Колонна траяна история конструкция декор. Колонна Траяна в Риме: история и описание одного из чудес света. Внешний вид комплекса

Колонна Траяна (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Информационные войны - вовсе не современное изобретение, историю всегда сочиняют победители. Наскальные рисунки, картины, фрески, барельефы - такое же идеологическое оружие, как Фейсбук и Твиттер. Ярчайший пример такого подхода к искусству - колонна Траяна, 19 столетий украшающая исторический центр Вечного города и входящая в число самых знаменитых памятников времени расцвета Римской империи. Великолепное сооружение прославляет захват Дакии, нынешней Румынии, и разгром гнусных варваров. Но не все так просто, как кажется.

Технические подробности

Великий инженер и архитектор Аполлодор из Дамаска поставил один на другой 17 полых цилиндров из каррарского мрамора диаметром 4 м. Внутри них вырублена лестница из 185 ступеней, ведущая на капитель, где сперва раскинул крылья императорский орел, затем его сменила статуя самого Траяна, а в 1588 г. - фигура святого Петра. В небольшой комнатке кубического основания хранятся золотые урны с прахом Траяна и его жены. Суммарная высота сооружения - 38 м.

Доступ на вершину колонны для туристов закрыт.

Что посмотреть

Колонну 23 раза овивает непрерывная лента барельефа, повествующая о событиях двух дакийских войн. Насчитано не меньше 2500 изображений римлян и даков: они сражаются, строят мосты и осаждают крепости, лечат раненых, переносят трофеи. Вот легионеры идут в атаку «черепахой», прикрываясь щитами, вот музыканты дуют в буцины - боевые трубы, вот бородатые даки пьют из чаши яд, чтобы не попасть в рабство, а их жены жгут факелами пленных римлян.

Даки изображены хитрыми грубыми варварами. Однако среди трофеев перечислены 165 т золота, еще больше серебра, а румынские археологи раскопали сожженную Траяном Сармизегетузу, столицу царя Децибала, и обнаружили там плавильные печи. С трудом верится, что народ, не имевший даже письменности, оказался способен на такие свершения. Римляне просто уничтожили и оболгали опасного конкурента на исторической арене.

Все элементы барельефа раскрасили, так что своеобразный блокбастер в камне был еще и цветным. Кто не умел читать - разглядывал картинки и понимал, что он часть великой империи, способной сокрушить любых варваров. Это никому ничего не напоминает?

Практическая информация

Адрес: Рим, Via dei Fori Imperiali. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на метро до ст. Colosseo, автобусах №№ 51, 85, 87.

Время работы: круглосуточно, доступ бесплатный.

Величественная колонна в , столице , напоминающая о былых победах и славе римлян. Колонна гордо возвышается над руинами Римского форума, в то время как у ее основания находится гробница императора Ульпия Траяна и его жены. Это победное сооружение было возведено в честь императора и его побед над даками. Сегодня оно входит в по версии нашего сайта.

Колонну возвели в Риме во II веке н.э. Архитектором сооружения был почитаемый императором Аполлодор Дамасский. Для его сооружения было привезено 20 блоков каррарского мрамора. Сегодня высота колонны составляет 38 метров, а вес - 40 тонн. Изнутри колонна полая. В ней находится только винтовая лестница, ведущая к площадке на капители.

Монумент на капители менялся несколько раз. Сначала там возвышалась скульптура орла, затем самого Траяна и лишь в XVI веке появилась статуя апостола Петра, которая украшает колонну по сей день. На рельефной ленте, проходящей по стволу колонны можно увидеть фрагменты из двух битв императора Траяна с даками. Всего изображено 2500 человеческих фигур, среди которых много раз повторяется сам император.

Помимо этого на рельефе можно увидеть богиню победы Нику, величественного старца Дуная и прочих аллегорических персонажей. Находится достопримечательность на форуме Траяна, недалеко от Площади Венеции и знаменитого комплекса .

Фото достопримечательности: Колонна Траяна

Одним из главных украшений великого Рима является знаменитый форум Траяна, собравший в себе исторические сооружения древней эпохи. Здесь были сосредоточены главные политические формирования Древнего Рима. Несомненно, главным украшением площади стала известная овеянная легендами и гипотезами колонна Траяна, которая величественно возвышается над городом.

Структура форума была продумана до мелочей. Её автором которой являлся Дамаскинский архитектор Аполлодор. Вход на площадь, вымощенную разноцветным мрамором, украшала триумфальная арка. На трех сторонах были установлены скульптуры известнейших деятелей Римской империи, а четвертая сторона поместила политическое строение - базилику, в котором создавались политические указы. Между греческой и латинской библиотеками расположилась и сама знаменитая колонна Траяна.

История возникновения колонны Траяна

Как утверждают многие историки, сооружение было построено во втором веке н.э. в честь римского императора Траяна, правившего в 98-117 г.г. и одержавшего победу в войне с даками. По их мнению, изображенные на колонне фигуры людей, отражают фрагменты эпохи правления и сражений Траяна во главе с самим императором, хотя на самом сооружении нет никаких надписей подтверждающих эти события. Было выдвинуто предположение, что первой пьедестал колонны возглавляла фигура золотого орла, потом императора Траяна, а позже, так как Траян не был истинным христианином, а язычником, было принято решение установить постамент Святого Петра, который, как все знают, стоит там и поныне.

Загадки и занимательные тайны троянской колонны

Беломраморное сооружение состоит из 30 метровой колонны и постамента высотой 5,5 метров. Считается, что колонна содержит полые мраморные цилиндры, соединенные между собой, как позже выяснится - это не совсем так. В середине колонны находятся 185 ступеней ведущих вверх к капитель-площадке. Барельеф колонны - вот главная особенность и историческая ценность данной конструкции. Он содержит более чем 2500 человеческих образов и мифических фигур прошлого времени. Некоторые историки утверждают, что облик Траяна запечатлен около 90 раз на барельефе колонны. На самом деле ‒ это всего лишь ошибочное предположение, которое на протяжении многих лет трактовали историографы, не обращая внимания непосредственно на противоречащие факты.

Троянская колонна как выяснилось, была возведена не раньше, а даже позже второй половины 13 века. Фигуры людей, изображенные на ней - это повествование об известной всем Троянской войне, которая произошла в 13 веке, т.е. знаменитые Крестовые походы - вот что в действительности изображено мастерами сооружения. Это не просто очередные догадки, есть несколько весомых аргументов, которые никак не могут опровергнуть данное предположение.

Неопровержимые факты возникновения троянской колонны:

  1. Колонна Траяна не имеет ни единой надписи, имен, цифр которые могли бы в точности подтвердить или опровергнуть дату строения памятки архитектуры. Одна надпись, правда, имеется на цоколе, но она тоже, ни о чем не свидетельствует. Вся поверхность колонны содержит картинки военного характера, которые говорят о сражениях, перемириях, традициях людей той эпохи.
  2. Сама троянская колонна, сделана не из чистого мрамора как утверждалось, а отлита из обычного бетона, которым начали пользоваться гораздо позже. Отдельные изображения же вытеснены из более высококачественного бетона и мраморных фрагментов. Об этом свидетельствует отпавшие в некоторых местах по истечению многих лет верхние слои, под которыми видны участки грубого бетона. Возможно, сооружение было построено во времена Реформации, а за основу было взято исторические эпизоды прошлых времен.
  3. Щиты воинов изображенных непосредственно на колонне Траяна, содержат рисунки в виде христианских крестов, звезд, османских полумесяцев, чего никак не могло быть в тёмные античные времена. Язычники имели совершенно другую символику, что ещё раз подтверждает ошибочную гипотезу. Об этом явном факте, современные историки умалчивают, и по сей день, боясь разрушить устоявшуюся скалигеровскую версию.
  4. Если рассматривать фотографии колонны с промежутком за последние сто, максимум двести лет, то можно заметить явные повреждения, образовавшиеся выбоины, трещины и разрушения конструкции. Из этого следует, что если бы колонне Траяна было в действительности больше чем 1800 лет, она давно бы развалилась и превратилась в исторические руины. Вероятнее всего, знаменитой троянской колонне всего лишь около 500 лет.

Смеем утверждать по итогам выше приведенных фактов - колонна Траяна была построена в 16-17 веках по мотивам Троянской войны 13 века и Крестовых Походов. Убедиться в этом запросто может любой путешественник, который посетит Великую итальянскую столицу.

Сделать это и вовсе не сложно, достаточно лишь обратиться к туристическому оператору на сайт. Мы предлагаем увлекательный отдых, по доступным ценам открывающий исторические тайны и загадки древнего мира, современные курорты с массой развлечений, шопинг-туры и многое другое. Оформление документов не составит для вас никаких хлопот - всю бумажную работу мы обязательно возьмем на себя, чтобы вы могли беззаботно наслаждаться всеми прелестями чарующего отдыха.

В период с 101-го по 106 год император Траян руководил действиями десятков тысяч римских воинов, пересек Дунай по самым длинным мостам, которые в те времена мог построить человек, одержал две победы над могущественной империей варваров на их гористой земле, а затем безжалостно стер эту империю с карты Европы. Поход Траяна на Дакию, расположенную на территории современной Румынии, был главным событием 19-летнего правления императора. Летописец похвалялся завидными трофеями: 165 тысяч килограммов золота и 331 тысяча килограммов серебра, не считая присоединения к Римской империи новой плодородной провинции.

Колонна Траяна – один из главных монументов, переживших падение Рима. И она по сей день остается предметом научных споров.
Пополнение казны отразилось на облике Рима. В честь победы император велел выстроить форум: просторная площадь, окруженная колоннадами, две библиотеки и большое гражданское строение, известное как базилика Ульпия. Согласно восторженному описанию римского историка, форум Траяна был творением, «подобного которому смертные никогда более не создадут». В небо над форумом вознеслась 38-метровая каменная колонна, увенчанная бронзовой статуей завоевателя. Снизу доверху ее оплела рельефная хроника дакских походов на манер современного комикса: в 155 сценах тысячи искусно высеченных римлян и даков маршируют, строят укрепления, плывут на кораблях, подкрадываются к врагу, сражаются, ведут переговоры, молят о пощаде и встречают смерть. Воздвигнутая в 113 году фантастическая колонна высится над городом почти два тысячелетия. Рельефы сильно пострадали от времени, и, кроме нескольких нижних витков спирали, мало что можно разглядеть. Вокруг руины – пустые пьедесталы, расколотые плиты, обезглавленные колонны и разбитые скульптуры напоминают о былом великолепии форума. Колонна Траяна – один из главных монументов, переживших падение Рима. Из века в век историки изучали рельефы как наглядное пособие по истории войн, где Траян представлен героем, а правитель даков Децебал – его достойным противником. Археологи разглядывали мельчайшие детали сцен, чтобы почерпнуть сведения о вооружении, обмундировании и военных тактиках римской армии. Чтут памятник и современные румыны: Траян разрушил Дакию дотла, и потому колонна, наряду с уцелевшими статуями поверженных воинов, – драгоценное свидетельство того, как могли выглядеть и одеваться их дакские предки. Шло время, великие памятники прошлого превращались в груды обломков, а колонна по-прежнему поражала воображение. Художники Ренессанса в корзинах, обвязанных веревками, свешивались с вершины колонны, дабы рассмотреть ее во всех деталях. В 1588 году папа Сикст V велел увенчать монумент статуей святого Петра. Тогда же, в XVI веке были сделаны первые гипсовые слепки колонны. Они запечатлели многие детали, ныне утраченные, – загрязнение атмосферы и кислотные дожди сделали свое дело. Колонна по сей день остается предметом научных споров. Порой кажется, что гипотез не меньше, чем фигур на рельефах, – а их ни много ни мало 2662. С книжной полки в гостиной своей римской квартиры археолог и искусствовед Филиппо Коарелли достает свой труд – иллюстрированную историю колонны. «Это удивительное сооружение, – говорит он, перелистывая страницы с черно-белыми снимками рельефов. – Что здесь происходит? Дакские женщины истязают римских солдат? Рыдающие даки принимают яд, чтобы не попасться в плен? Похоже на телесериал». Или на мемуары Траяна, добавляет Коарелли. Колонна была возведена между двумя библиотеками, где могла храниться хроника боевых действий в изложении самого императора-воина. По мнению Коарелли, рельефный фриз напоминает свиток – не исключено, что военный дневник Траяна был именно свитком. «Должно быть, художник исполнял волю императора», – подытоживает ученый. Так или иначе, перед командой скульпторов стояла задача высечь иллюстрированную версию «свитка Траяна» на 17 блоках отборного каррарского мрамора. Император – главный герой истории. Он появляется в 58 сценах – дальновидный полководец, опытный политик и благочестивый властелин: вот он произносит речь, поднимая боевой дух солдат, вот задумчиво внимает советникам, а вот приносит жертвы богам. «Траян хочет предстать не только воином, – объясняет Коарелли, – но и просвещенным человеком». Конечно, это лишь гипотеза. В какой бы форме ни записал Траян свои воспоминания, они давно канули в Лету. Сопоставляя рельефы колонны с археологическими находками из дакской столицы Сармизегетузы, ученые склоняются к мысли, что изображения свидетельствуют скорее об умонастроениях римлян, чем о реальных событиях. У Джона Коулстона, специалиста по римской иконографии, оружию и снаряжению из Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, – особое мнение. Несколько месяцев подряд он изучал рельефы с близкого расстояния, примостившись на реставраторских лесах. Собранного материала хватило на диссертацию. «Велик соблазн представить изображения с колонны в виде этакой новостной ленты или кинофильма тех времен, – говорит Коулстон. – Но все эти интерпретации – типичные натяжки, за которыми нет ни слова правды». Ученый утверждает, что ансамбль рельефов не был подчинен общему замыслу одного мастера. Небольшие стилевые различия и явные оплошности – к примеру, меняющаяся высота фриза или окна, разрывающие сцены, – убедили шотландского ученого в том, что скульпторы высекали рельефы, что называется, на ходу, основываясь на весьма поверхностных представлениях о войне. «Хотя историкам искусства сложно отказаться от заманчивого образа талантливой творческой личности, – говорит Коулстон, – на примере колонны Траяна мы видим, что композиция рождается спонтанно, сразу на кусках мрамора под руками простых каменотесов, а отнюдь не на чертежной доске в мастерской». По его мнению, создатели фриза скорее вдохновлялись военными событиями, чем основывались на них. Взять хотя бы главные мотивы рельефов. В изображении двух войн на удивление мало боевых действий: сцены осад и битв занимают меньше четверти фриза, при этом сам Траян ни разу не появляется на поле боя. Легионеры – основа военной машины Рима – преимущественно занимаются строительством фортов и мостов, расчисткой дорог и даже сбором урожая. Ко всему прочему, можно подумать, что они еще и неуязвимы – на всей колонне не отыскать ни одного павшего римского воина! Некоторые сцены остаются неразгаданными. Зачем осажденные даки тянутся к чаше? Чтобы принять яд и тем самым избежать унижений побежденных? Или они просто хотят утолить жажду? Как объяснить шокирующее изображение женщин, истязающих факелами полураздетых связанных пленников? В интерпретации итальянцев, это жены варваров подвергают мучениям плененных римлян. Но у Эрнеста Оберландер-Тарновяну, директора Национального исторического музея Румынии, другое мнение: «Перед нами однозначно пленные даки, которых мучают разгневанные вдовы убитых римских солдат». Судя по всему, то, что мы видим, разглядывая колонну, зависит от наших симпатий – к римлянам или к дакам. У римских политиков слово «дак» было синонимом лицемера. Именно о даках историк Тацит писал: «Они никогда не были по-настоящему верны Риму». Заключив в 89 году договор о дружбе с императором Домицианом, царь Дакии Децебал, хотя и получал от римлян деньги на защиту границ империи от набегов, сам посылал воинов грабить пограничные города союзников. В 101 году Траян выступил в поход против ненадежных даков. После почти двухлетней войны было заключено перемирие, но вскоре Децебал его нарушил. Терпение римлян иссякло. Во время второго вторжения, в 105 году, Траян не церемонился – достаточно взглянуть на сцены, живописующие разграбление Сармизегетузы. «Походы были жестоки и разрушительны, – рассказывает Роберто Менегини, итальянский археолог, руководитель раскопок на форуме Траяна. – Посмотрите, как сражаются римляне, держа зубами за волосы отрубленные головы. Война есть война. У римских легионеров была репутация свирепых и безжалостных воинов». Но как только даки были повержены, за них взялись римские скульпторы. Форум Траяна украшали десятки статуй статных, бородатых дакских воинов – гордая мраморная армия в самом сердце Рима. Конечно, скульпторы были далеки от того, чтобы подсластить горечь поражения побежденным, большинство которых были проданы в рабство. «Ни один дак не смог бы прийти посмотреть на колонну, – говорит Менегини. – Монумент был предназначен для римских граждан и воплощал мощь имперской машины, способной покорить столь доблестный и воинственный народ». Колонну Траяна можно считать образцом пропаганды – но, как утверждают археологи, в ее каменной летописи есть доля правды. Новейшие раскопки на территории древней Дакии, в том числе и на развалинах Сармизегетузы, приносят все больше открытий. Все детальнее прорисовывается портрет цивилизации, перешагнувшей «варварскую» ступень развития, вопреки презрительным эпитетам римлян. У даков не было письменности, и все наши знания об их культуре прошли через фильтр римских источников. Многочисленные находки свидетельствуют о том, что Дакия царила над окрестными землями не одну сотню лет, собирая дань с соседей. Зная толк в кузнечном деле, дакские старатели добывали руду и выплавляли железо, а золотоискатели намывали золото. Венцом творения искусных мастеров были тонко отделанные украшения и оружие. Сармизегетуза была политической и духовной столицей Дакии. Ее руины покоятся высоко в горах в самом сердце Румынии. От Рима город отделяли 1600 километров – армия Траяна шла сюда больше месяца. Сегодняшним посетителям приходится пробираться по изрытой колдобинами грунтовой дороге через ту самую неприступную долину, которая преграждала путь Траяну. Развалины Сармизегетузы потонули в зарослях высоких буков. Даже в жаркий день по земле ползут прохладные тени. Широкая мощеная дорога ведет от толстых, наполовину вросших в землю крепостных стен к просторной поляне. Этот зеленый оазис – терраса, высеченная в скале, – был религиозным центром Дакии. До наших дней дошли остатки зданий – смесь из древних камней и бетонных реконструкций, напоминающих о неосуществленной попытке воссоздать древний комплекс. Тройное кольцо каменных колонн очерчивает контуры некогда величественного храма, отдаленно напоминающего круглые дакские строения на рельефах колонны Траяна. Рядом низкий алтарь – каменный круг с высеченным орнаментом в виде солнечных дисков – святая святых дакской вселенной. Последние шесть лет румынский археолог Гелу Флореа из Клужского университета имени Бабеша-Больяй проводит летние месяцы на раскопках в Сармизегетузе. Расчищенные руины, а также предметы, конфискованные у кладоискателей, свидетельствуют, что сюда проникали военные технологии из Рима, чувствуется и влияние Греции – архитектурное и художественное. «Поразительно, какими они были космополитами так высоко в горах, – говорит Флореа. – Это самое крупное поселение во всей Дакии, с удивительно сложной организацией». С помощью аэрофотосъемки археологи выявили более 260 искусственных террас, растянувшихся почти на пять километров вдоль долины. Общая площадь поселения превышала 280 гектаров. Ученые не обнаружили следов возделанных полей – зато раскопали остатки ремесленных мастерских и домов, а также плавильные печи, тонны железных заготовок и десятки наковален. По-видимому, город был центром производства металла, снабжавшим другие дакские поселения вооружением и инструментами в обмен на золото и зерно. Сегодня все здесь объято зеленью – и тишиной. Неподалеку от бывшего алтаря бьет маленький источник, где можно было брать воду для религиозных ритуалов. Земля под ногами, приправленная крупинками слюды, искрится в солнечных лучах. Вполголоса переговариваются немногочисленные туристы. Трудно представить себе, что за церемонии проходили в этом городе – и что за страшная участь постигла его обитателей. В воображении всплывают клубы дыма и пронзительные крики, грабежи и резня, самоубийства и паника, изображенные на рельефах колонны Траяна. «Римляне смели все на своем пути, – рассказывает Флореа. – От крепости камня на камне не осталось. Они хотели продемонстрировать свою мощь: смотрите, у нас есть силы, средства, мы здесь хозяева». За падением Сармизегетузы последовало разрушение главных храмов и святилищ Дакии. Затем римляне принялись за другие города Дакийского царства. Один из рельефов у самой вершины колонны представляет кровавую развязку – деревня предана огню, жители обращаются в бегство, по опустошенной провинции бродят лишь козы да коровы. Две войны унесли, как считают ученые, десятки тысяч жизней. По свидетельству современника, Траян взял 500 тысяч пленных, угнав из них около 10 тысяч в Рим для участия в гладиаторских сражениях, которые устраивались в честь победы 123 дня подряд. Гордый правитель даков избавил себя от позорной участи пленника. Конец Децебала увековечен на колонне его заклятого врага: опустившись на колени под сенью дуба, дак подносит длинный изогнутый меч к собственному горлу. «Его голова была доставлена в Рим, – писал римский историк Кассий Дион столетие спустя. – Так Дакия стала подвластной римлянам».

Колонна Траяна - один из самых известных и хорошо сохранившихся древнеримских памятников, дошедших до нас. Когда я стою перед ней, то перед глазами у меня нет-нет, да и промелькнёт картина не нынешнего, а античного Рима с громадой и великолепием его императорских форумов. Это, конечно, секундное наваждение, и вновь - я вижу лишь развалины, в которых трудно угадать былое величие. И только Колонна Траяна стоит, как ни в чём ни бывало, стоит уже больше 1900 лет, практически не изменившись с тех пор. Несомненно, этот монумент заслуживает того, чтобы познакомиться с ним поближе.

Достиг пика своего могущества: правление Траяна положило начало «золотому веку» империи. После завоевания Дакии (нынешней Румынии) в 106 г территория государства достигла своих максимальных за всю историю размеров, а военная добыча была баснословной - даки владели золотыми копями. жил на широкую ногу, империя процветала.

Траян стал императором достаточно неожиданно, до него выходцам из провинции это никогда не удавалось. Но так уж сложились обстоятельства, и наверное, к лучшему: в истории Траян остался строгим, но справедливым правителем, любимым армией и народом.


Быть «счастливее Августа и лучше Траяна» желал сенат последующим императорам. Что говорить, если даже нетерпимые к язычникам христиане, впоследствии поминали императора добрым словом. По распространённой легенде Папа Григорий Великий, будучи не в силах вынести мысли, что такой справедливый правитель горит в аду, страстно молился за Траяна, и в итоге тому было даровано спасение. Рождение такой легенды в то время стоило многого: даже спустя 500 лет, когда Римской империи уже не существовало, Траян пользовался уважением и любовью людей.

Однако мы знаем, что римскому императору для того, чтобы остаться в веках, мало было победить врагов, проявлять щедрость и милосердие - нужно было ещё оставить после себя что-то монументальное, достойное великолепия и масштабов римской архитектуры. Что же оставил Риму после себя император Траян?

Форум Траяна

Как известно, ещё Юлий Цезарь заметил, что старый римский Форум становится тесноват для бурно развивающегося города. Он же и начал строить практически впритык к старому Форуму новый, названный впоследствии Форумом Цезаря. Так началась история «императорских форумов» Рима: с тех пор многие императоры вносили свою лепту в это строительство. В результате, по соседству со старым Форумом образовалось огромное, плотно застроенное пространство, включавшее Форум Цезаря, Форум Августа и др. В контексте моего рассказа нас, конечно, интересует Форум Траяна - последний из императорских форумов.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что если старый Римский Форум сравнительно неплохо сохранился, и туристов впускают теперь туда, как в музей, то от императорских форумов, в общем, мало что осталось. Огромная их часть скрыта под современной улицей Форо Империали, проложенной во времена Муссолини.


Если идти по этой улице от Колизея, то по левую руку можно наблюдать не особо впечатляющие развалины Форума Цезаря. От Форума Августа и Форума Нервы и вовсе практически ничего не дошло до нас. Правда, археологические работы ведутся в этих местах и поныне, и возможно, когда-нибудь в Риме попытаются воссоздать что-то из былых строений, пока же всё, что нам остаётся - напрягать воображение.
Из сооружений Форума Траяна до наших дней невредимой дошла только Колонна. Зато контуры его расположения и сейчас выделяются довольно ясно. Предлагаю вам вооружиться реконструированной схемой Траянского форума и взглянуть на его нынешние обломки другим взглядом.


Как видно, Форум Траяна представлял собой большую площадь, со всех сторон окружённую портиками - стандартный стиль для римской архитектуры. Строился Форум на золото, добытое во время войны с даками, и во славу победы над ними, что нашло отражение в украшении и оформлении отдельных элементов комплекса. Весь замысел форума (включая Колонну) и его реализация принадлежит знаменитому античному мастеру - Аполлодору из Дамаска.

Центральным входом на Форум служила триумфальная арка Траяна (1), которую венчала статуя императора, правившего упряжкой золотых коней. Выглядело всё это примерно вот так.


К сожалению, арка не сохранилась, но место, где она находилась, мы можем отыскать. Если мы идём в сторону Колонны Траяна со стороны Колизея, то в какой-то момент увидим, как от широкой via dei Fori Imperiali отходит вправо улица чуть поменьше - via Alessanrina. Чуть дальше этой развилки, примерно там, где сейчас виднеется статуя одного из императоров, и располагалась арка Траяна.


Подойдём к этому месту поближе. Сейчас справа виднеются постройки хорошо сохранившегося рынка Траяна (2), который в наши дни работает, как музей - рекомендую вам его посетить.


В прежние же времена здания рынка было не видно за массивной колоннадой (3). Вид развалин, открывающихся перед нами, едва ли может дать представление о впечатлении, которое производила эта площадь Форума на жителей и гостей античного Рима. Зато нам известно, что спустя 250 лет после строительства форума, когда уже не был столицей империи и клонился к упадку, город посетил император Констанций II, и из всего увиденного, его больше всего восхитил именно Форум Траяна.


Так площадь выглядела тогда, а вот что мы видим на этом месте в наши дни.


В центре площади располагалась конная статуя императора (4). Она тоже не дошла до нас, однако археологи откопали постамент этого памятника и сделали вывод: статуя Траяна была, по крайней мере, в три раза больше конного монумента Марка Аврелия, оригинал которого сейчас находится в Капитолийском музее. Посмотрите на этот памятник, чтобы представить себе размер не дошедшей до нас композиции.


Портик на противоположном от арки конце площади назывался Базиликой Ульпия (5). Как вы, наверное, знаете, в то время базиликами называли отнюдь не религиозные учреждения. Кстати, Форум Траяна отличался от прочих тем, что на нём не было храмов - только большое свободное пространство, ограниченное со всех сторон колоннадой. Увы, и от Базилики Ульпия не осталось ничего. Есть, однако, предположение, что отдельные элементы, украшавшие её, мы и сейчас можем увидеть в Риме. Речь идёт о некоторых фризах и скульптурах на Арке Константина рядом с Колизеем. На этой арке вообще собраны фрагменты памятников разных времён, и некоторые из них наверняка когда-то украшали Форум Траяна.

Через Базилику Ульпия посетители попадали в довольно тесный двор, в центре которого и размещалась Колонна Траяна (6). По бокам от Колонны симметрично располагались два одинаковых здания библиотеки (7), в одном из которых хранились рукописи на латинском, а в другом - на греческом языках (традиционное устройство книгохранилищ в Римской империи).


Сейчас мы видим Колонну Траяна издалека, в отдалении от зданий, на большой площади, и кажется, что так было всегда. А вот древние римляне видели её заключённой со всех сторон в узкое пространство небольшой площадки. То есть, получается, смотреть на Колонну народ приходил, почти как в музей. Давайте же узнаем, что в ней особенного?

Колонна Траяна

Колонна Траяна состоит из двадцати установленных друг на друга огромных цилиндров, вытесанных из каррарского мрамора, весом около 40 тонн. Думаю, вы легко сможете себе представить, какие трудности пришлось преодолеть строителям. Блоки были скреплены между собой металлическими фиксаторами, однако в Cредние века металл растащили. Между прочим, та же история случилась и с Колизеем, и остаётся только восхищаться античными строителями: даже без этих крепежей их творения выдержали испытание временем.

Внутри колонны находится винтовая лестница из 185 ступеней, позволяющая подняться на самый верх, к сожалению, публику туда не пускают. Наверху мы видим статую св. - её установили по указанию Папы Сикста V уже в XVI веке. Изначально там, конечно же, находилась статуя самого Траяна, но в Cредневековье она была утрачена.


Разумеется, главное в Колонне Траяна - это рельефные изображения, оформленные в виде непрерывной ленты, огибающей колонну снизу доверху. Тематика изображений связана с различными эпизодами войны с даками (война эта, кстати, была очень непростой, полностью покорить врагов римлянам удалось только со второй попытки). Лента делает 23 оборота вокруг колонны - говорят, что если её «развернуть» на земле длина составит 200 метров. Рельеф Колонны Траяна часто метко называют «гигантским античным комиксом», и может быть, для людей той эпохи подобные изображения и вправду представляли то, что для нас сейчас кино и комиксы вместе взятые. Тем более - обращу на это ваше внимание - изображения на Колонне Траяна в те времена были ярко раскрашены, как и многие другие античные памятники, которые мы привыкли видеть лаконично одноцветными. На картинке ниже показано, как примерно выглядела Колонна Траяна в годы расцвета Рима.


При всём этом, стоит отметить, что римляне создавали сооружения, подобные Колонне Траяна, не столько для того, чтобы народу было на что поглазеть, сколько из религиозно-нравственных соображений. Этим они выказывали уважение к богам, чтили традиции и, попросту говоря, выполняли свой долг перед государством (как они его понимали).

Считается, что изображения создавались, когда все 20 блоков колонны уже были собраны. Так, можно заметить, что ширина ленты с фризом неодинакова на разных уровнях колонны. Причём, лента сначала сужается снизу вверх, а наверху наоборот присутствуют несколько расширенных витков. Эту странность можно объяснить, предположив, что мастера сначала просто экономили место, а увидев, что всё прекрасно помещается, - расслабились.


Сюжетов на фризе очень много. Представлено, по сути, доскональное описание кампаний: подготовка и снабжение армии, мелкие и крупные сражения, осада крепостей, строительство мостов через Дунай и т. д., вплоть до триумфа. Сам Траян тоже часто появляется на картинках. Я с удивлением узнала, что для историков фриз Колонны Траяна - ценнейший источник информации о предметах той эпохи, тактике римской армии, быте людей и т.д.


Рассмотреть сюжеты Колонны Траяна во всех подробностях невозможно. Фактически, стоя внизу, мы можем разглядеть лишь малую их часть. Не знаю, как с этим обстояли дела в древности, возможно, с верхних уровней Ульпиевой Базилики или библиотек (если эти уровни существовали) всё было прекрасно видно. Но скорее всего, римлян подобные вопросы вообще не интересовали: как я уже говорила, отношение к таким сооружениям у них было скорее ритуально-почтительным, чем любознательным.

Однако, если вы всё же захотите рассмотреть «комикс» Траяна детально, рекомендую вам посетить Музей Римской Цивилизации в Риме. Там выставлены полные слепки всех изображений с Колонны Траяна. Также их копии можно увидеть в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и в Национальном музее в Бухаресте. Румыны, потомки даков, кстати, очень гордятся своей былой связью с Римской империей - даже нынешнее название их страны прозрачно намекает на это. И ведь владели римляне Дакией всего 100 лет, но маленький народ до сих пор гордится столь славной страницей своей истории.


Стоя у Колонны, обратите внимание на надпись на её постаменте. Она, помимо прочего, сообщает нам о том, что при строительстве Форума Траяна были проведены работы огромного масштаба - срыт целый холм, высотой как раз с колонну. О каком холме идёт речь, историки спорят до сих пор. Предполагается, что перешеек высотой 30 метров соединял два холма - Капитолий и Квиринал - его и срыли при сооружении Форума; однако существуют и другие версии.

Надпись на постаменте интересна ещё и тем, что стиль написания букв на ней в 90-х годах XX века вдохновил одного дизайнера на создание распространённого и сейчас шрифта под названием Trajan. Даже таким своеобразным способом шедевры Древнего Рима до сих пор влияют на нашу жизнь.


Как добраться до Колонны Траяна

Удобнее всего добраться до Колонны Траяна (1) следующим образом: доехать на метро до остановки Colosseo (2) и пройти вверх по via dei Fori Imperiali (3) примерно 10 минут.


Колонну видно издалека, в любом случае вы её не пропустите. Курсирует здесь и множество автобусов, например, такие маршруты, как 51, 85, 87, останавливаются буквально в нескольких десятках метров от Колонны. Рассмотрите её внимательно и не торопясь, окиньте взором развалины императорских форумов. Между прочим, в Риме можно найти и другую колонну, сооружённую позже, но в таком же стиле - Колонну Марка Аврелия. А если вы бывали в Париже, то наверно видели Вандомскую колонну - она также сделана «по мотивам» Колонны Траяна.

Мы сейчас стоим в самом центре Рима, и у вас есть множество вариантов, куда пойти. Я уже рекомендовала вам посетить Рынок Траяна (4), или можно подняться на Алтарь Отечества (5) - «пишущую машинку», «свадебный торт» - как его только не называют за помпезный внешний вид. Там работает несколько музеев, но главное - с обзорной площадки открывается отличный вид на Рим.


В двух шагах от Колонны Траяна расположены и главные римские музеи - Капитолийский (6), Римский Форум (7), Колизей (8). Так что день у вас получится насыщенным и полным новых впечатлений, чего я вам от души и желаю!