Общественное движение 30 50 х годов. Смотреть что такое "60-е годы XIX века" в других словарях. Главные особенности революционной идеологии

Забайкальский край - субъект Российской Федерации, расположенный в восточном Забайкалье. Входит в состав Сибирского федерального округа.

Территория - 431 892 кв.км, что составляет 2,53 % площади России. По этому показателю край занимает 12-е место в стране.

Численность населения по данным переписи 2013 года составляет 1 095 169 человек.

Граничит с Амурской и Иркутской областями, республиками Бурятия и Якутия, имеет внешнюю границу с Китаем и Монголией.

Административный центр - город Чита.

Большое простирание региона с севера на юг обусловило в нем трех широтных природных зон: таежной, лесостепной и степной. Оказывает свое влияние на природу Восточного Забайкалья и рельеф, в котором преобладают горы, нагорья и плоскогорья.

Климат

Климат края, как и большей части Восточной Сибири резко-континентальный с недостаточным количеством атмосферных осадков.

Зима длительная и суровая, лето короткое и теплое, сухое в первой половине и влажное во второй. Колебания суточных и годовых температур большое, в некоторых районах годовая амплитуда составляет 94°C и более. Переходные сезоны весна и осень короткие. Средняя температура января составляет -20°С на юге и -37°С на севере. Средняя температура июля составляет +13°С на севере до +21°С на юге. Безморозный период составляет в среднем 80-140 дней. Также характерной чертой климата является значительная продолжительность солнечного сияния в год до 2600 часов, в то время как, например, в Сочи среднегодовое количество часов солнечного сияния составляет 2154 часов.

География, рельеф, флора и фауна

В рельефе преобладают средневысотные горы - хребты Яблоновый, Черского, Борщовочный, Даурский и другие; и разделяющие их межгорные котловины. На севере горы поднимаются до высоты 3072 м (хребет Кодар). На юге - обширная Приононская равнина.

Уникальная флора и фауна Забайкальского национального парка, на территории которого находится крупнейшее на Байкале лежбище нерпы и шумные птичьи базары, неизменно вызывают интерес у ученых, парк пользуется особой популярностью. На территории парка, можно встретить такие редкие, занесенные в Красную книгу, виды птиц, как лебедь-кликун, черный журавль и черный аист, сокол сапсан и орлан-белохвост.

Экономика

В крае развита цветная и черная металлургия, машиностроение (автосборочный завод, завод горного оборудования), электроэнергетика (Читинская и Харанорская ГРЭС), угольная, легкая (камвольно-суконный комбинат).

Область является крупным сельскохозяйственным регионом к востоку от озера Байкал, специализированным на тонкорунном овцеводстве. Развито также мясо-молочное и мясное животноводство, отчасти свиноводство, птицеводство. Имеет место растениеводство, основные посевные площади сосредоточены в центральных, южных и юго-восточных районах. В горнотаежных и северных районах развит охотничий промысел.

Забайкалье значительно удалено от западной части страны, в то же время оно близко расположено к Российскому Дальнему Востоку и занимает ключевое положение на пути к Тихому океану и странам юго-восточной Азии. Расстояние по железной дороге от Читы до Москвы - 6074 км, Екатеринбурга - 4386, Новосибирска - 2861, Хабаровска - 3327, Иркутска - 1013 км.

Край богат природными ископаемыми, такими как цветные и драгоценные металлы, железная руда, уголь, плавиковый шпат, разнообразное строительное сырье. Наиболее известные месторождения: полиметаллические руды - Новоширокинское; медные руды - Удоканское; титано-магнетитовые руды - Кручининское; угля - Харанорское.

История

Материалы, полученные в ходе археологических исследований Забайкалья, свидетельствуют, что, вероятнее всего, первый человек появился в этих местах 100-40 тысяч лет назад. По долинам рек Онон и Иля, у озера Бальзино были открыты более 25 стоянок жителей каменного века. Обитатели мустьерских стоянок - неандертальцы - охотились на шерстистых носорогов, бизонов, лошадей. Около 40 тысяч лет назад в Забайкалье появляются стоянки человека современного вида - Homo sapiens, культура которого получила название верхнего (позднего) палеолита.

В последующую эпоху мезолита (25-10 тысяч лет назад) на территории современного Агинского Бурятского округа существовало несколько археологических культур, условно названных куналейской, санномысской, студеновской, которые различаются по технике обработки камня и формам орудий. Охотился человек уже при помощи лука и стрел, ловил рыбу с помощью гарпунов и крючков. Появляется примитивное земледелие и зачатки скотоводства.

В 1100-300 годы до н.э. в степях Забайкалья и Монголии сформировалась культура плиточных могил, продлившаяся около 800 лет. Имя народа, который соорудил эти могильники, неизвестно, и носители этой культуры даже в научной литературе условно называются "плиточники". Территория расселения плиточников была необычайно широка: от северных берегов озера Байкал до предгорий Тянь-Шаня на юге и от хребтов Большого Хингана на востоке до предгорий Алтая на западе. От плиточников в степях остались многочисленные погребения. На территории края зафиксировано более 3 тысяч таких могильников.

В конце III века до н.э. территорию Забайкалья заселяют хунны . Хунский период истории Забайкалья охватывает с 209 года до н.э. до конца I века н.э., он имел важнейшее значение и решил судьбу и специфику развития древних и средневековых монгольских и тюркских племен.

Во II веке до н.э. хунну потерпели серьезные поражения в столкновениях с племенами сяньби, которые часть хунну покорили, а часть вынудили уйти на запад, где в истории европейских стран известны под именем "гунны". Письменные источники свидетельствуют, что необычный облик гуннов приводил европейцев в ужас.

В VI-IX веках в Забайкалье жили тюрки-уйгуры. В X-XII веках южная часть региона оказалась в составе государства монгольских племен киданей, чье государство известно как империя Ляо. Известнейшими памятниками этих времен являются некрополь в Ильмовой пади, Кокуйское городище и Вал Чингисхана.

В XIII веке Забайкалье вошло в империю Чингисхана . До вхождения в состав Русского государства регион находился в зависимости от монгольских и маньчжурских ханов.

В XVI - первой половине XVII века на территорию края происходит переселение хоринцев (бурят) из Южной Монголии.

С конца 1620-х годов в Забайкалье появляются русские. Начинается присоединение и вхождение бурят в состав Российского государства.

В 1648 году был основал Баргузинский острог, в 1649 году - Верхнеудинск, в 1654 году - Нерчинский острог, через 4 года заложен и город Нерчинск, в 1665 году - Селенгинск. В конце XVII века в области было уже 3 города и 9 острогов.

Почти со времени занятия Забайкалье служило местом ссылки.

Промышленное освоение территории началось в XVIII веке. В 1700 году построен Нерчинский серебросвинцовый завод, а к концу XVIII века здесь уже работало 9 заводов, в том числе Петровский чугунолитейный и железоделательный. Активно развивалась олово и золотодобыча.

Укрепившись в Забайкалье, русские служилые люди стали притеснять бурятское население, захватывая их земли. В 1702 году хоринские буряты вынуждены были отправить в Москву делегацию, возглавляемую зайсаном галзатского рода Баданом Туракиным, с челобитной Петру I. Встретившись с делегацией, Петр I 22 марта 1703 года издал указ и приказал "свесть служилых и сяких чинов людей по другую сторону Селенги: чтоб им иноземцам от их налог и обид вконец не разоритца".

21 октября 1727 году усилиями графа Саввы Владиславича-Рагузинского, по высочайшему повелению, между Россией, Китаем и Монголией был заключен Буринский трактат, согласно которому земли, занимаемые бурятами, отошли к России. Была сделана демаркационная линия границы передвижение по ней прекратилось, и буряты окончательно закрепились как подданные России.

Согласно Высочайшего Указа, данного Правительствующему Сенату 11 июля 1851 года Забайкалье, состоявшее из двух округов - Верхнеудинского и Нерчинского, было выделено из Иркутской губернии и преобразовано в самостоятельную область, причем Чита возведена в областной город, а Троицкосавск, Кяхта и Усть-Кяхта составили особое градоначальство. Пограничные казаки, Забайкальский городовой казачий полк, станичные казаки, тунгусский и бурятские полки, а также и население, жившее оседло в пограничной полосе, составили Забайкальское казачье войско, обязанное выставлять 6 конных шестисотенных полков.

В 1884 году область, прежде принадлежавшая к Восточно-Сибирскому генерал-губернаторству, вошла в состав вновь образованного Приамурского генерал-губернаторства. 17 марта 1906 года Забайкальская область вошла в состав Иркутского генерал-губернаторства.

В начале XX века Забайкалье приходят революционные настроения. Проходят русско-китайская война 1900 года, русско-японская война 1904-1905 годов, Первая мировая война.

Советская власть в Чите установилась 16 февраля 1918 года, но в 1918-1920 годы на этой территории вновь существовала белая государственность.

В апреле 1920 года на территории Забайкалья и Дальнего Востока была создана Дальневосточная Республика , с центром в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ), а затем в Чите, просуществовавшая до ноября 1922 года.

Поскольку на тот момент война с Японией была для Советской России совершенно нежелательна, ЦК РКП(б) принял решение о создании Дальневосточной республики (ДВР) как союзного буферного государства с демократическим устройством, но с капиталистическим укладом в экономике. Для руководства работой в марте 1920 года было специально создано Дальневосточное бюро РКП(б) (с августа - Дальневосточное бюро ЦК РКП(б)), члены которого А.А.Ширямов, А.М.Краснощеков и Н.К.Гончаров были направлены в Верхнеудинск для организации нового государства.

Республика была провозглашена 6 апреля 1920 года Учредительным съездом трудящихся Прибайкалья; столица - Верхнеудинск.

Советская Россия официально признала ДВР уже 14 мая 1920 года, предоставив ей с самого начала финансовую, дипломатическую, кадровую, хозяйственную и военную помощь. Это позволило Москве контролировать внутреннюю и внешнюю политику ДВР и создать Народно-революционную армию (НРА) на базе красных дивизий. Надо отметить, что ДВР была признана только РСФСР.

Провозглашение ДВР способствовало предотвращению прямого военного конфликта между Советской Россией и Японией и выводу иностранных войск с территории Дальневосточного края, что создало возможность для Советской России с помощью НРА разгромить несоветские республики Забайкалья и Приамурья.

На переговорах, состоявшихся на станции Гонгота (24 мая-15 июля 1920), японская делегация была вынуждена согласиться на эвакуацию своих войск из Забайкалья. Эта дипломатическая победа Москвы и предательство колчаковских генералов осенью 1920 года, стоявших во главе Дальневосточной армии, дало возможность НРА в октябре-ноябре 1920 года разгромить Вооруженные силы Восточной окраины атамана Семенова. 22 октября 1920 после длительных боев части НРА и партизаны заняли Читу, которая стала новой столицей ДВР. В это же время японские войска эвакуировались из Хабаровска, что привело к действительному объединению дальневосточных областей в рамках Дальневосточной Республики.

На состоявшейся в Чите 28 октября - 11 ноября 1920 конференции представители трех областных правительств (Забайкальской, Амурской, Приморской областей) законодательно оформили объединение в Дальневосточную Республику, столица была перенесена в Читу. Фактически, на тот период ДВР контролировала Амурскую область, Хабаровский округ и Прибайкалье.

Укрепление международного и внутреннего положения Советской России и ДВР, дипломатическая изоляция Японии на Вашингтонской конференции 1921-1922 годов и недовольство широких слоев ее населения продолжением интервенции на Дальнем Востоке заставили японское правительство эвакуировать свои войска из Приморья. 25 октября 1922 года войска НРА вступили во Владивосток. Рабочие ДВР на митингах, организованных большевистскими активистами, требовали воссоединения с РСФСР. Народное Собрание ДВР II-го созыва на своей сессии 4-15 ноября 1922 года приняло постановление о своем роспуске и восстановлении Советской власти на Дальнем Востоке. Позже, поздно вечером 14 ноября 1922 года командиры частей НРА ДВР от имени Народного собрания ДВР обратились во ВЦИК с просьбой включить ДВР в состав РСФСР, который через несколько часов 15 ноября 1922 года включил республику в состав РСФСР как Дальневосточную область, которая 4 января 1926 года была преобразована в Дальневосточный край. 30 июля 1930 года Читинский и Сретенский округа ДВК были переданы в состав новообразованного Восточно-Сибирского края .

Приход советской власти в Забайкалье ознаменовался строительством национализацией предприятий, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией. В 1935 году с целью усиления военного потенциала был создан Забайкальский военный округ.

Восточно-Сибирский край просуществовал до 1936, когда из него была выделена Восточно-Сибирская область, которая, в свое время, 26 сентября 1937 года была разделена на Иркутскую и Читинскую области, в состав последней входил Агинский Бурят-Монгольский национальный округ, образованный из Агинского и Улан-Ононского аймаков Бурят-Монгольской АССР.

В годы Великой Отечественной войны, 15 сентября 1941 года, на базе Забайкальского военного округа был образован Забайкальский фронт. В годы Великой Отечественной войны в армию были призваны десятки тысяч забайкальцев. В связи с угрозой нападения Квантунской армии Японии, на базе ЗабВО был создан Забайкальский фронт. В 1943 году в области работало 37 эвакогоспиталей.

В 1945 году, после разгрома фашисткой Германии, начались военные действия против Японии. Эта война стала тяжелейшей для народа.

После прекращения японской армией сопротивления 9 октября 1945 года Забайкальский фронт был расформирован. Полевое управление фронта реорганизовано в управление Забайкальско-Амурского военного округа, с включением в него армий Забайкальского фронта. Монгольские соединения и части конно-механизированной группы вернулись в состав войск Монгольской Народной Республики.

Послевоенные годы были крайне тяжелыми для Забайкалья. В результате засухи 1946 года было очень сложное положение с продовольствием, что привело к массовым смертельным исходам от голода и распространению дистрофии. Социальная ситуация осложнялась репрессиями. До 1949 на территории области находилось 77 тысяч японских военнопленных, которые работали на различных объектах. Полностью экономика была восстановлена лишь к 1950 году.

В 1949 году создано Читинское геологическое управление. Выполнены широкомасштабные геологоразведочные работы, что позволило создать надежную основу для развития горнорудной промышленности. В 1949-1951 годы Борский ИТЛ на севере области вел добычу урановых руд.

16 сентября 1958 года, после замены этнонима "бурят-монголы" на "буряты", Агинский Бурят-Монгольский национальный округ был переименован в Агинский Бурятский национальный округ.

После осложнений в отношениях с Китаем в 1960-е годы военный потенциал в области усиливался, что оказывало существенное влияние на хозяйственное развитие и занятость населения. С пограничной территории Приаргунья выселена часть населения, установлен жесткий пограничный режим.

С 7 октября 1977 года Агинский Бурятский национальный округ был переименован в Агинский Бурятский автономный округ, 31 марта 1992 года ставший самостоятельным субъектом Российской Федерации.

1 марта 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа был образован Забайкальский край, в составе которого было провозглашено создание административно-территориальной единицы с особым статусом - Агинского Бурятского округа.

Улица Чкалова носит имя легендарного советского летчика с 1939 года. Валерий Чкалов побывал в Чите в 1936 году, возвращаясь после беспрецедентного по продолжительности и протяженности перелета Москва-Петропавловск-Камчатский-остов Удд затратив на это 56 часов. Читинцы встречали с ликованием экипаж АНТ-25 (Г.Ф. Байдуков, А.Ф. Беляков).

На стадионе "Динамо" (ныне здесь размещен кафедральный собор) состоялся многотысячный митинг. Известие о его трагической гибели в декабре 1938 -го стало всесоюзной печалью, а в январе 1939 Читинский горсовет принимает решение о переименовании Уссурийской улицы, назвав ее улицей Чкалова. Еще в 2010 году на старых домах можно было увидеть указатели с наименованием улицы и фамилиейдомовладельца.сурийская была отмечена впервые на карте Читы в 1885 году и называлась в честь своенравной пограничной с Китаем дальневосточной реки Уссури.


На неприметном одноэтажном здании имеется скромная мемориальная доска, повествующая о том, что здесь жил в 1915-1916 годах М.В. Фрунзе. В советское время имя этого человека было очень популярно. Видный революционер, государственный и военный деятель (1885-1925) Михаил Васильевич Фрунзе дважды приговаривался к смертной казни, которую заменяли на пожизненную ссылку, дважды бежал, а в Чите оказался под именем В.Г. Василенко. Здесь он устроился на работу в переселенческом управлении Забайкальской области агентом справочного бюро по рабочему вопросу. На этом здании также была установлена мемориальная доска (ул. Костюшко-Григоровича 23). Помимо переселенческих дел Василенко (Фрунзе) занялся выпуском еженедельной газеты "Забайкальское обозрение". Об этом так же повествует мраморная плита на здании по ул. Курнатовского,10. Будучи одним из редакторов газеты, он публиковал антивоенные и антиправительственные статьи, что привело к закрытию ставшей популярной газеты. Судьба Фрунзе оказалась трагичной. В 1925 году будучи председателем Революционного военного Совета СССР и народным комиссаром по военным и морским делам он был вынужден согласиться на оперативное вмешательство по поводу болезни желудка по настоянию Сталина. На операционном столе Фрунзе умер. Эта смерть остается до сих пор загадкой истории, а имя достойно уважения и памяти. В нашем городе в его честь также названа улица в Центральном районе.


Строение под номером 116 на улице Чкалова выделяется облицовкой красным кирпичом исмотровой башней со шпилем. Это здание полицейского управления, сооруженное по проекту архитектораФ.Е. Пономарева и техника Имшенецкого в 1902-1907 гг. Здесь же длительное время квартировала городская пожарная команда Вольного пожарного общества под водительством купца 2-й гильдии Константина Ивановича Колеша. После 1922 года стражи порядка переехали в другое здание, а пожарные занимали его еще многие десятилетия, спеша на пожары на конной тяге, а затем успешно используя автомобили. На втором этаже по инициативе Артема Евстафьевича Власова, ветерана органов внутренних дел, был открыт Музей забайкальской милиции.


старейший среди вузов города. Он был открыт в 1938 году и за это время выпустил более 20 тысяч педагогов, специалистов различных гуманитарных специальностей. Совсем недавно его еще называли кузницей партийно-советских кадров. Среди выпускников академик Афанасьев, губернатор края Гениатулин, главный федеральный инспектор Жамсуев, заместитель Мэра Читы Глущенко - этот перечень известных фамилий можно продолжатьдолго. Современный университет ведет свою историю от педагогического института, который было решено разместить в старинном здании на ул. Чкалова,140. Этот дом был построен иркутским подрядчиком Гершем Равве по проекту архитектораФедора Пономарева19 августа 1909 года специально для Второй женской гимназии, которую переместили из деревянных строений.


Гимназистки были весьма заметны в городе не только специальной формой, но и организацией всевозможных благотворительных акций. Известно, что в здании в марте 1920 размещался один из штабов атамана Семенова, а 24 апреля 1920 года открылся первый в Чите институт- учительский. Ровно через год на его базе был создан институт народного образования, который в свою очередь во времена ДВР реорганизовали в Читинский госуниверситет. Здесь же размещалось министерство образования республики. С ликвидацией ДВР, университет перевели во Владивосток. С 1923 года в здании размещались индустриальный техникум, затем лесотехнический, общеобразовательная и музыкальные школы. С 1940 года в здании разместили Читинский педагогический институт. Недолгая учеба в просторных аудиториях института заставила студентов в 1941 году приходить сюда уже в качестве помощников санитаров, членов агитбригад. Институт освободил здание для нужд эвакогоспиталя 1476, который возглавляла майор медицинской службы Томилина.


При ремонте и реставрации здания в 2008 году вскрывали полы. Следы зеленки и йода сохранились.Госпитальную мемориальную доску установили в 1985 году.

Многотысячный коллектив института-университета по достоинству оценил заслуги своих коллег. В 1995 году на фасаде здания появилась мемориальная доска в честь Сергея Александровича Маркидонова. Молодой, талантливый экономист и управленец, депутат Государственной Думы первого созыва трагически погиб в 1994 году. Старейший педагог-историк Якоб Иосифович Дразнинас пришел на исторический факультет института после войны. Фронтовик быстро стал маститым ученым и педагогом. Его труды по истории Парижской коммуны получили признание не только в нашей стране, но и в далекой Франции. Мемориальную доску работы В.Воинова и Н. Полянского установили в 1999 году.


До 1974 года в здании размещался ректорат института и физико-математический факультет. Поэтому мемориальная доска в честь Героя Советского Союза, директора, а затем ректора института в 1958-1964 гг. Королькова Ивана Васильевича в 2005 году по праву заняла свое место. Звание героя он, наводчик станкового пулемета был удостоен за уничтожение более сотни фашистов в боях при форсированииДнепра в 1943 году. При Королькове институт получил имя русского писателя и вольнодумца Н.Г. Чернышевского. Именных ВУЗов в Чите больше нет. Первым деканом физико-математического факультетабыл ветеран войны, талантливый математик и педагог Николай Александрович Каслов.


Человек энциклопедических знаний, он активно вмешивался в дела города, стремясь привнести в жизнь горожан только хорошее. В 1973 году он был удостоен звания почетный гражданин г. Читы. Его имя увековечено на торце здания с ул. Бутина в металле работы Н.Полянского в 2010 году. Здесь же в мае этого года будет открыта еще одна мемориальная доска,выполненная этим же художником в честь Бориса Львовича Лиги. Ветеран войны, ученый-педагог, создатель институтского музея В.И. Ленина и организатор волейбольной команды "Забайкалка" был неординарным человеком, воспитавшим сотни учеников-учителей и известных спортсменок.


Еще одна мемориальная доска установлена перед факультетом физической культуры и спорта на ул. Журавлева в честь Алексея Михайловича Грабаря. Участник войны, организатор спорта, педагог, он дал путевку в жизнь многочисленной когорте забайкальских спортсменов, среди которых чемпионы мира, призеры олимпийских игр, чемпионы страны.


Еще один памятник есть в комплексе учебных зданий университета. Перед фасадом корпуса по ул. Бабушкина на постаменте установлена фигура Владимира Ульянова (Ленина) - гимназиста. Как известно, вождь мирового пролетариата отличался завидным упорством в овладении знаниями и его популярный образ должен был вдохновлять студенчество в борьбе с гранитом наук. Сегодня образ гимназиста с книгой в руке студентами почти не персонифицируется. Студент он и есть студент.

А.И. Лыцусь

Знаменитые люди Забайкалья

Самый известный писатель читинской детворы родился в с. Усть-Дая Сретенского района Читинской области. С малых лет работал, учился в школе-интернате. Затем была школа техников железнодорожного транспорта, работа на Читинском паровозовагоноремонтном заводе и сотрудничество в местных газетах. Журналистика захватила молодого рабочего, он переходит в отдел рабочей молодежи газеты «Комсомолец Забайкалья». Работая в редакции, он побывал почти во всех уголках Забайкалья

Михаил Евсеевич родился в селе Сухайтуй Шилкинского района Читинской области. Пройдя трудовой путь от табунщика, судостроителя, журналиста, он принес в поэзию глубокое знание жизни. В 1978 году с отличием окончил Литературный институт им. М. Горького.

Михаил Вишняков является масштабной фигурой в литературной и общественной жизни края.

Коренной забайкалец. Родился в 1956 году в селе Ундино-Поселье, Балейского района Читинской области.

Окончил сельскую школу, далее была военная служба в пограничных войсках. После службы работал корреспондентом окружной газеты «Агинская правда». Затем – корреспондентом в многотиражной газете в городе Омске, машинистом на нефтеперегонной установке, бойцом в пожарной части, редактором в Читинском отделении Восточно-Сибирского книжного издательства.

Обучался в Литературном институте им. А.М. Горького. Работает в жанре прозы

Известный забайкальский писатель Николай Дмитриевич Кузаков, большой знаток сибирской тайги, настоящий мастер прозы, основанной на легендах и былях самобытных народов Забайкалья родился в глухой таежной деревне Ика Катангского района Иркутской области.

Детские годы пришлись на военные годы. С малых лет мальчик был обучен охотничьему ремеслу, помогал взрослым.

В 1945 году семнадцатилетним пареньком, прибавив себе год, он уходит в армию. Служба привела его в Забайкалье. Здесь Дмитрий оканчивает вечернюю школу и в 1963 поступает в Хабаровскую Высшую партийную школу.

Имя Бориса Ильича Кузника известно не только в России – в мире. Ученый, автор нескольких сотен научных статей, более двух десятков монографий, профессор, почётный член ряда зарубежных академий. И помимо перечисленного, он ещё Почётный гражданин города Читы, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, председатель бывшего областного отделения фонда милосердия и здоровья, член Союза писателей России. Многие читатели знают Бориса Ильича по научно-популярным, художественным книгам.

Певец забайкальской природы, талантливый писатель Виктор Брониславович родился в городе Чите. Его дед, литовец по национальности, в 90-е годы XIX века приехал в Забайкалье строить железную дорогу.

В 1935 году будущий писатель закончил горный металлургический техникум, затем служил в Советской Армии. По окончании службы, пройдя курсы механиков связи, работал телеграфистом в управлении железной дороги. Целый период жизни писателя связан со станцией Могзон Забайкальской железной дороги, где он работал лесообъезчиком. Печататься начал с 1947 года – в газете «Забайкальский рабочий» появились первые рассказы автора.

Один из старейших писателей Забайкалья, участник Великой Отечественной войны Василий Григорьевич Никонов родился в с. Мотызлей Горьковской области. Рано остался без матери. Семь лет спустя переехал с отцом на Дальний Восток, в Приморский край, в бухту Терней. Там окончил среднюю школу, работал в районной газете «Ударник Тернея». Во Владивостоке прошел курс обучения газетных работников, сотрудничал в краевых газетах.

Окончил школу военных авиамехаников в Иркутске, служил в частях Забайкальского военного округа, десять лет работал корреспондентом армейской газеты «Советский летчик».

«Я родилась в Чите – городе, славном своими литературными традициями» – так говорит о себе известная писательница Алла Георгиевна Озорнина.

Творческий путь Аллы Георгиевны был не простым. С детства, увлекалась литературой, мечтала ещё со школы стать писателем, но по совету родителей поступает в Читинский медицинский институт, и сразу же после окончания – на заочное отделение историко-филологического факультета педагогического института. Получив второй диплом, Алла Георгиевна не решается оставить медицину и продолжает работать врачом.

В 1994 году Алла Георгиевна уходит из медицины и в течение 8 лет работает корреспондентом в Читинской государственной телевизионной и радиовещательной компании.

Первые серьёзные шаги в литературе она сделала как автор коротких юмористических рассказов.

  • Эхо минувших веков [Текст]: повесть. – Чита: Экспресс-издательство, 2004. – 201 с. – (Ужастики).

Валентина Семеновна известный забайкальский литератор, краевед.

Родилась в селе Калюткино Свердловской области. В 1936 году, после смерти отца, семья переехала в Читу. Окончив семь классов, Валя поступила в Читинский строительный техникум.

В 1966 году заочно окончила филологический факультет Читинского педагогического института.

Литературным творчеством увлекалась с юности. Будучи студенткой строительного техникума, в 1954–1955 годах, занималась в литературном объединении при газете «Комсомолец Забайкалья».

Увлечение краеведением привело Валентину Семеновну к работе над книгой «Читинский острог» в соавторстве с братом – Иваном Семеновичем Попковым.

Детский поэт Николай Витальевич Ярославцев родился и живёт в Чите.

В девятилетнем возрасте попробовал писать стихи. Начал печататься в 1969 году в газете «Комсомолец Забайкалья». В то время Николай ещё учился в железнодорожном техникуме, после окончания которого работал на железной дороге – строил малую железную дорогу, затем работал техником по авиаприборам на читинском авиапредприятии.


история забайкальского краят, история забайкальского края на
Забайкальский край образован 1 марта 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

  • 1 История до XVII века
  • 2 составе Российского государства (XVII-XIX века)
  • 3 XX век
  • 4 Конец XX - начало XXI века
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

История до XVII века

Впервые человек умелый пришёл с юга, с территории современных Монголии и Китая во времена палеолита. Долгое время в регионе проживали неандертальцы, о чем свидетельствуют археологические памятники, расположенные в долинах рек Чикой (Коврижка, Приисковое) и Ингоды (Сухотино-1). Большее количество изученных древних поселений относятся к верхнему палеолиту (35-11 тыс. лет назад). Одним из примечательных является селение Толбага на реке Хилок. Так же широко известны поселения Студёное, Усть-Менза, Сухотино-4. К новокаменному веку (неолит, 7 тыс. лет назад) относятся поселения Чиндант и Арын-Жалга на реке Онон, Дарасун на Ингоде, Усть-Менза и Студёное на Чикое и Алтан на Мензе. это время наряду с охотой и рыболовством из Китая приходит земледелие.

Плиточная могила на горе Бага-Заря

Вплоть до присоединения Забайкалья к России, история его южной части тесно связана с кочевым скотоводством. Племена, проживавшие здесь, создали так называемую культуру плиточных могил. «Плиточники» проживали на всей территории современной Монголии: от Алтая до Хингана с запада на восток и от Байкала до предгорий Нань-Шаня с севера на юг. Монгольские учёные считают, что эта культура принадлежала к протомонголам.

Первым народом, обитавшим в Забайкалье, о котором многое известно как из археологических находок, так и из письменных источников (в основном, китайских) был кочевой народ хунну (209 год до н. э. - 93 год н. э.), создавший обширное государство в центральноазиатских степях, с распадом которого бывшие хуннские земли перешли под контроль монголоязычных Сяньби (93-234) и Жужаньского каганата (330-555).

В VI-IX веках в Забайкалье жили тюрки-уйгуры. X-XII веках южная часть региона оказалась в составе государства монгольских племён киданей. Государство это известно как империя Ляо. Известнейшими памятниками этих времен являются некрополь в Ильмовой пади, Кокуйское городище и Вал Чингисхана.

В XIII веке тайджиут-монголы жили в южной части нынешнего Забайкальского края. Джалаир-монголы проживали по реке Онон.. Южная часть Забайкальского края и монгольский аймак Хэнтий были центром Хамаг-Монгольского ханства.

В 1206 году на курултае великим ханом Монгольского государства, был провозглашён Тэмуджин, принявший новое имя Чингисхан. Территория края составляла неотъемлемую часть империи. От монголов в крае осталось немало памятников. Среди них - города, дворцы, усадьбы, такие памятники, как Чингисов камень, Чаша Чингисхана, Ворота Чингисхана. При всём этом, эти памятники никакого отношения к самому Чингисхану не имеют, но являются неотъемлемой частью множества легенд.

Чум - традиционное жилище тунгусов

Коренной народ Забайкалья, проживающий здесь ещё с времен неолита, это эвенки. Они исповедовали шаманизм и сохраняли патриархально-родовые отношения. Во времена монголов большая часть тунгусов находилась под управлением княжеского рода Гантимуровых.

В XIV веке Монгольская империя распалась на отдельные государства. До середины XVII века монголоязычные дауры (вместе с подгруппой гогули) жили в долине реки Шилка, в верховьях Амура и на реке Зея. Их территория граничила с землями дючеров, живших по Амуру к востоку от Зеи. По названию этого народа, регион их проживания в то время был назван русскими землепроходцами Даурией. Территория современного Забайкальского края вплоть до XVII века являлась частью Монгольского государства Северная Юань.

В составе Российского государства (XVII-XIX века)

С середины XVII века Забайкалье вошло в состав Российского государства. Первые землепроходцы пересекали Даурию (так называли земли за Байкалом) по рекам. Буряты и тунгусы, после длительного сопротивления, признавали новую власть и платили русской казне ясак. Забайкалье появился ряд острогов: Усть-Стрелочный, Иргенский, Нерчинский, Телембинский, Еравнинский, Аргунский, Сретенский. Начиная с 1704 года появились Нерчинский, Шилкинский, Газимурский и другие сереброплавильные заводы. XVIII веке население края быстро росло за счёт притока поселенцев и отправки на рудники преступников. Большую роль в развитии края сыграли и ссыльные участники декабрьского восстания. 1851 году была образована Забайкальская область. этом же году с целью укрепления границы создано Забайкальское казачье войско, численностью более 3,5 тысяч человек. конце XIX века в области началось железнодорожное строительство. Поднялась промышленность, росли и появлялись новые города и населённые пункты.

XX век

В начале XX века в Забайкалье приходят революционные настроения, вызванные русско-японской, Первой мировой войнами. После Октябрьской революции Советская власть в Чите установилась 16 февраля 1918 года. На начальном этапе Гражданской войны в конце августа 1918 года власть Советов была ликвидирована объединёнными силами белых, казаков и чехословаков. На территории края была образована Забайкальская Казачья Республика. тоже время развернулось широкое партизанское движение. апреле 1920 года на территории Забайкалья и Дальнего Востока была создана Дальневосточная Республика, с центром в Верхнеудинске, а затем в Чите, просуществовавшая до ноября 1922 года.

15 ноября 1922 года Дальневосточная республика вошла в состав РСФСР в качестве Дальневосточной области со столицей в Чите. Приход советской власти в Забайкалье ознаменовался строительством социалистического общества, национализацией предприятий, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией. 1935 году с целью усиления военного потенциала был создан Забайкальский военный округ (ЗабВО). годы Великой Отечественной войны в армию были призваны десятки тысяч забайкальцев. связи с угрозой нападения Квантунской армии Японии, на базе ЗабВО был создан Забайкальский фронт. 1943 году в области работало 37 эвакогоспиталей. 1945 году, после разгрома фашистской Германии, начались военные действия против Японии. Руководство проводилось из военного санатория Молоковка. Эта война стала тяжелейшей для народа.

После войны, в связи с засухой 1946 года и отсутствием крупной промышленности стоял голод. До 1949 года область восстанавливали 77 тысяч японских военнопленных. Полностью экономика была восстановлена к 1950 году. До 1990-х годов в регионе возникло множество различных предприятий. Среди них горные комбинаты в Первомайском, Краснокаменске, Орловске и Жирекене, Читинская ГРЭС, КСК, угольный разрез «Харанорский», заканчивается строительство Байкало-Амурской магистрали.

Конец XX - начало XXI века

В 1990-е годы произошли резкое сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства и падение уровня жизни населения. Закрывались детские сады, лагеря, спортивные учреждения, прекратили существование Петровск-Забайкальский металлургический завод, Читинский комвольно-суконный комбинат. С развалом лесной отрасли начались массовые незаконные вырубки леса и колоссальные поставки непереработанной древесины в Китай. Агинский Бурятский автономный округ с 31 марта 1992 года стал самостоятельным субъектом Российской Федерации. Экономику удалось стабилизировать только к концу 1990-х годов. 2000-е годы велось строительство второго пути Южного хода, а на сегодняшний день ведётся его электрификация. Ведётся строительство железнодорожной ветки Нарын - Лугокан. 1 марта 2008 года на территории Читинской области и АБАО возник новый субъект федерации - Забайкальский край. Так же на юго-востоке Забайкальского края планируется строительство и открытие двух новых крупных ГОКов: Быстринского и Бугдаинского.

См. также

  • История Монголии
  • Северная Монголия
  • История Бурятии
  • Забайкальская область
  • Читинская область
  • Объединение регионов России

Примечания

  1. Н.Наваан, Бронзовый век Восточной Монголии,
  2. История Монголии, Том I, 2003
  3. ФАЗЛАЛЛАХ РАШИД-АД-ДИН->СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ->ТОМ I->КНИГА 1->РАЗДЕЛ 2
  4. Амурская область: История. НАРОДЫ АМУРСКОЙ ЗЕМЛИ
  5. Быстринский ГОК в Забайкалье, возможно, запустят в декабре 2016 года - Чита.ру.

Литература

  • Константинов А.В., Константинова Н.Н. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года). - Чита: Издательство ЗабГПУ, 2002. - 248 с. - 10 000 экз. - ISBN 5851582170.
  • География Забайкальского края / Главный редактор Кулаков В.С.. - Чита: Экспресс издательство, 2009. - 308 с. - 3 000 экз. - ISBN 9785956601266.

история забайкальского края латвии, история забайкальского края на, история забайкальского края россии, история забайкальского краят

История Забайкальского края Информацию О

История освоения Забайкалья русскими первопроходцами


Роль казачества в освоении Забайкалья.


Время богатой истории, славной страницы истории, как и откуда началось освоение земли Даурской, Нерчинского края. Государство в конце XVI начале XVII века знает что где-то там, в Сибири есть серебро и золото на землях новых и неосвоенных. Экспедиции следуют одна за другой. Снаряжаются они за счет государственных средств, вкладывают свои деньги и средства богатые промышленники и служилое сословие. Все хотят новых землиц и «каменьев дорогих, рухляди и хлеба». Дорога сюда дальняя и надо идти с теплой одеждой, хлебом и порохом несколько лет из Московии. Изучаются отписки и скаски казаков, ведут расспросы о далекой земле «Шибир».
В 160-м году послан из Москвы досмотреть и описать московский дворянин Дмитрий Иванов сын Зиновьев. С ним послано со пяти городов служилых людей 150 человек, а ходили два года с лишком при тобольских воеводах при стол(ь)нике Василии Борисовиче Шеметеве со товарищи.» Того ж году и зимы поехал в Москву в феврале Василий Борисович…»
… И живут мунгальские кочевые скотоводы и земли по Онону хорошие, и пастбища хорошие, и скота много прибыльного. Из первых сведений лета 1640 года от Перфильева по рассказам бурят получил толмач Кондратий Мясин.
Живут даурские «конные» люди, бой у них лучной, язык у них свой…пишут Петр Головин и Матвей Глебов государю в сентябре 1641 года.
По Шилке реке и сторонним рекам, которые в нее (впадали) и впали - для серебряной, медной, свинцовой руды, хлеба искать наказывает воевода Головин письменному голове Пояркову в 1643 году. И живут там многие оседлые люди. Сделать чертеж и роспись земли той.
Пишет енисейский воевода Полебин в 1648 году о розыске руд: и золотая руда есть и серебряная. И люди « ясашные» есть.
И просят даурцы Хабарова в 1651 году оборонять их и говорят о том, какие есть, люди живут по рекам и где есть серебро, олово, золото и хлеб.
Отписки середины XVII века свидетельствуют.
1654 г. после 20 января. Отписка Петра Бекетова из Иргенского острога: «Да в нынешнем во 162 году генваря в 20 день писали ко мне с Шилки и с устья Нерчи-реки служилые люди Максимко Уразов с товарищи, что оне служилые люди на Великой реке Шилке, против устья Нерчи реки Шилкою рекою на низ пловучи на правой стороне, приискав крепкое и угожее место где быть государеву большому острогу, у рыбных ловель и у пашенных месть, для заимки, поставили малый острожек, а в нём одна изба с нагороднею.
Прибыв с казаками на место енисейский пятидесятник Максим Уразов сообщает: А об ясачном с товарищи пишет, что у них по сё число государева ясаку сорока з(с) два есть в заборе, а (у) служилых людей, а иных служилых людей он, Максимко, разослал для государева ясачного з(с)бору по сторонним рекам к тунгуским люде(я)м...». Максим Уразов отправляет служилых людей по сторонним рекам впадающих в систему Онон - Шилка. Далее делает отписку приказный человек Онуфрий Степанов в Якутскую воеводскую канцелярию, якутскому воеводе о планах на следующий год по освоению «Второго царства Сибирского»: ... А как бог даст на весну лёд (в)скроется и я на великой реке Шилке на усть Нерчи реки с служилыми людьми большой острог поставлю"1654 г. августа между 2 и 31 числа.
Петр Бекетов не смог в силу ссоры с князем Гантимуром остаться на реке Шилка. Часть казаков по легендам сохранившимся у потомков первопроходцев остались жить у тунгусов в долине реки Урульги, а Петр Бекетов с частью казаков вынужден был сплыть на плотах вниз на Амур."Да в нынешнем же во 162 году приплыли на плотах по великой реке Амуру из Байкалова от сына боярского от Петра Бекетова служилые люди 34 человека и подали челобитную, что де приплыли они для ради хлебной скудости и нуж(ды)и. И я, Онофрейко, по их челобитью тех служилых людей принял.""Шилкою рекою на низ пловучи на правой стороне". Здесь встречаются казаки из двух разных экспедиций, отправленных на освоение Даурии.
А что - же Максим Уразов с казаками? Миллер отмечает в 1735 году, что первый государевый острог был построен у истока реки Онон, недалеко от устья реки Шилке, где Шилку, образуют Онон и Ингода. Первый государственный острог был через некоторое время с места «городище» разобран и сплавлен вниз по Шилке казаками первопроходцами на место будущего Нелюдского острога (Шилкского острога?). Форпост построен в ноябре 1653 г. на правом берегу р. Шилки против устья р. Нерчи командой казаков во главе с енисейским пятидесятником Максимом Уразовым. Весной 1654 г. с прибытием основного отряда число казаков увеличилось до 60 казаков. Служилые казаки распахали землю и посеяли хлеб. Местные эвенки во главе с Гантимуром вытоптали посевы и угнали лошадей. Что не поделили местные эвенки и казаки? Здесь возникает извечный вопрос, а не виноваты ли в этом женщины. Возможно казаки стали брать себе в жены местных эвеночек без спроса и разрешения кого бы то ни было, тем более Гантимура …
Бекетов оставил малый острожек на Шилке. По легендам потомков первопроходцев Пешковых проживающих в Приононье существует рассказ об оставшихся казаках, не ушедших на Амур. Жили они в долине реки Урульги с эвенками до прихода казаков Пашкова.
А Петр Бекетов сообщил уже с Амура в воеводскую канцелярию: "В прошлом во 161 году... велено мне быть на службе на великой реке Шилке на усть Нерчи реки для поставки острогу... и приехали сюда многие тунгусы войною и нас на Усть- Нерчи осадили и острога поставить не дали... и в бед(н)ости сплыли мы по великой ро(е)ке Шилке к Амуру к Степанову в Усть-Кумарский острожек". ...
Малый острожек на Шилке более трех лет использовался в качестве ясачного зимовья, по отписке шедшего на воеводство А. Пашкова. Он сообщал царю: "В нынешнем во 165 году мая в I день писал ко мне в Брацкий острог с великие реки Шилки из острожку десятник казачей Калинка Полтинин", что "он де Калинка Полтинин с товарищи ныне сидят в Шилском острожке в осаде без хлеба и питаютца сосною". В очередной отписке, уже по прибытии на Шилку, Пашков сообщил царю о том, что ясачные племена еще "до моево, холопа вашего, приходу" острожек на Шилке "сожгли и шилкских служилых людей побили". Во всех документах этот острожек назывался не Нерчинским, а "Шилкским" - по названию реки". Данная отписка дает право полагать об оставшихся казаках - первопроходцах на реке Шилке, которые согласно государева приказа остались здесь нести службу.
И во 163 году прислан новый государев наказ из Енисейска идти в новую Даурскую землю с ратными людьми из Тобольска и иных городов. О походе А. Пашкова в Даурию приводится грамота царя Алексея Михайловича, датированная 20 августа 1655 года на имя Енисейского воеводы Ивана Акинфова, где указано «Афанасию Пашкову, с сыном Еремеем, быть на государственной службе в новой Даурской земле, и послать туда с ним 300 сибирских служивых людей разных городов, пятьдесят пудов пороху, сто пудов свинцу, сто ведер вина, восемьдесят четвертей ржаной муки енисейской пахоты, десять четвертей крупы и столько же толокна, кроме того, выписку из таможенных книг, как образец для ясачного сбора, да для перевозки их суда, изготовленные для даурской службы, на чем бы можно было им поднять запасы». С этой грамоты и даты идет старшинство Забайкальского казачьего войска над Енисейским войском: "Афанасию Пашкову, с сыном Еремеем, быть на государственной службе в новой Даурской земле..."да послати с ним же из сибирских городов служилых людей стрельцов и казаков из Тобол(ь)ска шез(сть)десят человек, с Тары трит(д)цать человек, с Тюмени сорок человек, из Туринского десять человек, из Сургута десять человек, из Березова сорок человек, из Томского пят(ь)десят человек, из Кузнецкого десять человек, из Красноярского острогу пятнадцать человек, всего изо всех городов триста человек холостых пеших". Из всех наказов видно, что государство было в курсе всех дел на востоке, держало ситуацию под контролем, преследовало цель на пашенных местах со всякими угодиями, поставить новые остроги, т.е. захвата новых земель, поиска серебра и золота, причем "мягкая рухлядь" не имела какой-то особый приоритет. Экспедиции служилых людей были сконцентрированы в Енисейске, и специально было наказано, чтобы они успели прийти туда летом, чтоб не перемерзли в пути. И уже из Енисейска был начат поход во «Второе Сибирское царство». Становится ясно, что Даурию к России присоединили, и основали Нерчинск- служилые люди. В 1658 г. строительство острога было возобновлено уже на левом берегу р. Шилки.
Предпринимаются попытки обеих сторон наладить добрососедские отношения между Китаем и Россией. Так в 178 году(по старому стилю) присылал из китайского царства китайский царь в Дауры, в Нерчинские остроги, в 178 год 18 день послов своих, зайсана по имени Мунгучея, по нашему зайсан рекше - боярин, и подъячего и с 40 рядовых. В то время был в воеводах Данило Аршинский. Посылал Данило Аршинский в Китай, к царю великого государя посланцев, 8 служилых людей с Игнатием Миловановым и Григорием Кобяковым. И они в Китайском были, и царя видели, и корм и честь, и дары были от царя им, и лист великому государю к Москве послал и отпустил тем -же путем. А к Даниле Аршинскому выслал дары из Китай, седло оправное серебром, со всею збруей и иные подарки… Так Нерчинский воевода предпринял самостоятельную попытку наладить отношения с соседним государством.
Через пять лет в 1775 году, первый официальный посол Н.Г. Спафарий по пути в Китай пишет о Нерчинске: «Острог Нерчинский стоит на левой стороне реки Нерчи на ровном месте, а ниже острога река Нерча впадает в Шилку. В остроге — церковь воскресения Христова, а жилых дворов казачьих — с 60, а служилых, кроме промышленных, — человек с 200… В более поздних документах Читинской православной епархии находим: «От этого храма на память нам остались достойныя почитания святыни: 1) серебрянный крест, напрестольный, под золотом, изображения выбиты, древней работы, весу два с половиною фунта, по вырезанным надписям на нем значатся следующие святые мощи: «Лазаря четвородневнаго, Андрея Первозваннаго, Евангелиста Марка, Архидиакона Стефана, Царя Константина, Василия Велекаго, Святителя Филиппа, Игнатия Богоносца, Феодора Стратилата, Ефрема Сирина, первомученицы Феклы, великомученицы Варвары». Время построения его так обозначено на св. кресте: "1695 году Марта в 1-й день построен сей крест Нерчинскаго города церкви Воскресения. Приложил пятидесятник Федор Пешков». "Приложил"- это значит подарил Пешков Федор Иванович, казачий пятидесятник, напрестольный серебрянный, под золотом крест "древней работы". Крест напрестольный - Крест с изображением Распятого Господа, полагаемый на престоле рядом с Евангелием. Напрестольный является третьей неотъемлемой и обязательной принадлежностью святого престола. Евангелие, как содержащее в себе слова, учение и жизнеописание Иисуса Христа, знаменует собою Сына Божия; образ Распятия (напрестольный Крест) изображает самую вершину подвига Его за спасение человеческого рода, орудие нашего спасения, жертвоприношение Сына Божия за грехи людей. Евангелие и Крест составляют вместе полноту открывшейся в Новом Завете Божественной истины о Домостроительстве спасения человеческого рода.
Кто же были эти Нерчинские служилые люди по своему статусу. Дети боярские I, II, III, IV статьи. Среди Нерчинских служилых людей это был высший до появления дворян чин, являвшийся главным источником комплектования командных кадров - сотников, конных и пеших пятидесятников, т. е. командиров отдельных казачьих команд или гарнизонов. Далее шли десятники, у них в подчинении конные казаки, у пеших пятидесятников - казаков в подчинении десятники с десятком пеших казаков. Отдельно подчинены атаману пушкари, гранатчики, барабанщики, каты … Именная Нерчинская книга 1686 года - 202 служилых казака. 1725 год - 429 служилых казаков. Таким малым числом устраивалась Нерчинская пограничная линия. Служилые люди в месте сбора - Енисейск, на место службы - Нерчинск, а служилые со всей Сибири. "...В прошлом 192 году июля в 26 день писали к нам Великим Государем; из Тобол(ь)ска, боярин наш и воеводы князь Петр Семенович Прозоровский с товары(и)щи, что по нашему Великих Государей указу послали они, из Тобол(ь)ска, наших Великих Государей ратных людей, в Енисейск, для Даурские посылки, Тобол(ь)ских служилых людей пеших казаков сто человек, да из Тобол(ь)ска ж новоприборных двести пят(ь)десят человек, Туринских тридцать человек, Верхотурских и Тюменских двести двадцать человек..."Из грамоты Верхотурским воеводам Михайлу Толсто… и Григорию Нарышкину, о сборе и высылке ратных людей в Енисейск для защиты Байкальских и Даурских острогов.
Для всех чинов служба в XVII веке не ограничивалась ни возрастом, ни количеством отданных ей лет. Отставка же следовала лишь тогда, когда казак не мог выполнять своих обязанностей из-за старости, болезни или увечья. Для таких и построили Нерчинский Успенский монастырь. Монастырь изначально возводился как последнее пристанище для одиноких, так и не сумевших создать семьи, престарелых и увечных служилых, некогда пришедших сюда с отрядами Уразова, Бекетова и Пашкова. Благодаря сохранившимся в Государственном архиве Забайкальского края именным переписным книгам за 1706-1711 годы и сметным спискам 1714 года казаков, крестьян, бобылей и ясачных, относящихся к монастырю, стали известны их фамилии.
Все государственные дела вел назначаемый государем воевода и Нерчинская воеводская канцелярия. Нерчинская воеводская канцелярия вела контроль за доставкой и выдачей жалованья. Жалование в виде медной монеты и хлеба шло огромным обозом до двух лет, поэтому часто были задержки. Годовые оклады служилых людей рассчитывались в зависимости от чина, рода службы, индивидуальных заслуг, а также от семейного положения (на жену полагалась небольшая прибавка в продовольствии). У большинства конных казаков получающих денежные, хлебные, винные и соленные жалования в год выходило до 8 рублей, от 10 пудов муки ржаной, 3 пудов муки ярочной, 7гривен с полгривной соли. Соль получали с 1661 года с Борзинских соленых озер. Пешие казаки получали годовое жалование немного меньше. Средние цены в Нерчинске XVII века были примерно таковы: корова от 3 до 5 рублей., лошадь от 7 руб., верблюд до 10 -12 рублей, аршин солдатского сукна до 1 руб., простого холста от 6 до 70 коп., кафтан из овчины-1 руб., байховый чай - фунт -50 коп., кирпичный чай -один кирпич от 25 до 50 коп., леденец -фунт -10-15 коп., арбуз из Китая - штука - 15 коп., яблоки-сотня-20 коп., пшено -1 пуд-от 60 коп. до 2руб., пшеничная мука от 50 коп. до 2 руб. за пуд., говядина - пуд в среднем 1 руб.30 коп., баранина - пуд - 1 руб. и т. д. Из «казенных амбаров» Нерчинска служилые вооружались: им выдавали огнестрельное оружие, а на время походов боеприпасы. Коней и фураж реестровые казаки должны были приобретать за свой счет.
Казаки могли в счет жалования выписать себе порох. В архиве ГАЗК храняться документы о выписке пороха Пешкову Прокопию, сыну нерчинскому боярскому. Хороший доход нерчуганам приносила добыча слюды. Фунт крупной слюды для продажи в Китай стоил 8-10 рублей. В начале 1701 года в особенном наказе замечено нерчинскому воеводе «стараться о приисках слюды». Итак, государство обратило внимание на стоимость слюды поставляемой казаками и промышленными людьми на китайский рынок. Отписки и сказки казаков, исследования путешественников, расспросные речи местных жителей подтверждают непосредственное участие казаков в геологических поисках и находках самых различных месторождений. Следует заметить, что нерчинские воеводы привлекали к охране серебряного Нерчинского завода кочевавших по притокам Аргуни эвенков Дуликагирского рода (зайсан Котогор). Так - же в мае 1705г. пятидесятник Федор Каюков по приказу воеводы Мусина-Пушкина привез "на лехком судне рудоплавные припасы". Сын воеводы Федор ездил рекой в Аргунский острог к промыслу и привез 5фунтов и 30 золотников серебра.
Поиск сердолика как отдельный вид агатов, поиск яшмы говорит нам о значимости и серьезности добычи в XVII веке. С 1702 года агаты, а в 1706 году яшмовая торговля существует отдельной строкой в статьях дохода служилых людей. Это надо иметь стабильный рынок сбыта, чтобы торговля самоцветными камнями делилась на отдельные виды продукта купли - продажи. Изделия из серебра и драгоценных и поделочных камней на культовых местах аборигенов, различные женские украшения, изделия культовой атрибутики шаманов, кухонная утварь все это показывало казакам богатство приононской и приаргунской земли. Кочевые рода в обмен на необходимые для них безделушки и не безделушки открывали для первопроходцев веками сложившие караванные, торговые и скотопрогонные пути - дороги в Монголию и Китай. Возможно в 1713 году казаку Епифанцеву присваивается звание сына Нерчинского боярского третьей статьи за поиск и находку «красной меди» в Приононье. Нерчинский казак И. Гурков находит на Адун- Челоне месторождение ценных и поделочных камней в 1723 году. К середине XVIII века город Нерчинск становится центром торговли ценными и поделочными камнями.
Служебная загруженность Нерчинских казаков в XVII-начало XVIII веков представляла собой постоянную реестровую командировочную службу. Территория охраны границы, сбора ясака, а в дальнейшем и контроль за тяглом, была огромной, «по северам» - реке Олекме, в Приаргунье, Приононье, Чикою, Селенге, Джиде, поиски полезных ископаемых, «застолбление каменными маяками» границы с Халкасией и Китаем. Все это облегчалось очередностью «служб» в городе Нерчинске и сопровождение царских торговых караванов, где беспошлинно разрешалось казакам вывозить незапрещенный товар. После «годовалой службы» Нерчинский казак Василий Пешков рассказывает первому царскому послу Спафарию в городе Нерчинске о Сахалине и Амуре в 1675 г…и каменьев всяких, богата земля. Награда Спафария в том, что он обнародовал ценнейшую научную информацию. Знания о Сахалине и народах, там обитавших, он получил от Василия Пешкова и купца Григория Никифорова, что в устье реки Амур "имеется богатой полуостров", а на нем "много соболей и жемчугу, и каменья, и всякие богатства"… и служили там нерчинские «камышные» казаки 38 лет назад. Нерчинские казаки доставляют из командировок в город Нерчинск товары для продажи в Китай. Паллас пишет: «Главный доход доходит до Китайского торга состоит от новоотысканных на востоке островах и некоторой частью необитаемых сибирских местах». Камчатские морские бобры высшего качества доходят до цены - 140 рублей за шкуру, а это уже капитал. Следует отметить что Нерчинская торговля по товарообороту за период 1682 - 1690-ые годы превысила всю «западную»российскую торговлю.
Большое место занимала служба на «заставах» — и таможенных, и перекрывавших «заказные» (запретные) пути. Особенно на Олекме - реке, заставе, контролирующей на данном этапе единственную таежную дорогу, транзитный путь в Москву. У нерчинского казака Федора Пешкова с его соболиного Олекмы реки промыслу с четырех соболевой по таможенной оценке со шести рублев десятой пошлины двадцать алтын взято. ГАЗК.Ф.10.оп1.д.1. л.8(0б)- 9. В 1682 году воевода просит государя прислать таможенные книги в Нерчинск, так как Якутск далеко и мимо(беспошлинно) проходит много товара из районов Дальнего Востока. Поэтому время создания Забайкальской таможни возможно приходиться на 1682 год... Главный экономический вопрос того времени - застава стоит на Олекме. Просто так это происходить не будет в силу ряда причин: казаков на огромной территории мало, на заставе должен стоять казак знатный, имеющий доверие города Нерчинска.
Как велись государственные дела в Нерчинске показывает еще одно дело о хищении из дома Веры Лабы, вдовы Юрия Лабы казачьего десятника, казачье дочери. У нее украли коробью с жемчугом, перстнями, различными украшениями с каменьями, закладными долговыми бумагами на общую сумму 253 рубля... Расследование шло с опросом всех свидетелей, обследованием места происшествия, очной ставкой. Служилые нерчинские люди на рубеже XVII-XVIII века показывают нам пример ведения дел на какой высоте было судебное производство. В Нерчинске существовала выборность «начальных людей», которых окончательно утверждала Нерчинская воеводская канцелярия. Казаки считали себя вправе отстаивать собственное мнение в таких принципиально важных для них вопросах, как выбор места для своего будущего поселения, сроки, тактику и маршруты военных экспедиций в Халкасию, особенно по возврату ясачных людей и скота. Нередки были ситуации, когда служилые люди собирались, как вольные казаки, для решения «войсковых» проблем «на круг». Так в 1699 году Нерчинские казаки собрались самостоятельно уйти на Сахалин и создать свою автономию. Государь приказал провести расследование среди Нерчинских служилых. Были опрошены казаки и среди них, Нерчинские, сын боярский Никита Титов по прозвищу Мара «смерть», атаманом всех казаков оказался Пешков Василий. Следует отметить, что воевода не принял жестоких мер к казакам. Они продолжали нести государеву службу. Иначе в такой конфликтной ситуации «войско» могло открыто отказать воеводе в подчинении. Нерчинская воеводская канцелярия, но и московская администрация была вынуждена смириться с таким «самовольством». Нерчинские казаки имели собственную казну (коробью) и пользовались ей с общего ведома и согласия. Строительство Нерчинского Успенского монастыря начинают и заканчивают казаки. « И как вкладчики монастырь будут строить, и в то время и до смерти монастырь ведать, и над ними расправу чинить ему Никите». Огромные по тем временам деньги в несколько тысяч рублей казаки выдают каменных дел мастерам за строительство каменного ансамбля монастыря. Служилые конные и пешие Нерчинские казаки осуществляли контроль за очередностью в выполнении особо обременительных служб, имели свое знамя, оружейников, барабанщиков, пушкарей, гранатчиков, лекарей, кузнецов, даже катов.
Дальнейшее освоение Приаргунья и Приононья собственно и было задачами реестрового служилого сословия в Нерчинске, Нерчинском воеводстве и было связано с этим видом отъезжей службы. В степи, на места дислокации, на казачьи «станки» русские казаки малым числом из Нерчинского гарнизона посылались в «Реестр командированных казаков». Реестровые казаки пополняли малочисленные тунгусские команды, а «по опасным вестям» и тунгусские Борзинскую и Урулюнгуйские партии, представляли Нерчинский гарнизон там, где «своих» служилых людей не было. Отдельно на Камчатской « реестровые казаки» могли находиться до «перемены» и по году, и по многу лет. Успешное плавание нерчинского казака Кузьмы Соколова на Камчатке в 1716 году показывает успехи в освоении новых земель нерчуганами. Многие казаки привозили из дальних командировок себе жен из числа местных эвеночек. Не проходило это и без казусов. Так в 1725 году казаки вместо ясака с тунгуских родов взяли себе красивеньких девушек. Об этом жаловался митрополит Филофей, что мол живут с некрещенными девками. Однако это недовольство исчезает, как только казак приводит свою «вторую половинку» в православие.
Нерчинские казаки сопровождали казенные грузы, конные — охраняли русские посольства, шедшие в Китай. Вот что пишет Избрант Идес.1692 год. Нерчинск. В этом городе нам пришлось пробыть восемь недель, пока лошади и верблюды не ожили на свежей траве. Живущие здесь казаки очень разбогатели на торговле, так как они имеют право беспошлинно торговать с Китаем. Здесь мы обзавелись всем, что нужно для предстоящего долгого путешествия по великой пустыне, в первую очередь быками, которых мы погнали с собой, забивали по нескольку голов по мере надобности и тут же съедали, и отсюда пятьдесят казаков должны были провожать нас в качестве конвоя в Китай и обратно. Господин посол указал нам на обязанности каждого. И это касалось как русских дворян, так и купцов, находившихся в нашей свите, чью воспитанность во всех отношениях я не могу не засвидетельствовать так же, как то уважение, какое они выказывали нам, немцам, допущенным к целованию руки его царского величества. Таким образом, каждому пришлось поработать, чтобы быть готовым к дальнейшему путешествию. Наибольшие по объему партии китайского товара ввезли из нерчинских служилых сын боярский Н. Варламов, атаман С. Тархов, ... В. Шемелин и рядовые казаки И. Хамунский, В. Хлуднев, В. Пешков, Д. Бобров, С. Кириллов (Шадрин) и др. ...
Государственные полномочия в городе Нерчинск исполнялись не столько воеводой, сколько воеводской канцелярией. Здесь же были служилые, государственные люди, которые имели право проверять воевод на лихоимство. Проверяли как идет тайный закуп серебра и золота у китайцев и тайно везли это в Москву. Царь Пётр I во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно вручал дела нескольким избранным лицам. Федор Головин друг царя Петра получив наказ и разъяснения действовать на Нерчинской земле, вершил дела, по совести и чести. Поимка лазутчиков была главной задачей воевод, что видно из наказов чиновникам, которые они получали, отправляясь на пограничные территории. Сказка нерчинских конных казаков Ф.Пешкова с товарищами о посылке их в селенгинские и нерчинские остроги для сбора сведений о монголах: В нынешнем во 196 году февраля в 16 день в Нерчинску в приказной избе стольнику и воеводе... И для подлинных ведомостей о приходе неприятельских мунгальских людей под селенгинские остроги посылал я из Нерчинска конных казаков Федьку Пешкова с товарыщи 3 человек на заводных подводах. И посыльщики Федька Пешков с... Разведка и контрразведка Федора Головина очень много сделала для становления города Нерчинска как оплота России перед Китаем.
Сначала царские полномочия носили характер временного личного поручения; но в 1711 они были возложены на созданное при этом 22 февраля учреждение, получившее имя Правительствующий Сенат. Пётр определяет, что по отбытии его Сенату следует делать применительно к Нерчинску: «суд имеет нелицемерный, расходов напрасные отставить; денег как можно больше собрать; дворян собрать молодых; а соли стараться отдать на откуп; торг китайский умножить.» Это инструкция, на что обратить преимущественное внимание. «Ныне уже все у вас в руках», — писал Петр Сенату. Наблюдения приказа простирались вплоть до границы, где постоянно возникали военные конфликты; не оставались без внимания и торговый Нерчинск, где появлялись купцы, выполнявшие особые поручения зарубежных правителей. Нерчинским служилым приходилось внимательно присматриваться к составу посольств, угадывать за льстивыми речами их тайные замыслы. Многие из прибывающих в составе царских караванов имели особые поручения в Нерчинске, что не могло не волновать служилых людей. Непосредственной охраной границ Нерчинского воеводства, а в дальнейшем и уезда имевших уже в то время большую протяженность до Сахалина и устье Амура, Камчатку, занимался Разрядный приказ. В Нерчинскую служилую канцелярию отошло «писание в чины», то есть назначение на все нижестоящие военные и гражданские должности воеводства и уезда, заведование всем служилым сословием, ведение списков, производство смотров и наблюдение за неукрывательством от службы. В Читинском архиве сохранилась Нерчинская запись: Оклад денежный Семену Пешкову 1 января 1725 года Семен за старость от службы отстранен из Разрядного стола со справкой (и пенсией) подъячего Федора Мальцева во его Семенова места по оклад в казну казачей службы приверстан казачий сын Степан Галкин, а вместо конной службы велено ему служить в канцелярской его императорского величества…
Особо доверенные Нерчинские казаки выполняли государственные задачи по доставке секретных грузов, документов в Москву. Нередко погибали в дороге от рук разбойников. Дети боярские 1-й статьи. Дети боярские с окладом денег по 12 рублей, хлеба по 12 четей ржи, овса потому ж, по 3 пуда соли…Василий Пешков, едучи он, Василий, К Москве, в дороге от разбойников убит, и в нынешнем 1712 году майя в день, по Указу Великих Государей, и письму из Розрядного Стола, за справою подъячего Федора Мальцова, в его, Васильево, место и оклад, в конную казачью службу приверстан по Hерчинску сын его Федор…
Среди казаков, промышленных и посадских людей, осваивающих Нерчинск, было немало грамотных людей. В середине XVII века Сибирский приказ отправляет Евангелие, Псалтырь, Миней, другие книги на сумму 38 рублей 26 алтын. В 1690 году так - же отправляются книги: Евангелие, Псалтырь, Требник, Служебник с ценой от 80 копеек до 4 рублей за экземпляр. Здесь были люди с тягой к более широким знаниям, которые достигали значительных успехов путем самообразования. Казачьи пятидесятники, казаки должны иметь грамоту и уметь писать отписки по выполненным заданиям и длительным командировкам на новые земли. Во время межгосударственных сношений с тунгусскими князьками, монгольскими, бурятскими тайшами или китайскими чиновниками казаки всегда были одеты подобающим образом и вели себя пристойно согласно требованиям международного этикета. Так как казаки могли попасть в представители государства Российского, то по не писаным правилам у них, в команде, в переменных казачьих сумах находилась парадная одежда с позуметами, обшитая золотом и серебром.
В 1724 году Нерчинские казаки просят обучать казачьих детей в Нерчинском горном округе, где открылись горно - заводские школы. В прошлом 1723 году Тобольск, в школу детей отправлять накладно и небезопасно в связи с долгой дорогой и здоровьем. «… их детей определили на Серебрянные заводы в школу господина Тимофея Бурцева». Воспитанием и обучением казака - защитника границы была проникнута вся система казачьего самоуправления жизнедеятельности на местах постоянного дислоцирования. Универсальный тип нерчинского казака - защитника семьи позволял воспитывать через девиз «Делай как я» молодое поколение в духе терпимости к нерусскому населению, вере в государство, защите его границ. С раннего детства служилое казачье самоуправление на местах дислокации показывало обществу свою цель коллективного проживания, как общие задачи по охране границы, экономическому благосостоянию семьи, правилам международного торга, «помочи» в строительстве и другим вопросам жизнедеятельности. Именно так каждый казак стремился к развитию своему физически и нравственно. Воспитание будущего казака-воина, служилого человека начиналось в семье. Служилый человек в Нерчинске считался универсальным воином и следопытом. На их счету поиски и открытие серебра, месторождений ценных и поделочных камней, редких лекарственных растений. Главными критериями в семьях считались следование служилым традициям, умением рачительно с прибылью вести домашнее хозяйство, ухаживать за конем. Казачонка сажали на коня, постепенно его приучали к седлу, к пяти годам казачок твердо сидел в седле, в 10-12 лет принимал участие в конных скачках. Традицией было постригать малыша в год наголо. Приемы возникновения детского интереса к поискам: например, молочные зубы опускали в щель между половицами и приговаривали: мышка, мышка возьми зуб простой, а дай золотой. Существовал православный, патриархальный тип семьи, когда вся «родова» проживала на одном месте дислокации. Не все могли попасть в штат служилых людей. Поэтому родственники могли попасть в различные сословия, что было до образования ЗКВ, в 1851году повсеместно. Середина XVIII века. С 1754 года в городе начинает и работает Нерчинская навигацкая школа. Конкурс для поступления был очень жесткий. Туда мог поступить только читающий ребенок. Указ правительствующего Сената Иркутской губернской канцелярии. Получено 8 января 1757 года. Рапорт в Нерчинскую воеводскую канцелярию. Казачьи дети: велено выучить казачьих детей для обучения навигацких наук: Иван Белокопытов, Лев Петелин, Федор Попов, Потап Анисимов, Зайков, Григорий Петров (Квашнин), Демид М., Иван Ефимов, Яков Котельников, Иван Бородин, Илья Попов, Петр, Денис Большаковы, Данило Пешков, Спиридон Мусорин, Федор Шунков, Ларион Пешков, Харлам Соколов, Емельян Цветков, Сидор Кулаков, Гаврило Васильев, Ефим, Антон Пешковы, Сил, Лазарь, Иван Новиков.
Получено 4 февраля 1757 года в Нерчинскую воеводскую канцелярию. Доношение Указ № 542, принять Читинского ведомства казачьи дети по требованию господина экипажмейстера Соймонова послано 26 апреля 1754 года. Казачьи дети: Ларион Данилович Пешков - 17 лет. Читинской приказной избы. Ученики стали носить ученическую форму из камзола и кафтана. Кафтан (прородич жилета) обычно одевался под камзол, был украшен галунами, бижутерией, часто изготавливался из одной с ним ткани. Галунами - золотой серебрянной или мишурной лентой узорного качества или кружевного плетения оторачивали одежду шляпы. Золотой шляпный галун стоил в пределах 12 рублей (стоимость двух коров). Ученикам выдавали лосинные штаны из кожи лося или другой кожи. Одевать их надо было влажными для лучшего обтягивания ног. Конечно это было неудобно для носки и вызывало неприятные ощущения. Лосины должны быть белого цвета. Такова была форма одежды. В дальнейшем выпускники несли службу на различных должностях и ведомствах Нерчинска и Нерчинского уезда. Для снабжения 800 казаков из Нерчинска продовольствием, боеприпасами, пушками на Нерчинской линии границы обустраиваются войсковые магазины в Шаранае и Акше на реке Онон. Доставка производится по воде и далее по суше экспедиционными отрядами к местам постоянной дислокации на границе. В Нерчинске работает оружейная мастерская где ремонтируют и ставят на лафеты пушки. Из России присылают секретное оружие того времени - единороги.
Активное заселение и хозяйственное освоение Забайкалья, начавшееся в семнадцатом веке, неразрывно связано с деятельностью православных церквей и монастырей. Протоиерей РПСЦ Елисей (ЕЛИСЕЕВ) сказал: Общеизвестно, что освоение Сибири и Дальнего Востока русскими первопроходцами началось до трагических событий церковного раскола XVII века и казаки Бекетов и Пешков, Ермак и Хабаров были носителями дораскольной (или старобрядческой) традиции. Многие села и станицы даурской земли помнят святых старообрядцев. Помнят о них и верующие, для которых религиозные подвижники — это путеводные звезды, указывающие верный путь и не дающие сбиться с выбранной дороги.