такие занятия окупятся сторицей, наполнив ваши отношения новыми эмоциями и впечатлениями.

Надеюсь, наша подборка скороговорок придется вам по вкусу. Веселых вам игр, радостного развития любимых детей и счастливой жизни!

Анна Кутявина,
психолог, сказочница,
хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за материал. От себя хочу добавить несколько слов. Работая в Театральном институте, мы часто сталкиваемся с большими проблемами в речи у студентов. Учат они и скороговорки. Очень трудно бывает и нам, и студентам наверстывать и исправлять то, на что можно было бы обратить внимание в детском возрасте. А ведь правильная, приятная речь – это то, на что мы всегда обращаем внимание при общении с людьми.

Занимайтесь с вашими детьми весело, интересно, полезно! Да и сами поучите скороговорки. Уверена, что и мы с вами не все сможем быстро выговорить…